Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС 


Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС

Людмила Зайцева

Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС

«СОВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО»

В настоящее время дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. У детей мало впечатлений, эмоций, без которых невозможно развитие игры. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач, компьютерных игр, качество которых оставляют желать лучшего. Родители не играют вместе с ребёнком.

А. С.Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».

Игра — ведущий вид деятельности, определяющий формирование личности в дошкольном возрасте. Ребёнок живет в игре.

Игра – это способ познания себя и окружающего мира, возможность научиться соотносить свои желания с желаниями других, развитие коммуникативных умений, нормы поведения в той или иной ситуации, формирование понятия правила.

Почему в дошкольном возрасте все познается легко, запоминается быстро, и тот объем информации, который ребенок так спокойно усваивает за первые 5-6 лет, просто огромен В детстве все познается в игре, непроизвольно запоминаются яркие впечатления и интересные факты, которые потом помнятся очень долго.

Каково же значение игровой деятельности для дошкольника?

— В игре формируется произвольное поведение, активизируются познавательные процессы.

— В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий.

— В игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.

— В игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям – это важнейшая предпосылка воспитания воли.

— В игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли.

— В игре ребенок развивается духовно.

Наблюдая за игрой ребенка, многое можно узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. По играм можно судить о взаимоотношениях в семье, об интересах и склонностях ребенка. Все, что необходимо человеку в жизни, обучении, общении, творчестве, берет начало в детской игре.

И задача педагогов — стать направляющим и связующим звеном в цепи ребёнок-игра, тактично поддерживая и обогащая игровой опыт детей.

Большая творческая задача для воспитателя — организовать игры в детском саду так, чтобы жизнь детей была содержательной, интересной и увлекательной.

Без педагогического руководства игра может принести вред физическому развитию детей (переутомление, статистическая поза, чрезмерная подвижность)

. Педагог должен создать у детей радостное, бодрое настроение в игре. Положительные эмоции – это залог полноценного физического и нервно-психического развития ребенка, а также
условие воспитания жизнерадостного, доброжелательного характера.
Педагог должен поощрять инициативные и самостоятельные действия детей, по возможности подчиняясь стремлениям и интересам ребенка, стараясь минимально ограничивать его свободу. Притом поощрение и поддержка используются чаще, чем порицание и запрещение.

Педагог должен учитывать возможности ребенка,не допуская ощущения его несостоятельности: приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, стараться при взаимодействии в игре находиться на уровне глаз ребенка.

Педагогическая поддержка игры в свете ФГОС ДО освещена в «Требованиях к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования»

1. Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

2. Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);

3. Поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

Это важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка

ФГОС ДО указывает на конкретные особенности игрового процесса дошкольникав зависимости от возрастной категории:

• младенческий этап (два месяца — один год)

– предметная игра, знакомство с предметным миром, приобретение элементарных навыков манипуляции с предметами, близкий эмоциональный контакт с родными;

• раннее детство (один-три года)

– игра с комбинированными и динамическими игрушками, общение и игры с другими детьми под наблюдение взрослых;

дошкольный период (три — восемь лет)

– более сложный сюжетно-ролевой формат
игровой активности, коммуникативная игра с соблюдением определённых правил.
Дети должны чётко понимать правила игры. Чтобы приём «работал»

, нужно его правильно применять. Для этого
ФГОС предусмотрены следующие принципы внедрения игровой деятельности в работу дошкольного учреждения:
• свободное вовлечение в игру (нельзя принуждать малышей играть, это может спровоцировать «эффект обратной петли»

, и ребёнок откажется и от других видов взаимодействия);

• исключение занятий, попирающих нормы общественной морали (например, игра на деньги или вещи, или унижающих достоинство играющих;

• отсутствие показательной назидательности и дидактичности (то есть не стоит перегружать занятие информацией)

;

• чёткое понимание ребятами правил игры;

• исключительно положительное влияние на эмоциональную, интеллектуальную сферы участников;

• достаточное количество времени и материально-технической базы для игры;

• наличие игровой среды для мальчиков и для девочек;

• своевременное изменение формы и содержания игр в зависимости от возраста ребят;

• создание условий для демонстрации самостоятельной активности детей (театральной, интеллектуальной, конструктивной, двигательной)

.

• доступность предметно-игровой среды для всех участников.

Можно выделить следующие типы игр:

1. Игры, инициаторами которых становятся сами дети (самостоятельные игры)

.

2. Игры, рождающиеся по инициативе взрослых.

3. Игры, являющиеся формой отдыха или смены деятельности.

Игры, инициаторами которых становятся сами дети (самостоятельные игры)

:

• сюжетно — отобразительная;

• сюжетно-ролевая игра;

• режиссёрская постановка;

• театрализованная импровизация.

Игры, рождающиеся по инициативе взрослых.Игры с ярко выраженным обучающим характером:

• дидактические игры с сюжетным рисунком;

• игра-эксперимент, игра-путешествие с поисковыми элементами;

• подвижные разного уровня интенсивности;

• дидактические игры с музыкальным сопровождением.

