Рисование песком — развивающий фактор художественно-эстетического восприятие ребенка


Преимущества занятия

Песок как художественный материал имеет несколько преимуществ. И главное – расслабляющее, терапевтическое действие. Ребенок избавляется от последствий стресса, к нему возвращается эмоциональная стабильность. Рисование песком применяют для лечения у детей нарушений сна, невротических расстройств, тревожности. Для здоровых малышей художества песком тоже полезны, они позволяют успокоиться после неудач, избавиться от низкой самооценки и фобии стать неудачником. Ребенок видит, что неудачный рисунок в любой момент можно исправить.

Вторая польза рисования песком для детей – развивающее действие. Техника улучшает моторику пальцев рук, сенсорное восприятие и творческое мышление. В рисовании обычно задействованы обе руки, что положительно влияет на развитие и правого, и левого полушарий мозга. У школьников возня с песком улучшает навыки письма. Полезно применять методику с детьми, которым учеба в тягость. В этом случае рисование песком становится хорошим дополнением к домашнему заданию, позволяет через художество закрепить школьные знания.

Третья польза рисования на песке – раскрытие художественного потенциала, проявление фантазии. У методики нет ограничений и строгих правил. Можно рисовать руками и разными приспособлениями. Сыпучая текстура материала позволяет создавать изображения любой сложности и степени детализации. Рисование песком доступно и для малышей ясельного возраста, и для дошкольников средней группы, и для школьников.

Рисование песком полезно любому ребенку, и вот почему

Рисование песком — это не только необычный вид изобразительного искусства, но и эффективный и очень популярный метод арт-терапии. Мы уже говорили об играх с песком, а сегодня речь пойдет о том, как превратить рисование этим материалом в увлекательные занятия, помогающие развитию ребенка. Своими любимыми приемами рисования песком делится детский психолог, песочный терапевт Наталия Калиниченко.

Наталия Калиниченко, детский психолог (центр детского досуга «Умники club», Ярославль), сказкотерапевт, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии

Почему этот метод так популярен

Песочную терапию как способ работы с эмоциональной сферой ребенка при социальных и семейных проблемах широко используют психологи, психоаналитики, а также педагоги и логопеды. Сегодня игры педагогической и творческой направленности доступны любой маме, в распоряжении которой есть сам песок и емкость, в которой можно создать песочницу.

У песка как материала для развивающих игр есть несколько достоинств. Во-первых, он приятен на ощупь, взаимодействие с ним расслабляет, снимает эмоциональное напряжение. Дети любят играть с сыпучими материалами, поэтому он идеален для занятий с малышами, которые совсем не любят учиться. Через работу с песком можно разобрать массу тем, которые, например, нужно освоить при подготовке к школе.

Во-вторых, этот материал можно использовать для решения самых разных задач. Рисование песком помогает развивать моторику, сенсорику, креативное мышление; когда малыш рисует сразу двумя руками, это способствует развитию межполушарной асимметрии.

В-третьих, песок нивелирует страх неудачи у ребенка: при работе с ним невозможна такая ситуация, когда у малыша совсем ничего не выходит. Это очень важно для детей с повышенной тревожностью. А если что-то не получается, всегда можно встряхнуть песок и начать заново.

Что нужно для рисования песком дома

Sand-art, или метод рисования песком, изначально предполагает занятия на специальных столах со световой подсветкой или световых планшетах. Но для игр, о которых расскажу я, такое оборудование вовсе не обязательно. Можно использовать полупрозрачный поднос и подсвечивать его снизу настольной лампой. Или же просто наполнить любой глубокий поднос песком, лучше специализированным, из магазина. Если нет возможности его найти, можете взять обычный уличный песок — просейте его и прокалите его в духовке или микроволновой печи. А можно взять обычную манную крупу, она тоже сыпучая и похожа на песок.

Как начать работать с песком

Первое, что нужно сделать, — познакомить ребенка с возможностями песка и собственных рук. Пусть малыш погрузит обе руки в песок, почувствует его, попересыпает, расслабится. После этого можно показать различные приемы рисования. Для начала попросите малыша поставить все десять пальчиков на песочек и «потоптать» ими (хаотично двигаться одновременно двумя руками по песку): так получится первый рисунок. Похвалите ребенка за это: «Как красиво! По-моему, это салют! А ты что здесь видишь?».

Далее мы знакомим ребенка с другими приемами рисования. Можно взять игрушки для визуализации, особенно если вы играете с детьми 3−4 лет. Например, можно слепить колобков из теста: маленького, среднего, большого, и рассказать историю. «Маленький колобок хочет погулять, но вокруг пески, пустыня. Давай сделаем ему дорожку?». Начните с того, к чему привык ребенок: рисовать одним пальцем. Покажите ему, как нарисовать тропинку: нужно провести волнистую линию, это могут все дети. Потом — дорогу: прямую линию. Возьмите второго колобка: «Он тоже хочет пойти погулять, но первая тропинка для него слишком узкая. Давай сделаем ее пошире». Крепко соедините указательный и средний палец ребенка и рисуйте такую же извилистую кривую линию, потом прямую дорогу. Здесь дети с недостаточно развитой моторикой, с низким тонусом рук могут столкнуться с трудностями: им будет сложно держать два пальца вместе и работать ими. Но это все поддается тренировке как раз при помощи игр с песком.

