Виды совместной деятельности детей с родителями
Виды совместной деятельности детей с родителями.
Организация праздников:
детский День Рождения, Рождественские каникулы, День защиты детей, Праздник знаний.
Атмосфера праздника обязательно сблизит взрослых и детей в подготовке обстановки, написании сценария, составлении меню, изготовлении призов. Лучше, если каждый член семьи будет самостоятельно готовить конкурсы, костюмы, игры, сюрпризы, будет принимать активное участие.
Творчество
Ребенок должен сам стать инициатором такой деятельности. Родитель же подключается к творческой работе, предлагаемой ребенком. Вместе с тем, взрослый может предлагать свои проекты: изготовление коллажа из природного материала, выпуск семейной стенгазеты, изготовление поздравительных открыток. Это способствует развитию детского воображения, проявлению самостоятельности и самовыражению.
Чтение книг
Устраивается «Час чтения» книг по выбору ребенка или особый ритуал перед сном. В такие минуты у ребенка наряду с развитием познавательной сферы происходит формирование нравственно-личностных качеств без прямых нравоучений. А самое главное, у ребенка в такие моменты возникает желание рассказать о своих секретах и проблемах.
Совместные игры
Настольные игры типа: лото, домино; настольно-печатные игры; словесно-логические и т.д. усиливают тесное взаимодействие детей и родителей. Игра – весьма приятная для ребенка деятельность, внутри которой он и развивается и одновременно воспитывается. Взрослый в ходе игры с ребенком оказывается в ситуации «на равных». А когда ребенок объясняет ход и правила игры взрослый попадает в роль «обучаемого». В совместной игровой деятельности происходит формирование нравственно-волевых качеств личности ребенка.
Театрализация
Дети – любители переодеваний, перевоплощений с использованием гардероба взрослых. Безусловно, в такие минуты ребенку необходимы зрители, которыми становятся родители. В такой деятельности дети самореализуются и раскрепощаются, отрабатывая и приобретая новые формы общения.
Семейные экскурсии и путешествия
Такие походы могут быть организованы в парк, в лес, в музей. Родитель выступает ведущим, а ребенок включается в планирование маршрута: куда пойдут, что взять из продуктов, игрушек. В ходе экскурсии взрослый побуждает ребенка к активности в познании окружающего.
Посещение театров, кинотеатров
На начальном этапе инициатором таких посещений являются родители, приобщая ребенка к миру прекрасного. Потом уже дети сами выбирают место и темы просмотров.
Ведение семейных альбомов, заполнение «Альбома открытий»
Это интересная увлекательная деятельность родителей с ребенком, осуществляя которую взрослые становятся понятнее и ближе своим детям, а дети – взрослым, что способствует укреплению семейных отношений. Познавая себя, окружающий мир, других людей ребенок в любую минуту может получить понимание и поддержку близкого человека.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Умение взаимодействовать в паре – одно из важнейших. Оно имеет особую значимость. Смысл методики работы детей в паре состоит в том, что задание получает не каждый ребенок группы в отдельности, а пара воспитанников, которая должна его выполнить совместно. Взаимодействие в паре – это вид совместной деятельности, который обеспечивается общением, и это общение должно быть направлено на обеспечение успешности этого взаимодействия.
Наш состав группы это разновозрастные дошкольники, где возраст детей составляет от 4 до 7 лет.
Отличительные особенности работы в дошкольной разновозрастной группе:
- мало детей одного возраста, нет столкновений в интересах, нет достойной конкуренции;
- дети не научены распознавать позицию «лидера» и «подчиненного», меняться ситуациями, соподчиняться.
Нашей задачей стало найти пути, решения проблемы взаимодействия детей разного возраста. Целью — обеспечение комфортных условий и доброжелательной коммуникативной среды при взаимодействии дошкольников разного возраста.
