Развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет
Мастер — класс «Развитие мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста»
Рассказенкова Ольга Николаевна Воспитатель Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №27» Уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделиться с вами своими наработками по использованию дидактических игр для развития мелкой моторики рук у детей среднего возраста, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома. (Мелкая моторика — комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. В этом принимают участие нервная, мышечная, костная и даже зрительная системы. К ней относятся разнообразные движения: от всем привычных жестов до самых мелких манипуляций.)
Важным фактором в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека — от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. («Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». В.А. Сухомлинский) Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Развитие ручной умелости и мелкой моторики рук важно и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности. Согласно ФГОС ДО среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования отмечается, что ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, у ребёнка развита мелкая моторика; он может контролировать свои движения и управлять ими. Следствием слабого развития мелкой моторики руки является общая неготовность большинства детей к письму или проблема с речевым развитием. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с паззлами, счетными палочками, мозаикой. ФГОС ДО говорит нам о том, что развитие ребенка должно происходить в «формах, специфических для развития данной возрастной группы, прежде всего в форме игры», именно поэтому в своей работе я использую дидактические игры, позволяющие активно развивать мелкую моторику детей моей группы. Таких игр много, я хочу представить те, которые мы изготовили совместно с родителями. Организационный момент: пусть мы с Вами мало знакомы, но надеюсь, друг друга поймем, а помогут нам в этом игры, их с собою мы возьмем. Посмотрите, какая красивая у меня гроздь винограда, я сейчас оторву от нее одну ягодку и назову свое имя – меня зовут Ольга Николаевна. Передавайте гроздь дальше, каждая «ягодка» называет свое имя.
Ну вот мы и познакомились. Гроздь винограда состоит из разных ягодок, так и мы все разные. Ягодки на веточке вместе, крепко за нее держатся, так и мы будем вместе играть в игры, и обмениваться опытом работы. Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших коллег, которые будут вам добрыми помощниками. С помощью организационного момента я создаю благоприятную атмосферу на предстоящую деятельность, которая с первых минут обещает быть увлекательной, необычной и интересной. Я предлагаю отправиться на экскурсию по осеннему парку. А чтобы было нам тепло, нужно надеть пальто (раздать шаблоны пальто и предложить застегнуть кнопки). Во время работы читать стихотворение: кнопки вредные на пальто у Верочки, мучаются бедные пальчики у девочки. Кнопочки над Верой будто издеваются, прыгают как белочки, с ниток обрываются. Злые слезы катятся, лоб сурово хмурится, не идти же в платье осенью на улицу?
С детьми можно сделать игру с пуговицами увлекательной, в ходе которой можно ставить различные дидактические задачи: развитие мелкой моторики, глазомера, концентрации внимания, усидчивости, закрепление знаний цветов, размера, обучение счету. Один, два, три, четыре, пять – продолжаем мы играть, чтобы руки не замерзли, надо руки утеплять (игра «Руки с резинками»). Возьмите по две модели и выполните по образцу задание.Во время работы читать стихотворение: Маша варежку надела, ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал. Маша варежку сняла – здравствуй, пальчик, как дела?(поиграть с пальцами). Дети очень любят такие игры, они развивают мышление,внимание, речь, т. к. дети могут повторять стихотворение вместе с воспитателем.
Есть у дочери ботинки, хороши как на картинке, но одна из всех проблем, дочь не любит их совсем. Ей шнурки не нравятся, с ними трудно справиться (раздать игру «Шнуровка ботиночек»). Ужас, сколько муки, шнуровать 2 штуки! Скользкие, упрямые, озорные самые. Тут шнурки одумались, в дырочки засунулись.
Такой игрой можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику. Это упражнение особенно хорошо тренирует координацию пальцев руки. Оно требует предельной концентрации внимания, способствует точности глазомера. Мы одеты и обуты, можем выйти погулять – предлагаю я для мамы букет листиков собрать (игра «Осенний букет»). Листья березы, листья рябины, листики тополя, листья осины, листики дуба мы соберем – маме осенний букет отнесем. «Осенний букет» — это еще одна из любимых игр детей , с ее помощью мы развиваем мелкую моторику, воображение, внимание, координацию движений, речь, закрепляем форму. Ее можно трансформировать в игры «С какого дерева листок», «К дереву беги».
Мы по парку гуляли и за всеми наблюдали, вдруг, откуда не возьмись мыши набежали (раздать шаблоны, предложить сделать мышам глаза, нос, ухо и заплести хвост).
