Организация коррекционно – развивающей работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС.


Организация коррекционно – развивающей работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС.

Емельянова Н.В. – учитель –логопед,

Тюрк А.В. – учитель –логопед

МБДОУ ЦРР – д/с№70 Светлячок»

Организация коррекционно – развивающей работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС.

Мы живeм в эпоху перемeн. Глобальныe перeмены происходят в настоящeе время в систeме дошкольного образования. Прeжде всeго, они связаны с тeм, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» система дошкольного образования стала первой образовательной ступенью системы образования России, что гарантируeт единство образовательного пространства, обеспечивает единые условия и качество образования, прeeмственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

Новые изменения в системе дошкольного образования повлекло принятие федерального образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который определяет, какой должна быть программа дошкольного образовательного учреждения, какие условия нужны для ее реализации. В соответствии с ФГОС ДО педагогический коллектив каждого ДОУ создает свою модель педагогического процесса, выбирая основную образовательную программу, парциальные программы, технологии, формы, методы и приемы работы с дошкольниками.

Модель коррекционно-развивающей деятельности в ДОУ представляет собой целостную систему. Цель состоит в организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого и психического развития дошкольника. Работа детского сада определяется строгой, продуманной системой, важность которой заключается в логопедизации учебно-образовательного процесса, различных видах деятельности детей. Создание целостной коррекционно-раз­ви­вающей системы для детей с особенностями в развитии – сложная задача, требующая привлечения различных специалистов. Для осуществления квалифицированной коррекции нарушений должен быть запущен механизм программы для детей с ОВЗ. А это означает, что в основной общеобразовательной программе дошкольного образования ДОУ, разработанной на основе ФГОС ДО, следует заложить все специфические особенности обучения и развития детей с ОВЗ: варьирование сроков усвоения материалов, систему коррекционной работы, специальные подходы, методы и приемы, направленные на освоение ООП, особые условия реализации. А также предусмотреть адаптацию общеобразовательной программы к восприятию системы образования детьми с ОВЗ. детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В условиях детского сада коррекционная работа будет эффективной только в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем педагогическую и психологическую коррекцию, а также медицинское сопровождение воспитанников.

Целью
коррекционной работы
в группах для детей с особыми возможностями здоровья является – обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания помощи детям этой категории в освоении общеобразовательной программы.

Программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы.

Программа коррекционной работы содержит

:

  • перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию в ДОУ и освоение ими основной образовательной программы;
  • систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении программы, корректировку коррекционных мероприятий;
  • описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, использование адаптированной образовательной программы и методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
  • механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий с учителем- логопедом и специалистами ДОУ которые должны обеспечивать единство коррекционно – развивающей работы в ДОУ;
  • планируемые результаты коррекционной работы.

Программа коррекционной работы в ДОУ содержит несколько направлений: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.

Диагностическое направление включает:

  • своевременное выявление детей, нуждающихся в специальной помощи;
  • раннюю диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
  • комплексный сбор сведений о ребенке на основе диагностической информации: изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей, социализация ситуации развития и условий семейного воспитания, адаптивные возможности уровня социализации, систематический разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития, анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающее направление включает:

  • выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями : организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
  • коррекция и развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой и личностных сфер ребенка и психокоррекция его поведения, социальная защита ребенка в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Информацинно-просветительское направление предусматривает:

  • различные формы просветительской деятельности ( лекции, беседы, печатный материал ), проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально – типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ. В этом направлении широко используются информационно-обучающие средства и приемы, которые способствуют повышению логопедической грамотности, как педагогов, так и родителей.

Консультативная работа включает:

  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса ;
  • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы детей с ОВЗ;
  • консультационную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ.

В группах комбинируемой направленности с ОНР при построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, намеченный специалистами, направлен на формирование и развитие двигательных и речевых сфер. Содержание занятий, организация и методические приёмы определяются целями коррекционного обучения с учётом конкретных представлений и речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы учителя-логопеда по разделам программы. Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, фронтальные формы работы, а так же самостоятельную деятельность ребёнка с ОНР в специально организованной пространственно-речевой среде.