Для успешного совместного выполнения задания, могут быть применены следующие педагогические методы и приемы, направленные на групповое взаимодействие и сотрудничество в продуктивной деятельности:
- использование мотивационного компонента при постановке задач (сделать для кого-то подарок, поделку)
- формирование у детей способности распознать ситуацию сотрудничества, выбрать и принять такую позицию, в социальных отношениях, которая отвечает его возможностям в данной деятельности (умение выслушивать и считаться с мнением других при изготовлении коллективных панно, коллажей)
- разыгрывание проблемных ситуаций (реализуя данные ситуации, педагог воздействует на чувство сострадания, которое доступно в дошкольном возрасте, побуждают детей к сочувствию, сопереживанию при решении поставленной задачи)
- ситуации морального выбора (когда осознание важнейших нравственных категорий постигается дошкольниками с опорой на конкретные действия в отношении сверстников: помощь в завершении начатой поделки и т.д.).
Организация работы детей в паре включает четыре этапа:
Первый – вербальное обозначение взрослым ситуации занятия (напоминание правил игры или содержания продуктивной деятельности, обсуждение вместе с детьми адекватного способа совместного выполнения задания).
Второй – образование пар (естественное объединение дошкольников по собственному желанию; помощь взрослого детям, испытывающим затруднения в выборе партнеров).
Третий – собственно взаимодействие ребенка со сверстником (самостоятельное распределение обязанностей в паре, разделение операций, совместное выполнение задания, помощь взрослого в тех случаях, когда возникающие между детьми разногласия могут привести к разрушению совместных действий). Если пары дошкольников не справляются с заданием, с ними еще раз проговаривается соответствующий способ взаимодействия.
Неизбежно возникающие конфликтные ситуации, негативное поведение детей мы обсуждаем только с конкретной парой дошкольников, без привлечения внимания остальных сверстников. Предоставляем детям возможность высказать свои претензии друг к другу, предположения, почему у них что-то не получилось, предлагаем продолжить выполнение задания, учитывая полученный опыт.
Поэтому, предварительная работа педагога является главным условием по взаимодействию детей в парах. Педагог должен акцентировать важность договора пары для того, чтобы цель совместной деятельности была достигнута (создание рисунка, поделки, картинки, любого продукта совместной деятельности).
Четвертый этап – анализ и оценка продуктов деятельности. На данном этапе, ведущая роль остается за педагогом, который после выполнения задания организовывает выставку детских работ, обращает внимание детей на работы сверстников, предлагает рассмотреть их, сравнить со своими, давая при этом образец доброжелательной конструктивной оценки.
Приведём примеры работы в паре в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Чтобы работа была продуктивной, дошкольников нужно научить объединяться в пары. Для этого сначала необходимо постепенно вводить более простые упражнения. Например: упражнение «Рукавички» в нем участвуют дети с 5 лет.
Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, их количество равно количеству пар участников игры. Воспитатель раздает по одной рукавичке детям, Дети отыскивают свою «пару» и с помощью трех общих карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички. Воспитатель наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Победителей поздравляют.
Дети дошкольного возраста с удовольствием отзываются на создание совместных работ, в результате которых они чувствуют значимость каждого ребенка в создании коллективной работы и понимают, что это общая работа получилась благодаря усилиям каждого малыша. Приемы работы в паре, помогают детям наглядно увидеть, как можно создать совместную работу. По примеру взрослых ребята начинают использовать новые способы взаимодействия со своим партнером, которые необходимы для создания коллективных работ.
Ещё один простой пример: при подготовке к Новому году можно предложить детям изготовить красивую цепочку из цветной бумаги для украшения группы. Спрашиваем, как будем работать. Выслушиваем ответы детей. Большинство хотят работать в одиночку и обещают, что сделают самую длинную цепочку. Тогда предлагаем: «Давайте попробуем работать парами. Один ребенок будет резать полоски бумаги, другой – склеивать их». Дети трудятся с удовольствием. Во время работы общаются, помогают друг другу, радуются полученному результату. Особенно довольны, когда, полюбовавшись на все изготовленные цепочки, им предлагают соединить их в одну большую.
Весь процесс работы проходит в обсуждении: обсуждение замысла, распределение материалов, непосредственное выполнение работы, поскольку работа в паре предполагает обсуждение всех моментов. Ребята разговаривают между собой и тем самым развивают свои коммуникативные навыки.
