Консультация «Поисковая деятельность детей дошкольного возраста»


ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Транскрипт

1 ПЕДАГОГИКА Шмакова Наталья Анатольевна старший воспитатель Постолова Татьяна Викторовна воспитатель Голик Марина Валерьевна воспитатель МДОУ «Д/С комбинированного вида 8 «Теремок» г. Подольск, Московская область РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: в статье описано влияние опытно исследовательской деятельности на развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста, на их умение анализировать и делать простейшие выводы. Авторы отмечают проявление инициативности у детей при исследовательских занятиях, а также повышения уровня культуры мышления, развития коммуникативных, интеллектуальных и личностных качеств. Ключевые слова: эксперимент, поисковая деятельность, любознательность, познавательная направленность, познавательная активность, опыт. Маленькие дети по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность желание познать закономерности окружающего мира. Именно поэтому очень важно интерес ребенка, любознательность сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития. Познавательный интерес ребенка должен рождать в нем добрые чувства, быть повернутым в полезное русло. В настоящее время перед системой дошкольного образования стоит актуальная задача: поиск обоснованной системы достижения качества дошкольного

2 Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» образования, направленной на развитие коммуникативных, интеллектуальных и личностных качеств ребенка; формирование у детей предпосылок учебной деятельности, что требует от детей не только владения знаниями, но и умения добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Познавательное развитие детей одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность состояние внутренней готовности к познавательно исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. Задачи исследовательской деятельности и экспериментирования специфичны для каждого возраста. В младшем дошкольном возрасте это: вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты). Почему данная тема для нас актуальна? Наблюдая за детьми младшего дошкольного возраста, мы поняли, что у малышей идет системная познавательная активность через все виды деятельности. Это особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста? Мы отвечаем: «Да». Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать Новое слово в науке: перспективы развития

3 не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Например: почему мячик катится, а куб нет, почему у кошки 4 ноги, а у птицы только 2 и т. д. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию. Для того чтобы игры экспериментирования успешно осуществлялись в группе создается соответствующая развивающая предметно пространственная среда, в которой главное место отведено центру экспериментирования «Песок Вода». Родители с удовольствием откликнулись на просьбу принять участие в пополнении необходимого оборудования: ракушки, камешки, разнообразные контейнеры, воронки, пластиковые баночки, губки, пробки… Все это позволило нам проводить всевозможные игры эксперименты. В процессе игр дети узнали, что вода не имеет вкуса, запаха, что тяжелые предметы (камешки) в воде тонут, а легкие (поролон, пробки, перышки…) нет. С большим интересом дети наблюдали за тем, что водичку можно «покрасить», они с удовольствием окрашивали воду разными цветами. Из сказки «Про маленькую капельку» дети узнали, что, когда очень холодно, водичка может превратиться в лед, а вернуться назад, ей поможет солнышко, что у водички есть своя «песенка» в комнате психологической разгрузки наблюдали за тем, как бьет водичка в фонтане, прослушивали аудиозаписи шума моря, дождя. Дети, экспериментируя, понимают, что без воды не могут жить растения, птицы, рыбы и человек. Для этого рассматриваем с детьми картины, ухаживаем за растениями. В процессе работы знакомим детей со свойствами и качествами такого материала как камень: они бывают большие и маленькие, тяжелые и легкие, твердые, тонут. Из камней можно делать постройки. Камни, песок, вода постоянно присутствуют в группе. Вместе с детьми мы изучаем их свойства, играем с ними, делаем поделки, которые впоследствии становятся украшением группы: из камней выложили и раскрасили «Цветик семицветик», построили дорожку к домику зайчика… Здесь проявляются творческие качества, развиваются воображение и сенсорные способности. Опыт и наблюдения мы повторяем, усложняем, переносим из группы в предметную

