9 простых научных опытов, которые вы можете сделать, чтобы приятно провести время с детьми

Мария Савченко

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе. Как создать радугу

Введение

Каждый человек хотя бы раз в жизни любовался природным чудом – радугой. Многие, наверное, замечали, что радуга, как правило, появляется после дождя. Я много раз видела радугу, мне захотелось узнать – что же такое радуга и как она появляется, можно ли получить радугу искусственным путем в домашних условиях.

Цель исследования: выяснить, можно ли получить радугу в домашних условиях.

Объект исследования –природное явление радуга.

Предмет исследования -виды радуги и возможность получения их искусственным путём.

Проблема исследования:как создать разные виды радуг в домашних условиях?

Задачи исследования:

1. Выяснить, что такое радуга, как она появляется.

2. какие виды радуг существуют в природе и возможно ли получить их искусственным путем.

3. Поставить опыты получения радуги в домашних условиях.

Гипотеза:

Предположим, что радугу можно получить,если заменить солнечные лучи:

1. искусственнымсветом – лампой,

2. при помощи воды и фломастеров.

3. при помощи конфет «Скителс»

выбранные мною опыты позволят увидеть радугу в домашних условиях.

Основные методы: изучение литературы, наблюдение, эксперимент.

1.Актуальность:

Как появляется радуга?

Еще со старшей группы мне известна поговорка «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. По начальным буквам этих поговорок я запомнила названия и последовательность цветов такого необычного и красивого явления природы, как радуга. Отчего же появляется такая красивая, да еще цветная картина в воздухе? Ответ на этот вопрос мы искали вместе с моим воспитателем в энциклопедии, интернете, смотрели познавательные мультики про радугу. Мы узнали, что радугу можно увидеть около водопадов, фонтанов, разбрызгиваемых поливальной машиной.

Вывод: радуга появляется в солнечную погоду во время дождя, когда солнечные лучи проходят сквозь дождевые капли.

2. Какие виды радуг существуют.

Увидев в энциклопедии радугу, я решил узнать, какие ещё радуги существуют.

Зимняя радуга — явление очень редкое, ведь преломление солнечного света происходит не в капельках воды, а в кристалликах льда.

Туманная или белая радуга

Она появляется при освещении солнечными лучами слабого тумана, состоящего из мелких капелек.

Красная радуга

В последние пять или десять минут перед заходом солнца все цвета радуги, кроме красного, начинают исчезать и, наконец, остается только одна красная дуга.

Практическая часть

Радуга – это чудо природы. А можно ли создать это чудо самому, в домашних условиях? Я решила попробовать это сделать и провела несколько экспериментов, вместе с моим воспитателем.

Опыт№1 «Создание радуги в домашних условиях»

Эксперимент № 1: «Шагающая» вода

Для начала вам понадобится набор из следующих материалов:

Пять прозрачных стаканов одинаковой высоты (подойдут пластиковые стаканчики);

Бумажные полотенца (салфетки);

Вода (водопроводная);

Пищевой краситель (трех цветов);

1. Попросите ребенка наполнить три стаканчика водой, и пусть добавит в каждый из них краситель;

2. Поместите пустой стаканчик между двумя, наполненными подкрашенной водой;

Спросите ребенка, знает ли он, что такое сила тяжести? Если он еще этого не знает, объясните, что гравитация — это сила, притягивающая объекты друг к другу. В этом эксперименте сила тяжести поможет воде быстрее переместиться в пустую емкость.

3. Помогите ребенку сложить бумажное полотенце пополам несколько раз, чтобы получилась длинная тонкая полоска шириной около 2-3 см. Повторите то же самое с другим бумажным полотенцем (салфеткой) еще раз;

4. Попросите его окунуть один конец полоски бумажного полотенца в емкость с цветной водой, а другой конец полоски положить в пустой стакан. Таким образом, сухие края двух бумажных полотенец должны помещаться в сухом стаканчике.

Остается ждать — вода начнет перетекать в пустую емкость уже через несколько минут; пока вы ждете, сделайте с ребенком несколько прогнозов: действительно ли вода будет ходить и сколько времени это займет? Что произойдет, если соединить два разных цвета вместе?

Через пару часов вы увидите уже гораздо более внушительные результаты.

