Конспект занятия по ознакомлению детей с гжельским народным промыслом «Сказочная гжель» в подготовительной группе.план-конспект занятия (подготовительная группа)

Искусство народа и его творчество неизменно отражают его самобытность и духовное богатство. Одним из таких широко известных русских народных промыслов является гжель. Непревзойденное искусство филигранной росписи на глиняных изделиях и особенности рисунка позволяют с полной уверенностью назвать гжель достоянием России. Этот народный промысел с многовековой историей и сейчас пользуется огромной популярностью. Гжель не только радует глаз неповторимым и затейливым орнаментом, но и погружает в загадочный и интригующий сказочный мир.

История гжели и её истоки

Название этого народного промысла связано с селом Гжель, находящимся в Московской области. Место это очень живописное, но не плодородное. Долгое время жители этого села пытались заниматься сельским хозяйством. Однако, их время было потрачено впустую. Все неудачи были связаны с огромным пластом белой глины, залегавшим практически на поверхности. После того, как стало известно о высоком качестве этой глины, о том, что из нее получается отличный фарфор, зародился народный промысел, связанный с изготовлением различный гончарных изделий. Местные мастера создавали не только посуду, но и детские игрушки. Первые изделия гончаров этой местности известны еще с 1320 года.

Постепенно, оригинальный рисунок, неповторимая роспись и удивительная самобытность гжели стали очень популярными, а отдельные мастерские объединились в большие производства.

Существует мнение о том, что по началу этот народный промысел называли «жгель», а затем для удобства произношения перешли на слово «гжель». Само же название села означало «жечь».

История искусства гжели

Истоки росписи лежат в старинном подмосковном районе, который славился своей неплодородной почвой. Сколько бы пахари ни трудились на ней, богатым урожаем матушка-земля не радовала. Причина скрывалась в том, что вместо чернозема на этой территории располагался пласт белой глины высокого качества.

Первыми открывателями месторождения стали аптекари. Для проведения опытов в области алхимии и создания лечебных настоек они пользовались посудой, слепленной из белоснежной глины.

Чуть позже в Гжели наладили гончарное производство, которое радует людей красивой продукцией более четырехсот лет. Наименование села происходит от слова «жечь». Существует версия, что изначально ремесло называли «жгель». Впоследствии для собственного удобства люди поменяли буквы местами и получили «гжель».

Однако согласно археологическим раскопкам, еще в начале четырнадцатого век в районе речушки Гжелки местные умельцы освоили гончарное производство. Это был знаменитый на весь мир гжельский фарфор.

Изделия отличались практичностью и высоким качеством. Впервые упоминание о регионе встречается в летописях, датированных 1320 годом.

Красивая природа, гладь полей, плеск волн, лесная дубрава – все это вдохновляло обитателей Гжели на занятия искусством. С давних времен местные мастера прославляли небольшое поселение керамическими изделиями. Причем изготавливали не только чашки и горшки, но и черепицу, изразцы и детские игрушки.

Майолика

В 1724 году на дороге, ведущей в Гжель, Афанасий Гребенщиков организовал первую фабрику по созданию продуктов Зенина. Существует версия, что их получали из Китая. Изделия представляли собой пористые майолики большого размера, созданные и эмалированной глины яркой расцветки.

Гончары из Гжели доставляли промышленнику сырье и одновременно создавали вещи на заводе, изучая правила технологического процесса. Изначально ассортимент продукции был скудным. Фабрика специализировалась на изготовлении трубок для табака и плитках. Затем начали создавать столовые принадлежности и фигурки небольшого размера.

В 1757 году после смерти Гребенщикова, в производстве наметился спад и к 1770 оно полностью прекратило свое существование. Однако к этому моменту в Гжеле уже появились собственные мастера, специализирующие на изготовление майолики. Их продукция пользовалась невероятным спросом.

Все изделия ремесла можно условно классифицировать на три категории:

  • Дешёвая посуда.
  • Дорогостоящие сосуды. Их использовали для декорирования стола и интерьера.
  • Мелкая пластика: фигурки животных и статуэтки, передающие бытовые сюжеты.

