Программные требования к методике преподавания математики дошкольникам в современных ДОУ
Современное состояние математических представлений у дошкольников
1.2 Программные требования к методике преподавания математики дошкольникам в современных ДОУ
Современная программа по математике направлена на развитие и формирование математических представлений и способностей, логического мышления, умственной активности, смекалки, то есть умения делать простейшие суждений, пользоваться грамматически правильными оборотами речи.
В математической подготовке предусмотренной программой, наряду с обучением детей счету, развитием представлений о количестве и числе в пределах первого десятка, делению предметов на равные части большое внимание уделяется операциям с наглядным материалом, проведению измерений с помощью условных мерок, определению объема жидких и сыпучих тел, развитию глазомера ребят, их представлений о геометрических фигурах, о времени, формированию понимания пространственных отношений. На занятиях по математике воспитатель осуществляет не только образовательные задачи, но и решает воспитательные. Педагог знакомит дошкольников с правилами поведения, воспитывает у них старательность, организованность, привычку к точности, сдержанн6ость, настойчивость, целеустремленность, активное отношение к собственной деятельности.
Работу по развитию у детей элементарных математических представлений воспитатель организует на занятиях и вне занятий: утром, днем во время прогулок, вечером; 2-3 раза в неделю. Педагоги всех возрастных групп должны использовать все виды деятельности для закрепления у ребят математических знаний. Например, в процессе рисования, лепки, конструирования у детей закрепляются знания о геометрических фигурах, числе и размере предметов, об их пространственном расположении; пространственные представления, счетные навыки, порядковый счет – на музыкальных и физкультурных занятиях, во время спортивных развлечений. В различных подвижных играх могут быть использованы знания детей об измерениях условными мерками величин предметов. Для закрепления математических представлений воспитатели широко используют дидактические игры и игровые упражнения отдельно для каждой возрастной группы. В летний период программный материал по математике повторяется и закрепляется на прогулках, в играх. В основе методики обучения математическим знаниям лежат обще дидактические принципы: систематичность, последовательность, постепенность, индивидуальный подход. Предлагаемые детям задания последовательно, от занятия к занятию, усложняются, что обеспечивает доступность обучения. При переходе к новой теме не следует забывать о повторении пройденного. Повторение материала в процессе изучения нового не только позволяет углубить знания детей, но и дает возможность легче сосредоточить внимание на новом.
На занятиях по математике воспитатели используют различные методы (словесный, наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры).
Большое место в работе с детьми всех возрастных групп занимают методы развивающего обучения. Это и систематизация предлагаемых им знаний, использование наглядных средств (эталонных образцов, простейших схематических изображений, предметов-заместителей) для выделения в реальных предметах и ситуациях различных свойств и отношений, применение общего способа действия в новых условиях.
Если педагоги сами подбирают наглядный материал, им при этом следует строго соблюдать требования, вытекающие из задач обучения и особенностей возраста детей. Эти требования следующие:
— достаточное количество предметов, используемых на занятии;
— разнообразие предметов по размерам (большие и маленькие);
— обыгрывание с детьми всех видов наглядности до занятия в разные отрезки времени, с тем, чтобы на занятии их привлекала только математическая сторона, а не игровая (при обыгрывании игрового материала нужно указать ребятам его назначение);
— динамичность (ребята действуют с предложенном им предметом в соответствии с заданиями воспитателя, поэтому предмет должен быть прочным, устойчивым, чтобы его можно было переставить, перенести с места на место, взять в руки);
— художественное оформление. Наглядный материал должен привлекать детей эстетически. Красивые пособия вызывают у ребят желание заниматься с ними, способствуют организованному проведению занятий и хорошему усвоению материала. Для умственного развития дошкольников большое значение имеют занятия по развитию элементарных математических представлений. На занятиях по этому разделу программы дети не только занимаются усвоением навыков счета, решением и составлением простых арифметических задач, но и знакомятся с геометрическими формами, понятием множества, учатся ориентироваться во времени и пространстве. На этих занятиях в значительно большей степени, чем на других, интенсивно развивается сообразительность, смекалка, логическое мышление, способность к абстрагированию, вырабатывается лаконичная и точная речь. «Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает преемственную связь с программой по этому предмету для 1 класса школы. Если ребенок не усвоил какое-либо правило или понятие, то это неизбежно повлечет за собой его отставание на занятиях по математике в школе.
Задача воспитателя детского сада, проводящего занятия по математике,— включить всех детей в активное и систематическое усвоение программного материала. Для этого он, прежде всего, должен хорошо знать индивидуальные особенности детей, отношение их к таким занятиям, уровень их математического развития и степень понимания ими нового материала. Индивидуальный подход в проведении занятий по математике дает возможность не только помочь детям в усвоении программного материала, но и развить их интерес к этим занятиям. Обеспечить активное участие всех детей в общей работе, что ведет за собой развитие их умственных способностей, внимания, предупреждает интеллектуальную пассивность у отдельных ребят, воспитывает настойчивость, целеустремленность и другие волевые качества. Воспитатель должен заботиться о развитии у детей способностей к проведению счетных операций, научить их применять полученные ранее знания, творчески подходить к решению предложенных заданий. Все эти вопросы он должен решать, учитывая индивидуальные особенности детей, проявляющиеся на занятиях по математике.
Обучение и воспитание ребенка — одно из возможных средств управления им. Образовательные программы для дошкольных учреждений ориентируют педагогов настойчиво и последовательно учить детей замечать время, соотносить с временем игры, занятия, повседневной жизни, приучать детей отдавать отчет о том, что сделано и могло быть сделано в то или другое время. Это вовсе не означает, что нужно постоянно говорить о времени, контролировать детей. Нужно так организовать жизнь, чтобы она была содержательна, интересна и полезна для развития у детей чувства времени. Чувство времени в общем его определении представляет способность ориентироваться при выполнении действий на определенное время без показания специальных приборов и вспомогательных средств. Воспитание чувства времени осуществляется на протяжении всего процесса формирования представлений о времени и не отделима от него.
Разработанная А.М. Леушиной концепция реализована в Типовой «Программе воспитания и обучения в детском саду» новые подходы к содержанию и приемам формирования — временных представлений определены на основе ряда исследований 60-70-80-ых годов (Е.Д. Рихтерман, Е. Щербакова, Н. Фунтикова и др.).
Во второй младшей группе работа с детьми трех лет, по развитию элементарных математических представлений в основном направлена на развитие представлений о множестве. Ребят учат сравнивать два множества, сопоставлять элементы одного множества с элементами другого, различать равенство и неравенство групп предметов, составляющих множество.
Программный материал второй младшей группы ограничен дочисловым периодом обучения. Дети этого возраста учатся составлять группы из отдельных предметов и выделять предметы по одному: различать понятия «много» и «один». При сравнении двух количественных групп с помощью приемов наложения и приложения определять их равенство и не равенство по числу входящих в них элементов.
