Конспект совместного игрового тренинга с родителями и детьми старшего дошкольного возраста «Семейная академия»


Взаимодействие с родителями в группе от 2 до 3 лет «Малышок»

Автор:

Непеляк Мария Ивановна ,

воспитатель

БУ ДОУ ДСОВ №4 «Родничок»

города Радужный

Актуальность работы

Взаимодействие детского сада и семьи является одним из приоритетных направлений в работе в свете внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательный процесс ДОУ, используя интеграцию образовательных областей, которая красной нитью проходит через работу с родителями (законными представителями). Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при наличии системы взаимодействия ДОУ и семьи.

Проблему взаимодействия детского сада и семьи важно рассматривать как процесс двусторонний: с одной стороны — это «детский сад — семье» — процесс направлен на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи; с другой стороны — это «семья — детскому саду» — процесс характеризуется включением родителей в воспитательно — образовательный процесс детского сада, что не является новым. Инициатором установления сотрудничества являются педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе.

Основные приоритеты и направления работы:

1. Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию и образованию детей.

2. Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка.

3.Установление правильных взаимоотношений на основе доброжелательной критики и самокритики.

4. Привлечение актива родителей, общественности к деятельности ДОУ, к работе с семьями.

5. Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.

Цели:

формирование партнерских отношений между детьми, родителями и педагогами группы;

улучшение детско–родительских отношений.

Задачи:

привлечение родителей к сотрудничеству в вопросах воспитания и развития детей;

обеспечение информационно – просветительской поддержки родителей в развитии и воспитании детей;

создание условий для развития способностей ребенка в различных видах деятельности;

индивидуальная работа с семьями воспитанников.

Содержание, организация и методика сотрудничества ДОУ и родителей включает:

  • единство в работе ДОУ и семьи по воспитанию детей;
  • взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей;
  • укрепление авторитета педагога в семье воспитанников и родителей в детском саду;
  • установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритика;
  • Использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи: ознакомление с родителями и другими членами семьи; консультации; групповые и общие родительские собрания и др.;
  • систематическую плановую связь с родителями в течение всего года с учетом задач и содержания образовательной работы с детьми.

Формы и методы работы с родителями:

Взаимодействие с родителями по обустройству участка для прогулок в зимний период

  • Обучение родителей в совместной деятельности с детьми по сенсорному развитию (занятие с блоками Дьенеша)
  • Обучение родителей в совместной деятельности с детьми (дидактические игры)
  • Участие пап в подготовке к празднику 8 марта изготовление поздравительной открытки (продуктивная деятельность)
  • Обучение родителей в совместной деятельности с детьми (театрализованная деятельность)

Информирование родителей

В настоящее время педагоги используют разнообразные формы взаимодействия с родителями, как традиционные, так и нетрадиционные.

Традиционные формы вошли в жизнь детского сада со времен становления общественного дошкольного воспитания. Их можно разделить на коллективные, индивидуальные, наглядные.

К коллективным формам относятся родительские собрания. Это целесообразная и действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, организованное ознакомление с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

Следующая коллективная форма взаимодействия с родителями – конференция. Ее задача пропагандировать лучший опыт семейного воспитания. В ходе конференции используется комплекс методов – наглядные материалы, выступление специалистов, обмен опытом родителей. Эта форма предполагает подведение итогов, своеобразный отчет, поэтому конференции проводятся в конце учебного года.

К индивидуальным формам взаимодействия с родителями относятся беседы и консультации. Беседы– наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей. Цели педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу и достижение единой точки зрения, оказание родителям своевременной помощи.

Консультации организуют для того, чтобы ответить на все вопросы родителей, позволяют обсудить конкретный вопрос. Она побуждает родителей присматриваться к детям, выявлять черты их характера, задумываться над своими методами воспитания, анализировать собственный опыт общения с ребенком. Тематика консультаций разнообразна. Она определяется задачами воспитания ребенка.

В ходе консультации родители конкретизируют свои знания, и у них возникает потребность в самообразовании.

Наглядные формы играют важную роль во взаимодействии с семьей.

Иногда сами родители отмечают, что знания у них есть, но они не умеют их применять, воспитывая ребенка. Поэтому термин «педагогическое просвещение» несколько устарел. Сейчас речь идет об умении родителей использовать полученные знания, самостоятельно их добывать, анализировать собственную воспитательную деятельность. На это направлены разнообразные формы взаимодействия ДОУ и семьи.

Папки – передвижкиназываются так потому, что даются в семьи на временное пользование. Они содержат конкретный материал о воспитании и образовании детей. Например: «Что делать, если ребенок не хочет убирать игрушки».

Ширмы содержат небольшой по объему текст, дополненный дорисовками, иллюстрациями, фото. Они располагаются на детских шкафчиках в раздевалке или на столе в родительском уголке.

Рекомендуется оформлять стенды для родителей: «Чем мы занимались; «Я умею, я могу, я люблю» — информация об умениях, достижениях, интересах ребенка и др.

Фотомонтажи:«Вот какие мы большие», «Про меня» — информационные листы с развернутой информацией о каждом ребенке.

