Статья на тему «Значение сказок в жизни ребенка».статья на тему


Статья на тему «Значение сказок в жизни ребенка».статья на тему

Статья на тему: «Значение сказок в жизни ребенка».

Сказка — это волшебный и увлекательный мир, который манит ребенка удивительными приключениями, превращениями и героями. Это первые литературные произведения, к которым каждый ребенок прикасается в период дошкольного детства. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Роль сказок в воспитании детей велика. Во-первых, они развивают воображение, подталкивают к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.

Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать книжки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал.

У каждого человека есть своя первая и самая любимая сказка. Сказка, которую мы проносим в своем сердце через всю жизнь. И у каждого она разная. А почему? В чем здесь глубинный смысл?

В каждой прочитанной нами сказке, можно найти, как и полный перечень человеческих проблем, так и пути и способы их решения. Подсознательный выбор сказки отражает проблематику личностных моментов в жизни человека, их стремлений и убеждений. Известный американский психолог Эрик Берн еще в середине ХХ века доказывал, что с помощью сказок возможно даже запрограммировать будущее ребенка.

Сказки не так просты, какими кажутся на первый взгляд — они похожи на многослойный пирог. В детстве мы видим первый слой, он является самым понятным, а с возрастом нам открывается более глубинный смысл вложенного замысла в сказку. И чем короче сказка, тем больше она имеет объем вложенной в нее информации. А в таком случае сказки не менее нужны родителям, чем их детям.

Как пример — предлагаю разобрать сказку «Колобок». Все, вы, хорошо помните, как колобок убегает из дома, чтобы увидеть мир. Безусловно, что он имеет большую тягу к приключениям. По характерологическим признакам он является энергичным, коммуникабельным, достаточно активным, подвижным, живым, имеет хороший характер и безграничное желание узнать что-то интересное, неизвестное. Тип темперамента — скорее, сангвиник.

На пути к неизведанным приключениям он встречает несколько персонажей, которые становятся ему помехой. Но Колобок умеет договариваться с каждым — даже самого отрицательного героя из сказки смог убедить отпустить его. Со временем, уже будучи уверенным в себе, как сформировавшаяся личность, путешественник теряет бдительность, его самоуверенность, дерзость подавляет такие психологические процессы, как внимательность и наблюдательность — и его, с помощью обмана, съедает Лиса.

Данный сюжет сказки встречается в сказках многих народов мира. Он является поучительным, потому что несет в себе мудрость народа, которая передается в поколениях от предков к грядущим потомкам.

Какие уроки можно из этой сказки вынести и чему научить ребенка, рассказывая ее:

1) Не терять чувство самоконтроля. Всегда можно найти выход из ситуации и противостоять тому, кто оскорбляет: позвать на помощь друзей, проявить хитрость. Ведь Колобка мог бы еще съесть Заяц, если бы наш герой не схитрил: «Давай, я тебе песенку спою!» Или все же, просто убежать, — так и поступал каждый раз Колобок, пропев песенку.

2) Не доверять первому встречному. В жизни встречаются разные люди, как доброжелательные, так и наоборот. На всякий случай, всегда нужно быть на все готовым, ведь не всегда нехорошие люди прямо и откровенно дают понять: «Я тебя съем!» Большинство, в отношении к вам, могут поступить, как хитрая Лисичка, усыпить вашу бдительность лестью и искусно сыгранной добротой; поэтому, здесь стоит быть очень осторожным, чтобы разгадать намерения людей.

3) Выбирать правильный путь в жизни. Об этом стоит с ребенком говорить в самом конце. Ведь Колобок был испечен с соответствующей целью, Дедушка и Бабушка возлагали на него свои надежды, а наш непослушный герой испортил жизнь и себе и им. У каждого человека есть свои способности, это является признаком назначения каждого в этом мире. Согласно данным признакам и призванию души — люди, как правило, стараются выбирать себе профессию, вид деятельности, занятие. И, безусловно, сделав правильный выбор профессии — человек сможет реализовать свои таланты в жизни, а своими успехами приносить большую пользу себе, родным и обществу, и получить от своей профессиональной деятельности еще и удовольствие. Самоутвердиться.

