Приёмы проведения музыкально-дидактических игр с детьми 1,5–4 лет
Как в работе с любым другим материалом, для проведения музыкально-дидактических игр педагог использует 3 группы приёмов.
Словесные приёмы
Формирование речевых навыков в 1,5–4 года является приоритетным направлением развития малышей. Если в первой младшей группе дети только начинают изъясняться отдельными словами и простыми предложениями, то во второй навыки существенно обогащаются, ребята активно осваивают грамматический строй речи. В работе и с одной, и с другой возрастной категорией воспитанников важно обеспечивать малышам возможность слышать звучащую речь для формирования собственного речевого образа.
Это интересно. Игры с музыкой позволяют обогатить тембровые, динамические характеристики речи малышей.
Объяснение, беседа
Эти приёмы используются на двух уровнях: во-первых, для знакомства с персонажами игры, во-вторых, для разъяснения игровых правил. Кроме того, педагог рассказывает о музыке, которая игру сопровождает. При этом рассказ строится на основе беседы: педагог указывает название произведения, а затем задаёт малышам вопросы репродуктивного характера относительно темпа, настроения мелодии («Это быстрая или медленная музыка?», «Мелодия грустная или весёлая?»).
Объяснение может вестись от лица персонажа игры, то есть игрушки
Загадки и стихотворения
Любой вид деятельности требует мотивации малышей. Тем более если речь идёт о младших дошкольниках, которые ещё не владеют способностью концентрировать своё внимание по требованию педагога. Одним из лучших приёмов мотивировать детей на работу и не растягивать этот процесс надолго являются загадки и стихотворения. Поскольку сюжеты большинства игр связаны с животными, то и материал подбирается по теме.
Так, перед проведением игры «Кто в домике живёт», в которой каждому жителю домика соответствует тот или иной инструмент, своим воспитанникам я предлагаю такие загадки о героях забавы:
- Он всю зиму долго спал, Лапу правую сосал, А проснулся — стал реветь. Этот зверь лесной … (Медведь).
- Что такое перед нами? Чудо с длинными ушами По дорожке прыг да скок, Словно мяконький клубок. Кто же это? Отгадай-ка! Ну, конечно, это … (Зайка).
- Важная походка, Красная бородка, Шпоры, алый гребешок, Это Петя … (Петушок).
Это интересно. В работе с младшими дошкольниками загадки лучше подбирать с договорками, чтобы детям было проще ориентироваться, подбирая ответ по рифме.
Стихотворения также подбираются по сюжету, они не должны быть слишком длинными, иначе дети рассредоточатся, и настроить их на работу будет сложно.
В личной практике я вводила стихотворения перед играми, в которых задействованы музыкальные инструменты. Особенно детям нравятся рифмовки с имитацией звуков:
- Барабаню в барабан, Бам-бам-бам да бам-бам-бам. Очень громко, знаю сам, Бам-бам-бам да бам-бам-бам, Барабанит барабан, Бам-бам-бам да бам-бам-бам.
- Ду-ду, ду-ду-ду, Дую я в свою трубу. Быть я трубачом смогу, Ду-ду, ду-ду-ду.
- Три струны всего, трям-трям. Инструмент известен нам. Балалайку я возьму, Плясовую заведу.
- Брынь да брынь, гитару взял, Как играть на ней, не знал. Папа пусть меня научит — Буду гитаристом лучшим.
Стихотворения с имитацией звуков помогают ребятам запомнить звучание инструментов
Короткие сказки
Истории и рассказы по теме игры отлично иллюстрируют игру. В своей практике я использую такие придуманные на ходу сказки для объединения героев игры с теми игровыми действиями, которые предполагаются условиями. Например, для игры «Лесной оркестр», в которой малыши определяют животное по звуку музыкального инструмента, история может быть такой: «Жил-был Зайка. Очень нравилось ему, как птички поют, но когда пытался повторить их мелодии, получались какие-то непонятные звуки. И тогда мудрая Сова посоветовала Зайке пойти на базар и купить дудочку. Так он и сделал. Стал играть, и лесные звери тоже захотели научиться играть на музыкальных инструментах. Пошёл Медведь на базар и купил барабан, Волк на следующий день взял себе бубен, а Лиса научилась играть на пианино. И получился настоящий лесной оркестр».
