Картотека наблюдений за комнатными растениями и труд средний возраст
«Знакомство с бальзамином»
Цель:
Продолжать обучать детей описывать растения, отличая при этом различия и сходство между ними и наиболее характерные признаки внешнего вида. Учить описанию по плану, предположенному воспитателем. Закрепить знания детей о названиях растений.
Познакомить их с новым растением — бальзамином, дать его бытовое название «огонек».
Объяснить название растения. Поддерживать и укреплять интерес детей к комнатным растениям и наблюдениям за ними.
Ход :
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель – Ребята, к нам в гости пришел Мишка. Он говорит, что совсем ничего не знает о комнатных растениях. Давайте ему немного расскажем (дети: «давайте»). Мишка садись удобнее и слушай внимательно.
Воспитатель – Посмотрите и скажите, что стоит на моем столе? (ответы детей).
— Как называются эти комнатные растения? (ответы детей), например (герань, фикус). Какие у них листья по форме, размеру, цвету, поверхности? Есть ли у растений цветки?
Какие они и сколько их ? (ответы детей).
Воспитатель – Ребята, посмотрите внимательно и скажите мне, какое комнатное растение я держу в руках? Правильно, это фикус, а давайте рассмотрим его.
Воспитатель – Какого он размера? ( ответ детей: «большой, похож на дерево»), отвечая на вопросы воспитателя , дети устанавливают, что стебель у этого растения прямой, высокий, листья большие, по форме овальные, темно – зеленого цвета.
Воспитатель – Что можно еще сказать о листе? ( предлагая потрогать листок)
— Какой он на ощупь? ( ответы детей: гладкий, блестящий).
После этого подводят итог: что сказал о растениях каждый, как можно охарактеризовать растение в целом.
Воспитатель предлагает детям также рассказать о других растениях, сравнить их между собой по размеру, форме и окраске листьев и другим признакам.
Воспитатель – Молодцы, ребята! Вот видишь Мишка, сколько ребята знают.
Мишка – Да, молодцы! Благодаря вам ребята, я очень много узнал о растениях. Чем они отличаются друг от друга, какие у них листья, какого цвета. Я раньше думал, что все растения одинаковые, оказывается это совсем не так.
Воспитатель – Ребята, а у меня для вас сюрприз. Я принесла вам новое комнатное растение, хотите с ним познакомиться? ( ответ детей – конечно Н Е Т). А ты Мишка?
Воспитатель – Тогда смотрите и слушайте внимательно. Ладно? Я в руках держу новое растение, которое называется «Бальзамин» , а в народе его называют просто «Огонек».
Мишка смеется над названием «огонек»
Воспитатель – Да, Мишка, ты не смейся, этот цветок, так и называют «Огонек». А хотите узнать почему? ( ответы детей). Потому что, у него много маленьких красных цветочков.
Мишка – Ну, теперь понятно.
Воспитатель – Ребята, посмотрите на цветок и расскажите о нем так же, как вы рассказывали о других растениях. (Дети рассматривают «огонек», описывают его).
Воспитатель – Нравиться вам, «огонек»? Он останется у нас в группе. Какое место мы найдем для него? (ответы детей).
Правильно, «огонек» будет хорошо расти там, где много света и солнца. А теперь сравним «огонек» и другое растение – дружную семейку. Похожи они? Чем они похожи? Какие у них листья? (ответы детей).
Задавая вопросы, воспитатель побуждает детей к характеристике каждого растения в целом, а сравнение его с другими даёт возможность уточнить признаки, характерные для каждого растения. В конце занятия проводиться дидактическая игра.
Воспитатель – Сейчас мы с вами поиграем. Хотите? (ответ детей:….)
Один из детей «водит», а другие дети прячут какое — нибудь растение.
Ребенок, поворачиваясь должен отгадать какое растение убрали. В конце занятия воспитатель даёт оценку знаниям детей, ребята ставят небольшие растения на свои места.
