Особенности эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста


Особенности эмоционального развития ребёнка дошкольного возраста

Проблема современности в том, что многие дети имеют проблемы в эмоциональном развитии, а именно — не умеют откликаться на чувства и состояния других, неадекватно реагируют на многие вещи. Сегодня лучшими друзьями в ребёнка являются телевизор и компьютер, смартфон и планшет, а любимейшие занятия — просмотр мультфильмов и компьютерные игры. В результате подобного образа жизни дети меньше общаются и с взрослыми, и со сверстниками; дошкольники не внимательны и нечувствительны к окружающим, не умеют контролировать и уместно проявлять эмоции. А ведь общение значительно обогащает жизнь, делая её яркой, наполненной эмоциями и впечатлениями.

Дошкольный период — достаточно короткое время жизни человека. Поэтому важно именно в это время заложить хорошие основы личности. Немаловажным является эмоциональное развитие ребёнка, которое имеет свои особенные характеристики.

Когда ребёнку 1-3 года, то его эмоциональная сфера характеризуется:

  • отсутствием эмпатии
  • характерными эмоциональными реакциями, связанными с его желаниями
  • неумением выбирать и принимать решения
  • эгоцентризмом
  • зарождением самосознания (малыш начинает узнавать своё отражение в зеркале, отзываться на имя, пытается быть самостоятельным, начинает употреблять местоимение «я»
  • завышенной самооценки (Я — хороший)
  • не умением видеть последствия действий
  • важностью для ребёнка оценки взрослого, реакции не неё.

В возрасте 4-6 лет эмоциональная сфера ребёнка характеризуется:

  • более спокойным эмоциональным фоном восприятия
  • проявлением эмоций по цепочке «желание, представление, действие, эмоция»
  • более управляемыми эмоциональными процессами
  • развитием эмоционального предвосхищения (ребёнок старается предвидеть будущий результат и то, как его оценят)
  • появлением аффективных реакций
  • появлением новых мотивов для деятельности
  • способностью оценивать своё поведение.

Ребёнок 4-5 лет — это маленький человек, обладающий достаточно разнообразным спектром эмоций. Его чувства и переживания связаны, по большей мере, с атмосферой в семейном кругу. Новые умения и интересы способствуют появления целого спектра разнообразных эмоций ребёнка, а также потребностей и мотивов. У дошкольника постепенно усложняется гамма эмоций и чувств: он уже может чувствовать не только радость или страх, но и ревность, грусть, жалость, гнев, бодрость, нежность, застенчивость, удивление, удовольствие и т. д. Дошкольник уже может выражать чувства, применяя разную интонацию и мимику.

Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста:

  • они ещё не могут управлять своими эмоциями, переживаниями
  • они осваивают социальные формы проявления чувств
  • чувства и эмоции у них становятся более разумными и произвольными
  • у дошкольников начинают формироваться высшие чувства (эстетические, нравственные, интеллектуальные).

Смотрите видео о важности эмоционально-чувственного воспитания человека

Если пожелаете узнать, в какой степени у вашего ребёнка развиты те или иные эмоции и чувства, рекомендуем прибегнуть к методам диагностики эмоциональной сферы ребёнка.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности.

Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства. Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками.

Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.

Эмоция как процесс есть деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире. Эмоция оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма на языке переживаний. Эмоции плохо поддаются волевой регулировке, их трудно вызвать по своему желанию. [3]

Эмоциональный процесс включает три основных компонента:

Первый – это эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизационные сдвиги в организме. Во всех случаях, когда происходит событие, имеющее значение для индивида, и такое событие констатируется в форме эмоционального процесса, происходит нарастание возбудимости, скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов. В отдельных случаях под влиянием таких событий возбудимость может, напротив, уменьшаться.

Второй компонент – знак эмоции: положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрицательная – когда оно оценивается как негативное. Положительная эмоция побуждает действия поддержки позитивного события, отрицательная – побуждает действия, направленные на устранение контакта с негативным событием.

Третий компонент – степень контроля эмоции. Следует различать два состояния сильного эмоционального возбуждения: аффекты (страх, гнев, радость), при которых еще сохраняется ориентация и контроль, и крайние возбуждения (паника, ужас, бешенство, экстаз, полное отчаяние), когда ориентация и контроль практически невозможны. [5]

Эмоциональное возбуждение может принять также форму эмоционального напряжения, которое возникает во всех случаях, когда наблюдается сильная тенденция к определенным действиям. Но эта тенденция блокируется (например, в ситуациях, которые вызывают страх, но исключают бегство, вызывают гнев, но делают невозможным его выражение, возбуждают желания, но препятствуют их осуществлению, вызывают радость, но требуют сохранения серьезности и т.п.).