Когда вы берете самого большого колобка, рисовать для него тропинку нужно уже тремя пальцами. А можно взять игрушку размером еще больше и предложить ребенку использовать кулачок, чтобы нарисовать тропинку. Если кулачок прижать и провести по планшету или подносу, то образуется широкая линия.

Продолжаем игру: «Наши герои пошли гулять по пустыне, посмотрели вверх и увидели красивые пышные облака». Используем ту же часть кулачка, прижимаем к песку и совершаем вращательное движение, и так в трех местах — вот и получилось кучевое облако. Можно еще показать ребенку, что можно рисовать ребром ладони. Главное, чтобы он попробовал все названные способы рисования: одним пальцем, несколькими и так далее.

Развитие межполушарной асимметрии

Рисование сразу двумя руками развивает межполушарную асимметрию, то есть взаимодействие правого и левого полушарий мозга. Когда наши полушария «дружат», мы становимся быстрее и сообразительнее. Заниматься этим важно с раннего возраста, когда головной мозг в активной стадии развития.

Начните с рисования симметричных предметов, сначала вы, а потом ребенок по вашему примеру. Разделите поднос линией пополам, чтобы ребенок сразу видел право и лево. Со временем ребенок уже будет осознавать, где какая сторона, и черту ставить не нужно. На этой разделительной линии поставьте точку. Пусть ребенок поставит на нее по пальцу правой и левой руки и начнет совершать обеими руками одновременные и зеркальные движения. Самое простое, что можно нарисовать, — солнышко: ставим указательные пальцы в одну точку, правая рука совершает полукруг вправо, левая влево. Следим, чтобы пальцы двигались одновременно и пришли в одну точку. Получается круг. А потом можно всеми остальными пальчиками пририсовать к кругу лучики — получится солнышко. Усложняйте: рисуйте домик, яблоко, грушу, бабочку с узорчатыми крыльями.

Чтобы упражнение было эффективным, следите, чтобы обе руки двигались одновременно. Если у малыша не получается эта синхронность, то мягко его направляйте. Но если долгое время все равно не получается, возможно, это сигнал о том, что стоит показаться нейропсихологу. Специалист подскажет, как еще можно развивать зоны мозга малыша.

Предлагайте ребенку дополнить рисунок, готовый наполовину: дорисовать левую часть, если малыш правша, и левую, если наоборот.

Развитие пространственной ориентации

Попросите ребенка: «Нарисуй в середине нашего подноса яркое солнышко». Ребенок находит середину, если затрудняется, нужно ему подсказать, и рисует солнце. Дальше, в зависимости от знаний малыша, рисуем картину в пространстве: просим изобразить облако над солнышком, под ним домик, справа от домика дерево. Можно добавить фигурки: «Положи бабочку под солнышко, птичку над домиком», и так далее. Если мы готовим ребенка к школе, можно усложнить это задание: дать буквы и попросить малыша: «Подпиши свою картину. Положи на солнышко ту букву, со звука которой оно начинается».

Познание окружающего мира

Игры с песком помогут познакомить малыша с различными явлениями природы. Вам понадобятся разноцветные листы бумаги. Изучая времена года, возьмите листочки зеленого, желтого, красного, голубого цветов. Кладите их на поднос в том порядке, в котором меняются сезоны, засыпайте песком. Ребенок может почистить ладошкой песок и увидеть голубой цвет. Мы спрашиваем: «Какое это время года?» и предлагаем ребенку вспомнить, что бывает зимой и нарисовать, например, дерево без листьев. Расчищаем дно дальше и видим зеленый цвет: это весна. Пусть малыш снова рисует ствол, но уже с листочками, которые вырастут на дереве, если «потопать» пальчиками.

Можно перед игрой с разноцветной бумагой показать ребенку различные листочки: березы, дуба, клена. Ребенок рисует симметрично, двумя пальчиками эти листочки, под которыми проступает зеленый лист. Мы спрашиваем: «Когда листочек бывает зеленым?». Это упражнение формирует у ребенка понимание симметрии, и знания о мире.

Запоминание цифр и букв

Для маленьких детей, которые пока не владеют счетом и грамотой, буквы и цифры — это просто бессмысленные значки. Как легче всего их понять и запомнить? При помощи активизации ассоциативной, зрительной и сенсорной памяти.

