Основы личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
ЛАРИСА ТИГИШВИЛИ
Основы личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
Введение
В последние годы личностно ориентированный подход завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов настойчиво осваивают теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе. Многие педагоги и руководители учебных заведений считают его самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.
Такая популярность личностно-ориентированного подхода обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств. Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально-типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ему стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Во-вторых, психологи и социологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это в свою очередь, детерминирует применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с обучающимися. В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения и воспитания детей.
1. Однако одного осознания целесообразности преобразований еще недостаточно для того, чтобы их осуществить. Не будет лишним заметить и то, что в настоящее время существует немало белых пятен в изучении возможностей и условий применения личностно ориентированного подхода в педагогической практике.
В дошкольной педагогике личностно-ориентированное образование получило теоретическое обоснование в исследованиях В. В. Давыдова, И. С. Якиманской, Л. М. Кларина, Л. Н. Перелыгиной, В. А. Петровского, и др. Разработкой подхода к построению целостного педагогического процесса на гуманистической основе занимались Р. С. Буре, Л. Н. Перелыгина и др.
Актуальность личностно-ориентированного подхода объясняется тем, что динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме [7].
Наиболее широкое распространение среди педагогической общественности получил опыт А. С. Макаренко. Талантливый педагог считал принцип индивидуального подхода к детям основополагающим при организации и воспитании детского коллектива.И был глубоко убежден: для того чтобы понять ребенка и установить причины его поведения, необходимо видеть не только то, что бросается в глаза, но и вникать глубже в особенности его личности, в его побуждения. Он видел необходимость в систематическом ведении дневника, в котором педагог отмечал бы характерные случаи поведения детей, анализировал бы их поступки, отношение к коллективу, к товарищам. А. С. Макаренко также придавал особое значение дошкольному периоду развития, так как полагал, что 90% всего воспитательного процесса заложено в ребёнке именно до пяти лет.
Особое место занимает «педагогический поиск»
таких
педагогов-новаторов, как Ш. А. Амонашвили [5], С. Н. Лысенковой [6], И. П. Волкова [6], Е. Н. Ильина [17], Т. И. Гончарова [6], О. С. Газмана [11], Е. Ю. Сазонова [29], А. А. Дубровского [5]. В их практической деятельности в широком смысле осуществлялась педагогика сотрудничества и содружества педагогов и воспитанников, были претворены и претворяются в жизнь идеалы гуманизма и демократии. По духу организации эти отношения (особенно в системе Ш. А. Амонашвили)
рассматриваются как
личностно-ориентированные.
Кроме этого, отражение личностно-ориентированного подхода имеется в нормативной базе РФ. Так, в законе РФ «Об образовании»
статья 2 первым принципом государственной политики в области образования называет «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития
личности…». Пункт 1 статьи 14 определяет, что содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. В этой же статье (пункт 5)
говорится, что содержание образования должно содействовать
взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации прав обучающихся на свободный выбор мнений и суждений.
1.1 Понятие личностно-ориентированного подхода
Учеными-педагогами, психологами и методистами предпринимаются различные попытки определить понятие «личностно-ориентированный подход»
.
По Алексееву личностно-ориентированный подход, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет»
, а
«включение»
его
собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта.
И. С.Якиманская пишет: «Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования».
Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».
Функции личностно-ориентированного образования:
— гуманитарная, суть, которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средствами (механизмами)
реализации данной функции являются понимание, общение и сотрудничество;
— культуросозидательная (культурообразующая, которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизмами реализации данной функции является культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;
— социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождение человека в жизнь общества.
Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений педагога к детям. В личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога:
— оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;
— отношение к ребенку как субъекту собственной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;
— опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные)
каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.
