Проект «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию они лучше воспринимают в играх, поскольку игровая составляющая повышает интерес к процессу, усиливает внимание и концентрацию, а многократные повторы позволяют усваивать знания даже самым рассеянным малышам. Соревновательный момент очень важен для прирожденных лидеров. В процессе игры проявляется детский характер, особенности воображения и мышления, активность, эмоциональность, уровень социальной адаптации и прогрессирующая потребность в контакте и общении.

Дидактические игры по развитию речи – специальная форма обучения для детей дошкольного возраста, позволяющая обогащать, совершенствовать, активизировать и закреплять словарный запас в процессе игровой деятельности − одно из важнейших средств гармоничного формирования и воспитания детской личности.

В зависимости от используемого материала дидактические игры по развитию речи бывают следующих видов:

  • Игры с предметами — игрушками, подручными и природными материалами;
  • Настольные игры с использованием печатных материалов;
  • Словесные игры.

Развитие речи посредством дидактических игр

Развитие речи через дидактические игры происходит за счет пополнения словарного запаса, обучения в игровой форме навыкам использования слов (активизации словарного багажа), улучшения навыков коммуникации.

За период дошкольной подготовки ребенку необходимо освоить словарный запас, позволяющий без проблем общаться с ровесниками и взрослыми людьми, успешно получать школьные знания, понимать излагаемый материал (содержание литературных произведений, формулировку математических задач и т.д.). Поэтому основная задача дошкольного воспитания – максимальное развитие речи, посредством дидактических игр которое происходит эффективнее и качественнее.

Дидактические игры по развитию речи успешно решают следующие задачи в дошкольном воспитании детей:

  • Обеспечивают количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса;
  • Помогают в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами;
  • Позволяют освоить обобщающие значения слов, основанные на выделении общих характерных признаков предметов, действий или явлений;
  • Улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений;
  • По мере развития познавательных возможностей дидактические игры по развитию речи помогают расширять объективное понятийное содержание слов;
  • Некоторые игры с задачами этического содержания, наряду с совершенствованием словарного запаса, обучают задаткам социальной этики и морали;
  • Стимулируют работу воображения, активируя и обогащая словарь дошкольника в занимательной игровой форме;
  • Развивают логическое и образное мышление, необходимое для решения поставленных игровых задач;
  • Способствуют не только пополнению словарного запаса, но и активно вводят новые слова в повседневное общение.

Словарный запас дошкольника существенно уступает по объему запасу слов взрослого человека. Основная задача развития речи через дидактические игры – за счет увеличения объема накопленных знаний об окружающем мире количественно обогатить словарь ребенка, активировать и научить грамотно его использовать.

Дидактические игры по развитию речи детей от двух до трех лет

В возрасте 2-3 лет малыш должен освоить названия предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, окружающих его в повседневной жизни и вызывающих его интерес. В этот период осваиваются и названия действий, производимых с этими предметами.

Задача воспитателей в этот период с помощью дидактических игр научить детей называть и различать:

  • Части предметов, части тела животных и человека;
  • Разные размерные величины;
  • Основные цвета;
  • Главные вкусовые качества;
  • Некоторые физические качества и свойства.

Следует развивать способность детей обозначать одним словом группу схожих предметов, объединенных общим признаком и различать сходные группы предметов.

Хорошо в таком возрасте начинать учить ребенка разговаривать по телефону с невидимым собеседником. Это своеобразная дидактическая игра, развивающая не только словарный запас, но и абстрактное мышление, умение выразить свои мысли без помощи жестов. Следует правильно строить такой разговор, задавая простые вопросы, не требующие сложных ответов, можно сделать телефонный разговор, например с бабушкой, ежедневным ритуалом.

Рекомендуются также дидактические игры по развитию речи, суть которых понятна из названия – «Назови правильно…», «Что изменилось…», «Из чего состоит…» и т.п.

Главная цель таких игр в этом возрасте, совершенствуя словарный запас, привить ребенку интерес к словарной деятельности.

