Внеурочное занятие. Театральный кружок.
Тематическое планирование занятия кружка
«Театральный»
№п/п | Дата | Тема занятия | Содержание деятельности | Воспитательная работа. | ||
Теоретическая часть занятия (форма организации) | Практическая часть занятия (форма организации) | |||||
1. | Вводное занятие. | Познакомить с планом работы на учебный год. что такое театр; чем отличается театр от других видов искусств | Высказывают свои мнения, пожелания. | Умение высказывать своё мнение. | ||
2. | Театральная игра. | Артикуляционная гимнастика. Познакомить с понятием «театральная игра». | Обыгрывание ситуации по предложению детей. | Понимать другие позиции, взгляды, интересы | ||
3. | Индивидуальное занятие. | Работа над словом. Отработка отдельных этюдов. Устранение дикционных недостатков.
| Изображают разные пантомимы, умеют произносить монолог и диалог. | Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды для того, чтобы сделать что-то сообща. | ||
4. | Театральная игра. | Рассказать об элементарных технических средствах сцены об оформлении сцены о нормах поведения на сцене и в зрительном зале Познакомить с понятием «пантомима», «сценическая миниатюра».Умение подобрать стихи об осени. | Выразительное чтение подобранных стихотворений. | Воспитывать любовь к природе. | ||
5. | Театральная игра. | Артикуляционная гимнастика. Познакомить с понятием «театральная игра». | Поют песню «Осень постучала к нам». | Воспитывать любовь к природе. | ||
6. | Театральная игра. | Артикуляционная гимнастика. Познакомить с понятием «театральная игра». | Готовят рисунки об осени. Репетируют песни, стихи. | Воспитывать любовь к природе. | ||
7. | Театральная игра. | Артикуляционная гимнастика. Познакомить с понятием «театральная игра». | Репетируют песни, стихи. | Воспитывать любовь к природе. | ||
8. | Праздник «Бал овощей и фруктов». |
| Ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Читают стихи, поют песни, участвуют в конкурсах. | Воспитывать коллективизм. | ||
9. | Театральная игра. | Закрепить понятие «театральная игра». | Разыгрывание эпизодов из русских народных сказок. | Прививать любовь к чтению. | ||
10. | Театральная игра. | Подборка номеров художественной самодеятельности. | Репетируют свои номера и умеют держаться на сцене. | Воспитывать любовь к творчеству. | ||
11. | Театральная игра. | Артикуляционная гимнастика. Познакомить с понятием «театральная игра». | Отработка номеров художественной самодеятельности. | Воспитывать любовь к творчеству. | ||
12. | Театральная игра. | Артикуляционная гимнастика. Познакомить с понятием «театральная игра». | Проводят конкурс стихов. | Воспитывать любовь к зимней природе. | ||
13. | Культура и техника речи. | Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и песней. Разучивание песни о зиме. Разучивание сценки «Новогодняя сказка» | Поют песню «Потолок ледяной». | Воспитывать любовь к творчеству. | ||
14. | Культура и техника речи. | Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и песней. Репетиция сценки «Новогодняя сказка» | Готовят рисунки о зиме. Репетиция песен, стихов. | Воспитывать любовь к творчеству. | ||
15. | Культура и техника речи. | Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и песней. Репетиция сценки «Новогодняя сказка» | Готовят украшение своего класса. Репетиция песен, стихов. | Воспитывать любовь к творчеству. | ||
16. | Праздник «Новогодняя сказка». |
| Читают стихи, поют песни, участвуют в конкурсах. | Воспитывать любовь к творчеству, воспитывать коллективизм. | ||
17. | Культура и техника речи. | Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и песней. Умение подобрать стихи о весне. | Проводят конкурс стихов. | Воспитывать любовь к весенней природе. | ||
18. | Культура и техника речи. | Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и песней. Разучивание песни о весне. | Поют песню «Весенняя капель». | Воспитывать любовь к весенней природе. | ||
19. | Культура и техника речи. | Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и песней. | Хоровод «Во поле берёза стояла». | Воспитывать любовь к родной природе. | ||
20. | Праздник «Спасибо, Азбука!» |
| Поют песни, водят хоровод, стихи рассказывают. | Воспитывать коллективизм. | ||
21. | Культура и техника речи. | Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и песней. Знакомство с произведением. | Определение ролей и распределений ролей. | Воспитывать умение слушать друг друга, любовь к чтению. | ||
