Рекомендации родителям, как быстро и правильно научить чтению ребенка

Не стоит надеяться, что вашего ребенка всему научит школа. Как первым шагам учит малыша мама, так и азам чтения основу закладывать следует с первых лет жизни. Нельзя приступать к изучению буквенной азбуки на «голом» месте – прививайте тягу к литературе малышу заранее, до того, как он пойдет в первый класс.


Дети гордятся умением читать

Начните с развития речи

Прежде чем научиться читать, ребенок должен научиться разговаривать. И правильность речевого развития напрямую зависит от их окружения. Чем интеллигентнее родители, чем больше внимания они уделяют подрастающему поколению, тем легче ребенку развиваться.


С первых дней надо заниматься с малышом над развитием речи

Начиная первые общения с взрослыми посредством гуканья, постепенно малыш пробует имитировать речевые звуки, которые слышит ежедневно. И если сначала это всего лишь отдельные слоги, то уже лет с 2-х нормального развития ребенок может оперировать простыми предложениями.

Дальше – больше, малыш переходит к словоформам. И чем активнее будут родители общаться с ребенком, тем более разговорчивым он будет (в хорошем смысле). Основным подспорьем в развитии речи малыша станет чтение, т.е. книги, которые будут читать вслух взрослые своим детям.

Развивайте интерес малыша к чтению

Естественно, маленький ребенок самостоятельно читать не может. Но приучать его к общению с литературой можно уже с первых лет жизни. Именно детские книги формируют правильное речевое развитие малыша. Чем чаще ребенок будет видеть книгу в руках родителей, тем больше доверия у него возникает к ней, и тем быстрее со временем появляется желание научиться самостоятельному чтению.


Интерес к чтению развивается в игровой форме

Следует превратить чтение в своеобразный ритуал – сказки, потешки, колыбельные лучше всего воспринимаются перед сном. Чем четче и правильнее будет произношение взрослого во время чтения, с эмоциональной окрашенностью, тем более запоминающимися будут услышанные ребенком фразы.

И тем яснее у малыша будут возникать зрительные образы. А это в дальнейшем поможет в обучении чтению. Ведь чем лучше ребенок мыслит образами, тем быстрее и легче он учится.

О пользе семейного чтения

Чтобы развить умение детей, им следует читать вслух сказки с дошкольного возраста. У малыша должен развиться не просто интерес к литературе – книга обязана стать символом психологического «удовольствия».


Семейное чтение развивает интерес к нему у детей

И в дальнейшем даже журналы и книги, стоящие на полках (а не в руках у родителей), будут ассоциироваться с положительными эмоциями и притягивать к себе внимание ребенка. Иными словами, чтение малышу книг прививает любовь к литературе на всю жизнь, давая толчок к быстрейшему обучению самостоятельному чтению.

К тому же чтение для детей способствует их духовному единению с родителями, доставляя всем радость. И у ребенка формируется ощущение семейного комфорта, которое он ассоциирует с книгами. В семье, где присутствует культ книги, у детей быстрее развивается тяга к чтению.

Читайте вместе с детьми

Лучший способ, позволяющий подготовить ребенка к самостоятельному чтению, читать книгу, сидя с малышом рядом. Он должен видеть страницы книги, на которых прописан текст. Это позволит сначала визуально привыкнуть к буквам, вовлекающим в мир таинства.


Первые книжки ребенка должны быть качественными и яркими

Первые детские книги не зря богаты красочными иллюстрациями. С их помощью можно воспринимать услышанное образами, прорисованными на картинках. И когда ребенок пойдет в первый класс и начнет буквы складывать в слова, знакомые фразы уже будут восприниматься именно образно, что позволит быстрее и легче научиться читать.

Постарайтесь во время чтения сказки или потешки водить пальчиком ребенка по буквам, чтобы малыш видел, какое именно слово вы читаете. Зрительная память в дальнейшем поможет правильному обучению.

Статья «Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста»

Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала.

Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.

Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.

Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

Чтение – это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.

Человек читающий умеет пользоваться информацией и исследовать ее.

Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книги.

При восприятии литературного произведения малыши, прежде всего, обращают внимание на героев, их интересуют внешность персонажа, его действия, поступки. Младшие дошкольники переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.

Характерной особенностью детей от 2 до 5 лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой.

Круг чтения в связи с этим у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора. Это детский фольклор – частушки, потешки, песенки, игры. Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения.

В жанрах детского фольклора, где в простых, незатейливых, коротких стихотворениях ребенку рассказывается и о правилах личной гигиены (Например, «Водичка, водичка, умой мое личико»), и о правилах жизни среди людей, и о том высоком, что должно быть в человеке, что делает его человеком нравственным. Ребенок только начинает делать первые шаги, но ему уже говорят о том, что ждет его в будущей взрослой жизни.

С помощью фольклора не только передаются представления о жизни, о нравственности, но решаются задачи развития ребенка. Фольклор оказывает психофизиологическое воздействие на детей: вызывает радостные эмоции, помогает координировать движения, развивать речь, учит преодолевать страх. Детский фольклор способствует эстетическому развитию малышей.

В младшем дошкольном возрасте хорошо читать потешки. Это короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают движения ребенка, способствуют его физическому развитию, помогают малышу легче переносить не всегда приятное для него купание, одевание, создают ту ситуацию, в которой происходит психическое, культурное развитие ребенка, активизируют межличностное общение. Исполняя потешки, детские песенки, взрослый сопровождает их движениями рук, стимулируя, тем самым, его активность, вызывая эмоциональные реакции.

Детям с 4-х лет становятся понятны небылицы-перевертыши. Этот особый вид прибауток необходим детям для тренировки интеллекта. Детям 3-го и 4-го года жизни необходимо слушать сказки, рассказы, короткие стихотворения, произведения русских и советских писателей. Детям этого возраста сказки необходимо не читать, а рассказывать и даже разыгрывать их, передавая действие в лицах, в движении. К таким сказкам относятся кумулятивные («Колобок», «Репка», «Теремок» и другие); народные (о животных, волшебные «Пузырь, соломинка и лапоть», «Гуси-лебеди», любые докучные сказки). Следует отметить, что для развития мышления детей наиболее эффективны народные сказки в классических обработках (как русские, так и народов мира). Народную сказку можно рассматривать как многомерную модель, включающую анализ разных жизненных ситуаций.

Ребенок дошкольник является своеобразным читателем. Он воспринимает литературу на слух, и этот процесс длится до тех пор, пока он сам не научится читать. Но, даже овладев техникой чтения, он еще долго по-детски относится к книжным событиям и героям.

Дошкольник с его наглядно-действенным (1-3 года) и наглядно-образным (4-5 лет) мышлением лучше воспринимает текст с опорой на иллюстрации, когда слово и образ дополняют друг друга в сознании малыша. Так, например, в средней группе, детей от 4 до 5 лет знакомят с книгами, оформленными Ю.Васнецовым, Е.Чарушиным.

Ребенку дошкольного возраста свойственно внеконтекстное восприятие искусства. В своих представлениях о происходящем в произведении он выходит далеко за пределы самого текста: одушевляет неодушевленное, не соотносит описываемые события с реальным временем и местом, изменяет произведение по-своему, делая его героями самого себя, своих друзей и знакомых, персонажей ранее прочитанных книг. Детская книга, понравившаяся ребенку берет его в плен настолько, что он не отделяет себя от происходящего в ней, погружаясь в нее, до мелочей представляя события и процесс своего участия в изображаемом. Такие качества свойственны детям старшего дошкольного возраста. Тем самым, воспитывая в детях такие чувства как сострадание, осуждение, гнев, удивление и так далее.

Детей старшего дошкольного возраста знакомят с веселыми приключениями героев книг, воспитывая, тем самым, чувство юмора.

При чтении стихотворений ребенок-дошкольник развивает и совершенствует художественно-речевые исполнительские навыки.

Художественная литература играет немало важную роль в развитии социального опыта дошкольника. В художественной литературе, особенно, в сказках, имеются сюжеты, в которых дети оказываются одни, без родителей, описываются испытания и невзгоды, которые в связи с этим выпадают на их долю, и очень эмоционально представлены стремления детей-персонажей вновь обрести дом и родителей.

Очень многие произведения, которые написаны для детей дошкольного возраста, формируют у них правильное отношение к природе, умение бережно обращаться с живыми существами; формируют положительное отношение к труду, формируют знания о труде взрослых, об организации трудовой деятельности. Все это способствует воспитательным возможностям обучения детей трудовым навыкам. Овладение навыками поднимает трудовую деятельность на более высокую ступень развития, позволяет ребенку ставить и достигать цель; обеспечивает более полное и успешное использование трудовой деятельности как средства нравственного воспитания.

