Сборник конспектов образовательной деятельности по познавательному развитию c детьми 3–6 лет


Развитие познавательной деятельности как тема по самообразованию воспитателя в детском саду

Работа по самообразованию воспитателя состоит из двух этапов:

  1. Теоретический этап самообразования. В первую очередь необходимо изучить нормативные документы и научно-методическую литературу, в которых говорится о значимости и способах организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (ФГОС и разработанные в его рамках учебные программы). Немаловажным является изучение практического опыта коллег по интересующей тематике: в педагогических журналах и информационных порталах по дошкольной педагогике широко представлены материалы по организации экспериментальной деятельности детей (проведение проектов в условиях ДОУ, конспекты отдельных занятий и прогулок исследовательской направленности). К теоретическому этапу относится также разработка тематического планирования: постановка общих целей и задач предполагаемого курса обучения с таблицей конкретных занятий для каждой возрастной группы воспитанников.
  2. Практический этап — внедрение в практику подготовленной базы. Педагогом организуются занятия по исследовательской деятельности в соответствии с учебным планом в первой половине дня или открывается кружок по дополнительному образованию. Во время учебного года воспитатель проводит тематические собрания или консультации для родителей, в которых знакомит их с задачами экспериментальной деятельности и показывает достигнутые детьми результаты. Педагог должен стремиться привлекать дошкольников к проектной деятельности, участию в городских и региональных конкурсах. О результативности работы воспитатель сообщает на педсоветах, семинарах и тематических круглых столах.

В процессе исследовательской работы удовлетворяется естественная потребность детей в экспериментировании, проявлении любознательности. Проведение наблюдений и участие в опытах вызывает у маленького исследователя радость и восторг. Вместе с тем во время этих занятий закладывается важная информационная база о свойствах предметов и веществ и развиваются необходимые для успехов в будущем мыслительные способности.

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду

Познавательно-исследовательская деятельность является одним из спонтанных проявлений любознательности ребёнка. Это свойство пытливого ума нужно активно привлекать к работе на разнообразных занятиях: по изучению окружающего мира, продуктивных (рисование, лепка, конструирование), подготовке к обучению грамоте и др. Занятия исключительно исследовательской деятельностью занимают малую часть в образовательном процессе, иногда выделяются в кружковую деятельность (работа в мини-лабораториях, опытных мастерских). Педагог должен практиковаться в проведении интегрированных занятий, в которых работа ведётся в нескольких направлениях («художественно-эстетическое развитие», «познавательная деятельность», «трудовая деятельность» и т. д.), отводя максимальное внимание формированию и совершенствованию исследовательских навыков при изучении детьми предметов и явлений окружающего мира.

