Как сделать игру по ПДД своими руками
Изготовить игру для изучения правил дорожного движения можно своими руками, не прилагая для этого особых усилий. Пример самостоятельного изготовления можно рассмотреть на настольном развлечении под названием «Что сначала, что потом».
Для начала нужно соорудить игровые поля из картона белого цвета формата А4, который следует разрезать вдоль на две половины. Каждую половину нужно разделить на три части и пронумеровать цифрами от 1 до 3 (шесть игровых полей будет достаточно). С помощью компьютера в онлайн-режиме следует найти изображение ситуации на дороге, которая требует выполнения тех или иных действий согласно дорожному знаку.
На заключительном этапе изготовления в компьютерной программе Paint нужно рисовать на картинке игрового персонажа (Незнайку, Красную Шапочку или любого другого). Помещая персонажа в разные части изображения, получается алгоритм действия на дороге.
Задачу дошкольнику определяют в том, чтобы он разместил картинки в правильной последовательности.
Обратите внимание! В процессе занятия будущий участник дорожного движения моделирует ситуацию и определяет нужный алгоритм действий, записывая все в тетрадь.
Игровая форма занятий на тему ПДД в младших группах
Начинать занятие с самыми маленькими дошколятами (1,5-2 года) на тему дорожно-транспортных понятий рекомендуется с прогулки по улице. Воспитатель должен показать крохотным пешеходам тротуар, проезжую часть и в обязательном порядке рассказать про их предназначение (при этом необязательно выходить за пределы дошкольного учреждения). Дети ознакомятся с такими понятиями, как пассажир, водитель и пешеход, параллельно наблюдая за тем, как движутся транспортные средства на дороге. В качестве наглядного пособия можно рассмотреть автомобиль, который каждый день поставляет продукты на кухню, и обсудить, как устроена эта дорога.
Изучение правил с детьми на улице
В процессе групповых уроков специалисты рекомендуют как можно чаще прибегать к приему моделирования разных дорожных ситуаций. Педагог должен побуждать воспитанников к играм с игрушечными машинками, проговаривать вслух каждое действие и подталкивать к этому дошкольников (к примеру, транспортное средство уменьшило скорость, дало задний ход или повернуло направо).
Игровая форма занятий в средних группах
В средней группе детского сада все игры по ПДД для дошкольников направлены на то, чтобы усвоить и отработать правила дорожного движения. Здесь в основном применяется дидактический игровой метод. Обязательными пунктами такого метода являются:
- правила;
- четкие и последовательные игровые действия;
- точно определенный результат.
Важно! Обучающая форма занятий представлена 2 типами: делающие акцент на содержание игровых действий или на реквизит, с помощью которого строится сюжетная линия игры.
Игровая форма занятий в старших группах ДОУ
В качестве основы для уроков по ПДД в старших группах детского сада используются личные социальные навыки взаимодействия с окружающим миром, а также копируются модели поведения на игрушках или сверстниках, которые тоже участвуют в игре. К примеру, в игре «Автобус» в старшей группе воспитанники должны по очереди заходить в «транспорт», после чего покупать билеты у кондуктора и просить водителя остановиться на той или иной остановке.
Математические квесты для подготовительных групп, КВН и ребусы
Игровая форма занятий в подготовительных группах
С ребятишками 6-7 лет, которые ходят в подготовительную группу, уже можно играть в театрализованные игры, реализующиеся в двух формах. Как правило, педагоги используют драматизацию, то есть участники игры становятся «артистами», которые играют роли согласно сценарию. Также можно прибегнуть к режиссерской игре, где ребятишки руководят движениями и действиями персонажей – кукол.
Пример куклы для занятий по ПДД
Разновидности игр по правилам дорожного движения
Поскольку игровой процесс – это ведущая деятельность для дошкольников, то с ее помощью у детей идет быстрое усвоение того, что можно делать на дороге, а какие действия являются запрещенными. По этой причине уроки по изучению ПДД включают в программы, согласно которым реализуется воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях.
Подвижные игры в старшей группе по ПДД
В процессе подвижного игрового процесса у малышей закрепляются навыки действовать в условиях, которые постоянно меняются, моментально реагировать на неожиданные ситуации. Подвижные уроки формируют у карапузов такие двигательные навыки:
- определение расстояния (далеко – близко);
- скорости (быстро – медленно);
- габаритов (больше – меньше);
- видимости (заслонена ли машина).
Ребенок должен координировать свои действия с движениями окружающих людей и фиксировать передвижения предметов.
Дидактические игры в старшей группе по ПДД
Для того чтобы проводить уроки по изучению правил дорожного движения, нужно, безусловно, заранее запастись наглядным материалом. Реквизит может быть представлен основными знаками, с помощью которых регулируется дорожное движение, изображениями регулировщика, картой улиц с пешеходными переходами и зданиями. В процессе дети учат знаки и правила поведения.
Сюжетно-ролевые
С помощью сюжетно-ролевых уроков дошкольник занимается свободной импровизацией и формирует модель социальных отношений, разыгрывая различные ситуации. Ролевые развлечения всегда подразумевают игры «во что-то» или «в кого-то», а их отличительной характеристикой является наличие сценария и ролей.
Обратите внимание! Играть с детьми можно на территории детского автомобильного городка, который обязательно должен быть в детском саду, или же в помещении со специальными макетами и магнитной доской.
Интерактивные
Использование различных мультимедийных средств стало чуть ли не самым главным новшеством в работе педагогических работников детских садов. Методические средства и приемы воспитателей были разбавлены информационно-коммуникационными технологиями, что позволило сделать уроки для детей более увлекательными и запоминающимися. Сегодня метод интерактивных игр является популярным, актуальным и эффективным, а для изучения правил дорожного движения педагоги довольно часто используют презентации.
