Важной частью предметно-развивающей среды в помещении группы является книжный уголок. Этот тематический «центр книги» может сыграть существенную роль в формировании у детей устойчивого интереса к книге, желания читать и потребности в познании нового.
В публикациях, представленных в этом разделе, педагоги делятся позитивным опытом создания красивых, грамотно оформленных и функциональных книжных уголков, дают полезные советы по эстетическому оформлению этой части предметно-развивающей среды группы.
Сделайте книжный уголок гордостью Вашей группы!
Содержится в разделах:
- Книга. Все материалы по теме книг 6865
- Уголки и центры в группах 6095
Показаны публикации 1-10 из 254. Все разделы | Книжный уголок, центр. Примеры оформления
Новое
Фото
Лучшее
Организация книжного уголка в первой младшей разновозрастной группе Важную роль в развитии у детей познавательных и творческих способностей имеет чтение художественной литературы. Главная задача знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой – это воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умение…
Наш книжный уголок. Фотоотчет
Книжный уголок — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Это форма распространения информации о книгах, их авторах и иллюстраторах, способствующая привыканию детей к образу книги, возбуждающая интерес к ней, желание…
Все для развития ребенка
Прививайте любовь к книгам с детства. Чтение, особенно, бумажных книг развивает фантазию и творческие способности. Задача родителей — создать для ребенка комфортную зону для чтения, где будет приятно устроится вместе с мамой или одному с любимой книгой. Организовать читальный уголок дома легко. Вы можете расположить его в детской комнате или в общей гостиной, где собирается вся семья. Просто добавьте книжный шкаф, кресло или подушку для удобства.
Как организовать зону для чтения
- Место для чтения книг должно хорошо освещаться. Если не достаточно естественного света, установите дополнительные световые приборы (люстры для детской с Алиэкспресс).
- Сделайте уголок многофункциональным, чтобы дети могли там не только читать, но и играть.
- Сделайте зону веселой и привлекательной для ребенка с помощью ярких цветов, необычного декора с изображением любимых героев книг, вдохновляющих надписей (Алиэкспресс).
- Если читальный уголок организовать в комнате, где собирается вся семья, тогда он будет использоваться чаще.
- Разместите детские книги так, чтобы они были видны и доступны ребенку.
Идеи для оформления уголка для чтения
Посмотрите идеи и вдохновитесь на создание идеального уголка для чтения книг в детской комнате или гостиной.
Положите на пол подушки или кресло-мешок (Алиэкспресс) и уютный уголок для чтения готов!
Дети обожают декоративные подушки, особенно пушистые (Алиэкспресс).
Организуйте правильное хранение книг. Все книги должны быть на виду и ребенок самостоятельно мог их достать. Например, с помощью полок с Алиэкспресс.
Украсьте читальный уголок детскими постерами (Алиэкспресс)
Повесьте над креслом полог (Алиэкспресс) и получится идеальная зона для уединения с любимой книжкой.
Читальную зону можно устроить прямо на полу, постелив теплый коврик (Аиэкспресс).
Отличным решением для читального уголка станет палатка-вигвам (Алиэкспресс).
Организуйте место для чтения в шкафу или кладовой.
РЕКОМЕНДУЕМ Положите матрас и подушки (Алиэкспресс) на стеллаж и получится удобное место для чтения.
Если вы являетесь счастливыми обладателями широких подоконников, то обустроить уголок для чтения можно там.
Используйте занавески (Алиэкспресс) для создания укромного местечка для чтения книг.
Организуйте читальное место под лестницей.
Местом для уединения может послужить домик для игрушек.
Задействуйте зону под кроватью-чердаком.
Для особо смелых организуйте читальную зону в верхней части комнаты.
А если детей двое и каждый хочет свой собственный уголок для чтения? Решение есть!
Летом организуйте читальное место за городом на природе.
Нестандартные решения. Читаем книги в гамаке (Алиэкспресс).
РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ:
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:
Книжный уголок, центр. Примеры оформления — Книжный уголок в группе раннего возраста
Публикация «Книжный уголок в группе раннего…»
В группе раннего возраста «Радуга» мы создали книжный уголок, в котором дети самостоятельно могут выбрать книги и спокойно рассмотреть их. Книжный уголок получился уютный и привлекательный. Он расположен вдали от мест игр детей, чтобы шумные игры не отвлекали ребенка, хорошо…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Основные требования к оформлению книжных уголков
Художественная литература открывает ребенку главную тайну жизни – он не одинок в этом мире: то, что заботит его, заботило его предков, заботит его современников, будет заботить его детей и внуков. Книжный уголок — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой…
Книжный уголок группы «Книжный уголок группы «Ромашка»» В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души». Дошкольное детство — очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя,…
Книжный уголок в первой младшей группе
Сказка — это удивительное средство работы с внутренним миром человека, будь то ребёнок или взрослый, мощный инструмент развития, приобретения опыта. Сказка может помочь ребёнку узнать мир, понять собственные его переживания. Издавна житейский опыт передаваться через образные…
Аналитическая справка по результатам тематического контроля « Организация работы в книжном уголке»
РЕСПУБЛІКА КРИМ ДЖАНКОЙСЬКИЙ РАЙОН | РЕСПУБЛИКА КРЫМ ДЖАНКОЙСКИЙ РАЙОН Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Майский детский сад «Солнышко» | КЪЫРЫМ ДЖУМХУРИЕТИ ДЖАНКОЙ БОЛЮГИ |
ул.Пушкина 56, с.Майское, Джанкойский район, Республика Крым, Российская Федерация, 296178
тел.:(06564)50-3-08, e-mail:
Аналитическая справка
по результатам тематического контроля
« Организация работы в книжном уголке»
Согласно годового плана работы МДОУ «Майский детский сад « Солнышко» на 2022 — 2022 учебный год , в соответствии с приказом № 48- ОД от 25.02.2019 года «Организация работы в книжном уголке», в период с 01.03.2019 г. по 28.03.2019 г. был проведен тематический контроль старшим воспитателем МДОУ Попковой И.П.
Цель:
определить эффективность воспитательно-образовательной работы в МДОУ ««Майский детский сад «Солнышко» по ознакомлению с художественной литературой воспитанников разных возрастных групп; выявить причины и факторы, проанализировать оформление и содержание книжных уголков во всех возрастных группах, стимулировать педагогов к обновлению и пополнению книжных уголков, адаптируя их содержание к новообразованиям определенного возраста.
Задачи:
— Способствовать систематизации работы педагогов в уголке книги.
— Оценить совместную работу педагогов по организации книжных уголков в группах.
— Выявление передового педагогического опыта, повышение педагогического мастерства педагогов.
-Познакомиться с деятельностью педагогов по привлечению родителей к чтению художественной литературы.
Методы контроля:
-Наблюдение и анализ НОД по ознакомлению дошкольников с детской художественной литературой;
— Анализ планов воспитательно-образовательной работы с детьми;
— Изучение развивающей предметно-пространственной среды.
«Уголок книги» — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате ДОУ, который является средством формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе. Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть — «перечитать» ее. Здесь ребенок видит книгу не в руках воспитателя, а остается с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. Здесь происходит интимное, личностное общение ребенка с произведением искусства — книгой и иллюстрациями. Это создает благоприятные условия для решения целого комплекса задач воспитания средствами художественной литературы. Встреча в «Уголке книги» со знакомым произведением, полюбившимися героями углубляет проникновение в авторский замысел, помогает уточнить возникшие при слушании образы, еще раз сопережить с героями события и приключения. Внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга — это и первый художественный музей, куда непосредственно входит ребенок и где впервые знакомится с творчеством замечательных художников Цель «Уголка книги»
— не быть ярким, праздничным украшением группового помещения, а позволить ребенку общаться с книгой.