YouTube

Подготовительный этап

Чтобы провести эксперимент «Радуга в стакане» в детском саду, воспитатель может выучить вместе с группой стишок, который помогает запомнить порядок цветов радуги. Это будет главное заклинание. Пусть малыши попробуют на вкус воду, решат, какого она цвета, добавят немного краски и перемешают. Они увидят, что жидкость полностью меняет оттенок. Экспериментирование научит детей аккуратности при обращении с водой, разовьет мелкую моторику и умение рассуждать.

Что понадобится для эксперимента

Чтобы продемонстрировать опыт «Радуга в стакане» для дошкольников, потребуются несложные приготовления. У каждого участника на столе должен быть следующий набор:

  • сахарный песок или соль, около 0,5 кг;
  • по 6 пластиковых стаканчиков (можно больше);
  • пищевые красители или гуашь 5 цветов;
  • теплая вода;
  • шприц без иглы;
  • салфетка и лист плотного картона;
  • цветные фломастеры;
  • маленькое зеркало;
  • фонарик.

Детям может потребоваться помощь в том, чтобы аккуратно смешать ингредиенты и сохранить их пропорции.

Эксперимент № 2: Наглядно о плотности вещества

Еще более простой эксперимент, в котором вам понадобится:

Прозрачная емкость (стакан или банка);

Пищевой краситель;

Жидкости разной плотности — например, мед, масло растительное, жидкое мыло, глицерин, вода, спирт, молоко и так далее;

А также мелкие предметы: какой-нибудь стальной болтик, кусочек стекла, резины и, к примеру, парафина.

1. Бесцветные жидкости подкрашиваем при помощи красителя;

2. Берем стаканчик и аккуратно наливаем в него сперва более плотные жидкости — например, мед, молоко, жидкое мыло, воду, растительное масло, моторное масло, спирт и так далее. Постарайтесь сделать это вместе с ребенком, чтобы у него был интерес к участию в процессе;

3. Аккуратно, не взбалтывая и не смешивая жидкости, опускаем в емкость различные предметы. Поскольку плотность у них тоже разная, то они распределятся на поверхностях разных жидкостей.

Та-дам! Этот эксперимент наглядно покажет, что такое плотность вещества.

YouTube

ВАЖНО! Емкость, если вы будете наливать в нее не предназначенные для употребления в пищу вещества, после проведения эксперимента выбрасываем, чтобы из нее после никто случайно не попил.

Смотрите также

Получение сжиженного аргона, взаимодействие цезия с водой и другие увлекательные видеоэксперименты

Описание опыта

Для многих экспериментов достаточно ингредиентов, которые есть в любом доме. Радуга в стакане – опыт для детей, который познакомит их со свойствами воды. Эта тема объединяет три разных опыта, которые можно провести в группе детского сада или дома. Для них не требуется специальных приспособлений и реактивов, а разноцветный результат фокуса понравится участникам. Первый эксперимент раскрывает понятие плотности воды, второй – впитывающую способность бумаги, а третий – преломление света.

Описание опыта для детей «Радуга в стакане» можно найти в формате видео, для его подготовки требуется немного времени и гуашь или пищевой краситель нескольких цветов.

Эксперимент № 3: «Замедление падения»

Не менее простой, но такой крутой, практически «магический» эксперимент!

Для него нам понадобится:

Медная толстостенная трубка с диаметром отверстия 2-3 см;

Неодимовый магнит, чей внешний диаметр должен быть на пару миллиметров меньше внутреннего диаметра трубки.

Внимание! Несмотря на всего два необходимых для проведения эксперимента элемента, достать их будет не так уж и просто, но результат вам точно понравится, а ваш ребенок будет от него просто в восторге!

1. Для начала демонстративно роняем магнит без трубки. Он упадет, как и любой другой предмет, за доли секунды на пол;

2. А теперь берем нашу металлическую заготовку и бросаем магнит в нее, вот так:

YouTube

Красотища, правда? Уверены, ваше чадо мгновенно захочет поиграться в новую игрушку, вне зависимости от возраста, 4, 5, 10 лет и более. Дайте ему эту возможность.