Все педагоги — исследователи считают, что при личностно-ориентированном образовании на первый план выходит сама личность. Таким образом, осуществление личностно-ориентированногоподхода в образовании возможно при соблюдении следующих условий:
— Наличие комфортных и безопасных условий обучения;
— Осуществление воспитания саморегулирующего поведения личности;
— Формирование и развитие мышления;
— Учёт уровня способностей и возможностей каждого ученика в процессе обучения.
1.2 Особенности личностно-ориентированного подхода
Рассмотрим методологию личностно-ориентированного подхода и связанные с ней модели И. С. Якиманской.
Напомним, что, по мнению И. С. Якиманской, признание ребенка главной действующей фигурой всего познавательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика.
И. С. Якиманская считает под моделью личностно-ориентированного подхода необходимым предоставлять ребёнку большую свободу выбора в процессе познания. В её рамках не воспитанник подстраивается под сложившийся обучающий стиль педагога, а педагог, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приёмы и методы работы с познавательным стилем обучения ребёнка. Именно И. С. Якиманская вводит достаточно полную классификацию моделей личностно-ориентированного образования, условно разделяя их на три основные:
— социально-педагогическая;
— предметно-дидактическая;
— психологическая.
Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста.
2. Познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения с использованием возможно более надежных приемов, 2.1 Изучение особенностей личностно-ориентированного подхода с детьми дошкольного возраста
Гуманизация педагогического процесса предполагает построение личностно-ориентированной модели воспитания, изменение формы общения воспитателя с детьми в процессе традиционных видов детской деятельности и в повседневной жизни. В большей степени учитывать интересы, желания, способности ребенка, стремиться к сотрудничеству в познавательном, продуктивном, трудовом, бытовом взаимодействии, к партнерству в играх.
Личностно ориентированное занятие в ДОУ в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «педагог-воспитанник»
. От командного стиля
педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ребенка.
Меняется и характер складывающихся на занятиях отношений. Главное же в том, что педагог должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности и активизации познавательной деятельности ребенка.
Развитие ребенка, создание таких условий, чтобы на каждом занятие формировалась познавательная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, собственной деятельности. Дети работают всё время.Происходит постоянный диалог: воспитатель-ребенок.
Деятельность воспитателя
Показывает, объясняет, раскрывает, диктует, требует, доказывает, упражняет, проверяет, оценивает. Центральная фигура — взрослый. Развитие ребенка — абстрактное, попутное!
Организатор познавательной деятельности, в которой ребенок, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Взрослый объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предотвращает. Центральная фигура — воспитанник! Педагог же специально создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, систематизирует,
заинтересовывает,формирует мотивы: побуждает, воодушевляет и закрпляет авторитет ребенка.
Деятельность воспитанника
Ребенок — объект обучения, на которого направлено воздействие педагога. Работает один педагог — дети нередко занимаются посторонними делами. Знания, умения и навыки они получают за счет психических возможностей (памяти, внимания)
.
Ребенок является субъектом деятельности педагога. Деятельность идет не от него, а от самого ребенка. Используются методы проблемно-поискового и проектного обучения, развивающего характера.
Отношения «педагог-ребенок»
Педагог требует, заставляет, настаивает. Ребенок приспосабливается, лавирует, он — лицо второстепенное.
Субъектно-субъектные. Работая со всеми детьми, педагог фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.
Педагогу при подготовке и проведении личностно-ориентированных занятий, игр, бесед надо знать характеристику каждого ребенка, психологические особенности, свойственные данному возрасту, это поможет ему выбрать
рациональные приемы, средства, методы и формы работы индивидуально для каждого.
2.3 Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода
Прежде чем подробнее остановиться на личностно-ориентированных технологиях обучения, попробуем разобраться с понятием технология вообще и технологическими вариантами в образовательном процессе. “Технология” в широком смысле этого слова — наука о мастерстве.
Технологический арсенал личностно ориентированного подхода, по мнению профессора Е. В. Бондаревской, сотавляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям,как: диалогичность; деятельностно-
творческий характер; направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; предоставление обучающемуся необходимого пространства, выбора содержания и способов учения и поведения.