Если родители не интересуются предоставленным материалом — причиной этого может быть, скучный текст, мелко напечатанный, неинтересные темы.

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечение родителей к ДОУ, установление неформальных контактов. К ним относятся информационно – аналитические, досуговые, познавательные, наглядно – информационные формы.

Информационно – аналитическиеформы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относится опрос, тесты, анкетирование, «почтовый ящик», куда родители помещают волнующие их вопросы.

Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях. Сценарии праздников и развлечений разрабатываются совместно с родителями, музыкальным руководителем, старшим воспитателем. Участие в работе кружков или студий.

Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений.

Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого – педагогической культуры родителей. Их суть – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование практических навыков воспитания детей. Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы, групповым консультациям, которые можно провести творчески, опираясь на популярные телепередачи: «Педагогическое поле чудес», «Круглый стол», «Педагогические гостиные» и др.

День открытых дверей проводится с целью приобщения родителей к жизни ДОУ. Родители наблюдают за деятельностью детей. Воспитателей. Они узнают детский сад «изнутри», знакомятся с организацией предметно-пространственной развивающей среды, видами детской деятельности.

Наглядно – информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценивать деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Например, открытые мероприятия для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, выставки детских работ.

Современные родители достаточно образованы. У них есть доступ к педагогической информации, которая «обрушивается» на них из различных источников, но она не предполагает наличие «обратной связи».

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения. Нецелесообразно в работе с родителями опираться на монолог. Важен диалог, установление «обратной связи», личная заинтересованность родителей. Однако знания навязывать нельзя.

В заключение необходимо отметить, что преимущества современных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны:

– положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги в свою очередь заручены пониманием со стороны родителей в большинстве проблем (от материальных до хозяйственных и многих других). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие;

– учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе. Что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;

– возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей;

– укрепление внутрисемейных связей, что тоже, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времен;

– возможность реализации основной образовательной программы дошкольного образования в единстве ДОУ и семьи.

Бытует мнение, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывает практика, отношение семей дошкольников к мероприятиям зависит от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, от желания работников дошкольного учреждения заниматься педагогическим просвещением родителей.

Родители же в свою очередь, могут значительно разнообразить жизнь детей в ДОУ, внести свой вклад в образовательную работу. Участие в работе утреннего приема детей. Родители имеют возможность предложить свои идеи по темам и содержанию проектов, принести материалы или книги, поделиться с детьми своими знаниями, научить их тому, что умеют и любят сами.

Участие в планировании работы группы. Дети с удовольствием задают вопросы, предлагают интересующие их темы проектов, поэтому помощь родителей (лиц, их заменяющих) может оказаться не просто полезной, но неоценимой.

Сопровождение детей на прогулках (экскурсиях) за пределами детского сада. Транспортировка детей на дальние расстояния.

Так, одни родители с удовольствием организуют экскурсию, поход в ближайший парк, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи – расскажут интересное детям, чему-то научат их. От участия родителей в работе ДОУ выигрывают все участники образовательных отношений. И прежде всего дети.

На современном этапе в работе с родителями появляется понятие «включение родителей» в деятельность ДОУ, т.е активное участие в работе ДОУ.

Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями, а возникающие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения эффективных результатов.

Под включением родителей в деятельность ДОУ понимает их участие в:

  • организации образовательного процесса;
  • создании творческих групп, которые активно делятся своим опытом;
  • организации современной предметно пространственной развивающей среды;
  • разработке планирования разных видов на всех уровнях: план ДОУ; план деятельности; самостоятельной деятельности детей; совместной со взрослыми деятельности детей.

Наиболее эффективным средством для понимания взрослым движущих сил развития ребенка в дошкольном возрасте является практическая образовательная деятельность.

Таким образом, вопрос начальной мотивации взрослого к занятиям с ребенком напрямую связан со вторым – поиском практических средств для ее осуществления. Чем большие успехи будет делать ребенок, тем активней будет действовать взрослый. Культурные практики, как сюжетная игра и игра с правилами; творческие формы продуктивной деятельности; художественная литература, могут быть выполнены в семье, по принципу партнерского взаимодействия (описанном Н.А. Коротковой в 2007г.).

Следовательно, наиболее существенными характеристиками дидактической системы, предназначенной для семейного воспитания, являются:

  • непосредственная связь материала с образовательной программой детского сада;
  • охват всех культурных практик, специфических для ребенка дошкольного возраста (сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность и чтение художественной литературы);
  • возможность партнерского взаимодействия взрослого с ребенком.

Педагог предлагает родителям продумать, какие произведения считают необходимыми, а затем обсудить предложения (или иное, согласно задач образовательной области). Это не работа с семьей, а новая ее форма – социальное партнерство!

Заключение

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.

Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

В практике же современного детского сада зачастую используются стандартные формы работы: родительские собрания, родительские комитеты, выставки, реже конференции, Дни открытых дверей, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда совпадает с содержанием. В Днях открытых дверей мало родителей принимают участие. Такие мероприятия, как турнир знатоков, КВНы, викторины, фактически не проводятся.