Отрицательная эмоция дезорганизует ту деятельность, которая приводит к ее возникновению, но зато организует действия, направленные на уменьшение или устранение вредных воздействий.

Другим источником эмоциональных процессов являются предвосхищения: сигналы боли, сильной и продолжительной депривации, вызывающие страх; сигналы возможного неудовлетворения потребности, вызывающие гнев; сигналы удовлетворения потребностей, вызывающих надежду; сигналы, предвосхищающие неопределенное, новое событие, вызывающие любопытство.

Взрослый помогает ребенку создавать нужный положительный образ будущего события.

Физическому и речевому развитию ребенка сопутствуют и изменения в эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, как понимание поведения, например в тех областях, где важно мнение взрослых по поводу того, что такое «плохое» и «хорошее» поведение. [1] Взрослым надо хорошо представлять себе, чего следует ожидать от детей, иначе появятся неверные оценки, не учитывающие возрастные особенности ребенка. Идеальное отношение взрослого к малышу – это постепенное подстраивание под эмоциональное развитие и становление личности ребенка.

К трем годам эмоциональное развитие ребенка достигает такого уровня, что он может вести себя образцово. То, что дети способны к так называемому «хорошему» поведению, еще не значит, что оно постоянно будет таким.

У малышей нередки проявления недовольства в виде слез, истерик и крика. Хотя для старших истерики не так характерны, как для младших, у них сильны самоощущение и желание независимости. Если четырехлетний ребенок в споре аргументирует с помощью речи, ему незачем впадать в истерику. Но если взрослый не ответит малышу на его вопрос: «А почему я должен?» — то может случиться срыв. Если четырехлетний ребенок очень устал или перенес полный напряжения день, его поведение скорее напомнит поведение ребенка более младшего возраста. Это сигнал взрослому, что в данный момент на ребенка навалилось слишком много, чтобы он мог вытерпеть. Ему нужны ласка, утешение и возможность некоторое время вести себя так, как если бы он был младше.

Чувства дошкольника непроизвольны. Они быстро вспыхивают, ярко выражаются и быстро гаснут. Бурное веселье нередко сменяется слезами.

Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок, который катается по полу от смеха, может внезапно расплакаться или прийти в отчаяние, а минуту спустя, с еще не высохшими глазами, опять заразительно смеяться. Подобное поведение детей совершенно нормально.

Кроме того, у них бывают хорошие и плохие дни. Ребенок может быть сегодня спокойным и задумчивым либо капризным и хнычущим, а назавтра — живым и веселым. Иногда мы можем объяснить его плохое настроение усталостью, огорчениями в детском саду, недомоганием, ревностью к младшему брату и т.д. Другими словами, его длительное плохое настроение вызвано тревожным состоянием из-за какого-то конкретного обстоятельства, и, хотя всеми силами стараемся помочь ребенку избавиться от него, часто бывает, что чувства малыша вызывают полное недоумение.

Если плохое настроение не затягивается надолго – к примеру, на несколько дней – и не переходит какие-то границы, нет нужды беспокоиться. Но если ребенок очень долго находится в подавленном настроении или с ним происходят резкие и неожиданные перемены нужна консультация психолога.

Но в большинстве случаев лучше не придавать слишком большого значения переменам настроения ребенка, что позволит ему самостоятельно обрести эмоциональную стабильность.

Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

Если взрослые внимательны к ребенку, уважают его как личность, то он испытывает эмоциональное благополучие. Проявляются и закрепляются положительные качества ребенка, доброжелательное отношение к другим людям.

Если взрослые приносят ребенку огорчения, то он остро переживает чувство неудовлетворения, перенося, в свою очередь, на окружающих его людей, свои игрушки негативное отношение.

С развитием эмоциональной сферы дошкольника постепенно происходит отделение субъективного отношения от объекта переживаний. [4]

Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Нарушение привычной ситуации (изменение режима, уклада жизни ребенка) может привести к появлению аффективных реакций, а также страха. Неудовлетворение (подавление) новых потребностей у ребенка в кризисный период может вызвать состояние фрустрации. Фрустрация проявляется как агрессия (гнев, ярость, стремление напасть на противника) или депрессия (пассивное состояние).

