Программа по грамоте для детей 6-7 летрабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему


Подготовка детей к обучению грамоте: современные подходы в контексте ФГОС дошкольного образования

Подготовка детей к обучению грамоте: современные подходы

в контексте ФГОС дошкольного образования

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи, в становлении осознанности, преднамеренности и произвольности детской речи. Интерес детей к чтению и социальный заказ родителей ведет педагогов к расширению образовательных услуг в дошкольной образовательной организации (ДОО).

Современного педагога волнует проблема обучения ребенка грамоте в условиях ДОО. В каком возрасте и в каком объёме ему это доступно? Как лучше осуществлять решение этих задач? В детских садах прослеживалась негативная тенденция, когда работа по обучению грамоте заслоняет работу по общеречевому развитию детей, когда к детям предъявляются завышенные требования к технике их чтения, или обучение ведется неадекватно возрасту (школьным путем), не прослеживается связь между процессом развития речи и подготовкой к обучению грамоте.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования содержание Программы дошкольной образовательной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие

(п. 2.6. Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)

Речевое развитие включает:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

    .

Задача подготовки к обучению грамоте в дошкольной образовательной организации стоит как одна из предпосылок в рамках задач речевого развития.

Подготовка к обучению грамоте – первый (начальный, подготовительный) этап в процессе непосредственного обучения письму и чтению.

Предпосылки к обучению грамоте:

— физиологические (уровень созревания головного мозга, мелкой моторики пальцев рук и кисти);

— психологические (уровень сформированности психических процессов, в том числе и устной речи);

— педагогические (степень педагогически грамотного содействия психо-речевому развитию ребенка).

Составляющие готовности к обучению грамоте:

  • достаточный уровень интеллектуального и общеречевого развития, представлений о явлениях языка и речи;
  • развитый речевой слух и фонематическое восприятие (профилактика дисграфии и дислексии);
  • правильное звукопроизношение (четкая артикуляция звуков);
  • выработанные гибкие и точные движения руки, развитый глазомер, чувство ритма.

Закономерности овладения чтением и письмом, предпосылки к обучению грамоте, наличие разработанной и апробированной методики, данные о положительном влиянии на развитие детей позволяют выделить содержание работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте:

  • ознакомление детей со словом, вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;
  • ознакомление с предложением и его словесным составом;
  • деления предложения на слова и составление из слов (2-4) предложений;
  • членение слогов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов;
  • ознакомление со звуковым строением слов, формирования навыков звукового анализа и синтеза слов: определение количества, последовательности звуков в слове и составление слов с определенными звуками, понимание смыслоразличительной роли фонемы.

Главным в этой работе является формирование способности анализировать звуковой состав слов

, т.к. процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.

Дети учатся:

— узнавать, различать и выделять из слов отдельные звуки, определять их позицию в слове (начало, середина, конец слова);

— проводить анализ артикуляции звуков (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой);

— устанавливать последовательность звуков в словах.

Воспитатель должен соблюдать единые со школой условные обозначения при работе со звуками (гласные звуки обозначаются красным цветом, твердые согласные – синим, мягкие согласные — зелёным).

Буква (зрительный образ или знак звука) вводится после звука (буква демонстрируется в виде заглавной и строчной в печатном виде, в черным цвете). Далее проводиться работа по закреплению образа буквы (зашумленные буквы, разного шрифта, величины, их можно раскрасить, заштриховать, вылепить, сконструировать и т.д.).

Понятие предложения дается тоже через зрительный образ — схемы (длинная полоска бумаги — предложение, короткие полоски — слова).

Этапы обучения грамоте:

1 этап – добуквенный (подготовка к обучению грамоте): работа со звуками, слогами, словами, предложениями.

2 этап – гласные звуки и буквы (6 звуков и 10 букв, обозначающие гласные звуки).

3 этап – согласные звуки и буквы (+ 4 гласных), формирование механизма чтения.

Это делается для преемственности со школой

. Почему это важно?

Чтение и письмо – это навыки = сложные (равнозначные слова).

Навыки – это мощное понятие для ребенка, они жизненно необходимы ребенку для адаптации, чтобы выжить, постичь окружающий мир.