Дети учатся составлять группу однородных предметов и выделять из нее один предмет, правильно отвечать на вопрос «сколько?». Эта задача решается в основном в игровой и практической деятельности. Существует множество игр, в которых дети учатся выделять один предмет, составлять группу предметов, овладевают терминами «один» и «много». Например: «Медведь и пчелы», «Фонарики», «Поезд», «Кот и мыши» и т. п.
Раздел программы «Величина» связан с развитием первоначальных представлений у дошкольников о величине предметов контрастных и одинаковых размеров по длине, ширине, высоте, толщине, объему (больше, меньше, одинаковые по величине). Дети учатся словом определять величину предметов: длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, толстый – тонкий, больший — меньший.
На каждом занятии обязательно давать детям геометрические фигуры в паре: например, круг и квадрат или квадрат и треугольник, треугольник и круг.
Первые сведения о геометрических фигурах дети получают во время игры. На основе накопленного на основе занятий опыта детей знакомят с названиями плоскостных геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник). Учат выделять, различать и называть эти фигуры. Важно, чтобы ребята обследовали эти фигуры зрительным и двигательно-осязательным анализаторами. Дошкольники обводят контур, проводят рукой по поверхностям моделей — таким образом, происходит общее восприятие формы. Для сравнения фигур следует использовать приемы приложения и наложения.
Пространственные представления в группе детей четвертого года жизни целесообразно развивать, используя повседневную жизнь, режимные моменты, дидактические, подвижные игры, утреннюю гимнастику, музыкальные и физкультурные занятия. К концу учебного года дети должны научиться четко различать пространственные направления от себя: вперед, назад (сзади), направо, справа, налево, слева, вниз, снизу, а также части своего тела, их названия. Особое значение приобретает различение правой и левой рук, правой и левой частей своего тела.
В разделе «Ориентировка во времени» в основном предусматривается обучение детей умению различать части суток и называть их: утро, вечер, день и ночь. Этими понятиями ребята овладевают в повседневной жизни, при проведении режимных моментов.
Во второй младшей группе начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных предметов, зависит дальнейшее математическое развитие детей.
Современная математика при обосновании таких важнейших понятий, как «число», «геометрическая фигура» и т. д., опирается на теорию множеств, в связи с чем формирование понятий в школьном курсе математики происходит на теоретико-множественной основе.
Выполнение детьми дошкольного возраста различных операций с предметными множествами позволяет в дальнейшем развить у малышей понимание количественных отношений и сформировать понятие о натуральном числе. Умение выделять качественные признаки предметов и объединять предметы в группу на основе одного общего для всех их признака — важное условие перехода от качественных наблюдений к количественным.
Работу с детьми начинают с заданий на подбор и объединение предметов в группы по общему признаку. Пользуясь приемами наложения или приложения, дети устанавливают наличие или отсутствие взаимнооднозначного соответствия между элементами групп предметов (множеств).
В современном обучении математике в основе формирования понятия о натуральном числе лежит установление взаимнооднозначного соответствия между элементами сравниваемых групп предметов.
Детей не учат считать, но, организуя разнообразные действия с предметами, подводят к усвоению счета, создают возможности для формирования понятия о натуральном числе.
Программа средней группы направлена на дальнейшее формирование математических представлений у детей. Она включает обучение счету до 5 на сравнении двух множеств, выраженных смежными числами. Важной задачей в этом разделе остается умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга, когда они различны по величине и т. д. Решение этой задачи подводит детей к пониманию абстрактного числа.
Группировка предметов по признакам вырабатывает у детей умение сравнивать, осуществлять логические операции классификации. В процессе разнообразных практических действий с совокупностями дети усваивают и используют в речи простые слова и выражения, обозначающие уровень количественных представлений: много, один, по одному, ни одного, совсем нет, мало, такой же, одинаковый, столько же, поровну; столько, сколько; больше, чем; меньше, чем; каждый из.., все, всех.
Ребята средней группы должны научиться называть числительные по порядку, соотносить каждое числительное только с одним предметом.
В конце счета подводить итог его круговым движением и именовать названием пересчитанных предметов (например, «одна, две, три. Всего три куклы»). При подведении итога счета всегда обращать внимание на то, чтобы дети всегда первым называли число, а потом — предмет. Детей учат отличать процесс счета от итога счета, считать правой рукой слева направо, в процессе счета называть только числительные, правильно согласовывать числительные с существительными в роде, числе, падеже, давать развернутый ответ.
Одновременно с обучением счету формируется и понятие о каждом новом числе путем добавления единицы. В течении всего учебного года повторяется количественный счет до 5. При обучении счету на каждом занятии следует уделить особое внимание таким приемам, как сравнение двух чисел, сопоставление, установление равенства и неравенства их, приемы наложения и приложения.
Программа старшей группы направлена на расширение, углубление и обобщение у детей элементарных математических представлений, дальнейшее развитие деятельности счета. Детей учат считать в пределах 10, продолжают знакомить с цифрами первого десятка. На основе действий с множествами и измерения с помощью условной меры продолжается формирование представлений о числах до десяти. Образование каждого из новых чисел от 5 до 10 дается по методике, используемой в средней группе, на основе сравнения двух групп предметов путем попарного соотнесения элементов одной группы с элементами другой детям показывают принцип образования числа.
Продолжают знакомить с цифрами. Соотнося определенную цифру с числом, образованным тем или иным количеством предметов, воспитатель рассматривает изображенные цифры, анализируя его, сопоставляет с уже знакомыми цифрами, дети производят образные сравнения (единица, как солдатик, восемь похожа на снеговика и т. д.).
Особого внимания заслуживает число 10, так как оно записывается двумя цифрами: 0 и 1. Поэтому, прежде необходимо познакомить детей с нулем.
В течении всего учебного года дети упражняются в счете в пределах десяти. Они пересчитывают предметы, игрушки, отсчитывают из большего количества предметов меньшее, отсчитывают предметы по заданному числу, по цифре, по образцу. Образец может быть дан в виде числовой карточки с определенным количеством игрушек, предметов, геометрических фигур, в виде звуков, движений. При выполнении этих упражнений важно научить детей внимательно слушать задания воспитателя, запоминать их, а затем выполнять.
Детей необходимо учить считать, начиная с любого указанного предмета в любом направлении, при этом, не пропуская предметы и не пересчитывая их дважды. Для развития деятельности счета существенное значение имеют упражнения с активным участием различных анализаторов: счет звуков, движение на ощупь в пределах десяти. В старшей группе продолжается работа над усвоением порядкового числа в пределах десяти. Детей учат различать порядковый и количественный счет. Считая предметы по порядку, необходимо условиться с какой стороны надо считать. Так как именно от этого зависит результат счета. В старшей группе у детей формируется понятия о том, что некоторые предметы можно разделить на несколько частей: на две, на четыре. Например, яблоко. Здесь обязательно нужно обратить внимание детей на то, что части меньше целого, показать это на наглядном примере.
