Картотека театрализованных игр в первой младшей группе. картотека (младшая группа)
Картотека театрализованных игр в первой младшей группе
Пояснительная записка
Театрализованная игра является эффективным средством социально – личностного, познавательно — речевого и художественно – эстетического развития дошкольника. Развитие театрализованной игры у дошкольников проходит эффективнее при особой организации педагогического процесса.
Это становится возможным, если педагог постепенно переориентирует ребёнка с процесса игры на её результат. Путь развития игры – это совместная игра взрослого с ребёнком, создание обогащённой игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии с игрушками и со сверстниками. Игра как часть образовательной области «Социализация» интегрируется со всеми образовательными областями, т. к. является основной формой осуществления разных видов детской деятельности, в том числе организованной образовательной деятельности, методом воспитания и развития младших дошкольников, формой организации жизни детей в детском саду.
«Выросла репка большая-пребольшая»
Русская народная сказка
Задачи:
Прочитать детям сказку.
Приучать слушать рассказ, используя наглядное изображение Инсценированные сказки на фланелеграфе.
Игра-ситуация «На нашем дворе» Вызвать у детей положительные эмоции;
Обогащать впечатления; пробуждать интерес к игре, желание подражать интонации голоса взрослого.
Используется театр кукол БИ-БА-БО и фланелеграф
А. Барто «Игрушки»
Задачи:
Познакомить со стихотворениями.
Учить детей при повторном чтении выполнить характерные действия, повторяя за педагогом строки текста
Формировать умение мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции.
Поощрять готовность детей участвовать.
Используюся игрушки настольного театра
Сказка «Колобок»
Задачи:
Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажами.
Предложить детям следить за развитием сюжета с опорой на иллюстрации,
Развивать внимание и наглядно — действенное мышление;
Учить называть персонажей и их действий. Закреплять в речи названия животных и их признаков; расширять активный словарь: круглый, румяный, рыжая и хитрая, косолапый и т. д.
Театрализованная игра по сказке (используется театр на ложках, Би-Ба-Бо; )
Потешка «Огуречик, огуречик… »
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик,
Там мышка живёт
Тебе хвостик отгрызёт!
Задачи:
Учить детей проговаривать потешку. Освоение ласкового оращения (огуречик, хвостик, мышка).
Развивать внимания, обогащение словарного запаса.
Воспитывать осторожного поведения.
Вариант 2. Использование в игре (там мышка живет – дети убегают
Театрализованная игра по потешке (используются маски наголовники)
Народная игра: «Зайка серенький сидит»
Задачи:
Совершенствовать умение обследовать предметы, учить рассматривать, ощупывать;
Учить выполнять движения по показу воспитателя и произносить слова песенки
Развивать эмоциональную отзывчивость, желание общаться со сверстниками, играть дружно;
Игра – ситуация «Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить».
Задачи:
Учить отождествлять себя с театральным персонажем; развивать внимательность;
Учить сочетать движения и речь; закреплять знания об окружающем.
Игра – ситуация «Для деда, для бабы Курочка-Ряба яичко снесла золотое».
Задачи
Стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней;
Развивать двигательную активность детей. Пересказ сказки с движениями.
Закреплять умения имитировать движения
Театрализованная игра по сказке используются все виды театра
«Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем»
Задачи: Поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения; развивать творческое воображение; побуждать детей к импровизации.
С помощью считалки выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Дети договариваются, что и как будут изображать. Водящий возвращается и спрашивает: «Где вы были, мальчики и девочки? Что вы делали?» Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем».
Дети показывают действия, которые придумали.
В процессе игры воспитатель вначале советует, что и как можно изобразить. Когда дети освоятся, он только подсказывает, что изобразить, а как это сделать, онирешают сами
Сказка «Козлятки и волк»
Задачи:
Познакомить детей с произведением, учить следить за развитием сюжета с опорой на иллюстрации. Во время режимных моментов
Игра «Зайчата на прогулке»
Задачи:
Учить детей выполнять игровые действия, включаться в игру со сверстниками.