Игры, являющиеся формой отдыха или смены деятельности:

• развлекающие игры;

• интеллектуальные головоломки и состязания;

• календарные и тематические праздники, карнавальные представления; театрально-костюмированные;

• народные игры и фольклорные традиции, пришедшие в современный мир из исторического прошлого.

Свободная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований, организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных.

Роль воспитателя: воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности, воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности.

Усложнение игрового мастерства ребёнка проходит три фазы: сначала взрослые являются инициаторами игры и авторами сюжетного замысла, затем требуется только их подсказка, наконец, ребёнок совершенствует свои игровые навыки до уровня полной самостоятельности.

Педагогу необходимо решать следующие задачи руководства игровой деятельностью детей:

• стимулировать игровое воспроизведение событий повседневной жизни, таким образом, добиваться знакомства с назначением предметов и освоения навыков их практического применения;

• помогать освоить умение видеть, понимать и формулировать задачу игры;

• обучать поиску разнообразных вариантов использования игрушек в процессе игры;

• побуждать использование символических предметов, подменяющих объекты из реальной жизни;

• придумывать игровые ситуации с вымышленными предметами;

• формировать опыт замены некоторых игровых действий образами словесной формы выражения;

• пробуждать у детей желание находить различные варианты решения игровой задачи, используя новые комбинации с предметами;

• развивать самостоятельность в принятии решения и поиске разнообразных задач и целей игры;

• прививать игровую культуру, т. е. учить признавать право каждого участника на своё игровое пространство и уважать интересы всех игроков;

• стимулировать проявление живого интереса к играм сверстников;

• учить ставить игровую задачу самому и принимать задачу, поставленную другими;

• поощрять изобретение интересных и необычных игровых задумок;

• обучать умению договариваться.

Средства педагогической поддержки самостоятельных игр в соответствии с возрастом детей:

• 2-3 года — предметная игра, построенная вокруг незамысловатого сюжета, постепенное введение ребёнка в осмысленную игру в контексте конкретной ситуации.

• 3-4 года — понимание условного характера игры, развитие индивидуальных умений, обучение игровому взаимодействию в малых группах.

• 4 — 5 лет — расширение диапазона игр, поддержка понимания необходимости соблюдения правил, поощрение самостоятельных действий, обогащение игрового опыта посредством усложнения сюжета.

• 5 — 6 лет — дальнейшее усложнение разнонаправленных игр в совместной с воспитателем деятельности.

• 6-7 лет — построение детского коллектива на принципах игрового сотрудничества и солидарности, поддержка инициативности и самоорганизации, включение элементов ролевого диалога, творческого фантазирования в условиях самодеятельной игровой среды.

Основные требования к эффективной организации и проведению игры

(Две модели поведения взрослого)

• взрослый является вдохновителем, организатором и координатором игры на основе заранее подготовленного сюжета и подручных средств;

• взрослый включается в спонтанную инициативу детей, занимая равную позицию с остальными игроками, и может оказывать воздействие на ход игры общими для всех способами. Он может предложить новый персонаж, придумать поворот сюжета и т. д.

Воспитательное значение игры, её всесторонние влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. С помощью игры он познает окружающий мир и учится в нем ориентироваться. В игре ребенок становится равноправен с нами, ведь в повседневной жизни, хотим мы этого или не хотим, нам приходится руководить им, а ему приходится подчиняться или сопротивляться. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку — знающим, неумелого — умельцем.

Психологические и педагогические характеристики игры

Рассмотренные ранее определения игры, ее значение в личностном развитии дошкольников позволяют выделить следующие психологические особенности игры:

  • игра — это форма активного отражения ребенком окружающих его людей.
  • отличительной особенностью игры является также способ, который ребенок использует в этой деятельности. Игра осуществляется посредством сложных действий, а не отдельных движений (как, например, при работе, письме, рисовании).
  • игра, как и любая другая человеческая деятельность, имеет социальную природу, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.
  • игра — это форма творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети привносят в свои игры много собственных изобретений, фантазий, комбинаций.
  • игра — это операция познания, средство его уточнения и обогащения, способ упражнения и развития познавательных и нравственных способностей и сил ребенка.
  • в развернутом виде игра — это коллективная деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.
  • благодаря разнообразию в развитии детей, сама игра также меняется и развивается. При систематическом руководстве со стороны учителя игра может измениться:
  1. От начала до конца;
  2. от первого матча к последующим матчам той же группы детей;
  3. наиболее значительные изменения в игре происходят по мере развития детей от младшего к старшему возрасту.
  • игра как вид деятельности направлена на то, чтобы дети узнавали об окружающем мире через активное участие в работе и повседневной жизни людей

Средствами игры являются:

  1. Знания о людях, их поступках, отношениях, выраженные в языковых образах, в опыте и действиях ребенка;
  2. курсы действий с определенными объектами в определенных обстоятельствах;
  3. Моральные оценки и чувства, которые проявляются в суждениях о хороших и плохих, полезных и вредных поступках людей.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]