Навыки бывают разные по содержанию (культурно-гигиенические, самообслуживания, художественно-эстетичекие и т.д.). В эту огромную группу навыков входит чтение и письмо. Поэтому надо знать законы их формирования, а чтобы их понять и освоить – нужно время. Любой навык в среднем формируется первоначально

за 3 месяца (чистить зубы, есть, водить машину), а
закрепляется
в течение 3-х лет (это уже будет в школе).

Но чтение и письмо – это не просто навык, а очень сложный навык. После подготовки к обучению грамоте качественнее «ляжет» грамота в школе.

Исследования ученых позволили установить наиболее оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения грамоте.

Ребенок пяти лет обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала подготовки к обучению письму и чтению. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают. А вот формирование ориентировки в звуковой действительности целесообразнее начинать раньше, на пятом году, когда ребенок проявляет наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к словотворчеству, к звуковым играм. В 4, 5 года дошкольники способны выделять на слух звуки родного языка из слов (гласные и согласные). Но вместе с тем, было выявлено, что дошкольники обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте. Именно эту индивидуальную способность каждого ребенка необходимо учитывать, определяя его срок (свой для каждого ребенка) начала обучения грамоте.

В возрасте 4-х лет у детей особо выражено «языковое чутьё», интерес к языку. Если в 4 года ребёнок может 10-15 минут увлечённо заниматься развивающими играми и проявляет интерес к буквам, стоит попробовать начать занятия по подготовке к обучению грамоте. Но если Ваш четырёхлетка ещё не научился сосредотачивать внимание и целенаправленно выполнять развивающие задания, бурно реагирует на свои неудачи, нетерпелив – тогда лучше ещё подождать.

Возраст 5-7 лет для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребёнок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.

Таким образом, начинать подготовку к обучению грамоте рекомендуется после 5-ти лет, а лучше за год до школы (т.е. старший дошкольный возраст, если раньше, это уже соревнование взрослых).

Выбирая конкретную методику педагогам следует учитывать, что используемая система обучения грамоте в ДОО должна сочетаться с соответствующей системой обучения в школе, соблюдая принцип преемственности между ДОО и школой. В школах в основном ведется обучение письму звуковым аналитико-синтетическим методом, разработанным коллективом ученых на основе Д.Б. Эльконина.

С чего же начать?

К сожалению, многие взрослые начинают обучение чтению своего ребёнка с выучивания с ним всех букв. Это не совсем верный подход: он может привести к трудностям слитного прочтения ребёнком слогов и слов, а также к «механическому» чтению – в этом случае возможно возникновение ошибок при чтении и письме. Вводя своего малыша в мир чтения, Вы должны в первую очередь помнить о том, что письменная речь является отображением устной

. Поэтому знакомство с буквами и складывание их в слоги и слова на начальном этапе обучения – совсем не главное.

Слышать слово!

Итак, с чего начать занятия по грамоте? Прежде всего мы должны научить ребёнка слышать звуки нашей речи,

научить его слышать
из каких звуков состоят слова, которые мы произносим,
т.е. привлечь внимание ребёнка к звучащему слову. Давайте попробуем
переключить внимание ребёнка со смысловой стороны слова на его звуковую сторону.
И здесь нам на помощь придет игра. Поиграем с малышом в «жуков». «Какую песенку поёт жук?», — спрашивает взрослый. «
Ж-ж-ж
», — отвечают дети и, расправив крылья, летают по комнате как жуки:
ж – ж — ж.
«А давайте послушаем, есть ли песенка жука в слове
ж – ж – жук
, а других словах:
нож-ж-жницы, ёж-ж-ж, бабочка
?».

«Хлопни, если услышишь в слове звук [А]» (выделяем звук голосом, «нажимаем» на него). Начинать надо с гласных звуков, затем – [М], [Н], [Р].

«Три слова»: Я произнесу три слова, а ты назови звук, который встречается во всех этих словах (утка,
уши,ужин).
Вначале звук выделяется из начала слова, затем – из конца (
кино, пальто, окно), далее – из середины (сыр, дым, мыло
).

