Цикл бесед о Загадочном космосе.методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)


Ход беседы:

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что 12 апреля отмечает наша страна (ответы детей)

. Сегодня мы с вами поговорим о том, как люди стали осваивать
космическое
пространство и почему именно
день
12 апреля стал праздничным. Ребята, а скажите мне, кто такой Ю. А. Гагарин? (ответы

детей). 12 апреля 1961 года советский космонавт Ю

. А. Гагарин на
космическом корабле«Восток»
стартовал с
космодрома«Байконур»
и впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля. Полёт в околоземном
космическом
пространстве продлился 108 минут. Ребята, а у нас есть еще герои, которые летали в
космос
и благополучно вернулись на землю. Они летали в
космос раньше Ю
. А. Гагарина. Кто догадался о ком идет речь?
(ответы детей)
. Все верно! Это Белка и Стрелка. Какие вы молодцы, хорошо знаете историю
Космонавтики
. 19 августа 1960 года был осуществлен успешный запуск второго
космического
корабля на орбиту Земли. Старт состоялся с
космодрома
Байконур в 15 часов 44 минуты. Вес корабля-спутника без последней ступени ракеты-носителя составил 4,6 т. На борту
космического
корабля находились Белка и Стрелка, а также мыши, насекомые, растения, грибковые культуры, семена кукурузы, пшеницы, гороха, лука, некоторые виды микробов другие живые существа. 20 августа 1960 года спускаемый аппарат с животными на борту благополучно приземлился. Полет Стрелки и Белки продолжался более 25 часов. За это время корабль-спутник совершил 17 полных витков вокруг Земли. Успешное путешествие Белки и Стрелки доказало возможность живых организмов переносить все факторы
космического полета
. Собаки, вернувшись на Землю, стали настоящими героями.

Ребята, знаете ли вы, что такое солнечная система? (ответы детей)

. Солнечная система состоит из планет, которые вращаются вокруг нашего Солнца. В дополнение к планетам, Солнечная система также состоит из спутников, комет, астероидов, малых планет, пыли и газа. Все в Солнечной системе вращается вокруг Солнца. Солнце содержит около 98% массы всех объектов в Солнечной системе. Чем больше объект, тем большую силу тяжести он имеет. Солнце является настолько огромным, что его мощная гравитация притягивает к себе все другие объекты в Солнечной системе. А сколько планет вращается вокруг солнца, кто нибудь знает?
(оветы детей)
. 9 планет : Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Что такое луна? (ответы детей)

. Луна – естественный спутник Земли, она вращается вокруг нашей планеты не менее 4 миллиардов лет. Это каменный шар размером примерно вчетверо меньше Земли. Луна вращается вокруг Земли, а Земля вращается вокруг Солнца. Пока наша планета облетит Солнце. У нас проходит 1 год, Земля также вращается вокруг своей оси за 24 часа.

Итог занятия

:

Ребята наше занятие подошло к концу

. Мы повторили то, что знали и узнали много нового!

России, как космической державе, принадлежит большое число достижений в области космонавтики. Давайте вспомним основные вехи в истории российской космической науки и практики.

Издавна мечтало человечество о полете к звездам, о парении вне Земли. С незапамятных времен фантазировали люди о полетах на Луну, на планеты Солнечной системы, к далеким таинственным мирам.

В 1911 году прозвучала пророческая мысль Константина Эдуардовича Циолковского: «Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».

Циолковского называют «отцом космонавтики», «основоположником звездоплавания». Учитель из Калуги, самоучка, Константин Эдуардович посвятил свою жизнь изучению космоса и межпланетных сообщений. Он был первым идеологом и теоретиком освоения человеком космического пространства. Знаменитые труды Циолковского по авиации, ракетоплаванию и космическим полетам стали классикой технической мысли.

Королев Сергей Павлович

– крупнейший ученый и конструктор в области ракетной техники и космических исследований, академик, дважды герой социалистического труда, лауреат Ленинской премии. Он стоял у истоков российской космонавтики. Королев – Главный Конструктор, при его руководстве были созданы спутники и космические корабли.

