Театрализованная деятельность в дошкольном возрасте
Татьяна Грязнова
Театрализованная деятельность в дошкольном возрасте
Доклад
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ
Воспитатель : Грязнова Татьяна Сергеевна Дзержинск 2019
ВВЕДЕНИЕ
1. ЗНАЧЕНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2. ИГРА КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИе
Современные дошкольные учреждения мучительно ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.
Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни?Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею»
— все это удивляет и привлекает.
Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
1. ЗНАЧЕНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объёме развивают речь ребёнка. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить ещё в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, теряются в присутствии незнакомых лиц.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать театр в детском саду. Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в спектаклях и представлениях, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Благодаря произведениям, ребёнок познаём мир не только умом, но и сердцем, выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно поэтому педагоги могут оказывать позитивное влияние на детей через детский спектакль.
Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Обязателен просмотр иллюстраций в детских книгах или просто картинок, подходящих к прочитанному произведению. Затем дети учатся мимикой, движениями на физкультурных и музыкальных занятиях передавать настроение и характер героев.
После беседы о прочитанном и подобных упражнений необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Причём никогда нельзя требовать буквального воспроизведения содержания. При необходимости можно непринуждённо поправить ребёнка и, не задерживаясь, двигаться дальше. Однако, когда текст будет хорошо усвоен, следует поощрять точность и выразительность его изложения. Вначале фрагменты из произведений используются, как упражнение, постепенно задания усложняются.Перед воспитателем встают две основные задачи: во-первых, понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьёзны, и, во-вторых, помочь ему полнее выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявится его активность, его содействия тем, о ком он услышал. После такой подготовки всё произведение разыгрывается целиком. Нельзя делить детей на «артистов»
и
«зрителей»
, т. е. на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как
«играют»
другие.
Родители должны принимать активное участие в подготовке детей к театральной деятельности: помощь воспитателю в изготовлении различных театров, костюмов, подбору нужной литературы, организации представлений для детей (у маленьких детей родители – артисты, у старших – родители чаще являются зрителями).
При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые произведения. Театральная деятельность детей помогает им лучше и быстрее адаптироваться в детском саду, всесторонне развивает их. Почти все дети хорошо говорят, но у каждого свой характер, не все они общительны, каждый по-своему реагирует на незнакомых людей, не хочет общаться с ними. Театральная деятельность развивает их речь, даёт возможность каждому ребёнку освоиться, делает для них детский сад таким местом, куда им хочется приходить. В работе с малышами мы используем маленькие этюды, обыгрываем их, включаем в занятия пальчиковую гимнастику, упражнения на звукопроизношение. На этих занятиях закрепляются знания детей по сенсорике, навыки по конструированию, изобразительному искусству, развитию движений. Это очень нравится детям.
ИГРА КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки)
. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, — сюжетом игры. Особенность
театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
Настоящая творческая игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Ведь текст произведения как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т. д. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.
Все это наводит на мысль о том, что полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какой герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события,во много зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.
Сами по себе театрализованные творческие игры являются частью такой воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка-дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках.
Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют,как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурками или так называемые стендовые театрализованные игры, в которых дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок (часто вырезанных по контуру)
показывают сказку, рассказ и др. Наиболее распространенным видом стендовых
театрализованных игр является теневой театр.
Иногда дети выступают как настоящие артисты-кукловоды, в такой игре обычно используются два рода театральной игрушки. Первый — типа петрушки — театр петрушки (в практике часто называется театр бибабо,где используются куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма — большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони.Показывается спектакль из-за ширмы: кукловоды держат кукол над головой.
В театрализованныхиграх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. У опытного педагога дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение. Каждый вид такой деятельности помогает раскрыть индивидуальные особенности, способности ребенка, развить талант, увлечь детей.
Особо следует отметить роль театрализованныхигр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. Дошкольники знакомятся с разнообразными видами театрального искусства. При грамотном руководстве у детей формируются представления о работе артистов, режиссеров, театрального художника, дирижера. Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание, что спектакль готовит творческий коллектив (все вместе творят одно дело — спектакль)
. По аналогии с опытом собственных
театрализованных игр дети чувствуют и осознают, что театр дарит радость и творцам и зрителям.