Когда ребенок начинает рисовать себя в трудных ситуациях или просто рисует страшные сны, это сигнал о неблагополучном эмоциональном состоянии.

Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками.

Отдельные стороны психики детей на разных возрастных этапах неодинаково чувствительны к условиям воспитания. Чем младше ребенок и чем больше его беспомощность, тем значительнее обнаруживается его зависимость от условий, в которых он воспитывается.

При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь.

Взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний.

Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся и на персонажей художественной литературы – сказок, рассказов. Переживания могут возникать и по отношению к животным, игрушкам, растениям.

В семье ребенок имеет возможность испытывать целую гамму переживаний. Очень важны доброжелательные взаимоотношения.

Неправильное общение в семье может привести:

  • к односторонней привязанности, чаще к матери. При этом слабеет потребность в общении со сверстниками
  • к ревности при появлении второго ребенка в семье, если первый ребенок чувствует себя обделенным
  • к страху при выражении взрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребенку. И в необычной ситуации может возникать волнение. Страх может быть внушен ребенку. Например, страх темноты. Если ребенок испугался темноты, то потом темнота сама по себе будет пугать его. [2]

Взрослому необходимо способствовать выделению и осознанию собственных состояний и переживаний ребенка. Как правило, дошкольники, особенно растущие в дефиците личностного общения, не замечают своих настроений, чувств, переживаний. Взрослый может выделить эти переживания для ребенка и подсказать их.

В зависимости от сложившейся ситуации любые качественно разнообразные чувства и эмоции (любовь, ненависть, радость, гнев) могут положительными, отрицательными, ориентировочными.

В целом дети относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение.

Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Подлинные чувства – переживания – плод жизни. Они не поддаются произвольному формированию, а возникают, живут и умирают в зависимости от изменяющихся в процессе деятельности человека его отношений к окружающемуНевозможно, да и не нужно, полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. Их возникновение в детской деятельности может сыграть и позитивную роль, побуждая к их преодолению.

Эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым полезно помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать – это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать то, что он переживает, чувствует; можно ограничивать лишь форму проявления его негативных эмоций. [3]

Если начать развивать эмоциональную сферу в детстве, развивать и тренировать способности предвидеть, брать на себя ответственность и руководить своими действиями, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собой.

Список литературы

  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков / М.: Педагогика, 2004. – 25с.
  2. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства / М.: Академия 2006. – 18с.
  3. Захаров А.И. Психотерапия детей и подростков / М.: Линка-Пресс, 2007. – 20с.
  4. Дубровина И.В. Практическая психология образования / М.: Педагогика, 2008. -12с.
  5. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, 2011. -87с.
Следующая >

Диагностика

Основные диагностические методы эмоциональной сферы детей:

  • тестирование
  • наблюдение
  • опрос
  • беседа
  • анкетирование
  • анализ образцов детского творчества (рисунков).

Проводя наблюдение за дошкольником, обратите внимание такие факторы, как эмоциональный фон, настроение, степень выраженности эмоций, уровень эмоциональной подвижности. Наблюдая, можно легко заметить, насколько богат эмоциональный фон ребёнка, умеет ли малыш контролировать свои эмоции, присуща ли ему эмоциональная неустойчивость.

Используя один из методов диагностики или в комплексе, можно выяснить:

  • насколько адекватна реакция дошкольника на явления
  • как он воспринимает и интерпретирует состояния и настроения других людей
  • широту диапазона эмоций, которые ребёнок понимает и переживает, глубину его переживаний, способы передачи эмоций с помощью речи;
  • адекватно ли проявление эмоций при общении.

Указанные методики могут использовать как профессиональные детские психологи, так и воспитатели детских садов.

Правила эмоционального воспитания

Эмоциональное воспитание ребенка не требует больших физических и временных затрат. Нужно только соблюдать некоторые правила.

1. Добровольность выражения. Учите ребенка проявлять свои эмоции, называть их, понимать свои чувства. Это особенно важно для маленьких детей, которые должны выплескивать все накопленное внутри. Обсуждайте с ребѐнком его чувства, давая ему возможность самому справиться с возникшими эмоциями.

2. Сила выражения. Дети постарше должны учиться контролировать свои эмоции: смеяться тише, собраться с мыслями, сдерживать гнев, справиться с волнением. Учите детей простым навыкам самоконтроля и следите за собственным поведением.