В этот день в московском радиоэфире прозвучало сообщение: «…В результате большой напряженной работы научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро создан первый в мире искусственный спутник Земли. 4 октября 1957 года произведен успешный запуск первого спутника… В настоящее время спутник описывает эллиптические траектории вокруг Земли… Искусственные спутники Земли проложат дорогу к межпланетным путешествиям…»

.

Сообщение радио Москвы тут же повторили все радиостанции мира. На разных континентах и на разных языках планеты звучало русское слово «спутник».

Началось завоевание космоса – новая эра в истории земной цивилизации. Впервые летательный аппарат, созданный руками человека, совершил полет в космос, стал искусственным небесным телом.

«Спутник-1» вошел в историю как одно из величайших творений человека в XX веке. Западные газеты называли его «русским чудом», «подвигом, которым может гордиться все человечество».

Сегодня первый ИСЗ представляется нам маленьким и очень упрощенным. Металлический шар диаметром 58 см и весом 83,6 кг вместил в себя два радиопередатчика, его антенны имели длину от 2,4 до 2,9 метра. Но запуск спутника стал поворотным пунктом в развитии науки и техники. Первые витки спутника стали первыми шагами мировой космонавтики.

А меньше чем через месяц, 3 ноября 1957 года, в небе появился второй ИСЗ. Спутник-2 был оснащен различными исследовательскими приборами, бортовыми источниками питания, регистрирующей аппаратурой, а главное – он был обитаем. В установленном на нем специальном контейнере в космический полет отправилась собака Лайка.

Потом был третий спутник – гигантская по тому времени лаборатория общим весом в 1327 кг.

Теперь вокруг Земли вращается много устройств, сделанных руками человека, которые называют сателлитами

или искусственными спутниками. Некоторые спутники собирают и передают информацию ученым на Землю. Другие улавливают радио-, телевизионные и телефонные сигналы и отправляют их через космическое пространство в другие точки Земли (спутниковая связь).

Освоение Луны

1959 год назвали лунным. В январе к Луне ушла первая советская межпланетная станция «Луна-1». В сентябре совершен первый перелет с Земли на другое небесное тело – на Луну, станция «Луна-2» доставила туда вымпелы. В октябре впервые человек увидел обратную сторону Луны, которую сфотографировала станция «Луна-3».

Потом было совершено еще несколько запусков на Луну. Каждая команда собирала новые образцы пород и другие данные. Ученые до сих пор изучают лунные камни, чтобы лучше понять, как сформировалась Луна, и каким образом миллионы лет назад здесь происходил процесс эволюции. Эти сведения могут помочь разгадать многие тайны образования Земли.

Человек в космосе

С того дня, когда человек впервые покинул пределы родной планеты,прошло уже почти полвека 12 апреля 1961 года

. Что значит для нас этот день? Оранжевый скафандр, белый гермошлем, красные буквы «СССР». И руки, поднятые в торжественно-прощальном жесте. Могучий грохот двигателей. Половодье огня и дыма. Уходящая ввысь ракета… И ставшее историей: «Поехали!», первые 108 космических минут человечества, звучащее на весь мир русское имя
Гагарин
.

В 2014 году исполнилось 80 лет со дня рождения Ю.А. Гагарина

«Восток» стартовал в 9 часов 07 минут. Земля слышала голос из космоса и знала обстановку. Затаив дыхание, следили люди всех континентов за космическим полетом. В 10.55 «Восток» и его пилот приземлились в районе села Смеловка Саратовской области. 108 минут объединили планету единой тревогой за судьбу героя, мчавшегося в просторах Вселенной, а потом – единым восторгом. «Триумф XX века. Великое достижение истории. Грандиозно!», «Майору Гагарину принадлежит честь совершения самого дерзновенного и фантастического путешествия, когда-либо предпринятого человеком», — так писали газеты мира. Человек вырвался в космос, переступил порог неприступного, облетел свою планету, взглянул на нее со стороны. Прошли годы, десятилетия, люди достигли новых побед в освоении космоса. Но полет Юрия Гагарина навсегда останется ярчайшим событием в истории цивилизации.

