Жостовская роспись – художественная роспись на жестяных подносах. Этот русский народный промысел возник в деревне Жостово, расположенной в Московской области. Отсюда и пошло название техники. Возникновение промысла датируется 1825 годом. Жостовская роспись приобрела мировую популярность. Интерес к этому художественному промыслу не угасает и в наши дни. Как сделать жостовский поднос поэтапно – вот тема, которая ниже будет подробно раскрыта.
История возникновения промысла
Жостово – подмосковная деревня. Именно там стало зарождаться искусство росписи более 200 лет назад. Прародителями этого направления стали мужчины из семьи Вишняковых. Отец и его сыновья занимались росписью декоративной посуды из папье-маше.
Они владели несколькими мастерскими, расположенными в ближайших от Жостово населённых пунктах:
- Осташково;
- Троицкое;
- Хлебниково.
Постепенно Вишняковы развивали свой промысел и начали работать с деревянными изделиями. В их подмастерьях расписывали подносы, сахарницы, шкатулки. Украшали портсигары, чайницы и хлебницы.
К 1825 г. семья Вишняковых глубоко внедрила жостовское искусство в русский быт. Изделия, расписанные в их мастерских, стали узнаваемы по всей стране и имели высокий спрос. Однако мужчины не остановились на достигнутом и пытались расширять свой промысел всё больше. Они открыли ещё несколько мастерских в более дальних от Жостово сёлах.
Мастера, работающие с Вишняковыми, стали украшать не только бумажные и деревянные изделия. Они научились рисовать на железных подносах, поддонах и другой кухонной утвари. Подносы из металла получались особенно хорошо. Во-первых, изделия выглядели весьма симпатично, во-вторых, металл был защищен слоем краски, и посуда служила гораздо дольше. Новые мастерские появлялись на территории России до 1920 г. Мастера совершенствовали свои навыки, вносили в роспись новые элементы и мотивы.
В 1930 г. промысел Вишняковых столкнулся с трудностями. Советские ведомственные организации желали изменить жостовскую роспись, добавив в неё стандартные орнаменты и композиции, которые соответствовали требованиям коммунизма. Советские художники других направлений пытались сделать элементы росписи более натуралистичными и станковыми.
Мастера, занимающиеся жостовской росписью, были против этих нововведений. Они понимали, что таким образом искусство потеряет свою уникальность. Станет блеклым и ничем не примечательным. Преданность любимому делу и понимание уникальности этого направления, помогли ведущим художникам отстоять право жостовской росписи на существование. Искусство потерпело изменения, но совсем небольшие.
После тяжелого периода, традиционное творчество быстро было восстановлено и продолжало приобретать популярность. Мастера достигали новых высот. Их работы стали попадать на международные выставки. Вскоре жостовская роспись была признана исконно русским искусством.
В то время иметь в доме подносы и посуду, расписанную в этом стиле, было престижно. Русские старались покупать изделия в наборах, чтобы вся кухонная утварь составляла гармоничную композицию. Посуду дарили на праздники, в день свадьбы и на юбилеи.
Ближе к настоящему времени роспись все-таки потерпела небольшие изменения. Они были связаны с достижениями современности. На протяжении последних 60 лет производством расписной посуды занимается Жостовская фабрика, расположенная у истоков этого искусства.
Жостовская роспись (картинки с примерами расписной утвари можно рассмотреть далее в статье) несмотря на небольшие изменения в процессе изготовления продукции, фабрики стараются поддерживать традиции.
Рисунки на посуде мастера создают вручную. Машинное нанесение краски полностью отсутствует. Каждому расписному предмету присваивают уникальный номерной знак. Формы поддонов и подносов стали разнообразными.
Какими бывают подносы:
- овальные;
- круглые;
- прямоугольные;
- квадратные;
- ромбовидные;
- с высокими тонкими бортами;
- с толстыми стенками;
- с короткими бортами.
Сами изделия делают на станках. Часто мастера создают предметы уникальных форм. Они заказывают заготовки в цехах и у кузнецов. Форма изделия зависит от его функционала. Декоративные подносы обладают плавными формами, а те, что будут использованы для переноса еды и сервировки стола, создают удобными для мытья и использования в быту в целом. Поднос может быть оснащен ручками, а также петлями, за которые можно подвесить посуду на стену или в шкаф.
В настоящее время жостовская роспись остается популярной. Работы специалистов высоко ценятся и продолжают выставляться на международных выставках, а также на аукционах.
Занятие «Знакомство с жостовским промыслом в средней группе»
Миннулина Альмира Расиховна
Занятие «Знакомство с жостовским промыслом в средней группе»
Занятие «Знакомство с жостовским промыслом в средней группе»
Цель: познакомить с декоративном искусством жостовского промысла; рассматривать, выделять характерные элементы; Развивать художественный вкус.
