Особенности поэтапной техники хохломской росписи по дереву


Главные отличия

Все виды росписей хохломы бытовой кухонной утвари имеют свои особенности. Именно по ним специалисты или просто знающие люди могут рассказать о технике создания. Название «хохлома» является одним из самых популярных среди росписей. Научиться рисовать поэтапно могут не только опытные художники, но и дошкольники. К узорам хохломской росписи для начинающих относятся:


  1. Травяные узоры — линия, выгнутая в сторону. Чтобы её получить, необходимо сначала прижать в центре кисточку, а затем, отводя в сторону, плавно сбавлять давление и постепенно толщину.

  2. Лист — это один из самых простых узоров. Рисуются зеркально травинки, выгнутые наружу. Все пустые места заполняются аналогичного цвета краской.
  3. Скрученный, словно улитка, завиток встречается реже, так как его рисовать сложнее. Важно поддерживать одинаковое давление на кисть.
  4. Капелька — кисточка ставится на основание ворсинок и медленно разворачивается на 180 градусов, слегка выводясь вперёд и отрываясь от поверхности. Рисование капелек помогает натренировать руку для правильного нажима.
  5. Кустик — это несколько капелек, выстроенных в виде веера. В его основание ставится небольшая точка.

Конспект ООД по рисованию в подготовительной группе детского сада «Хохломская роспись»

Конспект организованной образовательной деятельности
по рисованию в подготовительной группе«Хохломская роспись»
Автор: Николенко Алена Сергеевна, воспитатель МКДОУ «Подгоренский детский сад №1»

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально –коммуникативное развитие».

Цель:

познакомить детей с орнаментом хохломской росписи.
Задачи:
Образовательная: — Продолжать знакомить с искусством Хохломы. — Пополнение словарного запаса. Развивающая: — Продолжать учить рисовать узор в определенной последовательности (кайма, ветка, ягоды, завитки). — Формировать умение сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи: черный, красный, золотой (охра). — Развивать творческие способности детей. Воспитательная: — Воспитывать аккуратность, умение объективно оценивать детские работы. -Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству, через художественную деятельность.

Демонстрационный материал:

мольберт, столик с разнообразной посудой из хохломы, иллюстрации, предметы с хохломской росписью, заготовки для выкладывания композиции — картонные горшочки, кисть, гуашь, салфетка, подставка для кистей, баночка с водой.

Раздаточный материал:

Картонные заготовки, гуашь, кисть с тонким кончиком, баночка с водой, салфетка.

Предварительная работа:

Рассматривание с детьми иллюстраций о русской избе, одежде, быте. Разучивание пословиц, стихов, народных игр. Знакомство детей с изделиями хохломской росписи. Проводили беседы и рисовали хохломские узоры.
Ход ООД:
— Ребята, посмотрите, у меня есть волшебная коробочка, нам ее принес почтальон. — Давайте посмотрим, что в нутрии этой коробочки? — Что же это? — Правильно, ребята, это пазлы, их нужно собрать, чтобы узнать, с чем мы сегодня будем знакомиться.
Дидактическая игра «Собери пазлы»
— Что у вас получилось? — Как это все назвать одним словом?
(посуда)
— Сегодня мы с вами поговорим о необычной посуде. Я вас приглашаю на «выставку посуды». — Вы идти со мной готовы?

(Звучит музыка «Ярмарка». В группе организованна выставка хохломских изделий, иллюстраций с изображением хохломской посуды. )

— Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы словно попали в царство Золотой Хохломы! — И чего здесь только нет: Поварёшки, чашки, ложки и диковины — ковши. Вы разглядите, не спешите. Тут травка вьётся и цветы небывалой красоты! Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые.

— Ребята, вы знаете, как появилась хохломская роспись? — Я вам расскажу легенду, как появилась хохломская роспись. — Жил в древние времена мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому, однажды, тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести его. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища. Исчез мастер, но сохранилось его мастерство, по сей день радующее глаза и души людей. А так как всё это было в селе Хохлома, то и роспись стала называться – Хохломская. — Полюбуемся изделиями мастеров Хохломы. — Что вы видите? Опишите словесно какая посуда? ( красивая посуда, яркая , радостная , богатая, красочная

) — Из какого материала изготовлена эта посуда?
з дерева
) — А вы знаете, почему Хохлому называют золотой? (
На всех изделиях присутствует золотой цвет: на одном предмете — это фон, на другом листья, ягоды, цветы в узорах
). — Возьмите в руки Хохломскую посуду и внимательно рассмотрите ее. — Какие цвета используют художники в росписи? (
Красный, черный, желтый и может присутствовать зеленый
). — Какие цвета мастер использует для фона? (
Красный, желтый, черный
) — Назовите элементы узора в хохломской росписи? (
Завитки, травинки, капельки, сосульки, листочки, ягодки
). — А какие ягодки, рисуют мастера? (
Малину, клубнику, рябинку, вишенки, крыжовник, бруснику
). — Молодцы ребята. — Ребята, кто скажет, что такое ярмарка? — Что же делают на ярмарке? — Правильно, на ярмарке продают продукцию, покупают товар, веселятся, поют песни, играют в игры. — Я предлагаю вам поиграть на нашей ярмарке в русскую народную игру «Заря, заряница – красная девица».
Русская народная игра «Заря, заряница – красная девица».
— Молодцы, ребята.

Игра «Найди элемент Хохломской росписи »

Перед вами элементы росписей, найдите элементы Хохломской росписи и назовите их. — Молодцы, вы все справились с заданием.