Наряду с творческими задачами, решаются задачи нравственного воспитания, а именно: выбрать место для своей работы на коллективном панно, выполнить работу не мешая друг другу, прийти на помощь младшему товарищу.
При работе в парах дети учатся общаться, контролировать друг друга, находить компромиссы. Воспитатель рассказывает и показывает, как правильно это делать. Разговаривать спокойно, уметь выслушивать другого, правильно строить предложение. Особое внимание обращает воспитатель на фразы, которыми обмениваются дети. Это важно, когда один ребенок принимает роль «лидера», а второй «подчиненного».
Морева Маргарита Васильевна
Соколова Светлана Вячеславовна
воспитатели коррекционной группы
ГБДОУ детский сад № 56 комбинированного вида
Колпинского района Санкт-Петербурга
Следующая > |
Занимаемся с детьми: польза от совместного творчества и чтения
«Совместный труд объединяет», — говорил Кот Матроскин из Простоквашино. Объединяет не только труд, уверены психологи, но и любая совместная деятельность между родителями и детьми.
Современный ритм жизни диктует сегодня свои условия. Мы постоянно куда-то спешим, стараясь успеть закончить как можно больше дел. Львиная доля которых — организация досуга наших детей. При этом воспитание и забота многих родителей сводится к тому, чтобы развести детей по кружкам и секциям: детский сад или школа сменяются гимназиями и школами иностранного языка, а после нужно успеть на танцы или тренировку по боксу. А вот совместные посиделки, чтение книг и уж тем более совместное занятие творчеством становятся буквально пережитками прошлого.
Многие мамы уверены, нет ничего лучше для ребенка занятий со всезнающим педагогом, владеющим различными методиками и технологиями воспитания детей. Однако сегодня многие психологи и педагоги уверяют, совместное пребывание детей и родителей приносит куда больше пользы.
Конечно, никто не говорит, что нужно отказаться от каких-то дополнительных занятий. И все же, даже самая простая деятельность в домашних условиях с мамой может стать одним из лучших способов в развитии ребенка. Так, например, в дошкольном возрасте взрослые могут научить ребенка видеть необычное в простом: шишка легко может стать ежиком, манная крупа — снегом и так далее. И как здорово, если всему этому своего малыша будет учить именно мама, а не чужая тетя, пусть даже со специальным образованием.
Нет фантазии? Интернет вам в помощь. Сегодня на его просторах можно найти столько идей для совместного творчества, что занятия можно проводить хоть целый день.
Нет времени? Поверьте, на дорогу в кружок/секцию и обратно вы тратите гораздо больше. Но вернемся к творчеству. Умение видеть в обычных вещах необычное по мере взросления у ребенка трансформируется в нестандартное видение картины мира, умение находить выход из нетипичных ситуаций.
Совместное творчество может стать основой для доверительных отношений. Вот рисуете вы с малышом, например, снеговика. А он вместо белого его черным делает. Не нужно ругать за неправильно выбранный цвет, а лучше узнать, почему именно такой выбор. Возможно так малыш хочет показать вам свои проблемы в детском саду. Таким образом, завязавшийся случайно разговор может стать основой глубоких доверительных отношений между вами, если беседа происходит не на повышенных тонах, а ребенок готов рассказать вам свои переживания и тайны.
Если у вас есть разновозрастные дети, то совместное творчество станет еще одним способом в налаживании отношений. Малыш научится взаимодействовать со старшими, уважать и прислушиваться к их мнению.
Ребенок постарше может проявить себя в роли наставника и помощника. Здесь реализуются сразу две роли: по отношению к младшему (может быть для него авторитетом) и к маме (станет ее помощником).
При этом, если занятие действительно интересное, то дети увлекутся им так, что забудут о собственных шалостях, смогут спокойно провести время и, конечно, научиться чему-то новому. А уж если творческий процесс имеет конечный результат в виде какой-то поделки, и ее мама разместит на видном месте, счастью детей не будет предела.