В подготовительной к школе группе особое внимание уделяют развитию у детей умения ориентироваться в некоторых скрытых существенных математических связях, отношениях, зависимостях: «равно», «больше», «меньше», «целое и часть», зависимостях между величинами, зависимости результата измерения от величины меры и др. Дети овладевают способами установления разного рода математических связей, отношений, например способом установления соответствия между элементами множеств (практического сопоставления элементов множеств один к одному, использования приемов наложения, приложения для выяснения отношений величин). Они начинают понимать, что самыми точными способами установления количественных отношений являются счет предметов и измерение величин. Навыки счета и измерения становятся у них достаточно прочными и осознанными.
Умение ориентироваться в существенных математических связях и зависимостях и овладение соответствующими действиями позволяют поднять на новый уровень наглядно-образное мышление дошкольников и создают предпосылки для развития их умственной деятельности в целом. Дети приучаются считать одними глазами, про себя, у них развиваются глазомер, быстрота реакции на форму.
Не менее важно в этом возрасте развитие умственных способностей, самостоятельности мышления, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, способности к отвлечению и обобщению, пространственного воображения. У детей должны быть воспитаны устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими и стремление самостоятельно их приобретать. Программа по развитию элементарных математических представлений подготовительной к школе группы предусматривает обобщение, систематизацию, расширение и углубление знаний, приобретенных детьми в предыдущих группах.
В средней группе тщательно отрабатывают счетные навыки. Воспитатель многократно показывает и разъясняет приемы счета, приучает детей вести счет предметов правой рукой слева направо; в процессе счета указывать на предметы по порядку, дотрагиваясь до них рукой; назвав последнее числительное, сделать обобщающий жест, обвести группу предметов рукой.
Дети обычно затрудняются в согласовании числительных с существительными (числительное один заменяют словом раз). Воспитатель подбирает для счета предметы мужского, женского и среднего рода (например, цветные изображения яблок, слив, груш) и показывает, как в зависимости от того, какие предметы пересчитываются, изменяются слова один, два.
Для закрепления навыков счета используется большое количество упражнений. Чтобы создать предпосылки для самостоятельного счета, меняют счетный материал, обстановку занятий, чередуют коллективную работу с самостоятельной работой детей с пособиями, разнообразят приемы. Используются разнообразные игровые упражнения, в том числе такие, которые позволяют не только закреплять умение вести счет предметов, но и формировать представления о форме, размере, способствуют развитию ориентировки в пространстве. Счет связывают со сравнением размеров предметов, с различением геометрических фигур и выделением их признаков; с определением пространственных направлений (слева, справа, впереди, сзади).
Детям предлагают найти определенное количество предметов в окружающей обстановке. Вначале ребенку дают образец (карточку). Он ищет, каких игрушек или вещей столько же, сколько кружков на карточке. Позднее дети учатся действовать лишь по слову. Проводя работу с раздаточным материалом, надо учесть, что дети еще не умеют отсчитывать предметы. Задания вначале даются такие, которые требуют от них умения считать, но не отсчитывать. Обучение приемам отсчета предметов. После того как дети научатся вести счет предметов, их учат отсчитывать предметы, самостоятельно создавать группы, содержащие определенное число предметов. Данной работе отводят 6—7 занятий. На этих занятиях параллельно идет работа и по другим разделам программы.
Обучение отсчету предметов начинают с показа его приемов . Обычно новый способ действия поглощает внимание ребенка, и он забывает, сколько предметов надо отсчитать. Многие дети, отсчитывая, соотносят числительные не с предметами, а со своими движениями, например берут в руку предмет и произносят один, ставят его и говорят два. Объясняя способ действия, воспитатель подчеркивает необходимость запомнить число, показывает и разъясняет, что предмет надо брать молча и только тогда, когда он поставлен, называть число. При проведении первых упражнений детям дается образец (карточка с кружками или рисунками предметов). Ребенок отсчитывает по образцу столько игрушек (или вещей), сколько кружков на карточке. Карточка служит средством контроля за результатами действия. Дети считают кружки сначала вслух, а в дальнейшем про себя. Кружки на карточке-образце могут быть расположены по-разному. Вначале ребенок получает образец в руки, а позднее педагог его только показывает. Особенно полезны упражнения в уравнивании совокупностей предметов типа «Отсчитай и принеси столько пальто, чтобы всем куклам хватило». Ребенок считает игрушки и приносит требуемое. Данные упражнения позволяют подчеркнуть значение счета.
На третьем занятии дети учатся отсчитывать предметы по названному числу. Педагог постоянно предупреждает их о необходимости запоминать числа. От упражнения в воспроизведении одной группы дети переходят к составлению сразу двух групп, к запоминанию двух чисел. Давая такие задания, называют соседние в натуральном ряду числа. Это позволяет попутно упражнять детей в сравнении чисел. Детям предлагают не только отсчитать определенное количество предметов, но и расположить их в определенном месте, например поставить на верхнюю или нижнюю полочку, положить на столе слева или справа и т. п. Воспитатель меняет количественные соотношения между одними и теми же предметами, а также место их расположения. Устанавливаются связи между числом, качественными признаками и пространственным расположением предметов. Дети все более самостоятельно, не ожидая дополнительных вопросов, рассказывают о том, сколько, каких предметов и где расположено. Результаты отсчета они проверяют, пересчитывая предметы. На последующих 2—3 занятиях детям предлагают сделать так, чтобы разных предметов было поровну. (3 круга, 3 квадрата, 3 прямоугольника — всех фигур по 3.)
Общим признаком для всех групп предметов в данном случае является равное их количество. После таких упражнений дети начинают понимать обобщающее значение итогового числа. Показ независимости числа предметов от их пространственных признаков. Дети научаются (в итоге 8—10 занятий) вести счет и отсчет предметов. Однако это не означает, что у них сложилось представление о числе. Воспитатели часто сталкиваются с фактом, когда ребенок, пересчитав предметы, оценивает как большую группу ту, в которой предметов меньше, но они более крупного размера. Как большую дети оценивают и группу предметов, занимающую большую площадь, несмотря на то что в ней может быть меньше предметов, чем в другой, занимающей меньшую площадь. Ребенку трудно отвлечься от многообразных свойств и признаков предметов, составляющих множества. Пересчитав предметы, он может тут же забыть результат счета и оценивает количество, ориентируясь на пространственные признаки, выраженные более ярко. Внимание детей обращают на то, что число предметов не зависит от пространственных признаков: размера предметов, формы их расположения, площади, которую они занимают. Этому посвящаются 2—3 специальных занятия, а в дальнейшем до конца учебного года к ним периодически возвращаются не менее 3—4 раз . Параллельно детей упражняют в сравнении предметов разных размеров (по длине, ширине, высоте и др.), уточняют некоторые пространственные представления, учат понимать и пользоваться словами слева и справа, вверху и внизу, верхняя и нижняя, близко и далеко; располагать предметы в один ряд слева и справа, по кругу, парами и т. д.
