Укреплять и беречь здоровье с первых дней жизни ребенка – задача каждого родителя. И, как только малыш подрастает и начинает посещать детский сад, частично эту задачу берут на себя воспитатели. Обязанность любого дошкольного учреждения – заботиться о физическом и психологическом благополучии воспитанников. Охрана здоровья детей в ДОУ
подразумевает регулярное проведение закаливающих, развивающих и профилактических мероприятий. Кроме того, особое внимание уделяется построению и соблюдению рационального режима дня, качественному питанию и двигательной активности каждого ребенка.
Укрепление здоровья детей в ДОУ
невозможно без целого ряда физических упражнений. Утренняя гимнастика, развивающие занятия, игры и соревнования, упражнения на профилактику и коррекцию нарушений осанки и плоскостопия, прогулки, занятия с использованием спортивных снарядов на свежем воздухе и т.д. Эти мероприятия укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают кровообращение и дыхание, способствуют нормализации пищеварения и обмена веществ, укреплению иммунитета, особенно в периоды с высоким риском заболеваемости.
Методы оздоровления детей в ДОУ также фокусируются на развитии позитивных эмоций у воспитанников. Физкультурные и спортивные занятия не ставят своей целью отточить технику выполнения упражнений. Они нацелены на развитие интереса к спорту и двигательной активности, способствуют появлению положительных эмоций и укреплению контакта детей с воспитателями, учат малышей ощущать свое тело и свободно двигаться.
Наконец,сохранение здоровья в ДОУ невозможно без закаливающих процедур. Методики закаливания изменяются в течение года, в зависимости от погодных условий и ситуации с распространений сезонных заболеваний (грипп, ОРВИ и др.). Также тип закаливающей процедуры и ее интенсивность может меняться от воспитанника к воспитаннику. Здесь важен индивидуальный подход, принимающий во внимание состояние здоровья каждого малыша, особенности его характера, телосложения и иммунитета. Чтобы закаливание не навредило, а принесло пользу, все эти параметры должны быть учтены.
Далее рассмотрим различные виды оздоровительных мероприятий и их особенности.
Физкультурные занятия
Оздоровление ребенка в ДОУ
обязательно включает в себя физические упражнения. Те или иные виды упражнений подбираются воспитателем по физической работе с учетом возраста детей.
Так, в младших группах основная цель занятий заключается в том, чтобы научить малышей ориентироваться в пространстве, работать с простыми спортивными снарядами и инвентарем. В средних группах занятия уже больше фокусируются на развитии физических качеств – силы, выносливости, ловкости. В старших – прививают потребность в активном движении, учат самостоятельности, организованности и групповой работе.
Любое физкультурное занятие должно, в первую очередь, доставлять ребенку радость. Поэтому правильные методы оздоровления детей в детском саду всегда разнообразны. Это не только традиционные гимнастические и спортивные упражнения, но и подвижные игры различной интенсивности, ритмические занятия, состязания и эстафеты, сюжетно-игровые упражнения и многое другое.
Оздоровление детей в зимний период в условиях ДОУ
Шеина Тамара ЮрьевнаСкрынник Юлия ИгоревнавоспитателиМБДОУ Детский сад №3 с. БехтеевкаКорочанского района Белгородской обл.
Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – ОКТЯБРЬ 2022г.
ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД В УСЛОВИЯХ ДОУ
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать не только родителям, но и сотрудникам детских садов. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Рекламное сообщение
Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма – вот главная цель сотрудников нашего детского сада. Профилактика простудных заболеваний – в нашем дошкольном учреждении в зимний период и не только, во многом зависит от взаимодействия нас, воспитателей, с инструктором по физической культуре и с медицинской сестрой. Известно, что абсолютно любое заболевание намного легче и лучше предупредить, чем потом заниматься его лечением. Лучшая защита от простуды – ее комплексная профилактика.
Основные профилактические принципы просты, которые мы используем у себя в детском саду хорошо известны всем:
- Закаливающие процедуры;
- утренняя гимнастика;
- физкультурные занятия проводить на свежем воздухе;
- хождение по ребристой дорожке босиком;
- мыть руки до локтя слегка тёплой водой;
- полоскание рта после еды; и т.д.