Есть много звуков, произнесение которых можно обыграть: протягивание звука з —

можно сравнить с песенкой и полетом комара,
ш
– с шипением змеи или шелестом травы, быстрое произнесение звука
п
– с пыхтением ёжика,
ч
– песенкой паровозика,
р
– рычанием мотора,
с
– свистом воздуха при накачивании колеса насосом (песенка насоса) и др. Каждый раз обязательно заканчивайте такую игру называнием слов , в которых «звенит комарик», «работает мотор», «цокает синичка ц-ц-ц». Старайтесь слова произносить не обычно, а особо. Так, что один звук в нём подчеркивается, произносится более длительно, чем другие, утрировано. Надо отметить, что не все звуки в русском языке одинаково легко выделяются: легче подчеркнуть те звуки, которые можно потянуть (например, свистящие, шипящие, сонорные). Гораздо труднее выделить такие звуки, как
б, п, д, т.
Но очень важно, чтобы звуки, выделяемые легко и трудно, чередовались и интонационно подчеркивались не только
в начале слов, но в середине, в конце.
И вот первый этап обучения пройден: ребёнок легко определяет, какой звук вы подчеркнули, он сам пытается или может сказать слово, интонационно выделив песенку-звук, может подобрать слова с данным звуком.

Но это ещё не значит, что ваш ребёнок научился звуковому анализу слов.

Звуковой анализ – основа грамотного письма!

Провести звуковой анализ слов

– это значить назвать звуки слова в той последовательности, в какой они в этом слове находятся. Для того чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление, его лучше материально представить. Давайте нарисуем схему звукового состава слова: в слове
мак
три звука – нарисуем три клеточки. Дадим ребенку карточку: на ней нарисован мак, чтобы было ясно, какое слово будем разбирать, а под домом – схема этого слова. Мы показываем ему, что клеточки под картинкой подсказывают, сколько звуков в слове.
«Сколько клеточек?» — «Три» — «Сколько звуков в слове?» — «Тоже три». — «Скажи словомактак, чтобы я в нем услышала первый звук». – «М-м-м — ак», — произносит малыш. «Какой первый звук?» — «М» — «Очень хорошо. Давай закроем первую клеточку фишкой, это будет какой звук?» — «М».
Можно двигаться дальше.
«Давай произнесем слово мак так, чтобы услышать второй звук».
Помогите ребёнку для первого раза, скажите вместе с ним
«ма-а-а-ак».
Нужно произносить слово и одновременно вести пальцем или палочкой-указкой по схеме и надолго остановить палец на второй клеточке.
«Какой второй звук в этом слове?»- «О» — «Давай обозначим и этот звук фишкой». «Давай найдем последний звук в этом слове».
Ведем по схеме и произносим
ма-К
. Определяем звук и ставим его на схеме.

В качестве фишек можно использовать любой материал: нарежьте из белого картона кружочки или возьмите старую мозаику и выберете из неё белые или желтые элементы. Не берите красные, синие, зелёные – они ещё понадобятся.

Хорошо бы повторить ещё раз. Но как? Снять фишки и начать всё сначала? Это неинтересно малышу. Лучше поиграть в игру «Кто внимательный?». «А теперь, — говорите вы, — я буду называть звук, а ты будешь снимать его со схемы. Проверишь себя, какой ты внимательный. Убери, пожалуйста, звук м,

звук
а,
звук
к
».

Аналогично проанализируйте слова суп, сок, нос, шар, дом, ком, сад, сук, кот, сон, рот, мох, лук, сын, кит, хор, жук, бык, лак, луч, сам, лес, сыр, сом, пух, рак.

Занимаясь с ребёнком нужно помнить, что мы его учим звуковому анализу слов, учим вслушиваться в слово, слышать звуки его составляющие по порядку, поэтому ребенок должен
называть звуки так, как они слышатся
.

