Что такое театр. /Рассказ о театре для детей и их родителей/
Что такое театр.
/Рассказ о театре для детей и их родителей/
Музыкальный руководитель Сорокина Маргарита Александровна детский сад №1341
Славная штука, театр. Знаете ли вы, что это такое? Что значит театральное искусство? Кто такие актеры? Какие представления в театре бывают? Какие там декорации? Освещение? Превращения?
Сейчас я объясню вам по порядку.
Вы покупаете билет и идете в театр, смотреть представление. У дверей зрительного зала вас встречает служащий театра –капельдинер.
У него в руках
программа
сегодняшнего
спектакля.
Программа – это значит листок, на котором напечатано всё, что вам интересно узнать о представлении до его начала: какие актеры играют, кто сочинил и как называется пьеса.
А спектакль – значит зрелище, которое представляют актеры, или как их чаще называют, артисты.
Вас приглашают в вестибюль, где зрители снимают пальто, шляпы, оставляют зонтики на хранение служащим, которые, повесив ваши вещи, выдают номерок
Капельдинер приглашает в зал, показывая на ближайшую дверь
в зрительный зал
. Предлагает бинокль, для того чтобы лучше разглядеть то, что заинтересовало вас, но находится на далеком расстоянии.
В зрительном зале публика сидит со всех сторон, кроме одной, куда обращены взоры всех зрителей.
Внизу, посередине, ряды стульев и кресел. Эти места называются партером
, что в переводе с французского означает – на земле.
По бокам внизу – ложи
, что переводится как «помещения» В каждой такой ложе, то есть огороженном местечке, помещаются четыре или шесть кресел. Нижний ряд лож называется
бенуаром
,
Он обычно на одной высоте со сценой. Ложи что над бенуаром образуют бельэтаж
. Ряд мест над ними носит название
балкона
, места же над балконом называются
галереей
. Или по старинному –
раёк
, так как выше этих мест в театре, как выше рая на небе, ничего уже нет.
Там, куда обращены взоры публики, висит, матерчатый занавес.
За ним скрывается сцена,
то есть место, где представляют пьесу.
Обратите внимание на свет, идущий у края сцены и освещающий занавес. Здесь помещается ряд лампочек, называемый рампой
. Спектакль начинается, как только занавес поднимется или раздвинется. Потому что занавесы бывают двух систем: поднимающиеся и раздвижные.
В древности греки первыми открыли способы хорошо представлять в театре, как серьезные сочинения – трагедии
, так и смешные, называемые
комедиями.
После третьего звонка
свет в зрительном зале погас и виден только перед занавесом да слегка в оркестре (
пространство перед сценой
)
посреди оркестра появился
дирижер
, то есть управляющий музыкантами. Дирижер постучал палочкой: внимание! Всё притихло. Он взмахнул палочкой, и началась музыка. Это
увертюра,
что в переводе с французского означат «открытие»
Занавес заколебался, взвился, открыв перед зрителями сцену!
Вы словно перенеслись в другой мир! И начался спектакль!
За кулисами
У актеров и служащих в театре свой вход с улицы, ведущий прямо на сцену. Если мы туда попадем, то, скорее всего, встретим режиссера
театра.
Режиссер для актеров, то же что и дирижер для музыкантов. Но он не только управляет всем спектаклем, но и, можно сказать, создает его. Он внимательно читает пьесу, изучает её и обсуждает с актерами. Далее проверяет, хороши ли в пьесе роли,
то есть слова и те образы, которые должны говорить и изображать на сцене актеры. Затем он составляет план постановки, решая в каких декорациях, в каком освещении, в каком темпе (т.е с какой быстротой), распределяет роли и назначает
репетиции –
примерное исполнения роли. Репетиций бывает много ежедневно с11часов до 16 часов вечера. Ещё артистам нужно выучить слова роли, прорепетировать игру перед зеркалом.
Но работа по подготовке спектакля идет не только на сцене, работа во время репетиций кипит и в соседних помещениях, и в ней участвуют: художник-декоратор
со своими помощниками.