Еще одним видом совместной деятельности детей и родителей может стать чтение. При этом, как отмечают психологи, здесь важен, во-первых, личный пример, а, во-вторых, положительный настрой всех. Научно доказано, что дети, которым читают книги вслух, лучше, других учатся в школе. Им легче воспринимать новую информацию. Кроме того, совместное чтение книг развивает детскую фантазию, память и творческое мышление. Так уже малыши из самой простой сказки могут почерпнуть много нового. Но не стоит питать иллюзии, что если ребенку никогда не читали книг, он сразу будет готов их слушать. Для этого процесс чтения нужно сделать более увлекательным, например, придумав инсценировку сказки. Малыши охотно включаются в такой творческий процесс.
Творчество, чтение — все это хорошо. Но не стоит забывать и о таком совместном виде деятельности, как домашние дела. Да-да, самые обычные домашние дела. Британские ученые провели исследование. Сначала — тестирование на уровень доверия детей и родителей, а затем дети в течение нескольких недель вместе с мамами выполняли домашние дела: занимались уборкой (в игровой форме), пекли печенье, выносили мусор (также в игровой форме). И после им снова задали те же вопросы. Оказалось, что прежние показатели изменились в лучшую сторону, причем не только у детей, но и у родителей. Взрослые смогли увидеть своих детей с иной стороны, открыли для себя их новые качества. Поэтому любое занятие лепкой в кружке можно с легкостью заменить совместным приготовлением пиццы и имбирных пряников. И как же будет деткам приятно после угощать своими кулинарными изысками остальных домочадцев и есть самим.
Интегрировать творчество с ребенком в бытовые дела — не только просто, но и очень полезно. Это не требует дополнительного времени, обучает ребенка необходимым навыкам, позволяет пообщаться и разгрести собственные завалы домашних дел. Чтобы сделать кулинарное творчество увлекательным, попробуйте приготовить с ребенком торт или конфеты «Иван-поле». Простая инструкция, увлекательный рецепт и все необходимые ингредиенты в наборе позволят даже маленьким детям поучаствовать в процессе и получить от него массу приятных эмоций. Ведь так важно, чтобы совместное творчество радовало и увлекало всю семью.
Взаимодействие детей и родителей в праздничном пространстве
Библиографическое описание:
Гришина, И. В. Взаимодействие детей и родителей в праздничном пространстве / И. В. Гришина. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2022 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/330/15049/ (дата обращения: 25.01.2022).
Семья и дошкольные учреждения — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Вовлечение семьи в жизнь детского сада — одна из главных составляющих работы нашего дошкольного учреждения. Кто же они, родители наших воспитанников? Это люди очень разные по образованию, благосостоянию, взглядам на развитие общества, но объединенные одним общим интересом — они хотят, чтобы их ребенок в детском саду чувствовал себя уверенно и комфортно, был счастлив и успешно развивался. Поэтому наша задача — ежедневно создавать возможности для успеха каждого ребенка.
Хотелось бы затронуть один из аспектов сотрудничества с родителями, а именно — их участие в подготовке и организации детских праздников.
Общение с родителями начинаю с трансляции им положительного образа ребенка, что является основой доверительного — делового контакта с ними, при котором подчеркиваю положительные черты личности ребенка, его успехи в музыкальной деятельности, проявившиеся в ходе занятий. Обычно, на основе достигнутой доверительности у родителей возникает потребность поделится сведениями о творческих проявлениях малышей дома.
Праздники — особая, любимая часть нашей общей жизнедеятельности. Объединение усилий родителей и педагогов — вот, пожалуй, та нить, которая пронизывает направленность работы по их подготовке.
Опыт работы свидетельствует, что одним из самых эффективных средств воспитания является непосредственное общение ребенка с родителями, бабушками и дедушками, реализуемое в празднично — игровой деятельности. Поэтому предварительная работа по подготовке и проведению праздников предполагает максимальную активность родителей, с учетом их предложений и возможностей, что, как показывает практика, обогащает и педагогов и родителей опытом творчества и сотрудничества, позволяет нашим мамам и папам раскрыть свой творческий потенциал, научиться делать то, чего они раньше не умели, объединяет в творческом сотрудничестве родителей и детей. Такой подход устраняет отчужденность, вселяет уверенность, решает многие проблемы.