Валентина Владимировна Терешкова

– первая в мире женщина-космонавт, Герой Советского Союза, генерал-майор. В июне 1963 года на борту «Востока-6» она участвовала в групповом полетесразу двух космических кораблей. Полет продолжался почти трое суток. Позывной Терешковой на время полёта — «Чайка»; фраза, которую она произнесла перед стартом: «Эй! Небо, сними шляпу!»

Светлана Евгеньевна Савицкая

(р. 1948) — советский космонавт, вторая женщина-космонавт в мире (первая — Валентина Терешкова) и первая в мире женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос. Единственная женщина дважды Герой Советского Союза, Заслуженный мастер спорта СССР (1970). Лётчик-космонавт СССР (1982).

Елена Кондакова

– третья российская женщина-космонавт и первая женщина, совершившая длительный полёт в космос.

Её первый полёт в космос состоялся 4 октября 1994 года в составе экспедиции Союз ТМ-20, возвращение на Землю — 22 марта 1995 года после 5-месячного полёта на орбитальной станции «Мир».

Второй полёт Кондаковой в качестве специалиста на американском корабле Атлантис (шаттл) в составе экспедиции Атлантис STS-84 состоялся в мае 1997 года.

Первым из землян, вышедшим в открытый космос, был советский космонавт А.А. Леонов.

Это произошло в марте 1965 года.

Но, как говорил Гагарин, победы эти не давались бескровно. Были и трагические моменты в истории русской космонавтики.

23 апреля 1967 года был совершен полет корабля-спутника «Союз-1» с космонавтом В.М. Комаровым.

При спуске на Землю вследствие отказа парашютной системы космонавт погиб.

6 июня 1971 года состоялся полет космонавтов В.Н. Волкова, Г.Т. Добровольскогои В.И. Пацаева на корабле-спутнике «Союз-11» и орбитальной станции «Салют». При спуске на Землю, вследствие разгерметизации кабины корабля, космонавты погибли.

Профессия космонавта требует огромного мужества, отличной физической подготовки, профессионализма.

Космические станции

Длительность космических полетов постепенно увеличивалась от нескольких часов до нескольких месяцев, года и более. На космических станциях космонавты могут находиться длительное время. Их жизнь в условиях космоса помогает ученым на Земле лучше понять влияние на человеческий организм силы тяготения и другие особенности. Первой подобной космической лабораторией стала станция «Салют», запущенная в 1971 году. Всего на орбиту было выведено 7 «Салютов», которые заменяли и дополняли друг друга.

1986 г. им на смену пришла Российская космическая станция «Мир»

, как более совершенная и эффективная. Станция «Мир» — целая гостиница на орбите, ее конструкция позволяла одновременное причаливание к станции не двух, а сразу шести космических кораблей или специальных отсеков – модулей.Станция «Мир» несла космическую службу 15 лет. В 2001 году она прекратила свое существование. После схода с орбиты она вошла в плотные слои атмосферы, часть ее сгорела, а часть упала в Тихий океан.

Сейчас на орбите действует объединенный проект 15 стран (Германии, Дании, Испании, Италии, России, США, Японии и др.) – Международная космическая станция

(МКС). Она состоит из крупных лабораторий для международных космических исследований. В состав экипажей входят космонавты из стран-участниц проекта. В настоящее время на МКС побывали 38 долговременных экспедиций.

Активно развивается и такое направление, как космический туризм. Многие люди готовы заплатить немалые деньги, чтобы увидеть своими глазами нашу голубую планету из иллюминатора космического корабля.

В ноябре 2011 года завершился 3-й этап эксперимента «Марс-500»

, в рамках которого 6 человек экипажа провели в изоляции 520 дней. В проекте был сымитирован пилотируемый полёт на Марс, во время которого шесть добровольцев находились в замкнутом комплексе.