Читатель в ребенке вырастет тогда, когда литература, книга соответствуют его мировоззрению, его запросам, его душевным побуждениям, когда в книге находится ответ на вопрос, еще зреющий в сознании, когда предвосхищены эмоции. Круг детского чтения – это круг тех произведений, которые читаю (или слушают чтение) и воспринимают сами дети.

Круг чтения дошкольников особенно быстро меняется. Здесь фактически каждому году жизни ребенка соответствуют свои произведения. И то, что звучало для малыша второго года жизни и понималось им, пятилетнему будет неинтересно или будет переосмыслено им. Для детей 6-7 лет необходимы более объемные книги, требующие чтения с продолжением, имеющие многоходовой сюжет, большое количество действующих лиц, сложные художественные приемы.

Таким образом, подбор литературы для детского чтения зависит от возраста ребенка, от его пристрастий и предпочтений, но не только…

На подбор литературы для детского чтения большое влияние оказывает то историческое и нравственное время, в которое живет читатель-ребенок. Выбирая книгу для чтения малышу сегодня, мы обязательно должны думать о ее направленности на формирование позитивных эмоций ребенка, позитивной деятельности. Природа искусства такова, что оно вдохновляет человека, в том числе и маленького, на какие-то свершения, дела, действия.

Для детей дошкольного возраста необходимо выбирать литературу с яркими иллюстрациями.

Также следует помнить о тематическом многообразии произведений. В детском чтении должны быть представлены все темы: тема детской игры и игрушки; тема природы, животного мира; тема взаимоотношений детей и взрослых, взаимоотношений в детском коллективе; тема семьи, долга перед родителями, родственниками; тема детства; тема чести и долга; тема войны; историческая тема и многие другие. Все эти темы желательно представлять ребенку и как вечные, и как остросовременные.

Необходимо также помнить и о многообразии авторских имен, которое покажет ребенку многообразие подходов к изображению чего-либо или, наоборот, один и тот же подход, который будет восприниматься как единственно верный по отношению к изображаемому.

Правильный подбор литературы для детского чтения предполагает учет половых различий детей. Это не значит, что мальчики и девочки должны читать совершенно разную литературу. Это значит, что взрослый, подбирающий литературу для чтения детям, обязан учитывать, что девочкам в большей степени нужно читать те книги, где говорится о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении. Мальчикам будет интересна литература о сильных, мужественных людях, о путешествиях, изобретениях, поведении человека в нештатных ситуациях и так далее.

Логично помнить о сезонном принципе в подборе литературы для чтения, ибо в жаркую летнюю пору читать о том, как «белый снег пушистый падает-кружится», неуместно.

В круг детского чтения должны входить произведения, проникнутые гуманистическими идеями, несущие вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого. Произведения нравственные, но не нравоучительные. Литература для детей не должна ставить перед собой задачу исправления нравов. Она призвана изначально, говорить с ребенком о том, что такое идеал и каковы пути его достижения, что такое вечная истина и как ей следовать, что такое ценности истинные и что – ложные. Ее задача – научить ребенка думать над происходящим вокруг, анализировать и делать выводы. Она должна развить его ум и душу.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.

Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность.

Литература

1.Затулина Г.Я. Комплексные занятия по развитию речи – М., Центр педагогического образования, 2009

2. Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/ Сост. В.В. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2009.

3. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. / Сост. В П. Ильчук и др. — М., 2005.

Как правильно обучать ребенка чтению?

Чем раньше ребенок будет готов к восприятию, тем лучше – пойдя в 1-ый класс, он должен освоить азы чтения. Даже если малыш ходит в детский сад, где с ним занимаются по специальной методике, родителям также следует выделять время для совместного занятия.

Как же правильно подойти к самому процессу, чтобы обучение давалось легко? Учить детей насильно нельзя – все должно происходить в игровой форме. При выборе методики следует учитывать и возраст, с которого началось обучение.


Надо развивать правильное произношение звуков

Но в любом случае не стоит учить именно буквы – начинать следует с фонетического звучания. Ребенку легче будет ассоциировать написанный символ с тем звуком, который он привык воспринимать на слух.

Обучение дается легче, если каждый пройденный урок будет повторяться многократно. С момента изучения звуков и до чтения по слогам следите за четким произношением речи малыша.

Этапы обучения

Научить ребенка быстро читать без специальной методики невозможно, как и без соответствующей (последовательной) систематики.

  • Выбирайте правильное пособие, по которому будут обучаться дети. В последнее время в продаже есть несколько вариантов букварей. Выбирайте тот, который будет интересен ребенку (за покупкой можно отправиться вместе с ним). Пусть там окажется меньше картинок, но в основе должны лежать именно логопедические методики (например, азбука Жуковой Н.С.).


    Магнитная азбука Н.С.Жуковой

  • Когда пособие будет куплено, начинайте пошаговое изучение звуков:

– сначала изучите все гласные;

– дальше переходите к освоению звонких твердых согласных, уделяя внимание правильному произношению;

– затем приходит очередь глухих звуков;

– шипящие оставьте напоследок.

  • Каждый выученный звук повторяйте перед тем, как приступите к изучению следующего. «Повторение – мать учения» – эта фраза должна стать путеводной нитью всего процесса обучения.
  • Параллельно с изучением звуков приступайте к формированию слогов (и самым первым может стать «ма», что ребенку будет близко и душевно). Прочитывайте вместе с малышом слог, как бы пропевая его. У ребенка должно возникнуть ощущение, что согласный звук как бы стремится к гласному. Это поможет произносить звуки в паре.
  • Не стремитесь сразу же выученные слоги формировать в слова. Пусть сначала ребенок поймет сам принцип соединения гласных и согласных звуков в пары. Закрепляйте знание на несложных слогах, постепенно переходя к труднопроизносимым.
  • Научив ребенка составлять слоги, где первым идет согласный звук, приступайте к более сложной структуре, где впереди гласная («ом», «аб» и т.д.).
  • Освоившись с отдельными слогами, переводите детей к чтению простых слов. Начните с тех, что состоят из 2-х слогов, далее – 3-х слоговые. Но первые слова, которые будет читать ребенок, должны быть ему знакомы и ассоциироваться с понятными образами.

Тексты для чтения по слогам (для дошкольников и первоклассников)

Тексты для чтения по слогам (для дошколят и первоклашек)

ДРУ-ЗЬЯ

Ни-ки-та и Ле-ша – дру-зья. Они вмес-те хо-дят в дет-ский сад. У Ле-ши есть са-мо-кат. А у Ни-ки-ты – ру-жье. Не на-стоя-ще-е, а иг-ру-шеч-ное. Эти маль-чи-ки – мо-лод-цы. О-ни всег-да де-ля-тся иг-руш-ка-ми. И ни-ког-да не ссо-рят-ся. Вдво-ем иг-ра-ют и сме-ю-тся. Хо-ро-шо дру-жи-ть!

В ЛЕ-СУ

Ле-том в ле-су хо-ро-шо. Све-тит сол-нце, по-ют птич-ки, ра-ду-ю-тся все зве-ри. Вот ры-жая бел-ка.Она гры-зет ореш-ки. Вот о-лень, он щип-лет трав-ку и пьет во-ду из ру-чья. А это — зай-ка. Он пря-чет-ся под кус-том. Фи-лин спит, а ли-си-ца близ-ко. Где же ми-шка ко-со-ла-пый? Он объ-ел-ся ме-ду и от-ды-ха-ет.

Бо-тин-ки

Ут-ром Ви-тя с Ми-тей со-бра-лись в детс-кий сад. Вста-ви-ли о-ни но-ги в сво-и крас-ны-е бо-тин-ки, а за-шну-ро-вать по-ле-ни-лись.

— А-вось не по-те-ря-ют-ся! -ре-шил Ви-тя.

— До-е-дем , — сог-ла-сил-ся с бра-том Ми-тя.

Са-дят-ся о-ни с ма-мой в ав-то-бус. А ле-вый Ви-тин бо-ти-нок сго-во-рил-ся с пра-вым Ми-ти-ным, да о-ба и сос-ко-чи-ли с ног. Сос-ко-чи-ли и по-плы-ли по лу-же.

мол-чат Ви-тя с Ми-тей, толь-ко бо-сые но-ги под се-бя под-жи-ма-ют. В детс-ком са-ду все так и ах-ну-ли: у Ви-ти с Ми-тей два бо-тин-ка на че-ты-ре но-ги!.. Хо-ро-шо, у Пав-лу-ши за-пас-ны-е бо-тин-ки о-ка-за-лись, прав-да, зе-лё-ны-е. Так весь день и хо-ди-ли Ви-тя с Ми-тей, как кло-у-ны в цир-ке: од-на но-га в крас-ном бо-тин-ке, дру-га-я — в зе-лё-ном!

