Конспект музыкально-дидактической игры в старшей группе «На чем играю?»
Ирина Сосидка
Конспект музыкально-дидактической игры в старшей группе «На чем играю?»
Цель игры: Развитие тембрового слуха.
Программные задачи:
1. Совершенствовать навык звучания музыкальных инструментов (клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка).
2. Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям.
3. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку.
Игровой материал: Карточки (по числу играющих)
, на одной половине которых изображение детских музыкальных инструментов, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты.
Ход игры:
Дети под музыку заходят в зал.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я сегодня в музыкальном зале обнаружила вот эту симпатичную коробочку. Но без вас не стала ее открывать. Как вы думаете, что в ней может находиться? (Ответы детей).
Педагог: Ну, что гадать, давайте вместе откроем и посмотрим!
(Открывают — там карточки, на одной половине которых изображены музыкальные инструменты, а другая половина пустая и фишки).
Педагог: Ребята, для чего нам это нужно?
Дети: Для игры.
Педагог: Конечно, для игры. И мы с вами будем играть в игру «На чем играю?» Это игра на развитие тембрового слуха.
Педагог раздает детям по нескольку карточек.
Педагог: Для этой игры нам понадобится ведущий. Кто хочет быть ведущим? (Все дети тянут руку)
. Давайте поступим так, чтобы не ссорится, с помощью считалочки выберем ведущего:
«Вышла мышка как-то раз посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре, мышка дернула за гири.
Вдруг раздался сильный звон, выходи из круга вон!»
Педагог: Никита у нас ведущий, для этой игры он должен будет проигрывать мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте по своему усмотрению вот за этой ширмой (перед ведущим небольшая ширма)
. А вы, ребята, должны определить звучание этого инструмента и закрыть фишкой вторую половину карточки. Понятно? Тогда начинаем играть.
(Играют несколько раз, ребенок-ведущий меняется с помощью считалочки или ведущим становится тот ребенок, который быстрее остальных закрыл свои карточки).
Педагог: Вот и закончилась наша игра, давайте сложим все атрибуты назад в коробочку. Ребята, вам понравилась игра? А что именно вам в ней понравилось? Вам легко было узнавать звучание музыкальных инструментов? А кому было сложно? Кто остался недоволен? А кто хочет в следующий раз еще сыграть в эту игру? Вы очень старались, ребята, молодцы!
Музыкально-дидактическая игра «Музыкальный домик» для старшей группы (5-6 лет)
Конструкт проведения совместной образовательной деятельности
по ПМ 02 Организация различных видов деятельности и общения детей дошкольного возраста
Новиковой Елизаветы Артемовной 33А группа
Дата:
09.03.21
ДОО:
«Детский сад №9»
Возрастная группа:
старшая (5-6 лет).
Воспитатели:
Шмидт Марина Александровна, Воинкова Ирина Валерьевна
Руководитель практики:
Ибрагимова Дарья Андреевна
Методист:
Сиражева Эльза Гарафовна
Вид деятельности:
музыкально дидактическая игра.
Форма организации:
групповая
Тема:
Музыкально-дидактическая игра «Музыкальный домик»
Игровая цель:
Развитие у детей умение различать тембр различных детских музыкальных инструментов
Игровое правило:
Дети сидят на ковре перед музыкальным домиком и называют музыкальный инструмент, не заглядывая за музыкальный домик
Игровое действие:
Дети слушают простейшую мелодию и называют музыкальный инструмент
Цель:
Развитие у детей умение различать тембр различных детских музыкальных инструментов
Планируемый результат:
Дети проявляют желание взаимодействовать со сверстниками;
Дети знают музыкальные инструменты;
Дети развивают творчество;
Дети развивают музыкальные способности: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух;
Дети умеют различать тембр музыкальных инструментов;
Дети проявляют интерес к музыкально-художественной деятельности.
дети проявляют самостоятельность и активность.
Задачи совместной музыкальной деятельности | Задачи с учетом индивидуальных особенностей детей |
Воспитательные: Воспитывать интерес к музыкально-художественной деятельности; Воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками. Обучающие: Закреплять знания о музыкальных инструментах. Учить детей различать тембр инструментов. (Стучащий тембр: деревянные ложки, ксилофон, барабан; звенящий: бубен; шуршащий: маракасы) формировать музыкальные способности; содействовать проявлению активности и самостоятельно. Развивающие: Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям; Продолжать развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух; | Маша – формировать музыкальные способности. |
Список использованной литературы:
•От рождения до школы: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Н. Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», Москва 2014. —340 с., ФГОС ДО
•Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155. – Каменск-Уральский: ГБОУ СПО СО «Каменск-Уральский педагогический колледж», 2014. – 36 с.