Формировать умения выполнять элементарные ролевые действия. Игровая ситуация с использованием различных атрибутов (настольный театр). Театр на кружках и др)
Задания (в руках у детей куклы «би-ба-бо» или обыкновенные игрушки).
1. Куклы встречаются друг с другом и:
а) здороваются,
б) спрашивают друг друга о здоровье,
в) прощаются.
2. Одна кукла нечаянно толкнула другую. Надо попросить прощения и, соответственно, извинить.
3.Кукла празднует день рождения. К ней приходят её друзья и:
а) поздравляют с днём рождения и дарят подарки.
б) кукла благодарит за поздравление и приглашает к столу.
в) один из гостей опоздал: попросить прощение за опоздание.
г) один из гостей нечаянно разлил на скатерть компот, разыграть действия хозяев и провинившегося.
3. Некоторые задания можно предложить детям исполнить без кукол:
а) постучаться, зайти в группу и жестом вызвать одного из детей (молча, чтобы не перебивать рассказ воспитателя);
б) зайти к заведующей (методисту, логопеду и др.) и передать ей сообщение;
в) объяснить»маме», почему испачкана одежда после посещения детского сада;
г) извиниться перед детьми за то, что мяч покатился и сломал постройки из песка.
ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ
Ковалева Наталья НиколаевнаПодкопаева Ирина ИвановнавоспитателиТума Ирина Александровнапедагог дополнительного образованияМБДОУ ДС№62 «Золотой улей»Старооскольского городского округа
ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение различных задач, одной из которых является развитие способностей и творческого потенциала ребенка. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы развития личности и формируются творческие способности.
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.
Так как уже в раннем возрасте начинают появляться творческие особенности личности, мы считаем, что очень важно не упустить этот период и начинать приобщение детей к театральной деятельности в первой младшей группе.
Работу по формированию творческой личности посредством развития театрализованной деятельности в первой младшей группе мы проводим в несколько этапов.
Рекламное сообщение
Первый этап проходит в период адаптации детей к условиям детского сада. Мы используем прием встречи детей по утрам куклой Петрушкой, что способствует установлению доброжелательных отношений между педагогами и детьми. Использование кукол, «кукольных разговоров» помогает снять психическое напряжение, перенести внимание ребенка с собственных переживаний на новый объект – куклу. Народная игрушка «рассказывает» детям потешки, народные песенки, сказки, развивает желание малышей вступать в контакт, играть вместе со сверстниками, делиться игрушками.
Для формирования первичных представлений о театре мы организуем просмотры спектаклей, подготовленных воспитанниками групп старшего дошкольного возраста. Начинаем знакомство детей с театром с наиболее простого, доступного для эмоционального отклика ребенка вида – кукольного театра. Для того чтобы малыши смогли уловить смысл событий, происходящих на сцене, незадолго до начала представления мы рассказываем им о содержании спектакля. В ходе самого представления подключаем внимание детей к событиям, происходящим на сцене. В процессе этих зрелищ дети учатся смотреть и понимать происходящее, выражать свои эмоции, реагировать на положительные и отрицательные поступки героев.
Прием театрализации в виде игровых образовательных ситуаций мы постоянно используем в непосредственно образовательной деятельности. Театральные персонажи вступают в общение с детьми, выполняют различные действия, что позволяет повысить познавательную активность, способствует развитию творческих навыков.
Большую роль мы отводим индивидуальной работе, учитывая, что у детей разный уровень развития, слабо развиты навыки совместной деятельности. Так как малышу легче показать, чем рассказать, мы строим свою работу на использовании имитационных, подражательных движений. При этом используем различные формы работы. Так, при подъеме детей после дневного сна предлагаем «изобразить» как утята просыпаются, потягиваются, машут крылышками и т.д. Утреннюю гимнастику проводим, обыгрывая сюжеты из знакомых сказок. В проводимых подвижных играх участвуют персонажи театра би – ба – бо, перчаточные куклы.