Независимость числа предметов от их пространственных признаков выясняют на основе сравнения совокупностей предметов, отличающихся либо размерами, либо формой расположения, либо расстояниями между предметами (площадью, которую они занимают). Постоянно изменяют количественные отношения между совокупностями. Количественные различия между совокупностями допустимы в пределах ± 1 предмет.
Дети уже познакомились с образованием всех чисел в пределах 5, поэтому можно сразу на первом же занятии сравнивать группы, содержащие 3 и 4 или 4 и 5 предметов. Это служит более быстрому обобщению знаний, развитию умения абстрагировать количество от пространственных признаков множеств предметов. Работу необходимо организовывать таким образом, чтобы подчеркивать значение счета и приемов сопоставления множеств для выявления отношений «больше», «меньше», «равно».
Детей приучают пользоваться разными приемами практического сопоставления множеств: наложением, приложением, составлением пар, применением эквивалентов (заместителей предметов). Эквиваленты применяются тогда, когда невозможно приложить предметы одной совокупности к предметам другой. Например, чтобы убедить детей в том, что на одной из карточек нарисовано столько же предметов, сколько на другой, берутся кружки и накладываются на рисунки одной карточки, а затем на рисунки другой. В зависимости от того, остался ли лишний кружок, или их не хватило, или кружков оказалось столько, сколько рисунков на второй карточке, делается вывод о том, на какой карточке больше (меньше) предметов или их поровну на обеих карточках. Применение счета в разных видах детской деятельности. Закрепление навыков счета требует большого количества упражнений. Упражнения в счете должны быть почти на каждом занятии до конца учебного года. Однако, обучая счету, не следует ограничиваться проведением формальных упражнений на занятиях. Педагог постоянно использует и создает различные жизненные и игровые ситуации, требующие от детей применения навыков счета. В играх с куклами, например, дети выясняют, хватит ли посуды для приема гостей, одежды для того, чтобы собрать кукол на прогулку, и пр. В игре в «магазин» пользуются чеками-карточками, на которых нарисовано определенное количество предметов или кружков. Воспитатель своевременно вносит соответствующие атрибуты и подсказывает игровые действия, включающие счет и отсчет предметов.
В быту часто возникают ситуации, требующие выполнения счета: по заданию педагога дети выясняют, хватит ли тех или иных пособий или вещей детям, сидящим за одним столом (коробок с карандашами, подставок, тарелок и пр.). Дети считают игрушки, которые взяли на прогулку. Собираясь домой, проверяют, все ли игрушки собраны. Любят ребята и просто пересчитывать предметы, которые встречаются по пути. Стремясь углубить представления детей о значении счета, педагог разъясняет им, для чего люди считают, что они хотят узнать, когда считают предметы. Он многократно на глазах у детей пересчитывает разные вещи, выясняя, хватит ли их для всех. Советует детям посмотреть, что считают их мамы, папы, бабушки.
Счет групп предметов (множеств), воспринимаемых разными анализаторами (слуховым, осязательно-двигательным). Наряду с опорой на зрительное восприятие (наглядно представленных множеств) важно упражнять детей в счете множеств, воспринимаемых на слух, на ощупь, учить их вести счет движений. Упражнения в счете на ощупь, а также в счете звуков проводят, не предлагая детям закрывать глаза. Это отвлекает ребят от счета. Воспитатель извлекает звуки за ширмой, чтобы дети только слышали их, но не видели движений руки. Они считают на ощупь предметы, помещенные в мешочки. Для этой цели используют разные пособия. Например, можно считать пуговицы на карточках, отверстия в дощечке, игрушки в мешочке или под салфеткой и т. п. Соответственно и звуки извлекаются на разных музыкальных инструментах: барабане, металлофоне, палочках.
Упражняя детей в счете движений, им предлагают воспроизвести указанное количество движений либо по образцу, либо по названному числу. Воспитатель постепенно усложняет характер движений, предлагая детям притопнуть правой (левой) ногой, поднять левую (правую) руку, наклониться вперед и т. п. Однако не следует четырехлетним детям предлагать слишком сложные движения, это отвлекает их внимание от счета.
Сопоставляются множества, воспринятые разными анализаторами, что способствует образованию межанализаторных связей и обеспечивает обобщение знаний о числе. Детям предлагают, например, поднять руку столько раз, сколько они услышали звуков, или сколько пуговиц было на карточке, или сколько игрушек стоит. Данная работа ведется параллельно с упражнениями в отсчете предметов и в большой мере увязывается с ними.
Заключение
Современная система образования широко использует искусство как педагогически ценное средство развития личности ребенка. Именно искусство, отражающее художественный образ времени и пространства жизнедеятельности людей позволяет ребенку открыть новые культурно — философские грани данных понятий. Познание пространства и времени в культурно — исторической концепции позволяет активизировать процесс развития ребенка и закладывать основы философско — логического мышления, начиная с дошкольного детства.
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.
Список использованной литературы
1. Бантикова С. Геометрические игры //Дошкольное воспитание – 2006 – №1 – с.60-66.
2. Белошистая А.В. Почему ребенку трудно математика уже в начальной школе? Начальная школа – 2004 — №4 – с.49-58.
3. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет: Книга для воспитателей детского сада и родителей/Н.И.Касабуцкий, Г.Н.Скобелев, А.А.Столяр, Т.М.Чеботаревская; Под редакцией А.А.Столяра – М:Просвещение, 1991 -80 с.
4. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста/Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М.Конюхова и др./Под редакцией С.Л.Новоселовой – М.:Просвещение, 1985 – 144с.
5. Кононова Н.Г.Музыкально-дидактические игры для дошкольников – М.:Просвещение, 1982
6. Михайлова З.А.Игровые занимательные задачи для дошкольников – М.:Просвещение, 1987
7. Смоленцева А.А.Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием – М.:Просвещение, 1987 – 97 с.
8. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду – М.:Просвещение, 1982 – 96с.
9. Тарунтаева Т.В.Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – М.:Просвещение, 1973 -88с.
10. Тренинг по психотерапии/Под редакцией Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой – Спб: Речь, 2006 – 176 с.
11. Усова А.П.Обучение в детском саду – М.:АПросвещение, 2003-98 с.
