Развитие познавательной деятельности как тема по самообразованию воспитателя в детском саду
Работа по самообразованию воспитателя состоит из двух этапов:
- Теоретический этап самообразования. В первую очередь необходимо изучить нормативные документы и научно-методическую литературу, в которых говорится о значимости и способах организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (ФГОС и разработанные в его рамках учебные программы). Немаловажным является изучение практического опыта коллег по интересующей тематике: в педагогических журналах и информационных порталах по дошкольной педагогике широко представлены материалы по организации экспериментальной деятельности детей (проведение проектов в условиях ДОУ, конспекты отдельных занятий и прогулок исследовательской направленности). К теоретическому этапу относится также разработка тематического планирования: постановка общих целей и задач предполагаемого курса обучения с таблицей конкретных занятий для каждой возрастной группы воспитанников.
- Практический этап — внедрение в практику подготовленной базы. Педагогом организуются занятия по исследовательской деятельности в соответствии с учебным планом в первой половине дня или открывается кружок по дополнительному образованию. Во время учебного года воспитатель проводит тематические собрания или консультации для родителей, в которых знакомит их с задачами экспериментальной деятельности и показывает достигнутые детьми результаты. Педагог должен стремиться привлекать дошкольников к проектной деятельности, участию в городских и региональных конкурсах. О результативности работы воспитатель сообщает на педсоветах, семинарах и тематических круглых столах.
В процессе исследовательской работы удовлетворяется естественная потребность детей в экспериментировании, проявлении любознательности. Проведение наблюдений и участие в опытах вызывает у маленького исследователя радость и восторг. Вместе с тем во время этих занятий закладывается важная информационная база о свойствах предметов и веществ и развиваются необходимые для успехов в будущем мыслительные способности.
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду
Познавательно-исследовательская деятельность является одним из спонтанных проявлений любознательности ребёнка. Это свойство пытливого ума нужно активно привлекать к работе на разнообразных занятиях: по изучению окружающего мира, продуктивных (рисование, лепка, конструирование), подготовке к обучению грамоте и др. Занятия исключительно исследовательской деятельностью занимают малую часть в образовательном процессе, иногда выделяются в кружковую деятельность (работа в мини-лабораториях, опытных мастерских). Педагог должен практиковаться в проведении интегрированных занятий, в которых работа ведётся в нескольких направлениях («художественно-эстетическое развитие», «познавательная деятельность», «трудовая деятельность» и т. д.), отводя максимальное внимание формированию и совершенствованию исследовательских навыков при изучении детьми предметов и явлений окружающего мира.
После непосредственного изучения овощей ребята могут нарисовать их
Таблица: картотека тем по познавательно-исследовательской деятельности
Тема исследования | Задачи | Возрастная группа |
«Вода и её свойства» |
| Младшая |
«Волшебные губки» |
| Младшая |
«Лимон» | Формирование умения проводить исследование различными способами: визуальным, обонятельным, кинетическим. | Младшая |
«Я исследователь. Камень» |
| Младшая |
«Почему растаял снеговик?» |
| Средняя |
«Молоко» |
| Средняя |
«Бюро находок» |
| Средняя |
«Удивительный шарик» | Формирование представлений о свойствах резины в процессе исследовательской деятельности. | Средняя |
«Весёлый огород» | Расширение знаний о культурных растениях и способах их выращивания. | Средняя |
«Энергия. Ток бежит по проводам» |
| Старшая |
«Удивительный магнит» |
| Старшая |
«Подушка» | Развитие умения сравнивать, обобщать и делать выводы (на примере исследования подушек с различными наполнителями — синтепон, вата, пух, гречневая шелуха, солома). | Старшая |
«Вулкан» | Совершенствование умения работать с различными материалами и веществами во время проведения опыта. | Старшая |
«Червячки» |
| Старшая |
«Соль» | Формирование представлений о свойствах соли (в т. ч. солёной воды) и их применении в производстве и быту. | Подготовительная |