Если говорить о будущем, то планы по дальнейшему освоению космоса грандиозные. Это и экспедиция на Марс, и освоение Луны, и продолжение изучения космического пространства с целью обнаружения «братьев по разуму». Поживем-увидим…

Цели:

Образовательная:

формировать представление детей о планете Земля, познакомить с первым космонавтом Ю. А. Гагариным.

Развивающая

: расширять представления детей о профессии летчика – космонавта,

стимулировать развитие речи, памяти, мышления, развивать воображение, фантазию.

Воспитательная:

воспитать уважение к профессии летчика-космонавта, научить бережному отношению к планете Земля.

Словарь:

Земля, небо, звезда, планета, солнце, луна, космос, ракета, космонавт.

Материал к беседе

: изображение Земли, Солнца, Луны, телескопа, скафандра. Фотографии космонавта Ю. А. Гагарина, первых животных, побывавших в космосе: Белки и Стрелки.

Ход беседы

:

(Воспитатель начинает беседу) Земля — это планета, на которой мы живём, это единственная планета в Солнечной системе, на которой существует жизнь. Люди, растения и животные живут на Земле потому, что на ней есть вода и воздух. Она обращается вокруг Солнца и является самой красивой и интересной из всех планет. Солнце — это ближайшая к Земле звезда. Без Солнца не было бы жизни на Земле. Все, что происходит на нашей планете, связано с Солнцем: смена дня и ночи, наступление зимы или лета. Днем солнце согревает и освещает нашу планету. Всё живое радуется солнечному свету и теплу. С восходом солнца пробуждается и оживает природа.

Вечером на небе мы можем увидеть луну и звезды. Луна — спутник Земли. Она ярко сияет на ночном небе. Люди всегда хотели побывать на луне, долететь до звёзд, увидеть Землю из космоса.

А вы ребята хотели бы стать космонавтами?

Кто такие космонавты?

Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым и т. д.) .

А что можно увидеть на небе? (звезды)

А сколько звезд на небе? (несчетное количество)

Небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они похожи на маленькие сверкающие точки и расположены далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие. И вот однажды, смотрел человек на звездное небо и ему захотелось узнать, что же это за звезды и почему они такие яркие. Ученые придумали специальные приборы – телескопы, наблюдали и узнали, что еще есть и другие планеты.

Но люди хотели знать, есть ли жизнь на других планетах. Какие там живут существа, похожи ли они на нас, есть ли воздух на других планетах. Но чтобы это узнать надо обязательно долететь до них. Самолеты для этого не подходили. Кто знает, почему? (потому что до планет очень далеко). И вот ученые изобрели первый спутник, установили на нем приборы и запустили в космическое пространство. На борту его были две собаки – белка и стрелка, они удачно вернулись на Землю. А потом 1961 году в первые в космос отправился человек.

Первым человеком, который смог отправиться в космическое путешествие, был космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Он совершил свой полёт 12 апреля 1961 года на ракете «Восток». В этот день наша страна о. Это праздник космонавтов и людей, кто участвует в создании космических ракет.

Давайте поиграем и образуем слова одной семейки к слову «звезда».

Как можно ласково назвать Звезду? (звездочка)

Если на небе много Звезд, то мы скажем, какое оно? (звездное)

Как называется корабль, который летит к звездам? (звездолет)

Как в сказках называют волшебника, который предсказывает будущее по звездам? (звездочет)

Молодцы! Вы сегодня много узнали о космосе, космонавтах, о нашей планете и я думаю, что вас можно зачислить в отряд космонавтов.

Беседа на тему Космос в старшей группе

Конспект тематической беседы о космосе для детей 5-6 лет
Автор-составитель: Вицкова Марина Викторовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка» Астраханской области Черноярского района. Данный материал будет полезен воспитателям при проведении тематических бесед о космосе с детьми старшего дошкольного возраста. Цель: Расширить знания детей о космосе и космонавтах. Задачи: способствовать ознакомлению с историей космоса , расширению кругозора детей и развитию их воображения. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину.

Ход беседы:
Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Отгадайте загадку и узнаете, о чем мы будем сегодня говорить.
Загадка.