12. Щербакова Е.И.Методика обучения математике в детском саду – М: Академия, 200 – 272 с.
1. Под ред. Годиной Г.Н., Пилюгиной Э.Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста. – М., 1987
2. Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М., Просвещение, 1984
3. Фидлер М. Математика уже в детском саду. М., Просвещение, 1981
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1973. — 423с.
Современное состояние математических представлений у дошкольников
Информация о работе «Современное состояние математических представлений у дошкольников»
Раздел: Педагогика Количество знаков с пробелами: 49838 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0
Похожие работы
Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников
94102
2
4
… представлений детей дошкольного возраста, а это подтверждает нашу гипотезу. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Целью исследования было изучение проблемы использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Для ее достижения мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, рассмотрели и проанализировали игровой метод в …
Педагогические условия интеллектуалного развития старших дошкольников в процессе формирования математических представлений
131247
4
8
… воззрений. Именно педагоги высокого класса способны внести в действие резервы главного воспитательного возраста — дошкольного. 1.4. Педагогические условия интеллектуального развития старшего дошкольника в процессе формирования первичных математических представлений Академик А.В.Запорожец писал, что оптимальные педагогические условия для реализации потенциальных возможностей маленького ребенка, …
Развитие элементарных математических представлений у детей 4-5 лет в свете современных требований
75096
5
3
… и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет педагогам искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений. 3. Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 1. Познание свойств детьми 4-5 лет …
Применение общедидактических принципов в организации занятий по развитию математических представлений у детей в ДОО
45655
0
1
… применения в организации занятий по развитию математических представлений общедидактических принципов. [13] II. Экспериментальная работа по применению общедидактических принципов в организации занятий по развитию математических представлений в ДОО 2.1 Констатирующий этап эксперимента Для проведения экспериментальной работы мною была выбрана средняя группа № 4 МДОУ «Бендерский Детский сад …
Методы и приемы формирования математических представлений у дошкольников.
Принципы обучения математике
Принцип научности.
Сущность его состоит в том, что в сознании ребенка должны проникать реальные знания, правильно отражающие действительность. В ходе познавательно-исследовательской деятельности воспитатель определенно формирует у детей конкретные представления, знания об окружающем мире, которые не вступают в противоречие с теми, что будет давать школа. Принцип научности обеспечивает формирование у детей дошкольного возраста элементов диалектико-материалистического понимания окружающего мира.
Принцип наглядности.
Важность этого принципа определяется определенной конкретикой мышления ребенка в детском саду. В дошкольных образовательных учреждениях в процессе образовательной деятельности используются следующие виды наглядности: предметная и изобразительная. Используя предметную наглядность, воспитатель показывает детям натуральные предметы внешнего мира, объемные изображения (муляжи овощей, фруктов). При использовании изобразительной наглядности воспитатель показывает картины, схемы и другой иллюстративный материал. В ходе непосредственно образовательной деятельности наглядность используется при получении новых знаний, а также при закреплении их, при организации самостоятельной деятельности детей.
Принцип доступности.
То, что говорит воспитатель детям, должно быть ему понятно, а также определенно соответствовать развитию ребенка.
Существенный признак принципа доступности — связь получаемых знаний с теми, которые уже сформированы в сознании ребенка. Если такой связи установить нельзя, то знания будут недоступны детям.
Принцип активности и сознательности.
Значение этого принципа состоит в том, что чем больше ребенок решает практических и познавательных задач самостоятельно, тем эффективнее идет его развитие. Важнейшим показателем эффективности является проявление детьми познавательной активности и самостоятельности.
Принципы систематичности, последовательности
и постепенности.
Дидактические правила: идти от легкого к более трудному, от уже известного детям к новому, неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому.
Последовательность предполагает изучение материала таким образом, чтобы усвоение нового опиралось бы на имеющиеся у детей знания и подготавливало дальнейшую ступень в познавательной деятельности детей.
Принцип развивающего обучения.
Чтобы обучение было для детей увлекательным, вдохновенным трудом, нужно пробудить у детей и постоянно поддерживать желание узнать новое. Секрет возникновения интереса к познавательной деятельности заключается в личных успехах ребенка, в его ощущении роста своих возможностей.
Принцип учета возрастных особенностей и индивидуального подхода к детям
Принцип индивидуализации означает осуществление образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей детей (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и др.). Воспитатель должен знать, на что способен каждый ребенок. Кто из 25—30 ребятишек быстро схватывает познавательный материал, а кто — медленно. Нельзя требовать от дошкольника невозможного. Основной целью индивидуализации образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Возрастная адекватность математического образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Методы и приемы формирования математических представлений у дошкольников.
«Метод — это сердцевина образовательной деятельности, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Его роль в системе «цели — содержание — методы — формы — средства обучения» является определяющей».
Метод — способ действия, деятельности; совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.
Методы обучения (дидактические методы) — совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. Понятие «методы обучения» в дидактике принято относить к совместной деятельности педагога и ребенка.
Методы обучения можно классифицировать по разным показателям. На сегодняшний день существует более сотни классификаций. В основе традиционной классификации лежит источник получения знаний.
В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые.
В формировании элементарных математических представлений ведущим является практический метод. Суть его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т. д.). Практические методы связаны с освоением и применением знаний, умений и навыков в практической деятельности посредством упражнений, в различных играх, инсценировках, проектах, поручениях, тренингах и т.д.
Характерные особенности практического метода при формировании элементарных математических представлений:
— выполнение разнообразных практических действий;
— широкое использование дидактического материала;
— возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом:
— выработка навыков счета, измерение и вычисления в самой элементарной форме;
— широкое использование сформированных представлений и освоенных действий в быту, игре, труде, т. е. в разнообразных видах деятельности.
При формировании элементарных математических представлений игра выступает как самостоятельный метод обучения. Игровые элементы включаются в упражнения во всех возрастных группах: и младших — в виде сюрпризного момента, имитационных движений, сказочного персонажа и т. д.; в старших они приобретают характер поиска, соревнования.
Наиболее широко используются дидактические игры. В дидактической игре, благодаря обучающей задаче, обличенной в игровую форму, ребенок непреднамеренно усваивает новые математические знания, применяет и закрепляет их. Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений. Предметные и словесные игры проводятся в ходе непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности в режимных моментах. Настольно — печатные, как правило, — в режимных моментах. Дидактические игры выполняют основные функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую.
Все дидактические игры по формированию элементарных математических представлений можно разделить на несколько групп:
1. Игры с цифрами и числами.
К этой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используюется сказочный сюжет, знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10 (20), путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на – нижней. Играя в такие дидактические игры, как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», эти игры обучают детей свободно оперировать числами в пределах 10(20)и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Число как тебя зовут?», «Составь табличку», «Составь цифру», «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?» и многие другие используются в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления. Игра «Считай не ошибись!», помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете.
