Картотека музыкально-дидактических игр. Младшая группа


Приёмы проведения музыкально-дидактических игр с детьми 1,5–4 лет

Как в работе с любым другим материалом, для проведения музыкально-дидактических игр педагог использует 3 группы приёмов.

Словесные приёмы

Формирование речевых навыков в 1,5–4 года является приоритетным направлением развития малышей. Если в первой младшей группе дети только начинают изъясняться отдельными словами и простыми предложениями, то во второй навыки существенно обогащаются, ребята активно осваивают грамматический строй речи. В работе и с одной, и с другой возрастной категорией воспитанников важно обеспечивать малышам возможность слышать звучащую речь для формирования собственного речевого образа.

Это интересно. Игры с музыкой позволяют обогатить тембровые, динамические характеристики речи малышей.

Объяснение, беседа

Эти приёмы используются на двух уровнях: во-первых, для знакомства с персонажами игры, во-вторых, для разъяснения игровых правил. Кроме того, педагог рассказывает о музыке, которая игру сопровождает. При этом рассказ строится на основе беседы: педагог указывает название произведения, а затем задаёт малышам вопросы репродуктивного характера относительно темпа, настроения мелодии («Это быстрая или медленная музыка?», «Мелодия грустная или весёлая?»).

Объяснение может вестись от лица персонажа игры, то есть игрушки

Загадки и стихотворения

Любой вид деятельности требует мотивации малышей. Тем более если речь идёт о младших дошкольниках, которые ещё не владеют способностью концентрировать своё внимание по требованию педагога. Одним из лучших приёмов мотивировать детей на работу и не растягивать этот процесс надолго являются загадки и стихотворения. Поскольку сюжеты большинства игр связаны с животными, то и материал подбирается по теме.

Так, перед проведением игры «Кто в домике живёт», в которой каждому жителю домика соответствует тот или иной инструмент, своим воспитанникам я предлагаю такие загадки о героях забавы:

  • Он всю зиму долго спал, Лапу правую сосал, А проснулся — стал реветь. Этот зверь лесной … (Медведь).
  • Что такое перед нами? Чудо с длинными ушами По дорожке прыг да скок, Словно мяконький клубок. Кто же это? Отгадай-ка! Ну, конечно, это … (Зайка).
  • Важная походка, Красная бородка, Шпоры, алый гребешок, Это Петя … (Петушок).

Это интересно. В работе с младшими дошкольниками загадки лучше подбирать с договорками, чтобы детям было проще ориентироваться, подбирая ответ по рифме.

Стихотворения также подбираются по сюжету, они не должны быть слишком длинными, иначе дети рассредоточатся, и настроить их на работу будет сложно.

В личной практике я вводила стихотворения перед играми, в которых задействованы музыкальные инструменты. Особенно детям нравятся рифмовки с имитацией звуков:

  • Барабаню в барабан, Бам-бам-бам да бам-бам-бам. Очень громко, знаю сам, Бам-бам-бам да бам-бам-бам, Барабанит барабан, Бам-бам-бам да бам-бам-бам.
  • Ду-ду, ду-ду-ду, Дую я в свою трубу. Быть я трубачом смогу, Ду-ду, ду-ду-ду.
  • Три струны всего, трям-трям. Инструмент известен нам. Балалайку я возьму, Плясовую заведу.
  • Брынь да брынь, гитару взял, Как играть на ней, не знал. Папа пусть меня научит — Буду гитаристом лучшим.

Стихотворения с имитацией звуков помогают ребятам запомнить звучание инструментов

Короткие сказки

Истории и рассказы по теме игры отлично иллюстрируют игру. В своей практике я использую такие придуманные на ходу сказки для объединения героев игры с теми игровыми действиями, которые предполагаются условиями. Например, для игры «Лесной оркестр», в которой малыши определяют животное по звуку музыкального инструмента, история может быть такой: «Жил-был Зайка. Очень нравилось ему, как птички поют, но когда пытался повторить их мелодии, получались какие-то непонятные звуки. И тогда мудрая Сова посоветовала Зайке пойти на базар и купить дудочку. Так он и сделал. Стал играть, и лесные звери тоже захотели научиться играть на музыкальных инструментах. Пошёл Медведь на базар и купил барабан, Волк на следующий день взял себе бубен, а Лиса научилась играть на пианино. И получился настоящий лесной оркестр».