Висячие декорации
— занавеси — называются в театре «задниками», «арками», «сукнами». А вот прислоненные к стене декорации — они на самом деле складные – называются «павильонами». Декорации часто называют кулисами, поэтому и стали в театре про тех, кто находится на сцене, но скрыт декорациями, говорить, что они «за кулисами». Искусство декоратора трудное, но, прежде всего, нужно быть талантливым художником.
Бутафор
– ещё одна важная профессия в театре. Мастерская бутафора с первый момент напоминает магазин игрушек или оружейный склад, а то и лавку старьевщика. Бутафор – то есть делающий искусственные вещи – бутафорию – он должен быть и мебельщиком, и скульптором, уметь лепить из глины, быть кузнецом и столяром, и живописцем по стеклу- и специалистом по реквизиту, то есть тем вещам, которые приносят на сцену во время спектакля. Хороших бутафоров мало в мире, и ими очень дорожат в театре.
Костюмер
с целым штатом портных. А костюмерная! Здесь есть чем полюбоваться. На сцене представляют разные пьесы: и исторические, где действуют люди прошлых веков; и фантастические, а попросту сказочные для которых костюмы нужно специально сочинять. Для костюма рисуют, прежде всего эскиз (набросок), в котором сочиняют фасон – покрой, цвет и отделку костюма. Эскизы передаются портным, и по ним они шьют точь -в — точь то, что нарисовано. Таких костюмов накапливается в театре очень много. Их надо содержать в большом порядке.
А теперь заглянем в уборную актера
.
Столик, на нем зеркальце, краска, пудра, вазелин. Какие то волосы, парики, перед столиком стул, на стенке вешалка с платьем. Вот и всё. Комнатка крохотная, а вещи здесь творятся превеликие. Здесь и происходят с актерами превращения в героев пьесы. А как? здесь лежат краски на столике? Это так называемые гримировальные краски. Ими актеры расписывают себе лица для того, чтобы стать похожими на тех, кого надо изобразить на сцене по роли. Искусство придавать своему лицу другой вид и выражение посредством красок, клея, искусственных волос называется гримом.
И помогают актерам в этом театральные
гримеры и парикмахеры.
Я перечислила не все профессии, которые есть в театре.
Когда же, наконец, всё к спектаклю готово, режиссер назначает «генеральную репетицию, которая происходит в декорациях, костюмах, гриме, — совсем как настоящий спектакль, только без публики. Первое представление пьесы носит название премьера
( по — французски это означает – «первый раз»). И на неё, как правило, все билеты бывают проданы, так как это новинка для любителей театра – театралов.
Ну, вот закончилось наше путешествие в театр. И какое это великое счастье приобщится к этому искусству.
Ходите в театр! Любите театр!
/ Материал составлен по книге для детей «Что такое театр»
Н. Н. Евреинова /
Театр играет огромную роль в истории человечества. Желание театрализовать мир, преобразовать его, возникало у самых разных народов с самой глубокой древности. Шаман проигрывал сражение глиняными фигурками, чтобы повлиять на его исход, пещерный человек рисовал на скале медведя и бросал в него копье для удачной охоты.
Но театр, каким мы его знаем и сегодня, родился в Древней Греции. Именно там впервые появилось театральное здание, были сформулированы принципы актерской игры, законы драматургических жанров. Само слово «театр» (как и большинство театральных понятий) греческого происхождения и означает «зрелище».
Вместе с человеком театр прошел огромный путь, и этот путь продолжается. Менялись времена и представления о прекрасном, менялся и сам театр. Бывало, он служил тиранам, бывало сопротивлялся кровавым режимам, только лишь развлекал публику или, напротив, поднимал глубокие философские вопросы. Но неизменным оставалось одно — театр всегда стремился осмыслить жизнь. В сущности, театр и есть универсальная модель жизни.
На сцене. История театра
950 ₽ 1 218
Скоро начнется спектакль. Люди торопятся в театр. Вот они сдают одежду и вещи в гардероб, берут бинокли и проходят в зал. Никакого волшебства, правда? Но вот гаснет свет и поднимается занавес, вот в полном зале воцаряется тишина — напряженная, тугая, звенящая. Вот оно, настоящее волшебство театра. Для этого он и существует. Давайте поговорим о театре, о его устройстве и истории. С чего начался театр и как он менялся со временем? Какие виды искусства объединил он в себе и какие формы принимал? Прозвучал третий звонок. Свет гаснет. Мы начинаем!