- выполнение санитарно-гигиенического режима;
- постоянное наблюдение за позой ребенка во время игр, занятий
Система по профилактике простудных заболеваний и оздоровлению детей в нашем детском саду включает дыхательную гимнастику, оздоровительную гимнастику после сна с элементами самомассажа, кислородные коктейли.
- – оптимальная двигательная активность, физическая культура;
- – регулярное проветривание, кварцевание и влажная уборка в помещениях;
- – достаточное освещение и правильно подобранная мебель;
- -исключать возможность выхода на работу персонала, а также детей с признаками гриппа или ОРВИ;
- – вакцинация против ГРИППА, которая ставится непосредственно перед зимним респираторным вирусным сезоном.
Только при регулярном и систематическом использовании этот комплекс позволит победить частую заболеваемость в детском саду.
В течение зимы следует широко использовать воздушное и водное закаливание.
Необходимым условием является достаточное проветривание игровых и спальных комнат, спортивного и музыкального залов. Правильное кварцевание и ионизация помещений предупреждают воздействие некоторых неблагоприятных факторов зимнего сезона на организм ребенка.
Я, воспитатель средней группы, совместно с инструктором по физической культуре, подбираем упражнения и занятия по различным видам физического совершенствования детей. Основными из них являются:
- – организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;
- – оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье.
Одним из важных условий закаливания является также полное использование времени прогулки для пребывания на свежем воздухе при постепенном приучении детей к низким температурам при соблюдении рекомендаций СанПиНа от августа 2013 года п. 11.5.
Чистый воздух – залог здоровья. Одним из элементов закаливания – является прогулка на свежем воздухе. Прогулка зимой доставляет радость детворе не меньше чем летом. Зимой вместе я с детьми с удовольствием играю со снегом: лепим снежные фигуры, катаемся на ледяных с горок.
Максимальное использование зимнего сезона для оздоровления детей, их физического развития, закаливания, эмоциональной зарядки содействует осуществлению охране здоровья подрастающего поколения в нашем детском саду.
Зимой создаются благоприятные условия для усиления обменных процессов, адаптации организма к низким температурам.
При организации режима дня в зимнее время в нашем детском саду и непосредственно в моей группе учитываются особенности этого сезона и рекомендации родителей. В зимнее время представляется большая возможность для дальнейшего развития основных движений — ходьбы, бега, метания и др., которые осуществляются в измененных, более сложных условиях (скользкая поверхность, утяжеленная одежда и т. д.).
Для совершенствования физиологических функций ребенка и формирования разнообразных двигательных навыков я использую подвижные игры, зимние спортивные упражнения и развлечения на воздухе. Они развивают у детей силу, выносливость, ловкость, делают их более смелыми, решительными, воспитывают чувство коллективизма.
Ходьба на лыжах, бег на коньках, катание на санках – такие виды двигательной активности приемлемы только в зимний период и нужны человеку во все периоды его жизни.
Нельзя забывать, что при подборе зимней одежды необходимо стремиться к оптимальному тепловому комфорту, помня о вредности перегревания детей.
Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма – вот главная моя цель и цель всех сотрудников нашего ДО.
Список литературы:
- Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. М.: Мозаика –Синтез, 2007.
- Короткова Т.А. Познавательно –исследовательская деятельность старшего дошкольного ребёнка в детском саду –Дошкольное воспитание–2003г.
- Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. –М.: АРКТИ, 2005.
- Савенков А.И. Учебное исследование в детском саду – Дошкольное воспитание –2000г.
Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ
Закаливание
Оздоровление детей в детском саду
невозможно без закаливающих процедур. В работе с детьми важно соблюдать ключевые принципы закаливания:
- проводить закаливающие процедуры только со здоровыми детьми;
- отказаться от закаливания в случае, если ребенок негативно реагирует на него – плачет, беспокоится, боится;
- начинать с щадящих процедур, постепенно переходя к более интенсивным;
- проводить закаливание регулярно и систематически.
В детском саду медицинский работник обязательно должен вести тетрадь закаливания, где будут отмечаться выполненные процедуры, реакция детей, достигнутые результаты и имеющиеся медотводы.