После непосредственного изучения овощей ребята могут нарисовать их

Таблица: картотека тем по познавательно-исследовательской деятельности

Тема исследованияЗадачиВозрастная группа
«Вода и её свойства»
  • Формирование представления о воде как веществе, её свойствах,
  • знакомство со значением воды в природе и жизнедеятельности человека.
Младшая
«Волшебные губки»
  • Формирование умения сравнивать предметы по форме, цвету, величине,
  • знакомство со способностью губки впитывать и отдавать воду.
Младшая
«Лимон»Формирование умения проводить исследование различными способами: визуальным, обонятельным, кинетическим.Младшая
«Я исследователь. Камень»
  • Проведение эвристической беседы с воспитанниками,
  • совершенствование умения определять свойства объекта при помощи различных органов чувств.
Младшая
«Почему растаял снеговик?»
  • Закрепление представлений детей о свойствах снега,
  • формирование способности анализировать, обобщать, делать выводы.
Средняя
«Молоко»
  • Расширение знаний детей о молоке и молочных продуктах,
  • формирование представлений о пользе молока для человеческого организма.
Средняя
«Бюро находок»
  • Совершенствование умения сравнивать предметы по форме, размеру, цвету,
  • закрепление способности сенсорного исследования предметов («волшебный мешок»).
Средняя
«Удивительный шарик»Формирование представлений о свойствах резины в процессе исследовательской деятельности.Средняя
«Весёлый огород»Расширение знаний о культурных растениях и способах их выращивания.Средняя
«Энергия. Ток бежит по проводам»
  • Расширение и обобщение знаний об электричестве и его использовании на производстве и в быту,
  • закрепление безопасного обращения с электроприборами.
Старшая
«Удивительный магнит»
  • Формирование представлений о свойстве магнита притягивать предметы,
  • расширение знаний об использовании магнита в жизни человека.
Старшая
«Подушка»Развитие умения сравнивать, обобщать и делать выводы (на примере исследования подушек с различными наполнителями — синтепон, вата, пух, гречневая шелуха, солома).Старшая
«Вулкан»Совершенствование умения работать с различными материалами и веществами во время проведения опыта.Старшая
«Червячки»
  • Расширение знаний о почве,
  • формирование представлений о пользе жизнедеятельности червяков для роста растений.
Старшая
«Соль»Формирование представлений о свойствах соли (в т. ч. солёной воды) и их применении в производстве и быту.Подготовительная
«Термометр»
  • Знакомство с функциями термометра,
  • формирование представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении.
Подготовительная
«Водолаз из Комарово»Формирование представлений о плавании тел, давлении воздуха и жидкостей.Подготовительная
«Человеческий зрачок»Знакомство со свойствами зрачка расширяться и сужаться в зависимости от освещения.Подготовительная

Таблица: конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе (фрагмент)

АвторЗахарова Е., воспитатель МБДОУ Д/с №8 «Чебурашка», г. Белая Калитва, Ростовская область.
Тема«Вулкан»
ЦельПознакомить детей с природным явлением — вулканом.
Задачи
  • Способствовать развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению,
  • совершенствовать умение работать с различными материалами, проявлять стремление к преобразованию, творчески подходить к решению поставленных задач.
Материалы
  • Макет вулкана,
  • поддон,
  • сода,
  • уксус,
  • красная краска,
  • моющая жидкость,
  • лист бумаги для фиксаций наблюдений,
  • цветные карандаши,
  • чайная ложка,
  • пипетка.
Ход занятияМотивация. В.: Ребята, сегодня почтальон принёс нам посылку. Вам интересно узнать, что в ней находится? (Открывают, там лежит пемза). Кто знает, что это такое? Как называется? Для чего нужно? Может, у кого-нибудь дома есть такой предмет? (Ответы детей). Дошкольники рассматривают пемзу и сравнивают с уже имеющимися в уголке экспериментирования каменными породами: уголь, мел, песчаник. В.: В посылке есть ещё записка, а в ней подсказка, послушайте:
  • Гора стоит, из неё дым валит, Потом шум, да гром — Всё горит кругом. (Вулкан).

Но этот предмет совсем не похож на вулкан. Эта подсказка нам не помогла, а, наоборот, нас запутала. Ребята, вам интересно узнать, что же это за предмет? Тогда мы постараемся выяснить это. А также узнаем, что такое вулкан и как он связан с предметом-загадкой. Воспитатель рассказывает детям легенду о вулкане. <,…>, В.: А сейчас хотите увидеть, как выглядит настоящий вулкан? (Ответы детей). Нам поможет наш компьютер. (Показ слайдов с различными видами вулканов: «спящий», «просыпающийся», «закипающий», извергающийся). Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно». А на что похож вулкан? (Вулкан — это большая гора с крутыми склонами). Какой формы вулкан? (Конус). На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер — это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне — красновато-оранжевая пасть, это жерло вулкана, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Интересно? А хотите увидеть извержение вулкана? Я предлагаю вам проделать опыт: извержение вулкана. А где можно делать опыты? (В лаборатории). Я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию «интересных открытий» (проходят за столы с приготовленными заранее макетами вулканов и всеми необходимыми составляющими для опыта). В лаборатории у нас всё готово для проведения опытов. Из чего сделаем основание вулкана? (Из конуса). Из чего сделано жерло вулкана? (Пластиковый стаканчик). Всё это стоит на подносе. Прежде чем приступить к выполнению опыта, необходимо изучить схему. (Воспитатель совместно с детьми обсуждает последовательность проведения опыта).