Это происходит по нескольким причинам:

  • не желание что-то менять;
  • устойчивые штампы в работе;
  • большая затрата времени на подготовку и т.д.
  • не умение поставить конкретные задачи, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы;
  • при выборе методов и форм сотрудничества не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей;
  • довольно часто особенно молодые воспитатели используют лишь коллективные формы работы с семьей;
  • недостаточное знание специфики семейного воспитания;
  • неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей;
  • неумение планировать совместную работу с детьми и родителями;
  • у отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения.

Изложенный выше практический материал из опыта работы, необходим, чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка.

И если описанная выше работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе и не «на бумаге», то постепенно даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.

Источники информации

  1. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст]// Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114
  2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. [Текст]// О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, М.: Творческий , 2005, С. 89.
  3. Как оформить уголок для родителей в детском саду [Электронный ресурс]//https://www.kakprosto.ru/kak-33939-kak-oformit-ugolok-dlya-roditeley-v-detskom-sadu
  4. Оформляем родительский уголок: новые формы и подходы [Электронный ресурс]//https://dob.1september.ru/articlef.php?ID=200700502
  5. Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи [Электронный ресурс] //https://tmntpk.ucoz.ru/publ/robota_s_roditeljami/formy_raboty_s_roditeljami/sovremennye_podkhody_k_sotrudnichestvu_detskogo_sada_i_semi/50-1-0-105
  6. Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс]//https://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/112-sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii
  7. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. [Текст]// О.В. Солодянкина, М.: «Аркти», 2005, С. 221.
  8. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/02/20/sovremennye-formy-vzaimodeystviya-dou-i-semi
  9. https://wiki.ippk.ru/images/5/5b/Современные_формы_работы_с_родителями_в_ДОУ.pdf

Цели:

Формирование партнерских отношений между детьми, родителями и педагогами группы; улучшение детско–родительских отношений.

Задачи:

Привлечение родителей к сотрудничеству в вопросах воспитания и развития детей; обеспечение информационно – просветительской поддержки родителей в развитии и воспитании детей; создание условий для развития способностей ребенка в различных видах деятельности; индивидуальная работа с семьями воспитанников.

Формы работы с родителями:

Slide 4

привлечение родителей к расчистке участка от снега Взаимодействие с родителями по обустройству участка для прогулок в зимний период

Slide 5

Взаимодействие с родителями по обустройству участка для прогулок в зимний период помощь в изготовлении и сооружении зимних построек

Slide 6

Взаимодействие с родителями по обустройству участка для прогулок в зимний период участие в украшении участка

Slide 7

Условия для двигательной активности детей созданные родителями группы весело гуляем, дружно парами шагаем разноцветные шарики

Slide 8

Условия для двигательной активности детей созданные родителями группы подвижная игра «Паровозик» рассматривание снеговика

Slide 9

Условия для двигательной активности детей созданные родителями группы снежный лабиринт подвижная игра «По ровненькой дорожке»

Slide 10

Условия для двигательной активности детей на участке группы поплясать становись весело играем, формы собираем

Slide 11

Условия для двигательной активности детей созданные родителями группы снежный туннель игра в прятки

Slide 12

Условия для двигательной активности детей созданные родителями группы кормушка для птичек зернышки для птичек

Slide 13

Обучение родителей в совместной деятельности с детьми по сенсорному развитию (занятие с блоками Дьенеша)

Slide 14

Обучение родителей в совместной деятельности с детьми ( дидактические игры)

Slide 15

Участие пап в подготовке к празднику 8 марта изготовление поздравительной открытки ( продуктивная деятельность)

Slide 16

Обучение родителей в совместной деятельности с детьми (театрализованная деятельность)

Slide 17

Информирование родителей Консультация чрез папку-передвижку по профилактике ОРВИ и гриппа Консультация по ПДД

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; — Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ. 4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Поделиться

«Неожиданные картинки»: Совместное занятие родителей с детьми

  • 21 января 2012

Конкурс «Моя педагогическая инициатива — 2011»

Номинация «Работа с родителями» (в ДОУ)

Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Контакты со взрослыми решающим образом определяют направление и темпы развития ребенка.

Но в настоящей социальной ситуации большинство родителей не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком, что не может не сказаться на качестве детско-родительских отношения и, соответственно, на развитии ребенка. Поэтому одним из важнейших направлений работы психолога является работа с родителями, оказание непосредственной помощи родителям в нормализации детско-родительских отношений.

Цель занятия: Оптимизация детско-родительских отношений.

Задачи занятия:

  • способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком;
  • расширять возможности понимания своего ребенка;
  • развивать творческое воображение, фантазию;

Оборудование: краски, фломастеры, восковые мелки, цветные карандаши, листы бумаги формата А4, заготовки эмблем,магнитофон,аудиозаписи, мягкая игрушка в форме сердечка;

Участники: дети и родители подготовительной и старшей групп.

– Добрый вечер дорогие гости, мы очень рады вас видеть! Занимайте места за столиками. Сегодня у нас очень интересное мероприятие! Коллектив получился сборный – из разных групп пришли родители со своими детьми, поэтому предлагаю познакомиться…

Игра «Знакомство»: у кого в руках сердечко, та семья рассказывает о себе (небольшая презентация семьи), а затем передает сердечко по кругу следующей паре…

– Молодцы! А сейчас каждая семья-команда должна совместно придумать название команды, и нарисовать эмблему. На столах уже лежат заготовки эмблем, выбирайте любой формы и начинайте работать…(команды работают под музыкальное сопровождение).

