Методическая разработка «Лэпбук «Зима» (из опыта работы)


Лэпбук по теме «Зима»

  • 7 января 2022

Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский мастер-класс «Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО»

Уважаемые коллеги, вот наступила долгожданная весна. Греет солнышко, повышая настроение. Закончилась холодная, снежная зима. И все же разрешите представить вашему вниманию лэпбук по теме «Зима».

Цель создания лэпбука: Закрепление у воспитанников 3-4 лет знаний по теме «Зима».

Задачи:

  1. Актуализировать и закреплять знания детей по теме «Зима».
  2. Расширять и обогащать словарный запас.
  3. Формировать навыки работы с лэпбуком в индивидуальной, парной и подгрупповой деятельности.

Содержание лэпбука:

  1. Птицы
  2. Покормите птиц
  3. Спорт
  4. Забавы
  5. Сложи снежинку
  6. Найди фигуру
  7. Стихи
  8. Раскраски
  9. Загадки
  10. Расскажи о картинке

Лэпбук двухсторонний, т.е кармашки с заданиями расположены на обеих сторонах.

Рассмотрим первую.

В центре – зимняя картинка, которую можно рассматривать, составлять рассказы.

Под ней кармашек «Загадки». Здесь находятся карточки с загадками, имеющими отношение к зиме: новогодние атрибуты, спортивный инвентарь, погодные явления. На каждой карточке – картинка отгадка.

На правой половинке два кармашка:

«Птицы» – карточки с изображением зимующих птиц. Дети закрепляют знания о зимующих птицах, их внешнем виде.

«Покормите птиц» – карточки с изображением различного корма для птиц. Дети закрепляют знания о том, чем можно и чем нельзя подкармливать птиц.


На левой половинке находятся кармашки, объединенные темой двигательной активности зимой:

«Спорт» – карточки для закрепления знаний о зимних видах спорта, спортивном инвентаре, рассказывании о своих занятиях физкультурой или спортивными играми.

«Забавы» – карточки о зимних забавах, рассматривая их, дошкольники могут рассказывать истории из личного опыта.

Переходим на вторую сторону:

Здесь, как и на первой стороне, в центре находится зимняя картинка для рассматривания, составления рассказов.

Под ней карман «Расскажи по картинке». В нем несколько картинок, ребята могут выбрать любую из них. Задания могут быть разными – ответить на вопросы по картинке, придумать небольшой рассказ, подобрать слова для описания и т.д.

На правой стороне:

Кармашек «Стихи». В нем небольшие карточки – картинки со стихами на зимние темы. Для чтения детям, для заучивания, для самостоятельного рассказывания друг другу знакомых стихов.

Второй кармашек: «Раскраски» на зимние темы для развития мелкой моторики. Сейчас он пуст, т.к. ребята очень любят раскрашивать.

На левой половинке:

Задание «Сложи снежинку». В ходе игры решаются задачи: научить складывать целое изображение из двух частей, развивает зрительное восприятие, мелкую моторику рук и координацию движений.

Во втором кармашке – задание «Найди фигуру». На небольших карточках изображены различные зимние пейзажи. Часть картинки — пейзажа отсутствует. Отсутствующая часть представляет геометрическую форму (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Дети находят эту часть, составляя целое изображение.

Используемые материалы: все иллюстрации взяты на Яндекс. Картинки.

Методическая разработка «Лэпбук «Зима» (из опыта работы)

Библиографическое описание:

Симон, С. Н. Методическая разработка «Лэпбук «Зима» (из опыта работы) / С. Н. Симон, Н. Н. Бушмакина, Е. А. Мельникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 2 (39). — С. 48-51. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/189/6027/ (дата обращения: 25.01.2022).


В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог. Результатом такого поиска может стать тематическая папка или лэпбук.

Лэпбук — сравнительно новое средство обучения, представляет собой одну из разновидностей метода проектов. Лэпбук (lapbook) — в дословном переводе с английского значит «наколенная папка» (lap — колени, book — книга, или как его еще называют тематическая папка). Это небольшая самодельная папка, которую ребенок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Лэпбук «Зима» для детей ЗРР

Дидактическое пособие по развитию речи детей старших и подготовительных логопедических групп.

Авторы-разработчики:

  • воспитатель: Тарасова Любовь Викторовна
  • учитель -логопед: Трофимова Наталия Николаевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №116 городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Уфа 2022 г.

Лэпбук — это небольшая самодельная папка, с кармашками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Помогает ребенку лучше понять и запомнить материал. Это хороший способ повторения пройденного материала. В нем каждый может выбрать более интересное задание, которое ему под силу. Помогает при индивидуальной работе с детьми. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая книжку.

Методическая разработка раскрывает функциональность использования дидактического пособия Лепбук «Зима», при организации образовательного процесса по развитию речи, с детьми дошкольного возраста в разных видах деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования. В методической разработке представлена собственная педагогическая практика, которая используется в работе с детьми в старшей и подготовительной группе.

