Ребенок во время игры познает мир, учится его законам и принципам. Соперничать, бегая и прыгая, обретать различные навыки можно по определенному алгоритму – правилам. Подготовиться к жизни, научиться ловкости и смекалки помогут подвижные игры для детей. Знания и умения, которые приобретает ребенок во время занятия игровой активностью, помогают правильно развиваться.
Классификация подвижных игр
Существуют различные виды подвижных игр. Их классификация была введена для удобства использования на практике.
Таблица классификации:
По какому признаку классифицируются | Вид |
Уровень сложности | спортивные |
элементарные подвижные | |
Уровень активности | малой подвижности |
средней подвижности | |
большой подвижности | |
Образное содержание | бессюжетные |
сюжетные | |
Характер действий | соревновательные |
коллективные |
Разнообразие игр
Существуют различные варианты подвижных игр. Вариативность позволяет использовать их более целесообразно с учетом подготовленности детей. Подвижные игры могут постепенно усложняться, но последовательность действий и эпизодов остается неизменной. Изменения всегда должны быть оправданы. Вы можете, например, усложнить двигательные задачи, увеличив дистанцию (для бега, прыжков, метания), или ввести новые виды движений (ходьба и бег между объектами, по мосту в игре «Поезд» и т. д.). Также возможны изменения темпа движения, увеличение количества «ловушек», количества детей в подгруппе, усложнение правил (например, сначала все бегут и занимают любое место, а потом только определенное). Другой пример: в одном варианте дети помогают учителю ловить мышей, в другом, более сложном, они самостоятельно исполняют роль кошки. Усложняется и взаимодействие игроков: сначала дети просто бегают, а потом убегают от ловящего («Ловушки», «Ловушки с лентами», «Ловушки на корточках», «Не стой на полу»).
Для самых маленьких
Для малышей 1-3 лет хорошо подойдут занятия в зале. Ясельные группы не используют игры с элементами конкурса. Здоровьесберегающий характер должны носить все занятия в подготовительных группах.
Дети в возрасте 1-4 лет еще не скоординированы, поэтому некоторые забавы могут быть опасными. Нужно побеспокоиться о предотвращении травм. Само определение игр для самых маленьких можно кратко сформулировать: безопасные, интересные, простые задания.
Для таких игр минимальная группа составляет 2-3 ребенка. Между тем, музыкальное сопровождение поможет весело проводить время в помещении.
Заяц угощает медведя
Необходимый инвентарь для этой игры: 2 стула, ведерко с водой, пустое ведерко, мини стаканчик из пластика, игрушка медведь.
Методика проведения:
- Поставить ведра на разные стулья на расстоянии 2 м друг от друга. Возле одного из ведер поставить игрушку.
- Полное ведро – это угощение от зайца для медведя
- Ведро, рядом с которым находится игрушка, нужно наполнить наполовину водой с помощью стаканчика, в котором дети носят воду.
- Воспитатель (родитель) читает стихотворение:
Годик мишке бурому,
Угостим компотом,
Двое милых зайчиков
Вместе с бегемотом.
Горелка
Необходимый инвентарь: стул, ведерко и ложка.
Методика проведения:
- Поставить ведро на стул, дать ребенку ложку.
- Воспитатель (родитель) читает стихотворение:
Варим суп национальный,
Щи кипят с капустой,
Ярко, здорово, полезно,
Да еще и вкусно!
- Ребенок делает вращательные движения ложкой в ведре.
Воспитатель читает:
Покрутились, покрутились,
И мешать остановились!
- Ребенок крутится вокруг себя 2 раза и отдает ложку другому.
- Игра продолжается, пока все дети не помешают щи.
Автомобиль
Необходимый инвентарь: 3 стула.
Методика проведения:
- Поставить стулья рядом друг с другом.
- Воспитатель (родитель) читает:
Я один поеду к речке,
Сяду поскорей.
- Один из детей садится на стул, остальные дети продолжают ходить. Воспитатель (родитель) читает:
Мы вдвоем поедем к речке,
Пригласим друзей.
- Второй ребенок садится на стул, оставшийся ребенок продолжает ходить. Воспитатель (родитель) читает:
Мы втроем поедем к речке,
Будет веселей!
- Последний ребенок садится на оставшийся стул. Игра закончена, когда все трое детей сидят на стульях.
Схемы проведения самые разные, но важно учитывать возраст (он может быть указан в названии видео). В подборке музыки, которая используется при проведении игр, должна преобладать легкая классика, детские песни.
Методическая разработка «Подвижные игры как основная форма двигательной деятельности дошкольников»
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования»
Методическая разработка
«Подвижные игры как основная форма двигательной деятельности дошкольников»
Составитель: Воронина Елена Валерьевна
Ревда, 2016
Содержание
Введение 3
1. Характеристика подвижной игры как основной формы двигательной деятельности дошкольников 4
2. Виды подвижных игр 4
3. Содержание и методика проведения игр в различных возрастных труппах 8
4. Вариантность игр 10
Заключение 11
Литература 12
Приложения 13
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан с учетом основных принципов, среди которых: реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательскй деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребека. [2]
По определению отечественных психологов (Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева), игра – есть ведущая деятельность в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребёнка происходят значительные изменения.
Игра способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну.
Наши дети живут в условиях постоянно меняющейся действительности. На смену увлекательным дворовым играм пришли не менее увлекательные – компьютерные. Многие ребята перестали выходить во двор, отдавая предпочтение малоподвижным видам деятельности: компьютерным играм, занятиям с конструкторами, просмотру мультфильмов. Для ребёнка малоподвижный образ жизни – это потеря здоровья, нарушение физического и интеллектуального развития.
Таким образом, назрела острая проблема поиска путей физического оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребёнка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Решать эту проблему нужно в совокупности социально – педагогических условий, обеспечивающих целостный воспитательный процесс, гармоничное, физическое и личностное развитие ребёнка. Этому способствуют игровые формы организации двигательной деятельности детей. [5]
Подвижная игра – это игра, построенная на движениях. Целевая установка и виды деятельности играющих определяются сюжетом (замыслом, темой) данной игры. Правила уточняют права и обязанности участников, определяют способы ведения и учета результатов игры. Для подвижных игр характерны самостоятельные, творческие двигательные действия (с предметами или без них), выполняемые в рамках правил. Сюжет, правила, и двигательные действия составляют содержание подвижной игры. Содержанием игры обусловливается её форма, т.е. такая организация действий участников, которая предоставляет возможность широкого выбора способов достижения поставленной цели, удовлетворения самим процессом игры.
