Хохломская роспись: поэтапное рисование. Как научиться рисовать «хохлому»

Слово «Хохлома» – имеет несколько значений. Хохлома – это название одного из самых известных и популярных видов русского народного промысла, которым уже несколько веков занимаются жители Заволжья. Этот вид росписи широко известен и в России, и за рубежом. Золотая хохлома – так называются и сами произведения народного декоративного искусства, пламенно-яркие, пышущие золотом и сочным орнаментом. И наконец, «Хохлома» — это название старинного русского села Нижегородской губернии, торгового центра, куда безымянные мастера привозили свои деревянные произведения искусства. Затем купцы развозили изделия по всей России и во многие страны.

Виды народных промыслов и росписи

Русские края богаты и разнообразны как своими пейзажами, так и обычаями и традициями. Во многих местах даже есть свой диалект. Все это формировало культуру и художественное творчество каждого уголка нашей страны. С давних пор сложились отличающиеся между собой традиции народных промыслов. К наиболее известным относятся следующие:

  • дымковская, филимоновская, богородская игрушка;
  • гжельская керамика;
  • вологодское и вятское кружево;
  • тульские самовары;
  • ростовская финифть;
  • мстерская, федоскинская, палехская миниатюра;
  • жостовские подносы;
  • городецкая, хохломская роспись.

Каждая из них весьма самобытна и уникальна, но все они отражают культуру и духовность русского народа.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе: Хохлома

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Золотая хохлома. Роспись тарелки по мотивам хохломской росписи» (выполнено в нетрадиционной технике: восковые карандаши и акварель).
Автор работы: Кокорина Татьяна Николаевна педагог дополнительного образования по ИЗОдеятельности. МБДОУ № 202 Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» Описание: данный конспект будет интересен воспитателям старших и подготовительных групп, педагогам дополнительного образования по изодеятельности, а также просто творческим людям. Цель: расширение знаний о народном промысле хохломская роспись. Задачи: — сформировать представление детей о появлении посуды в древнее время; — рассказать о появлении хохломской росписи; — учить последовательно выполнять работу в нетрадиционной технике; — учить красиво располагать узор по всей поверхности тарелки; — способствовать развитию эстетического вкуса; — способствовать развитию мелкой моторики рук, через рисование мелких завитков; — воспитывать интерес к народным промыслам России, гордость за наших мастеров; — воспитывать интерес к рисованию, через использование нетрадиционных техник. Предварительная работа: изучение посуды, народных промыслов на занятиях по окружающему миру. Методические приёмы: рассказ, беседа-диалог, наглядный материал, практическая работа. Ход занятия: Воспитатель — Каждый день мы пользуемся разной посудой: кухонной, столовой, чайной. Эта посуда металлическая, фарфоровая, стеклянная. Есть посуда которой мы пользуемся ежедневно, а есть красивые праздничные сервизы, которые достают лишь по праздникам, чтобы сервировать стол. А знаете ли вы как появилась посуда? Посуда появилась очень давно. Сначала древние люди использовали кору деревьев, чтобы, например, зачерпнуть воду или скорлупу орехов. Пытались выдалбливать сосуды из камня и дерева. Морскими раковинами пользовались как ложками, ими было удобно зачёрпывать еду. Постепенно посуда совершенствовалась. Люди научились делать посуду из глины, обжигать её.


И конечно же с древности люди старались сделать посуду не только удобной для использования, но и красивой, поэтому с давних времён на посуду стали наносить разнообразные рисунки. Первые узоры были простыми, их делали тонкими деревянными палочками, это геометрические фигуры, люди, животные.


Итак появилась посуда деревянная, глиняная – керамическая и позже люди научились делать фарфоровую, которой мы пользуемся сейчас. Деревянная посуда существует и в наше время, но теперь она чаще служит для украшения интерьера. Красивая, яркая стоит она на полочке или в шкафу и радует глаза своим неповторимым узором. Кто ни будь знает из вас как называется эта посуда? Дети – Хохломская.