Накануне праздников разрабатываю рекомендации родителям для домашнего музицирования. Например, пользуясь материалами рубрики «Пойте с нами», наши семьи узнают, какие песни дети поют на занятиях и сами изучают их, чтобы исполнить вместе со своим ребенком на празднике. Информирую родителей и о том, какие традиции имеет предстоящее торжество, как интереснее организовать семейный праздник в совместной деятельности с детьми. А в газете детского сада «Семейный альбом» родители делятся своим опытом на тему «Наши семейные праздники».
Известно, что тема домашнего досуга всегда актуальна, а современные игрушки не всем по карману, поэтому было решено познакомить родителей на семейных мастер — классах с тем, какие прекрасные игрушки и атрибуты для домашнего театра, оркестра можно самостоятельно изготовить из доступных материалов. Результат превзошел все ожидания. Наши семьи открыли для себя много полезного и интересного, творчески подошли к изготовлению из бросового материала шумовых инструментов, театральных кукол. Выставка их работ долго радовала детей, родителей, сотрудников детского сада.
В результате на праздниках теперь звучат голоса инструментов, созданных родителями, «оживают» театральные куклы, появились также домашние оркестры, театры, что очень важно для развития детей в самостоятельной деятельности. Пример родителей способствовал развитию творческой, поисковой активности, самостоятельности детей.
Обсуждая на родительских собраниях вопросы, связанные с подготовкой к празднику, мы с нашими мамами и папами обмениваемся идеями, практическими советами по поводу предстоявшего праздника, разрабатываем план совместных действий.
По опыту знаю, что всегда найдутся родители, которые с удовольствием откликнутся на предложение поучаствовать в детском празднике, исполняя роль сказочного персонажа.
Например, мама Илюши удивила всех своей артистичностью, перевоплотившись на празднике «Волшебный посох» в веселого шалопая — клоуна Кирюшу, а робкий Илюша раскрепостился рядом с мамой и забыл про свои страхи и стеснительность. Мама Ани, исполняя роль Снегурочки на празднике «Колокольчик добра», реализовала мечту своего детства и доставила много радости детям своей искренней, эмоциональный игрой. А с какой гордостью и восхищением смотрели на своих пап и мам дети подготовительной группы «Ромашка», когда их родители появились на празднике, посвященному «Дню знаний» в роли учеников лесной школы.
Для менее активных взрослых нахожу спокойные роли. Например, «хранители волшебных кристаллов или сюрпризных конфет». Родители моих воспитанников с интересом исполняли на праздничных представлениях роли «звукорежиссеров», «светооформителей», «театральных декораторов», когда во время представления имитировали стук дождя, шум морского прибоя, вой ветра, электрическими фонариками изображали «блеск камней-самоцветов», поднимали ткани с декорациями леса или снежной поляны по знаку ведущего.
Опыт подсказывает: для создания атмосферы непринужденности, взаимного общения важным условием является привлечение родителей для участия в празднике в качестве исполнителей песен, танцев и в сотворчестве с детьми.
Перед праздниками в беседах с родителями настраиваю их на совместную с детьми деятельность: игру на инструментах, исполнение песен, танцев, участие в играх, забавах. Объясняю как важно для наших ребят такое взаимодействие на празднике. Первоначально некоторые родители смущались, но постепенно, наблюдая уверенные действия детей, тот восторг и счастье, которые переполняют их малышей, когда они вместе музицируют, танцуют, играют, раскрепощались, освобождались от сомнений, страха и неуверенности.
Чтобы на празднике могли петь все, слова песен, которые дети разучили на занятиях, вручают дети вместе со своими приглашениями или демонстрируются на слайдах презентации. Для того, чтобы сблизить детей и родителей коллективным пением, практикую включение в репертуар песен, которые детям нравятся, а родителям знакомы с детства (например, песни В.Шаинского, Е.Крылатова, Б.Савельева).
Музыкальные инструменты иногда исполняют роль «приглашения — путеводителя» на праздничное представление, чтобы родители имели возможность активно музицировать на празднике вместе со своими малышами. Случается и так, что в процессе праздника дети, сыграв в оркестре, вручают свои инструменты мамам и папам.