Ход игры
Виды музыкальной деятельности Репертуар Цель и задачи программное содержания Пособия
Музыкальная игра «Определи инструмент»
Музыка: Гладков Г.
Цель: обобщение представлений детей о музыкальных инструментах и их звучание
учить узнавать музыкальные инструменты по звучанию на слух;
развивать музыкальный слух, чувство ритма, внимание и память;
воспитывать интерес к музыке, игре на музыкальных инструментах.
Дети входят в зал, встают в круг
Пою «Здравствуйте ребята»
(Поют
«Здравствуйте»
)
-Ребята, давайте немного разомнемся
Сделаем разминку, держим ровно спинку!
-Молодцы, а теперь подумайте и скажите, музыка всегда с нами? (Дааа)
-Скажите, а где мы можем услышать музыку? (На концертах, в театре на концерте и т. д.)
— Правильно. Ребята, а как называют людей, которые играют на музыкальных инструментах? (Музыканты)
-Правильно! Мы сегодня тоже будем музыкантами, но для начала нам необходимо повторить названия музыкальных инструментов и правила игры на них.
-Присаживайтесь на стулья (садятся на стулья)
-Перед вами стоит ширма, сейчас я буду играть на инструменте, а вы по звучанию должны назвать мне этот инструмент.
— Итак, первый инструмент. Слушайте внимательно!
— Кто узнал, что это за музыкальный инструмент? (Это бубен)
-Правильно, это бубен! Давайте, послушаем следующий инструмент
-Узнали? Конечно! Это ложки! Молодцы!
-Слушайте следующий инструмент
-Этот инструмент называется коробочка, состоит он из дерева, это ударный инструмент.
-Скажите, а почему он ударный (Потому что для извлечения звука по коробочкам стучат палочкой)
-Посмотрите, у коробочки есть отверстие, оно помогает звучать инструменту более громко и гармонично.
-Посмотрите, как правильно надо играть на этом музыкальном инструменте.
-Ребята, вы отгадали 2 инструмента и с одним познакомились
-Назовите их (ложки, бубен, коробочка)
-Молодцы! Я каждому из вас раздам по одному музыкальному инструменту, задам ритм, а вы попробуете повторить за мной.
-Как только я говорю, например, играют ложки, то начинают играть ложки и т. д.
Та – та – ти – ти – та
Ти – та – ти – та – та
Ти – ти – та – ти – ти – та – та
Та – ти – ти – ти – та – та
Ти – та – ти – ти – ти – та
Та – та – ти –та – ти – та – та –та
-Молодцы! Скажите, на каких инструментах мы сегодня играли? (ложки, бубны, коробочки)
-Назовите, кто на коком инструменте играл (коробочка, бубен, ложки)
-Ребята, наше занятие подошло к концу и нам пора прощаться.
До свидания! (До свидания)
Атрибуты для игр: колонки,
музыкальные инструменты (бубен, ложки, коробочки)
.
Дидактическая игра для развития речи детей «Определи слово» Авторская дидактическая игра для развития речи детей :»Определи слово». Цель: учить детей различать близкие по звучанию слова; развивать.
Дидактическая игра «Определи на ощупь» для детей подготовительной к школе группы Цель: научить определять на ощупь плоды крымских декоративных растений. Задачи Углубить знания детей о плодах крымских декоративных. Конспект музыкального занятия «Ударный инструмент — бубен» в подготовительной группе ДОУ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ : Дети, сегодня у нас увлекательное занятие. Мы познакомимся поближе с музыкальным инструментом, который все. Конспект музыкальной гостиной с родителями «Раз в крещенский вечерок» Конспект музыкальной гостиной с родителями «Раз в крещенский вечерок» Цель: Приобщение детей и родителей к русской традиционной культуре,.
Конспект музыкальной импровизации «Звуки лета» Цели и задачи: развивать звуковую импровизацию, воображение, ассоциативное мышление, навыки создания свободных композиций прививать навыки.
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Русский народный инструмент балалайка» Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию на тему: «Русский народный музыкальный инструмент-БАЛАЛАЙКА» в подготовительной группе.
Конспект НОД с использованием презентации-игры «Определи музыкальный инструмент» Цель: воспитание культуры слушания симфонической музыки; знакомство детей с основными музыкальными инструментами и терминами, развитие творческих.
