Нетрадиционные формы и методы развития речи детей в ДОУ


Нетрадиционные формы и методы развития речи детей в ДОУ

 В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основой образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В связи с этим, развитие речи ребенка раннего возраста приобретает особую актуальность в деятельности педагога ДОУ.

По статистике только около 15 % новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микро органические повреждения или выраженную патологию. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира. Речь человека отличает коммуникативная способность, т. е. исторически сложившаяся форма общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков, благодаря чему возникла возможность передавать информацию не только непосредственно от человека к человеку, но и на гигантские расстояния, а также получать из прошлого и передавать в будущее. Речь имеет прямое отношение к сознательным формам психической и произвольной деятельности. Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов. Речь ребенка формируется с первых дней под влиянием речи взрослых и в значительной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, и от воспитания и обучения.

Возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Не углубляясь в причины, проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на физическое и умственное развитие. Общеизвестно, что речевые нарушения у детей дошкольного возраста, не являются исключительно логопедической проблемой. Эти расстройства ограничивают познавательные возможности детей. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребенка. У таких детей крайне низкая работоспособность. Как показывает практика, использование в работе с такими детьми обычных методов и приемов, не всегда дает эффективный результат. Необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей, стимулирующие их речевую активность.

Как пример, в нашем дошкольном учреждении музыкальные занятия проводятся совместно музыкальным руководителем и воспитателем. Разучиваются песни, движения под музыку без слов (ритмопластика), движения под музыку со словами (лого ритмика), так же пальчиковая гимнастика, которая в большей мере способствует развитию речи ребенка.

Интегрированное построение образовательной деятельности, во-первых, дает детям возможность реализовать свои творческий потенциал, а именно: сочинять, фантазировать, думать, познавать, во-вторых, в интенсивно-игровой форме происходит обогащение словаря детей, формирование грамматической структуры их речи, а главное развивается познавательная активность. Свои эмоциональные впечатления и опыт восприятия музыки дети переносят на речевую деятельность: голос, создание выразительного художественно-речевого образа. Культура слухового восприятия по средствам слуха позволяет ребёнку стать полноценным зрителем — слушателем доступных для него сказок, инсценировок, драматизации. Впечатлениями от прослушивания музыкальных произведений ребёнок делиться со сверстниками, взрослыми, тем самым развивая коммуникативную функцию речи. Мелодия, сопровождающая стихи, состоит из простых, повторяющихся оборотов, доступных для воспроизведения детьми дошкольного возраста. Ритм и мелодия рифмовки акцентируют внимание на морфологическом признаке, который необходимо закрепить в активной или пассивной речи ребёнка. Многократное восприятие и воспроизведение грамматических форм, предложно-падежных конструкций, словосочетаний, которыми максимально насыщена рифмовка в соответствии с сочетанием коррекционной задачи и с активизацией различных анализаторов, способствуют формированию у детей морфологических и синтаксических обобщений в более короткие сроки. Критерием тщательного отбора содержания рифмовки является его соответствие детскому опыту. Простой текст и мелодия рифмовки рассчитаны на то, что ребёнок сможет подпевать взрослому. Пропевание, а точнее, протягивание гласных в слове способствует развитию речевого дыхания, чувства ритма, речеслухового внимания, памяти, формированию воздушной струи. Стихотворный материал с музыкальным сопровождением оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние ребёнка: вызывает живой интерес и позитивные переживания, не утомляет при многократном повторении, формирует мотивацию к занятиям, снижает эмоциональное напряжение, содействует возрастанию общей активности.

Включение музыкально-логопедических средств языка способствует не только решению коррекционных задач, но и позволяет создать благоприятные условия для эмоционального взаимодействия взрослого и ребёнка, что особенно актуально как в период адаптации к дошкольному учреждению, так и на последующих этапах работы.