Воспитатель – Правильно. Эта деревянная посуда, расписанная растительным орнаментом. Что значит растительный? Дети – это трава, цветы, ягоды. Воспитатель – Да, это всевозможные растения: травка и листики, ягоды, цветы с красивыми завитками. Согласно легенде создал эту роспись талантливый мастер – иконописец Андрей Лоскут. Работал он у царя и тот щедро вознаграждал его за труд. Но мастер больше всего любил свободу. Однажды ночью он покинул царский двор и ушел жить в лес. Андрей хотел писать не только иконы. Он мечтал создать что-то простое, нужное и в тоже время красивое, как родная природа вокруг. Так появилась первая деревянная посуда. А так как мастер жил в лесу, то и расписывать её стал цветами, ягодами, листиками, веточками. Слава об удивительном мастере достигла окрестных земель. Многие приезжали к нему, чтобы увидеть эту посуду, кто-то оставался насовсем, желая научиться создавать такие же замечательные изделия. Передал Андрей Лоскут секреты своего мастерства односельчанам, сохранилось его мастерство, по сей день радующее глаза и души людей. А так как всё это было в селе Хохлома, то и роспись стала называться — Хохломская. Роспись эту отличает получение золотого цвета без применения драгоценного металла. Поэтому часто говорят «золотая хохлома».


Сейчас мы с вами распишем наши тарелочки по мотивам хохломской росписи. Для этого нам понадобятся: — восковые карандаши жёлтый и красный; — чёрная акварель; — широкая кисть №5 или №6. 1.сначала жёлтым восковым карандашом рисуем три листика внизу тарелочки.


2.красным восковым карандашом над жёлтыми листочками рисуем три крупные ягодки-клубнички.


3.между ягодками жёлтым карандашом рисуем листочки-капельки от меньшего к большему.


4.между нижними листиками рисуем завитки


5.добавляем мелкие цветы и завитки наверху.


6. закрашиваем всю тарелочку чёрной акварелью.


Роспись тарелочки по мотивам хохломской росписи готова.

Рекомендуем посмотреть:

Нетрадиционная техника рисования Кляксография. Мастер-класс Конспект НОД в старшей группе Хохломкая роспись. Мастер-класс для учащихся 2-3 класса Конспект НОД в старшей группе. Золотая хохлома

Похожие статьи:

Роспись разделочной доски. Хохлома

Роспись тарелки хохлома

Рисование осенних листьев, 1-2 класс

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме Витамины

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Музыка» в подготовительной группе

Какие предметы украшают хохломской росписью

Традиционно в этом стиле выполнялись любые вещи домашнего обихода, которые делались из дерева:

  • ложки;
  • матрешки;
  • подносы;
  • тарелки;
  • шкатулки;
  • сундуки;
  • бочонки;
  • короба;
  • прялки;
  • ручки и рукоятки;
  • вазы;
  • разделочные и декоративные доски.

В современном варианте, когда интерес к русским народным мотивам достаточно высок, хохломская роспись оказывается порой и на весьма экзотических поверхностях:

  • ткань (для постельного белья, например);
  • ногти;
  • брелоки;
  • зажигалки;
  • экран и панели смартфона или ноутбука;
  • тело (тату и боди-арт);
  • автомобили (аэрография);
  • пакеты (бумажные и полиэтиленовые).

Таким образом, украсить хохломской росписью сейчас можно практически любой объект.

Пробы на бумаге

Если вы новичок в этом деле и только начинаете осваивать основы рисования хохломской росписи, лучше потренироваться на обычном ватмане. В качестве упражнений для постановки руки выбирайте выполнение простых элементов: ягодок, листочков.

Все они основаны на определенных движениях кисточки. Даже если вы будете в дальнейшем работать по готовому карандашному контуру, кружочки и завитки должны быть ровными. Делать их лучше за один прием.

Если вы хотите узнать, как научиться рисовать хохлому ребенку, лучше всего осваивать с ним эту технику тоже на бумаге. Однотипное выполнение упражнений в виде листочков и ягодок быстро наскучивает детям, поэтому предложите изобразить круглый поднос, тарелку, ложку или вазу. Форму объекта сделайте сами, а малышу предоставьте возможность украшать предмет.