Повторяем букву «Ш»

Мы-ша-та Ти-ша и Гла-ша — ша-лу-ниш-ки. О-ни ша-ли-ли, ша-ри-ли по уг-лам, шур-ша-ли и наш-ли сыр, шпро-ты и лап-шу. Мы-ша-та ус-тро-и-ли пир.

Приг-ла-си-ли ли о-ни на пир кош-ку Мур-ку?

По-мощ-ни-ца.

Спле-ла бе-лоч-ка кор-зи-ну. Из и-во-вых пру-ти-ков спле-ла. Ни у ко-го та-кой в ле-су нет: лег-ка-я, проч-на-я, кра-си-ва-я.

Всё ле-то не рас-ста-ва-лась бе-лоч-ка с кор-зин-кой… То гри-бы при-не-сёт, то я-го-ды, то зёр-ныш-ки с по-ля.

Од-наж-ды да-же Сквор-чон-ка в тра-ве наш-ла. Вы-пал он из гнез-да, вот и по-те-рял-ся.

При-нес-ла бе-лоч-ка сквор-чон-ка до-мой и пря-мо в кор-зин-ке е-му до-мик ус-тро-и-ла.

Под са-мый Но-вый год при-гла-си-ла бе-лоч-ка дру-зей. Как у-ви-де-ли о-ни её у-го-щень-е так и ах-ну-ли: кто же те-бе бе-лоч-ка по-мо-гал?

— Кор-зи-на! Кор-зи-на! — за-кри-чал Сквор-чо-нок и за-пел так, слов-но нас-ту-пи-ла вес-на.

Что хо-тел ко-тик по-ка-зать ма-ме

Ма-лень-кий ко-тик со-брал-ся на про-гул-ку. Он по-до-шел к Ма-ме Кош-ке , что-бы ска-зать ей об этом,но не-о-жи-дан-но про-из-нес:

— Ма-моч-ка, я те-бя люб-лю!

-Ка-ки-е за-ме-ча-тель-ны-е сло-ва! — об-ра-до-ва-лась Ма-ма Кош-ка. — Но бу-дет луч-ше, ес-ли ты по-ка-жешь, как ме-ня лю-бишь.

Ко-тик не знал, как по-ка-зать сво-ю лю-бовь. Он ре-шил, что сна-ча-ла по-мо-жет ма-ме смо-тать в клуб-ки шерсть, из ко-то-рой о-на вя-жет для не-го та-ки-ена-ряд-ны-е и теп-лые ве-щи! Клуб-ки по-лу-ча-лись боль-ши-ми, но он сов-сем не ус-тал!

По-том ко-тик взял-ся со-би-рать раз-бро-сан-ны-е по ком-на-те ку-би-ки,

как вдруг у-ви-дел в уг-лу са-мо-кат. Е-му в го-ло-ву приш-ла пре-крас-на-я и-де-я.

Сей-час он лов-ко про-ка-тит-ся на од-ной лап-ке и по-да-рит э-тот цир-ко-вой но-мер ма-ме!

Мыш-ки — ма-лыш-ки об-ра-дова-лись то-му, что ко-тик не по-шёл на про-гул-ку.

Им всег-да бы-ло скуч-но без не-го. А вмес-те о-ни ве-се-ло иг-ра-ли в кош-ки — мыш-ки и бе-га-ли по все-му до-му! Ма-лень-кий ко-тик иг-рал чест-но.

Он ни-ког-да не под-гля-ды-вал в щё-лоч-ку под плат-ком и не ку-сал мы-шек за хвос-ти-ки.

Ма-лень-кий ко-тик за-пы-хал-ся. Он пил све-же-е мо-ло-ко и ду-мал о том, что не зна-ет, как вы-пол-нить прось-бу Ма-мы Кош-ки. Не зна-ет, как по-ка-зать лю-бовь.

Но по-том ре-шил, что Ма-ма Кошка е-го о-бя-за-тель-но прос-тит, по-тому что прось-ба ее — слож-на-я, а он — толь-ко Ма-лень-кий ко-тик!

За-яц и че-ре-па-ха (сказка)

По-спо-ри-ли од-наж-ды за-яц и че-ре-па-ха, кто быст-ре-е лес-ну-ю по-ля-ну об-бе-жит. Че-ре-па-ха тро-ну-лась в путь, а за-яц ле-жит под кус-том, по-сме-и-ва-ет-ся: «Спе-ши, спе-ши, че-ре-па-ха, ве рав-но я те-бя об-го-ню». Но по-ка он так по-те-шал-ся, че-ре-па-ха – хоть и ти-хо шла – о-ка-за-лась у це-ли. Бро-сил-ся за-яц за не-ю, да позд-но. Бе-гать-то он у-мел, но не знал то-го, что, ле-жа на мес-те, и от че-ре-па-хи мож-но от-стать.

Че-ты-ре сест-ры

Жи-ли на све-те сёст-ры: Зи-ма, Вес-на, Ле-то и О-сень. Зи-ма бы-ла се-да-я, бе-ла –я. Вес-на бы-ла мо-ло-да-я, бе-ло-ли-ца–я, в зе-ле-ном на-ря-де, с го-лу-бы-ми гла-зами. Ле-то то-же в зе-ле-ном на-ря-де, за-го-ре-ло-е, за-го-ре-ло-е. А О-сень зла-то-во-ло-са-я, в крас-ной ша-ли. Пош-ли Зи-ма, Вес-на и Ле-то в гос-ти к О-се-ни. У не-ё на сто-ле и ГРУ-ши, и яб-ло-ки, и сли-вы, и ар-бу-зы, и ды-ни, и бе-лый кА-ра-вай, и па-ху-чий мёд. По-о-бе-да-ли сёст-ры и ста-ли бла-го-да-рить О-сень. О-сень и го-во-рит: Нет, э-то я долж-на вас бла-го-да-рить. Ты, Зи-ма, зем-лю сне-го-вым о-де-я-лом у-кры-ла, спря-та-ла от Де-да Мо-ро-за, ты, Вес-на, по-ле дож-дя-ми по-ли-ва-ла, ты, ле-то, яс-но-е сол-ныш-ко по-сы-ла-ло, что-бы всё со-зре-ло. Сест-ры и ра-ды: Все мы хо-ро-шо по-тру-ди-лись, что-бы лю-ди со-бра-ли бо-га-тый у-ро-жай.

Правильное произношение – залог быстрого обучения

Знаете, как научить ребенка читать быстро? Пусть он каждый изучаемый звук, слог пропевает, но делает это четко. Когда перейдете к произношению слов, поначалу слоги следует петь по-отдельности, с каждым последующим разом сокращая между ними промежутки. И в конечном итоге все слово нужно петь на одном дыхании.


Развитию речи способствует пропевание звуков

Но чтобы чтение у детей не ассоциировалось только с пением, закрепление материала должно проходить уже в нормальном произношении, с четким выговором звуков. При этом, когда вы перейдете к чтению предложений, учите ребенка делать правильные паузы перед знаками препинания.

Когда лучше начинать обучение?

Во сколько лет дети должны уметь читать, задаются многие родители вопросом. Это, в первую очередь, зависит от того, насколько психологически подготовлен ребенок к обучению. Но однозначно следует сказать, что учеба не должна начинаться непосредственно перед школой, когда дети собираются в 1-й класс.

Детей можно начинать учить и в возрасте 3 лет, если сам ребенок изъявляет к этому желание. Но насильно усаживать их за книги не стоит – это может отбить желание к последующему обучению.

Самый оптимальный восприимчивый возраст, когда следует подготавливать в 1-й класс, – 5 лет. И параллельно с чтением следует учить детей писанию (пока только печатными буквами), что поможет им закрепить навыки чтения.

Как понять, что ребенок готов?

Чтобы понять, как учить ребенка чтению, следует первоначально определиться, готов ли малыш к такому обучению. Для этого первоначально протестируйте степень развития ребенка.


Надо убедиться, что малыш готов к обучению

  • Если дети уже разговаривают предложениями, они готовы к процессу обучения.
  • Развитие фонетического слуха – немаловажный фактор. Правильное восприятие звуков, их различие и умение ими оперировать поможет легко и быстро обучить малыша.
  • Неправильно говорящий ребенок не способен быстро обучиться чтению, т.к. плохо воспринимает те фонетические звуки, которые сам же и произносит.
  • Если у детей не развито образное мышление, их сложно будет научить быстрому чтению – процесс получится чисто механическим. И в дальнейшем сама процедура будет слишком утомительной и не интересной для малыша.
  • У ребенка должны быть основы логического умозаключения, позволяющего сопоставлять факты в процессе обучения. Обучение чтению методом сопоставления картинок и слов

Развитие навыка чтения у детей дошкольного возраста

Перед тем как приступить к процессу обучения чтения, ребенок любого возраста должен иметь хороший словарный запас, всестороннее понимание основных слов и их значения. И хотя это задание может показаться слишком сложным, существуют способы, которые помогают расширить словарный запас дошкольника и внедрить концепции раннего чтения.