В старшем дошкольном возрасте, наряду с сюжетными подвижными играми, большое место занимают игры без сюжета: дети упражняются в беге, прыжках, в сохранении равновесия. Их движения обусловлены более строгими правилами. Мотивом игры нередко является соревнование (например, кто быстрее добежит до флажка). Игры детей старших групп по преимуществу коллективные. Воспитатель и сами дети строго следят за точным выполнением правил. Все игры детей развиваются под руководством взрослых. Педагоги знакомят детей с окружающей жизнью, обогащают их впечатлениями, оказывают помощь в организации и проведении игр.
Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы. Сюжетные игры (например: «Два Мороза», «Где ты хитрая лиса?») имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех.
Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах. Бессюжетные подвижные игры например: «Ловишки», «Перебежки» не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.
В старшем дошкольном возрасте широко используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового), например: «Чья команда быстрее соберется», «Кто первый через обруч к флажку» и др. Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто быстрее до мяча») каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты), то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды.
К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей. Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов.
В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках, ? и др.), остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.
К сложным подвижным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.
Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.
Гибкое применение известных принципов классификации предоставляет педагогам широчайшие возможности для рационального использования игрового метода развития двигательной активности, будь то задача преимущественного развития физических качеств или формирования и совершенствования координированных и экономных движений, образования умения быстро входить в нужный ритм и темп физической деятельности, ловко, быстро и целесообразно выполнять разнообразные двигательные задачи, определенным образом отвечающие требованиям, которые предъявляет жизненно практическая деятельность.
Приобщение ребенка к физкультуре важно не только с точки зрения укрепления их здоровья, но и для выработки привычки к занятиям спортом. Многим детям тяжело подниматься с теплой постели на зарядку. Но проходит время, неделя-другая, и малыш бодро вскакивает при первых звуках спортивного марша или иной музыки сопровождающей утреннюю зарядку. Вырабатывается условный динамический стереотип поведения, который вносит определенный ритм в утренний режим и не требует дополнительных волевых усилий.
Родителям вполне доступно дома, во дворе, на даче или на прогулке проводить подобные игры, во время которых дети приобретают жизненно важные навыки, развиваются физически. Со временем физические упражнения становятся для детей любимой игрой, в которой все интересно: и новые достижения, и состязательность игр, и участие родителей. Всякая нагрузка начинает восприниматься легко и с любопытством, даже холодовая нагрузка, без которой невозможно закаливание.
Воспитателям важно творчески подходить к проведению непосредственно образовательной деятельности по физической культуре и при необходимости самостоятельно составлять игровые задания, содержащие такие виды движений, в которых ребенок особенно нуждается в данный момент.
Подвижные игры играют большую роль в умственном и физическом развитии ребенка. Разнообразные подвижные игры помогают развивать различные группы мышц тела, координацию движений, способствуют развитию речи и мышления. Но для того, чтобы эффект от игры был положительный, необходимо при ее выборе учитывать физиологические особенности детей различных возрастов; во многом успех игры зависит от выбора места ее проведения и подготовки этого места к игре, объяснения правил, разделения на команды и выбора водящих. Что касается дозировки в процессе игры, то не рекомендуются чрезмерные мышечные напряжения, целесообразно обеспечить оптимальные нагрузки. Интенсивные нагрузки следует чередовать с отдыхом.
Разнообразие двигательных действий в подвижных играх содействует нормальному физическому развитию, укреплению здоровья детей дошкольного возраста.
Для каждого возраста разработаны свои подвижные игры в детском саду, которые учитывают психологические и физиологические особенности того или иного возраста. Организация мероприятий предполагает обязательные игры в детском саду, когда участниками развлекательно-игровых действий становятся и сказочные герои, и сами ребята. После проведения игр в детском саду, останутся довольными и дети, и родители! Именно поэтому грамотная организация игр в детском саду подарит каждому ребёнку незабываемые эмоции. [6]
Подбор и планирование подвижных игр зависят от условий работы каждой возрастной группы: общего уровня физического и умственного развития детей, их двигательных умений; состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей; времени года, особенностей режима, места проведений, интересов детей.
Играя в знакомую игру, дети сами вспоминают ее основные правила и ход. Если возникает необходимость что-то уточнить, воспитатель делает это, подчеркивая наиболее ответственные, важные моменты.
В зависимости от сюжета игра проводится одновременно со всеми детьми или с небольшой подгруппой. Ознакомление с новой сюжетной подвижной игрой – дается после предварительной работы. В качестве предварительной работы можно использовать:
- чтение художественных произведений; беседы, просмотр кино- и видеофильмов;
- организация наблюдения за природой, повадками животных, деятельностью людей различных профессий (водители, пожарные, спортсмены и др.);
- подготовка атрибутов игры (вместе с детьми или в их присутствии).
В объяснении несюжетной игры – раскрывается последовательность игровых действий, правил и сигналов, указание местоположения играющих и игровых атрибутов, используя пространственную терминологию (в мл.гр. – с ориентированием на предмет, в ст. – без них).
Объяснение игр с элементами соревнования включает в себя уточнение правил, игровых приемов, условий соревнования («Кто быстрее добежит до стула», «Чья команда не уронит мяч» и др.), можно разбить детей на команды, в конце оценить результат;
Роли распределяются с помощью считалки или по желанию (в мл.гр. – водящий – воспитатель);
Очень важно, подводя итоги, оценить положительные качества детей, назвать тех, кто удачно выполнил свои роли, проявил смелость, выдержку, взаимопомощь, творчество, а затем проанализировать причины нарушения правил.
Повысить интерес к игре, усложнить умственные и физические задачи, совершенствовать движения, повышать психофизические качества ребенка можно используя вариантность подвижных игр.
Подвижная игра проводится на каждом физкультурном занятии; при этом, как и ранее, особое внимание уделяется воспитанию выдержки, настойчивости, формированию умения проявлять волевые и физические усилия. С этой целью следует организовывать такие подвижные игры, в которых от результата каждого зависит общий результат команды (игры-эстафеты, игры с элементами соревнований, упражнения на дорожке препятствий). Одну и ту же игру целесообразно проводить не менее чем на двух занятиях, предусматривая такое их сочетание с физическими упражнениями, чтобы не возникала перегрузка одних и тех же групп мышц.[3]
Существуют различные варианты подвижных игр. Вариантность позволяет использовать их более целесообразно, с учетом подготовленности детей. Подвижные игры можно постепенно усложнять, но последовательность действий и эпизодов остается при этом постоянной. Изменения должны быть всегда обоснованными.