Сначала мы показываем правильное написание буквы или цифры. Затем мы берем пальчик ребенка, и он в точности повторяет все сделанное нами. Можно завязать ему глаза, и тогда он будет рисовать символ, представляя себе его образ.

Следующий уровень — «стереть» свой рисунок, встряхнув песочницу, и попросить ребенка нарисовать букву или цифру самостоятельно. Пусть ребенок постепенно уменьшает размер символов. Тренируйтесь, пока не получится аккуратно. Затем встряхните планшет и скажите, что буквы, как люди, любят жить семьями. У буквы О есть большой высокий папа, мама чуть пониже, дети, тетушки и другие родственники. Рисуем слева направо, приучая так к автоматическому направлению чтения. Слева рисуем большую букву О, затем постепенно уменьшаем. Так ребенок будет не только развивать моторику, но еще и повторять соотнесение размеров. Если ребенок маленький, пусть строит семьи фигур, например квадратов и кругов.

Потом переходим на уровень ассоциирования. Рисуем букву в . Мы подключаем фантазию и стараемся создать среду, в которой ребенок раскроет свои творческие способности и особенности восприятия: до чего можно дорисовать букву О? До солнышка, до лица, до части очков, до колеса. Можно обратить внимание, что ребенок использует как ассоциацию — это слово-символ можно потом использовать для запоминания буквы. Как правило, дети, сначала запоминают, на что буква похожа, затем саму букву.

А для лучшего запоминания цифр можно придумать сказку-путешествие, в которой цифры будут превращаться в различные предметы окружающего мира, чтобы кому-нибудь помочь. Например, единичка может стать столбом для линий электропередач, если в городе порвутся провода, а восьмерка порадует детей в жарких странах, превратившись в снеговика. Увлеките ребенка сказкой на песке, поиграйте сами — так вы вместе не только отдохнете, но и с пользой проведете время.

Материалы для рисования песком

Чтобы учиться рисовать на песке, нужно приобрести перечень материалов и приспособлений. Все они доступные, серьезно раскошелиться не придется. Вот что потребуется юному художнику:

  • стол с бортами и подсвечивающим устройством снизу;
  • песок;
  • антистатик в баллончике;
  • дополнительные приспособления – художественные кисти, палочки, сито, шаблоны;
  • широкая и плоская кисть для выметания песчинок из углов стола.

Антистатик необходим для предотвращения склеивания песчинок, которое неизбежно при многократном использовании кварцевого материала. Спрей положено распылять перед каждым занятием. Подходит обычный антистатик, предотвращающий прилипание одежды из синтетики к телу.

Стол можно купить, сделать самостоятельно. Самодельная конструкция – соединенные в прямоугольную форму борта с дном из матового стекла или пластика толщиной до 5 мм. Снизу необходимо закрепить лампу так, чтобы получился рассеянный свет. Освещение может быть любым: в теплом и холодном диапазоне, даже цветным. Ножки стола не должны шататься, иначе при рисовании не получится вывести аккуратные линии.

Готовый стол – конструкция с бортами и дном в виде подсвечиваемого планшета. Оптимальный формат – 130×70 см, но для ребенка достаточно 70×50 см. Высота бортов должна быть не меньше 6-7 см, но со стороны рисующего только 3 см, иначе будет неудобно рисовать нижние элементы. С правого и левого боков необходимо оставить отступы для песка шириной 10-15 см. Желательно, чтобы эти участки находились в одной плоскости с пространством для рисования, так удобнее применять многие техники. Но в некоторых готовых столах с обеих сторон предусмотрены лотковые выемки.

Песок подойдет любой. В зоомагазине можно купить аквариумный, а в супермаркете в детском отделе – специальный для творчества. Можно обратиться в студию детского и взрослого творчества, где практикуют песочную анимацию, если такое заведение есть в населенном пункте. Там наверняка не откажутся продать небольшое количество песка. Фракция материала тоже может быть любой. Желательно обзавестись разной, так как мелким песком удобно создавать тона и полутона, а крупным – большие детали изображения.

Если поблизости от дома есть река, можно накопать песка на берегу. Только придется профильтровать его через мелкоячеистое сито, затем промыть. Процедура промывания выглядит так:

  1. Всыпьте в ведро 4-5 кг песка. Это стандартное количество для рисования.
  2. Залейте водой до края ведра.
  3. Аккуратно размешайте рукой или большой ложкой.
  4. Когда пылевые и грязевые частицы поднимутся на поверхность, а более тяжелые песчинки осядут на дно, осторожно слейте воду.
  5. Повторяйте процедуру, пока сливаемая вода не станет кристально чистой.
  6. Очищенный материал просушите на балконе, если стоит солнечная погода, или на батарее, или в духовом шкафу.

Заменить песок можно манкой, солью мелкого помола, а для создания более темных и контрастных элементов изображения – молотым кофе.