Океан бездонный, океан бескрайний, Безвоздушный, темный и необычайный, В нем живут вселенные, звезды и кометы, Есть и обитаемые, может быть, планеты.
Дети. Космос Воспитатель. Правильно, молодцы. Давайте сегодня поговорим о космосе. Прошло много веков, прежде чем человечество нашло способ преодолеть земное притяжение и подняться в космическое пространство. Еще несколько столетий назад никому и в голову не могло прийти, что самый удобный транспорт для перемещения – это ракета. Ребята, а вы знаете, кто был первым космонавтом? Что вы знаете об этом человеке? Когда был совершен первый космический полет? (Ответы детей) Воспитатель. Первый космонавт- Ю.А. Гагарин. Ю. А. Гагарин 12 апреля 1961 года совершил первый в истории человечества орбитальный космический полет на корабле «Восток-1» В космической ракете С названием «Восток» Он первым на планете Подняться к звездам смог. Поет об этом песни Весенняя капель: Навеки будут вместе Гагарин и апрель! Его позывной «Кедр» узнали все жители нашей планеты. Хотя Гагарин и пробыл в космосе всего 108 минут, совершив при этом лишь один виток вокруг Земли, но это было только начало – начало освоения человеком космического пространства, с те пор прошло полвека, но за это время в космосе побывали космонавты многих стран, как мужчины, так и женщины. Воспитатель. Ребята назовите, каких женщин космонавтов вы знаете? Дети. В. Терешкова, С.Савицкая, Е. Кондакова Воспитатель. Послушайте стихотворение о космосе. В космосе так здорово! В космосе так здорово! Звёзды и планеты В чёрной невесомости Медленно плывут! В космосе так здорово! Острые ракеты На огромной скорости Мчатся там и тут! Так чудесно в космосе! Так волшебно в космосе! В настоящем космосе Побывал однажды! В настоящем космосе! В том, который видел сквозь, В том, который видел сквозь Телескоп бумажный!
Проводится физкуль

Всё готово для полёта, (поднять руки вперёд, затем вверх.) Ждут ракеты всех ребят. (соединить пальцы над головой, изображая ракету.) Мало времени для взлёта, (марш на месте.) Космонавты встали в ряд. (встать прыжком – ноги врозь, руки на пояс.) Поклонились вправо, (влево, наклоны в стороны.) Отдадим земной поклон. (наклоны вперёд.) Вот ракета полетела. (прыжки на двух ногах) Опустел наш космодром. (присесть на корточки, затем подняться.)
Воспитатель. Дети, а какие планеты солнечной системы вам известны? (Ответы детей)
Проводится игра: «Планеты Солнечной системы»
Цель: уточнить названия планет Солнечной Системы. Упражнять в назывании и запоминании планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Развивать внимание и память. Материал: набор карточек с изображением планет – по две карточки на одно изображение. Ход игры. Игрок открывает сначала одну карточку, называет, что на ней нарисовано и показывает остальным. Затем открывает вторую карточку, тоже называет и показывает. Если карточки не совпадают – игрок кладет их на прежние места изображением вниз, а право хода переходит к следующему участнику. Если игрок откроет две одинаковые карточки, он забирает их себе, но прежде называет, какую планету выбрал, и делает еще один ход. Если игрок не назвал планету, он лишается хода. Когда непарные картинки возвращаются на место, все играющие стараются запомнить, где какая картинка лежит. В конце игры каждый игрок считает картинки парами. Ребенок, собравший больше всех картинок-парочек, выиграл. Воспитатель. Ребята, Как вы думаете, что было сложного в первых космических полетах? Как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт? (Ответы детей) Воспитатель. Правильно, молодцы. Космонавт должен обладать крепким здоровьем, быть ловким и сильным, многое знать и многое уметь. Вы хотели бы сами стать космонавтами? Дети. Да! Воспитатель. Молодцы. Наша беседа подошла к завершению. Спасибо вам за ответы.