3. Сопереживание. Дети не должны быть равнодушными. Если ваш ребенок не переживает за героев мультфильма или других людей, то эмпатии его нужно учить. Спросите у него, что он чувствует, жалко ли ему героя, хотел ли ребенок помочь. Обсуждайте с ребѐнком жизненные ситуации. Предлагайте описывать чувства и ощущения участников событий. Подумайте, как можно проявить свое участие по отношению к другому человеку: поздравить, выразить сочувствие, помочь в чем-то. Избавьте детей от зависти и злорадства с самого детства, это сделает их счастливыми

Эмпатия у детей

Важнейшим компонентом эмоционального развития ребёнка дошкольного возраста является развитие эмпатии, а именно — способности к сочувствию и пониманию переживаний и эмоций других людей. Ребёнок, у которого развита эмпатия, всегда войдёт в положение того или иного человека и предложит ему свою помощь.

«Это интересно. Автор теории эмоционального интеллекта Дениел Гоулман убеждён, что жизненный успех зависит не только от уровня интеллекта, но и от хорошего умения управлять собственными эмоциями. А понимая свои эмоции, человек будет чувствовать и осознавать эмоции других».

Формирование эмпатии у дошкольника — это залог успешного обучения в школе, его лёгкой социализации, беспроблемного общения. Хотя бы поэтому родителям обязательно следует уделять внимание развитию эмпатии наряду с развитием интеллектуальных, коммуникативных, познавательных, творческих и других способностей малыша.

Советы по развитию эмпатии:

  1. Создайте в семье тёплую атмосферу, где будет царствовать любовь и взаимопонимание.
  2. Разбирайте с ребёнком разные жизненные ситуации.
  3. Знакомьте малыша с принципами существования в обществе.
  4. Объясняйте, как правильно поступать с людьми в разных ситуациях.
  5. Поясняйте, какие последствия может нести то или иное поведение людей.
  6. Развивайте у малыша позитивные социальные черты характера: оптимизм, доверие, прощение, солидарность.
  7. Учите малыша делать полезные поступки, помогать другим. Не забывайте о похвале.
  8. Сопереживайте ребёнку, общайтесь с ним о том, что он чувствует.
  9. Развивайте ребёнка эмоционально: обсуждайте тематические изображения и фотографии, изображайте эмоции перед зеркалом, играйте в эмоциональные игры.
  10. Будьте для ребёнка примером для подражания: придерживайтесь тех же принципов, которым вы обучаете малыша.

Особенности организации педагогического процесса в дошкольном учреждении

Дошкольный возраст — это яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В это время начинается процесс социализации, который устанавливает связь ребенка с ведущими сферами жизни: миром людей, природой и материальным миром. Ребенок приобщается к культуре и общечеловеческим ценностям. Ребенок закладывает фундамент своего здоровья. Дошкольное детство — это время первого становления личности, формирования основ уверенности в себе и индивидуальности ребенка.

Задача такого воспитания — не максимально ускорить развитие ребенка, не форсировать сроки и темпы его перехода на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего создать условия для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей каждого дошкольника.

В дошкольном возрасте процесс познания происходит у ребенка в эмоциональной и практической форме. Каждый ребенок дошкольного возраста — это маленький исследователь, который с радостью и удивлением изучает окружающий мир. Ребенок стремится быть активным, и важно не дать этому стремлению угаснуть, чтобы способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем более она значима для него и соответствует его природе, тем успешнее его развитие, тем больше реализуется потенциал и начальное творческое развитие.

Справедливо отмечается, что главная задача воспитателя — наполнить повседневную жизнь дошкольников интересными занятиями, проблемами и идеями, вовлечь каждого ребенка в осмысленную деятельность, способствовать реализации интересов детей, их жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребенка стремление проявлять инициативу и находить разумный и достойный выход из различных жизненных ситуаций.

При организации педагогического процесса в детском саду большое значение имеет вопрос о специфике педагогической и воспитательной работы с детьми дошкольного возраста.

Дошкольное образование содержит такие задания, которые имеют не только образовательную, но и педагогическую ценность. Эти задачи включают формирование правильных представлений об окружающем мире, развитие языка, арифметики и приобретение навыков рисования, лепки и т.д.

Разработано значительное количество форм и ресурсов для педагогической работы с дошкольниками, включая занятия, дидактические игры и материалы. Каждый из этих ресурсов обладает различными возможностями с точки зрения образовательных и воспитательных задач.