Методы обучения: обследование, рассмотрение образцов, словесный, практический.
Материалы: подносы, аудиозапись русской народной песни «Во поле береза стояла»
, трафареты подносов, гуашь, кисти № 2,3,5
Особенности росписи
Жостовская роспись (картинки с фотографиями разной посуды помогут лучше рассмотреть традиционный орнамент) остается семейным промыслом. Часто родители начинают обучение детей в раннем возрасте. Зачастую они сами занимаются этим искусством. Юные мастера тратят несколько лет на обучение и только к совершеннолетию им становятся доступны все секреты создания традиционного рисунка. В последствии, профессионалы становятся наставниками для младшего поколения.
Роспись жостовских подносов производится только вручную с помощью беличьих кистей
Главные правила создания рисунка:
- Процесс должен проходить только вручную. Никаких станковых способов нанесения краски на изделие быть не должно.
- Для работы используют большие наборы художественных кистей. Ворс должен быть беличьим. Другими кистями получаются менее аккуратные и плавные мазки.
- Рисунок создают масляными красками. Разбавлять краски можно только льняным маслом. Оно придает краскам мягкую текстуру, благодаря чему она ложиться на поверхность ровным слоем, без разводов.
Ещё 1 главная особенность – нанесение мазков слоями в определенной последовательности. Сначала мастер покрывает изделие черной краской. Затем приступает к рисованию цветочных мотивов, комбинируя яркие и пастельные оттенки. Благодаря такой технике нанесения краски, рисунок получается красивым, контрастным и притягивающим внимание.
Для украшения посуды художники используют традиционные композиции:
- пучок полевых цветов;
- букет из крупных соцветий;
- разбросанные цветы;
- венки из мелких цветов (используется для украшения круглых и овальных подносов);
- 3 крупных цветка в центре изделия;
- ветвь с цветами в углу;
- цветочная рамка.
В конце работы мастер присваивает изделию номерной знаки и оставляет автограф в углу изображения. Эти элементы свидетельствуют о подлинности росписи. Красивые цветочные композиции превращают обыкновенные черные подносы в произведение искусства.
Необходимые материалы и инструменты
Чтобы создать рисунок по типу жостовской росписи, потребуется такие материалы и инструменты:
- краски, для такой росписи лучше всего использовать гуашь;
- цветная бумага или картон черного, зеленого или синего оттенка, если под рукой нет ничего подходящего, можно взять простую бумагу и затонировать ее обозначенными цветами;
- кисти под номерами 2, 4, 5, рекомендуется использовать колонковые или беличьи кисти, поскольку они помогают лучше всего нарисовать мелкие детали композиции;
- емкость с чистой водой;
- отрез ткани, чтобы вытирать кисти;
- ватные палочки;
- палитра.
Цвета жостовской росписи
Традиционно, для оформления разных частей рисунка, используются следующие оттенки:
Фон | Черный, серебристый, синий, красный, темно-зеленый. |
Цветы | Красный, оранжевый, розовый, желтый, голубой, синий. |
Листья | Зеленый, светло-зеленый, жёлтый, белый, золотой. |
Зооморфные элементы | Коричневый, оранжевый, желтый, красный, белый, серый, синий. |
Рамка (борта подноса, края посуды) | Золотистый, серебряный, желтый, красный, черный. |
После сложного периода в развитии росписи (1930 г.), яркие краски стали разбавлять пастельными оттенками. На цветах часто изображают блики белой краской. Зооморфные элементы стали выглядеть более реалистично, чем раньше. В целом роспись стала более разнообразной.
В последнее время (с 1970 г. до сегодняшних дней) популярным цветом для оформления фона стал оттенок «слоновая кость». На светлом, слегка бежевом фоне, яркие цветочные букеты сморятся не менее элегантно, чем на тёмном цвете. Светлый фон выглядит более мягким и придает посуде нежный, уютный характер.
Жостовская роспись, картинки, изображенные на посуде и другой кухонной утвари, благодаря широкому цветовому спектру привлекают внимание даже тех людей, которые не интересуются традиционным творчеством. Этот факт всегда был знаком того, что искусство действительно является уникальным и интересным.
Музей Подносов
Замечательный, очень информативный и современный Музей Подносов работает сегодня при фабрике. Именно там ребята с самым большим интересом будут слушать историю возникновения жостовской росписи – для детей будет организована не просто экскурсия, а полноценный мастер-класс.
Каждому ребенку интересно узнать «а что внутри?», и внутри самой фабрики побывать тоже любопытно. Подобные экскурсии не просто образовывают, развивают, они вдохновляют ребят на творчество и самопознание через арт-инициативы.
Среди русских ремесел, не менее интересна история возникновения хохломы, с которой вы можете познакомиться в нашей статье: «Как возникла хохлома: история, интересные факты, развитие ремесла».