Большинство педагогов-исследователей склонны включать в данный арсенал диалог, игровые и рефлексивные методы и приемы, а также способы фасилитации и педагогической поддержки личности ребенка в процессе его саморазвития и самореализации. Использование личностно ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе, как полагает И. С. Якиманская [28], невозможно без применения методов диагностики и самодиагностики. Петербургские ученые Е. И. Казакова и А. П. Тряпицына [18], справедливо считают метод создания успеха важнейшим средством личностно-ориентированной педагогической деятельности.
Основные педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:
— Технология саморазвивающего обучения (Сериков В. В.)
;
— Педагогика сотрудничества («проникающая технология»
);
— Педагогические технологии адаптивной школы;
— Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш. А. ;
— Игровые технологии;
— Технологии развивающего обучения;
— Проблемное обучение;
— Технологии уровневой дифференциации;
— Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов)
;
— Коллективный способ обучения.
Выводы
Планируя свою работу с детьмина занятиях воспитатель должен опираться на следующие принципы построения учебного плана:
— вариативность (использование на занятиях различных заданий, материалов, форм работы и способов действия, что позволяет каждому ребенку сделать собственный выбор на основе своих интересов и возможностей);
— гибкость (по ходу занятия необходимо вносить в намеченный план необходимые изменения, исходя из наблюдений за деятельностью детей)
— открытость (использование субъективного опыта детей на занятии, обратная связь)
.
При подготовке и проведении личностно-ориентированного занятия воспитатель должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ребенка, затем деятельность, определяя собственную позицию.
Обращение к субъектному опыту дошкольника
а)Выявление этого опыта путем постановки вопросов: как он это делал? Почему? На что опирался?
б) Организация через взаимопроверку и выслушивание обмена содержанием субъектного опыта между детьми.
в) Подвести всех к правильному решению через поддержку наиболее правильных версий детей по обсуждаемой проблеме.
г) Выстраивание на их основе нового материала: путем высказываний, суждений, понятий.
д) Обобщение и систематизация субъектного опыта воспитанников на основе контакта.
Применение разнообразного дидактического материала
а) Использование педагогом различных источников информации.
б) Побуждение детей к выполнению проблемных заданий.
в) Предложение на выбор заданий различного типа, вида и формы.
г) Стимулирование детей к выбору такого материала, который бы соответствовал их личным предпочтениям.
Характер педагогического общения.
а) Уважительное и внимательное выслушивание.
б) Обращение к детям только по имени.
в) Беседа с детьми не свысока, а «глаза в глаза»
, поддержка беседы улыбкой.
г) Поощрение в ребенке независимости, уверенности в себе при ответе.
Активизация способов познавательной деятельности
а) Стимулирование детей к применению различных способов работы.
б) Анализ всех предполагаемых способов, не навязывая своего мнения.
в) Анализ действий каждого ребенка и только положительно.
г) Обсуждение наиболее рациональных способов — не хорошо или плохо, а что в данном способе лучше.
е) Оценивание и результата и процесса.
Педагогическая гибкость
а) Организация а
каждого ребенка.
б) Предоставление детям возможности проявить избирательности к видам работы, характеру материала, темпу выполнения.
в) Создание условий, позволяющих каждому ребенку быть активным, самостоятельным.
г) Проявление отзывчивости к эмоциям детей.
д) Оказание помощи детям.
Личностно-ориентированный подход в обучении немыслим без выявления субъективного опыта каждого ребенка, то есть его способностей и умений в познавательной деятельности обучающегося, развития его субъектности и индивидуальности.
В дошкольной педагогике личностно-ориентированное образование получило теоретическое обоснование в исследованиях В. В. Давыдова, И. С. Якиманской, Л. М. Кларина, Л. Н. Перелыгиной, В. А. Петровского, и др. Разработкой подхода к построению целостного педагогического процесса на гуманистической основе занимались Р. С. Буре, Л. Н. Перелыгина и др. На работы которых я опиралась при написании данного материала.
