Особенности использования педагогом проектного метода в дошкольном образовательном учреждении


Проектная деятельность в ДОУ: подходы, содержание

В настоящее время в дошкольном образовании на смену традиционному обучению приходит развивающее обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников познавательного интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Метод проектов полностью соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования и может быть осуществлен как в рамках познавательного развития дошкольников, так и посредством интеграции образовательных областей.

Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий воспитанников с обязательной презентацией этих результатов.

Цель — развивать творческие способности личности ребёнка, которые определяются задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи: — обучать элементарному планированию; — формировать навыки сбора и обработки информации, материалов; — развивать творческие способности; — формировать позитивное отношение к познавательной, исследовательской, творческой деятельности.

Основные требования к проектной деятельности: — наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения; — практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; — самостоятельная деятельность дошкольника; — использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Типология проектов: (по Евдокимовой Е.С. «Технология проектирования в ДОУ») — доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и др. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий); — предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания), межпредметный проект; — характер координации проекта (руководство со стороны воспитателя): непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов); — количество участников проекта (индивидуальные, парные, групповые); — продолжительность проекта (краткосрочные (1 -2 занятия), среднесрочные (до месяца), длительные.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Таким образом, родители могут обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка [1]

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей. Проектную деятельность в детском саду можно представить как, способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели [1].

В дошкольном учреждении могут быть [2]: 1. Информационные проекты — направлены на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории; — структура информационного проекта: получение и обработка информации, получение результата, презентация.

Пример информационного проекта можно посмотреть здесь.

2. Исследовательские проекты — осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.)

Пример исследовательского проекта можно посмотреть здесь.

3. Ролевые проекты — это проекты с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы. 4. Творческие проекты — как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников; — творческие проекты классифицируются по доминирующему виду творчества: художественно-изобразительные, художественно-речевые, художественно-оформительские, театральные, музыкальные и т.д.)

Пример творческого проекта можно посмотреть здесь.

Деятельность педагога: На 1 этапе — определяет тему, осуществляет планирование, организует предметно-развивающую среду, информирует родителей, изучает литературу. В процессе совместной деятельности с воспитанниками формулирует проблему, помогает поставить цель, предлагает сразу определить продукт проекта; погружает в игровую (сюжетную), проблемную ситуацию. На 2 этапе- помогает распределиться на группы; помогает в решении задач; помогает спланировать деятельность (с чего начать). Организует поисковую, исследовательскую деятельность детей На 3 этапе – осуществляет практическую помощь детям, создает условия и мотивирует детей. Осуществляет контроль и координацию проекта. Фиксирует результаты поиска информации и т.д. На 4 этапе — подготовка к презентации. Презентация (защита проекта), оценка.

Деятельность дошкольников: На 1 этапе — вхождение в проблему, «вживание» в игровую ситуацию, принятие задачи, предложения и дополнения по итоговому продукту. На 2 этапе — дети организуются в рабочие группы, распределяют направления по сбору материала и сферу ответственности. На 3 этапе — накопление, систематизация и усвоение новых знаний, умений, навыков На 4 этапе — подготовка к защите проекта, изготовление итогового продукта. Представление зрителям продуктов своей деятельности

Структура образовательного проекта: — название проекта; — авторы, координаторы, администраторы, организаторы проекта; — общая характеристика проекта: участники проекта, сроки реализации проекта, цель и задачи проекта, гипотеза проекта, предполагаемые результаты; — этапы проведения проекта; — результаты проекта, их оценка, призы и награды.

Примерные темы:

  • комплексные:
    «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
  • межгрупповые:
    «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
  • творческие:
    «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
  • групповые:
    «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
  • индивидуальные:
    «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
  • исследовательские:
    «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» – на учебный год).

Примерная схема осуществления проекта «Семья» (ст. дош. возраст)

Источники:
  • Ковыляева Л. А., Третьякова Н. И. Использование технологии проектной деятельности в обучении дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 167–175. – URL: https://e-koncept.ru/2016/76508.htm.
  • Проектная деятельность в ДОУ
  • https://doshvozrast.ru/metodich/konsultac04.htm

Коллеги!