– Замечательно справились! Какие интересные названия! Вижу, что команды готовы к дальнейшей работе!

Сегодня я хочу предложить вам порисовать неожиданные, необычные картины. Дети будут рисовать вместе со своими мамами и бабушками, а для этого надо договориться о сюжете картины, о совместной работе, выбрать материалы для работы…

Пока звучит музыка – вы рисуете (на выполнение задания дается 2-3минуты), как только музыка останавливается – перестаете рисовать и передаете свою работу соседям слева. Берете тот лист, который передадут соседи справа, и продолжите рисовать начатую ими картину… В конце упражнения каждая команда получает ту картину, которую она начинала рисовать.

(Команды работают под музыку).

Анализ и рефлексия после рисования:

  • Нравится ли рисунок, который вы начинали рисовать?
  • Поддержали ли задуманный сюжет другие команды?
  • Какие трудности были при совместной работе над рисунком?
  • Какой рисунок нравится больше всего?..

– Вы замечательно поработали, очень необычные получились картины!

– А теперь давайте встанем в большой круг, возьмемся за руки и подарим друг другу улыбку, пожелаем добра и согласия! Всем спасибо за сотрудничество!

После занятия в фойе детского сада организуется выставка работ.

Автор: Паршина Наталья Юрьевна, педагог-психолог высшей квалификационной категории МБДОУ Детский сад № 227, город Пермь.

Игры с родителями на укрепление детско-родительских отношений.

Игры с родителями на укрепление детско-родительских отношений.

Игра «Ласковое имя».

Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать мячик

друг другу. Кому попадёт мяч, тот называет несколько своих имён. Родители называют, как их в детстве называли родители.

Игра «Имя».

Каждый участник называет своё имя и характеризует себя первой буквой. Женя — жизнерадостный, Марина- молодчина.

Игра «Правил нет».

Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания.

Родитель и ребёнок садятся рядом. Важно, чтоб родитель и ребёнок с помощью выражения: «Я
думаю, что ты не любишь…, а я думаю, что ты не любишь..»,
открылись друг другу «как есть» — теми чувствами, которым нет ни разумного объяснения, ни суда – вот так я вижу, вот так я чувствую.

Игра «Правил нет».

Родитель и ребёнок с помощью выражения: «Я люблю, когда ты

…». Важно дать позитивный аспект, опереться на положительные характеристики, затронуть все сферы жизни отношения, пристрастия в еде, увлечениях, черты характера)

Игра «Правил нет».

(Я злюсь и раздражаюсь, когда ты…).

Игра «Упрямый».

Цель: повышение самооценки, развитие ощущения свободы, автономности, самоконтроля, внимания.

Родители и дети в кругу. Выбирается самый упрямый ребёнок. Его мама – ведущая. Родитель даёт команду, все выполняют её, а ребёнок – наоборот.

Игра «Комплименты».

Участники по очереди говорят друг другу добрые, ласковые слова. В конце говорят «Спасибо, мне очень приятно».

Игра «Скульптор и глина».

Цель: развитие тактильного контакта, взаимопонимания, способности к самовыражению.

Упражнение выполняется в парах (родитель – ребёнок). Ребёнок — «глина», родитель – «скульптор». Задача «скульптора» — сделать из глины прекрасную статую. «Скульптор сам решает, как будет выглядеть эта «статуя», как она будет держать голову, в какой позе она будет стоять. После того, как работа закончится все рассматривают статуи, пытаясь угадать, что слепил «скульптор». После упражнения следует обсуждение: что чувствовали, понравилась ли форма, которую придали.

Технологическая игра «Счастливый ребенок».

Родителям и детям было необходимо ответить на три вопроса:

1. Счастливый ребенок это…

2. Ребенку мешает быть счастливым….

3. Что я могу сделать, чтобы ребенок был счастлив (дети отвечали – что родители могут сделать для моего счастья).

С детьми ведущий проводит эту игру, а родители принимают командное решение. Затем идет обсуждение ответов, проговаривание и обсуждение. Для детей самое важное для счастья — быть вместе с родителями.

Телесно-ориентированная игра «Пирог».

Дети, лежа на полу, играли роль пирога (родители добавляли муку, сахар и т.д.) . Нарисовав полученный пирог и подписав пожелание на нем, мы начали таинство создания волшебных красок…

и создание картины под названием «Страна, в которой счастлив я»

Игра «Нарисуй радость – грусть».

Цель: Развитие умения согласовывать свои действия между родителем и ребенком, по выбору цвета и тематике рисунка отследить отношение к проделанной работе.

Количество играющих:

семейная пара родитель и ребенок.