Рекомендуем посмотреть:

Викторина на тему: Космос для старших дошкольников с ответами Конспект занятия в подготовительной группе. Планеты солнечной системы Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Космос Материалы про космос для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Похожие статьи:

Конспект занятия в подготовительной группе. Солнце и звёзды

Беседа для детей подготовительной группы «Звезды и созвездия»

Беседа про космос в старшей группе

Сказка про космос для детей дошкольников 5-7 лет

Игра путешествие по планетам солнечной системы для детей старшей группы

Цели:

— расширить представления детей о космических по­летах: познакомить их с российскими учеными, ко­торые стояли у истоков развития русской космонав­тики, — К.Э. Циолковским, С.П. Королевым;

— закрепить знания детей о том, что первым космонав­том Земли был гражданин России Юрий Гагарин;

— подвести к пониманию того, что космонавтом мо­жет быть только здоровый, образованный, настой­чивый и бесстрашный человек;

— воспитывать в детях гордость за свою страну.

Материалы и оборудование:

— фотографии космонавтов, российских ученых;

— иллюстрации: «Старт корабля», «Встреча Гагарина»;

— фотографии собак — Белки и Стрелки.

Воспитатель.

Человек смотрел на звездное небо и ему хотелось узнать, что же это за звезды, почему они такие яр­кие? Ученые придумали специальные приборы — телеско­пы и, наблюдая за звездным небом, узнали, что кроме Земли есть и другие планеты — одни меньше, другие больше. Какие планеты вы знаете?

Дети отвечают.

Марс, Венера и многие другие. Людям хотелось узнать, есть ли жизнь на других планетах? А если есть, то кто там живет? Похожи ли эти живые существа на людей? Но чтобы об этом узнать, надо до этих планет долететь. Самолеты для этого не годились, потому что до планет было очень далеко. И придумали ученые ракеты.

Кто же в России придумал первую ракету?

Жил в городе Калуге ученый и изобретатель Констан­тин Эдуардович Циолковский. (Воспитатель показыва­ет портрет ученого.) Он очень любил наблюдать в теле­скоп за звездами, изучал их и ему очень хотелось найти ответы на вопросы: «Нельзя ли построить металличес­кий аэростат, не пропускающий газ и вечно плавающий в воздухе? Нельзя ли при помощи ракеты полететь на другие планеты?» И задумал он сконструировать такой летательный аппарат, который мог бы долететь до дру­гой планеты. Он проводил расчеты, делал чертежи и при­думал такой летательный аппарат. Но, к сожалению, у него не было возможности сделать его.

И только через много-много лет другой ученый-конст­руктор — Сергей Павлович Королев (воспитатель пока­зывает портрет ученого) смог сконструировать и изго­товить первый космический спутник, в котором вокруг Земли сначала летали животные (собаки), а потом 12 ап­реля 1961 года в космос впервые полетел человек.

Кто знает фамилию этого человека? Кто же был пер­вым космонавтом Земли?

Дети отвечают.

Это был Юрий Алексеевич Гагарин. (Воспитатель показы­вает портрет Гагарина, иллюстрацию «Старт корабля».)

Во время старта вспыхнуло пламя в двигателях ракет, все они заработали слаженно и одновременно. Грохот поднялся невероятный. Но люди все равно услышали, кик Гагарин засмеялся и сказал: «Поехали!» И в тот же миг ракета взлетела и скрылась в голубом небе.

Юрий Алексеевич первым увидел всю Землю. (Воспи­татель показывает вид планеты Земля из космоса.) Не кусочек, не участок, а всю сразу, целиком — от полюса до полюса. Он летел и смотрел в окошко-иллюминатор, а под ним плыли не просто горы и моря, и не просто острова и континенты, — под ним плыла и поворачивалась вся пла­нета. За 108 минут он облетел ее кругом. «Какая она краси­вая!» — говорил Гагарин по радио тем, кто остался внизу.

Как вы думаете, каким должен быть космонавт?

Предположения детей.

Прежде всего, у космонавта должно быть крепкое здоро­вье, он должен быть сильным, выносливым, потому, что во время космического полета человек испытывает ог­ромные перегрузки. Послушайте, что чувствовал Юрий Гагарин во время первого в мире космического полета. Об этом написал писатель Виктор Бороздин.