Посмотреть
Все, что есть в театре — литература, музыка, танец, живопись и даже кино — все собрала и охватила эта уникальная книга. Вы узнаете, как повлияла комедия дель арте на театр авангарда, почему классицизм старался упорядочить искусство и что из этого вышло, нужна вообще ли театру пьеса и что называют «царицей театра».
Несмотря на огромный охват тем, книга динамичная и увлекательная. Это не энциклопедия в привычном понимании, а путеводитель в мир искусства. Легкий и выразительный текст Петра Воротынцева как будто действительно ведет читателя от сюжета к сюжету, от эпохи к эпохе, удивляя необычными фактами, развлекая забавными историями. Свой собственный спектакль в книге создают яркие, меткие и ироничные иллюстрации Алисы Юфы.
Екатерина Степаненко, редактор книги: «Над книгой было очень интересно работать, уверена, что она не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых. Это настоящее историческое путешествие: со склонов Древней Греции в европейские средневековые города, с шумных итальянских площадей в роскошное здание Комеди Франсез. Сложное объясняется в этой книге легко и весело.
Прекрасному авторскому тексту Петра Воротынцева вторят выразительные иллюстрации Алисы Юфы. Пьеру Корнелю тесно в строгих границах классицизма и на картинке он в буквальном смысле пытается протиснуться и раздвинуть эти рамки. А объединенные Сергеем Дягилевым талантливые люди эпохи оживают на странице и танцуют, взявшись за руки.
Это книга не только про историю театра, но и про то, какие формы он принимал, какие искусства сочетал в себе, про театральные традиции и театральные профессии. Я абсолютно уверена, что любой читатель — от мала до велика — найдет в ней интересную для себя тему».
Петр Воротынцев, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории театра и кино философского факультета РГГУ. Говорит, что в преподавании удивительным образом сочетаются академические научные изыскания и актерство, ведь лекция – это отчасти спектакль. Помимо работы в университете, пишет статьи и книги об истории театра и кино. Особенно интересуется музыкальным театром, оперой, театральным искусством Чехии и Италии, историей режиссуры. Театром, литературой и музыкой увлекается с детства. В юности играл в театральной студии «Обыкновенное чудо» в ДК имени Зуева. Во многом благодаря руководителю коллектива, режиссеру Станиславу Евстигнееву Петр решил посвятить свою жизнь профессиональному изучению театрального искусства.
Алиса Юфа, иллюстратор, художник-график, член союза художников. Родилась в Новосибирске, училась на факультете живописи Новосибирского художественного училища, затем на кафедре рисунка Российского Государственного педагогического университета имени Герцена. Живет и работает в Санкт-Петербурге. В 2015 году Алиса стала лауреатом молодежной премии правительства Санкт-Петербурга. С 2015 года является членом союза художников. С 2010 года участвует в выставках в России и за рубежом. Иллюстрировала книги многих издательств.
НОД «Знакомство с кукольным театром» старшая группа
НОД «Знакомство с кукольным театром»
(старшая группа)
Цель: Формирование у детей интереса к театральной деятельности.
Задачи: — Познакомить детей с героем русского народного театра – Петрушкой, многообразием кукол-артистов кукольных театров народов мира.
— Содействовать развитию любознательности, познавательного интереса.
— Заинтересовать детей работой с куклой в кукольном театре
— Воспитывать любовь к народной культуре, коммуникативные качества.
Ход:
Коммуникативная игра «Лучший друг».
Дети встают в два концентрических круга. Количество детей в кругах должно быть равным. Дети, стоящие во внутреннем кругу движутся вправо, во внешнем – влево под слова: Круг друзей всех зовёт (2 раза)
В наш весёлый хоровод!
Дети останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поворачиваются спиной к его центру, оказавшись лицом к детям, стоящим во внешнем круге, образуя пары. Дети, стоя в парах, выполняют движения.
Я, я, я – твой лучший друг. Дети прикасаются ладонями к своей груди (4 раза).
Я, я посмотрю вокруг: Разводят руки в стороны.