2. Игры путешествие во времени.
Эта группа математических игр служит для знакомства детей с днями недели. Познакомив детей с днями недели, через игру «Сказочные гномики», объяснила, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, можно назвали каждого гномика соответствующим днём недели.
Рассказала детям о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник — второй день, среда – середина недели, четверг –четвертый день, пятница – пятый. игру «Живая неделька», «Неправильную недельку» В дальнейшем, можно использовать следующие игры «Назови скорее», «Дни недели», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.
3. Игры на ориентировки в пространстве.
Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко. При помощи дидактических игр «Кот в сапогах», «Придумай пейзаж», «Замыслы архитекторов» и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: справа от берёзы стоит дом, слева дома — кукла и т.д
4. Игры с геометрическими фигурами.
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям можно предложить узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: «Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?» (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). Знание геометрических фигур (овал, круг) можно закрепить в дидактической игре «Подбери по форме» (по типу лото). Ведущий кладет на стол карточку с изображением круга и говорит: «У кого имеются круглые предметы?» Каждый ребенок ищет в своих карточках круглый предмет — шар, пуговицу, часы, мяч, арбуз и т. д. В этой игре нужно внимательно следить за правильным подбором геометрических форм, их названием и находить такие формы в окружающей действительности. Затем, предложить детям назвать и рассказать, что они нашли. Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» можно использовать и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей.
5.Игры на логическое мышление.
Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.
С целью развития у детей мышления, можно использовать различные игры «Предметные парочки», «Ассоциации», «Судоку» и упражнения.
Наглядные методы включают организацию наблюдений, показ предметов, картин, иллюстраций, дидактических пособий и др. Наглядные методы бывают непосредственными (наблюдение, экскурсия, осмотр, рассматривание и т.д.) и опосредованными. Последние основаны на применении изобразительной наглядности (рассматривание картин, игрушек, фотографий, иллюстраций, просмотр мультфильмов, телепрограмм и пр.). Опосредованные методы рекомендуется использовать тогда, когда с объектами и предметами невозможно познакомиться непосредственно.
Словесные методы связаны с использованием слова как средства коммуникации, передачи информации. С развитием наглядно — образного мышления у детей старшего дошкольного возраста показ заменяется объяснением, чаще используются рассказ, беседа, чтение без опоры на наглядность, словесные дидактические игры и пр.
В практике работы педагога методы не существуют в чистом виде: наглядные методы сопровождаются словом, в словесных применяются средства наглядности, практические связаны и с теми, и с другими методами.
И.Я. Лернером и Н.М. Скаткиным предложена классификация методов обучения по типу (характеру) познавательной деятельности обучаемых: объяснительно-иллюстративный (информационно — рецептивный
), репродуктивный, проблемного изложения, частично поисковый (
эвристический
), исследовательский.
Метод проблемного изложения позволяет педагогу формировать у детей умение анализировать проблемы, образовательные задачи, показывать образцы осуществления познавательно-исследовательской деятельности. При использовании данного метода получают развитие все познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь.
Частично поисковый (эвристический) метод характеризуется тем, что педагогом организуется не сообщение, а добывание знаний. Важнейший итог его использования — освоение детьми способов познания. Частично поисковым данный метод назван в связи с тем, что предполагает помощь педагога в ситуациях, когда обучаемые не могут решить задачу или разрешить проблему самостоятельно.
Исследовательский метод сопряжен с самостоятельным освоением детьми знаний, способов их добывания, выбором методов познания. Использование данного метода определяет высокую познавательную активность детей, интерес к деятельности, системность и осознанность получаемых знаний.
Экспериментирование — это метод умственного воспитания, обеспечивающий самостоятельное выявление ребенком путем проб и ошибок. Например, экспериментирование в измерении (размер, мерка, объем).
В работе дошкольных образовательных организаций традиционно преобладают словесные и наглядные, объяснительные и иллюстративные методы часто в ущерб практическим, проблемным и поисковым. Это закрывает дошкольнику возможность проявлять активную позицию в познании окружающей действительности, применять полученные знания, умения, опыт в различных видах деятельности.
Решение современных задач математического образования требует использования активных методов организации детских видов деятельности — метода проблемного изложения, частично поискового и исследовательского методов. Выбор активных методов организации детских видов деятельности позволяет обеспечить субъектную позицию ребенка в образовательной деятельности, поддержать естественный ход развития психических процессов, коммуникативных способностей, личностного становления.
Педагогу необходимо уметь не только правильно выбирать методы обучения, но и обеспечивать соответствующий зоне ближайшего развития ребенка уровень сложности заданий, ситуаций, в которые погружаются дети.
Принципы математического обучения и развития дошкольников
Методика математического развития ребенка базируется на следующих принципах математического обучения и развития дошкольников:
- Принцип наглядности обучения. Обучение будет эффективным при использовании наглядных средств обучения, которые отвечают возрастным и индивидуальным особенностям познавательного развития и восприятия информации детьми.
- Принцип четкости организации занятий. Занятия по математике должны иметь четкую структуру. Сюжет игры, последовательность действий должны иметь четкую структуру в соответствии с которой будет происходить развитие дошкольника.
- Принцип опоры на возрастную психологию. Задачи математического обучения должны разрабатываться в соответствии с возрастными особенностями развития ребенка, его потребностями и возможностями математического восприятия.
- Принцип вариативности обучения. Необходимо использование разных методов и средств формирования математических понятий и представлений ребенка. Это может быть игровая деятельность, логические задачи, упражнения творческого характера, но с логической направленностью и т.д.
- Принцип многозадачности обучения. В ходе изучения математики следует ориентироваться не только на формирование элементарных математических представлений у ребенка, но и на развитие пространственного восприятия,
- Принцип игрового обучения. Математическое развитие дошкольников актуально реализовывать в игровой форме, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игра мотивирует к познанию. Она содержит элемент внезапности, сюрприза, увлекает и развивает интерес к математике.
- Принцип ориентации на развитие познавательной активности. У ребенка должны быть развиты не просто математические знания, а сформировано стремление к самостоятельному изучению математической науки и формирование логических суждений и умозаключений.
- Принцип создания развивающего пространства. В ДОУ создается предметно-развивающая среда, в которой формируются фундаментальные познавательные процессы.
- Принцип развития восприятия количественных и качественных признаков предметов. Если ребенок освоит различия объектов по количественным и качественным характеристикам, то это заложит основы формирования математических представлений.
Методика математического развития как наука
Определение 1
Методика математического развития – это отрасль научного знания, занимающаяся исследованием процессов развития познавательной сферы детей и формирования у них основ логического мышления и навыков выполнения элементарных математических операций.