Чтение вслух и участие в разговоре помогает малышу выучить слова, их произношение, значение, различие и многое другое.

Психические процессы, необходимые для чтения.

Дети не могут читать, не достигнув стадии готовности чтения. Признаки готовности зачастую отображаются в поведении. Обучение можно начинать, если ребенок:

  • пробует читать;
  • изучает знаки, логотипы;
  • понимает взаимосвязь между буквами и звуками;
  • хорошо разговаривает;
  • знает некоторые буквы алфавита;
  • может составить связный рассказ;
  • прослушав книгу, может рассказать историю своими словами;
  • имеет активный словарный запас.

Навыки готовности настолько важны, что многие программы для детей дошкольного возраста сосредоточены на их развитии. Так и наша система обучения и развития призвана помочь малышу накопить и закрепить новые знания.

Чтение это не только знание букв и звуков. Дети также должны быть в состоянии понять, что они читают. Для понимания прочитанного необходим ряд психических процессов. Ребенок должен уметь смешивать звуки, формируя слова.

Роль кратковременной памяти и ее развитие у ребенка.

Кратковременная память играет главную роль в понимании. Для того чтобы понять прочитанное, дети должны распознавать буквы и слова, строя из них предложения. Кратковременная память позволяет запоминать слова и их значение от начала предложения до конца, что позволяет понять смысл всего предложения.

Чтобы понять смысл текста одного предложения недостаточно. Дети должны держать в памяти информацию всего абзаца. Однако такой объем часто выходит за пределы возможностей их кратковременной памяти. Другими словами, они не могут хранить информацию достаточно долго.

Оперативная память является процессом временного хранения и обработки информации. Краткосрочный объем памяти увеличивается с возрастом и зависит от развития передней части головного мозга (лобные доли). До тех пор пока он не достаточно развит, мозг не может одновременно обрабатывать и хранить информацию. Другими словами, существует компромисс между пониманием слов и их значением. У большинства детей память начинает улучшаться начиная с шести лет.

Для развития памяти у детей мы советуем заниматься на нашей платформе по предмету «Внимание и память».

Способы обучения чтению детей дошкольного возраста.

Даже не умеющий читать ребенок часто рассматривает книгу, изучая незнакомые символы и знаки. Однако процесс обучения следует строить, основываясь на индивидуальных особенностях ребенка. Способы обучения могут включать в себя следующее:

  1. Чтение книг, состоящих из множества повторяющихся фраз. Повторение помогает ребенку вспомнить, что будет дальше. Через некоторое время он будет в состоянии запомнить содержание книги.
  2. Пересказ прочитанной книги (ребенок должен не только понимать содержание, а уметь его пересказать своими словами, улучшая при этом память и словарный запас).
  3. Обращать внимание малыша на окружающие его слова и знаки (на вывесках, в книгах, в надписях на упаковках и другие).
  4. Увеличение визуальных и языковых навыков распознавания (видя объект на картинке, ребенок должен назвать его). Эта деятельность помогает развить словарный запас, вербальные навыки рассуждения, обработку визуальной информации, распознавание образов и память.
  5. Использовать карточки с названиями бытовых предметов (карточками можно отметить диван, ванну, холодильник). В конце концов, малыш будет в состоянии распознать названия из контекста: в книгах, на знаках и т. д.
  6. Складывать из букв слова (отдельные буквы можно написать на карточках, вырезанных из бумаги вместе с ребенком или прикрепить на магнитах).
  7. Чтение полученных писем и открыток вместе с ребенком.
  8. Ежедневные занятия с ребёнком на нашей развивающей платформе Kids Smart.

Обучение чтению – поэтапный, длительный процесс. Если ребенок устал или становиться раздражительным, нужно сделать перерыв и повторить попытку через время.

Обучение по методу Никитиных

Классики отечественного воспитания супруги Никитины полностью отошли от традиционных принципов обучения, взамен выдвинув свои. Они считают, что на занятиях детям следует предоставить полную свободу творчества. Только тогда у них появится интерес к обучению.

Не стоит ограничивать самостоятельность детей – всю работу они должны выполнять сами. Третье правило – сочетание умственных занятий с физическими упражнениями (т.е. обучение в игровой форме).

Вовлекайте ребенка в совместную деятельность – например, можно подготовить вместе пособия для занятий. И тогда малыш легче и быстрее будет воспринимать материал. Но главный стимул для успешного обучения – похвала даже за самую незначительную победу. И никогда нельзя акцентировать внимание на промахах.


Обучающие игрушки Никитиных
Вот основные принципы, по которым Никитины обучали своих детей (и применить их можно как на детях 3-х лет, так и 5, и 7):

  • Нельзя навязывать ребенку определенную программу обучения – он сам выбирает, в форме какой игры ему интереснее изучать буквы.
  • Не стоит объяснять малышу ход игры. Облеките учебу в сказку, где каждому участнику отведены свои роли.
  • На первых этапах игры-учебы взрослые – активные участники. В дальнейшем, когда ребенок освоится, продолжать занятия он уже сможет самостоятельно.
  • Перед обучающимся малышом всегда нужно ненавязчиво ставить задачи, которые на каждом новом этапе будут усложняться.
  • Не смейте подсказывать ребенку – учите его думать самостоятельно.
  • Если ребенку сложно справиться с новым заданием, не заставляйте его – отступите на шаг назад и повторите пройденное.
  • Если вы заметили, что ребенок потерял интерес к игре, или наступил предел его возможностей (временный), прекратите на время обучение. Вернетесь к учебе, когда малыш попросит. А он это сделает обязательно, т.к. все дети любят играть.

Польза чтения ребенку уже в младенчестве

Никогда не рано читать ребенку вслух. Многочисленные исследования подтверждают, что чтение детям с полугодовалого возраста приводит к тому, что через четыре года у них будут хорошо развиты словарный запас и грамотность. Имеет значение и то, насколько часто родители читают вместе с ребенком в дошкольном возрасте – это влияет на развитие навыков чтения и письма. Дети способны учиться даже тогда, когда они еще не умеют говорить.

Принято считать, что развитие грамотности ребенка в школе напрямую зависит от навыков чтения. Умение читать – основной критерий готовности ребенка к начальной школе. Однако в последнее время наблюдается тревожный симптом: у большинства детей даже к третьему классу навыки чтения развиты слабо.

Мнение психологов о пользе чтения детям

Психологами было проведено исследование с целью выяснить, насколько важно чтение в раннем возрасте. В исследовании приняли участие более 260-ти детей и их родителей, эксперимент длился от рождения ребенка до его поступления в школу. Когда ребенку исполнялось 6, 12 и 24 месяца, родители сообщали, как часто они читали вместе с ребенком и сколько книг было у них дома (это позволяло сделать вывод о том, сколько книг было прочитано). Также родители сообщали о так называемом «качестве чтения» – о том, обсуждали ли он вместе с ребенком прочитанное, рассматривали ли иллюстрации, говорили ли о главных героях и т. д.

В итоге ученые сделали вывод, что количество и качество чтения в раннем возрасте влияют на объем словарного запаса ребенка и раннее развитие навыков чтения (особенно важным было качество чтения). Как количество, так и качество чтения влияло на грамотность детей и навыки чтения.

Результаты исследования полностью подтверждают существующие теории развития речи у детей. Для детей младшего возраста чрезвычайно важно общение, а чтение вслух является одной из его форм. Согласно исследованиям, у детей, которые в первые три года своей жизни слышат больше слов, чем остальные, впоследствии лучше развиваются навыки чтения и они показывают лучшую успеваемость в школе.

Чтение вслух развивает память и словарный запас

Чтение ребенку с раннего возраста способствуют активному развитию у него нейронных связей в участках мозга, отвечающих за речь, а также высокой скорости мыслительных процессов. Это помогает ребенку обращать внимание на правильное написание слов в тексте и воспроизводить их в дальнейшем. У таких детей лучше развиты словарный запас, краткосрочная память, способность аргументировать и абстрагироваться.

Чтение – самый простой и очевидный способ обучить ребенка языку. Чтение увеличивает словарный запас, при этом вам не нужно идти с ребенком в зоопарк, чтобы поговорить с ним о слонах и верблюдах. Чтение всегда дает темы для разговоров с ребенком. Если вы стесняетесь или считаете глупым рассказывать ребенку, который еще не говорит, о повседневных вещах, которые вас окружают, почитайте ему книгу. Кроме того, ритм и мелодичность детских книг помогают успокоить нервную систему ребенка.

Вышеупомянутое исследование показало, что всего лишь 60 % родителей читают детям каждый день. Многие родители считают, что детям до одного года

Николай Зайцев – новатор обучения

Традиционное обучение по принципу «фонемно-вербальному» закрепощает свободу речи обучаемого ребенка и формирует у него комплексы, затормаживая развитие – так считает педагог Николай Зайцев.