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

Автор:

Тимофеева Ирина Сергеевна,

воспитатель

МАДОУ детский сад №79 города Тюмени

Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а, чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей младшего возраста, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей; существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе. Эмоциональная холодность в семье неблагоприятным образом сказывается на психическом развитии ребёнка, общении. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей.

Я работаю с детьми младшего дошкольного возраста и наблюдаю за детьми, за их развитием. Игра – ведущая деятельность ребёнка. Игра сопровождает ребёнка с рождения, остаётся с ним в детстве, отрочестве, вплоть до самого перехода в юность. Игра отражает ход мыслей и чувств детей, ведёт их по стезе познания реальности.

Таким образом, я определила для себя цель и задачи работы.

Цель:

— развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Для решения цели поставила в своей работе следующие задачи:

— формирование словаря; — развитие звуковой культуры речи, связной речи; — формирование грамматического строя речи; — развитие речи как средства общения.

Свою работу по данной теме я начала с изучения методической литературы, передового опыта коллег, что помогло мне выстроить собственную концепцию речевого сопровождения детей раннего возраста через игровую деятельность. В ежедневной работе с детьми своей группы я обязательно использую игры. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей. Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок, отношение к нему взрослого.В развитии речи ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю – в детском саду, родителям и близким – в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

Поэтому считаю актуальным использование различных видов игр для развития речи детей дошкольного возраста.

С помощью дидактических игр активизирую словарь детей. Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание. В связи с этим в программное содержание игры входит и определённая группа слов, которую должен освоить ребёнок. Дидактические игры – это обучающие игры. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Для играющих детей воспитательно – образовательное значение реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. В процессе образовательной деятельности с детьми игра приобретает особое значение: она служит средством для привития детям новых положительных речевых навыков. Так, играя с малышами в дидактические игры с игрушками и предметами, такие как: «Кукла Маша проснулась», «Магазин игрушек» помогаю детям закрепить знания о названии одежды, столовой посуды, активизирую речь.

Использую в работе настольно – печатные игры: «Парные картинки», «Лото» и т. д. В таких играх формирую речь, закрепляю знания детей о растениях, животных и их детёнышах, овощах и фруктах. С накоплением существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель).

Манипулируя с игрушками в процессе игры, обозначают действия: идёт, спит, кушает т. п., т. е. употребляет глаголы. В играх: «Больше – меньше», «Чудесный мешочек» учу детей видеть особенности предметов и выделять характерные признаки и качества, закрепляю у малышей знания о цвете и величине, обогащаю словарь прилагательными.

Регулярно предлагаю детям составление разрезных картинок и кубиков. В данном виде игр решаю задачу –формирую у детей умение логически мыслить, развиваю у них умение составлять целый предмет из отдельных частей. Но перед тем как дать задание сложить картинку из её частей, даю детям рассмотреть целую картинку. В работе с детьми, считаю эффективным сочетание наглядности и слова. Яркие предметы и картинки вызывают у малыша желание их рассмотреть. Познавая окружающий мир, ребёнок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Для расширения, обогащения и активизации словаря использую дидактические упражнения: «Чудесный мешочек», «Угадай, что звучит». Эти упражнения разнообразны и предполагают употребление слов, относящихся к разным частям речи. Обогащаю словарь детей и в дидактических играх: «Отгадай и назови», «Отгадай, кто к нам пришёл», «Кто что делает», «Назови животных и скажи, кто как кричит».

Создание эмоционально – благоприятной ситуации способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются. Театр для ребёнка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка: стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется дидактическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

В своей работе по развитию речи детей в театрализованной деятельности использую следующие методы и приёмы: игровые: — использование элементов подвижной игры — сюрпризные моменты — имитационные движения с элементами звукоподражания — обыгрывание текста -словесные: — повторение речевого материала — вопросы — использование текстов с повторяющимися элементами — чтение произведений со звукоподражаниями — договаривание слов, фраз — похвала — наглядные: — использование иллюстраций к текстам — использование игрушек, персонажей кукольного театра.