Представленный материал может вызвать интерес и быть полезным практикующим педагогам, воспитателям, логопедам и другим специалистам ДОУ, а так же родителям.

Пособие позволяет решить множество задач:

  • развитие активного словаря по лексической теме
  • умение подбирать слова предметы и объекты, слова действия, слова признаки
  • умение составлять предложения
  • умение правильно определять ход действий и составление рассказа по серии картин
  • умение согласовывать существительные с числительными
  • умение образовывать уменьшительно – ласкательные формы существительных
  • употребление предлогов в речи

Введение ФГОС ДО определило несколько направлений для реализации ООП ДО. Важными из направлений является развитие речи и познавательное развитие дошкольников. Стандарт определяет следующие задачи при реализации данного направления:

  • развитие любознательности и познавательной мотивации
  • формирование познавательных действий, становление сознания
  • развитие воображения и творческой активности
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Цель использования данного пособия: развитие речи, формирование лексико-грамматических категорий языка; обобщение и систематизация представлений о зиме как времени года.

Задачи:

  • развитие речи связной речи
  • развитие лексико-грамматических категорий языка
  • повышение познавательного интереса детей
  • способствовать развитию памяти, мышления, внимания через игры и упражнения
  • активизировать наблюдательную деятельность
  • развивать мелкую моторику
  • воспитывать эмоционально — положительное отношение к красоте окружающей природы

Содержание дидактического пособия.

Пособие предусматривает изучение материала по лексическим темам. Группа логопедическая, дети нуждаются в более тщательном изучении, закреплении, повторении материала. После знакомства с определенной темой, закрепляют материал в разных видах деятельности.

Пособие составлено из страничек, предназначено для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста.

Практическая значимость заключается в том, что данное пособие позволяет повышать эффективность работы в образовательном процессе, обеспечивает устойчивый интерес и стимулирует детей к формированию познавательных умений, развитию речи.

1. «Признаки зимы».

Цель: продолжать расширить представление детей о зиме, как о времени года.

2. «Ответь на вопрос».

Цель: продолжать развивать пассивный и активный словарный запас детей по лексической теме. Учить слушать вопрос и отвечать на него.

3. «Круглый год».

Цель: закреплять умение различать и находить основные признаки зимы.

4. «Сосчитай зимующих птиц».

Цель: закреплять умение согласовывать существительные с числительными. Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие.

5. «Назови ласково».

Цель: закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы слов.

6. «Разложи картинки правильно и составь предложения по схемам».

Цель: закреплять умение правильно определять ход действий и составление рассказа по серии картин;

7. «Скажи где…»

Цель: продолжать закреплять умение использовать предлоги в речи.

8. Пословицы и поговорки в мнемотаблицах.

Цель: Развивать внимание, память, мышление, умение сопоставлять картинку и слово, активизировать речь детей.

9. Раскраски по лексической теме. Лабиринт. Разрезные картинки.

Цель: тренировать мелкую мускулатуру пальцев, развитие зрительных и пространственных представлений. Развивать творческое воображение, речь.

10. Загадки.

Следующая >

Дидактическое наглядное пособие Лепбук «Зима»

Лэпбук — это наглядно — практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы. Лэпбук отвечает требованиям к предметно — развивающей среде:

Информативен, полифункционален, способствует развитию творчества, обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребёнка, приобщает его к миру искусства. Структура и содержание доступно детям раннего возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность участников педагогического процесса.

Цель создания лэпбука: расширить и обобщить знания детей о зиме, развивать познавательную активность, наблюдательность, творческое мышление, память; воспитывать самостоятельность, любовь к природе.

Задачи:

Образовательные:

— уточнять и закреплять знания дошкольников о сезонных изменениях в природе;

Развивающие:

— развивать мышление, связную речь, внимание, память, восприятие, творческое воображение, наблюдательность.

Воспитательные:

— воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу, чувство доброжелательности, отзывчивости;

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Описание: данная методическая разработка предназначена, детям раннего возраста.

Лэпбук «Зима» имеет разделы: «Отгадай загадку», «Собери картинку», «Зимние забавы», «Зима. Признаки зимы», «Зимние явления природы», «Найди пару рукавичке», «Одень Катю и Колю на прогулку».

В результате у детей развиваются универсальные умения, такие как:

  • искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
  • самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
  • принимать собственные решения, опираясь на свои представления и умения, делать выбор;
  • использовать устную речь, выражать свои мысли, отношение, желания.

Для детей это яркая, интересная книга, им хочется её рассматривать и изучать. Лэпбук побуждает к активному речевому и коммуникативному взаимодействию со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, ЛЭПБУК – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной, совместной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной образовательной программой дошкольного учреждения.

Может быть использован при реализации областей, обеспечивая их интеграцию.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]