Конспект беседы в младшей группе на тему «Все профессии нужны, все профессии важны»
Конспект беседы в младшей группе на тему:
«Все профессии нужны, все профессии важны»
Цели:
обобщать знания детей о профессиях.
Образовательные задачи:
— упражнять детей в назывании и различии профессий;
— совершенствовать умение детей понимать и отвечать на вопросы воспитателя отдельными словами и простыми предложениями.
Развивающие задачи:
— развивать мышление, воображение, память.
Воспитательные задачи:
— вызывать интерес к труду взрослых разных профессий;
— стимулировать выдержку с помощью наглядного материала;
— воспитывать у детей уважение к труду взрослых и бережное отношение к его результатам.
Оборудования: картинки профессий, предметов характерных для этих профессий.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла Катя и принесла с собой красивый конверт. В этом конверте интересные картинки. Она очень хочет их вам показать. Давайте рассмотрим их (показывает).
-Назовите мне, кто на них изображен. (Дети отвечают: повар, парикмахер, полицейский, врач, учитель, строитель).
— Дети, а как можно назвать одним слово, кто это? (профессии людей). Кукла Катя хочет узнать, какие еще профессии вы знаете (ответы детей).
-Сейчас мы с вами рассмотрим каждую картинку и более подробно поговорим о каждой профессии. Катя будет наблюдать за вами.
Воспитатель: Дети, посмотрите на картинку и скажите, кто на ней изображён?
Дети: Повар.
Воспитатель: Что у нас делает повар?
Дети: Варит суп. Суп у нас какой? (горячий)
Варит компот. Компот какой? (вкусный, сладкий)
Жарит котлеты, яичницу. Делает салаты, печёт пироги.
Воспитатель: Обратите внимание во что одет повар (белый халат, белый колпак). А что нужно ему для работы? (ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь давайте, посмотрим на следующую картинку. Кто на ней изображён?
Дети: Парикмахер.
Воспитатель: Молодцы! Что делает у нас парикмахер?
Дети: стрижет волосы, красит волосы, делает красивые причёски.
Воспитатель: У парикмахера тоже есть специальная одежда для работы. Это фартук. Хорошо, ребята. Следующая картинка. Кто на ней изображён?
Дети: Полицейский.
Воспитатель: Что делает у нас полицейский?
Дети: Отвечает за безопасность, следит за порядком. Рассмотрим его одежду и предметы, необходимые в работе.
Воспитатель: Молодцы! Вы очень внимательны.
Воспитатель: Давайте посмотрим на следующую картинку. Кто на ней изображен?
Дети: Врач.
Воспитатель: Правильно. А что делает у нас врач?
Дети: Лечит больных, измеряет температуру, делает укол, слушает сердечко, выписывает лекарство.
Воспитатель: Правильно, дети. Назовите мне предметы характерные для работы врача (ответы детей). Посмотрим на следующую картинку, и скажем, кто ней изображен?
Дети: Строитель.
Воспитатель: Что делает строитель?
Дети: Строит дом, школу, садик, гараж, забор, ворота, возводит мост.
Воспитатель: Здорово, все правильно вы говорите. У строителя своя специальная одежда. Что ему пригодится для работы? Давайте выберем эти предметы (выбирают с воспитателем). Следующая картинка. Кто на ней изображён?
Дети: Учитель.
Воспитатель: Что делает у нас учитель?
Дети: Учит детей, задает домашнее задание. Найдите предметы, нужные в работе учителя.
Воспитатель: Всё, верно. Молодцы, какие вы умнички.
Заключительная часть:
— Дети, какие профессии вы запомнили?
— Какая профессия вам понравилась?
— Кем вы хотите стать, когда вырастите?
— Дети, сегодня все вы были молодцы! Были очень умными, активными, ответственно отнеслись к нашей беседе.
Предложить детям игру с прищепками «Кому что нужно для работы»
Ход игры
Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью? Например, это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т. д.
Игра: «Выбираем работу»
.
Цель: формирование элементарных представлений о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызов интереса к труду людей любой профессии.
Ход игры:
Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла)
.
— Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло (подставляет кукле называемые предметы)
.
— Как вы думаете, что она будут делать? (Стирать.)
Правильно.
— А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.)
Как называется каша?
(Пшённая.)
В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Детям показывают эти предметы (утюг, стопка кукольного белья – для глажения; ведро и лейка – для полива грядок и т. п.).