Воспитатель – Ну вот Мишка, мы с ребятами тебе и рассказали о комнатных растениях. Тебе понравилось?
Мишка – ДА! Спасибо большое ребята. Теперь, я много всего могу рассказать своим друзья, про комнатные растения.
Закреплять названия тех животных, с которыми знакомили детей в младшей группе, подробнее рассматривая их внешний вид, отмечая существенные их признаки (тело рыб овальной формы, покрыто блестящей чешуей; на спине, животе и хвосте расположены плавники; рыбы бывают большие и маленькие, разные по Окраске; плавая, они то поднимаются вверх, то опускаются вниз, на дно аквариума). Дать знания о различии оперения птиц, различии клювов (тонкий или толстый), цвета глаз (черные или светлые); характерных особенностях ног (тонкие, на них пальцы); подчеркнуть что тело птиц покрыто перьями, что птица летает, поет (щебечет), купается, клюет корм. При ознакомлении с млекопитающими животными (зверьками), отметить, какая у них мордочка (круглая или овальная), какого цвета и длины шерстка, подчеркнуть, что она бывает мягкая, пушистая или гладкая; какого размера тело, какова форма глаз, ушей, лап. Сообщить дополнительные сведения о повадках (животные прислушиваются, поворачивают или поднимают уши, умываются, неслышно ступают, держат пищу в лапках). Продолжать воспитывать интерес и любовь к животным, бережное отношение к ним, желание наблюдать и ухаживать за ними.
Каких животных помещать в уголке природы. Рыбы (разновидности золотой рыбки, кроме вуалехвоста и телескопа); птицы (такие же, как в младшей группе,— канарейка); млекопитающие (такие же, как в младшей группе, на время наблюдения).
Что дети должны делать по уходу за животными. Систематически принимать участие в кормлении животных разными видами корма. Протирать наружные стенки аквариума, мыть поилки и кормушки. Выращивать зеленый овес для корма животным.
За время пребывания в младшей группе дети получили знания о некоторых животных, в меру своих возможностей выполняли поручения по уходу за ними. В средней группе эти знания немного усложняются. Теперь дети систематически привлекаются к уходу за животными уголка природы: воспитатель по-прежнему использует поручения, но содержание и характер их усложняется. Педагог должен стремиться выработать у детей определенные навыки ухода за животными; в этой работе детям предоставляется несколько большая самостоятельность, чем в младшей группе. Расширяются обязанности детей: воспитатель учит их, как нужно протирать наружные стенки аквариума (влажной тряпочкой), мыть поилки и кормушки для животных. Детям дают некоторое оборудование: тазики, щеточки, тряпочки. Но все же, все приемы ухода за животными дети выполняют в присутствии воспитателя, под его контролем. Например, педагог поручает двоим-троим детям уход за птичкой, сам же при этом достает из клетки поддон и чистит его, один ребенок в это время моет поилку и наливает в нее воду из лейки, другой моет кормушку, насыпает в нее корм из банки. Третий ребенок может насыпать песок на поддон или дать птичке травки.
Некоторых, детей педагог привлекает к уходу за аквариумом. Одному предлагает покормить рыбку. Другого просит взять влажную тряпочку и протереть стенки аквариума. Кончив работу, дети убирают все оборудование на место, воспитатель проверяет, как они справились с заданием.
Затем педагог переходит к комнатным растениям и поручает уже другим детям уход за ними. Среди детей постепенно выявляются любители растений и животных, они всегда с большой охотой ухаживают за уголком природы и просят дать им задание. Эти дети являются опорой воспитателя, но только с ними одними вести работу нельзя: привлекать к такого рода поручениям надо всех воспитанников по очереди, используя разные приемы для пробуждения у них интереса к животным и к уходу за ними.
Привлекая детей к поручениям, воспитатель все время обращает их внимание на животных, за которыми дети ухаживают, на их поведение в клетке, в аквариуме; если у ребят выработан и поддерживается интерес к животным, они охотнее откликаются на предложение ухаживать за своими любимцами.