Он разработал свою уникальную методику, больше похожую на игру, чем на урок. Дети свободно перемещаются по классу (комнате). При этом они могут прыгать, бегать и т.п. Осваивать учебный материал можно в любом положении – в движении или сидя, лежа. И начинать это следует раньше – примерно лет с 3-х.


Кубики Зайцева

Все пособия размещены на стенах, досках, шкафах, столах. Обычно это набор кубиков из картона. Они разных размеров и различной окраски. На одних гранях изображены одиночные буквы, на других – слоги (как простые, так и сложные), на третьих – согласные с мягким или твердым знаком.

Предварительно кубики могут быть в форме заготовок, которые учитель склеивает вместе с детьми. При этом внутрь следует положить специальные наполнители:

  • в кубики с глухими звуками лучше заложить палочки (деревянные и пластмассовые);
  • для звонких звуков подойдут бутылочные крышечки из металла;
  • внутри кубиков с гласными звуками спрячутся колокольчики.


Обучение по методу Зайцева
Кубики должны отличаться по размерам (как одинарные, так и двойные). Для мягких складов – маленькие, для твердых – большие. Определенную роль играют здесь и цветовые решения – каждому складу соответствует свой оттенок.

Помимо кубиков в качестве пособий применяют и таблицы, где собраны все известные склады. Это позволяет ребенку видеть весь объем, который предстоит изучить. И это намного облегчает работу педагога.


Запоминание букв по ассоциации

Еще один момент, который позволяет достаточно легко освоить чтение – это письмо. Оно должно идти параллельно. Прежде чем озвучить изучаемые звуки (не буквы), ребенок сам должен научиться их переводить в знаки. Делать это можно различными способами: водить по листу бумаги карандашом, по таблице – указкой либо выкладывая кубики.

Занятия по «обучению чтению» в средней группе детского сада, на весь учебный год

Занятие № 1

Тема: Звук и буква А.

Цели:

  • активизация речевой деятельности;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие зрительного внимания;
  • развитие артикуляционной и тонкой моторики рук;

Ход занятия.

  1. Упражнение: «Что мы слышим»

Логопед предлагает детям закрыть глазки, и послушать. Дети называют все звуки. Которые услышали в детском саду и на улице.

  1. Работа на листочках.

Рассмотреть картинку девочки. Что она делает? Плачет АААА. Повторите, как плачет девочка ААААА.

  1. Работа на листочках.

Логопед предлагает детям придумать слова на звук А. А сейчас посмотрите на свои листочки и назовите картинки, которые вы видите. Давайте произнесем слова и определим есть в слове звук А или нет.

  1. Работа на листочках.

Работа на листочках продолжается. Логопед предлагает детям рассмотреть букву А. На что она похожа? Затем логопед предлагает детям взять карандаш красного цвета и раскрасить букву.

  1. Работа на листочках.

Дети под руководством логопеды, выполняют задание № 4 и № 5.

Занятие № 2

Тема: Звук и буква У.

Цели:

  • активизация речевой деятельности;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие зрительного внимания;
  • развитие артикуляционной и тонкой моторики рук;

Ход занятия.

  1. Знакомство со звуком У.

Рассмотреть картинку. Что делает волк? Воет УУУУУ. Повторите, как воет волк УУУУУ.

  1. Работа на листочках.

Логопед предлагает детям посмотреть на свои листочки и назвать картинки, которые они видят. Давайте произнесем слова и определим есть в слове звук У или нет.

  1. Работа на листочках.

Работа на листочках продолжается. Логопед предлагает детям рассмотреть букву У. На что она похожа? Затем логопед предлагает детям взять карандаш красного цвета и раскрасить букву.

  1. Работа на листочках.

Дети под руководством логопеды, выполняют задание № 4 и № 5.

Занятие № 3

Тема: Звук и буква И.

Цели:

  • активизация речевой деятельности;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие зрительного внимания;
  • развитие артикуляционной и тонкой моторики рук;

Ход занятия.

  1. Упражнение: «Произнеси звук»

Логопед предлагает детям рассмотреть картинку. Ослик кричит ИИИИИИ. Просит детей произнести звук ИИИИИ.

  1. Работа на листочках.

Логопед предлагает детям посмотреть на свои листочки и назвать картинки, которые они видят. Давайте произнесем слова и определим есть в слове звук И или нет.

  1. Работа на листочках.

Работа на листочках продолжается. Логопед предлагает детям рассмотреть букву И. На что она похожа? Затем логопед предлагает детям взять карандаш красного цвета и раскрасить букву.

  1. Игра «Найди букву».

Работа на листочках продолжается. Логопед предлагает детям найти букву И, среди других букв. Затем дети ищут букву У.

  1. Работа на листочках.

Дети под руководством логопеды, выполняют задание № 5.

Занятие № 4

Тема: Звук и буква О.

Цели:

  • активизация речевой деятельности;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие зрительного внимания;
  • развитие артикуляционной и тонкой моторики рук;

Ход занятия.

  1. Упражнение: «Произнеси звук»

Логопед предлагает детям рассмотреть картинку. У девочки болит зуб, она кричит ООООО. Просит детей произнести звук ОООООО.

  1. Работа на листочках.

Логопед предлагает детям посмотреть на свои листочки и назвать картинки, которые они видят. Давайте произнесем слова и определим есть в слове звук О или нет.

  1. Работа на листочках.

Работа на листочках продолжается. Логопед предлагает детям рассмотреть букву О. На что она похожа? Затем логопед предлагает детям взять карандаш красного цвета и раскрасить букву.

  1. Игра «Найди букву».

Работа на листочках продолжается. Логопед предлагает детям найти букву О, среди других букв. Затем дети ищут букву У.

  1. Работа на листочках.

Дети под руководством логопеды, выполняют задание № 5.

Занятие № 5

Тема: Звук и буква Х.

Цели:

  • активизация речевой деятельности;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие зрительного внимания;
  • развитие артикуляционной и тонкой моторики рук;

Ход занятия.

  1. Упражнение: «Произнеси звук»

Логопед предлагает детям рассмотреть картинку. Дедушка храпи ХХХХХХ. Просит детей произнести звук ХХХХХХ.

  1. Работа на листочках.

Логопед предлагает детям посмотреть на свои листочки и назвать картинки, которые они видят. Давайте произнесем слова и определим есть в слове звук Х или нет.

  1. Работа на листочках.

Работа на листочках продолжается. Логопед предлагает детям рассмотреть букву Х. На что она похожа? Затем логопед предлагает детям взять карандаш синего цвета и раскрасить букву.

  1. Игра «Найди букву».

Работа на листочках продолжается. Логопед предлагает детям найти букву Х, среди других букв. Затем дети ищут букву А.

  1. Работа на листочках.

Дети под руководством логопеды, выполняют задание № 5.

Занятие № 6

Тема: Звук и буква С.

Цели:

  • активизация речевой деятельности;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие зрительного внимания;
  • развитие артикуляционной и тонкой моторики рук;

Ход занятия.

  1. Упражнение: «Произнеси звук»

Логопед предлагает детям рассмотреть картинку. Мужчина поливает огород СССССС. Просит детей произнести звук ССССССС.

  1. Работа на листочках.

Логопед предлагает детям посмотреть на свои листочки и назвать картинки, которые они видят. Давайте произнесем слова и определим есть в слове звук С или нет.

  1. Работа на листочках.

Работа на листочках продолжается. Логопед предлагает детям рассмотреть букву С. На что она похожа? Затем логопед предлагает детям взять карандаш синего цвета и раскрасить букву.

  1. Игра «Найди букву».

Работа на листочках продолжается. Логопед предлагает детям найти букву С, среди других букв. Затем дети ищут букву О.

  1. Работа на листочках.

Дети под руководством логопеды, выполняют задание № 5.

Занятие № 7

Тема: Звук и буква М.

Цели:

  • активизация речевой деятельности;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие зрительного внимания;
  • развитие артикуляционной и тонкой моторики рук;

Ход занятия.

  1. Упражнение: «Произнеси звук»

Логопед предлагает детям рассмотреть картинку. Корова мычит ММММММ. Просит детей произнести звук МММММММ.

  1. Работа на листочках.

Логопед предлагает детям посмотреть на свои листочки и назвать картинки, которые они видят. Давайте произнесем слова и определим есть в слове звук М или нет.

  1. Работа на листочках.

Работа на листочках продолжается. Логопед предлагает детям рассмотреть букву М. На что она похожа? Затем логопед предлагает детям взять карандаш синего цвета и раскрасить букву.

  1. Игра «Найди букву».

Работа на листочках продолжается. Логопед предлагает детям найти букву М, среди других букв. Затем дети ищут букву А.