Можно, например, усложнять двигательные задания, увеличивая расстояние (для бега, прыжков, метаний), или вводить новые виды движений (ходьбу и бег между предметами, по мостику в игре «Поезд» и др.) Возможны также изменения темпа движения, увеличение числа «ловишек», количества детей в подгруппе, усложнение правил (например, сначала все бегут и занимают любое место, а затем только определенное). Другой пример: в одном варианте дети помогают воспитателю ловить мышек, в другом, белее сложном самостоятельно выполняют роль кошки. Усложняются и взаимодействия играющих: вначале дети просто бегут, а затем убегают от ловящего («Ловишки», «Ловишки с ленточками», «Ловишки вприсядку», «Не оставайся на полу»).
Варианты подвижных игр может создавать сам воспитатель, учитывающий уровень умственного и физического развития детей своей группы и предусматривающий постепенное повышение» к ним требований. К составлению новых вариантов игры можно привлекать самих детей, особенно в старших группах.
В процессе игры физическая нагрузка постоянно изменяется. Структура игр, их правила предусматривают целесообразное чередование активных действий детей с отдыхом. Однако их длительность и интенсивность не стабильны. Пользуясь сюжетом и правилами игры, воспитатель по своему усмотрению может увеличить или сократить длительность эпизодов игры, устанавливать их смену, увеличивать интенсивность движений.[4]
В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны — получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.
У детей всех возрастов огромная потребность в игре, и очень важно использовать подвижную игру не только для совершенствования двигательных навыков, но и для воспитания всех сторон личности ребенка. Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.[7]
Таким образом, игра — одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.[8]
Литература
1. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
3. Харченко Т.Е. «Организация двигательной деятельности детей в детском саду» С. П., Детство – Пресс 2010г.
4. https://constructor.zavalam.net/view.php?no=17164
5. https://www.beldou2.ru/?p=396
6. https://www.deti-club.ru/podviznie_igri_v_detskom_sadu
7. https://www.ignom.ru/books/phizicheskoe_vospitaniye/p30.html
8. https://www.resobr.ru/materials/46/40215/[2]
Приложения
Аты-баты — шли солдаты, Аты-баты — на базар, Аты-баты — что купили? Аты-баты — самовар, Аты-баты — сколько стоит? Аты-баты — три рубля, Аты-баты — кто выходит? Аты-баты — это я!
Вышел месяц из тумана, Вынул ножик из кармана, Буду резать, буду бить, Все равно тебе водить.
Если чиж летит к стрижу, Ты выходишь, я вожу. Если стриж летит к чижу, Водишь ты, я выхожу.
Ехал Грека через реку, Видит Грека — в реке рак.
Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Греку — цап!
Ежик, ежик, чудачок, Сшил колючий пиджачок. Встал в кружок и ну считать Нам водилку выбирать
Завтра с неба прилетит Синий-синий-синий кит. Если веришь — стой и жди А не веришь — выходи! До-ре-ми-фа-соль-ля-си! Едет кошка на такси, А котята прицепились И бесплатно прокатились! Ехал мужик по дороге. Сломал колесо на пороге.
Сколько гвоздей? Говори поскорей, не задумывайся!
Дора, Дора, помидора, Мы в саду поймали вора. Стали думать и гадать, Как нам вора наказать. Мы связали руки-ноги И пустили по дороге. Вор шел, шел, шел — И корзиночку нашел! В этой маленькой корзинке Есть помада и духи. Ленты, кружева, ботинки — Что угодно для души!
Зайчишка-трусишка По полю бежал, В огород забежал, Капустку нашел, Морковку нашел, Сидит грызет. Хозяин идет!
Трынцы-брынцы, бубенцы, Раззвонились удальцы. Диги, диги, лиги, дон, Выходи скорее вон
Тили-тили тесто, Жених и невеста Бегают по кругу, Не видя друг друга, Ты невесту забирай И из круга выбывай
Чики-чики, чики-чок, Ночью песни пел сверчок, Мы его искать пошли, Зажигали фонари, Заглянули под кусток, Под пушистый лопушок. Где там спрятался сверчок? Пойти его дружок!
Шла кукушка мимо сада, Поклевала всю рассаду. И кричала: ку-ку, мак — Отжимай один кулак!
Шалуны-балуны, Выбегайте во дворы.
Становитесь-ка играть, Воеводу выбирать, Воевода — из народа Выходи из хоровода. А ты, добрый молодец, Становись в самый конец
Шишел-мышел, Взял да вышел!
Зернышки в кармане
Зернышки в кармане кто найти готов? В торт запек кондитер двадцать пять дроздов. Вырвалось из торта птичье тюр-лю-лю, Снилось ли такое блюдо королю? Был король в конторе, вел доходам счет. Королева в зале ела бутерброд. За двором служанка вешала белье, Дрозд туда и сразу хвать за нос ее.
Дора, Дора, помидора
Дора, Дора, помидора, Мы в саду поймали вора, Стали думать и гадать, Как нам вора наказать.
Раз, два – деревья
Раз, два – деревья. Три, четыре – вышли звери. Пять, шесть – падает лист. Семь, восемь – птицы в лесу. Девять, десять – это синички Подняли красные личики. Мы связали руки, ноги И пустили по дороге. Вор шел, шел, шел И корзиночку нашел. В этой маленькой корзинке Есть рисунки и картинки. Раз, два, три! Кому хочешь — подари!
Меня грамоте учили
Раз, два, три, четыре- Меня грамоте учили: Не считать, не писать, Только по полу скакать. Я скакала, я скакала, Себе ноженьку сломала. Стала ноженька болеть, Стала маменька жалеть. Пожалела, поругала И за доктором послала. Доктор едет на быке С балалаечкой в руке
Свинка ходит по бору
Свинка ходит по бору, Щиплет лебеду–траву, Она рвет, не берет, Под березку кладет
Простокваша — просто прелесть!
Простокваша — Просто прелесть, Простокваша — Песни пелись: Просто-ква, Просто-ша, Простокваша хороша!
Начинается считалка
Начинается считалка: На березу села галка, Две вороны, воробей, Три сороки, соловей
.