Дошкольная педагогика избирательно подходит к средствам воспитательной работы с детьми, в соответствии с задачами детского сада, исходя из требований активного управления развитием каждого ребенка для обеспечения высокого уровня всестороннего развития всех детей в детском саду.

Среди средств воспитательной работы в дошкольном учреждении преподавание имеет большое преимущество, так как обеспечивает организованную обучающую роль взрослого, что делает обучение очень эффективным.

Обучение, применяемое к целому ряду содержания образования, а именно: изучение окружающей среды, обучение языку, развитие математических представлений, музыкальных навыков, развитие движений, рисование, лепка и так далее, оказывает глубокое воспитательное воздействие на детей, развивает их способности и интересы, расширяет кругозор, обогащает навыки в различных видах деятельности и улучшает внимание. Образование дает возможность поднять развитие всех детей в группе на более высокий уровень, значительно способствует смягчению неравномерного развития детей, наблюдаемого на практике.

Эмоциональное воздействие

Секрет воспитания дошкольника с помощью эмоционального воздействия заключается в том, чтобы не подавлять эмоции ребёнка, а направлять их в нужное русло.

Если малыш посещает детский сад, то его эмоциональное становление будет более эффективным, так как он будет находиться в обществе сверстников и вместе с ними постигать новое, учиться общаться с ними.

Работу по эмоциональному совершенствованию дошкольников нужно проводить в двух направлениях:

  • формирование умения распознавать и сравнивать эмоции: весело, скучно, грустно, спокойно, страшно, интересно и пр.
  • формирование умения правильно выражать эмоции и определять эмоции, переживаемые окружающими.

Эмоциональное воздействие на ребёнка осуществляется следующими средствами:

  • сюжетно-ролевые игры
  • психогимнастические игры
  • подвижные игры
  • коммуникативные игры
  • игры и задания на развитие произвольности
  • игры для развития воображения
  • игровые упражнения
  • мимические этюды
  • прослушивание музыки и обсуждение её
  • чтение сказок и рассказов
  • знакомство с живописью.

В ходе занятий малыш будет переживать разные эмоциональные состояния, будет пытаться говорить о том, что чувствует, познакомится с опытом таких же ребятишек, благодаря чему он станет лучше понимать себя и окружающих.

Ошибки со стороны родителей

Основная проблема отрицательных эмоций ребенка состоит в том, что родители не понимают, как обеспечить ему развитие положительных. Частая ошибка родителей в стремлении порадовать своих детей – огромное количество различных подарков и игрушек. Это способствует тому, что ребенок перестает испытывать радость от получения новых игрушек и обладания ими, это кажется ему естественным процессом.

Советы родителям о поведении с детьми

Этот неправильный подход со стороны родителей напрямую влияет на развитие безответственного отношения к вещам у ребенка, который не будет ценить то, что имеет и будет воспринимать все знаки внимания как должное. В будущем такое отношение распространится на чужие и общественные вещи. Небольшое количество игрушек вызывает много радости от их обладания, а ребенок бережет и ценит их. Впоследствии это формирует не только аккуратность и бережливость как личностные качества, но и прививает уважение к труду.

Формирование эмоциональной сферы

Формирование эмоций и чувств у дошкольников зависит от условий:

  1. Дошкольник должен общаться со сверстниками: именно в общении формируются чувства и эмоции.
  2. Нужно организовывать целенаправленную деятельность, способствующую развитию эмоций и чувств (прослушивание музыки, музыкальные занятия, чтение).
  3. Развивать эмоции и чувства у дошкольников лучше всего с помощью их основного вида деятельности — игры.
  4. Трудовая и творческая деятельность помогает формированию эмоциональных переживаний: радости от успеха, вдохновению, сочувствию усилиям сверстников, чувству удовлетворения или недовольства результатом.

«А знаете ли вы, что если человек эмоционально благополучен, то у него высокая самооценка, он ориентирован на достижение целей, не имеет проблем в общении, может легко строить и поддерживать отношения. То есть, эмоциональное благополучие — это гарант успешности ребёнка в будущем. Зависит эмоциональное благополучие ребёнка не от его врождённых особенностей, а от оптимальной системы воспитания в семье».