Основные приемы закаливания, которые включает в себя работа по оздоровлению в ДОУ
:
- обширное умывание прохладной водой. Ребенок поочередно проводит мокрыми ладошками по обеим рукам от кисти до локтя, затем – по шее, верхней части груди и лицу, после чего вытирается насухо;
- дневной сон без маечек – эта процедура может проводиться в теплое время года;
- полоскание рта йодно-солевым раствором (3-5 капель йода и столовая ложка соли на 1 литр воды комнатной температуры), рекомендуется проводить после зарядки или дневного сна;
- ходьба босиком;
- так называемая «рижская методика» – хождение по коврику с резиновыми шипами, смоченному солевым раствором.
Система оздоровительной работы в детском садуучебно-методический материал на тему
Система физкультурно-оздоровительной работы
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Физическое здоровье детей неразрывно связано с психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Система физкультурно-оздоровительной работы включает лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия. Ежегодно в начале учебного года составляется план оздоровительных занятий на год:
- Утренняя гимнастика /ежедневно в течении года/
- Гимнастика после сна /ежедневно в течении года/
- Физкультурные занятия /3 раза в неделю/
- Проветривание ванны /перед, после сна/
- Пальчиковая гимнастика /3 раза в неделю/
- Профилактические прививки
- Витаминизация: соки, напитки, сиропы, витамины /ежедневно
- Закаливание солнцем, водой /в летний период/
- Профилактика плоскостопия /ежедневно/
- Профилактика осанки детей /ежедневно/
- Физкультминутки /ежедневно/
- Подвижные игры /ежедневно/
- Прогулки /в теплое время года/
- Полоскание горла /ежедневно/.Травами /1 раз в квартал по 10 дней/
- Проводить работу с родителя по профилактике оздоровительных мероприятий в течении года. Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в ДОУ созданы следующие условия:
- спортивно/музыкальный зал оснащенный спортивными комплексами и спортивным инвентарем;
- имеется спортивная площадка для подвижных и спортивных игр
- имеется медицинский блок.
Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия воспитателей с медицинской сестрой, музыкальным руководителем, психологом. Предварительно составляется план работы совместной деятельности на год, включающий в себя консультации для воспитателей, выступления на педагогических советах. Планируются медико-педагогические совещания.
Консультации для воспитателей: “Особенности проведения гимнастики после дневного сна”, “ Физическая готовность детей к школе”.
Планирование выступлений на педсоветах:“ Охрана жизни и здоровья детей”, “Итоги оздоровительной работы”.
Планирование медико-педагогических совещаний “Эффективность физкультурно-оздоровительной работы”, “Итоги оздоровительной работы”. В своей работе воспитатели детского сада используют различные виды занятий, среди которых преобладают:
- сюжетно-игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной степени интенсивности;
- занятия-соревнования: дети разбиваются на команды и в ходе различных эстафет выявляют победителей;
- занятия-тренировки основных видов движений;
- занятия по традиционной схеме: водно-подготовительная часть, общеразвивающие упражнения, подвижные игры;
- занятия-зачеты, на которых дети сдают физические нормативы на время.
Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.
Конечно, хорошо бы, если в детском саду был инструктор по физической культуре, который бы помогал воспитателям, но в нашем ДОУ такого нет, поэтому воспитатели сами подбирают упражнения и занятия по различным видам физического совершенствования детей. Основными из них являются:
- подбор упражнений для физкультминуток, для гимнастики, для организации игр между занятиями;
- оборудование физкультурного уголка;
- организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;
- оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье.
Основными проблемами, требующими совместной деятельности педагогов и медицинской сестры являются:
- Физическое состояние детей, посещающих дошкольное учреждение.
- Оптимизация двигательного режима детей в ДОУ.
- Профилактика заболеваний.
- Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.