За морями, за горами
За морями, за горами, За железными столбами, На пригорке теремок, На дверях висит замок. За ключом-ка ты иди И замочек отомкни.
Хочешь, котик, молоко?
Хочешь, котик, молоко? Нам до дома далеко, Ждет нас долгий-долгий путь. Здесь налево повернуть, Через речку видишь мост? Я поймал тебя за хвост!
Алфавит
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж — Едет жаба на еже. 3, И, К, Л, М, Н, О — Зайка, глянь ко мне в окно. Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я — А у щуки — чешуя
Катилась апельсина
Катилась апельсина До города Берлина, Уроки не учила И двойку получила
Ветер за море летал
Ветер за море летал, Ветер певчих птиц считал. Посчитал всех до одной! А потом взял выходной. Наша очередь считать! Раз, два, три, четыре, пять!
Шли утята
Раз, два — шли утята. Три, четыре — шли домой. Вслед за ними плелся пятый, Впереди бежал шестой, А седьмой от всех отстал, Испугался, запищал: — Где вы, где вы? — Не пищи. — Мы тут рядом поищи.
Высоко-превысоко
Высоко-превысоко Кинул я свой мяч легко. Но упал мой мяч с небес, Закатился в темный лес. Раз-два-три-четыре-пять, Я иду его искать.
Тра-та-та! Тра-та-та!
Тра-та-та! Тра-та-та! Вышла кошка за кота, За Кота Котовича, За Петра Петровича! Он усат и полосат, Ну не кот, а просто клад!
Кто живет у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре, Кто живет у нас в квартире? Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка, Мой щенок, сверчок и я — Вот и вся моя семья! Раз, два, три, четыре, пять — Всех начну считать опять.
Снился ёжик
Вышел ёжик из тумана, Вынул ножик из кармана. Вынул камешки и мел, Улыбнулся, как умел. Подарил мне всё, что вынул, И опять в тумане сгинул
. Считалочка
Я скажу вам по секрету — У меня секретов нету. Нету, не было и нет. Это ваш теперь секрет
Щи-талочка
Чищу овощи для щей. Сколько нужно овощей? Три картошки, две морковки, Луку полторы головки, Да петрушки корешок, Да капустный кочешок. Потеснись-ка ты, капуста, От тебя в кастрюле густо! Раз-два-три, огонь зажжен. Кочерыжка, выйди вон
Считалочка
Кто Съел Алычу? Я не ел – и молчу. Ты не ел Алычи. И ты молчи. Алыча неспелая… И никто не ел ее. А кто съел ее, Кислую, Неспелую, Косточку проглотил, Тот Давно Не водил.
Наша Маша
Наша Маша Рано встала, Кукол всех Пересчитала: Две Матрешки На окошке, Две Аринки На перинке, Две Танюшки На подушке, А Петрушка В колпачке На дубовом Сундучке!
Петушок
Петушок, Петушок, Покажи свой Кожушок! Кожушок Горит огнем. Сколько перышек На нем? Раз-два-три-четыре-пять, Невозможно Сосчитать!
Ночная считалка
Раз-два-три-четыре-пять! Шесть-семь-восемь-девять-десять! Надо, надо, надо спать И не надо куролесить. Кто не спит, тот выйдет вон. Кто уснул, увидит Сон.
Из поземки
Из Позёмки Ветерок Свил Серебряный Шнурок И на нём Привёл В тайгу Белогривую Пургу!
От ноля
От ноля И до ноля Не дойти Без костыля, Не добраться Без лошадки, Без витой Ватрушки Сладкой, Без винтовки Со штыком, Без кошёвки С облучком, Без шелкова Кнутика, Без кривого Прутика, Без шаров И бубенца Не отъехать От крыльца!
Барсучиха
Барсучиха-бабушка Напекла оладушков. Угостила двух внучат — Двух драчливых барсучат, А внучата не наелись, С рёвом Блюдцами Стучат!
Майским вечером
Майским вечером К Пеструшке На блины Пришли подружки: Три несушки, Три клоктушки. Сколько курочек В избушке?
Перл и Берл
Перл и Берл затеяли готовку. Перл и Берл пирог пекли в духовке. Перл и Берл стихи слагали ловко: Таскали перлы из перловки
Ор и Рони
Ор и Рони ехали на пони. Ноги, ноги, ноги. Сколько? Много-много. А точнее? Восемь: На одних подковки, А другие босы
Сорока
Раз, два, три, четыре, пять. Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела И тебе водить велела.
Воробей
Среди белых голубей Скачет шустрый воробей, Воробушек-пташка, Серая рубашка, Откликайся, воробей, Вылетай-ка, не робей!
Мышки
Раз, два, три, четыре! Жили мышки на квартире, Чай пили, Чашки били, По три денежки платили! Кто не хочет платить — Тому и водить!
Коза
Шла коза по мостику И махала хвостиком. Зацепила за перила, Прямо в речку угодила. Кто не верит? Это он! Выходи их круга вон!
Баран
Шёл баран По крутым горам, Вырвал травку, Положил на лавку. Кто травку возьмёт, Тот водить пойдёт!
Свинка
Ходит свинка по бору, Рвёт траву-мураву, Она рвёт и берёт, И в корзиночку кладёт. Этот выйдет, Вон пойдёт!
Прятки
Раз, два, три, четыре, пять, Будем в прятки мы играть. Небо, звёзды, луг, цветы, Ты пойди-ка поводи
! Заяц
- Заяц белый, Куда бегал? — В лес дубовый! — Что там делал? — Лычки драл! — Куда клал? — Под колоду! — Кто украл? — Родион. — Выйди вон!
- Раз, два
Раз, два, три, четыре, пять, Шесть, семь,
Восемь, девять, десять, Выплывает Белый месяц! Кто до месяца дойдёт, Тот и прятаться пойдёт
Конь ретивый
Конь ретивый с длинной гривой Скачет, скачет по полям Тут и там! Тут и там! Сюда мчится он – Выходи из круга вон!
