Особенности личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности.


Основы личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми

ЛАРИСА ТИГИШВИЛИ

Основы личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми

Введение

В последние годы личностно ориентированный подход завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов настойчиво осваивают теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе. Многие педагоги и руководители учебных заведений считают его самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.

Такая популярность личностно-ориентированного подхода обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств. Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально-типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ему стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Во-вторых, психологи и социологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это в свою очередь, детерминирует применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с обучающимися. В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения и воспитания детей.

1. Однако одного осознания целесообразности преобразований еще недостаточно для того, чтобы их осуществить. Не будет лишним заметить и то, что в настоящее время существует немало белых пятен в изучении возможностей и условий применения личностно ориентированного подхода в педагогической практике.

В дошкольной педагогике личностно-ориентированное образование получило теоретическое обоснование в исследованиях В. В. Давыдова, И. С. Якиманской, Л. М. Кларина, Л. Н. Перелыгиной, В. А. Петровского, и др. Разработкой подхода к построению целостного педагогического процесса на гуманистической основе занимались Р. С. Буре, Л. Н. Перелыгина и др.

Актуальность личностно-ориентированного подхода объясняется тем, что динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме [7].

Наиболее широкое распространение среди педагогической общественности получил опыт А. С. Макаренко. Талантливый педагог считал принцип индивидуального подхода к детям основополагающим при организации и воспитании детского коллектива.И был глубоко убежден: для того чтобы понять ребенка и установить причины его поведения, необходимо видеть не только то, что бросается в глаза, но и вникать глубже в особенности его личности, в его побуждения. Он видел необходимость в систематическом ведении дневника, в котором педагог отмечал бы характерные случаи поведения детей, анализировал бы их поступки, отношение к коллективу, к товарищам. А. С. Макаренко также придавал особое значение дошкольному периоду развития, так как полагал, что 90% всего воспитательного процесса заложено в ребёнке именно до пяти лет.

Особое место занимает «педагогический поиск»

таких
педагогов-новаторов, как Ш. А. Амонашвили [5], С. Н. Лысенковой [6], И. П. Волкова [6], Е. Н. Ильина [17], Т. И. Гончарова [6], О. С. Газмана [11], Е. Ю. Сазонова [29], А. А. Дубровского [5]. В их практической деятельности в широком смысле осуществлялась педагогика сотрудничества и содружества педагогов и воспитанников, были претворены и претворяются в жизнь идеалы гуманизма и демократии. По духу организации эти отношения (особенно в системе Ш. А. Амонашвили)
рассматриваются как
личностно-ориентированные.
Кроме этого, отражение личностно-ориентированного подхода имеется в нормативной базе РФ. Так, в законе РФ «Об образовании»

статья 2 первым принципом государственной политики в области образования называет «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития
личности…». Пункт 1 статьи 14 определяет, что содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. В этой же статье (пункт 5)
говорится, что содержание образования должно содействовать
взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации прав обучающихся на свободный выбор мнений и суждений.
1.1 Понятие личностно-ориентированного подхода

Учеными-педагогами, психологами и методистами предпринимаются различные попытки определить понятие «личностно-ориентированный подход»

.

По Алексееву личностно-ориентированный подход, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет»

, а
«включение»
его
собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта.
И. С.Якиманская пишет: «Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования».

Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».

Функции личностно-ориентированного образования:

— гуманитарная, суть, которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средствами (механизмами)

реализации данной функции являются понимание, общение и сотрудничество;

— культуросозидательная (культурообразующая, которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизмами реализации данной функции является культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;

— социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождение человека в жизнь общества.

Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений педагога к детям. В личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога:

— оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;

— отношение к ребенку как субъекту собственной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;

— опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные)

каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.