Наибольшим спросом у потребителей пользовались кувшины в форме клюва под названием кумганы. Майолики окрашивали жидкой эмалью. Сначала мастер с помощью темных красок очерчивал контур картинки. Затем рисунок закрашивали фиолетовым, красным, зеленым или синим цветом.

Ремесло требовало от умельцев наносить четкую картинку, поскольку в дальнейшем внести в нее корректировки практически нереально.

Полуфаянс

В начале девятнадцатого столетия на смену майолики, которая требовала серьезных финансовых вложений, пришел полуфаянс. В основе сырья лежала гжельская глина, соединенная с разнообразными примесями.

Красящее вещество наносили на обожжённое изделие, сверху покрывали глазурью и вновь отправляли в печь. Изначально роспись была полихромной, позже ее заменили на голубой оттенок.

Главная отличительная черта гжельского полуфаянса – контрастность между синей расцветкой и белоснежным фоном. По сравнению с майоликой претерпела изменения и сама роспись. Вместо разноцветного контура стали практиковать нанесение рисунка кистью. В основном для украшения использовали растительные и геометрические узоры. Вернуться к оглавлению

Фарфор

Первые изделия из фарфора появились в начале девятнадцатого века. Производство запустил Павел Куличков в 1802 году. Готовый товар он поставлял в Москву, где подобная продукция была в диковинку. Многие конкуренты пытались разгадать секрет успеха Куличкова, выведать технологию производства.

Некоторым обитателям Гжели это удалось и в скором времени на территории населенного пункта появилось сразу несколько мануфактур, выпускавших фарфоровые изделия высокого качества. Часто владельцы мастерских покупали заготовки на заводе Куличкова, а после раскрашивали их под собственным брендом.

Фарфор девятнадцатого века отличается эмпирическим стилем. Гжельцы заимствовали характерные для него формы, но интерпретировали на свой лад. Помимо цилиндрических и яйцевидных изделий мастера создавали кратерообразные чашки с изогнутыми ручками. Самый популярный орнамент – цветы и меандры.

Особенности промысла гжель

Отличием гжели от других народных промыслов, позволяющее с уверенностью называть ее уникальной, самобытной, неповторимой и оригинальной частью русского художественного творчества является необычность росписи и, конечно, ручная работа. Основной особенностью гжели является узор в синих тонах на белоснежном фоне и рисунок, представляющий сложный растительный орнамент. Благодаря контрасту кобальтовой краски и белого фона, создается неповторимая яркость цвета, которая неизменно притягивает взгляд и заставляет восхищаться работой мастера снова и снова.

Кроме того, рисунок наносится под глазурь и только потом изделие обжигают. Кобальт — одна из немногих красок, которая выдерживает температуру печи в 1300 градусов.

Разнообразие форм гжели

Изделия из гжели отличаются не только огромным разнообразием рисунков и оригинальным орнаментом, но и широким выбором форм.

Мир гжели представлен такими предметами, как:

• Чайные пары • Сервизы • Вазы для цветов • Заварочные чайники • Сахарницы • Розетки для варенья • Самовары • Сувениры

Прекрасным и необычным подарком помимо выше перечисленного являются: штофы, плакетка, кумган.

Штоф представляет собой сосуд четырехгранной формы с коротким горлышком и пробкой. В старину его использовали для хранения крепких спиртных напитков. Плакетка, выполненная в технике гжель, представляет собой расписную декоративную тарелку и служит прекрасным украшением интерьера. Кумганом называют сосуд с узким горлом, тонким носиком, ручкой и крышкой. Ранее его использовали для мытья рук и ног, а в настоящее время, благодаря мастерам гжели, он является прекрасным и памятным подарком.

Гжель представлена и богатым разнообразием сувениров. Среди них выделяют фигурки животных, героев народных сказок, снеговиков, рыб, матрешек и т. д. Некоторые из изделий посвящены представителям различных профессий, сделаны в виде первого листка календаря, или имеют форму колокола.

Конспект занятия по рисованию для детей средней группы. Бело-голубая гжель

Конспект совместной деятельности детей и педагога (ООД).

