Профориентация детей раннего возраста: формы, методы, технологии работы

Сохранить статью:

В статье рассказывается:

  1. Важность ранней профориентации у детей дошкольного возраста
  2. Средства наглядности для работы по профориентации детей раннего возраста
  3. 5 интересных приемов ранней профориентации детей
  4. Советы родителям по профориентации детей раннего возраста

Профориентация детей раннего возраста воспитывает положительное отношение к труду, позволяет попробовать свои силы в разных видах деятельности. Чем больше ребенок знает о профессиях, тем понятнее будет для них значимость работы. Успех ранней профориентации зависит от того, что уже в дошкольном возрасте появляется искренний интерес к миру взрослых.
В результате профориентации дети начинают больше интересоваться деятельностью собственных родителей, так и появляются династии врачей, учителей и инженеров. Подробнее о том, что такое профориентация детей раннего возраста, читайте в нашем материале.

Важность ранней профориентации у детей дошкольного возраста

Первый взгляд на работу и труд очень важен для ребенка, ведь он значительно влияет на его представление о существенности роли разных профессий в обществе.


Важность ранней профориентации у детей дошкольного возраста

Весь мир, общество и, соответственно, рынок труда стремительно развиваются и меняются. Конечно, сейчас неизвестно, что будет происходить через десять лет и какие профессии будут актуальны и востребованы. Однако очевидно, что в таком динамично меняющемся мире цениться будет и гибкость человека, его умение менять направление развития карьеры и обучаться новому, чтобы он смог преуспеть в разных сферах и реализоваться во многих своих начинаниях.

Это значит, что для современных детей очень важным становится фактор познавательной активности, что определяет вектор усилий дошкольного образования.

И речь не о том, что взрослые вместо ребенка еще в дошкольном возрасте выбирают его профессию, конечно, а в предоставлении ребенку выбора. Так, все начинается с того, что ребенок знакомится с трудом и профессиями в целом. Лишь познакомившись с какой-либо сферой деятельности, ребенок уже познает новое и расширяет кругозор. И чем больше у него таких познаний и навыков, тем проще ему будет уже в осознанном возрасте выбрать профессию, исходя из своих умений и предпочтений.

Равно как на начальных этапах профориентации детям помогают их учителя, так и они сами знакомятся с трудом через учебные занятия и различные игры.

Родители, конечно, тоже активно участвуют в процессе развития собственных детей, помогая преподавателям. Взаимодействуя с родителями, дети узнают новое, усваивают нормы общественного поведения, совершенствуют навыки общения и изучения, и, конечно, знакомятся с трудом и различными профессиями.

Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ

 Данный материал будет интересен воспитателям старшего дошкольного возраста детских садов, музыкальным работникам, организаторам детского досуга.

Ключевые слова: ранняя профориентация, профессиональное самоопределение.

Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу — знакомить дошкольников с миром профессий взрослых, для того чтобы в будущем он мог успешно реализовать себя как личность в профессиональной среде и обладать чертами: педагога, исследователя, изобретателя, предпринимателя, экономиста. В педагогике это называется — введение дошкольников в профориентацию.

Профориентация дошкольников — это новое, малоизученное направление в педагогике. Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленная на ознакомление дошкольников с максимальным количеством профессий и оказание помощи подрастающему поколению в разумном выборе профессии, с учетом его индивидуальных возможностей, особенностей, способностей и интересов.

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ранняя профориентация заключается не в навязывании ему того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, привить уважительное отношение к результатам чужого труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

Дошкольный возраст — это тот подготовительный этап, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения.

Работу по формированию у детей представлений о труде взрослых проводим в процессе организованной образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьёй.

В своем соду мы начали развивать навыки профориентации. Знакомим детей со спецификой различных профессий, а также интересуемся, кем они хотят стать, когда вырастут. Чем больше дошкольники получают разнообразной информации, тем легче им будет сделать в будущем выбор, который определит их жизнь.

Для ознакомления детей с трудом взрослых применяем традиционные методы обучения и воспитания:

— словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);

— наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

— практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);

— игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

Для этого использовали в практической деятельности сочетание друг с другом.