Вышла чашка погулять
Раз-два-три-четыре-пять — Вышла чашка погулять. Мимо чайник пролетает — Чашку чаем наполняет: — Буль-буль!.. Ой-ёй-ёй! Нужен сахар кусковой! Раз-два-три-четыре-пять — Вышел сахар погулять. Мимо ложка пролетает — Сахар в чашке растворяет: — Дзынь-дзынь!.. Ой-ёй-ёй! Нужен пряник расписной! Раз-два-три-четыре-пять — Вышел пряник погулять. Рядом зубки поджидают — В прятки с пряником играют: — Хруст-хруст!.. Ай-яй-яй! По столу растекся чай! Раз-два-три-четыре-пять — Вышла тряпка погулять. Тряпка в чае извозилась, Тряпка фыркала и злилась: — Раз-два-три-четыре-пять — Не хочу с тобой играть!
Мышкина считалка
– Раз, два, Три, четыре. Сосчитаем дыры в сыре. Если в сыре много дыр, Значит, вкусным будет сыр. Если в нём Одна дыра, Значит, вкусным Был Вчера.
Первая считалочка для Кошки
Раз, два, три, Четыре, пять. Кошка учится считать. Потихоньку, Понемножку Прибавляет к Мышке Кошку. Получается ответ: – Кошка – есть, А Мышки — нет!
Тигр вышел погулять
Раз, два, три, четыре, пять, Вышел тигр погулять. Запереть его забыли. Раз, два, три, четыре, пять. Он по улице идет, Ни к кому не пристает, Но от тигра почему-то Разбегается народ. Кто на дерево забрался, Кто укрылся за ларек, Кто на крыше оказался, Кто забился в водосток. А на елке, как игрушки, Разместились две старушки. Опустел весь город мигом — Ведь опасны шутки с тигром. Видит тигр — город пуст: «Дай-ка, — думает, — вернусь. В зоопарке веселей, Там всегда полно людей!»
Над горою
Над горою солнце встало. С неба яблоко упало, По лазоревым лугам Покатилось прямо к нам! Покатилось, покатилось, В речку с мостика свалилось, Кто увидел — не дремли, Поскорей его лови! Кто поймал, тот молодец, Ведь считалочке конец!
Шли бараны по дороге
Шли бараны по дороге, Промочили в луже ноги. Стали ноги вытирать: Кто платочком, Кто тряпицей, Кто дырявой рукавицей!
Зайчик
Раз, два, три, четыре, пять, Негде зайчику скакать, Всюду ходит волк, волк, Он зубами щелк, щелк! А мы спрячемся в кусты, Прячься, заинька, и ты. Ты, волчище, погоди, Как попрячемся – иди
Ехала карета
Ехала карета темным лесом За каким-то интересом. Инте-инте-интерес — Выходи на букву «эс».
Вышел Зайчик погулять
Раз, два, три, четыре, пять. Вышел Зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в Зайчика стреляет: Пиф-паф! Ой-ой-ой! Умирает Зайка мой… Принесли его домой- Оказался он живой!
Кто не спит?
Раз, два, три, четыре, пять, Шесть, семь, восемь, девять, десять! Надо, надо, надо спать! И не надо куролесить! Кто уснул — тот видит сон, Кто не спит — тот выйди вон!
Котята
Вы послушайте, ребята, Я хочу вам рассказать: Родились у нас котята — Их по счёту ровно пять. Мы решали, мы гадали: Как же нам котят назвать? Наконец мы их назвали: РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ. РАЗ — котёнок самый белый, ДВА — котёнок самый смелый, ТРИ — котёнок самый умный, А ЧЕТЫРЕ — самый шумный, ПЯТЬ похож на ТРИ и ДВА — Те же хвост и голова, То же пятнышко на спинке, Так же спит весь день в корзинке. Хороши у нас котята — РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ! Заходите к нам, ребята, Посмотреть и посчитать.
Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
Школьный спортзал или двор – отличное место для занятий. Чтобы ребенок все время не стремился поиграть в ГТА, и в другие игры онлайн на компьютере, а находил азарт в движении, ему важно правильно предложить альтернативные развлечения.
Картотека подвижных игр станет помощником в воспитании, детском физическом развитии. Для старших дошкольников можно использовать те же сюжеты, что и для других.
Веселые и интересные для детей также спортивные состязания. Такие детские подвижные игры развивают следующие качества:
- стремление к подвижному образу жизни,
- выносливость,
- развитая сила,
- находчивость,
- коллективный дух,
- реакцию.
Гусь, волк и мальчик
Что развивается и задействуется: скорость, ловкость.
Особенности: для игры нужно 7-10 детей, нужны мелки.
- Выбрать «волка» и «мальчика», остальные дети – «гуси».
- Нарисовать круг на площадке, в нем будут прятаться «гуси».
- На расстоянии 4-6 м (четыре метра – минимум) нарисовать еще один круг – дом «волка».
- «Гуси» первоначально находятся в домике «волка», а «волк» – в домике «гусей».
- «Мальчик» выгоняет «гусей» гулять. Они бегом рассыпаются по площадке, бегут в сторону своего домика. Волк читает стихотворение:
День иль ночь не важно мне,
Я умелец в быстроте,
Я бываю на лугу,
Тут гусей я всех найду.
Вид хоть страшный у меня,
Но гусей ловлю не зря.
- Задача «волка» – коснуться «гусей», переловить их всех. Пойманные «гуси» становится в круг «волка». Задача «гусей» – попасть в свой дом.
- Как только все «гуси» пойманы, дети меняются ролями.
Детский волейбол
Как для детского сада, так и для любой другой группы ребят подойдет знаменитая, но адаптированная разновидность волейбола. Интересная и спортивная игра проходит с использованием легкого игрального мяча.
Дети имеют возможность продемонстрировать индивидуальные навыки, потому что каждый играет сам за себя. Оздоровительное времяпровождение приучит каждого малыша к ЗОЖ. А лето – лучшее время для волейбола.
Что еще почитать: Как проводим подвижную игру «Каравай» на детском дне рождения
Основа проведения:
- 5-9 детей становятся в круг.
- Задача ребенка – отбить мяч в сторону другого игрока, или поймать.
- На одну игру дается 6-8 минут.
- Каждому участнику нужно набрать как можно больше очков:
- 1 очко – за пойманный мяч,
- 2 очка – за отбитый мяч,
- 5 очков – если мяч получилось отбить в сторону другого участника на уровне груди.
- Выигрывает тот, кто набрал больше всего очков.
Совушка
Включает как творческую направленность, так и двигательную активность. Эта командная игра необычная и многокомпонентная.
Что развивается и задействуется: координация, воображение.
Особенности: для игры нужно 8-9 детей, нужен мелок.
- Из группы детей выбирается девочка, которая будет «совушкой».
