ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
(долгосрочный, практико-экспериментальный)
Автор проекта: воспитатель Шекунова О.В. МДОУ Детский сад №54 «Жар –птица» Московская обл., г. Подольск
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других условиях будет его творческая, исследовательская деятельность» Лев Семенович Выготский
Описание проекта
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет — не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом опыт, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Данный проект представляет собой создание в группе условий для развития у детей познавательной активности и формирования у детей интереса к исследованию неживой и живой природы с помощью детского экспериментирования. В процессе опытно — экспериментальной деятельности используются следующие виды деятельности:
- игровая
- познавательно — исследовательская (опыты) и продуктивная
— коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)
Все беседы и опыты проводятся с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.
Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.
Актуальность проекта
Детство — особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга, период активного экспериментирования ребенка с предметным миром, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка.
Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес.
Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками и т.д.
В возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно, через опыты и эксперименты.
Поэтому для детей данного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Для этого необходимо организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.
Объект проекта: формирование познавательно-исследовательского развития, социально-коммуникативного развития; речевого развития.
Время проведения проекта: ноябрь 2022 г. – июнь 2022 г.
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Все опыты проходят с участием игровых персонажей
Цели проекта:
- Развитие представлений о свойствах веществ, явлениях окружающей действительности (вода и воздух, свет и тень, магнетизм, свойства песка, глины, камня, древесины, пластмассы, металла и ткани); о взаимодействии различных веществ при их соединении, о влиянии одних предметов на свойствах других.
Задачи проекта:
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
- Развивать представления детей о некоторых факторах среды;
- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения;
- Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
Ожидаемые результаты:
- Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
- Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
- Обогатить предметно – развивающую среду в группе; Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному направлению работы.
Этапы:
1. Подготовительный.
- Постановка цели и задач проекта
- Определение актуальности и значимости проекта
- Подбор методической литературы по теме детское экспериментирование в детском саду и дома, для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты)
- Разработка перспективного планирования по опытно – экспериментальной деятельности во второй младшей группе к проекту «Мы маленькие исследователи»
- Разработка плана по взаимодействию с родителями по опытно – экспериментальной деятельности в младшей группе к проекту «Мы маленькие исследователи»
- Подбор художественной литературы для детей
- Подбор дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных игр по теме.
2. Основной.
- Создание и обустройство экспериментирования для успешной реализации проекта
- Реализация опытно-экспериментальной деятельности с детьми по перспективному планированию
- Планирование занятий, приложения, работа с родителями.
3. Заключительный.
- Создать для детей предметно — развивающую среду для самостоятельного экспериментирования с природным и бросовым материалом.
- Оформление картотеки по экспериментальной деятельности с детьми
дошкольного возраста по возрастным категориям
- Фото-коллаж для родителей
- Публикация на сайтах воспитателей.
: емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности.
: веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, флюгеры, парашют.
Материалы и оборудование:
Лупы, ложка, посуда, игрушка, шкатулка с тканью разной фактуры, персонажи в одежде из бумаги и ткани, лоскутки ткани, бумага, веревки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, пипетки, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, метал), мельницы, пробки, пух и перья, разноцветные прищепки; камешки разного размера
Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сито, формочки, лопатки.
Материалы: природный (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы, крупа и т.д.), «бросовый» (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т.д.), семена бобов, фасоли, гороха; косточки и скорлупа орехов; вата, ватин, синтепон
Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья и т.д.
Формы работы с детьми:
Дидактические игры:
- «Найди пару»
- «Узнай предмет»
- «Узнай на вкус»
- «Узнай на ощупь»
- «Узнай звук»
Сюжетно – ролевые игры:
- «Лаборатория»
- «Ветер и листочки»
- Игра — эксперимент «Рисовальщики»
Настольно-печатные игры:
- «Времена года»
- «Природные явления»
- «Что происходит в природе»
- Разрезные картинки «Собери растения»
- «Что, где растет?»
- Лото «Цветы»
- «Признаки осени, зимы, весны, лета»
Подвижные игры:
- «Солнышко и дождик»
- «Пузырь»
- «Мой веселый звонкий мяч»
- «Что спрятано?»
- «Шишки»
Пальчиковые игры
- «Дождик» (Русская народная потешка)
- Ах ты, радуга-дуга… (Русская народная потешка)
- «Снежок»
- «Солнышко»
- «Осенние листья»
- «Шарик»
- «Листопад»
- «Снежинки»
- «Что делать после дождика?»