Давайте поразмышляем…

Какое место занимает проектная деятельность в дошкольном образовании?

Особенности использования педагогом проектного метода в дошкольном образовательном учреждении

Автор: Шерстобитова Ирина Владимировна, воспитатель I категории МБДОУ №113 г. Архангельск

Аннотация: В статье показа роль проектного метода в воспитании и развитии современного дошкольника, определены особенности использования данного метода в работе воспитателя ДОУ, раскрыта сущность понятия проект.

Особенности использования педагогом проектного методa в дошкольном образовательном учреждении

В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения (далее ДОУ) перестраивают свою работу в соответствии с новыми регламентирующими документами: Стратегия инновационного развития России на период до 2022 года; Приоритетный национальный проект «Образовaние»; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», ФЗ «Об образовании», Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и другие. Становление новой системы образования держит ориентир на мировое пространство и требует существенных изменений в педагогической теории и практики ДOУ, а также педагогических технологиях. Следовательно, педагогический процесс в ДOУ должен быть организован через выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что, в свою очередь, требует широкого внедрения инновационных форм и способов в образовательную деятельность, которая осуществляется в стенах детского сада.

Сегoдня традиционное образование сменяется продуктивным обучением, основная цель которого является развитие твoрческих, коммуникативных и организаторских способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Именно поэтому одним из методов, спосoбствующих решению данного вопроса, является проектный метод.

Слово «проект» происходит от латинского слова projects, что означает брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед, а в переводе с греческого языка данное слово обозначает путь исследования. И так, проект – это замысел, идея, образ, воплощенные в форму описания, обоснования расчетов, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации [1].

Проектный метод в деятельности дошкольных учреждений подробно рассмотрен в научных трудах Т.А. Данилиной, Л.С. Киселевой, Т.С. Ладоги, где данный метод понимается как, вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели [2].

Сегодня данный термин связывают с понятием «проблема», в связи с этим, под методом проекта понимают совокупность учебно – познавательных приемов, с помощью которых можно решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, в данном случае дошкольников, с обязательной презентацией этих результатов.

Таким образом, суть метода проекта заключается в стимулировании интереса детей к определенным проблемам, для решения которых необходимо владеть знаниями, а через проектную деятельность показать применение этих знаний на практике. Это позволяет рассматривать данный метод как инновацию в дошкольном образовании, деятельность между педагогом и дошкольниками будет носить характер сотрудничества, где участие могут принимать и другие субъекты образовательного процесса, например, родители. Следовательно, метод проектов делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия детей и их родителей, а основной его целью является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, где взрослые являются помощниками и направляют эту деятельность [].

Процесс использования проектного метода в ДОУ имеют свою специфику, например, взрослому необходимо наводить ребенка, помогать обнаруживать проблему, провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и привлекать детей к совместному проекту, при этом участие родителей здесь минимальное, опеки и помощи должно быть в меру. Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он должен помнить главный принцип в работе с дошкольниками, это учет их возрастных особенностей, создавая разнообразные условия для стимулирования их интереса и формирования мотивации на деятельность детей. В результате такой работы и развивается самостоятельная, инициативная, активная личность ребенка.

Выше изложенное говорит о том, что метод проектов с дошкольниками сегодня – это инновационный и перспективный метод, который должен занять своё достойное место в системе дошкольного образования.

Список литературы:

1. Б. Райзберг, Л. Лозовский, Е. Стародубцева/ Современный экономический словарь.

2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авторы — составители: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Ладога, М.Б. Зуйкова – 3-е издание. М.: АРКТИ, 2005.

Рекомендуем посмотреть:

Познавательно – творческий проект в подготовительной группе «Скоро в школу»

Педагогический проект во второй младшей группе детского сада

Педагогический проект в средней группе «Правила дорожные знай и соблюдай!»

Творческий проект в подготовительной группе по ПДД: «Знаки, предупреждающие пешеходов и водителей об опасности»

Проект в средней группе «Город для маленьких пешеходов»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]