Все специалисты работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно-тематический план, осуществляет постановку диафрагмально–речевого дыхания, коррекцию звукопроизношения, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и непосредственно организованной образовательной деятельности, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, что помогает личностному росту ребёнка, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а в дальнейшем – успешному обучению в школе.

Формы и методы работы с детьми с ОВЗ в детском саду

Формы и методы работы с детьми с ОВЗ в детском саду

Формы и методы работ в детском саду с детьми с ОВЗ

.

Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычном образовательном учреждении. Независимо от социального положения, расовой принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.

Наш детский

сад посещают дети с различными психологическими особенностями. Начиная
работу с детьми с ОВЗ
, я встала перед проблемой организации для них учебного процесса, выбора
форм и методов работы
с этой категорией воспитанников. Так как на сегодняшнем этапе реализации образовательной программы является приоритетным личностно – ориентировочное образование, то мы в
работе с детьми
должны опираться на индивидуальные особенности ребенка. Необходимость индивидуального подхода к детям признается всеми, но осуществление его на практике – дело непростое. Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление способов развития, возможностей ребенка.

Как правило, у детей с ОВЗ имеются трудности в общении, поведении, обучении, эмоциональном развитии. Помимо проблем социального взаимодействия и общения, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют сложности в адекватном восприятии мира. У них нарушено представление о целостной картине мира. Ребенок может воспринимать мир как разрозненный хаотичный набор элементов. В результате он не может наитии свое место в жизни, быть полноценным членом общества. Как следствие, характер взаимодействия со средой становится деструктивным.

Психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе комплексной реабилитации детей. Основная задача коррекционной работы

— создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников. Основные
методы
, коррекционного воздействия, которые я применяю в своей
работе это
:

1. Игротерапия

Игра – это любимое занятие и ведущая деятельность ребенка с самых ранних лет. Она позволяет ребенку получить представление об окружающем его мире. С ее помощью формируются

такие важные психические функции, как мышление, воображение, фантазия. Игровая терапия также призвана помочь ребенку преодолеть сложности развития, исключить проблемы поведения, разобраться, что беспокоит малыша на самом деле. Итогом проведенной терапии является повышение самооценки ребенка, развиваются коммуникативные навыки, понижается уровень тревожности, страха. Процесс игротерапии я провожу в сенсорной комнате, либо, если речь идет о групповой терапии в музыкальном зале совместно с музыкальным руководителем. Игры применяются разные, для улучшения психологического самочувствия используются следующие игры:
«Жмурки»
,
«Полоса препятствий»
,
«Краски»
, и др., игры помогающие в коррекции агрессии:
«Сражение»
,
«Обзывание овощами, фруктами, ягодами»
,
«Злые- добрые кошки»
и др., игры направленные на снятия напряжения, расслабляющие:
«Снеговик»
,
«Буратино»
,
«Тряпичная кукла»
,
«Насос и мяч»
,
«Цветные ладошки»
и другие.

2. Психогимнастика.

Это курс специальных занятий (этюдов, упражнении, игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Психогимнастика примыкает к психолого – педагогическим и психотерапевтическим методикам

, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств.

Наиболее эффективными являются упражнения психогимнастики, которые включают в себя в конце занятия дальнейшие элементы арт – терапии.

— Игра «Кляксы»

(дутье из соломинки,
«Монотип»
, эти упражнения помогают ослабить воображение слишком расторможенных детей и развивают воображение.

— Свободное и тематическое рисование, (важным в этом упражнении является выбор цвета ребенком)

. Для создания комфортной обстановки детям позволяется рисовать лежа на полу. В воспитательных целях, для дружеского эмоционального общения используются изготовление совместных
работ
на большом листке бумаги. Рисование регулирует поведение, дети становятся спокойнее.

3. Сказкотерапия, куклотерапия.