Жостовский промысел сегодня – это не предприятие, которое выступает только в роли хранителя традиций. Это современная, развивающаяся фабрика, которая реализуют большую линейку продукции, работает с детьми и взрослыми, проводит обучение и дает возможность красивому народному промыслу жить и продолжаться.
Элементы и узоры жостовской росписи
Картинки, состоящие из элементов жостовской росписи, в ранний период выглядели чуть иначе. Линии были менее плавными. Цветов краски для создания рисунка использовалось меньше. На расписной посуде 1830-1900 гг. основными элементами выступали пейзажи, цветочные букеты и тройка лошадей.
В процессе развития творчества и появления новых художников, которые имели различные взгляды на искусство живописи, композиции стали меняться. На авторских работах новых мастеров стали появляться ландшафтные пейзажи, изображения водопадов, горные виды и замки с красивой, готической архитектурой.
Часто использовались сюжетные рисунки, которые отображали повседневную жизнь людей того времени. Например, можно найти снимки подносов и посуды, созданной в 1890-1900 гг. На них нарисованы дети, катающиеся на санях, упряжки с лошадьми и кучером, чаепитие с самоваром. Также были популярны изображения людей, плетущих лапти.
Позже главными композициями стали изображения цветочных букетов. Цветы могут быть разными: полевыми, садовыми, мелкими и крупными. В середине рисунка часто изображают крупные бутоны или раскрывшиеся соцветия. По краям рисуют цветы поменьше. Мелкие соцветия располагают между основными цветами, закрывая пустые пространства.
Роза – самый распространённый цветок, который изображают на рисунках жостовской росписи. Раскрытые лепестки выглядят ярко и необычно. Можно встретить изображение, где нарисованы розы в разной степени открытости цветка, от тугого бутона до полностью раскрытой и слегка увядающей розы.
Какие еще цветы можно увидеть на посуде, украшенной в стиле жостовской росписи:
- красные маки;
- желтые, красные и синий тюльпаны;
- желтые и красные георгины;
- розовые пионы;
- белые мелкие ландыши;
- желтые и сиреневые анютины глазки;
- мелкие синие васильки;
- светло-голубые подснежники.
Композиции не выглядят однотипными потому что художники вносят в них разнообразия, дорисовывая к букету ягодные грозди, фрукты и другие плоды. В итоге получаются красочные орнаменты.
С 1920 г. и до сегодняшнего дня, в жостовской росписи сохранились зооморфные мотивы и цельные изображения птиц и домашних животных. Эти рисунки выглядят весьма реалистично и хорошо сочетаются с цветочными узорами. Самый популярный вид птиц, который запечатлеют живописцы – павлин, или же жар-птица (феникс). Художник прорисовывает самые мелкие детали, перья, хохолки, торчавшие волоски. Часто длинный хвост изображают в виде цветочного ковра.
Если специалист выбрал менее реалистичное направление, то он рисует контур птицы и заполняет её крупными узорами произвольной формы. Чаще всего цвет таких рисунков желтый, а обводка и затемнение деталей выполняется оранжевой, либо красной краской.
Также популярны изображения петухов, жаворонков, хохлаток и соек. На темном фоне часто рисуют глухаря. Темно-синий цвет его перьев почти сливается с чёрным фоном, однако художники умело высветляют контуры птицы белой краской, от чего создаётся эффект, будто глухарь откуда-то из темноты. Из представителей животного мира, на рисунках можно заметить лошадей, оленей, медведей, реже котов и тигров.
Иногда на декоративной посуде можно встретить изображения рыб. Они не бывают реалистичными. Обычно контуры заполняют узорами, подбирая оттенки краски, сочетающиеся с основным цветочным орнаментом. Цветы при этом рисуют так, чтобы они напоминали водоросли. Рисуют длинные, вьющиеся стебли и мелкие соцветия тёмно-зеленого, желтого или красного цвета.
Сегодня технологии нанесения краски и состав материалов для рисования усовершенствованы, что позволяет живописцам украшать не только деревянную и металлическую посуду. Роспись можно выполнить на стекле, керамике и коже.
Краска не стирается и не откалывается. Поэтому подлинные изделия, выполнение известными мастерами стоят дорого. Сервизы, подносы и тарелки часто приобретают в качестве сувенира для юбиляров, а также их собирают в коллекции ценили антиквариата.
Техника создания узора
Жостовская роспись (картинки на разных поверхностях рисуют, используя одинаковую технику) создается в 9 этапов.
1 этап – замалёвка. Как он осуществляется:
- Поверхность посуды обезжиривают.
- Наносят грунтовку. Это специальный состав, который не позволит краскам скатываться и поможет закрепить их, чтобы рисунок не стирался.
- После сушки посуду окрашивают в тот цвет, который будет фоновым.
- Мастер подбирает эскиз. Затем делает отметки, чтобы рассмотреть несколько вариантов расположения рисунка на поверхности.