Изобразительная деятельность( рисование) средняя группа.Тема: «Бело-голубая гжель».
Автор: Бырова Алла Алексеевна, воспитатель ГБОУ СОШ №10 СПДС «Ягодка», г.Жигулевск
Вид детской деятельности: изобразительная (декоративное рисование).Тема: «Бело-голубая гжель».
Цель: Формировать интерес детей к народным промыслам, развивать творческие способности детей. Интеграция образовательных областей: Художественно-эстетическое развитие:
-Формировать у детей умения различать хроматические цвета; — Формировать умения детей смешивать краски для получения новых оттенков; — Формировать умения детей рисовать кистью разными способами ( «мазками», «пятнышками»); — Дать первоначальные знания о технике рисования гжельских узоров; — Дать первоначальные знания об оттенках синего ; -Сформировать композиционные умения.
Познавательное развитие:
-Формировать у детей представления о народном промысле (гжель); -Дать первоначальные знания о гжельских мастерах. Социально-коммуникативное развитие: -Развивать интерес детей к творчеству гжельских мастеров; — Развивать интерес детей к изобразительной деятельности.
Физическое развитие:
-Развивать двигательные навыки под музыку согласно тексту.
Материалы и оборудование. Стимульный материал: -стихотворение, видеоролик, значки «Мастер». 2.Материалы для деятельности детей: Материалы для представления заданий и результатов деятельности: -цветные карточки. Материалы для преобразования и трансформации: -шаблоны матрешек и шаблоны узора для каждого ребенка. Материальные средства для деятельности детей: -гуашь, кисти, стаканчики-непроливайки, фартуки, палитра, мольберт, ватман, клей ПВА. 3.Дидактический материал: -видеоролик. 4.Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей: -проектор, интерактивная доска, магнитофон. Методы и приемы: 1.Чтение художественной литературы. Незатейливый узор Их оттенки сказки, Глина белая , фарфор- Атрибуты сказки. Словно детская рука На кусочках глины Рисовала в три мазка Синие картины. 2.Беседа. Вопросы для беседы: -Какую сегодня мы с вами будем использовать роспись? -Какие основные цвета в этой росписи? 3.Дидактическая игра «Хлопни в ладоши». 4.Рефлексия. Конструктор совместной деятельности педагога и детей.
Этап Мотивационно — целевой

Деятельность педагога: 1.Предлагает детям прослушать стихотворение и ответить на вопрос «Какую роспись мы с вами будем использовать?» Деятельность детей:1.Слушают, отвечают.

Этап Содержательно — деятельностный

Деятельность педагога:1.Предлагает ответить на вопрос какие цвета используют гжельские мастера в своих работах. Деятельность детей:1.Отвечают. Деятельность педагога:2.Предлагает поиграть в дидактическую игру «Хлопни в ладоши», где дети хлопают в ладоши, увидев оттенки синего цвета. Деятельность детей:2.Играют. Деятельность педагога:3.Предлагает посмотреть ролик и ответить на вопрос: «Как прикладывает мастер кисточку к изделию?».Поощряет активность детей. Деятельность детей:3.Смотрят,обсуждают,анализируют Деятельность педагога:4.Предлагает одеть фартуки ,чтобы стать настоящими гжельскими мастерами. Деятельность детей:4.Надевают фартуки. Деятельность педагога:5.Показывает готовое изделие. Деятельность детей:5.Обсуждают, рассматривают.
Деятельность педагога: 6. Предлагает двигаться под музыку Чудо — птицы прилетели (взмахи вверх руками) Прилетели к нам из Гжели (руки опустили) На ветвях они присели (присесть). Деятельность детей:6.Двигаются под музыку и слова. Деятельность педагога:7.Предлагает продолжить работу: -обвести по контуру шаблон. -нарисовать краской узор. 7.Деятельность детей:Самостоятельно выполняют работу.
Оценочно- рефлексивный.