Еще русский философ И. А. Ильин сказал: «Сказка – это сон, приснившийся нации»

. Это один из самых эффективных
методов работы с детьми
с ОВЗ младшего возраста, которые испытывают затруднение в физической, эмоциональной или поведенческой сфере.
«Сказка – для личностного развития»
— это психологический термин, который означает развитие эмоциональной, волевой, нравственной, интеллектуальной сфер
методом работы со сказкой
. Сказкотерапия способствует
формированию
психических процессов, помогает детям победить страхи, развить воображение.
Работу
со сказкой я разнообразила дидактическими играми:

— развитие внимания: «Найди отличия»

,
«Помоги герою сказки пройти через лабиринт»
,
«Где спрятались герои сказки»
и др. ,

— развитие памяти: «Кто за кем стоит»

(запоминание последовательности героев сказки,
«Перескажи отрывок»
и др. ,

— развитие мышления: «Собери башенку для Маши»

,
«Разложи сказки по картинкам»
и др. ,

-развитие мелкой моторики: «Собери бусы для Аленушки»

,
«Одень медвежонка»
и др. ,

— развитие крупной моторики: «Покажи движение каждого героя»

,
«Станцуй как зайчик, как медведь, как лисичка»
.

Методы и приемы работы

со сказкой разнообразны, и это прекрасно:
работая
всего лишь с одной из сказок, малыш учится очень многому – процессу социализации и индивидуального роста.

3. Коррекционная работа в сенсорной комнате

.

Сенсорная стимуляция очень важна для детей, страдающих ДЦП, ранним детским аутизмом

, синдромом Дауна. Релаксация и медитация в этой комнате – это не только избавление от эмоционального негатива и укрепление нервной системы – это сохранение и приумножение душевного и физического здоровья. В зависимости от целей занятия в бассейне можно достичь эффекта расслабления
(релаксации)
или наоборот повышение двигательной и эмоциональной активности. Погружаясь в сухой бассейн, перемещаясь в нем, дети принимают позу, которая соответствует состоянию их мышечного тонуса. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками позволяет лучше почувствовать его, создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию.

По результатам проводимой работы я убедилась

, что взаимодействие педагога – психолога с
детьми
с ОВЗ рассматривается как комплексная технология психологической поддержки и помощи ребенку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога – психолога. Эффективность и полезность занятий с
детьми
с ОВЗ зависит от выбранных
форм и методик работы
, проводимая коррекционная
работа
приводит к психологической и социальной реабилитации, способствует повышению самооценки детей.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

«Система коррекционно – развивающей помощи детям в группах компенсирующей направленности»
  • Старший воспитатель МАДОУ «Золотая рыбка» — Стромилова Н.С.
  • Учитель – логопед МАДОУ «Золотая рыбка» — Камелина Н.В.

В данное время происходит переосмысление и продуманность содержания коррекционной работы в соответствии с Федеральными ГосударственнымиОбразовательными Стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО), которые учитывают образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Одним из приоритетных направлений деятельности нашего детского сада являются:

  • обеспечение равных стартовых возможностей для дальнейшего обучения детей в школе
  • осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми, с учётом потребностей воспитанников детского сада, их родителей (законных представителей)

Коррекционно-развивающая работа – это система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков в физическом или психологическом развитии детей.

Система коррекционно-развиваюшей работы в нашем Учреждении построена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их потребностей в оказании коррекционной помощи узкими специалистами, запросов родителей (законных представителей) воспитанников.

Содержание коррекционно-развивающей работы в соответствие с ФГОС направлено на создание системы комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы, необходимой коррекции недостатков в развитии речи детей, их социальную адаптацию и комплексную подготовку воспитанников к школе.

Система коррекционной работы в ДОУ складывается из:

  • Медицинской помощи — обследование специалистами детской больницы (невролог, оталоринголог, ортодонт, хирург и др.), медикаментозное, лечебно-профилактическое и физиотерапевтическое лечение, массаж.
  • Коррекционно-психологической работы, осуществляемой педагогом-психологом.
  • Коррекционно-логопедической работы, осуществляемой учителем-логопедом.
  • Коррекционно-развивающей работы, которая включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с нарушениями речи, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций (создание индивидуального маршрута развития) по оказанию коррекционной помощи в условиях детского сада.