Описание игры:

Возьмите планшет, выберете себе место в зале, сядьте вместе с ребенком и приготовьтесь рисовать совместный рисунок на любую тему. Необходимо, что бы на вашем рисунке было заметно и ваше присутствие и присутствие ребенка. Недопустимо рисовать только одному ребенку или одному взрослому. Вы рисуете общий рисунок. Перед тем, как начать работу, вместе с ребенком придумайте название вашему тандему и запишите название на листе бумаги, на котором вы будете рисовать. Вы можете рисовать рисунок разными карандашами, для этого, кто то из вас должен подходить к центральному столу и брать нужный карандаш. Брать карандаш у других пар нельзя.

Приступаем к работе. На нее вам дается не более 7-10 минут.

Игра «Каким я вижу тебя…!»

Цель: Предоставить возможность подумать родителя и ребенка о том, каким они хотят видеть друг друга.

Количество играющих:

семейная пара родитель и ребенок.

Описание игры:

предложить отдельно сесть команде родителей и отдельно команде детей.

Каждому родителю дать по одному лепестку от ромашки и предложить написать на нем одно самое важное качество ребенка, которое они бы хотели видеть в нем.

Команда детей обсуждает совместно со взрослым, какими бы они хотели видеть своих родителей. Взрослый за детьми записывает их мысли на каждом из лепестков.

Затем каждой команде зачитывается содержимое с лепестков.

Игра- энергизатор “В магазине зеркал”

“В магазине много зеркал. Туда вошёл человек, на плече у которого сидела обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала строить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и из зеркала ей тоже погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли её движения”.

Всем участникам нужно побывать в роли “обезьянки” и в роли “зеркала”.

Игра “Слепой и поводырь”

Участвуют “родитель – ребёнок”. Одному из участников по желанию завязывают глаза. Он “слепой”. Второй будет его водящим. Участие принимает каждый игрок.

Как только зазвучит музыка, “поводырь” бережно поведёт “слепого”, давая ему потрогать различные вещи – большие и маленькие, гладкие, шероховатые, колючие, холодные. Можно также подвести “слепого” к месту, где предметы издают запахи. Только ничего нельзя говорить при этом.

Когда через некоторое время музыка выключается, игроки меняются ролями. А когда возвращаются в круг, то рассказывают, что пережили во время прогулки.

Игра “Беседа одним карандашом”

Материал

: листы бумаги формата А3, карандаши, фломастеры.

Участники делятся на пары, желательно с тем, с кем еще не были, выбирают карандаш один на двоих по обоюдному согласию, берут лист бумаги, садятся отдельно и по знаку ведущего рисуют общий рисунок, взявшись за карандаш правыми руками. Затем необходимо подписать этот рисунок, выбрав вместе название.

Игра “Самоуважение”

Ведущий

. Можете ли вы мне сказать, каким образом вы замечаете, что кто-то считает вас хорошими? Как вам показывает это ваша мама, ваш папа, ваш муж, ваша жена, ваш сын, ваша дочь?

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Вдохните три раза глубоко… теперь отправьтесь мысленно в то место. Которое считаете самым замечательным. Осмотрите его как следует. Что вы там видите? Что слышите? Как там пахнет? Что хотите там потрогать? (15 секунд).

Скоро вы увидите двух человек, которые вас ценят и уважают, которые радуются, когда вы с ними рядом, которые знают, какими вы можете быть внимательными к людям и какими добрыми…

Посмотрите вокруг, и вы увидите, как эти люди подходят к вам, чтобы показать, что они считают вас хорошими… (15 секунд).

Послушайте, что они скажут…

Поговорите с человеком, который к вам пришёл. Спросите его, не расскажет ли он о том, как он к вам относится…(15 секунд).

Теперь попрощайтесь с людьми, которые приходили к вам, и подготовьтесь к тому, чтобы снова вернуться сюда бодрым и оживленным. Потянитесь и откройте глаза…

Вы можете рассказать нам о том, что пережили? Кто к вам приходил? Что сказал этот человек? Смогли ли вы поблагодарить его за то, что он так относится к вам?

Игра “Круг общения”

Участники делятся считалкой: “Мамочки – детки” на два круга. Внутренний круг — “мамочки” — закрывают глаза, встают лицом к внешнему кругу – “детки”. “Детки” двигаются по часовой стрелке вокруг “Мамочек” и на сигнал останавливаются. Упражнение выполняется молча.

Задание

:

1. Пообщайтесь друг с другом руками:

— поздоровайтесь; — потанцуйте; — поборитесь; — помиритесь; — попрощайтесь.

2. Перед вами маленький, плачущий ребёнок, который чем-то расстроен. Пожалейте его.

3. Вы встретили хорошего друга, которого давно не видели. Покажите, как вы рады его видеть.

КАРУСЕЛЬ

Цель:

Знакомство участников группы, формирование позитивной мотивации общения, выработка позитивного отношения к себе и другому.

Родители и дети делятся на два круга. Внутренний круг образуют взрослые, а внешний дети.

По сигналу ведущего участники внешнего круга смещаются на одного по часовой стрелке. Таким образом возникают новые пары. Участникам нужно познакомиться в паре и пожать друг другу руки. Задание повторяется в новых парах. И так до тех пор, пока каждый участник не вернется к своей паре.