Проанализировав результаты деятельности с детьми на первом этапе, сделав вывод, что проведенная работа способствовала благоприятной адаптации детей к детскому саду, поддержанию эмоционального состояния детей, мы переходим к следующему этапу работы.
Когда дети привыкли к совместной деятельности и общению, мы используем элементы ролевой театрализованной игры. В ней мы соблюдаем принципы гендерного воспитания: девочки в игровом уголке вначале с помощью воспитателей, а впоследствии самостоятельно организуют игры, в которых, подражая взрослым, беседуют с куклами, укладывают их спать, кормят, умывают. Мальчики катают кукол на машине, строят для них дома, делают покупки.
Театрализованные игры, используемые нами, включают в себя элементы драматизации, которые основаны на соответствующих действиях исполнителя роли. В совместной игре со взрослыми дети воспроизводят действия, характерные для персонажа, проявляют добрые чувства по отношению к игрушкам. Мы развиваем у детей умение отображать в ролевой театрализованной игре бытовые действия на основе имеющихся у детей представлений о семейных взаимоотношениях.
С целью воспитания у детей таких качеств, как искренность, доброта, отзывчивость и другие мы используем игры – драматизации по мотивам знакомых сказок.
Мы проводим игры – имитации, в которых предлагаем детям отобразить действия людей, животных и птиц. В играх – имитациях образов хорошо знакомых сказочных персонажей дети изображают, как двигаются и говорят животные из сказки «Теремок», «Колобок», как «Птички летают», «Зайка прыгает», «Мишка в гости идет». Благодаря этому у детей развивается фантазия, свобода воображения.
Один раз в месяц непосредственно образовательную деятельность по художественно – эстетическому развитию (знакомство с художественной литературой) мы проводим полностью как театрализованную деятельность. Художественное произведение, поданное детям младшего дошкольного возраста в виде театральной постановки, усваивается и запоминается намного лучше. Малышам предлагаем спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным окончанием.
В процессе проведения дидактических игр «Найди пару», «Угадай, кто в какой сказке живёт», «Кто спрятался?» мы используем объемные персонажи настольного, пальчикового и других театров.
Отмечая положительную динамику в развитии театрализованной деятельности, мы пришли к выводу, что у детей накопился опыт отображения в игре окружающей действительности. Они стали проявлять эмоциональную отзывчивость, вступать в конкретные действия помощи, заботы, участия.
Опираясь на эти выводы, мы переходим к 3 этапу.
Для формирования навыков театрализованной деятельности мы используем чтение по ролям несложных стихов и потешек, сопровождая показом пальчикового или настольного театра. Фольклорные произведения подбираем образные, понятные детям, обязательно содержащие диалог: «Кисонька-мурысонька», «Ванька-встанька».
Затем вместе с детьми инсценируем отдельные сценки и короткие несложные произведения. Для овладения этими навыками мы в индивидуальной работе предоставляем детям возможность исполнить контрастные роли – старого медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного щенка. Обыгрывая с детьми ряд стихотворений и потешек, побуждаем их сочетать слова и движения. Учитывая возрастные особенности детей, то, что дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют, мы даем малышам возможность самим поиграть с фигурками театра.
Далее мы переходим к театрализации конкретного произведения. Для этого планируем и проводим целый комплекс мероприятий: например, для инсценировки сказки «Колобок» предлагаем детям во время утренней гимнастики передать в движении как идут по лесу Мишка, Заяц, Лиса. В процессе организованной деятельности по развитию речи упражняем детей в диалоге старика и старухи, Колобка и Зайки. В ходе организованной деятельности по художественно – эстетическому развитию (музыкальной деятельности) упражняем детей в пении песенки Колобка, разучиваем танец Зайчика и т.п.
Театрализованная деятельность стала занимать важное место в педагогическом процессе первой младшей группы, способствуя всестороннему творческому развитию детей.
*******
Этот материал был представлен на региональной научно-практической конференции «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»