В систему оздоровительной работы, проводимой в нашем детском саду, включены следующие мероприятия: дыхательная гимнастика, профилактический массаж ног, профилактика нарушений осанки и плоскостопия, фитобар. Ежедневно во всех возрастных группах реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности:утренняя гимнастика в зале и в летний период времени на открытом воздухе, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, занятия по физической культуре в зале и на воздухе. Все вместе эти формы деятельности позволяют обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку детей. Много профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний в осеннее-зимний период проводит и медицинская сестра детского сада. Сюда входит поддержание чистоты,кварцевание групп, дезинфекция в период вспышки ОРВИ, проветривание перед сном групп. В содержание оздоровительного физкультурного занятия включаются специальные упражнения,обучающие детей правильно дышать или комплексы дыхательных упражнений.
Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей.
Цель: Научить детей дышать через нос,подготовить их к выполнению более сложных дыхательных упражнений.
Задачи:
- Повысить жизненный тонус и сопротивляемость, закаленность, устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы.
- Развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки, улучшать лимфо — и кровообращение в легких.
Основные правила.
- Дышать с удовольствием: положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.
- Концентрировать внимание на дыхательном упражнении – это увеличивает его положительное действие.
- Дышать медленно для насыщения организма кислородом.
- Дышать носом.
Одним из распространенных способов повышения сопротивляемости организма в детских садах используется применение точечных массажей.
Массаж рук
Цель: воздействовать через биоактивные точки пальцев на внутренние органы,вызвать ощущения легкости, радости.
- “Мыть” кисти рук, активно тереть ладошки до ощущения сильного тепла.
- Вытягивать каждый пальчик, надавливать на него.
Фалангами пальцев одной руки тереть по ногтям другой, как по стиральной доске.Растирать “мочалкой” всю руку до плеча, с силой нажимать на мышцы плеча и предплечья; “смывать водичкой мыло”: одной рукой вести вверх, затем ладошкой – вниз и “стряхнуть воду”.
Массаж ушных раковин
Цель: вызвать образ любимой игрушки и в процессе игры воздействовать на слуховой аппарат и активные точки кишечника, которые находятся на ушных раковинах.Ребенок, сидя по-турецки, “лепит” ушки для Чебурашки или для доброго, милого слона:
- поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри, за ушами;
- ласково оттягивает ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5-6 раз);
- нажимает на мочки ушей (“вешает на них красивые сережки”);
- лепит ушки изнутри (пальцами внутри раковины делает 7-8 вращательных движений сначала по часовой, затем против часовой стрелки – ушки будут чистыми и всеслышащими);
- с усилием “примазывает глину” вокруг ушных раковин – проверяет прочность, заглаживает поверхность вокруг ушных раковин на расстоянии 1- 1,5 см.
Массаж головы
Цель: Воздействовать на активные точки на голове, которые улучшают ток крови.
- Сильным нажатием пальцев ребенок имитирует мытье головы.
- Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, висков, лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.
- Совершает спиралевидные движения пальцами от висков к затылку.
- “Догонялки”. Сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, “бегает” по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то убегают друг от друга, то догоняют.
- С любовью и лаской водит пальцами по волосам, словно расческой, представляя, что его “прическа самая красивая на конкурсе причесок”.
Массаж лица
Цель: предотвращать простудные заболевания, воздействуя на активные точки лица,вырабатывать умение управлять мимикой,“лепить” красивое лицо.
- Ребенок поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняя ее, чтобы она стала упругой.
Надавливает пальцами на переносицу, на середину каждой брови, делая вращательные движения сначала по часовой стрелке, затем против нее (по 5-6 раз).
- С усилием, надавливая на кожу, рисует красивый изгиб бровей, затем щипками лепит густые брови (от переносицы к вискам).
- Мягко и нежно лепит глаза, надавливая на их уголки и расчесывая длинные пушистые реснички.
- Надавливая на крылья носа, ведет пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергивает себя за нос: представляет, какой красивый нос Буратино у него получится.
В детском саду оздоровительным мероприятиям отводится одно из главных мест:
- воспитание с детства разумного отношения к здоровью, правильный режим дня;
- рациональное, сбалансированное питание;
- оптимальная двигательная активность, физическая культура;
- закаливание – адаптация организма к различным условиям окружающей среды;
- профилактическая работа (полоскание рта отварами трав, чесночно-лимонный настой и т.д.);
- здоровьесберегающие технологии и общеоздоровительные мероприятия.