Чтобы не угасал интерес детей к театрализованным играм, придерживаюсь определённых требований:

— содержание и разнообразие тематики — постоянное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса — максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр — сотрудничество детей друг с другом и взрослыми на всех этапах театрализованной деятельности.

Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношение людей друг к другу, их отдых, развлечения и т. д.). В таких играх тема, содержание, последовательность отображаемых явлений не заданы заранее взрослым, они основываются на жизненном опыте детей, правила как бы скрыты в содержании отображаемых событий. Такие игры называются творческими, сюжетно – ролевыми играми. В игре формируется способность к замещению предметов, действий, что обеспечивает постепенное развитие элементов более отвлечённого мышления и речи. Благоприятные предпосылки для развития отвлечённого мышления, речи создаются уже в игре детей младшего возраста в связи с обобщением и усложнением игрового действия. Первые совместные игры воспитывают в детях чувства коллективизма, дружбы. Малыши учатся общаться, обращаться с просьбой, предложением к товарищам. При своевременном формировании сюжетной игры дети начинают играть вдвоём, иногда втроём, вступают в ролевое взаимодействие. В таких играх, как «Парикмахерская», «На приёме у врача», знакомлю детей с названиями профессий, учу брать на себя роль, выполнять соответствующие действия (постригать, причёсывать, лечить, делать уколы и т. д.).

Изначально дети подражают тому, что им показала я, со временем они начинают самостоятельно организовывать игру, вступают в диалог, переносят действия с одного предмета на другой. В процессе игр побуждаю детей к называнию предметов,используемых ими, проговариванию действий, которые они выполняют. Игр очень много, они могут быть самыми разными, но особое место среди них занимают подвижные. Всестороннее влияние подвижных игр на развитие ребёнка трудно переоценить. При умелом руководстве со стороны взрослых эти игры способны творить чудеса. Игры нередко сопровождаются стихами, песенками. Стихотворный текст определяет ход игры, регулирует двигательную деятельность детей, их поведение. Малыши вслушиваются в слова текста, сосредотачивают внимание на содержании. Стихотворные слоги задают ритм движения. Движения с речевым сопровождением воспитывают чувство красоты, умение прислушиваться к каждому слову педагога, активизируют внимание. При повторении игры малыши запоминают слова и начинают подпевать. Движения с проговариванием отдельных слов, звукоподражанием являются одним из эффективных методов развития моторики, стимулятором развития слухового восприятия. При проведении подвижных игр с текстом использую соответствующие атрибуты (картинки с персонажами игр, побуждаю к повтору текста. Обязательно вовлекаю в игру даже застенчивых детей, которые в игре раскрывают свои возможности, у них развивается речь, малыши учатся общаться с окружающими. В подвижных играх для принятия сюжета малышом я даю характеристику изображаемому образу, игрушки должны заговорить. Таким образом, создаю правдивую игровую ситуацию.

Изготовила картотеку подвижных игр с текстами.

Развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает творческое и речевое развитие детей на основе игровой деятельности. Она не только обеспечивает игровую деятельность, но и призвана помочь в установлении эффективного общения детей с воспитателем и друг с другом.

Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь малыша развивается постоянно в быту, в игре, в общении и сопровождает его в любой деятельности, но чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости, поможет использование в педагогическом процессе игр. В своей работе я провела анализ литературы по данной проблеме, раскрыла роль воздействия игровой деятельности на речевое развитие детей раннего возраста, изучила механизм руководства игрой и методику проведения непосредственной образовательной деятельности, применяла разнообразные формы работы с родителями.

Игровая деятельность служит закреплению знаний, полученных на занятиях, и активизации словаря. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игровая деятельность создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей эффективной работы воспитателя с каждым ребёнком.

Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что проделанная работа по развитию речи детей младшего возраста была успешной благодаря правильно подобранному материалу, систематической целенаправленной работе. У воспитанников пополнялся активный словарный запас, улучшился грамматический строй речи, развивались мыслительные процессы. Дети стали выражать свои эмоции посредством речи, замкнутые дети стали более общительными со сверстниками и воспитателями, стали лучше понимать других детей в группе.

