Конспект ООД по ИЗО «Бабочки» (техника «монотипия предметная»)план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему


Ход НОД

— Ребята, я сейчас загадаю вам загадку,а вы должны будете отгадать о ком она:

«А вы знаете цветы

могут лепестки сложить

и мгновенно в воздух взмыть.

Что за цветы летают?

Как их называют?»(бабочки)

— Правильно! А как вы догадались, что загадка про бабочек? (По словам- лепестки сложить и в воздух взмыть)

. А с чем сравнивается
бабочка в загадке? (С цветами)
.

— Жизнь бабочек коротка. Самая благодатная пора для них ЛЕТО. Бабочки летом весело порхают в саду, на лугу, в поле, радуя нас всеми цветами радуги. А чем питаются бабочки? Кто знает? (Ответы детей)

.

Порядок выполнения рисунков в технике монотипия

Чтобы дети не потеряли интерес, совершенствовали навыки рисования и развивали воображение рисование в технике монотипии проводят от простого к сложному. Дети 2–4 лет создают образы симметричных объектов, затем — композиции. В старшем дошкольном возрасте осваиваются пейзажи.

Поэтапное рисование бабочки

  1. Первоначально дети учатся подготавливать лист бумаги. Квадрат или прямоугольник складывается пополам, обозначается середина изображения. Воспитатель помогает.

    Первый этап — подготовка листа бумаги

  2. На одной половине листа рисуется часть изображения: верхнее и нижнее крылья бабочки. Могут быть обозначены туловище, голова и усик (по возможностям детей). Непринципиально, на какой половине листа будет рисунок. Как правило, правши рисуют основу для монотипии справа, левши — на левой стороне листа.

    На одной половине листа рисуется часть изображения

  3. Пока краски не высохли, бумажный лист складывается по линии. Сверху нужно хорошенько надавить ладонью и пригладить лист. Раскрываем — получилась бабочка!

    Для младших дошкольников задание считается выполненным, когда отпечаток получился

  4. Детям 3–4 лет предлагается дополнить рисунок бабочки: нарисовать глазки, узор на крыльях, попробовать сделать обводку.

    Детализировать и украшать рисунок увлекательно, но самым маленьким это сложно

Поэтапное рисование дерева

  1. Необходимо показать детям, что монотипию можно создавать на листе разной формы (прямоугольной, квадратной) и с разной ориентацией (горизонтальной, вертикальной). Для рисования вытянутых в вышину предметов лист кладётся вертикально.

    На прямоугольном листе рисуется часть дерева

  2. По мокрой краске рисуются дополнения более тёмного оттенка.

    Рисуя в технике монотипия, дети развивают чувство цвета

  3. Благодаря использованию нескольких оттенков зелёного получается реалистичный цвет кроны и травы.

    Монотипия «Дерево» может использоваться для коллективной композиции «Лес»

Поэтапное рисование цветов

  1. Для рисования цветочной композиции в технике монотипия на одной стороне листа изображается несколько растений и половина предмета, если есть (ваза, горшок).

    В технике монотипия дети осваивают рисование простой цветочной композиции

  2. Зеркально отпечатывается изображение и получается пышная композиция (по замыслу) — цветочный куст или букет.

    Отпечатанное изображение составляет симметричную композицию

  3. Остаётся прорисовать детали: серединки цветов, прожилки листьев, обозначить лепестки. Горшок или вазу следует обвести.

    Прорисовка деталей оживляет цветочную композицию

Поэтапное рисование платья

  1. К листу с обозначенной границей прикладывается трафарет «Платье». Воспитатель проверяет, чтобы середина шаблона совпадала с серединой листа. Дети обводят карандашом трафарет.

    Нарисовать симметрично платье дети не могут, им предлагается обвести шаблон-заготовку

  2. Одна часть платья заливается основным цветом.

    Выбор цвета для платья можно оставить за ребятами

  3. Сверху невысохшей краски наносится простой узор: тычки, мазки.

    Самый простой узор для платья — мелкие тычки

  4. Рисунок отпечатывается — платье равномерно окрашено с интересными разводами и узорами.

    Монотипия позволяет не просто раскрасить шаблон, а сделать симметричный узор на нём

  5. Когда рисунок высох, дети вырезают платье по контуру.

    Монотипию вырезают дети самостоятельно безопасными ножницами, или им помогает воспитатель

Поэтапное рисование зимнего пейзажа

  1. Первым рисуется фон: небо и вода.

    Для зимнего пейзажа цвета подбираются холодные

  2. Отпечатываем и раскрываем лист. Рисуем зимний лес: подойдёт синяя, голубая, сиреневая или серая краска.