Игра-драматизация или театрализованная игра ставит перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать им спектакль. Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы).
Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети в игре присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества личности, обнаруживаемые ими в игре, определяют формирующиеся взаимоотношения. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. Возникает личностность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивированной основе. В процессе игры и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу. В, такого рода, играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Особенно это важно для того, чтобы суметь быстро сориентироваться, овладеть собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления,например: кто-то из участников забыл свои слова, перепутал очередность и т. д. Поэтому очень важно взаимопонимание между детьми-участниками и взаимовыручка, которые и складываются в процессе игры и подготовки к ней.
Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребёнка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребёнка,в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
В процессе театрализованных игр:
расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;
стимулируются мыслительные операции;
происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного;
активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи;
совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
развивается эмоционально-волевая сфера;
происходит коррекция поведения;
развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Правила подготовки к спектаклю:
не перегружать детей;
не навязывать своего мнения;
предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях.
Этапы работы над спектаклем
Выбор пьесы или инсценировки, чтение, обсуждение.
Деление на эпизоды и пересказ их детьми.
Работа над эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
Поиск музыкально-пластического решения отдельных этюдов, постановка танцев, песен, создание с детьми и родителями эскизов декораций и костюмов.
Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами (выразительностью речи, подлинностью поведения в сценических условиях)
.
Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными, с музыкальным оформлением.
Репетиция всей пьесы с костюмами, реквизитом, декорациями. Уточнение темпоритма спектакля.
Премьера спектакля. Обсуждение с детьми, зрителями.
Повторный показ спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, а также стенда или альбома с фотографиями.
Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.
Участие в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.
Игра –драматизация позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических знаний физического совершенства.
Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности игр дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности.
Характерное для игры драматизации образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело, поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, театрализованные занятия всесторонне развивают ребёнка. Они дают возможность часто и ненавязчиво давать знания детям по сенсорике, математике, знакомить их с окружающим миром, совершенствовать движения, моторику пальцев, приобретать умение в изодеятельности. Подготовка к театрализованной деятельности детей должна проходить в несколько этапов. Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого к читаемому. При чтении детям необходимо не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога. Для малышей это является как бы образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям. Причём чем меньше ребёнок, тем определённее, акцентированнее должно быть чтение.
Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее)
; на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Таким образом, игра должна являться школой такой деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативе ребенка, как желанное. Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности – жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников (методическое пособие, М, — 2006.
Боровик Т. А., Жилин В. А., Тютюнникова Т. Э. Использование элементов орф-педагогики педагогов-новаторов в постановке театрализованных игр, СПб, — 1999.
Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду (методическое пособие, Ниж. Новгород, — 2008.
Технология проблемно – развивающего обучения в практике применения театрализованных представлений в дошкольных учреждениях (методическое пособие, СПб, ВЛАДОС, 2005.
ПРИЛОЖЕНИЯ
“Чей это голос?”
(Театрализованная мини-игра для детей младшего дошкольного возраста)
Цель игры: Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.
Для этой игры понадобятся маски или мини-костюмы (отличительные признаки: хвосты, лапы, уши и усы)
: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок, кошка и котенок.
Если подбор масок или костюмов вызовет затруднения, можно подобрать картинки или вылепить игрушки из пластилина, привлекая ребенка к совместной деятельности.
В гости к ребенку приходят (приезжают на машине, на поезде)
звери, они хотят поиграть. Ребенок должен угадать, чей голос он услышал.
Мяу— мяу. Кто это мяукает? (Кошка.)
А тонким голосом кто мяукает?
(Котенок.)
У мамы-кошки есть детеныш. Он мяукает как?
(Мяу-мяу.)
Му-у-у — кто так мычит? (Корова.)
А кто у нее детеныш?
(Теленок.)
Каким голосом он мычит?
(Тоненьким.)
Теперь еще раз послушай и угадай, кто это мычит — корова или теленок.
Ква-ква — чей это грубый голос? (Лягушки.)