На каждом занятии можно разбирать не более двух слов, но анализировать эти слова нужно
несколькими способами:
— сначала детям просто предлагается разобрать новое слово;

— затем дети под диктовку взрослого убирают фишки со схемы в соответствии с называемыми звуками по порядку;

— далее еще раз поставить фишки и называть звуки уже не в той последовательности, а вразбивку: такого рода задания побуждают ребенка ещё раз проговорить слово по звукам по схеме:

— спросить: назови, какой звук в слове «…..» третий, первый, второй;

— послушай: М
(пауза небольшая),А(пауза),К.
Если вместе, какое слово получится?
(мак).
Если малыш затрудняется, можно повторить еще раз или сократить временные интервалы между произнесением звуков. «Слушай:
м, а, к
. А вместе?»;

— проводя звуковой анализ слов, очень полезно давать задания на сравнения, сопоставления, анализ, т.е развитие речемыслительных операций. Например, найти одинаковые звуки в словах дом

и
мак, суп
и
сук,
найти разные звуки в словах
дом
и
дым, сом
и
сам, лук
и
лак, сук
и
сок, сон
и
сын.
— Более подготовленному ребенку можно дать задания со словами, которые «не имеют решения» (найти одинаковые звуки в словах дом

и
рак
).

Гласные и согласные

После того как будут проанализированы трёхзвуковые (односложные) слова, можно вводить новое – учить различать гласные и согласные.

Вам кажется, что это сложно для маленького ребёнка? Ничуть! Дайте ему возможность самому обнаружить разницу между гласными и согласными. Вот как это нужно сделать.

Выделите с детьми из односложных слов шар, дом, лук, сэр, дым, кит

звуки, которые слышатся в середине –
а, о, у, э, ы, и.
«Эти звуки необыкновенные, когда их произносишь, ничто во рту тебе не мешает – ни губы, ни зубы, ни язычок». Проверьте вместе с ним, так ли это. Пусть дети утрированно покричат эти звуки, и лучше перед зеркалом. После этого взрослый объединяет все эти звуки в одну группу и говорит, что они называются гласными. Гласные звуки мы теперь будем обозначать красными фишками.

Иногда, чтобы облегчить ребёнку различение гласных и согласных, мы говорим ему, что гласный звук можно потянуть, пропеть, а согласный звук нельзя спеть. Давая такое объяснение, мы на самом деле только запутываем ребенка: он начинает считать гласными звуки р, м, с, л, ш

, т.е. те согласные, которые можно долго тянуть и петь.

А вот если мы обратим внимание ребёнка на другую особенность согласных звуков: при их произнесении нам всегда что-то мешает – или губы, язык, то малыш уже не ошибётся.

Скажите ему: «Действительно, звук м

можно долго тянуть и даже песенку можно «промычать», но посмотри, как крепко у тебя закрыт ротик, когда ты произносишь этот звук, губы мешают ему выйти изо рта».

Теперь, когда установлена разница между гласными и согласными звуками обратите внимание на то, что согласные звуки в слове произносятся по- разному – то мягко, то твёрдо. Если вы правильно учили ребёнка называть звуки в словах, когда проводили звуковой анализ, если ребёнок называл согласный звук так, как он произносится в слове, то различение согласных на твёрдые и мягкие не вызовет никаких затруднений.

Те согласные, которые звучат твёрдо, будем обозначать синими фишками, а те согласные, которые произносим мягко — зелёными фишками. Попробуйте разобрать с малышом слова Нина (н,
и н а), луна, лиса, липа, муха, зима, мята.
Теперь ребёнок, проводя звуковой анализ слов, ребёнок должен теперь охарактеризовать каждый звук как гласный или согласный и пользоваться соответствующими фишками (данные цветовые обозначения гласных и согласных звуков соответствует орфографическому режиму в школе).

В звуковом анализе следует перейти к более сложным заданиям

: к разбору сначала четырёхзвуковых, а затем пятизвуковых слов без стечения согласных:
луна, рыба, лиса, бусы, сани, гуси, муха, вата, пила.
Затем слова типа:
сахар, волк, тигр, куст, лист, аист, паук, бинт, танк, кран, мотор.
Когда вы увидите, что ребёнок свободно проводит звуковой анализ 4-5-звуковых слов, уберите схему. Предложите ребёнку выложить фишки прямо на столе.

Когда ребенок хорошо ориентируется в звуковой стороне речи, можно начинать знакомить с буквами

. Необходимо сформировать у ребёнка чёткие образы букв.

Требует своего решения и проблема подготовки детей к письму, которая осуществляется в единстве подготовкой к обучению чтению

. Однако в практике работы обучение чтению часто не связано или опережает письмо.