Лучше, лучше нет тебя. Гладят партнёра по плечу.
Мы, мы, мы с тобой друзья. Пожимают друг другу руки.
Ты, ты, ты – мой лучший друг. Прикасаются ладонью к груди партнёра.
Ты, ты посмотри вокруг: Разводят руки в стороны.
Лучше, лучше нет меня. Прижимают обе руки к груди.
Мы, мы, мы с тобой – друзья. Обнимаются.
Мы все с вами друзья. А с друзьями можно отправиться в любое путешествие. Я предлагаю вам сесть на стулья и отправиться в путь. Закрываем глаза…
Ребята, мы с вами перенеслись в волшебный мир театра. Кто знает что такое театр? Кто из вас бывал в театре? Какую постановку вы видели в театре, понравилась ли она вам? Почему?
Сегодня к нам в гости пришёл герой русского кукольного театра. А вот кто это вам предстоит отгадать. Внимательно слушайте рассказ о нём:
Наряд мой пёстрый,
Колпак острый,
Шутки и смех веселят всех!
Я – весёлая игрушка,
А зовут меня… (Петрушка)
Петрушка: Привет, девчонки и мальчишки! А вот и я – Петрушка! Я – герой русского народного театра. Моя Родина – Россия.
Ребята, посмотрите, каков Петрушка! В красной рубахе, колпак у него с бубенцами и кисточками. Он грозит палкой всем лентяям, врунам, злыдням всех мастей и всегда готов заступиться за людей честных и трудолюбивых. Громкий Петрушкин крик «Э-ге-гей» раньше раздавался во дворах, на ярмарках и площадях. А сегодня Петрушка перебрался на сцену кукольного театра. Нравится вам такой герой?
У нашего Петрушки много «родственников» в других странах. В прошлые годы по городам и сёлам ходили бродячие кукольники, которые давали представления на ярмарках, базарах и во дворах.
Во Франции такую игрушку звали Полишинель. Ему уже семьсот лет! (Показ картинки)
В Англии – Панч. Он хитёр, проказлив, смел, много смеётся. А своей дубинкой всегда готов проучить зло и несправедливость.( Показ картинки).
В Венгрии живёт храбрый витязь Ласло, который в любую минуту готов вступиться за правду и справедливость.
Ну как, вам понравились мои родственники? Правда, они все похожи на меня? Ребята, а вы хотите быть артистами? Хотите сами управлять куклами?
Эти куклы называются перчаточные, т.к. надеваются на руку как перчатки. У всех кукол свой характер и голос. Как вы считаете, почему?
Все куклы-перчатки работают на ширме и находятся чуть выше головы кукловода, поэтому они называются верховые (сверху).
Место, по которому передвигается кукла, называется грядка. Ещё на ширму крепятся нужные для спектакля вещи: цветы, деревья, домики и многое другое – все это называется декорации.
Обобщение:
Кто является героем русского театра кукол? Почему куклы называются перчаточными? Где они работают?
Давайте разыграем сказку «Репка»
А сейчас ребята все встали в круг, взялись за руки и улыбнулись друг другу.
Роль театра в жизни дошкольника
Эмоции, или чувства, играют важную роль в жизни детей. Положительные эмоции — удовольствие, радость, — повышают активность ребенка, его восприимчивость, благотворно влияют на протекание всех физиологических процессов в организме, укрепляют здоровье. Поэтому так важно, чтобы у дошкольника преобладающим было радостное настроение.
Главным источником удовольствия и радости являются активная деятельность ребенка, общение с близкими ему взрослыми и детьми. Поэтому и дома и в дошкольном образовательном учреждении должны быть созданы все условия для удовлетворения и укрепления самой естественной его потребности в разнообразной деятельности: смотреть, слушать, двигаться, в процессе чего происходит всестороннее развитие. Ребенок все шире и глубже знакомится с окружающим его миром.
Эстетическое воспитание имеет существенное значение. Впечатления раннего детства надолго сохраняются в памяти.
Театр в жизни ребенка — явление в современном мире не редкое. Замечательно, если дети с родителями не только идут в профессиональный театр, но и когда самодеятельный детский театр входит в повседневную жизнь ребенка, посещающего дошкольное учреждение.