- «Дождик»
- «УПРАЖНЕНИЕ С ПРОБКАМИ»
Стихи и загадки про живую и неживую природу
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с родителями детей.
Взаимодействие с родителями по элементарному экспериментированию:
Привлечение родителей к пополнению атрибутами и материалом.
Консультация:
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментальная деятельность в детском саду. Экспериментируем играя». «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
Памятки для родителей:
«Детское экспериментирование», «Что можно, что нельзя», «Признаки познавательной активности», «По организации познавательно – исследовательской деятельности» «экспериментирование с водой» и консультация для родителей
Оформление картотеки для наглядной агитации родителей проводить опыты и эксперименты с детьми в домашних условиях.
Литература и источники
- Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Волгоград, 3-е издание, 2012 г.
- О.В. Дыбина, Н.П. Разманова, В.В. Щетинина. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольноков». Москва, 2005 г.
- Интернет – ресурсы.
- Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 2022 г.
- Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика — Синтез, 2014 (методическое пособие)
- Опыты и эксперименты с веществами и материалами 3-4 года ФГОС ДО. Карточное планирование в ДОО.
Следующая > |
Организация исследовательской работы с детьми второй младшей группы
Ольга Комарова
Организация исследовательской работы с детьми второй младшей группы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение: детский сад комбинированного вида №5 «Белочка»
г. Асино Томской области
«Организация исследовательской работы с дошкольниками»
С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
Подготовила и провела:
воспитатель Комарова О. В.
-2015-
В Федеральном законе «Об образовании»
указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков
исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Каждый дошкольник — маленький исследователь и первооткрыватель, с радостью и удивлением, открывающий для себя окружающий мир. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?»
и
«почему?»
.
Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Н. Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид исследовательской (поисковой)
деятельности. «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается…»
В ходе исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, тем более она значима для ребенка; чем более он подготовлен к осуществлению изучения, исследования мира природы, тем успешнее развиваются и реализуются его способности.
Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Самое важное то, что ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя подобно учёному, проводя исследования и ставя эксперименты, чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Усваивает всё прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся во все виды деятельности. Поэтому наша задача создать полноценные условия для формирования исследовательской компетенции у дошкольников, для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей.
Цель моей работы это развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению.
Наметила задачи:
1. Расширять представления детей о явлениях и предметах живой и неживой природы, с помощью экспериментальной деятельности, выявлять некоторые свойства предметов;
2. Развивать познавательный интерес детей, логику, воображение, мышление, наблюдательность, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
3. Воспитывать любознательность, бережное, заботливое отношение к природе, накапливать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного общения с природой;
4. Сформировать осознанное, правильное отношение к деятельности человека.
Под элементарной исследовательской деятельностью понимается совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в процессе учебной деятельности, в повседневной жизни, игре, труде, т. е. в процессе познания мира.
Основные особенности исследовательской деятельности детей:
1. она направлена на получение новых знаний о мире природы;
2. способствует формированию системы знаний о природе;
3. развивает познавательную активность;
4. способствует развитию мыслительных процессов и операций;
5. оказывает влияние на развитие ребёнка
Изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, я обратила внимание на замечательное средство интеллектуального развития дошкольников — детское экспериментирование. Процесс познания — творческий процесс, и наша задача — поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
В младшемдошкольном возрасте использую методы:
1. Метод детского экспериментирования (формирование начальных предпосылок поисковой деятельности)
2. Метод моделирования проблемных ситуаций (вхождение детей в проблемную игровую ситуацию педагогом)
;
3. Метод проектов (активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с родителями и педагогом);
В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование игр-экспериментов и опытов. Экспериментирование включаю в разные формы работы с детьми: экскурсии, прогулки, трудовую деятельность, наблюдения, проведение опытов, организованных как самостоятельная или совместная деятельность.
Одно из главных условий успешной организации исследовательскойдеятельности это создание предметно-развивающей среды:
1. Зона экспериментирования (для проявления инициативы ребенка и самостоятельного исследования).
2. Центр воды и песка (предназначен для экспериментирования с водой и песком)
.
3. Природный уголок (для выращивания и ухода за комнатными растениями)
.
4. Огород на подоконнике (создали для наблюдения за ростом растений)
.
В группе создан уголок экспериментирования. Дети работают в уголке не только в процессе специально организованной деятельности, но и практикуют индивидуально исследовательскую практику. Моя задача состоит в том, чтобы помочь, ребенку в организации его опытно- исследовательской деятельности.