  1. Насыпаем ложку соды.
  2. Добавляем красной краски.
  3. Добавляем 5 капель моющей жидкости (с помощью пипетки).
  4. А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (Самому пользоваться нельзя). Это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет всё готово. Дети, работать надо аккуратно и осторожно.
  5. Когда все компоненты, кроме уксуса добавлены, надо отойти подальше от вулкана. (Дети наблюдают извержение).

Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан. Он извергается спокойно. <,…>, Ребята, а мы можем показать извержение вулкана? Попробуем? Этюд «Вулкан просыпается — извергается». В.: Ребята, вот мы с вами проделали опыт «Извержение вулкана», и легенду про вулкан я вам рассказала, и узнали строение вулкана, и даже сами изображали вулкан… А про наш загадочный предмет немного забыли, что же это всё-таки такое? Может, кто-то всё-таки догадался? (Ответы детей). А если мы что-то не знаем, у кого или где можно узнать? (Энциклопедия, справочник, в интернете). А у нас есть в библиотеке энциклопедия? Посмотрим, есть ли там ответ на наш вопрос. Открываем, читаем: это пемза — застывшая вулканическая лава. Используют для того, чтобы оттирать загрязнения с рук или загрубевшую кожу с пяток. Вопросы для рефлексии:

  • Вам было интересно?
  • Что понравилось больше всего?
  • А что вы нового сегодня узнали?
  • Вам было легко или вы испытывали затруднения при выполнении опыта?

В.: Я рада, что вам очень понравилось, и вы были такие внимательные, активные, любознательные, большие молодцы!

Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-poznavatelno-isledovatelskaja-dejatelnost-vulkan-starshaja-grupa.html

Временной план занятия

Длительность образовательных занятий в детском саду зависит от возраста воспитанников и определяется нормами СанПиН:

  • младшая группа — 15 минут,
  • средняя группа — 20 минут,
  • старшая группа — 25 минут,
  • подготовительная группа — 30 минут.

В середине занятия должна проводиться физкультминутка или подвижная игра как средство профилактики переутомления.

Поскольку занятия по познавательно-исследовательской деятельности требуют умственного напряжения, проводиться они должны в первой половине дня, желательно во вторник или среду — дни высокой работоспособности.

Таблица: временной план занятия «В гости к бумажной фее» в младшей группе

Структурный компонент занятияМотивирующее начало (сюрпризный момент)Дидактическая играФизкультминуткаИсследование свойств бумагиПодведение итогов
Время проведения2 минуты2–3 минуты1–2 минуты7 минут1–2 минуты

Таблица: временной план занятия «Путешествие в мир воды» в средней группе

Структурный компонент занятияМотивирующее начало (создание игровой ситуации, разгадывание загадок)Дидактическая играПодвижная играИсследование свойств воды (проведение опытов)Подведение итогов
Время проведения2–3 минуты3 минуты3 минуты10 минут1–2 минуты

Таблица: временной план занятия во время прогулки «Отчего сосульки плачут?» в старшей группе

Структурный компонент занятияМотивирующее начало (чтение и обсуждение дидактической сказки)Зарядка на свежем воздухеИсследование (наблюдение за сосульками, находящимися в тени и на солнце)Трудовые порученияПроведение опыта с льдинкамиПодведение итогов
Время проведения3–4 минуты5 минут10 минут5–7 минут4 минуты2 минуты

Таблица: временной план занятия «Что такое радуга?» в подготовительной группе

Структурный компонент занятияМотивирующее начало (сюрпризный момент, проблемная ситуация, просмотр видео)Эвристическая беседаПодвижная играДидактическая играИзучение условий появления радуги (проведение опыта)Подведение итогов
Время проведения3 минуты3–5 минут3–4 минуты3 минуты12–14 минут1–2 минуты