В механизме письма важнейшее значение имеет взаимодействие речедвигательного и общедвигательного анализаторов. Графические навыки – это не только действия, опирающиеся на мускульные усилия, но перекодировка единиц речи в графические знаки (буквы), требующая правильного соотнесения звука и буквы, соблюдения графических и орфографических правил. Для ребенка большую трудность представляет и овладение техникой письма.

Таким образом, в содержание подготовки к письму, кроме интеллектуального и общеречевого развития, формирования фонематического восприятия, представлений о явлениях языка и речи, умений звукового анализ, включается и подготовка к овладению техникой письма.

Подготовка к овладению техникой письма.

Работа по подготовке дошкольников к обучению письму осуществляется по
четырем основным направлениям
:

1. Подготовка руки к письму.

2. Аналитико-синтетическая деятельность.

3. Подготовка к технике письма.

4. Формирование элементарных графиче­ских умений.

Каждое направление имеет свои задачи и
образовательное содержание.
Эти задачи реализуются в общей системе воспитательно-образовательной работы с детьми.

1. Подготовка руки к письму.

1.1. Развивать мелкую моторику рук.

1.2. Сформировать правильный захват орудия письма

: карандаш держат тремя паль­цами – большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а ука­зательный сверху. Верхний конец каранда­ша направлен в плечо. При правильном за­хвате указательный палец должен легко приподниматься, при этом карандаш не па­дает.

Для развития щепоти используются паль­чиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев), упражнения с ка­рандашом («Покрути карандаш двумя паль­цами, тремя пальцами»), игровые упражне­ния типа «Посолим суп».

1.3. Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки

, которое подразумевает быс­трое чередование силового напряжения и расслабления. (Силовое напряжение – когда пишем сверху вниз; расслабление — когда пишем снизу вверх.) Формирование правильного распределе­ния мышечной нагрузки руки осуществляет­ся в играх типа «Мозаика», «Лего», «Конст­руктор», при работе со штампами, в ручном труде (например, манипуляции с иголкой), в процессе лепки.

2. Аналитико-синтетическая деятель­ность.

Процесс письма подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графи­ческого образа букв. Старшие дошкольники работают только с печатными буквами.

2.1. Анализ и синтез графических, услов­ных изображений предметов

.

Игровые упражнения данного направле­ния предшествуют работе с буквами. Они основаны на анализе и синтезе упрощенных графических изображений, состоящих из знакомых детям элементов (что позволяет ребенку назвать части, из которых состоит рисунок).

2.2. Анализ образа букв.

Этот процесс состоит из умения ребенка определять:

— количество элементов (сколько элемен­тов составляет букву?);

— характеристику элементов (какие это элементы?);

-пространственное расположение эле­ментов в букве.

2.3. Синтез образа букв.

Дошкольник не должен писать буквы. Не­обходимо подготовить образ буквы из бумаги, разрезать на элементы и попросить ребенка воссоздать образ путем составле­ния из элементов.

2.4. Дифференциация образа букв.

В игровых упражнениях ребенок сопос­тавляет, сравнивает схожие по написанию буквы.

3. Подготовка к технике письма.

3.1. Развивать пространственную ориен­тировку

.

В зависимости от своих возможностей ребенок учится ориентироваться в прост­ранстве относительно себя, относительно какого-либо предмета и относительно чело­века, стоящего напротив.

Прежде всего ребенок должен знать, где у него правая (левая) сторона туловища. Во время физкультминутки отработать знания детей по ориентировке как в своих частях тела, так и ориентировке относи­тельно себя (над головой – верх, под нога­ми – низ, за спиной – сзади, перед собой -спереди).

При выполнении заданий по ориентиров­ке используются игровые упражнения типа «Ты направо (налево, вверх, вниз) посмотри. Что ты видишь, назови».

Самым сложным для ребенка является ориентировка по отношению к человеку, который стоит напротив. На практике это может быть педагог. «Зеркальное» отраже­ние ребенок запоминает труднее, но и это он должен усвоить с помощью упражне­ний.