Конспект образовательной деятельности по краеведению в средней группе «Свистулька — народный музыкальный инструмент» Цель: продолжать формировать интерес к музыкальному народному творчеству липецкого края. Задачи:-воспитывать чувство гордости за земляков-народных. План-конспект молодежной конференции и игры брейн-ринг по формированию интереса к правовым знаниям для учащихся 12–14 лет План-конспект проведения молодежной конференции и игры брейн-ринг в рамках XI Городских рождественских образовательных чтений по теме: «Молодежь:. План-конспект организации сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Больница» Тема: «Больница» Возраст: старшая группа. Программное содержание: Образовательная: расширить знания детей об общественной жизни, о профессии,.
Источник
Музыкально-дидактические игры в развитии музыкального творчества дошкольников.
Автономная некоммерческая образовательная организация дошкольного образования Центр развития ребёнка «Малыш»
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.
Автор-составитель: Варзина М.Ю.
Детство — это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье, радость быть самим собой. Мир фантазии выдумки у детей связан с игрой. Вовсе исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.
Игра, по утверждению психолога Г.С. Теплова,- это эмоциональная непосредственность мотивов, устремлённость к цели, оценка результатов деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребенка. Интерес к процессу действования, «условность» действий, ситуации, «языка» вводят детей в окружающий их мир. Сделать это вхождение желанным, занимательным, значимым — задача взрослых.
Наиболее полезны для ребенка дошкольного возраста такие игры, которые имеют направленность на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления, творческого воображения. Уровень любознательности, умственной и деятельной активности дошкольников проявляется в игре.
Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают инициативу, самостоятельность, умение творчески мыслить, помогают детям разобраться в соотношении звуков по высоте, развивают певческие навыки, чувство ритма, тембровый и динамический слух.
Применение музыкально-дидактических игр на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно. В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих навыков, восприятия музыки и музыкально-ритмических движений.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, красочно оформлены, интересны и привлекательны, такие игры вызывают желание у детей играть, петь, слушать музыку, танцевать. Музыкально-дидактические игры, развивающие восприятие музыки, с помощью классических и народных музыкальных произведений вызывают интерес ребенка к музыке, формируют эмоционально-положительное отношение к ней. Развитое слуховое восприятие положительно влияет на формирование предпосылок к занятиям различными видами музыкальной деятельности, именно поэтому необходима помощь музыкально-дидактических игр.
Музыкально-дидактические игры стимулируют певческую активность и способствуют развитию звукового взаимодействия между взрослым и ребенком. Пение взрослого благотворно влияет на мелодический слух ребенка, а чередование пения и музыки в аудиозаписи придает играм особую эмоциональную насыщенность, позволяет концентрировать внимание ребенка, дольше сохранять его интерес к музыкально-игровой деятельности.
Организуя музыкально-дидактические игры нужно предоставлять детям больше самостоятельности. Практика показывает, что чем больше доверяешь детям, тем они сознательнее, отзывчивее, добросовестнее относятся к поручениям. Предлагаем вам некоторые музыкально-дидактические игры на развитие у детей певческих навыков, восприятия музыки и развития музыкального слуха.
ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОРГАНИЗМ РЕБЕНКА.
Игра — оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Это подтверждает Д.Б. Элькони: «…игра влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до самых сложных».
По мнению О. С. Газмана, в игре у детей возникают три цели. Первая цель-удовольствие от игры — «Хочу.» Вторая цель — выполнять правила игры — «Надо». Третья цель — творческое выполнение игровой задачи — «Могу». Таким образом, складывается основной механизм игры «Хочу! Надо! Могу!», влияющий на личность ребенка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.
В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.
ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И ИГРЫ НА ОРГАНИЗМ РЕБЕНКА МОЖНО РАССМАТРИВАТЬ В ТРЕХ АСПЕКТАХ.
Первый аспект —
физиологический, связан с исследованиями В.М.Бехтерева, И.М.Догеля, И.М.Сеченова, И.Р.Тарханова и др., которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно — сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций.
Второй аспект —
психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально-личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.
Третий аспект —
педагогический. Посредством музыки воспитывается у ребенка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.
В музыкальной игре, как в пении и ритмических движениях, дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи — ритм, динамику, темп, высоту.
Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры. Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желания, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют фантазию ребенка, его творческие проявления и сопровождают его в каждой игре.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ.
Этапы развития музыкальной игры привели к поиску классификации детских игр. В разное время и разными авторами осуществлялись подходы к педагогическому управлению процессом игры. Разносторонние подходы отражали и разнообразные принципы классификации.