- Так как это командная игра, остальные дети делятся на две команды «мышей».
- На асфальте рисуется круглая «мышеловка» диаметром 1 м.
- «Мыши» бегают вокруг «мышеловки». «Совушка» приговаривает:
Совушка я, Валентина,
Мне не вкусная малина,
Я люблю мышей ловить,
Ух-ух-ух всем говорить,
Солнышко всем светит,
Я не буду есть…
- «Совушка» называет слово – любое животное, которое не сможет съесть сова. «Мыши» должны остановиться и изобразить это животное.
- Кто медленнее всех выполнит задание, идет в «мышеловку».
- Выигрывает последняя, оставшаяся вне круга «мышка».
Активные игры в течение дня
Каждый день воспитателям необходимо проводить с малышами подвижные игры. До завтрака необходимо дать детям поиграть самим, не отвлекая их. Для этого необходимо вынести игрушки и подбодрить малышей на занятие. Подвижные игры для дошкольников не уместны сразу после завтрака и любого другого приёма пищи. При выборе игр нужно учитывать занятия, которые были до них. Например, после уроков по рисованию или русскому языку необходимо предложить активные игры, чтобы больше двигаться.
Рекомендуется использовать подвижные игры на прогулке, на свежем воздухе. В помещение следует переходить только в случае неподходящей погоды, например, сильного дождя или ветра. Если на улице как раз такая погода, играть нужно в большом зале, где всем хватит места.
Вечером также рекомендуется проводить игры, но небольшой подвижности. Хорошо подойдёт пение с хороводами. Это занятие должно продолжаться около 10 минут. Наиболее благоприятным временем года для проведения игр является, конечно, лето. Так как подвижные игры на прогулке летом воплотить в жизнь довольно просто. В жаркие дни желательно проводить занятия со средней или малой активностью, чтобы дети не перегревались. А в более прохладные дни лучше использовать игры с наибольшей активностью.
Тяжелее всего проводить игры на свежем воздухе в зимнее и осеннее время. Обычно дети надевают тёплую одежду и громоздкую обувь, что затрудняет их двигательную активность. В этом случае идеально подойдут занятия с простыми движениями, которые не будут утомлять малышей.
Подвижные игры в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) на свежем воздухе и в зале способствуют значительному росту физических и умственных способностей. Детский сад — место, которое является одним из ключевых в формировании взглядов и интересов ребёнка.
Игры для школьников
Подвижные игры – это возможность обеспечить детям всестороннее развитие. В современных сборниках для педагогов интересная картотека смешных игр в форме упражнений, спортивных и развивающих воображение игр.
Значение двигательной активности для школьников колоссально.
Это знакомство с новыми понятиями, получение необходимых в жизни навыков. Конечно при внедрении новых игр педагогами потребуется согласование. Список самого важного инвентаря, который пригодится:
- мяч волейбольный,
- мяч футбольный,
- кегли пластиковые,
- ворота,
- баскетбольная корзина,
- флажок.
Комплекс упражнений, которые выполняют дети в ходе игры, развивает вестибулярный аппарат, ловкость, скорость и силу. Содержание и правила не сложные, но тренируют смекалку.
Количество участников практически не влияет на процесс игры, но желательно чтоб было не меньше 10-11 детей. Основная классификация игр:
- сюжетные,
- спортивные,
- комбинированные.
Крайне важно подобрать для детей игру, соответствующую возрасту и сезону. Ведь для более взрослого ребенка и нагрузка, и задания будут сложнее.
Дидактические материалы облегчают образовательный процесс. Они могут быть в виде брошюр, книг и видеороликов. Все средства, которые помогают родителям и педагогам заинтересовать современных детей хороши.
Введение
В развитии двигательной активности дошкольника ведущую роль играет подвижная игра. Е.А. Аркин определяет активную игру как мощное и незаменимое средство воспитания ребенка, главный рычаг дошкольного образования. Преимущество игры среди различных физических упражнений он видит в эмоциональной насыщенности, которая придает ей особую привлекательность, мобилизует силы детей, доставляет радость и удовлетворение; по характеру двигательной активности, способствующей работе значительной массы крупных мышц (бег, прыжки, метание); в разнообразных движениях, исключающих опасность переутомления; в возможности регулирования темпов и энергии движений самими детьми; в проявлении личной инициативы и развитии умственных качеств — смелости, дисциплины, находчивости и др.
Интенсивная мышечная деятельность способствует развитию гибкости скелета, суставов, скелетных мышц, увеличивает их мышечную силу, развивает необходимую координацию. Игры способствуют развитию моторики ребенка, уменьшают заторможенность и умение измерять движения в соответствии с заданием. Использование в игре различных действий и движений активизирует деятельность всей двигательной области коры головного мозга. Следовательно, игра оказывает целостное воздействие на организм ребенка, активизирует взаимосвязанные функции органов и систем, в том числе нервной системы, что, в свою очередь, повышает функциональный уровень всей умственной деятельности ребенка.
Оздоровительный эффект, достигаемый во время подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, которые возникают в процессе игровой деятельности и благотворно влияют на детскую психику. Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, восторг, вдохновение) создает у детей повышенный тонус всего организма. Стремление детей к достижению общей для всех цели выражается в четком осознании поставленной задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентации в пространстве и игровых условиях, в ускоренном темпе выполнения заданий. При таком энтузиазме детей и радостном стремлении к достижению захваченной ими цели возрастает роль воли, помогающей преодолевать различные препятствия. Активная игра как двигательная активность имеет определенную специфику: она требует от ребенка быстрой реакции на сигналы и неожиданные изменения игровой среды. Различные ситуации, возникающие в игре, порождают необходимость изменения характера движения и действий, степени напряжения мышц и быстрой смены направления движения.
Такая активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, улучшая и уравновешивая процессы возбуждения и торможения. Для игры на свежем воздухе характерно, как указывалось выше, что ребенок использует свои движения самостоятельно: бегать, прыгать, делать паузу, приседать, ходить осторожным шагом и т. д. Таким образом, ребенок учится регулировать степень внимания и мышечной активности: в зависимости от развивающейся игровой ситуации может чередовать движения с отдыхом. Все это способствует воспитанию наблюдательности, умению ориентироваться в меняющихся условиях окружающей среды, находить выход из сложившейся ситуации, быстро принимать решение и реализовывать его, проявлять инициативу, самостоятельно выбирать путь для достижения цели. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенной детьми моторики.
