Методы и приёмы театрализованной деятельности в детском саду


Влияние театральной игры на развитие общих способностей ребенка

Игра в дошкольный период является основным видом деятельности детей и оказывает большое влияние на их психическое развитие (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Л.Леонтьев, А.А.Люблинская, Д.Б.Эльконин и др. ) Термин «игра» обобщает разнообразные проявления детской деятельности, которые различаются, прежде всего, по характеру действий и их направленности, — это игры дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, музыкальные и другие. Таким образом, театрализованная игра, как один из видов игровой деятельности, оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка.

Ценность и особенность театрального искусства и его произведений заключается в одномоментном сопереживании, когнитивном, эмоциональном, коммуникативном, ярком воздействии художественного образа на личность (А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Я.З. Неверович). Поэтому роль театра в эстетическом развитии дошкольников неоценима, о чем свидетельствуют исследования А.М. Виноградовой, С.И. Мерзляковой. В процессе восприятия произведений искусства у детей возникает особый тип познания в виде эмоциональных образов (Л.И. Божович, А.В. Запорожец). С одной стороны, они отражают внешний образ окружающего мира, с другой стороны, внутренний компонент в виде ощущений и представлений придает эмоциональному образу стимулирующий, активизирующий характер отражения окружающей действительности.

На определенном этапе психического развития в результате воспитания в дошкольном возрасте, как отмечает А.В. Запорожец, открывается та сторона эстетического восприятия, которая дает толчок к развитию его познавательной реальности. Это происходит благодаря тому, что произведение искусства (изобразительное, музыкальное, литературное) не только знакомит ребенка с новыми явлениями и расширяет диапазон его восприятия, но и позволяет ему понять свой художественный образ. В воображаемых отношениях сказки, на основе которых обычно формируются привычки детей и характер деятельности, стремления и идеалы, жизнь животных и мир природы.

Эстетическое восприятие детей, в том числе и восприятие театра, не сводится к пассивному наблюдению за известными аспектами действительности. Ребенку дошкольного возраста доступна внутренняя активность содействия, сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.). Старшие дошкольники также способны понять внутренний мир героев и их противоречивый характер. Это позволяет использовать драму в нравственном воспитании детей, когда для ребенка становятся значимыми различные нормы, соотносящиеся не только с положительным, но и с отрицательным, непривлекательным характером (Л.Г. Лысюк, С.Г. Якобсон). Благодаря ему формируются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам, которые значимы не только лично для ребенка, но и для окружающих.

Драма — чрезвычайно эмоциональная деятельность, что делает ее привлекательной для детей. Это приносит ребенку огромную радость и удивление. В нем заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не осознавая этого. Театрализованная деятельность наиболее полно охватывает личность ребенка и соответствует особенностям развития его психических процессов: Холизм и одновременность восприятия, легкость воображения и вера в превращения, эмоциональная восприимчивость, не только образное, но и логическое мышление, двигательная активность и т.д. (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин и др.). Это говорит о широком потенциале развития драматической пьесы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]