Личностно-ориентированный подход к образованию
Образование, сложившееся в нашей школе, имеет тенденцию быть авторитарным, то есть в нем доминирует авторитет педагога, а ученик остается в положении подчиненности и зависимости. Иногда такое обучение называют директивным, потому что решения принимает и процессом руководит учитель, а от ученика требуется только подчиняться. Так вырастает ребенок: пассивный исполнитель, которому все равно, что он делает и как он это делает. Инструктивная педагогика основана на принципе «требовать — воспринимать — действовать».
Для воспитания свободной личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, необходим иной подход. Необходимо воспитывать умение думать, прежде чем действовать, всегда поступать правильно, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение человека, считаться с его позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает гуманистическое, личностно-ориентированное образование. Она создает новые механизмы нравственной саморегуляции учащихся и постепенно заменяет устоявшиеся стереотипы принудительной педагогики.
Современные научные разработки теории и практики личностно-ориентированной педагогики основаны на принципе личностного (личностно-ориентированного) подхода к ученику как к самосознающему, ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту педагогического взаимодействия. Их концептуальные идеи были развиты в 60-е годы XX века представителями зарубежной гуманистической психологии К. Роджерсом, А. Маслоу, В. Франклом и другими, которые утверждали, что полноценное образование возможно только тогда, когда школа служит лабораторией для раскрытия уникального «Я» каждого ребенка.
В отечественной педагогике идея личностного подхода разрабатывалась с 80-х годов XX века К.А. Абульхановой, И.С. Коном, А.В. Петровским и другими в связи с трактовками образования как субъект-субъектного процесса. В начале XXI века Е.В. Бондаревская, В.П. Давыдов, В.В. Сериков и другие сформировали концептуальные положения теории личностно-ориентированного образования в условиях образовательных учреждений разного уровня. Несмотря на некоторые различия в подходах к интерпретации содержания ученых, представляется возможным выявить в них общие методологические позиции. К наиболее важным из них относятся следующие положения.
Каждая концепция фокусируется на человеке как уникальном социально-биологическом существе с уникальной системой индивидуально-психологических характеристик, моральных и этических ценностей и ориентиров. Это можно объяснить тем, что в современном российском обществе меняются представления о личности, которая, помимо социальных качеств, наделена различными субъективными качествами, характеризующими ее автономность, независимость, способность к выбору, рефлексии, саморегуляции и так далее.
Исследователи педагогических проблем личностно-ориентированного образования видят одно из главных условий его реализации в изменении структуры образования — переносе его из сферы субъект-объектных отношений в сферу субъект-субъектных отношений. Следовательно, образование рассматривается не как «педагогическое воздействие» на личность ученика, а как своего рода «педагогическое взаимодействие» с ней.
В содержании образования авторы предлагают перейти от формирования личности с предписанными обществом качествами к созданию условий для ее самореализации и последующего раскрытия (реализации) собственного личностного потенциала (психологических способностей, духовно-нравственных ценностных ориентаций и т.д.).
Ведущим типом личностно-ориентированного образования считается самообразование. Он считается наиболее эффективным в формирующейся новой образовательной среде. В этом случае образование реализует потребности общества в специалистах, способных самостоятельно приобретать необходимые знания и адаптироваться к изменяющимся экономическим, социальным и общественным условиям государства.
Обобщение представленных методологических позиций позволяет представить личностно-ориентированное образование как деятельность по формированию образовательной системы (образовательной среды), позволяющей в полной мере реализовать личностный потенциал студента для достижения ценностных (жизненных) ориентаций в интересах его образовательной подготовки и профессиональной деятельности. Такой подход придает образованию определенную специфику — он предполагает субъект-субъектные отношения педагогов и учащихся, а также признает приоритет личностных ценностей последних в образовательной деятельности педагога.