Как итог:

— Не спешите отказывать. Когда вас просят «поскрести по сусекам», а вы знаете, что там ничего нет, — все равно поскребите. Бабушке хватило муки на Колобка …

— Не оставляйте детей без присмотра. Ведь Колобок — не кто иной, как малыш, который, как только Бабушка отвернулась, спрыгнул с подоконника и отправился в лес!

— Не забывайте о своем детстве. Почему главный герой сказки так безрассудно решился на приключения? Наверное, потому, что ему стало одному довольно грустно лежать на подоконнике. Поэтому, не стоит спешить ругать ребенка за непослушание, а лучше вспомните, как сами хотели когда-то в детстве почувствовать себя «взрослым и самостоятельным», говоря, по желанию мамы помочь: «Я сам!».

Рекомендации:

* Не пытайтесь заменить чтение сказки на просмотр мультфильмов. Даже при большой занятости найдите время для чтения в кругу семьи или перед сном. 15 минут в день — это немного для живого, эмоционального отображения сказки вами для вашего ребенка, но это очень важно для психологического ее развития. Мультфильмы интересно смотреть, но они не развивают воображение, ведь действия представлены на экране. Если вы хотите, чтобы ребенок развивался творчески, необходимо предоставлять ему простор для фантазирования.

Сказка может не только воспитывать, но и корректировать поведение, во многих случаях снимать сложные психологические проблемы и стрессы, тревожащие неокрепшую психику ребенка. Для этого можно выбирать подходящие сюжеты уже существующих сказок и разбирать их в ролевых играх или театральных постановках. Отличным коррекционным моментом станет игра «Придумай по-другому», в которой ребенку предлагается создать новый финал любимой сказки. Обратите внимание, какие сюжетные ходы выбирает малыш, стремится ли он сделать финал истории счастливым, с какими персонажами ассоциирует себя и своих близких. Особое внимание следует обратить, если ребенок устойчиво отдает предпочтение несчастливым концовкам, уделяет повышенное внимание отрицательным персонажам.

Но самая главная мораль – что есть зло, а что добро. В наших сказках именно это и выражено. В результате ребенок сравнивает себя с хорошим персонажем и знает, что зло наказуемо.

*Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать нужно эмоционально. По окончанию можно обсудить сказку: что понравилось, а что нет. Попросить ребенка описать героев.

Сказкой можно снять тревогу у ребенка. Также можно поставить эмоциональную речь, сделать ее красивой и образной. Словарный запас расширяется, диалог строится правильно, связная логическая речь развивается.

Рассказывайте сказку интересно, как бы чувствуя, что это другой мир. Читайте с хорошей дикцией и интонацией, тогда ребенок научится четко выговаривать звуки.

* Перед тем, как читать незнакомую сказку сыну или дочери, быстро пробегите ее глазами. В современных интерпретациях можно встретить, например: «… и разорвал его на тысячу мелких кусочков». Это уже слишком. Поэтому, в таком случае можно заменить эту сказку на другую, или некоторые действия главных героев заменить на более мягкие, которые не отражают проявлений агрессии и различного негативизма, потому что у ребенка может формироваться мнение, что только зло и жестокость может быть сильным и разумным.

* Не стоит читать грустные сказки ребенку на ночь. Потому что тяжело будет представить, что ребенку может присниться после такой сказки.

— Дети должны знать и понимать, что в жизни есть, кроме «внешней», «внутренняя» сторона (основной воспитательный смысл сказки). Поговорите об этом с ребенком, тонко, осторожно выбирая момент. Исключительно в познавательных целях, подняв ребенка до того, как правильно он должен поступать в подобных ситуациях. А еще лучше, если ребенок недавно чем-то провинился, то подобрать согласно этой ситуации соответствующую сказку с освещением поучительно-воспитательного момента.

Русская сказка

Волшебный мир сказок. Чудесные воспоминания из детства. Голос папы или мамы, читающих нам сказки перед сном. Что может быть приятней?

А ведь мы выросли такими, какие мы есть, во многом благодаря сказкам, которые мы слышали в детстве. Сюжеты многих из них мы помним до сих пор так ярко, как будто их прочитали нам только вчера.

Насколько важны сказки в развитии ребенка?