К организации книжного уголка предъявляется ряд требований:
• «Уголок книги» по возможности располагают вдали от мест игр детей, поскольку шумные игры могут отвлечь ребенка от сосредоточенного общения с книгой. • Уголок должен быть безопасным, удобным, уютным, привлекательным, располагать к неторопливому сосредоточенному общению с книгой. • Нужно продумать правильное освещение, чтобы дети не портили зрение: естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего времени. • «Уголок книги» может быть оформлен в виде книжной полочки, открытой витрины, где хранятся книги, альбомы; а также для этой цели может быть специально выделен стол и стулья или кресла к нему. Главное, чтобы ребенку было уютно, чтобы все располагало его к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. • «Уголок книги» должен располагаться так, чтобы любой, даже самый маленький ребенок мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему самому захочется это сделать (не выше среднего роста детей данной возрастной группы). • Книги, помещаемые в книжном уголке, должны быть привлекательными, эстетичными. Книги должны быть аккуратно подклеены. • Необходимо выставлять как новые, красивые, так и давно читаемые, бывшие в ремонте книги. Бывшие в употреблении книги порою привлекательнее для читателя уже потому, что ему кажется: часто читаемая книга должна быть интересной. • Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в «Уголке книги», должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.
«Уголок книги» находиться в наличии во всех возрастных группах, а содержание и размещение зависит от возраста и роста детей. В группе раннего возраста
воспитатели: Дорман О.П., Асанова З.Р., книжный уголок организовали не сразу, так как у детей нет навыка пользования книгой, и часто они используют ее, как игрушку. Сначала воспитатель познакомила детей с книгой, рассматривала иллюстрации, читала текст, приучала рассматривать книги и картинки только в отведенном месте, говорила о правилах пользования (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не рисовать, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.), затем приучала к самостоятельному пользованию книгой. В «Уголке книги» выставлявленно как можно больше книжек-игрушек (с движущимися частями, встроенными игрушками). Предпочтение отдается книгам – элерманам (книги, страницы которых сделаны из картона) Книг выставленно, как правило, немного 4—5. В книжном уголке помещены издания хорошо знакомые детям, книги с яркими иллюстрациями . Кроме книг там находяться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие для детей темы («Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.). Рассматривание альбомов с предметными картинками интересно и важно для детей, познающих в этом возрасте предметный мир. Педагог предпочтение отдается книжкам-картинкам таким как «Колобок», «Теремок» с иллюстрациями Ю. Васнецова; «Детки в клетке» С. Маршака с рисунками Е. Чарушина; рассказы из Азбуки Л. Толстого с рис. А. Пахомова; «Путаница», «Федорино горе» и др. К. Чуковского с рис. В. Конашевича; «Цирк», «Усатый-полосатый», «Сказка о глупом мышонке» С.Маршака с рис. В Лебедева; «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Конь-огонь» В. Маяковского с рис. А. Пахомова и др. Воспитатель учит внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды.
В разновозрастной группе
( от 3-5лет) воспитатель Разовая Н.М. книжный уголок организовала с самого начала года с участием детей. На полочках-витринах 5 – 6 книг, остальные хранятся в шкафу. Книги-картинки используются реже. Педагог оставила любимые детьми книги из младшей группы, добавляя новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги, добавила воспитатель коллекцию скороговорок и чистоговорок. Выставляются тематические альбомы, иллюстрации, так же выставляются детские рисунки на темы художественных произведений. На полки книжного уголка педагог выставляет разные виды театра, диафильмы, магнитофон с аудиокассетами. Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, привлекает к наблюдениям за починкой книг и участию в ней, поэтому там храниться материал для ремонта книг (бумага, клей, ножницы и др.), Содержание книжного уголка
старшей группы
ДОУ воспитатель вавринюк О.Н., Белая Л.Н. вся их педагогическая работа в нем определяется изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам. Для старшего дошкольника книга становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы. Одни дети всем другим книгам предпочитают произведения о животных, другие очень любят сказки, многие мальчики подолгу рассматривают книги о войне, приключениях. Широта и избирательность читательских интересов детей определяют и главные правила организации подбора произведений — удовлетворение этих многообразных интересов.
В подготовительной к школе группе
воспитатели Филина С.Д., Бекирова М. содержание книжного уголка этих групп становится более разнообразным за счет жанрового и тематического многообразия. Количество книг увеличивается до 10 – 12 экземпляров.