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию речи в условиях ДОУ.

Консультационная работа обеспечивает непрерывность психологического сопровождения детей и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий воспитания, обучения, коррекции, развития и социализации воспитанников;

Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей со всеми участниками образовательного процесса – воспитанниками, их родителями, педагогическими работниками.

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, медицинских работников. Каждый из них, решая свои задачи, определённые образовательными программами и индивидуальными образовательными маршрутами воспитанников должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укрепления здоровья.

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие с родителями, так как наилучшие результаты отмечаются там, где родители действуют согласованно с учителем-логопедом, следуя инструкциям, которые им дают. Работу с семьей выстраиваем на основе партнерских отношений, диалога взаимного доверия и понимания, это, безусловно, способствует развитию личности дошкольника и является важнейшим условием успешной коррекционной работы по исправлению речевых недостатков. Учитель-логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры, просвещении родителей. Мы планируем и координируем совместную работу, определяем вместе с другими специалистами (педагогом-психологом, воспитателями, музыкальным руководителем).

Взаимодействие с воспитателями:

В нашем дошкольном учреждении логопедом и воспитателями разработаны и апробированы такие формы взаимодействия между участниками коррекционно-развивающего процесса.

  • Выполнение воспитателем заданий учителя-логопеда в вечернее время.
  • Применение воспитателями комплексов самомассажа на физкультминутках.
  • Взаимопосещения занятий.
  • Оформление картотек по разным разделам коррекционной работы.
  • Заседания “Логопедической гостиной”.
  • Планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы.

Важным пунктом в вопросе взаимодействия логопеда и воспитателей группы мы считаем организацию и проведение ежемесячных занятий “Логопедической гостиной”. В начале учебного года знакомлю воспитателей с результатами обследования, проводят совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по реабилитации детей с речевыми нарушениями. При определении содержания работы обсуждается перспективный план, уточняются наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка.

Тематика “Логопедических гостиных” охватывает все стороны взаимодействия учителей-логопедов и воспитателей. Здесь мы обсуждаем новинки литературы, интересные методические находки, вместе апробируем новые пособия или формы работы. В рамках “Логопедической гостиной” были опробованы, различные речевые игры; логопедический самомассаж артикуляционных мышц, артикуляционная гимнастика

Взаимодействие с музыкальным руководителем:

Как говорят: «Если говорить вам сложно – музыка всегда поможет!»

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций. Для достижения этих задач в занятия включена логоритмика.

Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие с педагогом-психологом:

Механизм реализации корекционно-развивающей работы основывается на взаимодействии специалистов ДОУ, обеспечивающих системное сопровождение детей с ОВЗ, социальное партнёрство.

Координирующая роль в реализации работы принадлежит учителю-логопеду и педагогу-психологу. Основываясь на результатах изначального диагностического обследования разрабатывается комплекс мер, направленных на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и всех психических процессов. Совместная работа с другими специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, воспитателем) позволяет активно воздействовать на ребёнка специфическими профессиональными средствами. Таким образом, комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и оздоровительной работы, когда наряду с логопедическим воздействием ведётся воспитание личности ребёнка и оздоровление детского организма в целом. Учитывая индивидуальные особенности и потребности каждого ребёнка с нарушениями речи, специалисты ДОУ намечают и реализуют единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы.

Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса. В этой связи важнейшее значение приобретает внедрение новых педагогических технологий в области управления дошкольным образовательным учреждением. Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Результаты, полученные в ходе контроля, являются основой для принятия управленческих решений.

В управленческой деятельности Учреждения, имеющим группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, используются методы контроля: наблюдение с последующим анализом результатов, беседа, анкетирование, хронометраж (измерение педагогического процесса во времени), изучение документации (календарно-тематических планов, индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутов детей, рабочих программ, дневники наблюдений за социализацией детей, детские работы и т. д.).