Игра “Нехочухи”

“Большинство из нас умеют быть послушными людьми, исполнительными. Сегодня мы немножко поучимся быть непослушными, а точнее – говорить “нет” разными частями своего тела. Упражнение будем выполнять вместе, в первый раз я покажу вам сама. Начнём с головы. Сказать “нет” головой – значит интенсивно помотать головой в разные стороны, постепенно увеличивая скорость, как будто хотим сказать “нет, нет, нет”. А теперь попробуем повторить “нет” рукам, помашем перед собой сначала правой рукой, потом левой рукой, а затем обеими вместе, как будто хотим отказаться, оттолкнуться. Дальше перейдём к ногам. Взбрыкните сначала правой ногой, потом левой ногой, потом поочерёдно. Старайтесь вкладывать силу в каждое движение. Можно присоединить и голос. Попробуйте на каждое движение выкрикивать “нет” всё громче и громче”.

Детско-родительские игры

1. Игра «ВОЛШЕБНЫЕ КАРТИНКИ»

(развитие взаимопомощи)

Каждая семья получает «волшебные картинки», которые постоянно рассыпаются и «ломаются» (разрезные картинки, пазлы). Собрать их может только дружная семья. По сигналу семейные команды приступают к работе. «Фанты» платит команда, где ведущий наблюдает ссору или несправедливое распределение работы (т.е. когда один из игроков выполняет задание небольшого объёма). В конце игры «фанты» выкупаются (исполняются песни, стихи и др.).

2. Игра «НАЙДИ СВОЙ ЦВЕТОК»

(развитие зрительного внимания)

«На поляне росли цветы с семью лепестками. (Количество цветов соответствует количеству семейных команд.) Подул сильный ветер и лепестки разлетелись в разные стороны. Надо найти и собрать лепестки каждого цветика-семицветика». Лепестки располагаются на полу, на шкафчиках, на столах, под стульями и в других местах данного помещения. Побеждает команда, которая быстрее всех найдёт лепестки семи цветов(красный, жёлтый, синий, оранжевый, коричневый, фиолетовый, розовый).

3. Игра «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК

» (развитие децентрации внимания, нравственных качеств личности)

Каждая семейная команда получает цветик-семицветик.

Участники игры задумывают семь желаний (родитель может помочь в написании желаний дошкольника): три желания задумывает ребёнок для родителей, три – взрослый для ребёнка, одно из желаний будет совместным (желание ребёнка и родителя). Затем родитель и ребёнок меняются лепестками и отбирают лепестки-желания, которые им действительно приятны. Побеждает та семейная команда, которая имеет больше всего желанных лепестков, где предполагаемые желания совпали с реальными.

4. Игра «НАЙДИ СВОЕГО РЕБЁНКА»

Один из родителей завязывает себе глаза и ощупывает каждого играющего ребёнка. Дети должны стоять молча, можно менять одежду (кофту, бантики и т.д). Взрослый, найдя своего ребёнка, называет его имя и снимает повязку с глаз. Если родитель ошибается, то платит фант, который в конце игры выкупается. Необходимо, чтобы все родители участвовали в отгадывании.

5. Игра «УГАДАЙ, ЧТО Я ПРИДУМАЛ»

(объединение, раскрепощение)

Ведущий игры придумывает слово (количество слов равно количеству игроков), записывает его на листе бумаги.

Игра «Строим цифры»

Цель – раскрепощение участников группы.

Ваши дети – ученики. Вы помогаете им с уроками, проверяете их. Сейчас для вас состоится урок математики. Вы свободно двигаетесь по помещению. По моей команде вы выстраиваетесь в ту цифру, которую назову.

Упражнение «Мой ребенок – это…»

Цель – расширение представлений родителей о своем ребенке.

— Уважаемые родители, нарисуйте предмет, на который похож ваш ребенок. Время работы 10 минут.

=Упражнение=

Рефлексия упражнения.

1. Вы долго обдумывали свой рисунок?

2. Почему Вы выбрали такие цвета?

3. Что Вы чувствовали, когда рисовали «портрет» своего ребенка?

4. После просмотра всех рисунков Вы хотели бы дополнить свой?

Игра «Подарок»

— Наша встреча подошла к концу. На прощание подарите друг другу подарок. Начните свое высказывание так: «Я хочу подарить тебе …, потому что…»

=Игра=

— Спасибо за встречу. До свидания!

Решение педагогических ситуаций

Цель – оптимизация детско-родительских отношений.

1. К вам пришли гости. Ваш ребенок начинает встревать во взрослый разговор. Вы делаете ему замечание. Ребенок отходит от вас, но начинает громко петь песни и прыгать на диване. Почему поступил так ребенок? Ваши дальнейшие действия?

2. Вы предлагаете убрать ребенку за собой со стола. Он отказывается. Вы повторяете свою просьбу. Ребенок встает и уходит в свою комнату. Почему поступил так ребенок? Ваши действия?

3. Вы выходите на улицу. Ваш ребенок быстро выбегает из подъезда и чуть не сбивает с ног пожилую соседку. На ее замечание он отвечает: «Дура старая!»- и несется дальше. Вы извиняетесь за своего сына. Вечером, обсуждая поступок своего ребенка, вы слышите от мужа: «А что, Мария Ивановна еще не померла?» — на что сын громко кричит: «Жива!» Почему поступил так ребенок?Ваши дальнейшие действия?