- Широкой кистью художник делает первые мазки. Он намечает положение крупных бутонов, листьев и лепестков. Часто в этот момент у мастера на столе сразу несколько работ. Он оформляет их одновременно.
- Набросок нужно закрепить. Для этого посуду кладут в сушильный шкаф. Минимальное время сушки – 12 ч. Дополнительное время, а также температура сушки зависит от материала, из которого изготовлен предмет.
Посуду вынимают из шкафа и остужают.
Далее начинается 2 этап – выправка. Художник прорисовывает формы крупных элементов более четко. Добавляет новые слои краски, делая набросок ярче.
Следующий, третий этап, называется «тенёжка». Как он осуществляется:
- Поверх наброска мастер наносит тонкие слои красок. Он разводит их маслом так, чтобы консистенция получилась полупрозрачной.
- Темные элементы рисунка прокрашивают более плотными цветами.
- Затемняют основана бутонов, выделяют тени между лепестками, смешивая краски на палитре.
- Тонкой кистью намечают положение прожилок на лепестках и листьях.
- Пририсовывают текстуру стеблей.
4 этап – прокладка. Художник использует пастельные тона. Он выделяет светлые части растений, накладывая более плотные слои краски.
5 этап – бликовка. Как он осуществляется:
- Используя широкую кисть и белую краску, мастер выделяет крупные блики.
- Мазки аккуратно растушёвывают. Они должны быть плавными, без четких контуров.
- Мелкой кистью выделяют светлые линии на краях лепестков, листьев и стеблях.
- Размашистыми кистями осторожно прорисовывают светлые прожилки. На кисть не давят. Только кончики ворса, смоченные в белой краске, касаются рисунка. Должны оставаться плавные, очень тонкие линии.
6 этап – чертёжка. Художник использует тонкую кисть и белую краску. Теперь он наносит четкие и яркие линии. Обводит по контуру все светлые участки рисунка. Выделяет края бутоны, кончики листьев и блики на ягодах.
7 этап – семенцовка. Используя желтую, оранжевую, свето-зелёную и белую краску, мастер прорисовывает тычинки, пестики и семена. Добавляет несколько мелких точек на фоне. Обычно они имитируют мелкие цветы.
8 этап – привязка. Это процесс «связывания» картинки в единое целое. Художник заполняет просветы между крупными деталями рисунка. Это могут быть точки, мелкие цветы, лепестки и крохотные листья. На все эти элементы также накладывают тени и высветляют блики.
Букеты, связанные в пучок, либо разбросанные цветы украшают тонкими травинками. Их рисуют светло-зелёным, темно-зелёным и желтым цветом. На светлом фоне трава может быть коричневой или темно-желтой. Живописец заполняет пустые пространства так, что трава образует легкую паутинку. Без этого этапа рисунки выглядели бы менее реалистично. Большие просветы между основными элементами приглушают привлекательность картинки.
Последний, 9 этап – оформление рамки. Рамку рисуют другие, специально обученные специалисты. В основном используют краску металлических цветов: золото, серебро, реже бронза. На светлом фоне нередко рисуют узоры черной или красной краской.
Орнаменты, которые используют для оформления бортов посуды – это силуэты листков и лепестков. Иногда это могут быть мелкие соцветия, а также переплетающиеся между собой линии и геометрические фигуры. Реже используют силуэты животных.
Рамка может быть многоуровневой, например: 1 круг состоит из линий, образующих ровные, идентичные друг другу петли. Следующий круг расположен под первым. Он состоит из четырехлистников. Последний круг – точки и мелкие цветы.
Жостовская роспись существует уже давно, и хотя искусство переживало трудные времена, оно мало изменилось, и поэтому его можно считать исконно русским ремеслом. Картинки помогут ценителям традиционного творчества научиться отличать подлинные фабричные работы от копий.
Автор статьи: Фролова Екатерина
Этапы создания рисунка
Этапы создания жостовского подноса:
- Замалевка. Выбирают тему композиции и создают наброски букета.
- Тенежка. Набрасывают тени, цветам придают объем.
- Прокладка. Тщательно выписываются все элементы композиции.
- Бликовка. На всех деталях выписывают блики. Создается эффект освещенности букета. Благодаря этому цветы приобретают объем.
- Чертежка. Для выполнения этого этапа используют кисть. Благодаря такой росписи цветы становится похожими на живые. Мастер делает прожилки на листиках, вырисовывает семена и другие детали растений.
- Привязка. С помощью стеблей и листиков собирают букет в единую композицию.
- Уборка краев. Это завершающий этап оформления подноса. Борта изделия украшают различными орнаментами.
Эта сложная техника росписи, которую используют только профессионалы. Для начинающих лучше всего сначала освоить простые картинки, выполненные на листах бумаги.