Использование наглядного материала при организации экспериментальной деятельности в ДОУ

В рамках обозначенной темы речь идёт не о традиционно используемых на занятиях наглядных материалах — плакатах, иллюстрациях, карточках со схемами. Исследовательскую деятельность сопровождает обязательный этап работы — документирование полученной информации. Воспитатель должен обратить внимание ребят, что учёные (исследователи и изобретатели) записывают свои наблюдения и выводы, к котором они приходят в процессе изучения каких-либо явлений или свойств предметов.

Для записи наблюдений дошкольников могут быть использованы такие формы, как:

  • Исследовательские карточки. Ребята заполняют специальные бланки, которые затем составляются в картотеку наблюдений и опытов.
  • Личный дневник наблюдений. Эта форма располагает большим простором для реализации творческих потребностей и выражения индивидуальности, чем карточки. Ребятам можно разрешить делать в дневнике пометки, зарисовки, схемы.
  • Стенды. Фиксировать детское экспериментирование можно при помощи оформления стендов: вывешивания плана проведения опытов, диаграмм и фотографий с результатами.
  • Лэпбуки — изготовленные своими руками книжки-раскладушки на тему проведённых исследований («Вода», «Погода», «Насекомые», «Свойства воздуха» и т. д.). Для создания подобных книжек могут быть использованы шаблоны. Будет замечательно, если помогать в оформлении лэпбуков ребятам будут родители.

Лэпбук — это тематическая папка, содержащая ряд кармашков, окошечек, миниатюрных вложенных книжечек. Здесь может вместиться огромное количество материала по теме, оформленного в виде карточек, иллюстраций, схем, дидактических игр и т. д.

Фотогалерея: наглядные материалы по фиксированию исследовательской деятельности в детском саду

В исследовательских карточках отображаются результаты наблюдений

В журнале наблюдений отображаются результаты ежедневных исследований

Дневник природы можно сделать самостоятельно или приобрести в магазине

Старшие дошкольники могут вести индивидуальные дневники наблюдений

Результаты экспериментов могут фиксироваться в специальных тетрадях

Готовый лэпбук можно долго и с интересом изучать

Изготовление лэпбука помогает детям всесторонне изучить объект

Видео: что такое лэпбук

Анализ и диагностика познавательно-исследовательской деятельности

Для оценивания результатов и эффективности познавательно-исследовательской деятельности воспитанников педагогом проводится диагностика по следующим критериям:

  • умение формулировать проблемы воспитанниками,
  • грамотное формулирование вопросов,
  • построение алгоритма действий для решения проблемы,
  • выдвижение гипотез,
  • выбор способов исследования,
  • умение описывать наблюдения во время исследовательского процесса,
  • наличие мыслительных умений (анализирование, сравнивание, обобщение, систематизация),
  • степень самостоятельности на каждом этапе проведения исследования,
  • способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов.

О высоком уровне познавательно-исследовательской деятельности свидетельствует наличие устойчивой мотивации к решению проблемных ситуаций и поиску ответов на поставленные вопросы, самостоятельное построение алгоритма исследования и проведение практической работы (опытов), грамотная формулировка полученных сведений, правильное построение выводов. Ребёнок с развитым исследовательским типом мышления проявляет инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения наблюдений, не боится выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, доводит начатое до конца с целью получения соответствия озвученной гипотезе или опровержения её.

Будущие исследователи не боятся выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём

Для выявления отношения воспитанников к экспериментальной деятельности и определения уровня овладения исследовательскими навыками воспитатель может предложить детям вести специальный журнал, в котором дошкольники фиксируют результаты проделанной работы. Вместе с тем педагогу рекомендуется вести диагностические карты на каждого воспитанника, в которые он заносит данные собственных наблюдений за исследовательской активностью детей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]