Н.А. Ветлугина научными исследованиями в области развития музыкально-сенсорных способностей показала первостепенную роль музыкально-дидактических игр, как основы чувственного восприятия музыки. В дальнейшем разработка этой группы игр была продолжена А.Н.Зиминой, Э.П.Костиной и нашла практическое применение у педагога-практика Н.Г.Кононовой, которая определила основную цель и назначение музыкально-дидактических игр — формировать у детей музыкальные и творческие способности, открыть перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
В соответствии с этим музыкально дидактические игры имеют следующие задачи:
- Развитие звуковысотного слуха
- Развитие чувства ритма
- Развитие тембрового и динамического слуха
- Развитее инициативы, самостоятельности, способности к восприятию
- Развитие творческой активности
- Формирование нравственных качеств личности (чувство товарищества, ответственности и др.)
- Обогащение новыми впечатлениями.
Музыкально-дидактическая игра должна включать развитие игровых действий. Игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.
Музыкально-дидактические игры должны быть красочно и интересно оформленными. Карточки с изображением музыкальных образов — яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры.
Дети могут сами принять участие в изготовлении игр, от этого игры становятся для них более желанными, интересными и любимыми.
Музыкально-дидактические игры можно использовать на музыкальном и других занятиях, в самостоятельной деятельности в свободное время, а так же на праздниках и развлечениях.
В своей работе я применяю музыкально-дидактические игры в соответствии с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания и провожу их по заранее намеченному плану. Применение таких игр на занятии дает возможность провести его более содержательно и интересно, так как в игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально – ритмических движений, а так же в области восприятия музыки. Иногда музыкально-дидактическим играм я посвящаю занятие полностью или частично в его второй половине, как отдельному виду деятельности. А также провожу развлечение с использованием музыкально-дидактических игр. Эти игры имеют обучающий характер и в доступной игровой форме у детей формируются и развиваются музыкально-творческие способности.
Дидактические игры в нашем детском саду проводятся во всех возрастных группах, начиная с первой младшей.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ПЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА.
Песни и музыка звучат во многих режимных моментах ДОУ. Песня — одна из основных моментов творческих проявлений у детей. Играя ребенок напевает незамысловатую мелодию. Игры, используемые в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно, непринужденно, брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. В работе над развитием детского песенного творчества использую несколько типов упражнений-игр:
- Различать высокие и низкие звуки; («Где мои детки?», «Волна звуков»)
- Различать направление движения мелодии вверх и вниз; («Музыкальные лесенки»)
- Петь мажорное и минорное трезвучие («Я иду!», «Ты где?»)
- Вести певческую перекличку («Как тебя зовут?»)
- Петь свои имена;
- Импровизировать мелодию на заданный текст («Музыкальное лото»)
- Подражать ритмическому звучанию инструментов;
- Музыкальные вопросы и ответы («Как живете, дети?», «Вы куда идете?», «Что ты хочешь, кошечка?»)
- Сочинение мелодии контрастного характера.
В процессе обучения дети охотно включают песенные импровизации в свою самостоятельную деятельность, особенно в сюжетно-ролевые игры. Формирование у детей песенного творчества оказывает прямое влияние на развитие воображения, самостоятельной деятельности, необходимых нравственных качеств: доброжелательности, внимания друг к другу, а также музыкальности в целом.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ.
Для того чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставлять образы я также часто обращаюсь к музыкально-дидактическим играм. Кроме того, применение этих игр дает возможность детям несколько раз слушать одно и тоже произведение в ненавязчивой форме.
Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста используются различные игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами. Использую «чудесный мешочек», где могут прятаться игрушки, которые пришли к детям в гости на занятие. Для детей более старшего возраста использую игры «Кого встретил колобок», «В лесу», «Песня-танец-марш», «Найди нужную картинку», «Кто больше?», «Какая музыка?», «Сложи песенку».
Использование музыкально-дидактических игр во время слушания музыки, способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению и запоминанию.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО — ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ.
На занятии значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку. В процессе систематических занятий по движению у ребят развивается музыкально-слуховое восприятия, что необходимо им в самостоятельной музыкальной деятельности и развитию танцевально-игрового творчества.
Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей использую в музыкально-дидактических играх различные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку. С игрушками бибабо детям интересней выполнять движения в упражнении «Гулять-отдыхать», «Три медвежонка», «Мы скакали».
Деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием музыки, хорошим чувством ритма, что позволяет им достаточно выразительно выполнять движения. Большое внимание уделяю умению самостоятельно действовать под музыку: придумывать отдельные движения или танец, используя знакомые плясовые движения. Творческие задания сочетаю с игровыми моментами. («Ах ты, Ваня-Ванечка»). Игровая форма разучивания движений помогает ребенку правильно выполнить ритмический рисунок, в начале простой, а потом более сложный. С первых занятий необходимо развивать в детях стремление самостоятельно с творческими элементами выразительности двигаться под музыку.
Таким образом, музыкально-дидактические игры оказывают большую помощь в развитии двигательной активности детей. Игры «Учись танцевать», «Кто как идет?», «Определи танец», «Придумай пляску» и др. требуют от ребят творческого подхода к выполнению задания. Музыкально — ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
В образовательной области «Музыка» большое значение уделяется развитию музыкально-творческих способностей детей. Поэтому необходимо постоянно пополнять и развивать музыкально-предметную среду, как в музыкальном зале, так и в групповых комнатах. Музыкально-дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности дошкольников.
В каждой возрастной группе нашего ДОУ имеются музыкальные уголки с детскими музыкальными инструментами, портретами композиторов, альбомами детских писем и играми, изготовленными силами родителей и воспитателей с детьми. Игры в уголках периодически меняются в соответствии с комплексно-тематическим планированием в ДОУ. Так же имеются информационные консультативные стенды, где родители могут узнать в какие музыкальные игры можно поиграть с ребенком дома, либо получить ответ, на любой вопрос, касающийся музыкального воспитания детей в семье.
ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
Существуют различные виды классификации музыкально-дидактических игр. Э.П. Костина разработала настольные музыкально-дидактические игры, которые используются для развития музыкально-сенсорных способностей. Она разделяет их на 4 вида:
- Игры, с помощью которых развивается звуковысотный слух дошкольников. Это такие игры, как «Качели», «Курицы», «Весёлые гармошки», «Цирковые собачки» и т.д.
- Игры, позволяющие развивать ритмическое чувство детей, например: «Ри, «Лесные гости» и т.д.
- Игры для развития тембрового слуха: «Музыкальные инструменты», «Угадай, на чём играю» и т.д.
- Игры, развивающие динамический слух: «Громко- тихо», «Кто самый внимательный», «Узнай звучание своего аккордеона» и т.д.
- Настольные музыкально-дидактические игры представлены в определённой последовательности с постепенным усложнением музыкально-сенсорных задач для каждой возрастной группы. Так, например, в средней группе дети учатся различать выразительные возможности двух динамических оттенков (громко — тихо), в старшей группе – трёх (громко, умеренно громко, тихо), а в подготовительной группе уже различаются четыре динамических оттенка (громко, умеренно громко, умеренно тихо, тихо).
Н.А.Ветлугина разделяет все музыкально-дидактические игры на три вида:
- Спокойное музицирование. (настольные)
- Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий(подвижные).
- Игры, построенные по типу хороводных.
- В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение.
Эти игры часто проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребенок, если игра проводится с 2 — 3 детьми, награждается фишкой, флажком. В процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту или иную картинку, поднимая в соответствии со звучанием произведения флажки разных цветов и т. д.
Второй вид дидактических игр характеризует динамика действий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваясь в звучание музыки, реагируют на него движениями. Звучат громкие звуки — в пространстве групповой комнаты двигается одна подгруппа детей, тихие — другая, а первая останавливается. После неоднократной смены звучания наступает завершающий момент игры — физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т. д.
В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются два или три круга детей или коллектив (круг) и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга на звуки среднего регистра — второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания. Победители поощряются исполнением их желания.
Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. То есть музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигает своей цели.
Одновременно с проведением музыкально-дидактических игровых упражнений можно вводить в работу музыкально-дидактические задания на различение не только основных свойств звука, и средств музыкальной выразительности. При этом следует использовать настольно-печатный игровой материал, созданный руками воспитателей, персонажи кукольного театра, фланелегра озвученные музыкальные игрушки. Например, для различения бодрого и спокойного характера музыки на столе можно разложи карточки с изображением марширующих и спящих детей. Педагог предлагает, когда будет звучать марш, выбрать картинку с изображением марширующих детей, а когда будет звучать колыбельная спящих детей. У каждого ребенка должно оказаться по 3 разных картинки, тогда педагог может убедиться в правильности выполнения задания. Если при проведении музыкально — дадактических упражнений даже к концу года дети еще ошибаются; то задания уже к середине учебного года все они выполняют верно.