Прочтите также: Подвижные игры в подготовительной группе детского сада
Наглядные приёмы
Как уже отмечалось, наглядность — непременный атрибут любого вида активности дошкольников.
Печатные материалы и картинки
Для музыкальных дидактических игр это:
- изображения музыкальных инструментов,
- буклеты (раскладные книжечки, в которых собраны картинки с персонажами игр),
- рисунки или раскраски по сюжетам игр,
- пазлы, лото с изображениями музыкальных инструментов.
Лэпбуки
Для детей второй младшей группы, у которых уже имеются какие-то представления о музыке, актуальным наглядным приёмом является лэпбук — самодельная папка с материалами игр на конкретную тему, например, «Новогодние праздники», «Весна пришла» и др. Такие материалы дети рассматривают, обсуждают вместе с педагогом.
В лэпбуке могут храниться материалы для некоторых музыкально-дидактических игр
Демонстрация
Приём, предполагающий:
- просмотр видео с показом игровых действий,
- демонстрацию педагогом всех игровых движений (особенно если это игры подвижные),
- показ презентаций о музыкальных инструментах.
Это интересно. Для детей младшего дошкольного возраста характерна подражательность в движениях, поэтому демонстрировать игровые действия можно и от лица любимых игрушек малышей, например, перчаточных кукол.
Интерактивные музыкально-дидактические игры
Одним из самых востребованных демонстрационных приёмов являются интерактивные музыкально-дидактические игры: мультипликационный ролик раскрывает суть игровых действий, подводит к сути задания.
Малыши с удовольствием смотрят игры на мультимедийном экране, быстрее включаясь в выполнение игровых действий
Видео: музыкально-дидактическая игра «Солнышко»
Реквизит
Безусловно, при проведении музыкально-дидактических игр на музицирование без инструментов не обойтись. Малыши должны иметь представление о зрительном образе того инструмента, который упоминается в игре. Наличие инструментов определяется материально-технической базой ДОУ, но, как правило, в детских садах есть:
- пианино,
- барабан,
- бубен,
- дудочка,
- гитара,
- ксилофон.
Эти инструменты позволяют малышам получить представления о разнообразии музыкальных звуков. Атрибуты для игр являются частью музыкального уголка предметно-развивающей среды в группе.
Это интересно. В музыкальной зоне также должны быть представлены портреты композиторов, чьи произведения дети на занятиях слушают (Чайковского, Кабалевского, Моцарта и др.).
Музыкальный уголок знакомит детей с разнообразием инструментов для музицирования
Практические приёмы
Обычно эти приёмы используются в качестве своего рода рефлексии после игры: дети рисуют персонажей, выполняют аппликации, поделки по теме. В первой младшей группе эта работа носит репродуктивный характер: ребята повторяют то, что демонстрирует педагог (клеят, раскрашивают, лепят). Во второй младшей группе воспитанники в большей степени проявляют творческую самостоятельность: уже не просто раскрашивают, а рисуют, не только приклеивают элементы аппликации, но и сами располагают их на основе и т. д.
В своей работе во второй младшей группе я предлагаю детям создать совместно с родителями проекты, знакомящие с музыкальными инструментами. Воспитанники выбирают любой инструмент, рисуют его или приклеивают фото, подбирают загадки, стихотворения, сказки о нём, а также находят интересные факты из истории.
Изготовление музыкальных инструментов детьми совместно с родителями является очень интересным практическим приёмом
Ход игры:
Педагог предлагает детям пойти погулять на поляну, нарисованную на картинке: «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете, когда послушаете музыку. Звучит мелодия колыбельной песни или танцевальной музыки, дети определяют ее и вставляют
4. Игры на определение жанра и развитие памяти
4.1. В гости песенка пришла
Цель: Развивать музыкальную память.