  1. Работа на листочках.

Дети под руководством логопеды, выполняют задание № 5.

Занятие № 8

Тема: Звук и буква Н.

Цели:

  • активизация речевой деятельности;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие зрительного внимания;
  • развитие артикуляционной и тонкой моторики рук;

Ход занятия.

  1. Упражнение: «Произнеси звук»

Логопед предлагает детям рассмотреть картинку. Мужчина погоняет лошадь НННН. Просит детей произнести звук НННННН.

  1. Работа на листочках.

Логопед предлагает детям посмотреть на свои листочки и назвать картинки, которые они видят. Давайте произнесем слова и определим есть в слове звук Н или нет.

  1. Работа на листочках.

Работа на листочках продолжается. Логопед предлагает детям рассмотреть букву Н. На что она похожа? Затем логопед предлагает детям взять карандаш синего цвета и раскрасить букву.

  1. Игра «Найди букву».

Работа на листочках продолжается. Логопед предлагает детям найти букву Н, среди других букв. Затем дети ищут букву М.

  1. Работа на листочках.

Дети под руководством логопеды, выполняют задание № 5.

Занятие № 9

Тема: Звук и буква Ж.

Цели:

  • активизация речевой деятельности;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие зрительного внимания;
  • развитие артикуляционной и тонкой моторики рук;

Ход занятия.

  1. Упражнение: «Произнеси звук»

Логопед предлагает детям рассмотреть картинку. Жук жужжит Ж Ж Ж Ж Ж. Просит детей произнести звук Ж Ж Ж Ж.

  1. Работа на листочках.

Логопед предлагает детям посмотреть на свои листочки и назвать картинки, которые они видят. Давайте произнесем слова и определим есть в слове звук Ж или нет.

  1. Работа на листочках.

Работа на листочках продолжается. Логопед предлагает детям рассмотреть букву Ж. На что она похожа? Затем логопед предлагает детям взять карандаш синего цвета и раскрасить букву.

  1. Игра «Найди букву».

Работа на листочках продолжается. Логопед предлагает детям найти букву Ж, среди других букв. Затем дети ищут букву Н.

  1. Работа на листочках.

Дети под руководством логопеды, выполняют задание № 5.

Занятие № 10

Тема: Звук и буква Ш.

Цели:

  • активизация речевой деятельности;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие зрительного внимания;
  • развитие артикуляционной и тонкой моторики рук;

Ход занятия.

  1. Упражнение: «Произнеси звук»

Логопед предлагает детям рассмотреть картинку. Змея шипит Ш Ш Ш Ш. Просит детей произнести звук Ш Ш Ш Ш.

  1. Работа на листочках.

Логопед предлагает детям посмотреть на свои листочки и назвать картинки, которые они видят. Давайте произнесем слова и определим есть в слове звук Ш или нет.

  1. Работа на листочках.

Работа на листочках продолжается. Логопед предлагает детям рассмотреть букву Ш. На что она похожа? Затем логопед предлагает детям взять карандаш синего цвета и раскрасить букву.

  1. Игра «Найди букву».

Работа на листочках продолжается. Логопед предлагает детям найти букву Ш, среди других букв. Затем дети ищут букву Ж.

  1. Работа на листочках.

Дети под руководством логопеды, выполняют задание № 5.

Занятие № 11

Тема: Звук и буква Ш.

Цели:

  • активизация речевой деятельности;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие зрительного внимания;
  • развитие артикуляционной и тонкой моторики рук;

Ход занятия.

  1. Игра: «Найди букву»

Работа на листочках. Логопед предлагает детям найти букву Ж, среди других букв. Затем дети ищут букву О, И.

  1. Игра «Прочитай слог».

Логопед предлагает детям посмотреть на свои листочки и назвать буквы, которые они видят. Затем логопед предлагает детям пройти по стрелочке от одной к другой букве и прочитать что получилось.

  1. Игра «Узнай букву».

Работа на листочках продолжается. Логопед предлагает детям рассмотреть задание под цифрой 3. Дети должны добавить только дону палочку, чтоб получилась буква.

  1. Работа на листочках.

Дети под руководством логопеды, выполняют задание № 4. Читают слова.

Занятие № 12

Тема: Звук и буква К.

Цели:

  • активизация речевой деятельности;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие зрительного внимания;
  • развитие артикуляционной и тонкой моторики рук;

Ход занятия.

  1. Упражнение: «Произнеси звук»

Логопед предлагает детям рассмотреть картинку. Дождик капает К К К К. Просит детей произнести звук К К К К.

  1. Работа на листочках.

Логопед предлагает детям посмотреть на свои листочки и назвать картинки, которые они видят. Давайте произнесем слова и определим есть в слове звук К или нет.

  1. Работа на листочках.

Работа на листочках продолжается. Логопед предлагает детям рассмотреть букву К. На что она похожа? Затем логопед предлагает детям взять карандаш синего цвета и раскрасить букву.

  1. Игра «Найди букву».

Работа на листочках продолжается. Логопед предлагает детям найти букву К, среди других букв. Затем дети ищут букву Ш.

  1. Работа на листочках.

Дети под руководством логопеды, выполняют задание № 5.

Занятие № 13

Тема: Звук и буква Т.

Цели:

  • активизация речевой деятельности;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие зрительного внимания;
  • развитие артикуляционной и тонкой моторики рук;

Ход занятия.

  1. Упражнение: «Произнеси звук»

Логопед предлагает детям рассмотреть картинку. Кузнец бьет молотком Т Т Т Т. Просит детей произнести звук Т Т Т Т.

  1. Работа на листочках.

Логопед предлагает детям посмотреть на свои листочки и назвать картинки, которые они видят. Давайте произнесем слова и определим есть в слове звук Т или нет.

  1. Работа на листочках.

Работа на листочках продолжается. Логопед предлагает детям рассмотреть букву Т. На что она похожа? Затем логопед предлагает детям взять карандаш синего цвета и раскрасить букву.

  1. Игра «Найди букву».

Работа на листочках продолжается. Логопед предлагает детям найти букву Т, среди других букв. Затем дети ищут букву К.

  1. Работа на листочках.

Дети под руководством логопеды, выполняют задание № 5.

Занятие № 14

Тема: Звук и буква Ф.

Цели:

  • активизация речевой деятельности;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие зрительного внимания;
  • развитие артикуляционной и тонкой моторики рук;

Ход занятия.

  1. Упражнение: «Произнеси звук»

Логопед предлагает детям рассмотреть картинку. Незнайка полетел на воздушном шаре. Он летит, а воздушный шар сдувается Ф Ф Ф Ф . Просит детей произнести звук Ф Ф Ф Ф.

  1. Работа на листочках.

Логопед предлагает детям посмотреть на свои листочки и назвать картинки, которые они видят. Давайте произнесем слова и определим есть в слове звук Ф или нет.

  1. Работа на листочках.

Работа на листочках продолжается. Логопед предлагает детям рассмотреть букву Ф. На что она похожа? Затем логопед предлагает детям взять карандаш синего цвета и раскрасить букву.

  1. Игра «Найди букву».

Работа на листочках продолжается. Логопед предлагает детям найти букву Ф, среди других букв. Затем дети ищут букву Т.

  1. Работа на листочках.

Дети под руководством логопеды, выполняют задание № 5.

Занятие № 15

Тема: Звук и буква Л.

Цели:

  • активизация речевой деятельности;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие зрительного внимания;
  • развитие артикуляционной и тонкой моторики рук;

Ход занятия.

  1. Упражнение: «Произнеси звук»

Логопед предлагает детям рассмотреть картинку. Самолет летит Л Л Л Л. Просит детей произнести звук Л Л Л Л.

  1. Работа на листочках.

Логопед предлагает детям посмотреть на свои листочки и назвать картинки, которые они видят. Давайте произнесем слова и определим есть в слове звук Л или нет.

  1. Работа на листочках.

Работа на листочках продолжается. Логопед предлагает детям рассмотреть букву Л. На что она похожа? Затем логопед предлагает детям взять карандаш синего цвета и раскрасить букву.

  1. Игра «Найди букву».

Работа на листочках продолжается. Логопед предлагает детям найти букву Л, среди других букв. Затем дети ищут букву Ф.

  1. Работа на листочках.

Дети под руководством логопеды, выполняют задание № 5.

Занятие № 16

Тема: Звук и буква П.

Цели:

  • активизация речевой деятельности;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие зрительного внимания;
  • развитие артикуляционной и тонкой моторики рук;

Ход занятия.

  1. Упражнение: «Произнеси звук»

Логопед предлагает детям рассмотреть картинку. Послушайте как пыхтит самовар П П П. Просит детей произнести звук П П П П.

  1. Работа на листочках.