4 Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» среду и наоборот. Вообще исследовательскую деятельность, стараемся включать в разные виды деятельности: в игру, на занятие, прогулку. В процессе работы, играя с детьми, создаются проблемные ситуации, позволяющие ребенку делать какие то самостоятельные выводы. Например, развивая сюжет ролевой игры, детям предлагается слепить пирожки для угощения кукол, используя для этого сухой песок. Попытка вылепить из него пирожки первоначально заканчивается неудачей, при этом дети сами осознают, что у них не получается и почему. Неудача направляет внимание на выявление свойств песка. Возникшая проблемная ситуация активизирует познавательную активность детей. Чтобы найти выход из создавшейся ситуации предлагаю детям намочить песок и попробовать еще раз слепить пирожки. Дети с радостью замечают, что на этот раз у них все получилось. Проблемная ситуация, неуспех в деятельности, замена материала и его сенсорное обследование приводит к осознанию свойств материала (из влажного песка можно лепить) дети знакомятся со способами обследования для выявления свойств (сжать, надавить ладошкой), а также способами сделать песок пригодным для лепки. В процесс познания включаются все органы чувств. Малыш слушает, смотрит, пробует на вкус, улавливает запахи, открывая многообразие признаков предметов. Для этого дети знакомятся со способами обследования. Их формирование происходит по мере усвоения ребенком сенсорных эталонов слуховых (шкала музыкальных звуков, речевых фонем); зрительных (спектр цветов, геометрические формы); тактильных (представления о таких свойствах, как горячий холодный, мягкий твердый, гладкий шершавый); обонятельных. Малышу с помощью экспериментирования легче понять и установить связи, закономерности в окружающем мире. Всем известно, что основное ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями членов семьи. Родители могут многое сделать для развития, используя естественные ситуации (по дороге домой, дома на кухне, в магазине, Новое слово в науке: перспективы развития

5 купая ребенка…). Именно поэтому, родители обязательно привлекаются к совместному решению данных вопросов. Нацеливаем родителей на то, что любознательность это черта характера, которую необходимо развивать с раннего возраста, что врожденная потребность в новых впечатлениях составляет основу гармоничного всестороннего развития ребенка. Вывод: в ходе работы выявилось, что дети стали более самостоятельны, любопытны, появился интерес к экспериментированию, расширился кругозор. Благодаря этому большинство детей инициативны и активны в общении, установился тесный контакт с родителями. Все это создает хорошую почву для развития любознательности и сенсорных представлений у детей. Собственные исследовательские поиски дошкольников способствуют повышению у детей уровня культуры мышления, развитию коммуникативных, интеллектуальных и личностных качеств ребенка. Список литературы 1. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, Мурудова Е.И. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Детство пресс, Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада: Методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, Валитова З.Ф. Познавательно-исследовательская деятельность с детьми во 2 младшей группе [Электронный ресурс]. Режим доступа: detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/01/29/poznavatelno-issledovatelskaya-deyatelnost-sdetmi-vo-2

Младшая группа

Выполнять действия в соответствии с предлагаемой пиктограммой. Определять содержание деятельности (например, рассказать о свойствах материала или предмета).

Учиться рассматривать явление как систему, совокупность устойчивых связей между компонентами явления по линии настоящее— прошлое — будущее для выявления взаимосвязей объектов рукотворного мира (например, пенек, табурет, стул, кресло) или живой природы (яйцо, цыпленок, курица).

Средняя группа

I. Выполнять ряд последовательных действий (проводить опыты) в соответствии с моделями. Определять цели и достигать соответствующих результатов.

II Развивать умение анализировать, выявлять существенные признаки вещества, материалов, предметов.

Используя системный подход, формировать представление о себе (прошлое, настоящее, будущее; строение частей тела и пр.), своей семье (члены семьи как части системы во временном развитии). Расширять представления о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявляя их взаимосвязи и взаимозависимости. Понимать, что такое функция.

Старшая группа

Действовать в соответствии с моделями, определяющими условия и содержание деятельности:

высказывать предположения об ожидаемом результате, обозначать его с

помощью условного символа;

определять цель деятельности, условия ее достижения;

с помощью взрослого составлять модель этапов деятельности.

Уметь сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.

Анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия.

Познакомиться с понятиями линия, система, подсистема. Связи с системами, несистемами. Анализировать объекты, предметы и явления окружающего мира, их внутренние и внешние связи, противоречивость их свойств, изменения во времени и т.п.

Подготовительная группа

Дошкольники должны уметь самостоятельно действовать к школе группа в соответствии с алгоритмом, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа. По обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживать несоответствие цели и действий и корректировать свою деятельность.

Совершенствовать умение определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов. Самостоятельно (на основе моделей) проводить опыты с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств при нагревании, охлаждении и механических воздействиях).

Развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленностей (строение, функционирование, назначение; его существование во времени и пространстве и пр.).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]