Методика математического развития ориентирована на формирование у дошкольников элементарных математических представлений. Она разрабатывает методику их формирования и определяет закономерности функционирования разных областей мышления и логики, которые влияют на общее развитие личности и освоение математической науки.
Математическое развитие играет важное значение для общего развития ребенка. Поэтому, обучение математике занимает основу дошкольной образовательной программы. Математические представления активизируют познавательную деятельность дошкольника и развивают его мыслительные способности.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Методика математического развития, как наука направлена на формирование у детей элементарных математических представлений. Это обуславливает следующие задачи методики математического развития:
- Научное подтверждение уровня математического развития детей дошкольного возраста на каждом этапе их развития и требований к освоению образовательной программы детьми.
- Разработка содержания дошкольной образовательной программы по направлению математического обучения и развития.
- Определение оптимальных средств и методов, технологий и форм обучения дошкольников основам математики.
- Создание условий преемственности в математическом обучении дошкольников и младших школьников.
- Подготовка педагогов к профессиональной деятельности в области математического обучения и развития дошкольников.
- Разработка рекомендаций по математическому развитию ребенка родителями.
- Разработка основных направлений познавательной деятельности, ориентированной на математическое развитие ребенка при занятии разными видами деятельности (трудовая, спортивная и т.д.).
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Методика математического развития 480 ₽ Реферат Методика математического развития 240 ₽ Контрольная работа Методика математического развития 200 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Поскольку, методика математического развития является научной отраслью, то она имеет связь с другими науками. Она тесно связана с возрастной психологией, которая определяет особенности функционирования психических процессов ребенка, сенситивные периоды развития конкретных сфер и помогает в разработке оптимальных методов формирования элементарных математических представлений у дошкольников разных возрастных групп. Кроме того, методика математического развития тесно связана с педагогикой. Эта связь прослеживается в опоре данной науки на дидактические методы и принципы обучения детей математики.
Помимо этого, имеется связь данной научной отрасли с социологией, антропологией, математикой, специальной педагогикой и культурологией.
Предметом методики математического развития выступает обучение математике, реализуемое н в определенных формах и, ориентированное на достижение конкретных целей и задач.
Объектом исследования методики математического развития являются методы и средства математического обучения, используемые в системе дошкольного образования.
Методика обучения математике в детском саду, Щербакова Е.И., 1998
Методика обучения математике в детском саду, Щербакова Е.И., 1998. Автор, используя прогрессивные идеи классической и современной педагогики и психологии, предлагает методику обучения дошкольников математике. При этом целью занятий является не только ознакомление детей с элементарными математическими представлениями, но и развитие их математический способностей. Значение и задачи математического развития детей дошкольного возраста. Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется прежде всего бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства, моделирования на электронно- вычислительных машинах и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение в детском саду направлено прежде всего на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучение начальной математики. Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математике в школе и детском саду. СОДЕРЖАНИЕ. От автора. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ. ОСОБЕННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ. ПРИЛОЖЕНИЯ.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать: — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Как открыть файл
Правообладателям
— pdf — Яндекс.Диск.
Дата публикации: 25.10.2019 13:31 UTC
Щербакова :: книги по педагогике :: педагогика :: методичка :: детский сад
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Цели и ценности музыкального воспитания в современном детском саду, Методические рекомендации, Буренина А.И., 2020
- Цикл занятий технической направленности в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Робототехника», Методическая разработка, Кравцова М.В., 2018
- Методика профессионального обучения, Методические рекомендации по выполнению курсовых работ для студентов, Крылова М.Н., 2020
- Исследовательский урок, Сборник методических разработок исследовательских уроков, Конкурсные материалы межрегионального конкурса методических разработок исследовательских уроков, Голавская Н.И., Цыренова М.Г., 2021
Следующие учебники и книги:
- Современные технологии проведения урока и начальной школе с учетом требований ФГОС, Методическое пособие, Демемева Н.Н., 2013
- Общие основы обучения, Краткий курс лекций, Черняева Т.Н.
- Нескучные уроки, Букатов В.М., Ершова А.П., 2013
- Мастерство учителя на уроке, Книга для учителей и студентов, Брагина Г.В., 2001
Предыдущие статьи:
- Обучение письму детей с проблемами в развитии, Методическое руководство к прописям, Воронская Т.Ф., 2006
- Междисциплинарное обучение одаренных детей в начальной школе, Методическое пособие к курсу междисциплинарного обучения по программе «Одарённый ребёнок», Шумакова Н.Б., 2017
- Теория обучения, Учебно-методическое пособие, Саяпина Н.Н.
- 101 педагогическая идея, Как создать урок, Садкина В.И., 2013
<< Предыдущая статьяСледующая статья >>
Методы обучения детей элементам математики
Анна Фадюнина
Методы обучения детей элементам математики
Методы обучения детей элементам математики
В педагогике метод характеризуется как целенаправленная система действий воспитателя и детей, соответствующих целям обучения, содержанию учебного материала, самой сущности предмета, уровню умственного развития ребенка.
В теории и методике математического развития детей термин метод употребляется в широком и узком значениях. Метод может обозначать исторически сложившийся подход к математической подготовке детей в детском саду (монографический, вычислительный и метод взаимно обратных действий).
При выборе методов учитываются: цели, задачи обучения; содержание формируемых знаний на данном этапе; возрастные и индивидуальные особенности детей; наличие необходимых дидактических средств; личное отношение воспитателя к тем или иным методам; конкретные условия, в которых протекает процесс обучения, и др
И. Г. Песталоцци,
Ф. Фребеля,
М. Монтессори Основоположником теории начального обучения считают И. Г. Песталоцци.
Он предлагал обучать детей счету на основе понимания действий с числами, а не на простом запоминании результатов вычислений и резко критиковал существовавшие тогда догматические методы обучения. Суть разрабатываемой И. Г. Песталоцци методики заключалась в переходе от простых элементов счета к более сложным. Особое значение придавалось наглядным методам, облегчающим усвоение чисел.
Ф. Фребель и М. Монтессори большое внимание уделяли наглядным и практическим методам. Разработанные специальные пособия («Дары»
Ф. Фребеля и дидактические наборы М. Монтессори) обеспечивали усвоение достаточно осознанных знаний у
детей. В методике Ф. Фребеля в качестве основного метода использовалась игра, в которой ребенок получал достаточную свободу. По мнению Ф. Фребеля и М. Монтессори, свобода ребенка должна быть активной и опираться на самостоятельность. Роль педагога в таком случае сводится к созданию благоприятных условий.
Я. А. Коменский В настоящее время в педагогике имеют место несколько различных классификаций дидактических методов.
Одной из первых была классификация, в которой доминировали словесные методы.
