ТЕХНИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Использование нетрадиционных способов рисования вызывает у детей обилие положительных эмоций; даёт возможность использования в качестве изобразительных материалов часто неожиданных предметов, удивляя малышей оригинальностью и непредсказуемостью. Знания, умения, педагогический такт дают возможность ребёнку сотворить собственную картину мира, а нетрадиционные методы рисования сделать рисунок красивым, понятным, привлекают его и заинтересовывают. Идея педагогического опыта– развитие творческих способностей, каждого ребенка средствами нетрадиционных техник, помочь реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа.
Факторы, позволяющие мне не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивающие живость и непосредственность детского восприятия:
• разнообразие и вариативность работы с детьми;
• новизна обстановки;
• необычное начало работы;
• красивые и разнообразные материалы;
• интересные для детей неповторяющиеся задания;
• возможность выбора.
Задача педагога – поддержать инициативу детей, развивая их творческое начало. Главная задача, которая стояла передо мной по художественно – эстетическому развитию – не только осуществление личностно – ориентированного подхода к каждому ребенку, но и умение детей работать парами, коллективно. Это развивает в детях коммуникативные качества: умение договариваться, планировать свою работу, добиваться результата общими усилиями.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста я заметила: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей остаются на среднем уровне, многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами. Нет главного – «своих», искренних рисунков, отсутствует творческий подход, они не отражают то, что значимо для рисующего их ребенка. Проанализировав рисунки дошкольников пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Этим можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию.
Всякий раз я создаю новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Я стараюсь разнообразить и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения.
Как заинтересовать ребенка рисованием
Абсолютно все дети, познавая окружающий мир, делают это через акт творчества. Психика малыша с рождения подобна чистому листу, но личность и темперамент уже являются врожденными. Поэтому родителям нужно стараться понять индивидуальность своего чада, максимально способствовать раскрытию его внутреннего потенциала без лишнего давления и пренебрежения.
На заметку! Для этого вовсе не обязательно соревноваться между собой в количестве развивающих занятий, курсов и кружков, а предоставить малышу пространство и материал для творчества как можно раньше, занимаясь вместе с ним.
С чего начать:
- Начиная с шести-семи месяцев, когда грудничок уже начал уверенно сидеть, можно дать ему в руки альбом и пальчиковые краски, восковые мягкие мелки, тесто для лепки и так далее. Подойдут и водные раскраски.
- Яркие, но не кислотные цвета и лёгкость использования, сразу же привлекут маленького творца хотя бы на несколько минут, а может и на час. Для ежедневных занятий этого будет достаточно, они также способствуют развитию концентрации внимания и усидчивости. Кроме специальных методик с различными карточками и мешочками, каждая мама может самостоятельно найти массу способов расширения границ восприятия и побуждения к творчеству своего малыша с помощью подручных средств, помогая и поддерживая. Совместное созидание — это основа более близких доверительных отношений в будущем.
- Наборы для творчества. Одновременное восприятие цвета и формы, навыки удерживания в руке карандаша или кисточки, рисования, лепки — все это создаёт новые нейронные связи, а регулярные повторения — их упрочняют.
- Идеально ребёнка заинтересовывать личным примером, когда кто-то из родителей, старший брат или сестра рисуют.
- Коллективное творчество, что развивает рисование у детей в детском саду.
- Однако, если ребёнок вообще не проявляет интереса к рисованию, а предпочитает более активные действия, то не нужно его принуждать, это будет иметь только обратный эффект. Таким детям рисование нужно периодически ненавязчиво предлагать.
Условия и средства
Важно! Все материалы для творчества малыша до трех лет должны быть максимально безопасными и не токсичными. Их нужно покупать в специальных магазинах от ответственных производителей, либо делать своими руками из пищевых продуктов (мука, вода, соль, фруктовые соки, и т.д. Рецептов в интернете очень много!)
Такие занятия проводятся дома в комфортной обстановке под присмотром взрослых. В период прорезывания зубов их можно исключить, или использовать специальные средства, снимающие зуд десен, чтобы ребёнок не ел краски и мелки.
Что дает и развивает изобразительное искусство у дошкольника
В трехлетнем возрасте происходит скачок в развитии головного мозга, а также автономия сознания маленького человечка от родителей. В этот период очень важно способствовать самостоятельности и творческим проявлениям. Одновременно с этим, возможен кризис трехлетнего возраста, когда ребёнок бунтует и протестует буквально против всего. Занятие его созидательной деятельностью поможет легче пережить данный период. И в дальнейшем способствует формированию всесторонне развитой личности.
Обучающая песенка на английском для ребенка — учим язык с детьми
Индивидуальный подход и коллективная работа с детьми
Каждому ребёнку прививается способность чувствовать баланс между коллективными занятиями с преподавателем и проявлением собственной индивидуальности. Вся группа получает заданную тему, но выполняет это задание каждый по-своему.
Проведение НОД по рисованию на выбранную тему
- Подборка демонстрационных материалов для беседы (фотографии и рисунки) составляют основу наглядного пособия для урока. Такие картинки нужно подбирать с учётом возраста детей. Изображение должно быть чётким, объёмные, в меру ярким, понятным для детей, и не сложным для воспроизведения.