«Термометр» |
| Подготовительная |
«Водолаз из Комарово» | Формирование представлений о плавании тел, давлении воздуха и жидкостей. | Подготовительная |
«Человеческий зрачок» | Знакомство со свойствами зрачка расширяться и сужаться в зависимости от освещения. | Подготовительная |
Таблица: конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе (фрагмент)
Автор | Захарова Е., воспитатель МБДОУ Д/с №8 «Чебурашка», г. Белая Калитва, Ростовская область. |
Тема | «Вулкан» |
Цель | Познакомить детей с природным явлением — вулканом. |
Задачи |
|
Материалы |
|
Ход занятия | Мотивация. В.: Ребята, сегодня почтальон принёс нам посылку. Вам интересно узнать, что в ней находится? (Открывают, там лежит пемза). Кто знает, что это такое? Как называется? Для чего нужно? Может, у кого-нибудь дома есть такой предмет? (Ответы детей). Дошкольники рассматривают пемзу и сравнивают с уже имеющимися в уголке экспериментирования каменными породами: уголь, мел, песчаник. В.: В посылке есть ещё записка, а в ней подсказка, послушайте:
Но этот предмет совсем не похож на вулкан. Эта подсказка нам не помогла, а, наоборот, нас запутала. Ребята, вам интересно узнать, что же это за предмет? Тогда мы постараемся выяснить это. А также узнаем, что такое вулкан и как он связан с предметом-загадкой. Воспитатель рассказывает детям легенду о вулкане. <,…>, В.: А сейчас хотите увидеть, как выглядит настоящий вулкан? (Ответы детей). Нам поможет наш компьютер. (Показ слайдов с различными видами вулканов: «спящий», «просыпающийся», «закипающий», извергающийся). Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно». А на что похож вулкан? (Вулкан — это большая гора с крутыми склонами). Какой формы вулкан? (Конус). На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер — это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне — красновато-оранжевая пасть, это жерло вулкана, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Интересно? А хотите увидеть извержение вулкана? Я предлагаю вам проделать опыт: извержение вулкана. А где можно делать опыты? (В лаборатории). Я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию «интересных открытий» (проходят за столы с приготовленными заранее макетами вулканов и всеми необходимыми составляющими для опыта). В лаборатории у нас всё готово для проведения опытов. Из чего сделаем основание вулкана? (Из конуса). Из чего сделано жерло вулкана? (Пластиковый стаканчик). Всё это стоит на подносе. Прежде чем приступить к выполнению опыта, необходимо изучить схему. (Воспитатель совместно с детьми обсуждает последовательность проведения опыта).
Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан. Он извергается спокойно. <,…>, Ребята, а мы можем показать извержение вулкана? Попробуем? Этюд «Вулкан просыпается — извергается». В.: Ребята, вот мы с вами проделали опыт «Извержение вулкана», и легенду про вулкан я вам рассказала, и узнали строение вулкана, и даже сами изображали вулкан… А про наш загадочный предмет немного забыли, что же это всё-таки такое? Может, кто-то всё-таки догадался? (Ответы детей). А если мы что-то не знаем, у кого или где можно узнать? (Энциклопедия, справочник, в интернете). А у нас есть в библиотеке энциклопедия? Посмотрим, есть ли там ответ на наш вопрос. Открываем, читаем: это пемза — застывшая вулканическая лава. Используют для того, чтобы оттирать загрязнения с рук или загрубевшую кожу с пяток. Вопросы для рефлексии:
В.: Я рада, что вам очень понравилось, и вы были такие внимательные, активные, любознательные, большие молодцы! |
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-poznavatelno-isledovatelskaja-dejatelnost-vulkan-starshaja-grupa.html |
Временной план занятия
Длительность образовательных занятий в детском саду зависит от возраста воспитанников и определяется нормами СанПиН:
- младшая группа — 15 минут,
- средняя группа — 20 минут,
- старшая группа — 25 минут,
- подготовительная группа — 30 минут.
В середине занятия должна проводиться физкультминутка или подвижная игра как средство профилактики переутомления.
Поскольку занятия по познавательно-исследовательской деятельности требуют умственного напряжения, проводиться они должны в первой половине дня, желательно во вторник или среду — дни высокой работоспособности.