Пазлы, домино, настольные игры
С помощью необычного домино «Дорога» малыш всегда сможет применить все знания, которые он получил о дорожных знаках, на практике, а также изучить сигналы светофора и дорожную разметку. Участники развлечения должны сообща соорудить собственную дорогу, правильно соединяя карточки друг с другом.
Домино «Дорога»
Обратите внимание! Для изучения наиболее распространенных знаков дорожного движения специалисты рекомендуют использовать детское пластиковое лото «Знаки ПДД», на фишках которого нарисованы знаки, а на карточках написана их расшифровка.
Проект в подготовительной группе на тему «Профессии»
Картотека игр по ПДД для старшей группы
Игра«Трамваи»
Для проведения игры потребуется по одному обручу для каждой команды и по одной стойке.Участники в каждой команде делятся на пары: первый – водитель, второй – пассажир. Пассажир находится в обруче. Задача участников как можно скорее обежать вокруг стойки и передать обруч следующей паре участников. Побеждает команда, первой выполнившая задание.
Игра «Огни светофора»
На светофоре — красный свет!
Опасен путь — прохода нет!
А если желтый свет горит, — он «приготовься» говорит.
Зеленый вспыхнул впереди -свободен путь — переходи.
В игре все дети — «пешеходы». Когда регулировщик дорожного движения показывает на «светофоре» желтый свет, то все ученики выстраиваются в шеренгу и готовятся к движению, когда «зажигается» зеленый свет — можно ходить, бегать, прыгать по всему залу; при красном свете -все замирают на месте. Кто ошибся — выбывает из игры.
Когда переходишь улицу — следи за сигналами светофора.
Игра «Автобусы»
«Автобусы» — это команды детей «водитель» и «пассажиры». В 6—7 м от каждой команды ставят флажки. По команде «Марш!» первые игроки быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе они снова проделывают тот же путь и т. д. Играющие держат друг друга за локти. Когда автобус (передний игрок -«водитель») возвратится на место с полным составом пассажиров, он должен подать сигнал свистком. Выигрывает команда, первой прибывшая на конечную остановку.
Игра«Грузовики»
Для проведения игры потребуются рули, мешочки с песком для каждой команды и две стойки. Первые участники команд держат в руках руль, на головы им помещается мешочек с песком – груз. После старта участники обегают вокруг своей стойки и передают руль и груз следующему участнику. Побеждает команда, первой выполнившая задание и не уронившая груз.
Игра«Веселый трамвайчик»
Мы веселые трамвайчики,
Мы не прыгаем как зайчики,
Мы по рельсам ездим дружно.
Эй, садись к нам, кому нужно!
Дети делятся на две команды. Одна команда — трамвайчики. Водитель трамвая держит в руках обруч. Вторая команда — пассажиры, они занимают свои места на остановке. Каждый трамвай может перевезти только одного пассажира, который занимает свой место в обруче. Конечная остановка на противоположной стороне зала.
Игра – аттракцион «Внимание, пешеход»
Для проведения этой игры нужны три жезла, покрашенные в три цвета сигналов светофора. Регулировщик — ученик старшего класса — показывает ребятам, выстроившимся перед ним в шеренгу, попеременно один из трех жезлов. Участники игры при виде красного жезла делают шаг назад, при виде желтого — стоят, при виде зеленого — два шага вперед. Того, кто ошибется, регулировщик штрафует — лишает права участвовать в игре. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся. Победителю вручается значок, открытка, книжка и т. п.
Картотека игр по правилам дорожного движения для дошкольников с целями
В картотеку ПДД в средней группе по ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) с целями входят такие развлечения, как «Угадай, какой знак?», «Водители» и «По дороге».
«Угадай, какой знак»
Целью занятия «Угадай, какой знак» является то, чтобы детки закрепили свои знания о правилах дорожного движения и самостоятельно пользовались ими в повседневной жизни. Игровой процесс представлен кубиками с наклеенными на них указательными, предупреждающими и запрещающими знаками в шахматном порядке.
ПДД во второй младшей группе – картотека с целями
Педагог должен по очереди приглашать ребятишек к столу, где разложены кубики. Воспитанник берет кубик, называет знак и идет к той группе детей, у которых уже есть символы этой разновидности.
«Водители»
В процессе обучающего развлечения «Водители» карапузы также учат правила, но кроме этого у них еще развивается мышление и пространственная ориентация. Для проведения урока необходимо запастись игровыми полями, игрушечными машинками и другими игрушками. Воспитатель заранее готовит 3-4 варианта игровых полей, каждое из которых представлено рисунком со знаками. Это необходимо для смены дорожной ситуации.
К примеру, малыш становится водителем машины, и ему нужно отвезти лисичку в магазин, набрать бензина и отремонтировать автомобиль. Изображение транспортного средства обозначает гараж, откуда карапуз выехал и куда должен вернуться. Ребенку нужно подумать и сказать, в какой последовательности следует посетить эти пункты, чтобы правила дорожного движения не были нарушены.
«По дороге»
Благодаря уроку «По дороге» у воспитанников закрепляются знания о видах транспорта, тренируется память и внимание. Для проведения игры понадобятся изображения машин легкового и грузового типа, а также фишки. Игра проводится на свежем воздухе, но перед началом нужно договориться с детками, кто какой вид автомобилей будет собирать. В ходе игры карапузы обращают внимание на машины, называют их и получают фишки за каждый правильный ответ. У кого в конце будет больше фишек, тот и объявляется победителем.
Обратите внимание! На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что дошкольникам проще всего воспринимать информацию про ПДД в игровой форме.
Такие занятия обязательно будут результативными, потому что малыш будет заниматься с огромным удовольствием и интересом в кругу своих приятелей и друзей.