Полученные знания по ориентировке в пространстве дети должны «перенести» на лист бумаги (половина формата А4). На­сколько правильно ориентируется ребенок на листе, можно определить с помощью диктанта (каждое последующее задание дается после выполнения детьми предыдущего): «Перед вами лежит лист бумаги. Нарисуйте в правом верхнем углу солнышко. В нижнем правом уг­лу нарисуйте цветок». Диктант продолжается, пока не будут заполнены все углы и середина листа.

Для выяснения представлений ребенка о пространственных отношениях между пред­метами можно использовать сюжетную кар­тинку. Задания типа:

— показать, какая из птиц сидит на дереве вверху, а какая – внизу, какая из них сидит выше, а какая ниже;

— показать, что на картинке изображено далеко, что близко;

— сравнить предметы, изображенные на картинке, между собой (выше – ниже, впе­реди – сзади, справа – слева);

— назвать расположение изображений по отношению к ребенку.

У детей, испытывающих трудности в раз­личении левой и правой сторон, при обуче­нии грамоте часто возникают затруднения в усвоении зрительного образа букв (наблю­дается склонность к их «зеркальному» изоб­ражению). Поэтому на занятиях с таким ре­бенком следует использовать дополнитель­ные пояснения и достаточное количество упражнений для определения формы, вели­чины предметов, их пространственного рас­положения по отношению к самому ребенку и друг к другу.

3.2. Развивать чувство ритма.

Учить детей слышать ритм и воссоздавать его (по образцу и собственный), фиксиро­вать ритм посредством ритмических рисун­ков (бордюров) и читать их.

Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок способствует развитию коорди­нации, общей и тонкой произвольной мото­рики. С помощью стихотворной ритмики вы­рабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память. Движения с музыкальным сопро­вождением положительно влияют на разви­тие слуха, внимания, памяти, формируют временную ориентировку, то есть способ­ность уложить свои движения во времени в соответствии с различным метроритмичес­ким рисунком музыкального произведения.

То же можно сказать и о выполнении рит­мических упражнений в письме. В упражне­нии «Бордюр» ребенок первоначально не видит повторяемости элементов (ритма). В данном случае ритм как понятие является новым. Необходимо соединить в представ­лении ребенка ритм как движение и навыки письма (рисунка).

3.3. Познакомить с разлиновкой и на­учить ориентироваться в ней

.

В рамках подготовки к обучению письму детей знакомят с понятием «разлиновка», с разлиновкой «линейка», с дополнительными опорными линиями. Через игровые упраж­нения закрепляют умения ориентироваться в «линейке», а затем печатать в ней элемен­ты букв. Печатание букв школьного шрифта может выполняться только тогда, когда ребенок сам хочет это делать и когда сформированы предпосылки к письму.

В до­школьном учреждении дети, в силу своих возрастных особенностей, способны по­нять и запомнить правила письма в разли­новке.

3.4. Познакомить с правилом проведения
горизонтальных и вертикальных линий
и за­крепить его в практических упражнениях игрового характера.

Правило: все горизонтальные линии ведутся слева направо, все верти­кальные и наклонные – сверху вниз.

Сначала ребенка обучают ставить точки, с которых начинается печатание и письмо, за­тем – рисовать стрелочки, указывающие на­правление движения руки. Необходимо, чтобы движение действительно начиналось в нужной точке и ребенок научился пони­мать, чувствовать, что рука может двигаться в разных направлениях согласно заданию и правилам письма. При этом торопить его не следует.

Важно также объяснить детям, какие ли­нии считаются параллельными. Нарушение параллельности необходимо показывать на­глядно.

4. Формирование элементарных гра­фических умений.

4.1.Упражнять в осознанном печатании
элементов букв
(в учебной разлиновке и без нее).

4.2.Проводить упражнения, подготавли­вающие к написанию элементов школьного
шрифта
(«Клубочки», «Волны»).

В занятия включаются следующие виды работ

: игровые упражнения для тренировки движений пальцев рук и кистей, упражнения на развитие пространственной ориентировки, письмо графических элементов (5 – 10 мин.), зрительный или слуховой диктант.

Большое значение также имеет изобразительная деятельность.

Организуя работу по обучению грамоте, воспитателю всегда необходимо помнить главное: учитывать особенности ребенка-дошкольника, его интересы и потребности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]