Объяснять по учебнику, что падающий магнит изменяет магнитный поток в трубе таким образом, что индуцирует (наводит) электрический ток, направление которого определяется по правилу Ленца , который в свою очередь порождает магнитное поле, скорее всего, будет рановато (да и то если вы в этом сами разбираетесь), но поразить ребенка и, возможно, подарить ему желание заниматься интересной занимательной наукой, вам, скорее всего, удастся.

Значение слова «радуга» в энциклопедических словарях

Из Толкового словаря русского языка Ожегова С.И. , мы узнали, что:

Радуга — разноцветная дуга на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях.

По данным Нового Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона:

Радуга — всем известное оптическое явление в атмосфере; наблюдается, когда солнце освещает пелену падающего дождя и наблюдатель находится между солнцем и дождем. Явление это представляется в виде одной, реже — двух концентрических светлых дуг, рисующихся на небосводе со стороны падающего дождя и окрашенных кон цветов.

Внутренняя, наиболее часто видимая дуга окрашена с наружного края в красный цвет, с внутреннего — в фиолетовый; между ними в обычном порядке солнечного спектра лежат цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый. Вторая, реже наблюдаемая дуга лежит над первой, окрашена обыкновенно более слабо, и порядок расположения цветов в ней обратный.

По словарю В.Даля:

Радуга — претерпевшее изменение слово «райдуга», или Божья дуга.

Эксперимент № 4: «Колыбель Ньютона своими руками»

Для эксперимента вам понадобятся:

Три бутылки одинакового объема, наполненные водой (по пол-литра будет достаточно);

Шарик, мячик (не очень большой, но достаточно массивный, чтобы он мог сбить одну бутылку как кеглю).

Эксперимент начался!

1. Ставим бутылки-кегли одна за другой;

2. Запускаем шарик в бутылку. Сделав так, вы увидите, что упадет последняя стоящая в ряд бутылка.

Прежде чем дать поразвлекаться с физикой ребенку, объясните ему вкратце, что это называется эффект колыбели (маятника) Ньютона, что демонстрирует нам преобразования энергии различных видов друг в друга: кинетической в потенциальную и наоборот.

adme.ru

Смотрите также

Два метода для изготовления самодельных невидимых чернил: один проверен (работает)

Эксперимент № 5: Делаем прозрачную скорлупу яйца

От опытов физических к опытам химическим.

Вам понадобится:

Сырое яйцо;

Уксус столовый.

Эксперимент достаточно долгий (от суток до двух), но конечный результат, уверены, того стоит!

1. Наливаем уксус в емкость. Желательно использовать 9-процентный уксус;

2. Погружаем целое яйцо в жидкость так, чтобы скорлупа полностью скрылась под ее уровнем;

3. Ждем сутки-двое.

Смысл эксперимента в том, что уксус разъест кальций, из которого состоит скорлупа, оставив только внутреннюю пленку между белком и скорлупой. При этом сам белок загустеет от взаимодействия с уксусом.

Интересно, что карбонат кальция, из которого в основном и состоит скорлупа, распадаясь, начнет выделять углекислый газ. Об этом тоже можно рассказать ребенку. Интересно же и познавательно!

Внимание! В пищу принимать яйцо нельзя! Вы же видели, что уксус делает с белком…

[media=
https://youtu.be/7VhsyMU_8UU
]

YouTube

А вот и более продвинутые эксперименты с куриными яйцами:

YouTube

Возникновение радуги в природе

Радугу можно наблюдать перед дождем или после него. И только в том случае, если одновременно с дождем сквозь тучи пробивается солнце. Лучи Солнца проходят через капельки дождя. А каждая такая капелька разделяет белый свет Солнца на его составляющие — лучи красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цвета. Причем капельки по-разному отклоняют свет разных цветов, в результате чего белый свет разлагается в разноцветную полосу, которую называют спектром. (Приложение 2)

Форма радуги определяется формой капелек воды (они более или менее круглые), в которых преломляется солнечный свет. Поэтому для наблюдателя на земле радуга обычно выглядит как дуга — часть окружности.

Вы можете видеть радугу только в том случае, если находитесь строго между солнцем и дождем.

Иногда можно увидеть ещё одну, менее яркую радугу вокруг первой. Это вторичная радуга, в которой свет отражается в капле два раза. Во вторичной радуге «перевёрнутый» порядок цветов — снаружи находится фиолетовый, а внутри красный.