Совместное музицирование детей и родителей на празднике доставляет особое удовольствие детям, вызывает у всех участников положительные эмоции, сближает детей и родителей, создает теплую атмосферу взаимного общения.
Под музыкальный проигрыш оркестра родителей ребятам и поется веселей, появляется желание проявить себя в пляске, когда им аккомпанируют мамы и папы. Дети чувствуют, что их любят, что родители стремятся им помочь.
Так, одним из праздников, который вдохновил ребят, был концерт «Музыкальные сюрпризы для самых любимых». Перед праздничным представлением, при составлении программы которого дети принимали активное участие, они еще в группе вручили родителям «цветочные хлопушки» в качестве приглашений на концерт, а на самом празднике играли на инструментах, которые выбрали для них мамы из «музыкального сундучка», что было сюрпризом для детей, и для взрослых. Ребята с удовольствием и гордостью продемонстрировали мамам звучание выбранных ими инструментов в оркестре. А под аккомпанемент взрослых дети задорнее, чем обычно исполняли «Круговую пляску». Неожиданно дружно заиграл сводный оркестр детей и родителей при исполнении «Частушек с секретиками», когда родители, подхватив ритм, заданный детьми, активно включились в музицирование. После праздника дети долго жили впечатлениями от него, вспоминали и повторяли понравившиеся выступления самостоятельно в группе.
Наблюдения свидетельствуют, что дети активизируются, ощущая непосредственную поддержку взрослых, преодолевают робость и смущение. Как радуется каждый ребенок, когда рядом с ним танцуют и играют родители, помогая ему не растеряться, быть уверенным и спокойным.
Есть еще одна большая ценность в праздниках, которые построены на взаимодействии детей и родителей: они позволяют взрослым доиграть свое детство, в игре стать равными ребенку, что важно для понимания детей, а значит в конечном итоге, и для успешного процесса воспитания.
Опыт показывает, что очень часто в процессе подготовки праздника или уже на самом празднике происходит удивительные открытия: взрослый вдруг понимает, что его ребенок талантлив, ребенок открывает таланты собственных родителей.
Беседы с детьми и родителями после праздников позволяют сделать вывод: участие родителей в предварительной подготовке и в самом праздничном действии вызывают у детей чувство радости и гордости за них, для взрослых праздничные мероприятия являются своеобразной школой, где они, играя, учатся общаться с детьми.
Совместная работа с педагогами и родителями дала положительные результаты, дети активизировались, чувствуя непосредственную поддержку взрослых, сложились творческие коллективы. На празднике создается обстановка единения детей и взрослых, доверия друг к другу, которая в значительной степени способствует успешному развитию ребенка, его эмоционально-волевой сферы, радостному вхождению в мир музыки.
Некоторые родители — участники социологического мини-исследования, говорят о том, что их ребенок с удовольствием посещает детский сад в основном из-за большого количества праздников.
Все родители отмечали, что, праздники для дошкольников необходимы. На вопрос, что ожидают от праздников родители наших воспитанников? Многие родители ответили: «Веселья и радости, хорошего настроения, сюрпризов, подарков, совместного участия в играх, конкурсах со своим ребенком».
Наша жизнь не должна быть скучной, застойной. Мы достигаем успеха только тогда, когда пробуем, действуем. Практика показывает, что совместная неформальная деятельность детей и взрослых в праздничном пространстве дает реальную возможность для каждого ребенка пережить замечательное чувство успеха.
Литература:
- Зацепина М. Б. Организация культурно–досуговой деятельности дошкольников. Учебно-методическое пособие.-М.: Педагогическое общество России, 2004.-144с.
- Котова Е. В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей.- М.: ТЦ Сфера, 2007.-80 с Савина — Крайнова А. П. «Секреты красивого пения» Москва 2011г.
- Куликовская М. Э. Технология интегрированного праздника. — Ростов–н-Д: Издательство «Учитель», 2003.-128 с.
- Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002.-160 с. (В помощь психологу.)
Основные термины
(генерируются автоматически)
: ребенок, родитель, праздник, детский сад, мама, взаимное общение, взрослый, непосредственная поддержка взрослых, праздничное представление, самый праздник.