22. | Культура и техника речи. | Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и песней. Репетиция сказки. | Отработка ролей. | Развивать память | ||
23. | Культура и техника речи. | Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и песней. Репетиция сказки. | Отработка ролей и примерная постановка на сцене. | Воспитывать умение держаться на сцене. | ||
24. | Культура и техника речи. | Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и песней. Коллективное сочинение сказки. | Определение ролей и распределений ролей. | Воспитывать умение слушать друг друга, любовь к чтению. | ||
25. | Культура и техника речи. | Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и песней. Коллективное сочинение сказки. | Определение ролей и распределений ролей. | Воспитывать умение слушать друг друга, любовь к чтению. | ||
26. | Ритмопластика . | Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений. | Участвуют в играх и упражнениях. | Воспитывать умение держаться на сцене. | ||
27. | Ритмопластика . | Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений. | Участвуют в играх и упражнениях. | Воспитывать любовь к творчеству. | ||
28. | Ритмопластика . | Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений. | Участвуют в играх и упражнениях. | Воспитывать любовь к творчеству. | ||
29. | Ритмопластика . | Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений. | Отработка номеров художественной самодеятельности. | Воспитывать любовь к творчеству. | ||
30. | Ритмопластика . | Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений. | Участвуют в играх и упражнениях. | Воспитывать любовь к творчеству. | ||
31. | Индивидуальное занятие. | Работа над словом. Отработка отдельных этюдов. Устранение дикционных недостатков. Репетиция по сценарию. | Отработка номеров художественной самодеятельности» | Воспитывать любовь к творчеству. | ||
32. | Индивидуальное занятие. | Работа над словом. Отработка отдельных этюдов. Устранение дикционных недостатков. | Отработка номеров художественной самодеятельности» | Воспитывать любовь к творчеству. | ||
33. | Заключительное занятие. Праздник «Прощай, 1 класс!» |
| Выступают перед родителями. | Воспитывать любовь к творчеству, школе , Отечеству. |
Литература для учителя:
- Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
- Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.
- Богданов Г.Ф. Работа над музыкально-танцевальной формой хореографического произведения: Учебно-методическое пособие. Вып. 1. — М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008. — 144с.
- Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста
- Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. –176 с.
- Вечканова И.Г.Театрализованные игры в абилитации дошкольников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 144 с.
- Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.
- Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. – М.: Просвещение. – 1978. – 176 с.
- Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2007. – 256 с.
- Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.
- Дополнительное образование //Научно-методический журнал, 2001-2009 гг
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Т.М.Грабенко. Игры в сказкотерапии. — Спб., Речь, 2006. – 208 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. — СПб.: Речь, 2006. – 168 с.
- Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. — М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.
- Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей: Пер. с англ. – М.: Литература, 1998. – 816 с.
- Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса.. – 2000. – 96 с.
- Котельникова Е. А. Биомеханика хореографических упражнений. — М.: ВЦХТ ( “Я вхожу в мир искусств”), 2008. – 128 с.
- Ладыженская Т.А. Школьная риторика: 4,5,6 класс: Учебное пособие/ Т.А.Ладыженская. — М.: Издательский Дом «С-инфо»; Издательство «Баласс»,2003. – 160 с.
- Лопатина А., Скребцова М. Сказки о цветах и деревьях. – М.: Сфера. – 1998. – 576 с.
- Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной школе).Методическое пособие. — М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, ч. 1,2. — 2006. – 56 с.
- Нестерина Е.С. Шоколад Южного полюса: Пьесы. — М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 160 с.