Во все времена и у всех народов детям, как только они начинали понимать человеческую речь, рассказывали сказки. Роль сказок была не только развлекательной, но и поучительной.

Слушая сказки, ребенок познает окружающий мир, законы взаимоотношений между людьми, он узнает о честности, дружбе, смелости, предательстве и подлости. В сказках всегда присутствуют положительные и отрицательные герои, происходит борьба добра со злом, и у сказок всегда счастливый конец. Но польза от сказок гораздо шире:

сказки развивают фантазию, внимательность и абстрактное мышление. Мысленно следуя за сюжетом, ребенок рисует в воображении невиданные места, фантастические события, внешность главных героев. Никакой телевизор или компьютер не сделает этого лучше.

Дети всегда представляют себя в роли положительных героев. Вживаясь в этот образ, они учатся совершать благородные поступки, быть честными, мужественными, находчивыми. Учатся выручать друзей в беде и защищать слабых. Начинают различать хорошее и плохое.

При самом неблагоприятном исходе событий, сказки всегда завершаются хорошо. Это учит не сдаваться, прилагать усилия, добиваться желаемого. Учат преодолевать трудности, проявлять настойчивость, быть находчивыми, активно действовать при безнадежных обстоятельствах.

Благодаря чтению и слушанию сказок, увеличивается словарный запас и улучшаются навыки общения.

Когда читать сказки

Обычно родители читают сказки детям вечером, перед сном. Но четких рекомендаций на этот счет нет. Читать можно в любое удобное для этого время. Не отказывайте ребенку, если он просит прочитать сказку, которую вы уже читали десятки раз. Значит, это очень важно для ребенка. Значит, еще не закончены переживания и размышления над сюжетом и судьбой главных героев.

Слушая сказки перед сном, слыша голос близкого человека, ребенок перемещается в мир сказочных фантазий, успокаивается и засыпает. Это благотворно сказывается на его нервной системе.

Как читать сказки

Сказки нужно читать не торопясь, с выражением. Голосом и интонацией подчеркивать моменты, требующие внимания. Менять тембр и высоту голоса для различных персонажей. Выдерживать паузы.

Слова необходимо произносить четко, с хорошей артикуляцией. Это влияет на формирование речи ребенка, правильное построение предложений и расширение словарного запаса.

Сказки можно рассказывать. Не всегда у вас под рукой будет книга для чтения. Небольшое изменение сюжета развивает фантазию и изобретательность. Можно поощрять ребенка помогать вам в этом, делая вид, что вы забыли продолжение сказки.

Не следует изменять народные сказки. Их сюжеты прошли испытание временем и в них заложен определенный воспитательный и развивающий смысл.

Читать рекомендуется только одну сказку за вечер.

Если ребенок не просит, не следует разъяснять ему смысл сказки. Возможно, он попросит прочитать ее еще раз и попробует сам разобраться в сюжете. Терпеливо отвечайте на все вопросы и объясняйте смысл незнакомых слов.

Чтение сказок — прекрасное путешествие в мир чудесных фантазий, говорящих животных и необычных персонажей. Путешествие в мир, где нет ничего невозможного. Там, где правда и справедливость всегда торжествуют.

Не лишайте детей этих путешествий. Читайте много. Читайте с любовью. Дарите им этот прекрасный мир сказок.

Сказка – это инструмент ненавязчивого обучения

Не секрет, что дети лучше всего воспринимают информацию, поданную в игровой форме.

Серьезные нравоучения взрослых быстро утомляют детей, не достигая своей цели. В то же время с помощью сказочных героев можно объяснить им все те же прописные истины, но сделать это в легкой, доступной для детского понимания форме. Сказки по праву считают мощнейшим инструментов обучения детей.

Все дело в том, что они дают так называемые косвенные наставления. Дети мыслят образами, им гораздо проще представить себе ситуацию со стороны, где главными героями являются сказочные персонажи. Именно на примере героев сказок лучше всего усваивается важная жизненная информация (например, сложно объяснить ребенку, почему он должен делиться игрушками с другими детьми, а вот сказать, что он жадина из какой-нибудь сказки, сразу сделает свой результат, так как быть антигероем ребенку не захочется).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]