Исходя из того, что основные функции и разновидности контроля одинаковы для любого дошкольного образовательного учреждения, наше внимание было акцентировано на разработке алгоритмов контроля по следующим направлениям:

  1. Оснащение группы и логопедического кабинета.
  2. Ведение обязательной документации педагогами и специалистами ДОУ.
  3. Коррекционная работа с детьми:
  • фронтальная

— индивидуальная.

4. Мониторинг индивидуальных достижений воспитанников

5. Работа учителя – логопеда с воспитателями / специалистами.

6. Работа с родителями по направлению коррекционной деятельности.

В этом учебном году контроль будет направлен на:

  • оценку полученного результата;
  • принятие мер по корректировке существенных отклонений от плана организации образовательного процесса либо корректировке самого плана.

Для обеспечения выполнения плана мероприятий, направленных на организацию коррекционно — образовательного процесса, мы используем различные карты контроля, часть карт мы разработали сами, исходя из функциональных обязанностей воспитателей групп компенсирующей направленности и специалистов ДОУ.

Контроль за работой учителя – логопеда ведётся по следующим направлениям:

Организационный блок: оформление необходимой для работы документации (циклограмма, журналы индивидуальных занятий, перспективный план работы на год, речевые карты, ИОМы, тетради взаимодействия с воспитателями и другими специалистами).

Коррекционный блок: (фронтальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия, индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношений).

Диагностический блок: (первичная и промежуточная диагностика речевого развития детей, диагностика детей подготовительной группы в конце учебного года, обследование детей по запросам воспитателей и родителей, консультации для воспитателей и специалистов ДОУ по результатам обследования речи детей, посещение занятий воспитателей).

Работа с родителями: консультативно – просветительская деятельность (индивидуальные консультации и беседы по результатам логопедического обследования, открытые мероприятия для родителей, оформление наглядной информации, практические занятия)

Оснащение кабинета: (методическая литература, картотека по лексическим темам и на отработку звуков, дидактические игры и пособия, компьютерные игры и упражнения, пополнение и обновление кабинета).

Контроль за работой воспитателя группы компенсирующей направленности проводится по 2 направлениям работы:

  1. коррекционно – развивающее направление
  2. воспитательно – образовательное направление

Исходя из задач первого направления работы воспитателя в группе компенсирующей направленности на постоянном контроле заведующего, старшего воспитателя и учителя – логопеда, следующее:

  • Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики воспитанников
  • Закрепление произношения поставленных логопедом звуков
  • Целенаправленная активизация отработанной лексики
  • Упражнения в правильном употреблении сформированных грамматических категорий
  • Развитие внимания, памяти, мышления в играх и упражнениях
  • Формирование навыков чтения и письма
  • Своевременное и систематическое выполнение рекомендаций учителя – логопеда
  • Проведение логопедических пятиминуток
  • Индивидуальная работа с воспитанниками

Контроль за работой педагога – психолога по коррекционно – развивающему направлению так же организуем по блокам:

Организационный блок: оформление необходимой для работы документации (циклограмма, журналы коррекционно – развивающей и профилактической работы с воспитанниками, журнал работы с родителями, журнал диагностического обследования, перспективный план работы на год, ИОМы, тетради взаимодействия с воспитателями и другими специалистами).

Коррекционный блок: (фронтальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия, индивидуальные занятия по показаниям)

Диагностический блок: (первичная и промежуточная диагностика психо-эмоционального климата, диагностика готовности детей к обучению в школе, обследование детей по запросам и с согласия родителей, консультации для воспитателей и специалистов ДОУ по результатам обследования детей, посещение и сопровождение занятий воспитателей).

Работа с родителями: консультативно – просветительская деятельность (индивидуальные консультации и беседы по результатам обследования, открытые мероприятия для родителей, оформление наглядной информации, практические занятия)

Оснащение кабинета: (методическая литература и диагностические материалы, дидактические пособия и оборудование, пополнение и обновление кабинета).

Контроль за организацией коррекционно – развивающих мероприятий музыкальным руководителем организуется по направлениям:
Содержание коррекционной работы

Формы коррекционной работы
Развитие мелкой моторики Игра на детских музыкальных инструментах. Танцевальные движения. Театр с использованием кукол бибабо.