А кто квакает тоненько?
(Лягушонок.)
Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?
В таких театрализованных мини – играх дети учатся различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражаниям (корова мычит громким голосом, а теленок тихим, тонким; лягушка квакает громко, а лягушонок тоненько).
От звукового оформления высказывания зависят его эмоциональность и выразительность, поэтому важно научить детей умению отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, вопроса или ответа.
«Ветер»
(Театрализованная игра для детей младшего дошкольного возраста)
Цель театрализации: Учить детей образовывать глаголы с помощью приставок (выглянул, помчался, запрыгал)
.
Организация деятельности.
Один из ребятишек исполняет роль ветерка, остальные — зайцев. Дети-зайцы надевают на голову шапки с длинными ушами и на корточках располагаются по кругу. На слова,сказанные воспитателем:
Из сугроба на опушке
Чьи-то выглянули ушки,
И помчался — скок да скок —
Белый маленький клубок,
Дети медленно поднимаются и прыгают на двух ногах вперед.
Театрализованная деятельностьстатья
Одной из главных задач воспитания подрастающего поколения является развитие творческих качеств личности. По данным многих исследователей эти качества успешно формируются в различных видах художественной деятельности
Одним из видов художественной деятельности, способствующей развитию творческой индивидуальности ребёнка, является театрализованная деятельность. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, развития индивидуальных творческих способностей ребёнка.
Особым успехом у детей раннего возраста пользуются игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы и театрализованные представления. Театр для ребёнка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе, находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их.
Это особенно верно, если речь идет о детях раннего возраста. В самом деле, театрализованная игра хорошо развивает память, фантазию, художественно-образное восприятие, воображение, активизирует мышление, речь. Ребёнок учится воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения, поэтому приобщение ребёнка к миру игры и театра начинается с раннего возраста. Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. Театрализованная деятельность включает в себя следующие моменты музыкального развития:
инсценировка песен;
театральные этюды;
фольклорные праздники;
сказки,
театрализованные представления.
С самого раннего возраста ребёнок нуждается в обогащении яркими художественными впечатлениями. Это способствует проявлению творчества в различных видах деятельности. Для того, что бы музыкально-театрализованная деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять следующим условиям:
деятельность должна вызывать положительные эмоции, удовольствие;
деятельность ребёнка должна быть по возможности творческой;
деятельность должна быть организована так, чтобы ребёнок мог реализовать все имеющиеся возможности.
Грамотно организованная театрализованная деятельность будет способствовать интеграции развития всех сфер духовной жизни ребёнка:
эмоциональной;
волевой;
познавательной.
А новизна и проблема данного аспекта состоит в том, что глубокое погружение в театрализованную деятельность составляет особую трудность с детьми раннего возраста. Но когда видишь плоды труда и особую эмоциональную отзывчивость малышей, то понимаешь значимость этой деятельности. Таким образом, театрализованная деятельность — естественный и продуктивный способ развития творческих способностей.
Для осуществления работы по театрализованной деятельности с детьми раннего возраста я создала проект театральной деятельности
Задачи проекта. Для детей:
развитие творческой активности детей и поэтапного освоения детьми элементов театрализованной деятельности;
умение последовательно выполнять игровые действия;
способствовать формированию коммуникативных качеств у детей.
Работа с детьми ведётся через разные виды занятий — фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, через самостоятельную деятельность детей, игры — драматизации, совместные детско — взрослые спектакли. Реализуя проект по театрализованной деятельности в работе с детьми, я использую методические приёмы, которые бы наиболее полно смогли действовать на чувства детей раннего возраста. Первый приём театрализации – импровизация. С какой радостью мы наблюдаем, что наши воспитанники самостоятельно включаются в игровые ситуации и в результате получается настоящий маленький спектакль. Например, разыгрывая сказку «Теремок», Лисичка повернула сюжет сказки так, что у неё сегодня день рождения и другие дети тут же включились в эту игру – Лягушка стала стряпать пироги, Мышка наводить порядок в доме, а Зайка даже принёс подарок – букет цветов. Мы стараемся сделать жизнь малышей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями. И как верно сказал Л.С.Выготский: «Основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении». Ещё один приём — обогащение жизни детей в детском саду яркими художественными впечатлениями, знаниями, действующими на эмоции детей. Это способствует проявлению творчества в различных видах театрализованной деятельности.