Все педагоги — исследователи считают, что при личностно-ориентированном образовании на первый план выходит сама личность. Таким образом, осуществление личностно-ориентированногоподхода в образовании возможно при соблюдении следующих условий:

— Наличие комфортных и безопасных условий обучения;

— Осуществление воспитания саморегулирующего поведения личности;

— Формирование и развитие мышления;

— Учёт уровня способностей и возможностей каждого ученика в процессе обучения.

1.2 Особенности личностно-ориентированного подхода

Рассмотрим методологию личностно-ориентированного подхода и связанные с ней модели И. С. Якиманской.

Напомним, что, по мнению И. С. Якиманской, признание ребенка главной действующей фигурой всего познавательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика.

И. С. Якиманская считает под моделью личностно-ориентированного подхода необходимым предоставлять ребёнку большую свободу выбора в процессе познания. В её рамках не воспитанник подстраивается под сложившийся обучающий стиль педагога, а педагог, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приёмы и методы работы с познавательным стилем обучения ребёнка. Именно И. С. Якиманская вводит достаточно полную классификацию моделей личностно-ориентированного образования, условно разделяя их на три основные:

социально-педагогическая;

— предметно-дидактическая;

— психологическая.

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста.

2. Познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения с использованием возможно более надежных приемов, 2.1 Изучение особенностей личностно-ориентированного подхода с детьми дошкольного возраста

Гуманизация педагогического процесса предполагает построение личностно-ориентированной модели воспитания, изменение формы общения воспитателя с детьми в процессе традиционных видов детской деятельности и в повседневной жизни. В большей степени учитывать интересы, желания, способности ребенка, стремиться к сотрудничеству в познавательном, продуктивном, трудовом, бытовом взаимодействии, к партнерству в играх.

Личностно ориентированное занятие в ДОУ в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «педагог-воспитанник»

. От командного стиля
педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ребенка.
Меняется и характер складывающихся на занятиях отношений. Главное же в том, что педагог должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности и активизации познавательной деятельности ребенка.

Развитие ребенка, создание таких условий, чтобы на каждом занятие формировалась познавательная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, собственной деятельности. Дети работают всё время.Происходит постоянный диалог: воспитатель-ребенок.

Деятельность воспитателя

Показывает, объясняет, раскрывает, диктует, требует, доказывает, упражняет, проверяет, оценивает. Центральная фигура — взрослый. Развитие ребенка — абстрактное, попутное!

Организатор познавательной деятельности, в которой ребенок, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Взрослый объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предотвращает. Центральная фигура — воспитанник! Педагог же специально создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, систематизирует,

заинтересовывает,формирует мотивы: побуждает, воодушевляет и закрпляет авторитет ребенка.

Деятельность воспитанника

Ребенок — объект обучения, на которого направлено воздействие педагога. Работает один педагог — дети нередко занимаются посторонними делами. Знания, умения и навыки они получают за счет психических возможностей (памяти, внимания)

.

Ребенок является субъектом деятельности педагога. Деятельность идет не от него, а от самого ребенка. Используются методы проблемно-поискового и проектного обучения, развивающего характера.

Отношения «педагог-ребенок»

Педагог требует, заставляет, настаивает. Ребенок приспосабливается, лавирует, он — лицо второстепенное.

Субъектно-субъектные. Работая со всеми детьми, педагог фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.

Педагогу при подготовке и проведении личностно-ориентированных занятий, игр, бесед надо знать характеристику каждого ребенка, психологические особенности, свойственные данному возрасту, это поможет ему выбрать

рациональные приемы, средства, методы и формы работы индивидуально для каждого.

2.3 Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода

Прежде чем подробнее остановиться на личностно-ориентированных технологиях обучения, попробуем разобраться с понятием технология вообще и технологическими вариантами в образовательном процессе. “Технология” в широком смысле этого слова — наука о мастерстве.

Технологический арсенал личностно ориентированного подхода, по мнению профессора Е. В. Бондаревской, сотавляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям,как: диалогичность; деятельностно-

творческий характер; направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; предоставление обучающемуся необходимого пространства, выбора содержания и способов учения и поведения.