Сыпучий материал положено обновлять раз в 3 месяца, а если ребенок рисует каждый день, то раз в 1,5 месяца. Если этого не делать, песок станет менее податливым, поскольку при постоянном трении песчинки разрушаются, структура материала размягчается.

Что нужно для рисования песком дома

Рисование песком легко можно осуществить дома. Понадобится песок и нечто похожее на прозрачный стол с подсветкой. Вы сейчас подумали, о как сложно, стол с подсветкой… Ну давайте еще немного подумаем, нам ведь надо не студию песочной анимации, а всего лишь дать ребенку порисовать песком, при этом не мусоря, так?

Что можно придумать дома? Можно поискать полупрозрачную тару: поднос, таз или что-то в этом роде. Их можно подсветить снизу обычной настольной лампой. Да, по большому счету, и этого можно не делать, ребенок будет доволен и без подсветки, ведь играть с песком так увлекательно.

Например, контейнер вполне подойдет под тару для песка.
Песок можно купить в магазине, специализированный. Можно принести с улицы. Уличный песок нужно будет обработать: просеять и прокалить в духовке или микроволновке. Если уж с песком совсем туго, то на выручку придет манка, да-да, обычная манка. По своей структуре она очень напоминает песок: мелкая и сыпучая.

На море с ребенком. Что берем в аптечку?

Техника рисования песком

В технике создания песчаных рисунков нет сложности, но при обучении ребенка придется быть терпеливым. Основной инструмент – руки художника, но возможно применение вспомогательных приспособлений.

Прежде чем ребенок приступит к рисованию, познакомьте его с художественным материалом. Предложите погрузить руки в песок, пересыпать его из одной ладони в другую, рассказать о своих ощущениях. После знакомства с материалом можно приступать к обучению методам рисования.

Высыпание из кулака

Это первый метод рисования песком своими руками, который должен освоить дошкольник. Попросите набрать материал в ладонь, сжать ее в кулак, повернуть по вертикальной оси, чтобы песчинки посыпались вниз. Объясните ребенку, что количество высыпающегося песка регулируется сжатием и расслаблением мышц кулака. Если высыпается больше песчинок, «холмик» получается плотнее и темнее. Так создаются изображения с плавным переходом от света к тени.

Линии разного размера

Далее дошкольники осваивают рисование линий разной толщины, длины, извилистости. Научите ребенка рисовать пунктиры, завитки, волны. Это лучший метод привыкания к оригинальной технике рисования для дошкольника младшей группы.

Для создания тонкой прямой или изогнутой линии нужно насыпать из кулака полосу песка, затем сложить два пальца – большой и указательный, провести ими по полоске. Получится линия одинаковой толщины на всем протяжении. Объясните ребенку, что нельзя сильно напрягать пальцы, иначе изображение может получиться неровным. Если же требуется более толстая линия, пальцы нужно соединить наискосок.

Рисование разными частями руки

При рисовании на песке применяют разные части руки. По материалу водят одним или несколькими пальцами, сдвигают и раздвигают их. Крупные элементы и толстые линии изображают кулаком и идущим от мизинца ребром ладони. Для создания множества мелких деталей тыкают по песку кончиками пальцев, тонкие линии проводят ногтями.

Рисование по темному и светлому

Когда вышеописанные методы рисования освоены, можно приступать к выбору композиционной основы. Рисовать можно «по темному»: засыпать фон песком, чтобы делать на нем светлые линии. Либо «по светлому», то есть создавать темное песчаное изображение на пустом фоне. Обычно профессиональные художники комбинируют эти методы. Ребенку на начальном этапе достаточно освоить их по отдельности.

Рисование с использованием вспомогательных приспособлений

Чтобы рисование на песке в детском саду было увлекательнее, пусть дети используют не только свои пальцы и ладони, но и дополнительные приспособления. Чем можно рисовать:

  1. Художественные кисти разной жесткости. Ими удобно изображать волосы, шерсть.
  2. Зубочистки, палочки хаси для суши, кулинарные шпажки. Оптимальны для создания тонких и изящных линий, причудливых узоров, детальной прорисовки. Желательно использовать деревянные изделия, они не поцарапают пластиковое дно рисовального стола.
  3. Расческа, небольшие грабли. С их помощью получаются аккуратные волны.
  4. Цветная бумага. Ее кладут на стол, поверх сыплют песок. Незакрытые участки рисунка получаются разноцветными. Метод применим для создания флористических мотивов, абстрактных узоров.
  5. Воронка. Насыпать через нее песок, создавать горки, дорожки, узоры – увлекательное занятие.
  6. Мелкоячеистое сито. С его помощью покрывают стол тонким песчаным слоем, который может стать фоновой основой для рисунка.
  7. Трафареты. Можно использовать готовые. Или вырезать их для занятия из пластиковых крышек, картона. Или приспособить для этого разные плоские предметы. Нужно положить их на чистую поверхность стола, присыпать песком, а затем аккуратно убрать.
  8. Маятник. Прикрепите к нитке грузик округлой формы, дайте ребенку. Пусть раскачивает маятник над песчаной поверхностью, создавая узоры разной глубины. Это замечательный метод закрепления навыка правильного нажима и скорости движений при создании рисунка.
  9. Цилиндр с узорами. Можно использовать туалетную втулку. Нанесите на нее узоры толстым слоем клея. Дождитесь высыхания, затем дайте ребенку. Пусть катает цилиндр по песку, создавая узорчатые дорожки.