— Ребята, в нашу страну приезжают гости из других стран и каждый, хочет увезти из России на память какой – ни будь сувенир. Идут гости в специальные магазины – художественные салоны и покупают там дымковских коней, расписных матрёшек и, конечно же, нарядные хохломские изделия!

Через горы и моря, восхищается весь мир – Ай да русский сувенир! Ах, какие чудо – краски! И по свету бродят сказки, и улыбки Хохломы.

— Ребята, я предлагаю вам откроем свой художественный салон, чтобы наши гости тоже могли бы выбрать себе сувенир на память. Но сначала, нам нужно стать художниками – мастерами и расписать посуду хохломским узором. — Вы согласны?

Продуктивная деятельность

— У вас на столах лежат силуэты посуды. — С чего начнете свою работу? (
С фона изделия и с каймы верху и внизу
). — Какой элемент Хохломской росписи будите рисовать после?
(Завиток- главный элемент хохломской росписи, потому что на нем рисуют все остальные элементы
). — Что будем изображать на завитке сначала, что потом? (
Сначала крупные элементы: листочки, ягодки, затем — мелкие элементы: капельки, травку, завитки
). — Молодцы ребята, все знаете, как настоящие мастера.

— Теперь, проходим в художественную мастерскую и приступаем к работе! Удивите гостей хохломскими узорами! • Осочки – самый простой элемент узора. Он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз.


Травинки – это мазки с небольшим плавным утолщением.

Капельки рисуются приемом прикладывания кисти к бумаге.

Усики рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.

Завитки выполняются с легким нажимом в середине элемента.

Кустик – это наиболее сложный элемент, в его изображении могут участвовать все элементы травного орнамента.
(Дети выполняют продуктивную деятельность под музыку «Русская мелодия»)

— Молодцы, ребята! У вас получилась замечательная Хохломская посуда. — Давайте поставим ее в наш художественный салон. (Организовывается выставка детских работ).

— Полюбуйтесь, какие у нас получились замечательные работы.

(Дети рассматривают работы, воспитатель читает стихотворение).

Как волшебница Жар-птица, Не выходит из ума Чародейка-мастерица, Золотая хохлома. И богата, и красива, Рада гостю от души. Кубки, чаши и ковши. И чего здесь только нету: Гроздья огненных рябин, Маки солнечного лета И ромашки луговин. Все вобрала, словно память: Зорь червонные лучи И узорчатый орнамент Древнесуздальской парчи. Листья рдеют, не редея, От дыхания зимы. Входит в царство Берендея В мир волшебной Хохломы.

— Молодцы, ребята, у нас с вами получилась самая настоящая хохломская посуда, которая так радует глаз. — Спасибо вам, ребята, за такую красоту!

Особенности техники

Принято расписывать хохломой деревянные изделия: игрушки, посуду и прочее. Готовое изделие можно преподнести в подарок или оставить у себя для украшения интерьера. Прежде чем приступать к росписи, необходимо подготовить все материалы и инструменты. Для работы понадобятся:

  • деревянная доска для разделки еды либо любой другой предмет под основу;
  • клейкое вещество;
  • гуашь или другие краски;
  • яичный белок;
  • листы бумаги;
  • карандаши;
  • кисточки для рисования разной толщины;
  • лак для закрепления рисунка;
  • малярная кисточка.

После того как вышеперечисленный список и трафареты хохломской росписи будут собраны, можно приступить к работе.

Поэтапный мастер-класс:

  1. Деревянную основу хорошо обмазать яичным белком и дать ему немного впитаться.
  2. Подготовить на отдельном листе эскизный рисунок.
  3. Покрыть разделочную доску или иной предмет золотой краской и дождаться её полного высыхания.
  4. Аккуратно перерисовать карандашом рисунок с листа на основу.
  5. Раскрасить в красный оттенок все орнаменты цветов и ягод.
  6. Тонкой кистью дорисовать завитки, листочки и прожилки.
  7. Обозначить границы узоров и обвести их пожирнее.

Хоть основа была покрашена в золотой цвет, конечный рисунок должен создавать ощущение, что фон всё-таки чёрный. Готовому изделию нужно дать высохнуть, затем проверить и дорисовать недостающие элементы и зелёную траву. Закрепить рисунок тонким слоем лака.

Конспект НОД по рисованию «Роспись ложки» в старшей группе по мотивам Хохломы

Ирина Рябикова

Конспект НОД по рисованию «Роспись ложки» в старшей группе по мотивам Хохломы

Конспект по рисованию

Воспитатель: Рябикова И. А. «Детский сад №346»

г. Новосибирска.

Обобщить представления детей о народном искусстве России (роспись посуды и игрушек)

; развивать умение ориентироваться в накопленной информации, формулировать свои ответы, разбираться в особенностях
Хохломской и Дымковской росписи; умение видеть и понимать красоту окружающих вещей.
Продолжать учить рисовать волнистую линию плавным движением, простые листья при помощи мазка и ягоды, используя тычок.

Развивать чувство цвета, ритма, умение передавать ритм Хохломы.

Обогащать словарь детей словами: завиток, листья, рябинка, кайма.

Методические приемы: игровой, показ, художественное слово, ТСО.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством: беседы о хохломской, дымковской росписях, рассматривание предметов, украшенных этими росписями, иллюстраций; целевые прогулки для сравнения рябины настоящей с её изображением на произведениях хохломских мастеров.

Материалы: акварельные краски, кисти, тычки, баночка с водой, плоскостные бумажные фигуры ложек.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]