В классической дошкольной педагогике идея соединения обучения с игрой принадлежит немецкому педагогу Ф. Фребелю. Теория игрового обучения получила своё развитие в работах многих зарубежных и отечественных учёных — М. Монтессори, А. П. Усова, В. Н. Аванесова, Е. Н. Водовозова и других. Влияние словарной работы на связную речь подробно описаны Е. М. Струниной и О. С. Ушаковой. В отечественной педагогике накоплен достаточный теоретический, практический и методический материал по изучению и развитию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников. В существующих программах обучения и воспитания детей подробно описаны содержание и структура фронтальных занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. Многочисленные исследования показали важное значение игры как формы обучения, способствующей усвоению, закреплению и систематизации знаний, возможностей использования её в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Сказкотерапия являясь эклектическим направлением практической психологии, дает специалисту большую свободу для творчества, позволяет гармонично интегрировать и применять техники других направлений психологии. Использование сказки в дошкольном возрасте способствует целенаправленному развитию речевой сферы. В увлекательной форме и доступными для понимания словами, сказка показывает ребенку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы. Дает прочувствовать, к чему приведет тот или иной поступок героя. Это уникальная возможность пережить, проиграть жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы, ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми. Одним из интереснейших синтезов сказкотерапии является сказочная песочная терапия. Метод сказочной песочной терапии как один из вариантов сказкотерапии позволяет эффективно решать задачи как психологического развития личности, так и коррекции отдельных поведенческих реакций.

В русском фольклоре существует множество сказок, которые интересны и показательны для понимания малышей: «Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок». Воспитатели нашего детского сада совместно с музыкальным руководителем, тщательно разрабатывают сценарий сказок-спектаклей, развлечений, театрализованных игр, учитывая возрастные особенности и уровень развития детей. На этих занятиях дети не только зрители, но и активные участники происходящего, что вызывает у них радость, эмоциональный отклик, поддерживает интерес на протяжении всего игрового сюжета. Так, цель занятия «Приключение Колобка», как театрализованного развлечения с использованием нетрадиционной техники рисования, — закрепить знания русской народной сказки «Колобок», актуализировать знания о диких животных, изучить использовать нетрадиционные средства рисования, стимулировать речевую активность, тренировать в произнесении звукоподражаний, развивать слуховое внимание, речевое дыхание, силу голоса, артикуляционную и мелкую моторику, воспитывать интерес к народному творчеству, продуктивным видам деятельности, заботливое отношение к животным, а также активность, инициативность, способствовать развитию положительных эмоций.

В сказку-инсценировку и театрализованную игру легко и органично включаются:

− задания на развитие общей моторики (например, дети, путешествуя по лесу, идут по узкому мостику, перепрыгивают с кочки на кочку, помогают бабушке месить тесто, принимают участие в строительстве нового теремка для зверей);

− голосовые и дыхательные упражнения, задания на развитие артикуляционного аппарата (малыши громким лаем прогоняют хитрую лису; дуют на Колобок, остужая его; заблудившись в лесу, зовут на помощь: «Ау! Ау! Ау!»);

− игры и задания на развитие внимания и мышления (дети отгадывают загадки, вспоминают героев сказки).

Кроме того, мы используем в работе современные приемы: дети рисуют пальчиками, ладошками, используя сыпучие материалы, сухие листья; песочную терапию (помогают лисичке найти в песочнице потерявшиеся бусинки); музыкотерапию (воспитанники слушают песенки героев, подпевают им); элементы психогимнастики (изображают испугавшегося зайчика, неуклюжего медведя, храброго петушка).

Н. А. Сакович считает, что в подносе с влажным или сухим песком клиент располагает миниатюрные объекты и создает картины. Через контакт с песком и миниатюрами он облекает в физическую форму свои самые глубинные сознательные и бессознательные мысли и чувства. Песочная терапия, опирающая на активное воображение и творческую символическую игру, является практическим, основанным на личном опыте клиента методом, который может выстроить мост между бессознательным и сознательным, рациональным и эмоциональным, духовным и физическим, невербальным и вербальным.