Прочтите также: Подвижные игры в подготовительной группе детского сада

Наглядные приёмы

Как уже отмечалось, наглядность — непременный атрибут любого вида активности дошкольников.

Печатные материалы и картинки

Для музыкальных дидактических игр это:

  • изображения музыкальных инструментов,
  • буклеты (раскладные книжечки, в которых собраны картинки с персонажами игр),
  • рисунки или раскраски по сюжетам игр,
  • пазлы, лото с изображениями музыкальных инструментов.

Лэпбуки

Для детей второй младшей группы, у которых уже имеются какие-то представления о музыке, актуальным наглядным приёмом является лэпбук — самодельная папка с материалами игр на конкретную тему, например, «Новогодние праздники», «Весна пришла» и др. Такие материалы дети рассматривают, обсуждают вместе с педагогом.

В лэпбуке могут храниться материалы для некоторых музыкально-дидактических игр

Демонстрация

Приём, предполагающий:

  • просмотр видео с показом игровых действий,
  • демонстрацию педагогом всех игровых движений (особенно если это игры подвижные),
  • показ презентаций о музыкальных инструментах.

Это интересно. Для детей младшего дошкольного возраста характерна подражательность в движениях, поэтому демонстрировать игровые действия можно и от лица любимых игрушек малышей, например, перчаточных кукол.

Интерактивные музыкально-дидактические игры

Одним из самых востребованных демонстрационных приёмов являются интерактивные музыкально-дидактические игры: мультипликационный ролик раскрывает суть игровых действий, подводит к сути задания.

Малыши с удовольствием смотрят игры на мультимедийном экране, быстрее включаясь в выполнение игровых действий

Видео: музыкально-дидактическая игра «Солнышко»

Реквизит

Безусловно, при проведении музыкально-дидактических игр на музицирование без инструментов не обойтись. Малыши должны иметь представление о зрительном образе того инструмента, который упоминается в игре. Наличие инструментов определяется материально-технической базой ДОУ, но, как правило, в детских садах есть:

  • пианино,
  • барабан,
  • бубен,
  • дудочка,
  • гитара,
  • ксилофон.

Эти инструменты позволяют малышам получить представления о разнообразии музыкальных звуков. Атрибуты для игр являются частью музыкального уголка предметно-развивающей среды в группе.

Это интересно. В музыкальной зоне также должны быть представлены портреты композиторов, чьи произведения дети на занятиях слушают (Чайковского, Кабалевского, Моцарта и др.).

Музыкальный уголок знакомит детей с разнообразием инструментов для музицирования

Практические приёмы

Обычно эти приёмы используются в качестве своего рода рефлексии после игры: дети рисуют персонажей, выполняют аппликации, поделки по теме. В первой младшей группе эта работа носит репродуктивный характер: ребята повторяют то, что демонстрирует педагог (клеят, раскрашивают, лепят). Во второй младшей группе воспитанники в большей степени проявляют творческую самостоятельность: уже не просто раскрашивают, а рисуют, не только приклеивают элементы аппликации, но и сами располагают их на основе и т. д.

В своей работе во второй младшей группе я предлагаю детям создать совместно с родителями проекты, знакомящие с музыкальными инструментами. Воспитанники выбирают любой инструмент, рисуют его или приклеивают фото, подбирают загадки, стихотворения, сказки о нём, а также находят интересные факты из истории.

Изготовление музыкальных инструментов детьми совместно с родителями является очень интересным практическим приёмом

Ход игры:

Педагог предлагает детям пойти погулять на поляну, нарисованную на картинке: «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете, когда послушаете музыку. Звучит мелодия колыбельной песни или танцевальной музыки, дети определяют ее и вставляют

4. Игры на определение жанра и развитие памяти

4.1. В гости песенка пришла

Цель: Развивать музыкальную память.