Школьники младших классов
В 6-7 лет дети привыкли к сюжетным играм, но надо начинать вносить спортивные элементы.
Алфавит и словарь
Цель игры: повышение грамотности, изучение родного языка.
Инвентарь: прищепки с буквами, карточки со словами одинаковой сложности.
- Дети делятся на команды, выбирают капитанов.
- Капитаны наугад выбирают слова-задания для противоположной команды.
- Находят буквы, из которых состоят слова для команды-противника.
- Капитаны прикрепляют на спины участников команды-противника буквы.
- Команды выстраиваются в ряд.
- На счет 1-2-3 капитаны показывают слова, которые нужно собрать.
- Выигрывает команда, которая быстрее соберет слово, выстроившись в ряд.
Прятки
Ориентировка: хорошо спрятаться, затем добежать до базы.
Особенности локации: двор, где достаточно безопасных мест для укрытия.
- Дети выбирают курсового, который будет искать.
- Курсовой, находясь на базе, закрывает глаза и считает до 20.
- В это время участники игры прячутся.
- Если курсовой находит участника, он бежит на базу и называет имя найденного участника.
- Цель участников: добежать до базы и назвать свое имя раньше, чем курсовой.
Другие игры
В 7-8 лет дети уже могут играть в мини-футбол, хоккей (понадобится лед на катке), что позволит развить скорость бега, умение работать в команде. В 7-9 лет дети начинают играть в классический волейбол.
Руководство активной игрой
Дети дошкольного возраста очень любят все подвижные игры, но самостоятельно их организовать они, конечно, не могут. В этом к ним на помощь приходит воспитатель. Педагог должен помнить, что главная цель таких игр – совершенствование и развитие физических и умственных способностей ребёнка. Также очень важно умение работать в коллективе, чему необходимо учить в детстве. План подвижных игр должен быть составлен таким образом, чтобы дети в процессе занятия получали развитие своих умений и навыков.
Воспитателю необходимо принимать участие в играх, тем самым на собственном примере показывать ребёнку, как это интересно и захватывающе. Дети очень любят играть со взрослыми, так они чувствуют себя старше. Нужно использовать весёлый тон в общении, это подкупает малышей.
Организация подвижной игры – довольно сложная задача, так как все дети индивидуальны, и далеко не факт, что всё пойдёт гладко с самого начала. Часто можно наблюдать ситуацию, когда не все малыши хотят принимать участие в коллективной игре ввиду своей застенчивости. Не нужно давить на ребёнка, следует дать ему немного времени освоиться. Если же малыш всё равно стесняется и боится играть с другими, можно попробовать осторожно ввязать его в процесс. Предложение вместе побегать или спрятаться будет отличным выходом из этой ситуации для воспитателя.
Педагог должен грамотно руководить игрой, контролировать её во избежание неприятных ситуаций. Что-то подсказать, где-то подбодрить – отличный вариант. Если большинство детей начинают баловаться, и интерес пропадает, необходимо прекратить игру и дать время малышам для отдыха.
Школьники средних и старших классов
Для школьников постарше будут интересны другие игры, чем для учащихся начальных классов. С педагогической точки зрения увлечь подростка сложнее, чем ребят младшего возраста.
С этой задачей будет легче справиться, если вводить новые игры, идущие в ногу со временем. Игры на природе особо полезны для школьников, ведь обычные прогулки не дадут нужную физическую нагрузку.
Ляп снежком от Линкольна
Поиграть в увлекательную игру с популярным сюжетом захотят и старшеклассники. Зимняя забава увлечет каждого ребенка.
Особенности: проводиться зимой, когда достаточно свежего снега, и не сильный мороз, есть достаточное пространство на улице.
Реквизиты: бутылка пластиковая с цветным рисом (рис красится пищевыми красками) будет имитировать бутылку святой воды; картинка с изображением карты города, ленточки красного и синего цвета для каждого участника.
Что еще почитать: Игра в прятки — дворовое развлечение для детей
История для сюжета: президент Линкольн борется с оборотнями. Оборотни сидят в крепости, президент и его помощники в квартире. Они решают идти бороться со злом. Предмет борьбы – карта города, которую держат в своей крепости оборотни.
Организация игры:
- Накануне нужно слепить 2 крепости на расстоянии 9-10 м друг от друга, высотой с ребенка.
- Выбираются команды оборотней, Линкольна и его помощников.
- Каждый участник отмечает себя ленточкой: оборотни красной, команда борцов – синей.
- Оборотни занимают позицию в своей крепости, в этой крепости находится и карта. Оружие оборотней: снежки.
- Президент и его команда занимают вторую крепость-квартиру. Их оружие: бутылка святой воды (подкрашенный рис) и снежки.
- Линкольн выполняет прыжок вверх так, чтоб это видели оборотни и машет рукой, говоря: «Я легкой жизни вам не дам, а покажу пример. Для вас один способ себя спасти – отдать карту нам!».
- После этого охотники на оборотней пытаются добежать до крепости соперников и забрать карту. Оборотни пытаются проникнуть в квартиру президента.
- При попадании снежка в участника одной из команд он выбывает из игры на три минуты. При попадании на оборотня святой воды он выбывает на 10 минут.
- Игра заканчивается, когда команда президента захватила карту, или если треть оборотней зашла в квартиру.
Эстафета
Эстафеты известны в каждой школе, проводится они на уроках физкультуры. Проведение эстафет улучшает физическую подготовку, укрепляет соревновательный дух. Общий принцип проведения:
- Предложить детям поделиться на команды.
- Построить команды в колонны у линии старта.
- По команде «Марш!» капитан бежит (прыгает) до флажка, касается его рукой и возвращается к команде.
- Хлопает по плечу следующего в колонне, который выполняет те же действия, что и капитан и так далее.
- Побеждает та команда, последнее звено которой вернется к линии старта раньше.
Другие игры
Старшеклассники занимаются атлетикой, бегут на малые дистанции. Но все же, с большим удовольствием будут играть в футбол. Цель подвижной игры – не только улучшить физические характеристики, но и привить любовь к спорту на всю жизнь.
Подвижные игры в детских садах для старшей группы
Большинство детей до школы большую часть жизни проводят именно в ДОУ. Поэтому проведение игр в таких учреждениях обязательно. Классификация подвижных игр подразумевает деление на две части: для совсем маленьких и детей постарше.