Следующим эффективным приёмом вхождения детей в театрализованную деятельность я считаю театральные этюды. При этом решается следующая задача — создание психологического комфорта и обеспечение эмоционального благополучия посредством театральной игры. Очень важно, чтобы ребёнок почувствовал себя зайчиком, белочкой, цыплёнком. Элементы театрализованной деятельности я предлагаю использовать воспитателям в разных видах деятельности педагогического процесса:
в адаптационный период куклы отвлекают детей, помогают им расслабиться, снять напряжение, вызывают у детей положительные эмоции;
в режимных моментах;
в сюрпризных моментах во время различных занятий;
для организации сюжетно-ролевых, подвижных игр.
Следующим приёмом воздействия на эмоциональную сферу детей через театрализованную деятельность являются праздники и развлечения, во время которых разыгрываем для детей небольшие кукольные спектакли, инсценировки, игры с элементами театрализации, стараемся вызвать у детей желание включиться в спектакль. Для детей раннего возраста праздники и развлечения представляют собой наиболее яркие события в их жизни. Они доставляют радость и эстетические переживания. Именно через театрализованную деятельность наши дети проживают праздники.
Подводя итоги работы с детьми по проекту я отмечаю качественные изменения музыкальных и творческих способностей детей.
Для того, что бы театрализованная деятельность положительно влияла на развитие творческих способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям. Одним из таких условий является создание предметно-развивающей среды. Поэтому и в музыкальном зале, и в группах моё внимание было направлено на её обогащение. Для этой цели в детском саду прошёл конкурс музыкальных уголков, в котором приняли участие все работники детского сада и наши верные помощники – родители. Благодаря совместным усилиям в каждой группе появились:
новые виды традиционных и нетрадиционных театров: теневой, магнитный, фланелеграф, пальчиковый, настольный, би-ба-бо, театр «живая рука», театр «варежка», резиновых игрушек, коробочек, конусный и др.;
музыкальные и шумовые инструменты;
игры-забавы;
дидактические игры;
атрибуты и элементы костюмов для игр-драматизаций
Для достижения эффективной работы по развитию коммуникативных навыков у детей через театрализованную игру необходимо, чтобы родители стали единомышленниками и друзьями. В установлении взаимодействия с родителями и проявления их заинтересованности использую разнообразные формы работы: 1. индивидуальные консультации; 2. анкетирование3. выступления на родительских собраниях; 4. папки – передвижки «Музыкальный руководитель советует…»; 5. музыкальная страничка на сайте детского сада; 6. мастер-классы по изготовлению настольных театров, кукол; 7. участие родителей в подготовке и проведении праздников и развлечений; 8. семинары-практикумы: «Домашний театр»; «Фольклор для малышей»; «Играем вместе с мамами и папами». 9. привлечение родителей к созданию развивающей среды; 10. стендовые консультации; 11. фото- и видео- материалы. Данный опыт работы по теме «Развитие творческих
у детей раннего возраста музыкально-театрализованная деятельность вызывает положительные эмоции, огромный интерес, ребёнку предоставляется возможность реализовать все имеющиеся возможности; у детей формируются элементы наглядно-образного мышления, развивается речевая деятельность, повышается словарный запас; у детей повышается эмоциональная отзывчивость на предложение взрослого о совместном творчестве; музыкально-театрализованная деятельность – не изолированная от других видов деятельность: она тесно связана и положительно влияет на развитие творческих способностей и укрепление психо-эмоционального благополучия за счет влияния всех средств эстетического воспитания.
Понятие «театрализованная игра», ее виды, значение и место в воспитательном процессе
Перспективы образования » Театрализованная игра как средство эстетического воспитания » Понятие «театрализованная игра», ее виды, значение и место в воспитательном процессе
Страница 2
В толковом словаре С.И. Ожегова театрализованная игра или игра-драматизация трактуется как умение «переделать какое-либо произведение, придавая ему форму драмы в качестве рода литературных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенных для исполнения актерами на сцене».