Логопед предлагает детям посмотреть на свои листочки и назвать картинки, которые они видят. Давайте произнесем слова и определим есть в слове звук П или нет.

  1. Работа на листочках.

Работа на листочках продолжается. Логопед предлагает детям рассмотреть букву П. На что она похожа? Затем логопед предлагает детям взять карандаш синего цвета и раскрасить букву.

  1. Игра «Найди букву».

Работа на листочках продолжается. Логопед предлагает детям найти букву П, среди других букв. Затем дети ищут букву Л.

  1. Работа на листочках.

Дети под руководством логопеды, выполняют задание № 5.

Занятие № 17

Тема: Звук и буква Ы.

Цели:

  • активизация речевой деятельности;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие зрительного внимания;
  • развитие артикуляционной и тонкой моторики рук;

Ход занятия.

  1. Упражнение: «Произнеси звук»

Логопед предлагает детям рассмотреть картинку. Гудит пароход Ы Ы Ы. Просит детей произнести звук Ы Ы Ы Ы.

  1. Работа на листочках.

Логопед предлагает детям посмотреть на свои листочки и назвать картинки, которые они видят. Давайте произнесем слова и определим есть в слове звук Ы или нет.

  1. Работа на листочках.

Работа на листочках продолжается. Логопед предлагает детям рассмотреть букву Ы. На что она похожа? Затем логопед предлагает детям взять карандаш красного цвета и раскрасить букву.

  1. Игра «Найди букву».

Работа на листочках продолжается. Логопед предлагает детям найти букву Ы, среди других букв. Затем дети ищут букву П.

  1. Работа на листочках.

Дети под руководством логопеды, выполняют задание № 5.

Занятие № 18

Тема: Звук и буква В.

Цели:

  • активизация речевой деятельности;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие зрительного внимания;
  • развитие артикуляционной и тонкой моторики рук;

Ход занятия.

  1. Упражнение: «Произнеси звук»

Логопед предлагает детям рассмотреть картинку. Мельница вращается В В В В. Просит детей произнести звук В В В В.

  1. Работа на листочках.

Логопед предлагает детям посмотреть на свои листочки и назвать картинки, которые они видят. Давайте произнесем слова и определим есть в слове звук В или нет.

  1. Работа на листочках.

Работа на листочках продолжается. Логопед предлагает детям рассмотреть букву В. На что она похожа? Затем логопед предлагает детям взять карандаш синего цвета и раскрасить букву.

  1. Игра «Найди букву».

Работа на листочках продолжается. Логопед предлагает детям найти букву В, среди других букв. Затем дети ищут букву Ы.

  1. Работа на листочках.

Дети под руководством логопеды, выполняют задание № 5.

Занятие № 19

Тема: Звук и буква Д.

Цели:

  • активизация речевой деятельности;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие зрительного внимания;
  • развитие артикуляционной и тонкой моторики рук;

Ход занятия.

  1. Упражнение: «Произнеси звук»

Логопед предлагает детям рассмотреть картинку. Дятел долбит дерево Д Д Д. Просит детей произнести звук Д Д Д Д.

  1. Работа на листочках.

Логопед предлагает детям посмотреть на свои листочки и назвать картинки, которые они видят. Давайте произнесем слова и определим есть в слове звук Д или нет.

  1. Работа на листочках.

Работа на листочках продолжается. Логопед предлагает детям рассмотреть букву Д. На что она похожа? Затем логопед предлагает детям взять карандаш синего цвета и раскрасить букву.

  1. Игра «Найди букву».

Работа на листочках продолжается. Логопед предлагает детям найти букву Д, среди других букв. Затем дети ищут букву В.

  1. Работа на листочках.

Дети под руководством логопеды, выполняют задание № 5.

Занятие № 20

Тема: Буква Е.

Цели:

  • активизация речевой деятельности;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие зрительного внимания;
  • развитие артикуляционной и тонкой моторики рук;

Ход занятия.

  1. Упражнение: «Произнеси звук»

Логопед предлагает детям произнести букву.

  1. Работа на листочках.

Логопед предлагает детям посмотреть на свои листочки и назвать картинки, которые они видят. Давайте произнесем слова и определим есть в слове буква Е или нет.

  1. Работа на листочках.

Работа на листочках продолжается. Логопед предлагает детям рассмотреть букву Е. На что она похожа? Затем логопед предлагает детям взять карандаш красного цвета и раскрасить букву.

  1. Игра «Найди букву».

Работа на листочках продолжается. Логопед предлагает детям найти букву Е, среди других букв. Затем дети ищут букву Д.

  1. Работа на листочках.

Дети под руководством логопеды, выполняют задание № 5.

Занятие № 21

Тема: Звук и буква Б.

Цели:

  • активизация речевой деятельности;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие зрительного внимания;
  • развитие артикуляционной и тонкой моторики рук;

Ход занятия.

  1. Упражнение: «Произнеси звук»

Логопед предлагает детям рассмотреть картинку. Бобер играет на барабане Б Б Б. Просит детей произнести звук Б Б Б.

  1. Работа на листочках.

Логопед предлагает детям посмотреть на свои листочки и назвать картинки, которые они видят. Давайте произнесем слова и определим есть в слове звук Б или нет.

  1. Работа на листочках.

Работа на листочках продолжается. Логопед предлагает детям рассмотреть букву Б. На что она похожа? Затем логопед предлагает детям взять карандаш синего цвета и раскрасить букву.

  1. Игра «Прочитай слог».

Работа на листочках продолжается. Логопед предлагает детям слог, который написан на доске. Затем логопед просит детей найти такой слог у себя на листочке и прочитать его.

  1. Игра «Прочитай слово».

Дети под руководством логопеда, выполняют задание № 5. Логопед просит их прочитать слово на доске, а затем, они ищут это слово у себя на листочке и читают самостоятельно.

Занятие № 22

Тема: Звук и буква Р.

Цели:

  • активизация речевой деятельности;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие зрительного внимания;
  • развитие артикуляционной и тонкой моторики рук;

Ход занятия.

  1. Упражнение: «Произнеси звук»

Логопед предлагает детям рассмотреть картинку. Собака охраняет свою косточку и рычит Р Р Р. Просит детей произнести звук Р Р Р Р Р.

  1. Работа на листочках.

Логопед предлагает детям посмотреть на свои листочки и назвать картинки, которые они видят. Давайте произнесем слова и определим есть в слове звук Р или нет.

  1. Работа на листочках.

Работа на листочках продолжается. Логопед предлагает детям рассмотреть букву Р. На что она похожа? Затем логопед предлагает детям взять карандаш синего цвета и раскрасить букву.

  1. Игра «Прочитай слоги».

Работа на листочках продолжается. Логопед предлагает детям прочитать слоги, которые он пишет на доске. Затем логопед просит детей самостоятельно прочитать слова, которые написаны у них на листочках.

  1. Игра «Прочитай слова».

Дети под руководством логопеды, выполняют задание № 5. Логопед пишет слова на доске и читает вместе с детьми. А затем дети самостоятельно читают у себя на листочке.

Занятие № 23

Тема: Звук и буква Г.

Цели:

  • активизация речевой деятельности;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие зрительного внимания;
  • развитие артикуляционной и тонкой моторики рук;

Ход занятия.

  1. Упражнение: «Произнеси звук»

Логопед предлагает детям рассмотреть картинку. Посмотрите на гусят, они произносят Г Г Г Г. Просит детей произнести звук Г Г Г Г.

  1. Работа на листочках.

Логопед предлагает детям посмотреть на свои листочки и назвать картинки, которые они видят. Давайте произнесем слова и определим есть в слове звук Г или нет.

  1. Работа на листочках.

Работа на листочках продолжается. Логопед предлагает детям рассмотреть букву Г. На что она похожа? Затем логопед предлагает детям взять карандаш синего цвета и раскрасить букву.

  1. Игра «Прочитай слоги».

Работа на листочках продолжается. Логопед предлагает детям прочитать слоги, которые он пишет на доске. Затем логопед просит детей самостоятельно прочитать слоги, которые написаны у них на листочках.

  1. Игра «Прочитай слова».

Дети под руководством логопеды, выполняют задание № 5. Логопед пишет слова на доске и читает вместе с детьми. А затем дети самостоятельно читают у себя на листочке.

Занятие № 24

Тема: Звук и буква З.

Цели:

  • активизация речевой деятельности;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие зрительного внимания;
  • развитие артикуляционной и тонкой моторики рук;

Ход занятия.

  1. Упражнение: «Произнеси звук»

Логопед предлагает детям рассмотреть картинку. Муха Цокотуха полетела на базар З З З. Просит детей произнести звук З З З З.

  1. Работа на листочках.

Логопед предлагает детям посмотреть на свои листочки и назвать картинки, которые они видят. Давайте произнесем слова и определим есть в слове звук З или нет.