Система работы с дошкольниками по ранней профориентации проводится по трем направлениям:

— приближение детей к труду взрослых;

— ознакомление детей с трудом взрослых;

— совместная деятельность детей и взрослых.

I. Приближение детей к труду взрослых . На этом этапе мы знакомим детей с профессиями, как на занятии, так и вне: рассказываем о труде взрослых с показом иллюстраций. А также организовываем в детском саду встречу с интересными людьми какой-то профессии.

В нашем детском саду применяется новая технология «Гость группы», которая позволяет познакомить детей с разнообразными видами профессиональной деятельности взрослых, их увлечений. Гостями нашей группы стали: учитель, пожарный, оператор связи, врач-окулист, врач иммунолог-аллерголог, кондитер. А также на сайте детского сада мы ввели новую рубрику «Ранняя профориентация» в которых родители в доступной форме рассказывают детям о своей профессии.

Знакомство с профессией проходит по алгоритму :

  1. Сюрпризный момент (родитель встречает детей)

2. Снятие у детей эмоционального напряжения (родитель приветствует детей и предлагает ребятам поучаствовать в познавательно-игровой программе).

3. Постановка перед детьми игровой задачи. ( Гость рассказывает о своей профессии, загадывает интересные игры-загадки, проводит разминку: ритмическая гимнастика под музыку, играет в игры, в ходе которых дети принимают на себя роль профессии).

4 . Итог ( по завершению мероприятия дети получают памятки)

II . Ознакомление детей с трудом взрослых. На этом этапе организовываем экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий — на работе (предприятии, учреждении). Данное направление считается наиболее действенным способом ознакомления детей с трудом взрослых, способствует накоплению ярких эмоциональных впечатлений.

С ребятами мы посетили кабинет медсестры (Анна Ивановна рассказала детям о своей работе, показала различное оборудование: весы, ростомер. Рассказала, что прививки нужно делать обязательно. Если вам сделают прививки, вы будете меньше болеть. И бояться прививок не надо. Перед уходом медсестра угостила детей витаминами).

Посетили прачечную нашего детского сада, где стирают бельё для всех детей детского сада, и посмотрели, как работникам прачечной удаётся протирать так много белья и т. д.

III. Совместная деятельность взрослого и ребенка. К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребёнка.

Также, согласно возрастным особенностям детей в ДОУ могут функционировать мастерские, где ребенок может упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели в своей самостоятельности и самодеятельности. Мастерская представляет собой специальную развивающую среду с учетом специфики каждой профессии и создает условия для игрового сюжета. Мастерская предполагает познакомить детей с многообразием профессий, представить, какие могут быть профессии будущего.

Мастерская «Строители» представлена строительными конструкторами, нетрадиционными материалами, небольшими игрушками для обыгрывания. Включает в себя все строительные профессии: архитектор, бульдозерист, каменщик, крановщик, плотник, штукатур-маляр.

Мастерская «Мир на дорогах» представлена игровыми стендами, площадкой со знаками дорожного движения, разметкой дороги. Включает в себя водителей всех видов транспорта, службу ГАИ, профессии ремонтных дорожных работ, автомехаников.

Мастерская «Спасательная служба», где представленыматериальным оборудованием по теме: «центром юного Пожарника», «службой МЧС», медицинскими работниками и игровыми центрами в группах.

Каждую мастерская оснащена РППС специальным игровым оборудованием, дидактическими пособиями, детской литературой, художественным материалом и т. д. Неоценимую помощь в пополнении предметно-пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации оказывают родители, которых необходимо активно вовлекать в работу по ознакомлению детей с трудом взрослых.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых — это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.

Недаром говорят, что дети — это наше будущее, а пока наше будущее еще маленькое, мы должны помочь ему с ранней профориентацией.