В дальнейшем я планирую продолжать работу в данном направлении. Считаю целесообразным пополнить методическую копилку новыми играми, пособиями, конкретизировать материал для получения улучшенных результатов в своей работе. Планирую доработать материал для работы с родителями (разработать консультации, наглядность в групповую приёмную).

Используемая литература, интернет-источники:

Фотографии из архива педагога

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0005885

Свидетельство во вложении к письму.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; — Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ. 4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Поделиться

Развитие речи через дидактические игры в четыре года

В четыре года происходит дальнейшее пополнения словаря ребенка, с более подробным углублением в детали и характеристики окружающего мира. Это необходимо для усиления дифференцированного восприятия и углубления знаний об особенностях предметов, их назначении, строении и расширении понимания качеств и свойств. В этом возрасте малыш должен научиться основным приемам ориентирования в пространстве и времени, освоить соответствующие слова (утро, вечер, вперед, назад, сначала, потом). Дидактические игры для развития речи, рекомендуемые детям 4 лет, должны начинаться с фраз «Что сначала, что потом…», «Когда бывает…», «Что изменилось…», «Что будет, если…», «Что можно делать с…», «С чем можно делать …», «Больше чем…Меньше чем…», «Один…много…» и подобных.

Хорошо если ребенок будет каждый вечер рассказывать о том, как он провел день, во что и с кем играл, что видел и делал. Отвечая на наводящие вопросы родителей в процессе сюжетно-ролевых игр, с использованием любимых игрушек, малыш будет быстрее развиваться, пополняя свой словарь и улучшая умение им пользоваться.

Как воспитателю развивать речь дошкольников через игру?

Содержание

С какими речевыми проблемами предстояло справиться педагогу?Какие направления работы выбрала воспитатель?Предстояло заново научить детей игратьИграем вместе с детьми: «машина времени» для родителей«Утренний круг»: какие планы на день?Каких результатов удалось добиться?Какие игрушки для развития речи можно порекомендовать воспитателю?

Развитие речи детей дошкольного возраста происходит в процессе игры. В детском саду расписание перенасыщено, и времени на игру становится все меньше. Это плохо сказывается на формировании речевых компетенций. «В сегодняшних детсадах вторая половина дня занята кружками. Если раньше дети только и делали, что играли, сейчас на игры у них остается около часа в день, вместо положенных 3-4 часов. В итоге дети не умеют играть, общаться. Дошло до того, что мы учим детей играть заново

», – говорит психолог
Светлана Башинова
.

Воспитатель ДОУ № 36 г. Кинешма в Ивановской области Виноградова Юлия Владимировна

, резидент сообщества «Университет Детства», столкнулась в практике с похожей проблемой. Педагог рассказала о своем проекте «
Мы играем – речь развиваем
», с помощью которого она решила изменить текущее положение дел в детском саду.

С какими речевыми проблемами предстояло справиться педагогу?

В процессе работы с дошкольниками Юлия Владимировна отметила, что речь у детей развита плохо: «Говорить умеют все, но говорить правильно – единицы

». При этом ФГОС дошкольного образования отводит речи ведущее место в познавательной деятельности.

Проблему нельзя было оставить без внимания, обрекая детей на трудности с дальнейшим обучением в школе.

Юлия сформулировала ряд нарушений речи, с которыми предстояло справиться:

Маленький словарный запас

Детям не хватает слов, чтобы точно выразить свою мысль, что становится причиной формирования барьеров в общении друг с другом и со взрослыми.

Односложная речь

Речь дошкольников на 85% состоит из простых предложений. Попытки грамотно выстроить распространенное предложение часто бывают не успешными.

Отсутствие логики высказывания

В обосновании своих утверждений и выводов дети непоследовательны. Рассказывая что-то, они переключаются с одной мысли на другую произвольно, не придерживаясь определенной структуры.