В подготовительной группе помещены книги в книжный уголок:
• книги на различную тематику (каждый ребёнок может найти книгу по своему желанию и вкусу: рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.); • научно-познавательная литература, карты, атласы, энциклопедии. • Сказки народные и авторские; • стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью; • издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях; • весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников; • иллюстрации разных художников к одним и тем же произведениям; • книги, которые дети приносят из дома; • тематические альбомы для рассматривания. Это специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др. • портреты известных детских писателей, поэтов, художников детской книги.
В подготовительной к школе группе добавлены книги на школьную тематику.
Чтобы дети лучше узнали и запомнили буквы, в книжный уголок помещены азбуки разного рода: прозаические, поэтические, художественные. В книжный уголок педагоги поместили буквари и книги, которые дети могут читать сами из серии «Читаем по слогам».
В книжном уголке подготовительной группы имеется библиотека.
Также в книжном уголке воспитатель с детьми организует тематические выставки. Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему. Тема выставки обязательно актуальна для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника – иллюстратора, с содержанием планируемого утренника). Длится выставка не более 3-4-х дней, т.к. внимание и интерес детей будет снижаться. Также педагоги проводят выставки книг, которые углубляют познавательные интересы детей. В подготовительной группе дети уже самостоятельно могут отремонтировать книги. Поэтому, материалы для ремонта книг размещен в книжном уголке.
Изучение развивающей предметно-пространственной среды
.
Важной целью системы современного образования является воспитание человека, идентичного самому себе и несущего образ себя во всем многообразии отношений с окружающим миром. Одним из направлений в реализации этой цели является обращение к возможностям искусства в процессе воспитания и обучения. Основы личности закладываются в дошкольном возрасте, который по определению А.Н. Леонтьева, является периодом первоначального фактического склада личности. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И.Толмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В.А. Сухомлинского: «Чтение книг – тропинка, по которой умный, умелый, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Художественная литература формирует нравственные чувство и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.
К сожалению, в последние годы происходит деформация художественного сознания, падение читательской культуры, у книг появилось много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные программы. Они безусловно яркие, их воздействие активно, но не требует того внутреннего переживания, той работы ума, которые естественны при чтении художественной литературы. Сейчас актуален вопрос, как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать компьютер союзником книги.
Книжный уголок в помещении групп ДОУ представляет собой тихую зону с полками — стеллажом для книг и стола со стульчиками для детей.
Уголки уютные и привлекательные для маленьких читателей. Оформлены уголки картинками с изображением известного детям литературного персонажа: Кот Учёный, который следит за книгами и всегда рад ребятам. Для центра книги выполняются познавательные стенгазеты и красочные плакаты, к их созданию воспитатель привлекает родителей и воспитанников (присутствие «детской руки» в оформлении всегда приятно ребятам, позволяет внести посильный вклад в обустройство группы). Замечательное украшение — рисунки и пластилиновые, глиняные поделки на тему литературных сюжетов.
Центр книги располагается в светлом месте групп (желательно наличие окон слева и справа).
Книги, игровые наборы, альбомы с картинками и иллюстрациями хранятся в книжном уголке с условием открытого доступа всем воспитанникам.
В отдельном шкафчике находятся клей, ножницы и бумага для ремонта книг.
В старшей и подготовительной группе в центре книги находится художественная литература соответствующая возрасту и тематике. Педагоги привлекают внимание детей к оформлению книг, к иллюстрациям. Знакомят с писателями и их произведениями.
Развивающая среда не построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в группе необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в группе, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Рекомендации:
На основе выше изложенного предложено
1.Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.
Ответственные: воспитатели Сроки проведения: постоянно 2.Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
Ответственные: воспитатели Сроки проведения: постоянно 5.В каждой группе необходимо предусмотреть место для книжного уголка.
Ответственные: воспитатели Сроки проведения: постоянно
9.Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Ответственные: воспитатели Сроки проведения: постоянно
Справку составил старший воспитатель Попкова И.П.
Заведующий МДОУ Матвеева Л.О.