- Музыка и стихи подходящие к теме урока помогут созданию благоприятного фона и творческой атмосферы. Они также подбираются с учётом возрастных особенностей. Доказано позитивное влияние классической инструментальной музыки, например Баха или Бетховена. Прекрасно подходят и тематические детские песенки об изображаемом объекте для предметного изображения.
- Конспект занятия по рисованию в выбранной технике для разных возрастных групп готовится преподавателем заблаговременно.
Занятие по рисованию на тему «Подснежники» в детском саду
Возрастная группа | Тема | Метод и техника | Материалы |
2-3 года, младшая группа | Яблоко | Точечное рисование ватной палочкой. | Акварель или гуашь, ватные палочки, плотная бумага или картон с контуром яблока. Баночка с водой, заполненная на 3/4. |
3-4 года, вторая младшая группа. | Цветущее весеннее дерево | Графика цветными карандашами. | Набор цветных карандашей: розовый, зелёный, коричневый. Бумага или картон. |
4-5 лет, средняя группа. | Осенний садик. | Акварель | Набор акварельных красок 10-12 цветов, бумага или картон, 2-3 кисти из белки маленького или среднего размера, баночка с водой. |
5-6 лет, подготовительная группа | Подводный мир | Аппликация. С помощью трафаретов простым карандашом наносится рисунки на бумагу, затем они вырезаются и наклеиваются на фоновый лист. | Основа — цветной картон бирюзового цвета, клей пва, жёсткая кисть для клея, стакан с водой, набор цветной бумаги или картона разных цветов, ножницы, трафареты (моллюски, раковины, морские звезды, рыбки, осьминоги и т.д.), простой карандаш. |
Аппликация
Аппликация как вид изо деятельности отличается от других уже имеющимися формами различных предметов, их частей, которые не надо создавать, рисовать. Главная задача в аппликации для дошкольников ~ правильно разместить и наклеить готовые элементы, воссоздав таким образом декоративный узор или определенный образ.
Занятия по аппликации способствуют развитию чувства цвета, ритма, симметрии, пространственной ориентации на листе и формированию первых эстетических вкусов. В ходе выполнения работ педагогу особое внимание следует уделять воспитанию организованности у малышей. Ведь создание аппликации требует четкой последовательности действий.
С целью активизации проявлений художественного творчества советуем привлекать детей к изготовлению индивидуальных и. коллективных работ через создание образов предметов окружающей действительности путем гармоничного сочетания различных вышеупомянутых видов изобразительной деятельности, материалов (бумага с глиной, пластилин с природным материалом) или техник (аппликация из оборванной бумаги и рисование ладошкой) и тому подобное.
Такая интеграция очень нравится дошкольникам и способствует поиску новых интересных решений в создании уже знакомых образов.
Рисование
Одним из видов изобразительной деятельности является рисование (предметное, сюжетное, декоративное).
Предметное рисование
В предметном рисовании детей дошкольного возраста основное внимание должно уделяться формированию умению исследовать предмет, изображать его с помощью линий, цветовых пятен, композиционного расположения, передавая в созданном образе характерные черты, пропорции, строение.
Особое значение следует придавать сенсорному развитию: упражнять ребенка в различении цветов, в определении формы и величины предметов. Помогут в этом разнообразные развивающе-познавательные игры.
Сюжетное рисование
В сюжетном рисовании следует акцентировать внимание на развитие замысла, его наполнении конкретным образным содержанием. При создании несложных тематических композиций ребенок должен постичь логическую связь изображенных предметов между собой.
Именно этот вид рисования помогает ребенку научиться рисовать с натуры, по воображению, по памяти, по содержанию произведения, создавать простые многоплановые композиции, Способствует развитию ассоциативного мышления.
Педагог должен предоставлять ребенку возможность реализовывать свои фантазии как в индивидуальном, так и в коллективном сюжетно-тематическом рисунке.
Декоративное рисование
Декоративное рисование способствует углублению знаний дошкольника о народных промыслах (гончарство, вышивка, ковроткачество, роспись), воспитывает интерес к культуре родного народа. Педагогу следует поощрять детей к созданию из знакомых элементов несложных орнаментов на различных плоскостных формах, упражнять в ритмичном выполнении узоров с традиционными цветовыми сочетаниями.
Средства рисования
Характерными средствами выразительности всех видов рисования является точка, линия, пятно, цвет, форма, пропорции, композиция, ритмичное сочетание элементов рисунка и тому подобное. С их помощью ребенок может создать образы как реальных, так и воображаемых, вымышленных объектов.
Лепка
Своеобразие лепки как одного из основных видов изобразительной деятельности состоит в возможности создания объемного образа. Благодаря особой пластичности материалов (глины, пластилина, теста) ребенок очень быстро овладевает умениями по передаче строения, пространственного мышления, динамики движения изображаемого предмета.
Основным средством в создании образа в лепке считается передача объемной формы. Также советуем использовать цвет, особенно во время раскрашивания собственноручно изготовленных народных игрушек.