В самостоятельно придуманные игры дети играют с особым удовольствием.
Необходимо отметить, что музыкальные произведения, на основе которых разворачиваются игровые действия, должны восприниматься детьми целостно, и в то же время им следует выделять те или иные средства музыкальной выразительности, в зависимости от правил игры. Педагоги используют для таких игр народные мелодии, фрагменты авторских произведений, сами сочиняют несложные пьесы. Музыкально-дидактические игры могут также проводиться и без использования фортепиано — под пение, звуки различных музыкальных инструментов: погремушек, барабана, дудочки и т. д.
Музыкально-дидактическим материалом игр является:
- песни, инструментальные произведения;
- набор музыкальных инструментов;
- наборы музыкальных игрушек.
Следует отметить, что кроме музыкально-дидактических игр в практике используются и музыкально-дидактические пособия. Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они имеют определённые правила, игровые действия или сюжет. Они могут быть использованы детьми, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности. Музыкально-дидактические пособия в основном применяются на занятиях для наглядной иллюстрации отношений звуков по высоте и длительности, для упражнения детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств.
Музыкально-дидактические пособия включают зрительную наглядность (различные картинки, карточки, передвижные приспособления и т.д.), а музыкально-дидактические игры могут не использовать наглядность.
Благодаря своему разнообразию, музыкально-дидактические игры и пособия имеют большое значение в воспитании дошкольников.
Основное назначение музыкально-дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкальный способностей; в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Музыкально-дидактические игры и пособия обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.
Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр и пособий в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.
Приложение №1
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
1.«БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ»
Программное содержание:
Учить детей различать короткие и долгие звуки, уметь прохлопать ритм.
Ход игры:
Педагог предлагает детям послушать, кто идет по дорожке и повторить, как звучат шаги своими хлопками. Когда дети научатся различать короткие и долгие хлопки, педагог предлагает на слух определить «большие и маленькие» ножки, выполняя хлопки за ширмой или за спиной.
– Большие ноги шли по дороге: (долгие хлопки)
Топ, топ, топ, топ!
Маленькие ножки бежали по дорожке: (короткие хлопки)
Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ!
Программное содержание:
По слуховому восприятию учить детей различать короткие и долгие звуки, развивая тем самым ритмическую память, умение соотносить свои действия с музыкой – способность прохлопать ритмический рисунок мелодии руками, развивать музыкально – ритмическое восприятие.
Игровые правила:
Слушать звуки разной длительности, не мешать другим.
Игровые действия:
Отгадывать длительность звуков, прохлопывать их соответственно.
Игровая цель:
Угадать первым.
2.«В ЛЕСУ»
Программное содержание:
Развивать у детей звуко-высотный слух, учить различать высокие, низкие и средние звуки. Развивать чувство ритма, учить различать короткие и долгие звуки.
Ход игры:
Педагог знакомит детей с высокими и средними звуками, после того, как дети достаточно хорошо усвоили это, им предлагают поиграть и угадать, кто живет в лесу. Для этого педагог исполняет мелодию «Мишка» в низком регистре, или «Зайка» в среднем, или «Птичка» в высоком регистре. Дети отгадывают и накрывают фишкой соответствующую картинку.
В другом варианте игры педагог обращает внимание детей на ритм шагов различных зверей: Долгие звуки, когда шагает медведь и короткие, когда прыгает зайка. В этом варианте игры дети по ритму шагов должны определить, кто идет по лесу, или, наоборот, уметь прохлопать ритм шагов медведя или зайца.
-Как по лесу у нас У него соседи- А на ветке птичка,
Зайка прыгает сейчас. Бурые медведи. Птичка – невеличка!
Программное содержание:
(Для средней группы) Развивать ритмическую память, учить детей различать короткие и долгие звуки по слуховому восприятию, развивать у детей звуко-высотный слух, учить различать высокие и низкие звуки, развивать тембровое восприятие.
Игровые правила:
Прослушать музыкальный фрагмент, не мешать отвечать другим и не подсказывать,
Игровые действия:
Загадывание и отгадывание музыкального фрагмента.
Игровая цель:
Угадать первым, чтобы увидеть соответствующую картинку.
3.«ВЕРТУШКА»
Программное содержание:
Развивать у детей представления об изобразительных возможностях музыки.