Игра: «Кому это нужно?»
Цель: закрепление представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомство с профессиями.
Ход игры:
Воспитатель вместе с детьми встаёт в хоровод и предлагает идти по кругу,приговаривая:
Будем дружно подрастать
В космонавты мы пойдём
И работу выбирать.
И ракеты поведём.
(Дети имитируют звук работы двигателя и полёт ракеты, действуя по показу воспитателя).
В капитаны мы пойдём, (Дети показывают, как капитаны смотрят в бинокль.)
Корабли мы поведём.
В вертолётчики пойдём, (Дети бегут и делают круговые движения над головой.)
Вертолёты поведём.
Игра: «Зачем (для чего, почему)
нужно это делать?»
Цель: формирование у детей представления о необходимости труда, расширение знаний о трудовых процессах.
Ход игры:
— Ребята, послушайте, кажется в группе кто-то плачет. Посмотрите, это же кукла Катя играла и поранила руку. Надо что-то делать.
— Надо позвать доктора.
— Правильно, сейчас я надену белый халат. Я — доктор и буду лечить Катю. Вот здесь у меня будет больница, приготовлю бинт, лекарства. Давай я посмотрю твою рану. Сейчас я помажу рану зеленкой, а потом забинтую. Будет совсем не больно. Ну вот, теперь, Катя, ты можешь идти домой и больше не играй острыми предметами. А я буду принимать других больных.
Ребенок — роль мамы (папы, куклы)
.
— Здравствуйте, что болит у вашей дочки?
— У нее высокая температура.
— Поставьте градусник, измерим температуру. Да, температура высокая. Давай посмотрим горлышко, открой ротик. Горлышко красное. Сейчас я возьму фонендоскоп и послушаю вашу дочку. У вашей дочки ангина. Я выпишу вам таблетки, будете давать утром и вечером по одной и обязательно пить горячий чай с лимоном.
— До свидания.
— Следующий.
В роли больного выступает ребенок.
— Здравствуйте, больной, что у вас болит?
— У меня болит голова.
— Выпейте таблетку и вам станет легче. Идите домой и ложитесь отдыхать.
— До свидания.
— Ой, звонит телефон, надо принять вызов. Алло, доктор слушает, что у вас случилось? Сейчас приедет скорая помощь.
— Я уезжаю к больному, принимать больных будет другой доктор. Лена, давай ты будешь доктором.
Игра продолжается с участием детей.
Игра: «Мы моем свои расчески»
.
Цель: воспитание у детей навыка пользования своей расческой и ухода за ней. Подготовка к игре. Накрыть столы клеенкой, поставить тазики с водой для каждого ребенка, мыло в мыльницах, индивидуальные салфетки для протирания расчесок, приготовить белый накрахмаленный халат для мишки.
Ход игры:
Воспитатель говорит детям: «Вера наконец-то поправилась. Можно всем вместе наводить порядок. Кто возьмет пылесос? Бери, Галя. Кто тряпку? Бери, Валя. Миша, принеси-ка нам воды. Начнем, пожалуй. Вера у нас такая чистюля. Она любит, чтобы в комнате было чисто, красиво. Вера подметает, Валя моет пол, Галя вытирает пыль. Миша, помоги отодвинуть стулья. Ловко у вас, ребята, получается. Пол блестит, пыли нет.Вместе получается быстро: раз-два и – готово! Посмотрите вокруг – чистота! Хорошая у нас хозяйка Вера. И вы, ребята, молодцы – старались. Теперь отдыхайте, труженики».
Игра: «Идем в больницу»
.
Цель: закрепление представления о профессии врача; формирование умения детей принимать на себя роль доктора, выполнять соответствующие игровые действия, называть и использовать в игре медицинские инструменты; формирование внимательное отношение к заболевшему.
Материал: куклы, наборы доктора детские.
Методика ознакомления дошкольников с трудом взрослых
Особенности работы в младшей дошкольной группе
В младшей группе специальных занятий по воспитанию отношения к человеку-труженику не проводится. Эта задача решается в повседневной жизни: наблюдения за трудом взрослых, на занятиях по изобразительной деятельности, при чтении произведений художественной литературы, рассматривании картин и иллюстраций к книгам. Так, при организации наблюдений за трудом взрослых, воспитатель каждый раз продумывает приемы, которые помогут сформировать у детей доброжелательное отношение к человеку-труженику. Приемы эти разнообразные: общая беседа, подключение к деятельности взрослого, заучивание отдельного стихотворения и др[7].