4. В ежедневных беседах со своим ребенком о школе Вы слышите: «Колька – дурак. Машка – плакса. Мария Ивановна постоянно придирается». Вы делаете ему замечание. В ответ Вы слышите: «А ты зануда еще та!» Почему поступил так ребенок? Ваши действия?

Рефлексия

1. Бывали ли у Вас или ваших знакомых подобные ситуации? Как Вы их решали?

2. На ваш взгляд: кто виноват в дурных поступках ребенка?

3. Какие мысли у Вас возникали в ходе решения ситуаций?

4. Какой вывод Вы для себя сделали?

Правила работы группы:

1. Правило здесь и теперь. На занятиях можно пользоваться только той информацией, которую участник предоставляет о себе сам за время групповой работы. Прошлый опыт не обсуждается и не может предъявляться в качестве аргумента 2. Правило эмоциональной открытости. Если участник что-то думает или чувствует здесь и сейчас, то ему надо об этом сказать, выразить свои чувства.\ 3. Правило стоп. Каждый имеет право сказать: У меня есть чувство, но я не хочу о нем говорить, мне больно. 4. Правило искренности. Говорить следует только о реальных чувствах, а не о тех, которые его бы успокоили, оправдали или обидели. 5. Правило Я-высказывания. Каждый говорит любую фразу только от своего имени. 6. Правило конфиденциальности. Рассказывать о том, что было на тренинге, как вел себя тот или иной член группы, какие проблемы решал, — не приемлемо с точки зрения этики. Кроме того, групповые процессы должны осуждаться в группе, а не за ее пределами. 7. Правило активности. Каждая детско-родительская пара работает в группе от начала до конца тренинга. Необходимо быть активным участником всех предлагаемых игр, упражнений и заданий.

  1. Игра «Молекулы»

    Цель: снятие эмоционального напряжения, повышение позитивного настроя и сплоченности группы. Представим себе, что мы – атомы. Атомы выглядят так: согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Атомы постоянно движутся и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разным, оно будет определяться тем числом, которое я назову. Мы все начнем двигаться по этой комнате, а когда я назову число, например, три – атомы объединяются в молекулы по три атома. Атомы объединяются лицом друг к другу, соприкасаясь предплечьями. Обсуждение. Что вы чувствуете сейчас? Менялись ли у вас чувства на протяжении игры? Что понравилось: быть атомом или молекулой?

  2. ИГРА «СНЕЖИНКИ»

Цель:

Развитие коммуникативных склонностей.

Все участники двигаются под музыку в свободном направлении. Как только музыка заканчивается, все останавливаются и слушают команду психолога, который говорит: «Снежинки объединяются в группы по три». Все участники должны выполнить эту команду. Затем снова продолжает звучать музыка, и как только она прервана, участникам надо будет выполнить следующую команду, например: «Снежинки объединяются в группы по две, по пять и т.д.»

5. Упражнение «Самый-самый»

Психолог. Для более близкого знакомства предлагаю поиграть в игру «Самый-самый…» Каждый родитель позитивными прилагательными должен охарактеризовать себя и своего ребенка: «Я самый…, мой ребенок самый …». Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»

Игра «Я иду искать»

Дети образуют круг, родители стоят в центре круга с закрытыми глазами. Под веселую музыку дети идут по кругу, а мамы должны на ощупь найти своего ребенка. Образовавшиеся детско-родительские пары рассаживаются на места.

Арт-терапия. Рисование в парах «мама-ребенок» одной кистью на двоих. «Мы вместе».

Психолог: Сегодня мы будем рисовать совместный рисунок своих чувств. Возможно спонтанное произвольное рисование. Мама начинает красками и кистью рисовать первой, затем по сигналу рисунки с кистью передаются другому участнику пары «ребенок-мама». В полученный от участника рисунок другой участник вносит свою лепту: что-то исправляет, дорисовывает. Затем опять по сигналу рисунок и кисть передаются маме для продолжения создания коллективного образа «семейные чувства». Рисунками обмениваются несколько раз, до тех пор, пока каждый участник не сочтет рисунок завершенным.

По окончании работы психолог проводит обсуждение и высказывает свое мнение. Презентация рисунков. Родители рассказывают: — Как называется рисунок, какие чувства изображены? — Кто был инициатором идеи? — Кто что рисовал? — Удобно ли было рисовать вдвоем? — Какие чувства испытывали?

Упражнение «Щепки плывут по реке»

Цель: снятие мышечных зажимов, налаживание физического контакта между родителями и детьми, осознание чувства безопасности. Участники встают в две шеренги на расстоянии вытянутой руки друг от друга – они берега. Один участник группы – щепка. Он медленно проплывает между берегами. Берега мягкими прикосновениями помогают щепке: гладят ее, говорят ей ласковые слова, называют по имени. Щепка сама выбирает, с какой скоростью ей плыть. Глаза щепке можно закрыть.