Литература:

  1. «Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ» [Электронный ресурс]. — Режим доступа nsportal.ru›…na-temu-rannyaya-proforientatsiya…dou
  2. Современные образовательные технологии по ранней профориентации дошкольников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: mdou28-korkino.ucoz.ru›…konsultacija…vospitatelej…
  3. «Современные образовательные технологии по ранней профориентации дошкольников» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: s3-eu-west-1.amazonaws.com›ke-static/ds11-vzm/…

Средства наглядности для работы по профориентации детей раннего возраста

В процессе обучения детей в целом и в профориентации в частности очень важным является фактор наглядности. Дети лучше усваивают любую информацию, если привести хороший пример и наглядно показать им иллюстрацию. Помогают в этом технические средства – от проекторов до обычных компьютеров – и “классические” школьные средства: презентации, книги и другие.

Бесплатный онлайн-интенсив

Ваш Путь в IT начинается здесь

Подробнее

Если хорошо проработать элемент наглядности и представить детям актуальные и правильно проиллюстрированные примеры, можно действительно повысить эффективность обучения и профориентации. Так детей легче вовлечь в процесс, а сами они лучше усваивают информацию, причем их знания не смешиваются в единый поток, а систематизируются.

  1. Техническое оборудование. Самыми распространенными техническими средствами, применяемыми для детей дошкольного возраста, являются:
    • Проектор.
    • Телевизор или монитор компьютера.

  2. Интерактивная доска.
  3. Интерактивная доска позволяет представить детям презентации, видео и различные иллюстрации. Более того, с различными слайдами и анимациями дети могут взаимодействовать — передвигать объекты, чертить разные фигуры, перелистывать слайды. Так информацию, которую необходимо донести до детей, можно сделать не только нагляднее, но и красочнее, она больше запоминается, ведь дети сами непосредственно участвуют в образовательном процессе. Более того, так можно вовлечь всю группу, а не только самых активных ребят, ведь это похоже на формат игры и интересно для всех детей.

    С помощью проектора детям можно продемонстрировать презентации и видео, в которых будут подробно изложены все нюансы какой-либо профессии. Например, множество разнообразных слайдов или интересный видеоряд помогут детям наглядно рассмотреть то, о чем говорят преподаватели.

    На экране телевизора или монитора дети могут посмотреть видео, фильмы и мультфильмы, рассказывающие им о профессиях. Таких с каждым годом снимают всё больше, и одним из лучших многие считают профориентационный мультфильм «Калейдоскоп профессий». Важно помнить, что после просмотра нужно обязательно пообщаться с детьми, чтобы узнать, как они поняли материал, ответить на их вопросы, и, таким образом, лучше закрепить новые знания.

Времена меняются

С каждым десятилетием конкуренция на рынке ужесточается. Согласно Millennial Branding и Randstad US, поколение Z, родившееся в середине 90-х на Западе и начале 2000-х в России, сознательнее и целеустремленнее в вопросах будущей работы, чем их предшественники, поколение Y начала 80-х годов. 17% из них стремятся начать собственный бизнес, этот показатель на 55% больше, чем у поколения Y. Но многие родители продолжают следовать старой схеме, когда вплоть до старших классов ребенок предоставлен сам себе, а затем в 9-м или 10-м классе от него внезапно требуют профессионального самоопределения. Есть и счастливые исключения, когда ребенок рано осознает свое призвание, и далее уверенно развивается в выбранном направлении. Но всерьез надеяться на это можно не более, чем на выигрыш в лотерею.

Широкий кругозор — с раннего возраста

С ранних лет необходимо развивать кругозор ребенка в области профессионального мира, предлагать попробовать себя в разных направлениях, знакомить с интересными людьми и их работой. В рамках учебного плана Институт карьеры (британская профессиональная организация в сфере карьерного консультирования) предлагает начинать профессиональное образование в возрасте 7 лет. В этом возрасте дети уже могут осознавать связь между желаемой профессией и уровнем навыков и знаний, которые потребуются для ее получения. Также важно, что дети, которые не выражают интерес к STEM-специальностям (естественные науки -Science, технологии -Technology, инженерное искусство -Engineering, математика -Mathematics) в возрасте до 10 лет, вряд ли заинтересуются ими позднее. Это означает, что они не будут прикладывать достаточно усилий, чтобы изучать такие сложные дисциплины, как математика, инженерное дело, программирование. Хотя многие эксперты считают, что STEM специальности будут самыми востребованными в перспективе ближайших 10-15 лет.

#ADVERTISING_INSERT#

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]