Пальчиковые игры.

Развитие мимики Развитие выразительности в пении и танце
Развитие речевого дыхания Использование музыкальных духовых инструментов.

Распевки.

Упражнения на дыхание в танце.

Развитие голоса Хоровое пение. Движения с речью под музыку. Использование характерных ролей.
Развитие фонематического слуха Использование попевок.

Хоровое и индивидуальное пение.

Музыкально-ритмические движения.

Развитие артикуляции Разучивание и пение песен.

Пение песен со звукоподражанием

Развитие грамматического строя речи Разучивание текстов песен.

Драматизация. Музыкальные спектакли, инсценировки. Кукольный театр.

Развитие словаря Пополнение словаря музыкальной терминологией. Обогащение словаря в процессе занятий.
Развитие диалогической речи Драматизация. Кукольный театр

Музыкальные спектакли.

Развитие монологической речи Разучивание текстов песен
Развитие коммуникативных навыков Участие детей в музыкальных представлениях.

Контроль за организацией коррекционно – развивающих мероприятий инструктора по физическому развитию организуется по направлениям:

• Коррекционно – физкультурная работа на занятиях

• Коррекционно – физкультурная работа в совместной деятельности

• Индивидуальная работа с воспитанниками

Оценивается организация следующих форм работы с детьми группы компенсирующей направленности:

• Коррекция дыхания

• Развитие мелкой моторики рук и укрепление мускулатуры лица

• Коррекционные упражнения (для укрепления опорно-двигательного аппарата, для развития равновесия, формирования правильной осанки)

• Игровые упражнения (самостоятельные игры или в сочетании с различными ритмическими, логоритмическими, музыкальноритмическими комплексами)

• Массаж, самомассаж

В процессе контроля используем такие методы, как изучение документации воспитателя и специалиста, наблюдение, беседы, анкетирование, изучение передового педагогического опыта, диагностические методы, т.е. такие методы, которые позволяют получить необходимую объективную информацию.

Главными задачами регулирования хода организации коррекционно-развивающей работы являются:

  • создание условий, обеспечивающих реализацию коррекционно-развивающих программ как целостной системы;
  • обеспечение благоприятного социально-психологического климата в коллективе детей группы компенсирующей направленности;
  • создание необходимых предпосылок для развития внутренней активности педагога, организующего систему коррекционно-развивающей работы с детьми.

Особенность контроля в условиях коррекционно-развивающей работой состоит в его оценочной функции — направленности на личность педагога. Если это молодой педагог, то он сказывается на его профессиональном становлении; если это педагог со стажем — на укреплении или ослаблении его профессиональной позиции и авторитета в ДОУ.

Чтобы профилактика и коррекция нарушений речи у детей была достаточно эффективной необходимо организовать комплексное взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения, начиная с раннего логопедического обследования детей. По результатам данного обследования, дети направляются на городскую ПМПК и по итогам заседания комиссии, дети зачисляются в группу компенсирующей направленности.

В последнее время резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Поэтому важно выявить неблагополучное речевое развитие и преодолеть как можно раньше. Ранний возраст является уникальным, важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребёнка. Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений эти актуальные задачи мы поставили перед собой в этом учебном году.

Основными направлениями коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста, имеющими задержку речевого развития, являются:

— нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата, развитие тактильных ощущений, мимики, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка, стимуляция лепета, лепетных слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, вызов положительного эмоционального отношения к занятиям, выработка зрительных, слуховых дифференцировок, памяти, внимания, мышления.

Работа с детьми раннего возраста позволяет в дальнейшем максимально рано выявить детей с ЗРР, сократить разрыв между моментом выявления первичных нарушений и началом логопедического воздействия.

Таким образом система работы по комплексному всестороннему воздействию начиная с раннего возраста на детей с тяжелыми нарушениями речи в нашем детском саду создает условия для успешного выпуска детей подготовительной логопедической группы с 100 % чистой речью.

< ПредыдущаяСледующая >
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]