Ход игры
: Педагог предлагает детям посмотреть музыкальную вертушку, по – вращать ее, заглянуть в окошечко на вертушке и исполнить знакомую песню, соответствующую появившемуся в окошечке вертушки изображению; ребенок должен объяснить, почему он выбрал именно эту песню, какие еще песни можно соотнести с данным изображением, определить характер музыки.
Программное содержание:
Развивать музыкальную память, представление детей об изобразительных возможностях музыки, через умение по зрительному и слуховому восприятию соотносить музыкальные и художественные образы. Развивать воображение, умение представить картины реальной действительности, переданные с помощью музыки.
Игровые правила:
Отвечать индивидуально, а петь хором.
Игровые действия:
Вращать вертушку, угадывать знакомые мелодии.
Игровая цель:
Вспомнить как можно больше песен.
4.«ВЫЛОЖИ МЕЛОДИЮ»
Программное содержание:
Развивать ритмический слух, упражнять детей в определении ритмического рисунка мелодии.
Ход игры:
Педагог исполняет знакомые детям песни с разным ритмическим рисунком, предлагает детям его прохлопать. Затем он показывает детям как можно условно изобразить ритмический рисунок с использованием квадратов, обозначающих долгие звуки.
В ходе игры педагог исполняет знакомые детям песни и предлагает им выложить их ритмический рисунок. И наоборот просит детей вспомнить песню по предложенному педагогом условному изображению ритмического рисунка мелодии.
Программное содержание:
Развивать ритмическую и ассоциативную память. По слуховому восприятию учить детей различать длительность звуков: короткие и долгие, уметь передавать ритмический рисунок с помощью ассоциативных элементов:
квадраты и прямоугольники, соотносить таким образом мелодию с графическим изображением.
Игровые правила:
Слушать знакомые мелодии, не мешать и не подсказывать другим.
Игровые действия:
Отгадывать песни, прохлопывать их ритмический рисунок, выкладывать его графическое изображение и наоборот.
Игровая цель:
Первым выложить рисунок мелодии.
5.«ДО, РЕ, МИ»
Программное содержание:
Учить детей различать образный характер музыки, соотносить художественный образ с музыкальным образом, отражающим явления действительности.
Ход игры:
Педагог исполняет песню и предлагает ребенку выбрать картинку, соответствующую ей по содержанию художественного образа, при этом ребенок должен пояснить, почему он выбрал именно эту картинку, что на ней изображено и о чем говорится в песне. В другой раз педагог предлагает детям картинку и просит их исполнить знакомую им песню, соответствующую изображению на картинке.
Программное содержание:
Развивать зрительное и слуховое восприятие, учить детей различать характер музыки по образу, соотносить художественный образ с музыкальным образом, отражающим явления действительности, развивая при этом музыкально-аналитическую деятельность.
Игровые правила:
Отвечать индивидуально, а петь хором.
Игровые действия:
Выбирать соответствующее изображение, накрывать фишкой.
Игровая цель:
Вспомнить как можно больше песен.
6.«ЗАЙЦЫ»
Программное содержание:
Упражнять детей в восприятии и различении характера музыки: веселого, плясового и спокойного, колыбельного.
Ход игры:
Педагог рассказывает малышам о том, что в одном доме жили-были зайцы. Они были очень веселыми и любили плясать (показывает картинку «Зайцы пляшут»). А когда они уставали, то ложились спать, а мама пела им колыбельную песню (картинка «Зайцы спят»). Далее педагог предлагает детям угадать по картинке, что делают зайцы? И изобразить это своими действиями (дети «спят», дети пляшут), под музыку соответствующего характера.
Программное содержание:
Развивать слуховое восприятие, элементарное музыкально-аналитическое мышление – умение слушать и сравнивать музыку различного характера (веселую, плясовую и спокойную, колыбельную). Развивать музыкальную память, представление о различном характере музыки.
Игровые правила:
Прослушать до конца мелодию, не мешать отвечать другим.
Игровые действия:
Отгадывание характера музыки, выбор соответствующего ему изображения или показ соответствующих действий.
Игровая цель:
Первым показать, что делают зайцы.
7.«КОГО ВСТРЕТИЛ КОЛОБОК ?»
Программное содержание:
Развивать у детей представление о регистрах (высоком, среднем, низком).