В воспитательных целях педагог использует литературу, где многочисленные образы взрослых (мамы, бабушки) вызывают чувство симпатии. Произведения художественной литературы учат быть внимательным, заботливым, доброжелательным по отношению к другим людям. Например, детям читают рассказ болгарской писательницы Доры Габе «Моя мама» (из цикла «Моя семья»). После чтения этого рассказа воспитатель предлагает малышам вспомнить, какими словами писательница рассказывает о маме. Детей подводят к ответу, что «мама добрая, хорошая, веселая, любит своих детей». Затем педагог рассказывает о мамах вообще, что они делают дома, на работе, о ком заботятся и как заботятся.
Знакомя малышей с трудом дворника, шофера, повара, врача, то есть теми людьми, которые трудятся непосредственно в детском саду и которых дети хорошо знают, можно в процессе беседы использовать стихи Б.Заходера «Шофер», «Сапожник», А. Кордамовой «Наш доктор» (в отрывках). Дети быстро запоминают эти стихи. Благодаря им, малыши узнают о том, что доктор — это добрый и смелый человек, он помогает детям, если они заболевают. Можно также рассказывать о враче детского сада, медсестре или о других врачах, которых знают дети. Постепенно малышей как бы «выводят» за пределы детского сада, семьи. Они узнают, что дворников, шоферов, врачей, воспитателей много, они трудятся в разных местах. Хорошо, если дворник, шофер, повар, с которыми недавно познакомились дети, придут в группу, чтобы посмотреть, как живут дети. Малышей обрадует приход таких гостей. Он вызовет у них новую волну положительных эмоций.
Таким образом, начинать трудовое воспитание детей необходимо еще в раннем дошкольном детстве. При этом основным средством должно стать ознакомление с трудом знакомых ребенку людей: мам, бабушек, дедушек и др.
Особенности работы в средней группе детского сада
В средней группе работа по ознакомлению с трудом взрослых и воспитания положительного отношения к труженику продолжается. Дети этого возраста самостоятельные, у них более совершенные в сравнении с малышами трудовые навыки, их чувства и отношения более осознаны, шире интерес к окружающей жизни, богаче представления о работе сотрудников детского сада (музыкальный работник, воспитатель). Все это позволяет несколько изменить характер педагогической работы, как по содержанию, так и по форме.
В средней группе разрабатываются несколько новых тем: «О том, как трудятся наши мамы и папы», «Кто работает на ферме», «О труде людей транспортных профессий», «О труде строителей». Педагог рассказывает детям о содержании труда, его общественной значимости. Однако рассказ о профессиях становится педагогически значимым, если объясняя содержание труда, воспитатель делает акцент не на конкретизации процесса, а на человеке, его деловых и личностных качествах, то есть непосредственно или через художественную литературу он знакомит детей с человеком определенной профессии. При этом обращается внимание на то, как добросовестно, ответственно выполняют взрослые свои обязанности, бережно относятся к результатам труда и материалам: говорится о доброте, приветливости, готовности помочь, жизнерадостности человека-труженика.
Раскрывая каждую тему, воспитатель продумывает два аспекта: ознакомление с содержанием труда и ознакомление с деловыми и личностными качествами трудящегося человека[8]. Например, тема: «О труде строителей». Программная задача: Познакомить детей с трудом людей строительных профессий: каменщика, маляра, кровельщика и т.п. Воспитать интерес и уважение к их труду. Раскрывая тему «О труде строителей», воспитатель использует стихи А.Бродского «Мой брат», С.Баруздина «Кто построил этот дом?». Последнее стихотворение желательно прочитать после того, как дети побывали на экскурсии к строящемуся дому и получили представление о труде рабочих-строителей. В этом случае они более эмоционально воспринимают стихи.
Стихи С.Баруздина «Кто построил этот дом?» подобно анализируют в старшей группе. Детям средней группы достаточно задать вопрос: «Как вы думаете, кто построил дом, в котором мы живем?». Не нужно добиваться, чтобы воспитанники перечисли все профессии строителей. Особо подчеркивается, что дом строится быстро благодаря дружбе строителей, что люди радуются новым домам.
Таким образом, в средней группе детского сада продолжается работа по ознакомлению с трудом взрослых и воспитания положительного отношения к труженику. При этом необходимо не только знакомить детей с содержанием труда, но и раскрывать личностные качества человека – труженика.