Особенности узоров в хохломской росписи: фото и рекомендации

Для понимания выполнения данной технологии важно понимать ее суть и особенности: не только сочетание определенных линий и завитков делает «хохлому» «хохломой», но и то, что в них вкладывается, как они соединяются, и какой образ создают в целом. На развитие хохломской росписи значительно повлияли восточные орнаменты ковров и шалей, а также русские узоры домовой резьбы в виде стеблей и листьев. Церковь тоже внесла свою лепту в виде общей цветовой гаммы: черный и чистый красный, золото — тона глубокие, сильные. Все это породило изначальную технологию волжских мастеров и осталось в основе нынешней «хохломы».

  • Рисунок в хохломской росписи строится на «ведущей», представленной плавной раскидистой ветвью. Она постепенно расширяется за счет добавления разнообразных элементов, подразделяемых на основные (крупные цветы, грозди ягод и т.д.) и побочные (мелкие листья, одиночные ягоды, травинки). При этом основной элемент должен находиться по центру.

Изначально хохломская роспись подразделялась на 2 категории, отличающихся стилистикой исполнения узоров: «верховое» письмо и «кудрину». Последняя стала наиболее известной — это темный (красный или черный) фон, по которому выписаны изящные и сложные завитки и природные элементы. Схема работы та же — сначала ведущая ветвь, затем добавочные детали. «Кудрина» выглядит более тяжелой, наполненной, нежели «верховое» письмо, которому свойственен золотой фон с обилием травинок разного размера, а остальные орнаменты выполняются или под ягодку, или под листок. Кроме того, само расположение рисунка должно представлять собой квадрат, который может вытягиваться в ромб.

  • Что касается технологии работы, то здесь также есть некоторые нюансы: хохломская роспись никогда не пишется четкими линиями, и этапа предварительного эскиза в ней нет. Мастер сразу выполняет задумку краской, что обуславливает определенную мягкость даже самых мелких и тонких узоров.

Также следует отметить, что некоторые орнаменты выполняются не вручную: точнее, рисуют их, конечно же, кистью, но через трафарет — такой прием используется достаточно давно и может быть скомбинирован со штамповкой, для которой используют фетровый или деревянный инструмент.

Покупка материалов

Выбирайте подходящую основу. Форма может быть округлой, прямоугольной квадратной, сложной резной. Лучше, если у доски будет отверстие, чтобы повесить ее на гвоздь или крючок. Старайтесь не использовать фанеру или необработанное дерево. Поверхность для нанесения узора должна быть ровной, без впадин, зазубрин и заусениц. Проще всего купить в магазине для рукоделия качественную основу. Если такой возможности нет, но есть готовая по размеру доска, как следует обработайте поверхность наждачной бумагой. Если этого не сделать, после нанесения краски все неровности останутся. Они могут нарушать восприятие рисунка и будут мешать при рисовании.

Выбор узора

Подберите подходящий мотив орнамента. Неважно будет простой или сложной ваша хохломская роспись. Поэтапное рисование каждого элемента поможет изобразить любой объект от комбинации веточек, листьев и ягод до эксклюзивной райской птицы. Нужно только выполнять все по частям от простого к сложному. Учитывая доступность компьютерных технологий, каждый может найти необходимое изображение в интернете, распечатать его, например, на пленке, и перевести контуры на деревянную основу. Сложнее намечать линии на округлой поверхности. Однако и в этом случае можно упростить себе задачу, сделав несколько трафаретов повторяющихся элементов.

Поэтапное рисование хохломской росписи для начинающих

Несмотря на то, что некоторые узоры могут быть созданы через трафарет, учиться хохломской росписи все же стоит с простейших орнаментов кистью. Для этого подберите несколько очень тонких и маленьких (00, 01) кистей с ворсом белки или пони (он должен быть мягким), и, ориентируясь по прописям, сначала обведите несколько раз предложенные узоры, затем попытайтесь вывести их на штрихованных подсказках, а после — на той же бумаге или чистом стекле.