Вот и подошло к концу наше занятие. Мы благодарим вас за участие и хотим закончить наше занятие такими словами:

Берегите друг друга! Добротой согревайте, Берегите друг друга! Обижать не давайте! Берегите друг друга! Суету позабудьте И в минуту досуга Рядом вместе побудьте! /О. Высотская/

Любви, здоровья, счастья, взаимопонимания в ваших семьях!

МОЯ И МАМИНА РУКА

Цель:

Опираясь в первую очередь на телесную и эмоциональную память, закрепить представление участников о схеме тела (правая и левая стороны); отреагирование и прорабатывание на телесном уровне существующих в данной паре взаимоотношений; осознание родителями данного опыта.

В детско-родительских парах участникам предлагается встать напротив друг друга и выполнять то, что просит ведущий. Психолог последовательно предлагает:

  • «Поздороваться» друг с другом указательными пальцами.
  • Погладить своим мизинчиком мизинчик партнера.
  • Померяться силами (перетянуть) с помощью средних пальчиков.
  • Одному из партнеров ладонью обхватить большой палец второго участника и стараться его удержать. Задача второго – вырвать свой палец. Затем поменяться ролями.
  • Попрощаться с партнером безымянными пальцами.

На занятии упражнение выполняется только левой рукой. В качестве домашнего задания участникам предлагается сделать то же самое с противоположной рукой.

АВТОМОБИЛИ

Цель:

Формирование позитивной мотивации общения, развитие базового доверия, развитие лидерских качеств, обучение навыкам бесконфликтного взаимодействия.

Группа делится на пары. Взрослый встает сзади ребенка. Ребенок- автомобиль, взрослый водитель. Прикосновение к голове ребенка – газ, к правому плечу- поворот направо, к левому плечу- поворот налево, к спине- задний ход. Скорость движения выбирает ребенок.

Примерно через 2-3 минуты игры ведущий предлагает детям (автомобилям) закрыть глаза. Теперь успешность движения зависит от внимания взрослых к ситуации и внимания детей к прикосновениям взрослых.

«КАРАНДАШНЫЙ МОСТИК»

Цель:

Развитие тонкой моторики, навыков продуктивной коммуникации между детьми и родителями; сплочение группы.

Семейным диадам предлагается без слов выбрать карандаш понравившегося цвета. Если предпочтения отличаются, молча договориться между собой, а затем вдвоем взять лежащий на столе карандаш, поддерживая его с двух концов. При этом каждый участник может пользоваться только одним пальцем. Затем их просят подвигаться, стараясь не уронить карандаш. После этого задание усложняется: удерживая первый «мостик», пальцами свободной руки участники берут со стола второй карандаш. То же самое они могут проделать в тройках, четверках… всей группой.

Упражнение выполняется без слов. По окончании обсуждаются чувства, способы взаимодействия, возникшие трудности.

СОВМЕСТНОЕ РИСОВАНИЕ «ОЖИВИ КЛЯКСУ»

Цель:

Выработка навыков совместного конструктивного взаимодействия на демократическом уровне. Развитие воображения, создание ситуации успеха.

Участники работают в семейных парах, пространство комнат должно быть организовано так, чтобы никто не кому не мешал. Каждая пара выбирает себе листок с кляксами. Задание, для участников следующее нужно внимательно рассмотреть кляксы, обсудить, на что они похожи. Дорисовать кляксу так, чтобы остальные участники могли догадаться, кто изображен на рисунке. Рисунок выполняется совместно одним карандашом.

Проводится выставка клякс. Каждую кляксу рассматривают всей группой, отгадывают, что это. Можно предложить участникам придумать небольшие истории по своим рисункам.

БОЙ ПОДУШКАМИ

Цель

: Легализация агрессивных чувств и действий, снятие запрета на их проявление; отреагирование актуальных, энергетически и эмоционально заряженных состояний участников; установление равного права родителей и детей испытывать и предъявлять негативные чувства.

Участникам предлагается подушка, которой они перекидываются друг с другом, стоя в кругу. Эти движения сопровождаются «ругательными» словами-названиями овощей, животных, фруктов и т.д.(по договоренности). Когда энергия в группе повышается, и все участники активно включаются в игру, можно добавить вторую подушку.(2-4 подушки)

УПРАЖНЕНИЕ «ТЫ У МЕНЯ САМАЯ (САМЫЙ)…»

Цель

: Формирование доброжелательной атмосферы внутри диады.

Участники работают в семейных парах, пространство комнат должно быть организовано так, чтобы никто не кому не мешал. Ребенок и взрослый по очереди называют положительные качества друг друга, начиная каждое предложение словами: «Ты у меня самая (самый)…». В конце упражнения можно выделить одно самое –самое важное качество: «Лиза, а еще ты у меня самая-самая…»

«КТО ЧТО УМЕЕТ»

Цель

: Оказание эмоциональной поддержки и принятие каждого участника группы, укрепление навыков равноправных, партнерских взаимоотношений между родителями и детьми.

Участников группы заранее просят подумать над вопросом: «Кто что умеет?» чтобы не просто рассказать, но и наглядно показать (например, танец, вышивка вкусный пирог и т.п.) каждую демонстрацию группа встречает аплодисментами, выражением положительных эмоций, комплиментами.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]