Конспект НОД в средней группе ДОУ по экспериментированию с песком

Конспект НОД в средней группе ДОУ в образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Песочная страна — страна чудес»
Цель: Развитие познавательной активности в процессе опытно — экспериментальной деятельности с песком. Программные задачи: Образовательные:
— формировать познавательный интерес и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности через экспериментирование в условиях здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности; — знакомить детей со свойствами песка: сыпучесть, способность двигаться, способность мокрого песка принимать любую форму; — расширить знания детей о назначении песка в нашей жизни; — учить работать в коллективе и самостоятельно во время опытов;
Развивающие:
-развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами песка; — развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь); — активизировать и обогащать словарь детей, развивать связную речь; — развивать мелкую моторику посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта»;
Воспитательные:
— воспитывать любознательность; — воспитывать аккуратность в работе с песком, соблюдение правил техники безопасности; — воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.
Предварительная работа. Игры и опыты с песком. Сравнивание песка и глины. Беседы о назначении и применении песка, Памятка «Меры осторожности во время игр с песком», чтение стихотворений и загадывание загадок о песке, об обитателях пустыни. Предметно-пространственная среда — макет «Обитатели пустыни» — выставка иллюстраций «Песок и его свойства»; — алгори; — мини — лаборатория для экспериментирования с песком; — ноутбук, проектор — оборудование и материал для продуктивной деятельности детей. Материалы и оборудование: • Для воспитателя: игровой персонаж — мудрая Черепаха, музыкальное сопровождение, презентация «Человек и песок», мультфильм «Львёнок и черепаха» • Для детей: бассейн с сухим песком, ящик с сухим песком и игрушками- обитателями пустыни, песочный стол, песок, коктейльные трубочки, влажные салфетки, подносы, клей, кисти для клея, подставки для кисточек, ложки, лупы (по количеству детей), формы для куличей, подносы для куличей, мешочки с песком. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная, самообслуживание, социализация, продуктивная. Используемые современные образовательные технологии: — игровые; — проблемные; — ИКТ; — исследовательская; — личностно – ориентированные; — здоровьесберегающие. Ожидаемые результаты — проявляет любознательность и интерес в познавательно-исследовательской деятельности; — активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследования и экспериментирования; — может использовать в речи новые слова и выражения: лупа, опыты, песчинки, сыпучий.
Ход НОД:
1. Мотивационная (вводная часть). Воспитатель. Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их. Воспитатель: Ребята! А вы любите смотреть мультфильмы? Давайте сейчас посмотрим отрывок из знакомого нам мультфильма. (Показ отрывка м/ф «Львёнок и черепаха» 2. Постановка проблемно — игровой ситуации. Воспитатель: Понравился мультфильм? Как вы думаете, какое было настроение у героев мультфильма? Почему они были весёлые и радостные? Что же это за песок? Давайте узнаем, как можно больше о нём. 3. Сюрпризный момент Воспитатель: А к нам пришла Мудрая черепаха из этого мультфильма. Она приглашает нас в свою родную, удивительную, полную чудес Песчаную страну. Черепаха поможет нам разобраться, что же такое песок, зачем он нужен, каковы его свойства. Хотите отправиться в путешествие? 4. Правила обращения с песком. Воспитатель: Ребята, в любой стране есть свои правила, и в Песочной стране тоже есть свои правила. Все гости Песочной страны должны их знать и обязательно соблюдать. Давайте подумаем, какие правила могут быть в Песочной стране?(ответы детей сопровождаются мнемотаблицами «Правила обращения с песком») — Песочек не любит, когда его берут в рот. — Песочек не любит, когда бросаются им в других детей. — Песочек не любит, когда разрушают то, что построили другие дети. — Песок не любит, когда песок выбрасывают из песочницы. — Но песок любит, когда у детей чистые ручки, носик и голова. Поэтому, ребята мы должны после игры с песком вымыть руки или вытереть их влажной салфеткой. — Сможем мы выполнить правила Песочной страны? Воспитатель: Теперь мы готовы отправляться в Песочную страну. Итак! Мы отправимся в песочную страну – страну чудес! А Мудрая черепаха покажет нам дорогу. Давайте пойдем за ней следом по волшебной дорожке с препятствиями (ходьба между мешочками с песком) — По дорожке мы пойдем и в песочную страну придём. 5. Игра с песком «Приветствие песка» Подошли к бассейну с песком. Воспитатель: Вот мы и на месте. Давайте поздороваемся с песком ладошками. Я познакомлю вас с некоторыми способами приветствия. Воспитатель: 1) Дотроньтесь ладошками до песка, сначала внутренней стороной, потом внешней, отдадим песку частичку нашего тепла. Какой песок на ощупь? (сухой, теплый) 2) Наберите в руки песок и потрите его между ладонями. Что вы чувствуете? Вам приятно? Я чувствую тепло песка, маленькие крупинки. Ручки радуются песку! 