Вид радуги, яркость цветов, ширина полос зависят от размеров и количества капель в воздухе. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

Однако радугу можно наблюдать не только после дождя. Зимой в сильный мороз, в воздухе «плавают» кристаллики льда. Они тоже могут разделить белый цвет на семь цветов радуги, поэтому радугу можно наблюдать даже зимой. Хотя это явление достаточно редкое.

Эксперимент № 6: Создаем радугу-дугу

Набор для эксперимента:

Лоток:

Зеркало;

Вода;

Фонарик;

Листок белой бумаги.

1. Наполняем лоток водой наполовину;

2. Погружаем в него зеркало так, как это показано на фото ниже, но можно и полностью:

center-sozvezdie.ru

3. Ставим на противоположной стороне лист белой бумаги;

4. Направляем включенный фонарик на зеркало так, чтобы отраженный свет попадал на бумагу. И вот она — РАДУГА!

YouTube

Именно так происходит дисперсия — разложение белого света на спектр (радугу). После такого наглядного красочного опыта ученик 5 или 6 класса, если вы ему объясните, что такое дисперсия , скорее всего, даже запомнит это понятие еще до начала курса физики.

Смотрите также

20 фотографий, показывающих красоту мира, заключенную в простых вещах

Мифы о радуге

Радуга – это великолепное красочное явление, которое издавна поражало воображение людей. Глядя на радугу, хочется верить в чудеса и волшебство. Может быть поэтому, человечество связало радугу с множеством мифов и легенд.

В христианстве радуга символизировала прощение, договор между Богом и человеком, знак того, что с этого момента больше не будет всемирного потопа.

В христианской символике Средневековья три главных цвета радуги толкуются как образы всемирного потопа (синий), мирового пожара (красный) и новой земли (зеленый).

В Китае считали, что радуга – это небесный дракон, союз Неба и Земли.

У западных славян есть поверье, что колдунья может украсть радугу и спрятать ее, а значит, произвести на земле засуху.

Ирландский лепрекон прячет горшок золота в месте, где радуга коснулась земли.

Согласно поверьям многих африканских народов, радуга – небесная змея, которая служит стражем сокровищ, и в тех местах, где радуга касается земли, можно найти клад.

А в мифологии австралийских аборигенов Радужный змей считается покровителем воды и дождя.

Эксперимент № 8: «Неньютоновская жидкость» в домашних условиях

Для эксперимента вам понадобится:

емкость (например, лоток);

крахмал;

вода;

краситель.

1. Высыпаем крахмал в емкость;

2. Смешиваем с водой в пропорции 2 к 1 (по другим данным, пропорция должна быть 1 к 1). То есть воды должно быть в два раза меньше, чем крахмала (как показано на видео ниже);

3. Тщательно перемешиваем для получения однородной густой смеси. При необходимости добавляем еще крахмала для густоты;

4. Добавляем красители (по желанию, на качестве неньютоновской жидкости это не отразится)

YouTube

В обычном состоянии в емкости жидкость будет выглядеть как вода и вести себя соответственно, но стоит к ней применить силу, например резко сжать ладонь, погруженную в нее, и вы почувствуете твердые кусочки. Между пальцев. Или, как в эксперименте выше, при ударе жидкость становится очень вязкой, практически твердой.

YouTube

Внимание! Не давайте ребенку самостоятельно бить неньютоновскую жидкость рукой, только каким-то предметом, например пестиком, чтобы избежать травмы.

Смотрите также

Как научиться жонглировать, и с чего стоит начинать?

Как объяснить «Радугу» дошкольникам

Завершить интересный урок стоит пояснением свойств воды. Воспитатель может рассказать детям, что чем плотнее материал – бумага по сравнению с салфеткой – тем медленнее он намокает. Поэтому точки от фломастеров растекаются дольше.

Описание опыта для детей «Радуга в стакане» во втором варианте включает следующее объяснение: свет состоит из полного спектра цветов, а с помощью зеркала он распадается на составные части.

В третьем эксперименте нужно рассказать, что чем больше сахара или соли растворено в стакане, тем более плотной становится жидкость. Именно поэтому цвета не перемешиваются.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]