Путешествие по сказкам пробуждает фантазию и образное мышление, освобождает от стереотипов и шаблонов, дает простор творчеству.

Метод работы со сказкой имеет многовековую историю. Сегодня этот метод является одним из наиболее широко освещаемых в современной литературе и одним из самых перспективных. Достоинство и роль этого метода в работе с детьми с общим недоразвитием речи сегодня неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введением их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно организовать диалог, а, следовательно, влияют на развитие связной монологической речи. Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.

Литература:

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений. — М.: Издательский , 1999.
  2. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения от года до семи лет. — М.: Просвещение, 1992.
  3. Кукушин В. С. Педагогика начального образования / В. С. Кукушин, А. В. Болдырева-Вараксина. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 592 с.
  4. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста; Владос — Москва, 2010. — 288 c.
  5. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 5–6 лет. Дидактические материалы; Вентана-Граф — Москва, 2010. — 171 c.
  6. Чулкова А. В. Формирование диалога у дошкольника; Феникс — Москва, 2008. — 224 c.
  7. Шалаева Галина. Грамота с мамой. Слово, АСТ — Москва, 2009. — 176 c.
  8. Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста. 1–3 года; Мозаика-Синтез — Москва, 2010. — 628 c.
  9. Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей / В. И. Яшина. — М.: Просвещение, 2007. — 192 с.

Развитие речи дошкольников через нетрадиционную изобразительную деятельность

Задачи:

1. Изучить проблему развитие речи дошкольников в психолого-педагогической литературе.

2. Проанализировать влияние средств нетрадиционного художественного творчества с природными материалами на развитие речи дошкольников.

3. Систематизировать опыт по использованию средств нетрадиционного художественного творчества с природными материалами в развитии речи дошкольников.

4. Сформулировать в выводах, обобщить изученный материал по проблеме развития речи дошкольников.

Исследователи выделяют следующие методы и приемы работы по овладению нетрадиционными художественными техниками:

  • объяснительно-иллюстративный (педагог, используя различные средства, сообщает детям готовую информацию – объяснение данной техники, как называется материал, как правильно пользоваться инструментом;
  • репродуктивный (ребенок учится действовать по образцу, приобретая умения и навыки использования знаний);
  • частично-поисковый и исследовательский (ребенок самостоятельно находит различные варианты для решения поставленной задачи, он выбирает материал и инструменты для выполнения данной работы, использует полученные знания).

По мнению Т. Н. Дроновой, использование необычных и интересных средств предотвращает утомление детей, способствует самоконтролю, повышает мотивацию к развитию речи, повышает познавательную активность.

А.Н. Никитина в качестве эффективного коррекционно-развивающего средства предлагает использовать нетрадиционные и природные материалы. К ним относят игры и упражнения с использованием «сухого» пальчикового бассейна, массаж с помощью мячика Су-Джок, аппликатора Кузнецова, применение различных бытовых предметов (прищепки, веревки, счеты, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое). Из природных материалов используются сосновые и еловые шишки, орехи, крупы, бобы, семена растений, песок, веточки, брусочки, круглые спилы.

Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности в работе с детьми. Упражнения с нетрадиционными и природными материалами включаются в индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми, которые построены по принципу интеграции образовательных областей. Задачи по развитию речи включены не только в область «Развитие речи», и в другие области, например, «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Природные материалы используются для выполнения динамических игр, музыкальных распевок, логоритмических упражнений и для тренировки мелких мышц кисти.

Упражнения с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач:

— формирование познавательной активности и творческого воображения детей;

— развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.

— развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;

— развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

Такие занятия способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитанию усидчивости, формированию учебной мотивации и познавательного интереса. Природный материал помогает снять эмоциональное напряжение у детей.