3) В песочной стране может идти необычный песочный дождик. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик. Смотрите, как это происходит. (Воспитатель из своего кулачка сыплет песок на ладонь, затем повторяют дети.) 4) А теперь оставим следы с помощью наших пальчиков, как «идут жители этой страны верблюды, ящерицы» — пальчики идут переваливаясь. 5) «Ползут змейки» — пальчики делают поверхность песка волнистой. Воспитатель: Ну, вот мы и поиграли с песком. А вам приятно было играть с песком? Воспитатель: Ребята, а все ли правила мы соблюдали в Песочной стране? Что мы забыли сделать? (вытереть руки влажной салфеткой) Воспитатель: Посмотрите на свои ручки, они пыльные от песка, давайте вытрем их влажной салфеткой. 6. Просмотр презентации «Человек и песок» Воспитатель: Ребята, сегодня, «наш герой» – это песок. Чтобы узнать больше о нем, Мудрая черепаха приглашает нас в телезал посмотреть на волшебный экран, который покажет зачем нужен песок и где его применяют. (Презентация «Человек и песок») 7. Игра с песком «Найди животное в песке» Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, нужен песок животным? Д: Да. Воспитатель: Правильно. Животные прячутся в песке от жары. И сейчас мы с вами найдём жителей Песчаной страны, которые спрятались в песке и создадим макет Песчаной страны. 8. Динамическая пауза Воспитатель: Давайте представим, что мы с вами — песчинки. «Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь. Присели на корточки. Сколько у нас песка! Но вот подул ветер, поднял песчинки и они полетел в разные стороны (звучит вальс и дети имитируют полет) Ветер стих и песчинки прилетели, опустились на землю. Ветер снова вдруг подул и песчинки с места сдул. Перестал дуть ветерок, закапал дождик и все песчинки от воды склеялись (дети становятся в круг и обнимают друг друга за плечи.) Вокруг себя обернись и в детишек превратись» 9. Проведение экспериментов с песком Воспитатель: Мудрая черепаха сказала, что в песочной стране есть интересный клуб для детей «Хочу все знать». Отправляемся в клуб! Здесь мы будем исследовать свойства песка, ставить опыты. Опыт 1. «Из чего состоит песок» Воспитатель: А сейчас мы рассмотрим песок. А поможет нам в этом необычный предмет? Кто знает, как он называется (лупа). Правильно или увеличительное стекло. Для этого возьмите лупу и рассмотрите, через лупу из чего состоит песок. Что вы видите? Дети: Песчинки. Воспитатель: Песок состоит из маленьких песчинок. Опыт 2. «Сыпучесть песка». Воспитатель: Наберите ложечкой песок из тарелочки, высыпьте на поднос. Что делает песок? Дети: Сыпется. Воспитатель: Легко ли сыплется песок (легко) -Почему он легко сыплется (сухой, сыпучий) . -А если бы он был мокрый, он сыпался бы (лепится) . Опыт 3. «Движение песка» (дыхательное упражнение) Воспитатель: Ребята, как вы думаете, песок может двигаться? А как это проверить? Возьмите трубочки и тихонько подуйте в трубочку на песок. Что происходит? Дети: Песок движется. (Опыты сопровождаются картинкой с изображением свойства песка) 10.Пальчиковая игра Наши добрые ладошки Все умеют, хоть мы – крошки. Могут рисовать, лепить и узоры выводить, Клеить, вырезать, играть, Хлопать, даже танцевать! Крепко их сейчас сожмем, Творить добрые дела начнём! 11. Рисование на песке «Оживим Песочную страну» Воспитатель: Ребята, еще на песочке можно рисовать. Подойдём к волшебному столу и оживим песочную страну. Мы с вами нарисуем солнце, радугу, деревья и цветы. 12. Продуктивная деятельность детей по подгруппам. Воспитатель: Мы много узнали о песке, а теперь Мудрая Черепаха приглашает нас в Творческую Мастерскую. На память жителям Песочной страны мы приготовим подарки: испечём куличи и создадим песочные рисунки. Рассаживайтесь за столы. Что же для вас здесь приготовлено? (Мокрый песок, формы для куличей, подносы, салфетки) – для 1 подгруппы (Кисти, клей, цветной картон, сухой песок , подставки под кисти, салфетки ) – для 2 подгруппы. 13. Рефлексия. Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие замечательные подарки мы сделали своими руками для жителей Песочной страны! Понравилось вам наше путешествие по Песочной стране? Спасибо Мудрой Черепахе, что пригласила нас в такую удивительную страну. Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. И, конечно же, нам надо попрощаться с песком! Повторяйте все за мной: «Спасибо, милый наш песок, Ты нам умнее стать помог. До свидания, песок! До свидания, жители Песочной страны!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в средней группе «В гостях у Светофорчика Конспект НОД в средней группе на тему «Новый год» Непосредственно образовательная деятельность по экспериментированию в средней группе Конспект НОД в средней группе по теме «Воздух» (с элементами развлечения)