Я. А. Коменский наряду со словесными стал использовать другой метод, основанный на приобретении информации не со слов, а «с земли, с дубов и с буков»
, т. е. через познание самих
предметов. Главным в этой методике была опора на практическую деятельность детей. В начале XX века классификация методовв основном осуществлялась по источнику получения знаний: словесные, наглядные, практические.
Е. И. Тихеева Теория и практика обучения накопили определенный опыт использования разных методов в работе с детьми дошкольного возраста. В период становления общественного дошкольного воспитания на развитие методики формирования эле-ментарных математических представлений оказали влияние методы обучения математике в начальной школе. Работая с дошкольниками. Е. И. Тихеева внесла много нового в разработку методов обучения детей, составленные ею и г р ы-з ан я т и я сочетали в себе слово, действие и наглядность. По ее мнению, дети до семи лет должны учиться считать в процессе игры и повседневной жизни. Игру как метод обучения Е. И. Тихеева предлагала вводить по мере того, как то или другое числовое представление уже «извлечено детьми из самой жизни»
.
Ф. Н. Блехер. Предложил идею использования игр в обучении дошкольников (30—40-е годы)
А. М. Леушина Она рассматривала практические методы в системе словесных и наглядных методов. Именно с практических действий с предметными множествами начинается знакомство детей с элементарной математикой. (с 50-хгодов)
Практические методы (упражнения, опыты, продуктивная деятельность)
наиболее соответствуют возрастным особенностям и уровню развития мышления дошкольников. Сущностью этих
методов является выполнение детьми действий, состоящих из ряда операций. Например, счет предметов: называть числительные по порядку, соотносить каждое числительное с отдельным предметом, показывая на него пальцем или останавливая на нем взгляд, последнее числительное соотносить со всем количеством, запоминать итоговое число.
Однако излишнее использование практических методов, задержка на уровне практических действий могут отрицательно сказываться на развитии ребенка.
Практические методы характеризуются прежде всего самостоятельным выполнением действий, применением дидактического материала. На базе практических действий у ребенка возникают первые представления о формируемых знаниях. Практические методы обеспечивают выработку умений и навыков, позволяют широкое использование приобретенных умений в других видах деятельности.
Наглядные и словесные методы в обучении математике не являются самостоятельными. Они сопутствуют практическим и игровым методам. Но это отнюдь не умаляет их значения в математическом развитии детей.
К наглядным методам обучения относятся: демонстрация объектов и иллюстраций, наблюдение, показ, рассматривание таблиц, моделей. К словесным методам относятся рассказывание, беседа, объяснение, пояснения, словесные дидактические игры. Часто на одном занятии используются разные методы в разном их сочетании.
Составные части метода называются методическими приемами. Основными из них, используемыми на занятиях по математике,являются: накладывание, прикладывание, дидактические игры, сравнение, указания, вопросы к детям, обследование и т. д.
Между методами и методическими приемами, как известно, возможны взаимопереходы. Так, дидактическая игра может быть использована как метод, особенно в работе с младшими детьми, если воспитатель с помощью игры формирует знания и умения, но может — и как дидактический прием, когда игра используется, например, с целью повышения активности детей («Кто быстрее?»
,
«Наведи порядок»
и др.).
Широко распространен методический прием — показ. Этот прием является демонстрацией, он может характеризоваться как наглядно-практически-действенный.К показу предъявляются определенные требования: четкость и расчлененность; согласованность действия и слова; точность, краткость, выразительность речи.
Одним из существенных словесных приемов в обучении детей математике является инструкция, отражающая суть той деятельности, которую предстоит выполнить детям. В старшей группе инструкция носит целостный характер, дается до выполнения задания. В младшей группе инструкция должна быть короткой, нередко дается по ходу выполнения действий.
Особое место в методике обучения математике занимают вопросы к детям. Они могут быть репродуктивно-мнемические, репродуктивно-познавательные, продуктивно-познавательные. При этом вопросы должны быть точными, конкретными, лаконичными. Для них характерны логическая последовательность и разнообразие формулировок. В процессе обучения должно быть оптимальное сочетание репродуктивных и продуктивных вопросов в зависимости от возраста детей, изучаемого материала. Вопросы ценны тем, что обеспечивают развитие мышления. Следует избегать подсказывающих и альтернативных вопросов.
Система вопросов и ответов детей в педагогике называется беседой. В ходе беседы воспитатель следит за правильным использованием детьми математической терминологии, за грамотностью их речи, сопровождая ее различными пояснениями. Благодаря пояснениям уточняются непосредственные восприятия детей. Например, воспитатель учит детейобследовать геометрическую фигуру и при этом поясняет: «Возьмите фигуру в левую руку — вот так, указательным пальцем правой руки обведите, покажите стороны квадрата, они одинаковы. У квадрата есть углы. Покажите углы». Или другой пример. Воспитатель учит детей измерению, показ практических действий сопровождает пояснениями, как следует наложить меру, обозначить ее конец, снять ее, снова наложить. Потом показывает и рассказывает, как подсчитываются меры.
Чем старше дети, тем большее значение в их обучении имеют проблемные вопросы и проблемные ситуации. Проблемные ситуации возникают тогда,когда:
— связь между фактом и результатом раскрывается не сразу, а постепенно. При этом возникает вопрос «Почему так происходит?»
(опускаем разные предметы в воду: одни тонут, а другие — нет)
;
— после изложения некоторой части материала ребенку необходимо сделать предположение (эксперимент с теплой водой, таянием льда, решение задач)
;
— использование слов и словосочетаний «иногда»
,
«некоторые»
,
«только в отдельных случаях»
служит своеобразными опознавательными признаками или сигналами фактов или результатов
(игры с обручами)
;
— для понятия факта необходимо сопоставить его с другими фактами, создать систему рассуждений, т. е. выполнить некоторые умственные операции (измерение разными мерами, счет группами и др.)
.
Многочисленные экспериментальные исследования доказали, что при выборе метода важен учет содержания формируемых знаний. Так, при формировании пространственных и временных представлений ведущими методами являются дидактические игры и упражнения (Т. Д. Рихтерман, О. А. Фунтикова и др.)
. При ознакомлении
детей с формой и величиной наряду с различными игровыми методами и приемами используются наглядные и практические.
Место игрового метода в процессе обучения оценивается по-разному. В последние годы разработана идея простейшей логической подготовки дошкольников, введение их в область логико-математических представлений (свойства, операции с множествами)
на основе использования
специальной серии «обучающих»
игр
(А. А. Столяр)
. Эти игры ценны тем, что они актуализируют скрытые интеллектуальные возможности
детей, развивают их (Б. П. Никитин)
.
Обеспечить всестороннюю математическую подготовку детей удается при умелом сочетании игровых методов и методов прямого обучения. Хотя понятно, что игра увлекает детей, не перегружает их умственно и физически. Постепенный переход от интереса детей к игре к интересу к учению совершенно естествен.