Для подготовительной группы характерны в основном игры с мячом. Например, необходимо выяснить, кто быстрее пробежит от старта до финиша, подбрасывая мяч. Помимо этого, популярны такие игры, как «Мышеловка», «Сова», «Пастух и волк». Рассмотрим каждую из них.
Мышеловка. Дети разделяются на две одинаковые группы. Первая – мышки, которые должны выстроиться в колонну один за другим. Другая группа должна образовать три круга, держась за руки. Когда воспитатель говорит: «Мышеловка открыта», дети, которые стоят в кругу, поднимают руки, а мыши пробегают по очереди каждый круг. Когда воспитатель даёт команду: «Хлоп», дети, находящиеся в кругу, опускают руки. Те мыши, которые оказались внутри кругов, считаются пойманными. Игра продолжается, пока не подловят всех «мышей».
Сова. Дети разделяются на две группы: бабочки и жучки. Кроме этого, выбирается один малыш, который будет выступать в роли совы. Для него чертится круг – гнездо, и он стоит там. Когда воспитатель произносит: «День», все бабочки и жучки свободно расхаживают по площадке, делая, что вздумается. Как только воспитатель говорит: «Ночь», все останавливаются, и сова начинает бродить по площадке. Тех детей, которые пошевелились, сова забирает с собой в гнездо. Игра оканчивается, когда в гнезде несколько бабочек или жучков.
Пастух и волк. Выбирают двоих детей, которые будут волком и пастухом соответственно. Остальные – это овцы. Необходимо начертить площадь для дома овец и для того места, где они будут пастись. Пастух выводит овец на пастбища, по команде: «Волк», все должны разбежаться. Задача волка состоит в том, чтобы поймать как можно больше овец и отвести в своё логово, а пастух призван защищать своих питомцев. Игра заканчивается, когда волк поймал определённое количество овец.
Примеры бессюжетных игр
«Солнце-дождик» (Для дошкольников)
Для этой игры необходимо определить, что будет являться «домиком». Им могут стать стулья, обручи на земле и другие предметы, расположенные на площадке. Ведущий произносит фразу:
“Солнышко, пора гулять”. После этого дети свободно бегают по территории, пока ведущий не скажет: “Дождик, пора домой”.
По этой команде ребята бегут в «домики». Можно с каждым ходом уменьшать количество «домиков», чтобы ввести в игру соревновательный элемент.
Тогда победителем станет тот, кто дойдёт до самого конца.
«Чай, чай – выручай!» (для дошкольников – детей среднего возраста)
Игра проводится на ограниченной территории. Выбирается один или несколько водящих. По команде дети разбегаются. Задача водящих – осалить убегающих. Осаленные должны стоять на месте и кричать:
- Чай, чай – выручай!
Водящие могут охранять осаленного игрока, но не должны стоять прямо рядом с ним или держать за руку. Для спасения участника подойдут простые задания: пролезть между ног (если игра проходит в помещении) или просто задеть рукой.
«Выручить» осаленного может любой свободный игрок. Задача ведущих – осалить всех игроков, остальных – оставаться непойманными как можно дольше.
«Кольцебросы» (для дошкольников старших групп – детей среднего возраста)
Несколько колышков (3–7) расставляют на расстоянии от детей (в зависимости от возраста можно выбрать расстояние 1–2,5 м).
Участники по очереди кидают кольца, количество которых может на 1–2 превышать количество колышков.
Количество попаданий каждого ребёнка подсчитывается, и победителем называют самого меткого игрока.
Примеры игр-забав
«Поймай шарик» (для дошкольников – детей младшего школьного возраста)
Дети получают один или несколько воздушных шариков (в зависимости от количества участников). Задача ребят – не дать шарикам коснуться пола, постоянно заставляя их взлетать вверх.
«Тише едешь – дальше будешь» (для любого возраста)
Чертятся две линии – старт и финиш (расстояние между ними около 30 м). Ведущий становится у финишной черты, остальные – у старта. Ведущий отворачивается и произносит слова:
“Тише едешь – дальше будешь”.
Пока ведущий говорит, остальные пытаются пробежать как можно дальше. Ведущий, закончив говорить, резко поворачивается.
В этот момент все должны замереть. Игрок, не успевший остановиться, отправляется обратно к старту. Задача игроков – как можно быстрее добраться до финиша.
«Прыжки в мешках» (для любого возраста)
Ребята делятся на 2 и более команд. У каждой команды есть мешок.
Дети по очереди прыгают в мешках до установленной отметки и возвращаются обратно.
Выполнить это задание должны все участники команды. Цель команды – закончить быстрее соперников.
Самая быстрая команда побеждает.
Подвижные игры являются отличным способом развития навыков у ребёнка. В то время, пока дети получают удовольствие и развлекаются, двигательная активность положительно сказывается на их здоровье, повышает выносливость и ловкость, а также учит детей работе в команде. Таким образом, ребёнок развивается, пока занимается тем, что ему интересно.
Меры предосторожности
При проведении подвижных игр стоит помнить о технике безопасности. Несоблюдение мер предосторожности может привести к травмам и другим неприятным последствиям, поэтому важно ознакомить детей с правилами игры, указать территорию, на которой она будет проводиться, рассказать, что делать при падении и т.д.
Основные правила проведения подвижных игр:
- Проводите игры на безопасной поверхности: плоской, без неожиданных ям и бугорков, желательно не слишком твёрдой. Идеальная поверхность – травянистая.
- Не проводите игры на улице во время или сразу после дождя, так как земля становится скользкой.
- Если игра проводится в помещении, убедитесь, что его площади будет достаточно.
- Не проводите игры вблизи автомобильных дорог или парковок. Лучшее место – специально оборудованная закрытая площадка.
- Если используется спортивный инвентарь (мяч, канат, скакалка), убедитесь в его исправности, расскажите детям о правилах использования. Следите, чтобы ребята придерживались их.
- Проверьте обувь детей: она должна быть удобной, крепко держаться на ноге, не вызывать сложностей при беге. Одежда также должна быть подходящей. Не стоит пренебрегать головным убором, если игра проводится на улице в солнечный день.
- При необходимости используйте защиту: шлем, наколенники, налокотники.
- Можно подготовить воду, чтобы ребята могли утолить жажду после игры.
Если кто-то из детей всё-таки получил травму, окажите первую помощь и при необходимости доставьте до места, где он получит квалифицированную помощь.