Задачи художественно-эстетического воспитания дошкольников успешно решаются в процессе приобщения детей к театральной и музыкальной культуре, развития представлений о различных жанрах искусства — это особый мир, где ребенок познает сущность добра и зла, но и приобщается к большому искусству. Артисты театра, педагоги проводят огромную творческую работу со своими маленькими зрителями, привлекая их к участию в различных театрализованных представлениях, концертах, создавая для них настоящий праздник.
Еще в холле театра можно увидеть выставку детских рисунков,макеты спектаклей, сказочных персонажей.
Театр объединяет в себе все виды искусства, что дает возможность говорить с детьми не только о его истории, но и о живописи, об архитектуре, истории костюма и декоративно — прикладного искусства.
Но самое главное — это праздник, эмоциональный всплеск, восторг от участия в спектакле.
С ребенком двух-трех лет можно довольно интересно и, что важно, с пользой провести время.
Путешествие в мир сказки и волшебства лучше всего начать с кукольного театра. Основой репертуара кукольного театра является сказка — народная и литературная, русская и зарубежная. Это настоящая сказочная страна, где детей ждут замечательные, по детски наивные, трогательные и добрые сказки — кукольные спектакли с игрой, начинающиеся от самого входа в театр, ведь общение с таинственным миром кукол требует дополнительной подготовки. Спектакль длится от сорока минут до часа.
Родители и дети, бабушки и внуки будут здесь смеяться, и плакать над приключениями знакомых и незнакомых героев. В репертуаре современных театров — лучшие произведения литературы для детей. Каждый спектакль в тактичной и ненавязчивой форме рассказывает о любви и верности, терпимости и милосердии, доброте и мужестве. И вместе с героями спектакля дошкольник ищет ответы на непростые нравственные вопросы, учится отличать добро от зла.
Ребенок знакомится с лучшими произведениями Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Николая Васильевича Гоголя, Петра Павловича Ершова, Ганса Христина Андерсена, Корнея Ивановича Чуковского, Самуила Яковлевича Маршака.
Таинственное, волшебное, смешное, грустное и непременно доброе — вот суть и форма спектаклей детских театров.
Основная задача детского театра — чтобы через сказки и народное творчество познакомить детей с традициями и обычаями разных народов и одновременно пробудить в них интерес к чтению. Через игру дети могут познакомиться с театральным и музыкальным искусством народов мира.
Театр — это еще целый мир новых слов, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство еще со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы театра.
Музыка в спектакле занимает большое место, она способна помочь юным актерам настроиться на нужный эмоциональный лад, в некоторой степени восполнить в восприятии зрителей недостатки их игры. Музыка украшает спектакль, помогает более яркому и полному восприятию, создавая необходимое настроение.
Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления.
Одной из самых сложных форм театральной постановки считаются мюзиклы.
Композитор не только написал музыку, но и сделал оркестровую фонограмму, что, разумеется, обогащает звучание мюзикла.
Мюзиклы разработаны и созданы с учетом детского восприятия, а значит, дети не утомляются от музыки, с интересом работают над своей ролью и получают огромный простор для собственного творчества.
Здесь сплавляются воедино и вокальное искусство, и театральная игра, и пластика.
Мгновенный переход от разговора к песне, от песни к танцу — это так естественно для ребенка. А мюзикл на этом и построен.
Такие музыкальные спектакли станут большим событием и для детей, и для педагогов, и для родителей.
Музыкальный театр для детей представлен разнообразием жанров — балеты для детей, музыкальные комедии и мюзиклы создавали и создают ведущие композиторы современности — Тихон Хренников, Эдуард Колмановский, Александр Чайковский, Ширвани Чалаев и другие: сказки «Муха Цокотуха», «Царевна Лягушка», «Дюймовочка».
Литература:
1. Мать и дитя. Энциклопедия для пап и мам/Сост. Иванова И. И. Ростов н/Д:2009.
2. Медиаобразование № 5 2005. Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики.
3. Цукасова Л. В., Волков Л. А. Театральная педагогика: Принципы, заповеди, советы. Изд.3, доп. М., 2009.
4. Т. Н. Караманенко Кукольный театр в детском саду. М., 1960.