Деятельность педагога:1.Предлагает расположить готовые матрешки на плакате . Деятельность детей:1.Располагают свои работы. Деятельность педагога:2.Предлагает присвоить детям знак «Мастера» и наградить памятными значками. Деятельность детей:2.Подходят по одному , остальные хлопают в ладоши. Деятельность педагога:3.Спрашивает что понравилось, запомнилось. Деятельность детей:3.Отвечают.

Рекомендуем посмотреть:

План-конспект НОД для детей средней группы. Дикие животные План-конспект НОД для детей средней группы. Моя Родина План-конспект НОД для дошкольников средней группы. Тема: Транспорт Конспект НОД для детей средней группы «Геометрический калейдоскоп»

Похожие статьи:

Конспект занятия в детском саду в средней группе. Профессия спасатель

Конспект занятия в детском саду «Свойства дерева». Средняя группа

Конспекты занятий в средней группе детского сада

Занятие в средней группе детского сада. Профессии людей сельской местности

Занятие в средней группе по социально-коммуникативному развитию

Способ изготовления изделий промысла гжель

Создание изделий под гжель требует от мастера необыкновенной четкости, кропотливости и невероятного полета фантазии. Посуда может быть изготовлена из фарфора или майолики. Отличие состоит в том, что фарфор представляет собой белую глину. Он более хрупкий и тонкий. Майолика производится из красной глины и отличается большей прочностью.

Весь процесс изготовления можно условно разделить на пять этапов. К ним относятся:

• Создание заготовки • Подготовка к росписи и первый обжиг • Контроль и отбраковка изделий • Роспись • Второй обжиг

Процесс заготовки представляет собой создание из глины формы под фарфор или майолику по эскизам художника. Делается такая заготовка на гончарном круге, но не руками, а специальными щипцами. После того, как форма из гипса готова, в нее заливается жидкая фарфоровая масса, которая постепенно застывает. Гипс хорошо впитывает влагу, поэтому фарфор быстро застывает.

Важной особенностью создания гжели является то, что все элементы посуды, от ручек, до рельефных узоров изготавливаются в разных формах. Это требует особой аккуратности и внимательности от мастера.

Следующим этапом является подготовка к росписи. Она включает в себя шлифовку изделия и его обжиг.

Для того, чтобы рисунок ложился ровно и аккуратно, вначале каждое изделие зачищается специальным ножиком и шлифуется. Это процесс проводится вручную. Затем происходит замывание мест креплений различных частей изделия, а остальные неровности сглаживаются с помощью поролонового валика. После этого, изделие отправляют в печь на обжиг, который длится около восьми часов.

После обжига обязательно проводится контроль за качеством изделия и наличием в нем дефектов. Их выявляют с помощью раствора фуксина. Это вещество накапливается в неровностях фарфоровых изделий и приобретает ярко-красный цвет. Таким образом, становятся видны неровности или некачественные стыки в изделии. Далее, проводится удаление недостатков с помощью шлифовки валиком или замывания. В случае, когда дефект устранить не удается, изделие отправляют в брак и переплавляют.

После этого, начинается роспись. Каждый мастер отличается своей неповторимой методикой нанесения узоров и подписывает в конце свою работу. Затем, опорные части изделия обрабатывают парафином. Для этого, мастер вручную окунает посуду в ванну с горячим парафином. Затем, изделие окунают в глазурь и отправляют на второй обжиг. Он длится достаточно долго, восемнадцать часов. Именно благодаря подглазурной росписи насыщенность цвета долгое время остается прежней. Такие изделия можно мыть не только вручную, но и в посудомоечной машине.

Таким образом, каждый из этапов работы выполняется вручную. Такой труд очень кропотлив, поэтому, на заводах по производству гжели работают в основном женщины.

После обжига, изделие приобретает свой конечный вид и подлежит последующей фасовке.

Как отличить подлинное изделие от подделки

Гжельская посуда – это знак качества. Ее высоко ценят в России и за границей. Но при этом сохраняется риск столкнуться с подделкой. Как правило, их качество оставляет желать лучшего, а для нанесения узора используют обычную краску.