Одним из направлений нашей деятельности воспитание и потребность детей в здоровом образе жизни. Чтобы привить детям потребность в здоровом образе жизни они должны знать:
- значение здорового образа жизни;
- осознавать особенности функционирования организма, правила охраны органов чувств;
- обслуживать себя, анализировать свои поступки и поступки других детей;
- взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилища, улица) безопасна для жизни;
- научиться приемам самомассажа;
- усвоить и понять, какие привычки и почему представляют вред для здоровья. Как правильно вести себя в обществе.
Тематическое планирование занятий
Месяц | Тема занятий |
Сентябрь | Вот я какой |
октябрь | Будь всегда здоров! |
Ноябрь | Как мы дышим |
Декабрь | Как мы слышим |
Январь | Зоркие глазки |
Февраль | Язычок и здоровые зубки |
Март | Волосы, ногти и кожа- вот кто меня защищает |
Апрель | А что внутри меня? |
Май | Правила на всю жизнь |
На педагогическом Совете коллективом принято решение ежемесячно проводить день здоровья.
Хорошо в этот день в детском саду запланировать такие оздоровительные физкультурные занятия:
- Занятия классического типа, так называемый “классический вариант”.
- Игровые занятия, построенные на основе подвижных игр ( в том числе и народных), оздоровительных игр, игр-эстафет, игр- аттракционов.
- Прогулки – походы. Это ходьба на определенные расстояния.
- Сюжетно-игровые занятия. Они хорошо вписываются в прогулку.
- Занятия на спортивных комплексах и тренажерах (если таковые имеются).
- Занятия, построенные на танцевальном материале. В их содержание включаются музыкально-ритмическая разминка, танцы по степени увеличения нагрузки, хороводы.
Самостоятельные физкультурные занятия. Модификация этих занятий могут быть самыми разнообразными, здесь нет предела творчеству воспитателей.
- Занятия – тренировки. Это специальные занятия, направленные на развитие выносливости сердечно-сосудистой системы.
Планирование “Дней здоровья” в детском саду поможет вырастить детей здоровыми, выносливыми, физически подготовленными ко второй ступени в жизни ребенка , т.е. поступлению в первый класс.
ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ В МБДОУ
Дети с нетерпением ждут праздника, готовят речевки, упражняются, тренируют волю к победе.
Профилактические мероприятия
Здоровье воспитанников ДОУ
также поддерживается при помощи комплекса профилактических мер, направленных на предотвращение простудных и других заболеваний. В числе таких мер – комплексы зрительных упражнений по профилактике близорукости, гимнастика с простейшими элементами йоги, дыхательная гимнастика, сон без подушек, самомассаж мочек ушей и ушных раковин.
Во время обучающих занятий обязательно делаются паузы на расслабление, дыхание и тренировку зрения. Особое внимание уделяется оптимальному двигательному режиму, который является лучшей профилактикой плоскостопия и нарушений осанки.
Наконец, сохранение здоровья детей в ДОУ обеспечивается благодаря организации качественной и безопасной среды. Это, в первую очередь, регулярная влажная уборка помещений детского сада, проветривание, соблюдение оптимального температурного режима. В помещения, где играют и спят дети, должно поступать достаточное количество естественного света. В осенне-зимний период, а также в северных регионах недостаток естественного освещения может быть компенсирован установкой ламп дневного света.
Физкультурные занятия могут сопровождаться музыкой. Музыкальный фон способствует лучшей координации движений, улучшает настроение и стимулирует активность детей.
Как следить за состоянием здоровья и заболеваемостью детей?
Для анализа заболеваемости и ведения медицинских журналов в детском саду удобно использовать специальное программное обеспечение. Например, программный модуль «Медкабинет» Системы контроля деятельности образовательного учреждения (СКДОУ). Он содержит более 30 медицинских журналов, которые помогают следить за состоянием здоровья и заболеваемостью детей, контролировать диетическое питание и качество приготовления пищи, соблюдать нормы продуктов и санитарное состояние помещений и т.п.
Вот так, к примеру, в системе выглядит формирование прививочного плана и график по одному из отчетов о заболеваемости:
Скачать бесплатную демо-версию этой программы можно здесь.
Автор статьи: Лидия Ситникова