В основе работы с природным материалом лежит метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Задания с нетрадиционными и природными материалами (бусы, счеты, веревочки, палочки, камни, шишки, брусочки, часы, колокольчик, вата, поролон, семечки, фасоль и т.д.) направлены не только на автоматизацию звука в речи, но и на развитие мелкой моторики, графических навыков, чувства ритма у детей. Для этого разработаны комплексы упражнений с шишками, веточками, брусочками, веревочками. Например, «Волшебная веревочка» помогает ребенку проговаривать слоги, слова с заданным автоматизированным звуком, а также произносить предложения, чистоговорки, наматывая веревочку (или ленточку) на пальчик или проводя пальцем по веревочке, как по дорожке лабиринта. Упражнения «Кнопочки» заключаются в проговаривании слогов (слов) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» (наклеенные скорлупы орехов, камни, ракушки и т.д.). Из веточек и брусочков дети выкладывают «дорожки», «заборчики», «узоры» вертикально и горизонтально, поочередно, с одновременным проговариванием слогов и слов с заданным звуком. Также дети могут перебирать крупные бусины, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, косточки на счётах, прокатывать ребристое колечко, проговаривая речевой материал. Для развития мелкой моторики рук можно использовать еловые и сосновые шишки: сжимать и разжимать обеими руками одновременно или поочередно, воздействовать на кончики пальцев и ладошки постукиванием и вращательными движениями, прокатывание шишки от кончиков пальцев к запястью, локтю и обратно. Аналогичные упражнения можно выполнять с грецкими орехами, сушеными бобами, фасолью, косточками абрикоса или персика.

Для развития речевого дыхания у детей можно использовать игры и упражнения в игровой форме: сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки, дуть на легкие шарики, карандаши, свечи, на плавающих в тазу уточек, корабликов, дуть на всевозможные вертушки, пускать мыльные пузыри. Активно используются пособия «Музыка ветра» из природных материалов, изготовленные родителями воспитанников на организованном мастер-классе.

Благодаря родителям, их участию в различных формах активного взаимодействия: творческая мастерская, родительский клуб, гостиная, практикум по изготовлению нетрадиционных пособий, логопоход для сбора природных материалов, расширяется развивающая предметно-пространственная среда в логопедическом кабинете и речевом центре группы для занятий с детьми.

В результате систематического использования разнообразных практических методов и приёмов с нетрадиционными и природными материалами на занятиях с детьми, ответственного взаимоотношения и взаимодействия семьи и дошкольной организации, у детей формируется интерес к занятиям по развитию речи, появляется самоконтроль собственной речи и более эффективно развиваются все стороны речи.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес, к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста, я использую нетрадиционные способы изображения. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Умение создавать новое, необычное, нестандартное дано с рождения не каждому, но многие профессии, жизненные ситуации требуют наличия именно этих качеств. Поэтому в детских дошкольных учреждениях необходимо достаточно много уделять внимания фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. В младшем возрасте можно рисовать пальчиками, ладошками, различными печатками, растениями, ватными палочками, оттиск поролоном.

С детьми старшего возраста можно использовать более сложные техники: восковые мелки, акварель, монотипия, оттиск мятой бумагой, кляксография с трубочкой, печатание листьями, набрызг, живопись по «мятой бумаге», рисунок на наждачной бумаге, техника по – сырому». Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисование графическими материалами требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета, что способствует развитию ручной умелости.

В качестве наиболее популярных нетрадиционных техник используются:

Модульная аппликация (мозаика)

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники.

Обрывная аппликация

Заключается в заполнении по принципу мозаики оторванными кусочками цветной бумаги внутри нанесённого контура изображения. Техника обрывной аппликации очень проста, доступна детям младшего дошкольного возраста. Очень нравится детям. Прекрасно развивает мелкую моторику пальцев рук.

Салфеточная аппликация

Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места.

Торцевание

В основе этой техники – создание изображений и предметов с помощью объемных элементов из бумаги. Объемный элемент торцевания называют «торцовкой». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги. Именно из таких элементов и создается задуманное изделие.