  1. Работа на листочках.

Работа на листочках продолжается. Логопед предлагает детям рассмотреть букву З. На что она похожа? Затем логопед предлагает детям взять карандаш синего цвета и раскрасить букву.

  1. Игра «Прочитай слоги».

Работа на листочках продолжается. Логопед предлагает детям прочитать слоги, которые он пишет на доске. Затем логопед просит детей самостоятельно прочитать слоги, которые написаны у них на листочках.

  1. Игра «Прочитай слова».

Дети под руководством логопеды, выполняют задание № 5. Логопед пишет слова на доске и читает вместе с детьми. А затем дети самостоятельно читают у себя на листочке.

Занятие № 25

Тема: Буква Ё.

Цели:

  • активизация речевой деятельности;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие зрительного внимания;
  • развитие артикуляционной и тонкой моторики рук;

Ход занятия.

  1. Упражнение: «Произнеси букву»

Логопед предлагает детям произнести букву Ё.

  1. Работа на листочках.

Логопед предлагает детям посмотреть на свои листочки и назвать картинки, которые они видят. Давайте произнесем слова и определим есть в слове буква Ё или нет.

  1. Работа на листочках.

Работа на листочках продолжается. Логопед предлагает детям рассмотреть букву Ё. На что она похожа? Затем логопед предлагает детям взять карандаш красного цвета и раскрасить букву.

  1. Игра «Прочитай слоги».

Работа на листочках продолжается. Логопед предлагает детям прочитать слоги, которые он пишет на доске. Затем логопед просит детей самостоятельно прочитать слоги, которые написаны у них на листочках.

  1. Игра «Прочитай слова».

Дети под руководством логопеды, выполняют задание № 5. Логопед пишет слова на доске и читает вместе с детьми. А затем дети самостоятельно читают у себя на листочке.

Различные методики обучения

В среде педагогов постоянно идут споры о том, как правильно научить ребенка читать, какую при этом использовать методику. А их существует достаточно много, и у каждой есть как свои поклонники, так и противники.


Обложка книги Масару Ибуки

Например, девизом Масару Ибуки в воспитании является известная большинству фраза «После 3-х лет уже поздно». Японский педагог основывает свою методику на убеждении, что самые восприимчивые к обучению дети в возрасте до 3-х лет, на периоде формирования клеток мозга.

Сродни и методика Павла Тюленева, который создал свою систему «Мир». Основная ее идея – успеть раскрыть потенциал ребенка. Педагог считает, что начинать следует с первых минут рождения. По его мнению, дети могут научиться читать и писать раньше, чем начнут ходить.


Метод Павла Тюленева

Но какие бы ни были разработаны методики обучения ребенка (по Монтессори, Фребелю, Лупан и т.п.), все педагоги сходятся в одном – обучение должно принимать форму игры и основываться на любви к детям. Зная, как научить ребёнка быстро читать, у вас всё получится.
Оставить комментарий

Обучение чтению детей среднего дошкольного возраста

Елена Бредихина

Обучение чтению детей среднего дошкольного возраста

Моя статья адресована больше родителям моей группы. У нас средняя группа и по программе развития, обучение чтению начинается со старшей группы. Но очень часто родители меня спрашивают, как начать обучение детей, как правильно показать буквы какие методики лучше использовать. Поэтому решила, что стоит обсудить эти вопросы и помочь родителям правильно начать обучение детей чтению.

В старинной пословице говорится: «Сначала аз да буки – потом все науки»

. И следуя этой пословице мы понимаем, что вся наша жизнь построена на умении читать, без
чтения не возможно обучение.
Обучение чтению дошкольников– сейчас большинство наших родителей хочет дать своим детям возможность научатся читать до поступления в первый класс, так как требование в школе к первоклассникам с каждым годом все выше и выше.

Но нужно не забывать, что 3-4 года это еще дети, и заниматься с ними обучением можно только в игровой форме, с помощью песен, стихов, игр на прогулке. Если вы решили серьезно заняться обучением ребенка, то занятия обязательно должны быть систематичными, увлекательными. Ребенка и ни в коем случае нельзя заставлять выполнять задания «из под палки»

.

Чтение может стать любимым занятием для ребенка, если вы сами будете с удовольствием читать детям книги.

Так же хочу предупредить родителей, которые считают, что учить дошкольников читать, это равносильно «лишению их детства»

. Боюсь тогда вы лишите их детства в первом классе, когда вместо того, чтобы после школы отдохнуть и погулять, им придется догонять
детей, которые получили знания в саду. Поэтому не пропускайте занятия в детском саду, не надо их приравнивать просто к игре. Мы в свою очередь постараемся помочь Вашим детям изучить азы чтения. В своей группе мы применяем различные методики с которыми вы можете ознакомиться на стендах полезной информации и применять их дома.Кратко о них: это прорисовывание букв в воздухе, заучивание стихов с этой буквой, выкладывание букв с помощью ниточек с бусинками.
Существуют противники и заступники ранних методов обучения чтению.

Заступники методик обучения ребенка чтению с раннего возраста считают, что мозг ребенка устроен так, что овладеть чтением ему легче в раннем возрасте, чем в 7 лет. Многие знаменитые педагоги считают, что обучать чтению в семь лет уже поздно.

Противники обучения дошкольников чтению в раннем возрасте. Выступают против когда родители не знают, КАК учить ребенка читать. Не учитывается возраст малыша при выборе методики обучения. Если родители считают возможным бросить обучение после нескольких занятий и потом опять начинать занятия.

Итак, перейдем к самым общедоступным системам обучения чтения. Рассмотрим их плюсы и минусы.

Первым хочу рассмотреть метод обучения чтению «Фонемный»

.

Этот метод используется уже многие десятилетия. Мы с вами учились именно по этому методу. Мы учили сначала буквы, потом изучали слоги и наконец складывали их в слова.

Плюсы этого метода:

— проверен годами;

— не требует специальных пособий;

— в школе будут учиться именно по этому методу.

Минусы:

— ребенку трудно выделить звуки и слоги в слове так, как еще в этом возрасте не сформировано аналититико-синтетическое мышление, которое формируется к 7 годам;

— Этот метод сформирован на принципе усидчивости ребенка, в нашем возрасте очень сложно добиться того чтобы ребенок сидел и внимательно слушал маму.

Если вы выберете этот метод обучения, то очень важно знать, что обучая ребенка буквам надо называть звук, а не букву. Например, буква «М»

, а не
«ЭМ»
.

Еще хочу обратить ваше внимание на методику обучения Зайцева.

Этот метод построен на обучении ребенка запоминать сразу слоги. В этой методики используется наглядный материал «Кубики Зайцева»

. Этим методом
обучения учили детей на Руси, о нем еще писал Лев Толстой.
Плюсы этого метода:

— учится читать по слогам проще и более естественней для ребенка;

обучение проводится в игровой форме;

— ребенок использует все возможности мозга, он слышит, видит и может пощупать;

— это метод можно использовать с 2-3 лет.

Минусы:

— вам может показаться достаточно сложным;

— занимаясь по этой методике желательно группой из 2-3 детей, он не рассчитан на индивидуальные занятия;

— материальные затраты на наглядный материал;

— сроки обучения зависят от возраста ребенка.

Настольные игры, как метод обучения чтению.

Этот метод подходит для родителей, которые могут посвятить достаточно много времени ребенку и изготовлению наглядного материала. Для этого метода надо приобрести или сделать самостоятельно карточки с трехбуквенными словами и картинками к ним (рак, оса, сом)

. Здесь надо подобрать картинку к слову метод основывается на запоминании целых слов. Играть можно не только с карточками, но и с игрушками. У каждого дома найдется пёс, кот, мяч… Разнообразие предметов сделает
обучение более интересным и эффективным.
Развивающие компьютерные игры.

Бывает, что ребенок часто оказывается за компьютером. Определите в какие игры, он может играть. Сейчас существует множество игр дл развития умения читать. Они имеют звуковое и яркое, красочное оформление, содержат реплики подбадривания. Требуют минимального участи родителя. И имеют бесконечное разнообразие. Обратите внимание на игры с использованием микрофона и функцией распознавания голоса.

Игры на свежем воздухе.

Возможность играть всегда и везде и при этом получить важную информацию.

Возьмите на улицу мел. Изучите букву, напишите её, найдите предметы на эту букву, пощупайте их. Придумайте слова на эту букву. При этом ребенок получит не только знания по чтению, но и пополнит свой словарный запас. Если к вам присоединятся друзья ребенка, то обучение будут проходить быстрее и интересней.

Вот мы и рассмотрели некоторые методы обучения чтению. Не забывайте, что все занятия должны проходить в интересной, игровой форме. Нельзя заставлять детей заниматься. Если ребенку не нравятся занятия — перестройте их структуру или смените место, время занятий.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]