Центр воды и песка дети используют для изучения свойств песка, воды, воздуха, состава почвы.В центре воды и песка малыши играют: пересыпают песок из ладошки в ладошку, из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и откапывают их, строят горки, дорожки.Проводят эксперименты: льют, процеживают через сито, переливают через лейки, через трубочки, плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики. Видят и понимают, какие предметы не тонут в воде и почему? Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть, рассуждают из какого песка можно лепить и строить, из какого нет.
Взаимодействие с растениями помогает детям осознать своё отношение к окружающему миру, развивает наблюдательность, внимание, мышление.
В уголке природы дети получают первые навыки по уходу за растениями, а я личным примером демонстрирую им правильное отношение к объектам природы. Я предлагаю детям самим здороваться с растениями и говорить им ласковые слова. Обязательно хвалю за заботу о комнатных растениях, сообщаю родителям, как они хорошо и умело помогают взрослым.
Каждый год организую вместе с детьми «Зимний огород на окне»
.
Огромный интерес у детей вызывает процесс посадки лука, укропа, петрушки. Дети учатся совместно работать, ухаживают и наблюдают за результатом своего труда. Рассказываю о пользе выращенных растений. Стараюсь подвести понимание детей к тому, что без воды, света и тепла растение не выживет.
В работе с детьми использую те формы деятельности, которые доставляют ребёнку радость, гармонично его развивают. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Детям нравится деятельность, на которой вместе с взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения….
Содержание обучения организую в форме игры («Какие разные льдинки»
,
«Разноцветная водичка»
,
«Путешествие капельки»
,
«Куда пропал снеговик»
, так как именно она является ведущим видом деятельности. В процессе
работы, играя с детьми, стараюсь создавать проблемные ситуации, позволяющие ребенку делать какие-то самостоятельные выводы.С помощью игрового персонажа — Незнайки предлагаю детям простейшие проблемные ситуации: «Зачем нужна вода?»
,
«Что поплывёт, что утонет?»
,«Что произойдёт если не поливать цветы?
Развивая сюжет ролевой игры «Подарок для котёнка»
, предлагаю слепить из сухого песка пирожное. Ничего не получается и дети рассуждают почему. Возникшая проблемная ситуация активизирует познавательную активность детей. Дети приходят к выводу, что песок должен быть влажный.
С помощью игровой ситуации «Угостим лисёнка пирожками»
узнали о том, что из глины можно лепить.
Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно мои воспитанники познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Для детей 2 младшей группы опыты и наблюдения повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду.
В своей работе я стараюсь использовать новые технологии для поддержания интереса к познанию, стремления детей познавать мир, учиться, использовать приобретенные знания, решать возникающие проблемы. А все это можно реализовать в проектной деятельности. Проектная деятельность помогает создать условия для реализации детьми своих способностей и потенциала личности.
Метод проектов – один из новых видов деятельности, который сегодня мы активно используем в учебно — воспитательном процессе, что позволяет детям осуществлять первые опыты самостоятельной исследовательской работы.Проведены проекты: «Зимующие птицы»
,
«Дикие животные наших лесов»
,
«Снег полезный или вредный»
,
«Витамины на окне»
.
Опыты со снегом помогли выяснить насколько он грязный, хотя белый и кажется чистым, дали понять детям, что снег есть нельзя, он вредный для здоровья.
Проект «Витамины на окне»
помог детям лучше познать растительную жизнь. Он расширил представления детей о растениях, как живых
организмах, об условиях, необходимых для роста и развития растений, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.
Жизненная позиция ребенка закладываются в семье. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности привлекаю родителей к партнёрской деятельности, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.Я стараюсь пропагандировать детское экспериментирование: веду просветительную работу с родителями, создаю фоторепортажи об исследовательской деятельности детей, провожу выставки «Что за чудо- овощи»
,
«Поделки из природного материала»
, природоохранные акции
«Превратим в игрушки мусор»
(поделки из бросового материала,
«Помоги птицам выжить»(изготовление кормушек, обеспечение кормом)
. Родители оказывают помощь в сборе коллекций, экспонатов из природного материала, выращивании растений для уголка природы.
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что организованная исследовательская деятельность позволяет педагогу сделать процесс обучения эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
В заключение хочется процитировать слова К. Е.Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
Используемая литература:
1. Журнал «Дошкольное воспитание №6, 2007.
2. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.
3. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации под ред. Прохоровой Л. Н. – М.: «Аркти»
4. Журнал «Дошкольник»
№4, 2010
5. «Экологическая работа в ДОУ»
В. Н. Чернякова, творческий
2008г.