Ход игры:
Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Колобок» и ее персонажей (волк, лиса, заяц, медведь), при этом он исполняет соответствующие мелодии, например: «У медведя во бору» в нижнем регистре, «Зайка» в высоком регистре и т.д. Когда дети усвоят звучание, какого регистра соответствует художественному образу каждого животного, им предлагается поиграть и определить на слух, какой персонаж изображен в музыке и выбрать соответствующую картинку
Программное содержание:
Развивать музыкальную память, учить детей .узнавать знакомые мелодии изобразительного характера, исполненные в разных регистрах: высоком, низком, среднем, формируя при этом звуковысотное восприятие музыки и умение соотносить музыкальный образ с художественным по слуховому и зрительному восприятию.
Игровые правила:
Прослушать мелодию до конца, не мешать отвечать другим, выбирать соответствующую карточку.
Игровые действия:
Загадывание и отгадывание музыкального фрагмента, выбор соответствующего изображения, можно самостоятельно исполнить мелодию в заданном регистре.
Игровая цель:
Угадать первым.
8.«КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ?»
Программное содержание:
Развивать музыкальную память, учить детей узнавать знакомые мелодии изобразительного характера, по слуховому и зрительному восприятию соотносить музыкальный и художественный образы. Развивать звуковысотное восприятие музыки – умение различать высокие и низкие звуки
Ход игры:
Педагог знакомит детей со звучанием одной и той же мелодии в разных регистрах (в низком регистре и в высоком ), например, «Кошка» Александрова. Когда дети научатся различать высокие и низкие звуки, передающие соответственно образы детеныша и матери, им предлагается поиграть. При этом педагог говорит, что в большом доме на первом этаже живут мамы, на втором (с маленькими окошками) – их детки. Однажды все пошли погулять в лес, а когда вернулись, то перепутали, кто где живет. Поможем всем найти свои комнаты. После этого педагог проигрывает мелодию «Медведь» Левкодимова в разных регистрах и просит детей угадать, кто это: медведица или медвежонок. Если ответ правильный, в окошко вставляется соответствующее изображение, и т.д.
Игровые правила:
Прослушать музыкальный фрагмент, не подсказывать другим.
Игровые действия:
Отгадывать мелодию, выбирать соответствующее ей изображение.
Игровая цель:
Угадать первым.
9.«ЛЕСЕНКА»
Программное содержание:
Развивать музыкальную память и музыкально-аналитическое мышление – умение различать поступенное движение мелодии вверх и вниз. Учить детей соотносить свои действия с музыкой (движения руки) по слуховому восприятию.
Развивать музыкальный слух – умение отличать напевное звучание мелодии от отрывистого. Развивать представление об изобразительных возможностях музыки
Ход игры:
Педагог исполняет попевку «Лесенка» Е.Тиличеевой. При повторном исполнении предлагает детям поиграть: показать рукой, куда движется девочка (кукла и т.д.) – вверх по лесенке или вниз. Затем педагог исполняет попевку, при этом он не допевает последнее слово сначала в первой, а потом во второй части попевки, и предлагает детям самим закончить ее.
Для средних, старших и подготовительных групп используется лесенка из 5 ступенек, для последних возможно из 7. Для младших – из 3.
Для 7 ступенек: Для 5 ступенек: Для 3 ступенек:
-До, ре, ми, фа, Вот иду я вверх, Вверх иду,
соль, ля, си. И спускаюсь вниз. Вниз иду.
(на трезвучии).
Ход игры:
Педагог предлагает детям послушать как по музыкальной лесенке поднимается маленький мальчик и старая бабушка, или большой медведь и маленький зайка и сравнить музыкальные фрагменты.
Игровые правила:
Внимательно слушать, не мешать другим.
Игровые действия:
Показ рукой.
Игровая цель:
Самостоятельно закончить музыкальную фразу.
10.«МОРЕ»
Программное содержание:
Развивать у детей представление об изобразительных возможностях музыки, ее способности отражать явления окружающей природы. Закреплять умение различать динамические оттенки в музыке: тихо, громко , не слишком громко , очень громко и т.д. Через умение соотносить музыкальный и художественный образы, развивать воображение, умение представить картины реальной действительности, переданные с помощью средств музыкальной выразительности.
Ход игры:
Педагог исполняет пьесу «Море» Н.Римского-Корсакова, дети делятся своими впечатлениями о характере музыки. Педагог обращает внимание на то, что композитор нарисовал яркую картину моря, показывая самые разные его состояния: оно: то взволнованное, то бушующее, то успокаивающееся. Один ребенок с помощью карточек показывает изменение характера музыки на протяжении всей пьесы.
Игровые правила:
Прослушать музыкальный фрагмент, не подсказывать другим.
Игровые действия:
Отгадывать мелодию, выбирать соответствующее ей изображение.
Игровая цель:
Угадать первым.
6