Неумение строить диалог

Дошкольники не понимают, как доступно сформулировать свой вопрос и как лучше ответить собеседнику. Не чувствуют, в какой речевой ситуации уместен односложный, а в какой развернутый ответ.

Недостаточное развитие культуры речи

Детям, например, тяжело отрегулировать громкость голоса: они либо что-то бормочут себе под нос, либо кричат. С интонацией и темпом тоже сложности: либо речь медленная, тягучая, тяжелая для восприятия, либо, напротив, слишком быстрая, чтобы успеть ухватить суть.

«Замусоренность» речи сленгом

В дошкольном возрасте дети еще не способны фильтровать услышанные слова и применять их, согласно ситуации, либо не применять вовсе. С экрана телевизора, на улице или даже от родителей они выхватывают слова-паразиты, нелитературные выражения, которые, не задумываясь, употребляют.

Какие направления работы выбрала воспитатель?

Юлия Владимировна выделила для себя на начальном этапе четыре основных направления работы:

➢ Создание в детском саду развивающей предметно-пространственной среды.

➢ Возвращение сюжетно-ролевой игры в повседневную детскую активность.

➢ Улучшение взаимодействия родителей и детей через занятия в детском саду: технология «Играем вместе с детьми».

➢ Формирование навыка обмена мнениями и планами, анализа, логического выстраивания рассказа: технология «Утренний круг».

Предстояло заново научить детей играть

«Думаю, дело не в том, что дети стали меньше играть, – считает Юлия, – изменились качество и суть игры. Появилось больше примитивных форм. Все чаще игра переходит в озорство и даже хулиганство».

В детском саду много игрушек, которые сами подсказывают сценарий их применения. Как следствие – дети меньше фантазируют. Они используют знакомые сюжеты из любимых мультфильмов – «Смешарики», «Барбоскины» – повторяют то, что уже придумали за них.

Чтобы вернуть сюжетно-ролевую игру в мир дошкольников педагог начала менять предметно-игровую среду детского сада. Она предложила детям предметы, которые, на первый взгляд, были не пригодны для игры: «Я убрала готовое оборудование и поставила ящики, коробки, диски».

Лишившись привычного инструментария, дети начали придумывать, как использовать предметы в игровом уголке, чтобы было интересно, включать воображение. Непривычность ситуации провоцировала самостоятельное общение детей: нужно было договариваться друг с другом, формулировать правила в каждом отдельном случае.

Педагоги следили за общением детей со стороны и вмешивались в ситуацию только в том случае, когда требовалась помощь в решении проблемы, или назревал конфликт. Исходя из замысла детской игры и их идеи, педагоги могли напомнить детям о прочитанных книгах. Ребята, в свою очередь, раскручивали основу сюжета, придумывали продолжение любимых сказок.

Играем вместе с детьми: «машина времени» для родителей

Понимая, что основу речевого развития дети получают в семье, Юлия Владимировна пригласила родителей в сад поиграть. Это работало как «машина времени»: взрослые получали шанс вернуться в детство, а дети видели маму и папу в непривычной роли и брали на себя ответственность за ход игры. Они применяли всю силу своего убеждения, чтобы научить взрослых следовать правилам. Для части семей эти часы общения стали уникальным опытом, ведь дома они почти не проводили время вместе.

«Утренний круг»: какие планы на день?

«Утренний круг» применялся педагогом как один из способов организации свободного общения. Воспитатель с детьми садились в круг и обсуждали будущий день: чем дети планируют заниматься, во что играть, что бы хотелось успеть. Дети предлагают идеи, открыто выражают свое мнение. Они чувствовали, что могут выбирать, на них не давят. Воспитывалось чувство взаимоуважения, развивалось умение донести свою мысль до товарищей.

Дошкольники рассказывали об играх, в которые они уже играли: что им понравилось, а что нет, почему. Помимо навыков анализа, формировался навык аргументированного отстаивания своей позиции.

Каких результатов удалось добиться?

Уже после нескольких месяцев регулярных занятий педагог отметила изменения, произошедшие с детьми в ее группе:

✔ Научились строить рассказ.