Похожие статьи:

Конспект непрерывной непосредственной образовательной деятельности в средней группе

Конспект НОД в старшей группе на тему «Чтобы зубки не болели»

Конспект НОД в средней группе по теме «Путешествие в осенний лес»

Конспект НОД в средней группе по теме: «Вот и кончилось лето»

Упражнения

Приводим несколько популярных упражнений для рисования песком на световых столах для детей:

  1. Буквы. Занятие полезно для дошкольников старшей группы и младших школьников, которые учатся писать. Рассыпьте по столу песок плотным слоем. Пусть ребенок учится красиво выводить буквы, развивает моторику пальцев.
  2. Водный пейзаж. Для его создания пройдитесь растопыренными пальцами по песчаной поверхности, изображая волны. В верхней части композиции сделайте тонкие штрихи ногтем – это будет дальняя рябь. Ребром ладони проведите горизонт, уберите излишки в верхней части – это небо над водоемом.
  3. Облака. Наберите песок в кулак. Высыпайте его тонкой струйкой, совершая круговые неразмашистые движения.
  4. Лист клена. Насыпьте линии, формирующие контур и прожилки листа. Сделайте контур резче, проведя пальцем по внешнему краю линии, сдвигая песок внутрь. Ногтем пройдитесь по прожилкам. Очертите границу черешка.
  5. Солнце. Наберите песок в кулак, поднимите на 20-30 см над поверхностью стола. Равномерно высыпайте, стараясь не сдвигать руку. Песчинки, падая с высоты, отскакивают от пластиковой поверхности, формируют кольцо, а середина остается пустой. И ее диаметр тем шире, чем выше поднята рука.
  6. Горный пейзаж. Быстрыми зигзагообразными движениями рассыпайте песок в горизонтальном направлении. Ребром мизинца пройдитесь по верхней части, убрав лишнее, чтобы получился рельеф.

Игры и арт-терапевтические упражнения

Песочный пляж

Предложите ребенку представить, что он находится на берегу моря в солнечный день, песчинки щекочут ладони, слышен плеск волн, вокруг тишина. Пусть малыш потрогает песок, на глубоком вдохе наберет горсть и как можно сильнее сожмет пальцы. На выдохе ребенок постепенно высыпает песок и расслабляется.

Цель:

развитие тактильной чувствительности, регуляция мышечного напряжения, развитие самоконтроля.

Дорожки

Начинайте с простых прямых полос. Затем переходите к ломаным, прерывистым и волнистым линиям. Предложите ребенку нарисовать тропинку домой для любимого сказочного персонажа.

Цель:

улучшение координации движений и ориентировки в пространстве.

Дополнительные упражнения: «Дождик» – для отработки начертания вертикальных линий. «Лесенки» – это упражнение учит совмещать вертикальные и горизонтальные линии.

Песочные каракули

Играют двое. Один человек закрывает глаза, в это время второй рисует на песке простую каракулю. Затем первый участник открывает глаза и может дорисовать каракулю, превратив ее в какое-то понятное изображение. Затем игроки меняются ролями.

Цель:

развитие воображения.

Моя любимая игрушка

Ребенок рисует песком свою любимую игрушку, а затем описывает ее словами, не называя. Взрослый или другие присутствующие дети должны догадаться, о какой вещи идет речь.

Цель:

развитие связной речи и коммуникативных навыков, формирование умения понимать друг друга.

Звериные портреты

Предложите ребенку нарисовать песком животных, выражающих радость, восторг, злость, испуг, грусть, удивление. Попросите маленького художника рассказать, кого он изобразил, какое настроение у этого героя, какие чувства он испытывает, что с ним случилось и почему, чем ему можно помочь.

Цель:

знакомство с основными эмоциями, обучение определению эмоционального состояния, помощь в осознании собственных чувств, развитие связной речи.

Загадки

Загадайте любой объект: животное, птицу, растение, предмет мебели, игрушку. Предложите ребенку отгадать, что вы задумали, по наводящим характеристикам. Если загадана груша, ее можно описать так: это фрукт; растет на дереве; похож на лампочку. Ребенок должен нарисовать свой вариант ответа на световом столе.