Компоненты успешного формирования эмоциональной сферы дошкольника:

  1. Правильная организация режима ребёнка, комфортная для него.
  2. Активизация двигательной деятельности малыша, его физического развития (утренняя зарядка, подвижные игры, физкультминутки).
  3. Игры (ролевые, сюжетные, дидактические, коммуникативные и проч.).
  4. Знакомство с искусством и самостоятельное творчество.
  5. Чтение и обсуждение сказок.
  6. Психогимнастика (эмоциональные этюды, мимика, пантомимика).
  7. Организация совместной деятельности детей.
  8. Задания с использованием наглядных пособий.

Эмоции — это основа благополучного душевного состояния ребёнка, его успешного общения, развития и дальнейшей жизни. Малыш реагирует на окружающий мир с посредством эмоций. Поэтому нужно развивать эмоциональную сферу ребёнка с раннего возраста с помощью разных видов воздействия, отдавая предпочтение игровым методам.

Этапы и методы экспериментальных исследований

Чтобы подтвердить теоретические положения исследования на практике, мы организовали экспериментальную работу. Условно его можно разделить на три основных этапа.

Первый этап — исследовательский.

На этом этапе на основе анализа психолого-педагогической литературы и данных собственного опыта работы в дошкольных учреждениях было сделано следующее:

  • Формирование гипотезы исследования;
  • Определение инструментов исследования;
  • Отбор и изучение экспериментальной группы.

Методологический аппарат исследования представляет собой комбинацию методов: Анкетирование, тестирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности.

Метод тестирования является самым важным. Мы использовали тесты, опубликованные в психологической литературе. В частности, мы использовали специальный рисуночный тест «Рисунок семьи».

Этот тест можно проводить с детьми в возрасте от пяти лет. Она основана на признании того, что дети по-своему оценивают поведение своих родителей, кажутся взрослым не такими, как они, воспринимают события не так, как мы, делают не такие выводы, как мы. Особые наблюдения детей вызывают эмоциональные реакции, которые взрослые не понимают и не принимают. Во внутреннем мире ребенка, казалось бы, несочетаемые, случайные вещи сплетаются воедино, возникают фантастические образы, собственные «теории», версии. Дети используют их как основу для своего оригинального поведения.

Исторически использование техники «Рисунок семьи» связано с общим развитием «проективной психологии». Рост интереса к технике рисования был подогрет публикацией основополагающих монографий по этой технике К. Мачовера (1949) и Дж. Бака (1948). Рисуночные техники стали очень популярны среди психологов-практиков в 1950-х и 1960-х годах. В 60-е годы эта техника быстро распространилась среди клинических психологов, и в разных географических регионах разные имена (в США — В. Халс, во Франции — И. Минковски, М. Моро и т.д.) связаны с приоритетом в ее использовании. Э. Хамер (1958) говорит об этом так: «Вероятно, это, как и многие стоящие изобретения, родилось одновременно в умах разных людей». Однако Р. Бернс и С. Кауфман (1972) отмечают, что самое раннее упоминание в литературе об использовании рисунка семьи принадлежит В. Хьюму (1951). Не вдаваясь в подробности, следует лишь о использовался для этих целей и ранее. Можно говорить о развитой системе анализа и интерпретации семейного рисунка, начиная с работы В. Вольфа (1947). Этот исследователь придавал исключительное значение влиянию семьи на развитие личности в дошкольном возрасте и разработал набор методик для оценки внутрисемейных отношений. Рисуя, он анализировал:

(a) порядок рисования членов семьи, их пространственное расположение, пропуск членов семьи на рисунке;

(b) различия между графическими изображениями в формах, пропорциях.

В. Вульф отмечает, что порядок в рисовании может указывать на важность роли рисуемых лиц в семье. Ребенок рисует от более значимого к менее значимому. Автор отмечает, что упущение членов семьи — редкое явление и что за этим всегда стоит какой-то мотив. Часто это выражает желание уменьшить эмоционально неприемлемого члена семьи, избавиться от него. Что касается характеристик персонажей, то автор подчеркивает их масштаб. Если реальная ситуация не соответствует соотношению размеров на рисунке, это свидетельствует о том, что размер определяется ментальными факторами, а не реальностью. Различия в рисунке отдельных частей тела также могут быть показательными.

В целом, В. Вольф (1947) разработал те особенности рисунка, которые впоследствии станут предметом интерпретации других авторов.

Новизна работы В. Халса (1951, 1952) заключается в анализе процесса рисования (использование карандашей, стирание рисунков, вычеркивание, сомнения, эмоциональные реакции, спонтанные комментарии). Эти данные дают дополнительную информацию об отношении ребенка к нарисованным деталям, о его общем эмоциональном состоянии.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]