Дети уверенно и с помощью развернутых предложений говорили о себе и придумывали истории за героев совместных игр. Могли даже сочинять сказки.

✔ Начали проявлять речевую инициативу.

Они все меньше замыкались в себе и не видели проблем в том, чтобы вступить в диалог. Социально-коммуникативные навыки упрочнились.

✔ Появилась самостоятельность и активность в игре.

Дети перестали ждать, что придет воспитатель и развлечет их. Теперь они умели договариваться и придумывали игры самостоятельно.

✔ Улучшились детско-родительские отношения.

Родители начали присылать воспитателю фотографии и рассказы о том, как они проводят вечера с детьми: играют во врачей, парикмахерскую, космический корабль.

✔ Расширился и активизировался словарный запас.

У детей появилась потребность в успехе коммуникации с товарищами по группе и взрослыми, поэтому они использовали все знакомые слова и выражения, чтобы доносить свои мысли, узнавали и применяли новые.

✔ Формировался грамматический строй речи.

Ребята больше общались, поэтому слышали правильное употребление слов, построение фраз, делали меньше ошибок в собственной речи.

Какие игрушки для развития речи можно порекомендовать воспитателю?

На основании опыта Юлии Виноградовой, мы можем сделать вывод, что свободная игра – лучший выбор для воспитателя, занимающегося развитием речи. Но если использовать игрушки, то только те, которые развивали бы их фантазию. При этом сами игрушки могут быть самыми простыми. Вот только некоторые примеры:

o Мяч

С обыкновенным мячом можно придумать много игр на развитие словарного запаса. Например, ребенок или воспитатель бросают мяч и называют слово. Поймавший мяч должен назвать его противоположность. Например, «свет – тьма», «кислое – сладкое» и т.д. Правила вариативны: можно кидать мяч и говорить первый слог. Тогда поймавший мяч предполагает, что это за слово, или придумывает свой вариант.

o Бизиборды

Бизиборды работают по принципу игровой среды, описанной в кейсе. Они состоят из предметов, изначально не предназначенных для игры. Дети учатся искать применение его составляющим. Это способствует их творческому развитию. Кроме того, бизиборды развивают мелкую моторику, а речь и мелкая моторика находятся в прямой зависимости друг от друга.

o Конструкторы

Эти игрушки активизируют речевые центры головного мозга. Детали конструктора можно сортировать и собирать каждый раз заново, в зависимости от воображения. Ребенок может рассказывать в процессе, что и зачем он делает, удовлетворяя любопытство взрослых.

o Игрушки на руку или пальчиковый театр

Игрушки на руку – любимые «друзья» логопедов. Дети придумывают диалоги за героев, рассказывают сказки, показывают театральные представления. Иногда они могут просто поделиться секретами с «живой» игрушкой.

Лунина Анастасия

.

Фото unsplash.com Ketut Subiyanto.

Развитие речи посредством дидактических игр в 5-6 лет

Старший дошкольный возраст – период, когда дети с помощью дидактических игр активно усваивают разговорный язык, овладевая лексикой, фонетикой, грамматикой. Словарный запас расширяется, базируясь на углубленном познании окружающего мира. Основная задача дидактических игр по развитию речи в этом возрасте, наряду с дальнейшим пополнением словаря − обучение ребенка диалогической и монологической речи.

В игровой форме следует создавать особые коммуникативные ситуации, в которых малыш должен поддерживать беседу, начиная и ведя диалог. Предполагаются игровые моменты, в которых взрослый и ребенок меняются местами и вопросы задает ребенок.

В период дошкольной подготовки важно научить ребенка повествовательной речи, умению составлять и произносить монологи − для этого в форме игры можно предлагать описывать конкретные ситуации, такие как дальнее путешествие, посещение зоопарка, сказочное путешествие, с подробным описанием деталей (объектов, свойств, качеств, действий и др.).

Дидактические игры для развития речи способствуют реализации характерных возрастных возможностей гармоничного психического развития дошкольников, подготавливая их поэтапно к школьной жизни.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]