- Основы актерского мастерства по методике З.Я.Корогодского. — М.: ВЦХТ ( “Я вхожу в мир искусств”), 2008. — 192 с.
- Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. — М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 160 с.
- Погосова Н.М. Погружение в сказку. Кооррекционно-развивающая программа для детей. – Спб.: Речь;М.: Сфера, 2008. – 208 с.
- Попов П.Г. Жанровое решение спектакля. — М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008. – 144 с.
- Пушкин С.И. Детский фольклорный театр: Пьесы с нотным приложением. — М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусства”), 2008. – 144 с.
- Рылеева Е.В. Вместе веселее! – Игры и рабочие материалы – М.: ЛИНКА-ПРЕСС.- 2000. – 144с.
- Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. – Спб.: Речь, 2007. – 224 с.
- Сальникова Н. Работа с детьми: школа доверия. – СПб.: Питер. – 2003. –
282 с.
- Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. — Спб.: Речь, 2007. – 144 с.
- Скрипник И.С. Театр теней. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 221 с.
- Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников ( обучение сочинению сказок). – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
- Ткачева Е.М. Пьесы. — М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 176 с.
- Холл Д.Учимся танцевать. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 184 с.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности : Программа и репертуар. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 160 с.
- Шорохова О.А. Играем в сказку:Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208с.
- Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 240с.
- Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина. – М.: ООО «Издательство АСТ». –2002. – 445с.
Рекомендованный список литературы для родителей
1. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса.. – 2000. – 96 с.
2. Монакова Н.И. Путешествие с Гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. – Спб.: Речь, 2008. – 128 с.
3. Погосова Н.М. Погружение в сказку. Кооррекционно-развивающая программа для детей. – Спб.: Речь;М.: Сфера, 2008. – 208 с.
4. Субботина Л.Ю.Детские фантазии: Развитие воображения у детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 192 с.
5. Скрипник И.С. Театр теней. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 221 с.
6. Лопатина А., Скребцова М. Сказки о цветах и деревьях. – М.: Сфера. – 1998. – 576 с
Рекомендованный список литературы для детей
1. Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина. – М.: ООО «Издательство АСТ». –2002. – 445с.
2. Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика. Упражнения для детей 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 96 с.
3. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.
4. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей: Пер. с англ. – М.: Литература, 1998. – 816 с.
СТРУКТУРА УРОКОВ:
- Приветствие и игровые упражнения на внимание, наблюдательность.
- Упражнения на технику речи.
- Задания на пластику движений.
- Подвижные игры.
Каждый урок должен нести в себе какой-то новый элемент, упражнение, задание или игру.
Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки!
Давайте с вами познакомимся!
Меня зовут Нонна Владимировна!
( Проходит знакомство с воспитанниками в игровой форме — бросаю мяч, они мне кидают мяч обратно, называя своё имя, или передают мяч друг другу, также называя своё имя)
Ребята, покажите мне свои пять пальцев:
Каждый палец здоровается с большим и говорит ему «Здравствуй».
Сначала медленно, потом быстрее (3-5 раз).
А теперь мы с вами сделаем упражнение, проговаривая такой текст:
Пальчик об пальчик – стук, стук, стук!
Ладошка об ладошку – хлоп, хлоп, хлоп! Ножка об пол – топ, топ, топ!
Теперь сожмите кисти рук в кулачки.
Называя палец, отгибаем каждый одновременно на обеих руках:
Мой мизинчик , где ты был?
— С безымянным – щи варил.
А со средним – кашу ел.
А большой меня встречал
И конфеткой угощал.
Сегодня мы с вами начнем долгое путешествие в мир театра. А вы знаете, кто придумал ТЕАТР?
Театр придумали древние греки и театр обозначает – ЗРЕЛИЩЕ, люди изображали разных героев: плохих и хороших, злых и добрых, весёлых и грустных.
Ребята? Каких сказочных героев знаете вы? (идёт диалог с детьми).
Театр – волшебник! Он умеет всё.
Мы можем попасть, куда захотим.
Давайте с вами встанем в круг.