Таблица: временной план занятия «В гости к бумажной фее» в младшей группе
Структурный компонент занятия | Мотивирующее начало (сюрпризный момент) | Дидактическая игра | Физкультминутка | Исследование свойств бумаги | Подведение итогов |
Время проведения | 2 минуты | 2–3 минуты | 1–2 минуты | 7 минут | 1–2 минуты |
Таблица: временной план занятия «Путешествие в мир воды» в средней группе
Структурный компонент занятия | Мотивирующее начало (создание игровой ситуации, разгадывание загадок) | Дидактическая игра | Подвижная игра | Исследование свойств воды (проведение опытов) | Подведение итогов |
Время проведения | 2–3 минуты | 3 минуты | 3 минуты | 10 минут | 1–2 минуты |
Таблица: временной план занятия во время прогулки «Отчего сосульки плачут?» в старшей группе
Структурный компонент занятия | Мотивирующее начало (чтение и обсуждение дидактической сказки) | Зарядка на свежем воздухе | Исследование (наблюдение за сосульками, находящимися в тени и на солнце) | Трудовые поручения | Проведение опыта с льдинками | Подведение итогов |
Время проведения | 3–4 минуты | 5 минут | 10 минут | 5–7 минут | 4 минуты | 2 минуты |
Таблица: временной план занятия «Что такое радуга?» в подготовительной группе
Структурный компонент занятия | Мотивирующее начало (сюрпризный момент, проблемная ситуация, просмотр видео) | Эвристическая беседа | Подвижная игра | Дидактическая игра | Изучение условий появления радуги (проведение опыта) | Подведение итогов |
Время проведения | 3 минуты | 3–5 минут | 3–4 минуты | 3 минуты | 12–14 минут | 1–2 минуты |
Использование наглядного материала при организации экспериментальной деятельности в ДОУ
В рамках обозначенной темы речь идёт не о традиционно используемых на занятиях наглядных материалах — плакатах, иллюстрациях, карточках со схемами. Исследовательскую деятельность сопровождает обязательный этап работы — документирование полученной информации. Воспитатель должен обратить внимание ребят, что учёные (исследователи и изобретатели) записывают свои наблюдения и выводы, к котором они приходят в процессе изучения каких-либо явлений или свойств предметов.
Для записи наблюдений дошкольников могут быть использованы такие формы, как:
- Исследовательские карточки. Ребята заполняют специальные бланки, которые затем составляются в картотеку наблюдений и опытов.
- Личный дневник наблюдений. Эта форма располагает большим простором для реализации творческих потребностей и выражения индивидуальности, чем карточки. Ребятам можно разрешить делать в дневнике пометки, зарисовки, схемы.
- Стенды. Фиксировать детское экспериментирование можно при помощи оформления стендов: вывешивания плана проведения опытов, диаграмм и фотографий с результатами.
- Лэпбуки — изготовленные своими руками книжки-раскладушки на тему проведённых исследований («Вода», «Погода», «Насекомые», «Свойства воздуха» и т. д.). Для создания подобных книжек могут быть использованы шаблоны. Будет замечательно, если помогать в оформлении лэпбуков ребятам будут родители.
Лэпбук — это тематическая папка, содержащая ряд кармашков, окошечек, миниатюрных вложенных книжечек. Здесь может вместиться огромное количество материала по теме, оформленного в виде карточек, иллюстраций, схем, дидактических игр и т. д.
Фотогалерея: наглядные материалы по фиксированию исследовательской деятельности в детском саду
В исследовательских карточках отображаются результаты наблюдений
В журнале наблюдений отображаются результаты ежедневных исследований
Дневник природы можно сделать самостоятельно или приобрести в магазине
Старшие дошкольники могут вести индивидуальные дневники наблюдений
Результаты экспериментов могут фиксироваться в специальных тетрадях
Готовый лэпбук можно долго и с интересом изучать
Изготовление лэпбука помогает детям всесторонне изучить объект
Видео: что такое лэпбук
Анализ и диагностика познавательно-исследовательской деятельности
Для оценивания результатов и эффективности познавательно-исследовательской деятельности воспитанников педагогом проводится диагностика по следующим критериям:
- умение формулировать проблемы воспитанниками,
- грамотное формулирование вопросов,
- построение алгоритма действий для решения проблемы,
- выдвижение гипотез,
- выбор способов исследования,
- умение описывать наблюдения во время исследовательского процесса,
- наличие мыслительных умений (анализирование, сравнивание, обобщение, систематизация),
- степень самостоятельности на каждом этапе проведения исследования,
- способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов.
О высоком уровне познавательно-исследовательской деятельности свидетельствует наличие устойчивой мотивации к решению проблемных ситуаций и поиску ответов на поставленные вопросы, самостоятельное построение алгоритма исследования и проведение практической работы (опытов), грамотная формулировка полученных сведений, правильное построение выводов. Ребёнок с развитым исследовательским типом мышления проявляет инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения наблюдений, не боится выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, доводит начатое до конца с целью получения соответствия озвученной гипотезе или опровержения её.
Будущие исследователи не боятся выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём
Для выявления отношения воспитанников к экспериментальной деятельности и определения уровня овладения исследовательскими навыками воспитатель может предложить детям вести специальный журнал, в котором дошкольники фиксируют результаты проделанной работы. Вместе с тем педагогу рекомендуется вести диагностические карты на каждого воспитанника, в которые он заносит данные собственных наблюдений за исследовательской активностью детей.