    Пейзаж создаётся в несколько этапов отпечатывания

  3. Пейзажная монотипия строится на зеркальном принципе: предметы (деревья, домики, корабли) отражаются в воде.

    Отпечаток в пейзажной монотипии — это отражение предметов

Поэтапное рисование зимнего дерева (на плёнке)

  1. Особый вид монотипии — отпечатывание рисунков со стекла, пластики или плёнки. Изначально изображение создаётся на гладкой поверхности, и оно может быть любым (несимметричным). Рекомендуется рисовать гуашью, акварель будет собираться на плёнке капельками.

    На гладкой поверхности создаётся рисунок тонкой кистью

  2. Если гуашь подсохла, пока создавалось изображение, сверху чистой кистью следует нанести немного воды.

    Изображение на плёнке должно быть влажным, чтобы получился отпечаток

  3. На плёнку или стекло кладём лист бумаги, прижимаем и проглаживаем. Зимнее дерево получилось!

    Занятия по монотипии на плёнке проводятся с воспитанниками старших групп

Готовимся рисовать с дошкольниками в технике монотипия

Монотипия — нетрадиционная техника рисования. Художественные образы создаются отпечатыванием части изображения или полноценной композиции. Работы, созданные в технике монотипии, симметричные или имеют в основе зеркальный эффект.

Рекомендуем ознакомиться подробнее с нетрадиционными техниками рисования в статье.

У детей дошкольного возраста формируются пространственные представления. Они пока не владеют умением рисовать с учётом симметрии. Монотипия станет эффективным приёмом по ознакомлению ребят с этим понятием.

Подготовка к знакомству с монотипией начинается с выбора материалов и сюжета для рисования

Интересный факт. Монотипия связывает искусство и психологию. В 1921 г. швейцарский психиатр Герман Роршах разработал тест. Он показывал пациентам 10 картинок-монотипий и просил озвучить ассоциации. Эти монотипии (пятна Роршаха) до сих пор используют для определения внутреннего состояния людей.

Монотипия лежит в основе изображений известного психологического теста

Материалы для рисования монотипией

Для занятий по рисованию в технике монотипия подготовьте необходимые материалы.

  • Бумага для рисования. Не рекомендуется использовать офисную бумагу и тетрадные листы — от контакта с водой они промокают и могут порваться.
  • Кисти, спонжи. Кисточки подойдут любые, средней толщины. Для ребят постарше потребуются тонкие кисти. Спонжи заменят кусочки хозяйственной губки.
  • Краски: акварель,
  • гуашь.
  • По задумке могут потребоваться простой карандаш, ножницы, плёнка или пластик.
  • В домашних условиях или на индивидуальном занятии со старшими дошкольниками можно использовать акриловые краски. Мы с детьми делали открытки с их помощью. Монотипичные работы отличаются чёткостью изображения и яркостью.

    Для занятия по монотипии в детском саду не требуются специальные материалы и инструменты

    Таблица: приёмы рисования с учётом возраста детей

    Приём рисованияПрименение в технике монотипияВозрастная группа
    Рисование пятен и линий
    • Рисование симметричных объектов: бабочка, яблоко, лист, цветок, ёлочка.
    • Создание первых симметричных композиций: ваза с цветами, птички на траве.
    Первая и вторая младшие (1,5–4 года)
    Тычки
    • Рисование объектов с пятнистым узором: мячик, платье, бабочка.
    • Изображение деталей при помощи тычка: шарики на ёлке, одуванчики на поляне, яблоки на дереве.
    Вторая младшая и средняя группы (3–5 лет)
    Заливка фона
    • Оформление пространства для будущей монотипии: небо, поляна, фон для открытки.
    • Заливка фона как элемент композиции в технике монотипия: предметы и их отражение в воде (пейзажи).
    Старшая и подготовительная группы (5–7 лет)
    ОбводкаПрорисовка контура получившегося изображения: выполняется карандашом, фломастером или тонкой кистью.Начиная со средней группы
    Штриховка, детализацияПрорисовка деталей на изображении: травинки на поляне, прожилки на листе, узор на крыльях бабочки, ветки деревьев в пейзаже.Подготовительная группа

    Каждый ребёнок развивается в своём темпе, и у него формируется собственный вкус. Индивидуализируйте задания! Когда одни дети справляются с пятнами и линиями, некоторые уже пробуют обводить контуры.

    Учитывайте возраст детей: создать пейзаж в монотипии сумеют старшие дошкольники

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]