Вы можете загадывать и описывать события. Например, празднование Нового года, поход в гости. Меняйтесь ролями, чтобы у ребенка была возможность самому придумывать загадки.

Цель:

развитие логического и ассоциативного мышления, воображения.

Садовод

«Превратите» световой стол во фруктовый сад и предложите ребенку засадить его разными растениями. Малыш выполняет рисунки и рассказывает, что где растет. Попросите его описать фрукты, овощи и ягоды по цвету, форме и вкусу. Попробуйте вместе изобразить деревья и кустарники, на которых зреют плоды.

Цель:

знакомство с окружающим миром и расширение кругозора, развитие мышления и связной речи.

Дорисуй картинку

Нарисуйте с помощью песка на световом столе круги, квадраты, треугольники и попросите малыша дополнить картинку так, чтобы получилось солнышко, мяч, домик, флажок, кусочек сыра.

Цель:

развитие образной памяти, воображения.

Нарядные носочки

Дети играют в парах или со взрослым. Задача участников – нарисовать два носочка так, чтобы из них получился комплект. Для этого нужно договориться о том, какой узор будет на носках, и постараться одинаково его изобразить.

Цель:

развитие умения работать в команде, договариваться и приходить к общему решению, формирование навыка взаимопомощи.

Следы

Предложите ребенку представить, как выглядят следы определенных существ, например, бегемота или паучка, и нарисовать их на песке. Обсудите получившиеся отпечатки: кто их оставил, как его зовут, куда он шел, откуда, в каком эмоциональном состоянии пребывал. Также можно изображать следы от крупных капель дождя или автомобильных шин, использовать валики для песка.

Цель:

знакомство с окружающим миром, развитие речи и воображения.

Письмена на песке

Подготовьте для игры вырезанные из картона буквы или цифры. Можно использовать крупные символы из магнитных наборов. Вручите ребенку букву или цифру и предложите вылепить ее из песка. Сгребайте песок ребрами ладоней и формируйте букву. Сверьте песочную букву с оригиналом и начинайте делать следующую. Так на световом столе возникнет целый Город Букв!

Буквы и цифры можно не только лепить, но и писать. Пусть ребенок рисует нужное изображение сначала пальчиком. Потом можно использовать палочку, удерживая ее как ручку.

Цель:

закрепление графического образа букв и цифр, формирование графомоторных навыков.

Фотограф

Играть нужно в паре. Оба участника внимательно смотрят друг на друга, стараются запомнить черты и прическу. После этого дети начинают рисовать песком портрет товарища – делать фотографию. Когда «снимки» будут готовы, обсудите, насколько точными они получились.

Цель:

развитие навыков общения, внимательности и социальной активности.

Путешествие по сказочной стране

Пусть ребенок пофантазирует и нарисует на световом столе сказочное королевство. Дайте юному затейнику время для творчества, а затем попросите рассказать, как называется страна, кто в ней живет, какой характер у этих персонажей, какие события происходят в сказке.

Цель:

развитие фантазии, логики и связной речи.

В поисках клада

Для игры вам потребуются мелкие предметы или стикеры. Нарисуйте вместе с ребенком на листе бумаги карту-схему с условными изображениями дерева, реки, горы, леса, домиков. По этой карте создайте песочную картину.

Песочная анимация для детей дошкольного возраста

Высшее мастерство – съемка песочной анимации, при которой художник безотрывно создает плавно перетекающие друг в друга изображения. Причем делает это, совершая минимально возможное количество движений. Это сложное искусство, требующее от мастера быстроты действий и безупречных художественных навыков.

Настоящая анимация вряд ли по силам дошкольнику, но нечто простое, например, дерево, голое зимой и расцветающее летом, он вполне изобразит, потренировавшись в течение 3-4 занятий.

Представляем мастер-класс рисования песком для детей:

  1. Равномерно рассыпьте материал.
  2. Приложите подушечку пальца к песчаной поверхности, ведите вверх. Утончайте линию, постепенно поднимая подушечку. Получится ствол дерева.
  3. Мизинцем изобразите ветки. Делайте их искривленными, а не прямыми, чтобы они выглядели естественно. Получится дерево зимой.
  4. Теперь сделайте лето. Насыпьте песок широким слоем на концы веток – это крона. Также сыпаните горизонтально под деревом – это трава.
  5. Хаотично тыкая пальцами по кроне, вдавливая на разную глубину, сделайте листья. Проведя вертикально ногтем под деревом, изобразите травинки.
  6. Откорректируйте контур древесной кроны, удалите излишки песка.
  7. Анимацию можно продолжить, сделав осень. Для этого поставьте пальцами несколько пятен под деревом – это будут опавшие листья.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]