Ракета неслась все дальше и дальше от Земли. Юрий Гагарин полулежал в кресле, не в силах даже пошевелиться. Чем быстрее мчалась ракета, тем сильнее прижимало к креслу.

Тело стало вдруг невероятно тяжелым. Руки, ноги, каждый па­лец стали не своими, словно отлитыми из чугуна. Прошла всего минута полета, а Гагарину казалось, что он летит целый час. Грудь сдавило, дышать стало трудно.

А с Земли по радио уже спрашивали: «Как себя чувствуешь?» Надо ответить, но сказать хоть одно слово тоже не просто. Трудно даже открыть рот. И все же Гагарин нашел в себе силы: ведь неда­ром перед полетом он столько тренировался.

— У меня все в порядке, все в порядке, — передал он, — лечу нормально. Чувствую себя хорошо.

Ракета дрожала. Она словно изо всех сил спешила взлететь на ту высоту, которую ей указали ученые.

И вдруг стало тихо — это перестал работать двигатель. Но ко­рабль мчался с огромной скоростью. Кабину больше не трясло, и к креслу прижимало все меньше. Неожиданно Юрий почувствовал, что его приподняло над креслом, и тело его ничего не весит. Он поднял руку — она так и осталась приподнятой, поднял ногу — она не опустилась.

Захотел Гагарин записать в журнал свои наблюдения, посмот­рел, а карандаша на месте нет: он плывет по кабине. Подбросил журнал, и тот повис в воздухе.

Ни есть, ни пить Гагарину еще не хотелось, но надо было попро­бовать. Ведь еда в космосе тоже ничего не весит, и, как знать, смо­жет ли он ее проглотить? А что, если в горле застрянет? На Земле пробовал есть вниз головой, стоя на руках. Получалось. Ну а тут?

Пища у Гагарина была специальная, «космическая». Из тюби­ка, в каких обычно бывает зубная паста, он выдавил прямо в рот мясное пюре. Проглотил. Тогда из другого тюбика выдавил фрукто­вый джем, а потом смородиновый сок. Все проглотил. Вот только тогда, когда он пил сок, нечаянно пролил несколько капель, и они черными ягодками поплыли по воздуху…

Воспитатель.

Вот видите, как трудно было перво­му космонавту. А почему мы говорим, что космонавт дол­жен быть бесстрашным?

Предположения детей.

Раньше люди никогда не летали в космос и не знали, с чем они могли там столкнуться. Ведь и в ракете могли быть какие-то неисправности. Поэтому, когда Юрий Га­гарин впервые полетел в космос, весь наш народ следил за этим полетом, все волновались за первого космонавта. И когда он благополучно приземлился, вся страна радо­валась. Люди вышли на улицы городов. В Москве люди собрались в центре, на Красной площади, и до позднего вечера продолжался этот праздник. Мы все гордились, что именно российский гражданин первым в мире поле­тел в космос.

Воспитатель показывает иллюстрации с изображениями людей на Красной площади с плакатами: «Ура! Гагарин», «Слава нашей Родине!».

После полета Гагарина в космосе побывало очень много космонавтов, среди них были и женщины — это первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова и Свет­лана Савицкая. (Показывает портреты.)

Имена каких космонавтов вы знаете?

Дети отвечают.

Алексей Леонов — первый космонавт, который вышел в открытый космос. (Показывает портрет.)

Многие космонавты летали в космос не один раз и ра­ботали там несколько месяцев. Сейчас совершаются со­вместные полеты с космонавтами разных стран.

Труд космонавтов по достоинству оценила наша стра­на: все космонавты удостоены высоких наград.

Но люди не останавливаются на достигнутом. Они стре­мятся познать все далекое и неизведанное — новые пла­неты и звездные дали.

Может быть, и кто-то из вас тоже станет космонавтом или конструктором ракет, изобретет такую ракету, на ко­торой люди смогут преодолеть большие расстояния и от­крыть новые планеты.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]