Аппликация из ниток

Знакомство с данным видом аппликации лучше начать с резанных ниток. Нужно нарисовать рисунок, нанести клей, посыпать ниточки, лишнее убрать. Нитками также можно еще и рисовать, этот метод называется ниткография. Получаются очень яркие, простые в исполнении картины.

Аппликация из ваты и ватных дисков.

Аппликация из ваты является прекрасным способом изготовления различных открыток или рельефных мягких картинок. Для выполнения подобных работ, помимо ваты, можно использовать и ватные диски, которые во многих случаях очень сильно облегчают работу.

Аппликация из природного материала

— Из засушенных растений

В настоящее время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, трав, листьев. Работа с этим материалом вполне доступна детям дошкольного возраста. Она развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие, художественный вкус.

— Из семян и круп

Для работы можно использовать различные крупы и семена. Можно использовать технику посыпания, выкладывания и вдавливания. Работа с крупами прекрасно развивает мелкую моторику.

Аппликация из конфетти

В ходе использования этой техники на бумажную основу наклеивают конфетти, выкладывая определенный рисунок.

Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости, помогает активизировать и расширить словарный запас, даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.

Список литературы

  1. Александрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет [Текст] / О.В. Александрова. — М.: Эксмо, 2013. — 48 c.
  2. Бутусова, Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения [Текст]: Учебно-методическое пособие / Н.Н. Бутусова. — СПб.: Детство Пресс, 2012. — 304 c.
  3. Брыкина, Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами [Текст]: кн. для педагогов дошк. учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. ред. Комаровой Т.С. М.: Пед. Общество России, 2012. 147с.
  4. Ветрова, Т.Н. ТРИЗ в изодеятельности [Текст] / Т. Н. Ветрова. – Наб. Челны. 2007. – 80с.
  5. Галанов, А.С., Корнилова, С.Н., Куликова, С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. [Текст] / А. С. Галанов, С. Н. Корнилова, С.Л. Куликова. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
  6. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Г. Г. Григорьева.- М., 2009. 193 с.
  7. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / Г.Н. Давыдова. – Часть 1, Часть 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.
  8. Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников [Текст]: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т. Н. Дронова. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
  9. Ильина, А. Рисование нетрадиционными способами [Текст] / А. Ильина // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 2.– с.23-25.
  10. Казакова, Р.Г., Сайганова, Т.И., Седова, Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий [Текст] / Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова. — М.: Сфера, 2010. 188 с.
  11. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования» / Т.Г. Казакова. — М.: Гуманитарныйиздательский, центр ВЛАДОС, 2006. 255 с.
  12. Кривоносова, Т. В. Значение нетрадиционных форм рисования для развития речи детей [Электронный ресурс] / Т.В. Кривоносова. – Режим доступа: https://www.maam.ru, свободный, — Загл. с экрана.-Яз.рус.
  13. Морозова, Е.В. Рисование на логопедических занятиях [Текст] / Е.В. Морозова // Логопед. – 2004. – № 5. – С. 91–94.
  14. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / А.В. Никтина. – СПб.: КАРО, 2007. — 96с.
  15. Сулимова, Т. С. Развитие речи в разных видах детской деятельности // Молодой ученый. — 2022. — №8. — С. 189-192. [Электронный ресурс] / Т.С. Сулимова. – Режим доступа: https://moluch.ruсвободный, — Загл. с экрана.-Яз.рус.
  16. Тупик, В.Речевое развитие дошкольников через различные виды деятельности. [Электронный ресурс] / В. Тупик. – Режим доступа: https://www.maam.ru, свободный. — Загл. с экрана.-Яз. рус.
  17. Утробина, К.К., Утробин, Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. [Текст] / К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
  18. Ушакова, О. С. Программа развития речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова. — М.: Сфера, 2015. — 96 c.
  19. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки [Текст] / А.А. Фатеева. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]