Большинство педагогов-исследователей склонны включать в данный арсенал диалог, игровые и рефлексивные методы и приемы, а также способы фасилитации и педагогической поддержки личности ребенка в процессе его саморазвития и самореализации. Использование личностно ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе, как полагает И. С. Якиманская [28], невозможно без применения методов диагностики и самодиагностики. Петербургские ученые Е. И. Казакова и А. П. Тряпицына [18], справедливо считают метод создания успеха важнейшим средством личностно-ориентированной педагогической деятельности.

Основные педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:

— Технология саморазвивающего обучения (Сериков В. В.)

;

Педагогика сотрудничества («проникающая технология»

);

Педагогические технологии адаптивной школы;

Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш. А. ;

— Игровые технологии;

— Технологии развивающего обучения;

— Проблемное обучение;

— Технологии уровневой дифференциации;

— Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов)

;

— Коллективный способ обучения.

Выводы

Планируя свою работу с детьмина занятиях воспитатель должен опираться на следующие принципы построения учебного плана:

— вариативность (использование на занятиях различных заданий, материалов, форм работы и способов действия, что позволяет каждому ребенку сделать собственный выбор на основе своих интересов и возможностей);

— гибкость (по ходу занятия необходимо вносить в намеченный план необходимые изменения, исходя из наблюдений за деятельностью детей)

— открытость (использование субъективного опыта детей на занятии, обратная связь)

.

При подготовке и проведении личностно-ориентированного занятия воспитатель должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ребенка, затем деятельность, определяя собственную позицию.

Обращение к субъектному опыту дошкольника

а)Выявление этого опыта путем постановки вопросов: как он это делал? Почему? На что опирался?

б) Организация через взаимопроверку и выслушивание обмена содержанием субъектного опыта между детьми.

в) Подвести всех к правильному решению через поддержку наиболее правильных версий детей по обсуждаемой проблеме.

г) Выстраивание на их основе нового материала: путем высказываний, суждений, понятий.

д) Обобщение и систематизация субъектного опыта воспитанников на основе контакта.

Применение разнообразного дидактического материала

а) Использование педагогом различных источников информации.

б) Побуждение детей к выполнению проблемных заданий.

в) Предложение на выбор заданий различного типа, вида и формы.

г) Стимулирование детей к выбору такого материала, который бы соответствовал их личным предпочтениям.

Характер педагогического общения.

а) Уважительное и внимательное выслушивание.

б) Обращение к детям только по имени.

в) Беседа с детьми не свысока, а «глаза в глаза»

, поддержка беседы улыбкой.

г) Поощрение в ребенке независимости, уверенности в себе при ответе.

Активизация способов познавательной деятельности

а) Стимулирование детей к применению различных способов работы.

б) Анализ всех предполагаемых способов, не навязывая своего мнения.

в) Анализ действий каждого ребенка и только положительно.

г) Обсуждение наиболее рациональных способов — не хорошо или плохо, а что в данном способе лучше.

е) Оценивание и результата и процесса.

Педагогическая гибкость

а) Организация а

каждого ребенка.

б) Предоставление детям возможности проявить избирательности к видам работы, характеру материала, темпу выполнения.

в) Создание условий, позволяющих каждому ребенку быть активным, самостоятельным.

г) Проявление отзывчивости к эмоциям детей.

д) Оказание помощи детям.

Личностно-ориентированный подход в обучении немыслим без выявления субъективного опыта каждого ребенка, то есть его способностей и умений в познавательной деятельности обучающегося, развития его субъектности и индивидуальности.

В дошкольной педагогике личностно-ориентированное образование получило теоретическое обоснование в исследованиях В. В. Давыдова, И. С. Якиманской, Л. М. Кларина, Л. Н. Перелыгиной, В. А. Петровского, и др. Разработкой подхода к построению целостного педагогического процесса на гуманистической основе занимались Р. С. Буре, Л. Н. Перелыгина и др. На работы которых я опиралась при написании данного материала.