Игровой материал: Волшебный мешочек и игрушки, герои детских песенок.

Ход игры: Воспитатель приносит в группу волшебный мешочек, рассматривают его, высказывают предположения, что это может быть.

Воспитатель: В гости песенка пришла

И подарок принесла.

Ну-ка, Таня, подойди,

Что в мешочке, посмотри!

Ребёнок достаёт из мешочка игрушку. Воспитатель предлагает вспомнить песенку,в которой встречается данный персонаж: кошка, мышка, лошадка, зайчик, машина, птичка и др. Воспитатель предлагает детям спеть песенку индивидуально, хором или ансамблем.

Примечание: Песня не обязательно об игрушке. Герой просто может упоминаться в песенке.

4.2. «Чудесный мешочек»

Игровой материал. Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией.В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок. Можно использовать персонажи из кукольного театра (рис. 6)

.

Ход игры. Участвует вся группа. «Дети,— говорит воспитатель,— к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.)

Сейчас мы послушаем
музыку и узнаем, кто там». Музыкальныйруководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Петушок»
— русская народная мелодия,
«Серенькая кошечка»
В. Витлина,
«Воробушки»
М. Красева,
«Медведь»
В. Ребикова и др. Дети узнают
музыку, кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.
4.3. «Найди игрушку»

Игровой материал. Игрушки,соответствующие содержанию песен: зайчик, медведь, кошечка, петушок и т. д. ; ноутбук с записями программных произведений.

Ход игры. Игрушки лежат на столе. Полукругом сидят дети. Воспитатель предлагает послушать мелодию и выбрать (называет имя ребенка)

соответствующую игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не останется ни одной игрушки. Игра может проводиться на занятии для закрепления знакомых произведений и в свободное от занятий время
(лучше во второй половине дня)
.

5. Эмоциональное восприятие музыки.

5.1. «Прогулка»

Оборудование: фланелеграф и карточки, изображающих короткие и длинные звуки.

Ход игры: Широкие карточки соответствуют длинным звукам, узкие — коротким.

Пример: Таня взяла мяч и стала медленно ударять о землю.

«Пошёл частый, сильный дождь»

дети быстро хлопают в ладоши и выкладывают узкие
картинки и т. д.
5.2. «Кто вышел погулять?»

Цель: Под музыку представить соответствующий образ и передать в движении.

Ход игры:

Взрослый начинает сказку:

«Стоит в поле терёмок-теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю, кто-то к домику бежит?

Вот по полю, кто-то к домику спешит?».

Дети слушают музыку и определяют по звучанию какому персонажу сказки

она подходит. Ребенок правильно угадавший, чья музыка звучит,

выходит к игровому полю и вставляет в прорезь перед домиком соответствующую фигуру героя сказки.

2. Развитие динамического слуха

2.1. «Тихие и звонкие звоночки»

Цель: развивать динамический слух.

Игровой материал: погремушки или шумовые игрушки по числу детей.

Игра «Звоночки»

Играют детсадовцы средней группы. Для занятия необходимо подготовить коробку с погремушками.

Цель музыкально-дидактической игры «Тихие и громкие звоночки» – развитие музыкального слуха, восприятия звуков разной высоты.

Задачи:

  • обучение умению различать тихо и громко звучащую музыку;
  • обучение навыку тихой и громкой игры на музыкальных инструментах;
  • развитие концентрации внимания;
  • воспитание интереса к музыке и музыкальным инструментам;
  • обучение навыку коллективной работы.

Воспитанники рассматривают погремушки. Правило музыкально-дидактической игры «Громко-тихо»: когда воспитатель исполняет музыку тихо, так же должны играть и дети. Когда педагог начинает играть громко, тогда дети должны сильнее греметь погремушками.

Воспитатель начинает исполнять музыку, воспитанники гремят игрушками в такт в соответствии с силой звучания. Дальше педагог усложняет задачу: начинает петь, а участники по силе его голоса должны определить, как им трясти погремушками.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]