  • Травинка или осочка. Самый простой и базовый узор: чуть выгнутая вбок линия, максимальный нажим кисти в середине, у краев сходит «на нет». Утолщение производится очень плавно и имеет минимальную степень.
  • Завиток. Следующий по сложности элемент; нажим кисти не изменяется, остается одинаковым по всей протяженности узора; линия скручивается улиткой.
  • Капелька. На ней хорошо тренировать нажим: кисть ставится основанием ворса, после чего проворачивается на 180 градусов и начинает осторожно сниматься с поверхности. Одновременно с этим ее нужно потянуть вперед. Когда одиночный узор будет получаться, пробуйте выполнять по 2 капли зеркально.
  • Кустик. Представляет собой собранные веером капельки, в основании которых ставится маленькая точка кончиком кисти.
  • Листочек. Самый простой способ выполнить этот узор — вывести зеркально отражающиеся травинки, выгнутые наружу, после чего заполнить внутреннюю пустоту тем же цветом. Более сложная версия — не отрывая кисть, регулировать нажим и направление, выводя овал с заостренными концами.

После освоения тех узоров, которые рисуются только кистью, рекомендовано попробовать ягодные элементы: для них необходим штамп, изготавливаемый самостоятельно — он создаст основу рисунка. А мелкие детали также будут добавлены кистью. Чтобы сделать штамп, достаточно взять трубочку-соломку, прикрепить вниз круг бумаги, и обмакивать эту часть в краску.

  • Брусничка выполняется простой штамповкой алых кругов, которые не нуждаются в дополнениях.
  • Смородинка — несколько собранных возле травинки кругов-ягод, на которых после расставляются одиночные золотые точки кистью.
  • Рябинка — кроме кругов-ягод необходимо дорисовать очень узкие и вытянутые капельки и листочки в основании грозди. Также обязательны крапинки кистью с золотой краской.
  • Малинка. Гроздь из 6-ти кругов-ягод, которые уже ставятся без соблюдения расстояния, через наложение друг на друга. Блики рисуются по технике травинок, после проставляются точки кончиком кисти. Чашелистик — собранные вместе травинки, веточка — листья и тонкая линия.

Какой взять колер

Вам потребуются краски, которые подходят для деревянной поверхности. Самым простым и дешевым вариантом является гуашь. Однако она не формирует водостойкой поверхности после высыхания. В нее необходимо добавлять клей ПВА, около четверти объема пигмента, но не каждый цвет хорошо отреагирует на такое сочетание. Лучше не рисковать, а просто покрыть готовое изделие прозрачным лаком для дерева. Это позволит защитить рисунок от воздействия влаги и других неблагоприятных факторов. Еще один вариант — использовать акриловые краски. Они водостойки и подходят для дерева. Причем после высыхания такого слоя сверху можно наносить даже гуашь. Это значит, что черный фон можно выполнить акрилом, а сам узор – гуашью.

Купите несколько кистей с тонкими кончиками. Подойдут беличьи, колонок и синтетика номеров от первого и выше. Количество и размер зависят от вашего рисунка. Тонкая кисть вам понадобится в любом случае, а максимальный размер вы можете определить визуально в зависимости от планируемого рисунка.

Хохломская роспись на тарелке: пошаговое описание

Украсить тарелку или деревянной ложки орнаментом совершенно не сложно, главное знать основные принципы. Нарисованные элементы выглядят красочно, торжественно. Справится с этой задачей даже школьник.

Что понадобится:

  • акриловые краски;
  • карандаш;
  • кисточки;
  • палитра;
  • одноразовая тарелка;
  • баночка;
  • лак;
  • орнамент.


Украсить тарелку орнаментом совершенно не сложно

Ход работы:

  1. Выбрать узор, который будет наноситься на тарелку. Это может быть петух, птица или простые ягоды.
  2. Перенести орнамент на тарелку.
  3. Бон сделать красным.
  4. Аккуратно раскрасить все остальные элементы.
  5. Обязательно сделать ободок черного цвета как по внутренней стороне тарелки, так и по краю.
  6. Добавить по ободку капельки.
  7. Оставить тарелку до полного высыхания в подходящем месте.
  8. Нанести лак и дать изделию высохнуть.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]