Игровой материал: Волшебный мешочек и игрушки, герои детских песенок.
Ход игры: Воспитатель приносит в группу волшебный мешочек, рассматривают его, высказывают предположения, что это может быть.
Воспитатель: В гости песенка пришла
И подарок принесла.
Ну-ка, Таня, подойди,
Что в мешочке, посмотри!
Ребёнок достаёт из мешочка игрушку. Воспитатель предлагает вспомнить песенку,в которой встречается данный персонаж: кошка, мышка, лошадка, зайчик, машина, птичка и др. Воспитатель предлагает детям спеть песенку индивидуально, хором или ансамблем.
Примечание: Песня не обязательно об игрушке. Герой просто может упоминаться в песенке.
4.2. «Чудесный мешочек»
Игровой материал. Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией.В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок. Можно использовать персонажи из кукольного театра (рис. 6)
.
Ход игры. Участвует вся группа. «Дети,— говорит воспитатель,— к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.)
Сейчас мы послушаем
музыку и узнаем, кто там». Музыкальныйруководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Петушок»
— русская народная мелодия,
«Серенькая кошечка»
В. Витлина,
«Воробушки»
М. Красева,
«Медведь»
В. Ребикова и др. Дети узнают
музыку, кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.
4.3. «Найди игрушку»
Игровой материал. Игрушки,соответствующие содержанию песен: зайчик, медведь, кошечка, петушок и т. д. ; ноутбук с записями программных произведений.
Ход игры. Игрушки лежат на столе. Полукругом сидят дети. Воспитатель предлагает послушать мелодию и выбрать (называет имя ребенка)
соответствующую игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не останется ни одной игрушки. Игра может проводиться на занятии для закрепления знакомых произведений и в свободное от занятий время
(лучше во второй половине дня)
.
5. Эмоциональное восприятие музыки.
5.1. «Прогулка»
Оборудование: фланелеграф и карточки, изображающих короткие и длинные звуки.
Ход игры: Широкие карточки соответствуют длинным звукам, узкие — коротким.
Пример: Таня взяла мяч и стала медленно ударять о землю.
«Пошёл частый, сильный дождь»
дети быстро хлопают в ладоши и выкладывают узкие
картинки и т. д.
5.2. «Кто вышел погулять?»
Цель: Под музыку представить соответствующий образ и передать в движении.
Ход игры:
Взрослый начинает сказку:
«Стоит в поле терёмок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю, кто-то к домику бежит?
Вот по полю, кто-то к домику спешит?».
Дети слушают музыку и определяют по звучанию какому персонажу сказки
она подходит. Ребенок правильно угадавший, чья музыка звучит,
выходит к игровому полю и вставляет в прорезь перед домиком соответствующую фигуру героя сказки.
2. Развитие динамического слуха
2.1. «Тихие и звонкие звоночки»
Цель: развивать динамический слух.
Игровой материал: погремушки или шумовые игрушки по числу детей.
Игра «Звоночки»
Играют детсадовцы средней группы. Для занятия необходимо подготовить коробку с погремушками.
Цель музыкально-дидактической игры «Тихие и громкие звоночки» – развитие музыкального слуха, восприятия звуков разной высоты.
Задачи:
- обучение умению различать тихо и громко звучащую музыку;
- обучение навыку тихой и громкой игры на музыкальных инструментах;
- развитие концентрации внимания;
- воспитание интереса к музыке и музыкальным инструментам;
- обучение навыку коллективной работы.
Воспитанники рассматривают погремушки. Правило музыкально-дидактической игры «Громко-тихо»: когда воспитатель исполняет музыку тихо, так же должны играть и дети. Когда педагог начинает играть громко, тогда дети должны сильнее греметь погремушками.
Воспитатель начинает исполнять музыку, воспитанники гремят игрушками в такт в соответствии с силой звучания. Дальше педагог усложняет задачу: начинает петь, а участники по силе его голоса должны определить, как им трясти погремушками.