Театрализованную игру как «предэстетическую» деятельность, одну из форм перехода к продуктивной, эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия на других людей определяет А.Н. Леонтьев .
Театрализованные игры в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают тему или сюжет различает Т.А. Куликова. Она разделила театрализованные игры на две основные группы: режиссерские игры и игры драматизации. К режиссерским играм детском саду Т.А. Куликова относит настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Здесь ребенок не является действующим лицом, он изображает персонажа интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена, ведь он действует неподвижной или малоподвижной игрушкой.
Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомиму.
Различные иды театрализованных игр выделяет Л.В. Артемова, отличающихся художественным оформлением и спецификой детской театрализованной деятельности:
Игры-драматизации. В них дети представляют спектакль сами, каждый ребенок выполняет свою роль. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Атрибут – признак персонажа, который символизирует его типичные свойства (например, маска). Создать образ ребенок должен сам – с помощью интонации, мимики, жестов, движений.
Пальчиковый театр. Атрибуты ребенок надевает на пальцы, но как в драматизации сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст. Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей.
Театр петрушек (куклы би-ба-бо). В этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляется с помощью движений пальцев кисти руки. Куклы би-ба-бо обычно действуют на ширме.
Театр марионеток. Их водят по площадке, сцене, дергая сверху за нитки, веревки, закрепленные на планках.
Настольный театр игрушек. В этом театре используются самые разнообразные игрушки – фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создали помех при передвижении.
Настольный театр картинок. В этих играх дети используют плоскостные фигурки или картинки. На фланелеграфе или экране дети показывают сказку, рассказ. Все картинки – персонажи и декорации, необходимо сделать двухсторонними, так как неизбежны повороты, а чтобы фигурки не падали, нужны опоры. Действия игрушек и картинок в настольном театре ограничены. Важно имитировать нужное движение: бег, прыжки, ходьбу и одновременно с этим проговаривать текст. Желательно использовать элементы декорации: 2-3 дерева, лужайку, ручеек.
К стендовым театрализованным играм Л.В. Артемова относит:
Стенд – книжка. Автор отмечает, что динамику, последовательность событий легко изобразить при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Для игр типа путешествий удобно использовать стенд-книжку. Укрепить ее нужно на нижней части доски. По ходу игры ведущий переворачивая листы стенда-книжки, демонстрирует различные сюжеты, встречи, события, которые происходят в игре.
Фланелеграф. Картинки хорошо показывать и на экране. Удерживает их сцепление фланели, которой затянуты экран и обратная сторона картинки. Разнообразные по форме экраны позволяют создать «живые» картины, которые удобно демонстрировать всей группе детей.
Теневой театр. Для которого, как считает Л.В. Артемова, необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черты плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Очень интересные изображения получаются при помощи пальцев рук .
Л.B. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С Фурмина и др. выделяют как характерную особенность театрализованных игр литературную или фольклорную основу их содержания и наличие зрителей . Эти исследователи также разделяют театрализованные игры на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).
Страницы: 2
Статьи о педагогике:
Воспитание и обучение в период первобытнообщинного строя В первобытном обществе воспитание осуществлялось преимущественно в процессе включения детей в конкретные виды деятельности. Однако уже на заре человеческой истории существовали первые институализированные формы воспитания — специальные ритуалы. Среди них особую роль играли возрастные инициации, име …
Условия реализации тренинговых программ Размышляя о перспективах разработки теории и практики внедрения тренингов в образовательный процесс вузовской подготовки студентов-психологов, важно отметить необходимые условия реализации тренинговых программ. Во-первых, необходимо обеспечить преемственность тренингов для разных возрастов (младший …
Исходные принципы методики обучения литературе в иностранной аудитории Преподаватель, даже блестяще владеющий всеми аспектами, видами речевой деятельности, еще не учитель, если не умеет обучать, не владеет средством, позволяющим делать это. Таким средством служит для учителя методическая культура, которая является стержнем, на который «нанизывается» психологическая, п …