Личностно-ориентированный подход к образованию

Образование, сложившееся в нашей школе, имеет тенденцию быть авторитарным, то есть в нем доминирует авторитет педагога, а ученик остается в положении подчиненности и зависимости. Иногда такое обучение называют директивным, потому что решения принимает и процессом руководит учитель, а от ученика требуется только подчиняться. Так вырастает ребенок: пассивный исполнитель, которому все равно, что он делает и как он это делает. Инструктивная педагогика основана на принципе «требовать — воспринимать — действовать».

Для воспитания свободной личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, необходим иной подход. Необходимо воспитывать умение думать, прежде чем действовать, всегда поступать правильно, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение человека, считаться с его позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает гуманистическое, личностно-ориентированное образование. Она создает новые механизмы нравственной саморегуляции учащихся и постепенно заменяет устоявшиеся стереотипы принудительной педагогики.

Современные научные разработки теории и практики личностно-ориентированной педагогики основаны на принципе личностного (личностно-ориентированного) подхода к ученику как к самосознающему, ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту педагогического взаимодействия. Их концептуальные идеи были развиты в 60-е годы XX века представителями зарубежной гуманистической психологии К. Роджерсом, А. Маслоу, В. Франклом и другими, которые утверждали, что полноценное образование возможно только тогда, когда школа служит лабораторией для раскрытия уникального «Я» каждого ребенка.

В отечественной педагогике идея личностного подхода разрабатывалась с 80-х годов XX века К.А. Абульхановой, И.С. Коном, А.В. Петровским и другими в связи с трактовками образования как субъект-субъектного процесса. В начале XXI века Е.В. Бондаревская, В.П. Давыдов, В.В. Сериков и другие сформировали концептуальные положения теории личностно-ориентированного образования в условиях образовательных учреждений разного уровня. Несмотря на некоторые различия в подходах к интерпретации содержания ученых, представляется возможным выявить в них общие методологические позиции. К наиболее важным из них относятся следующие положения.

Каждая концепция фокусируется на человеке как уникальном социально-биологическом существе с уникальной системой индивидуально-психологических характеристик, моральных и этических ценностей и ориентиров. Это можно объяснить тем, что в современном российском обществе меняются представления о личности, которая, помимо социальных качеств, наделена различными субъективными качествами, характеризующими ее автономность, независимость, способность к выбору, рефлексии, саморегуляции и так далее.

Исследователи педагогических проблем личностно-ориентированного образования видят одно из главных условий его реализации в изменении структуры образования — переносе его из сферы субъект-объектных отношений в сферу субъект-субъектных отношений. Следовательно, образование рассматривается не как «педагогическое воздействие» на личность ученика, а как своего рода «педагогическое взаимодействие» с ней.

В содержании образования авторы предлагают перейти от формирования личности с предписанными обществом качествами к созданию условий для ее самореализации и последующего раскрытия (реализации) собственного личностного потенциала (психологических способностей, духовно-нравственных ценностных ориентаций и т.д.).

Ведущим типом личностно-ориентированного образования считается самообразование. Он считается наиболее эффективным в формирующейся новой образовательной среде. В этом случае образование реализует потребности общества в специалистах, способных самостоятельно приобретать необходимые знания и адаптироваться к изменяющимся экономическим, социальным и общественным условиям государства.

Обобщение представленных методологических позиций позволяет представить личностно-ориентированное образование как деятельность по формированию образовательной системы (образовательной среды), позволяющей в полной мере реализовать личностный потенциал студента для достижения ценностных (жизненных) ориентаций в интересах его образовательной подготовки и профессиональной деятельности. Такой подход придает образованию определенную специфику — он предполагает субъект-субъектные отношения педагогов и учащихся, а также признает приоритет личностных ценностей последних в образовательной деятельности педагога.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]