Распознать оригинальную продукцию можно по следующим признакам:

  • Поверхность керамического или фарфорового изделия абсолютно гладкая. Фон – белоснежный.
  • На донышке вещи стоит фирменный знак – лебедь либо четкими и крупными буквами написано «Гжель». Слово должно быть обведено в овал.
  • На дорогостоящих товар ставят о и наносят фамилию мастера.
  • Настоящая гжель отличается прочностью, поскольку для ее изготовления берут белую глину с добавлением кварцевого песка.
  • Изображение детально прорисовано.
  • Изделия имеют простую форму, без лишней вычурности.

Особенности росписи под гжель

Неповторимость, изящество и невероятную красоту изделиям из гжели придают особенности их росписи. К ним можно отнести:

• Белоснежный фон • Насыщенно-синий рисунок • Глазурирование поверхности • Многообразный и сложный растительный орнамент • Ручную работу

Применение всего двух цветов и неповторимость образов позволяют создавать уникальные шедевры народного творчества, поэтому, двух одинаковых изделий из гжели не существует.

Узор будущего изделия вначале тщательно продумывается, а только после этого, наносится на фарфоровую поверхность. Древние мастера наносили рисунок сразу, без предварительного эскиза. Свое вдохновение они черпали у природы или в картинах народной жизни. Роспись производится раствором окиси кобальта, который после обжига приобретает насыщенно-синий цвет. Его наносят специальными беличьими кисточками.

Существует еще одна разновидность росписи в стиле «гжель», которую называют майоликой. Ее особенность состоит в том, что на белоснежную поверхность наносят не один цвет, а целых пять.

Много веков назад мастера гжели старались отобразить в своем искусстве свое видение окружающего мира, картины городской и сельской жизни, необъяснимые природные явление, свои мысли и фантазии. Основываясь на этом, общую стилистику росписи можно разделить на три основных группы:

• Орнаментальная • Растительная • Сюжетная

Орнаментальный узор оригинален, необычен и в нем можно проследить определенную ассоциацию. Самыми распространёнными орнаментальными узорами являются: капли, усики, травинки, жемчужины, гребенки. Кроме того, по бортику и по кайме традиционно наносится узор «шашечки», который представляет собой цепочку из синих квадратиков.

Растительный рисунок считается классическим для гжели. Он, как правило, достаточно стилизован, но всегда можно отличить одно растение от другого. Чаще всего мастера изображают на изделии из гжели ягоды, травинки, черенки, цветы. Гирлянды из ягод на фарфоре могут легко переплетаться с колосьями пшеницы или буйством цветочных узоров. При этом, ягоды крыжовника легко можно отличить от смородины.

Часто орнаментальная роспись комбинируется с растительным узором.

Сюжетный рисунок появился одним из первых. Он представлял собой картины из жизни, окружавшей мастера. Это могли быть красивые пейзажи, веселые ярмарки, катание на санях, красочные явления природы.

Современные мастера гжели

Благодаря творческому наследию, которое оставили древние мастера гжели, их современные последователи смогли не только возродить этот великий народный промысел, но и внести в него ноты современного искусства, особенности быта и своеобразие взглядов настоящего времени. В конце 19 века стала набирать популярность современная гжель, однако, расписывали в основном простые фигуры и рисунок был не столь затейливым, как у древних мастеров. Постепенно, стали осваивать фарфоровую скульптуру и декоративные вазы, к традиционному гжельскому рисунку добавляли новые оригинальные виды.

Таким образом, благодаря современным мастерам, произошло возрождение гжели, она приобрела новые интересные методики, захватывающие сюжеты и особенный стиль. Сейчас эти изделия широко востребованы во всем мире и являются неотъемлемой частью русского народного творчества.

Гжель была и остается непревзойдённым символом огромной творческой фантазии и высочайшего мастерства русского народа. Этот промысел является своеобразной книгой истории, которая бережно хранит в себе отпечаток времени, в которое он был создан, погружает в мир, полный невероятных чудес и неповторимых красок, рассказывает о том, как жили наши предки. Однако, популярность гжели заключается и в том, что она способна отображать и картины современности, помогаю людям взглянуть на себя со стороны, увидеть насколько красив и удивителен окружающий мир.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]