В это время провести физ. минутку с членами жюри. Для начала разогреем наши пальчики (потирание карандаш о ладошки), упражнение «Подъемный кран» — карандашик поднимаем, крепко пальцем прижимаем, «Утюжок» — карандаш я покачу, в лево в право как хочу. Такие игры с карандашом можно проводить с детьми во время работы в тетрадях, рекомендовать их родителям для индивидуальной работы дома. Сделайте своей мышке лапки: мышка в гости торопилась и в дорогу снарядилась (побежали ваши мышки), утащили мышки сыр, закатили в норке пир(поиграйте с сыром). Все вверх дном, шурум-бурум, грыз-грыз-грыз и хрум, хрум, хрум. Вариантов этой игры много, она совершенствует согласованность в работе глаза и руки, координацию движений. Плетение оказывает влияние на воспитание аккуратности, терпения, настойчивости, стремлению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, постепенно контролируя свои действия. Эту игру можете забрать с собой и играть с детьми. Вот и закончилось наше путешествие в лес. Посмотрите на солнце, протяните руки к нему. Его лучи, как нежные руки мамы, согревают нас своим теплом, хочется смеяться, радуясь, новому дню. Если все Вам понравилось, и вы будете игры в работе применять, я прошу лучик солнышку отдать.
Эту игру я применяю как рефлексию в конце деятельности. Можно не только прикреплять лучики, но и украшать лучики лентами, что способствует развитию ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности. Хочу закончить наш мастер – класс словами философа Эммануила Канта — «Рука – это своего рода внешний мозг!». Это значит, что на кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом. Буду рада, если данные игры вы будете использовать в своей работе. А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, мне было приятно с вами работать. Желаю всем творческих успехов.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическая игра для дошкольников на развитие мелкой моторики Развитие мелкой моторики с использованием техники изонить Макеты для детского сада. Русские народные сказки Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Похожие статьи:
Работа в уголке природы в средней группе
Стихи для детей средней группы детского сада
Тематический День игр в средней группе ДОУ
Тематические дни в детском саду в средней группе
Тематические дни в старшей группе зимой
Картотека упражнений и игр с целями по ФГОС
В картотеку упражнений по нормам федеральных стандартов входят следующие виды занятий:
- для расслабления рук (кистей);
- для развития моторики с помощью не заточенного шестигранного карандаша;
- для развития моторики с помощью материалов природного типа (шишек);
- для развития моторики с помощью колючего массажного мячика.
К первому виду относятся следующие упражнения:
- «Рыбка» в воде;
- «Вертолет», включающий наматывание нитки на резинку, клубок;
- «Ежик» с ладошками;
- «Заяц и лиса» с быстро и медленно «шагающими» пальчиками;
- «Разговор двоих», включающий взаимодействие нескольких участников группы;
- «Полет птичек» с активной работой рук;
- «Дорожка» с пуговицами, пришитыми к ткани;
- «Камушки» с пластилином, выложенным по прямой;
- «Часы», направленные на активные движения кистей рук;
- «Замок», включающий движения пальцев и кистей;
- «Паук» — передвижение пальцев по стене;
- «Ножницы» с режущими движениями пальцев;
- «Пожарный», включающий бег пальцев по «лесенке»;
- «Пальчики клюют» — соединение большого пальца с остальными по очереди.
Ко второму виду относятся следующие упражнения:
- «Катание карандаша» с помощью ладони;
- «Добываем огонь» с катанием карандаша вверх и вниз между рук;
- «Горка» с катанием карандаша вверх и вниз по одной руке с помощью другой руки;
- «Вертушка» с раскручиванием карандаша на столе;
- «Вертолет» с раскручиванием карандаша в воздухе;
- «Подъемный кран» с подъемом предмета двумя пальцами;
- «Экскаватор» с подъемом карандаша пальцем;
- «Качели» с раскачиванием карандаша двумя соединенными пальцами.
К третьему виду относятся следующие упражнения:
- «Покрути шишку» с помощью ладоней;
- «Покатай шишку» с помощью ладоней на столе;
- «Поймай шишку» путем перебрасывания из руки в руку.
К четвертому виду относятся следующие упражнения:
- катание предмета по столу вперед-назад;
- катание предмета по столу по кругу;
- надавливание пальцами;
- ловля подкинутого мяча;
- надавливание на мяч двумя руками;
- перекладывание мяча из руки в руку с ускорением.
Развивающие игры для детей 6 лет как подготовка к школе
Пальчиковые игры и упражнения
Упражнения и игры с пальчиками включают много вариантов, для которых нужны мелкие и крупные предметы разного типа и плотности. Для этого подойдут бумага, крупы, сыпучие и небольшие предметы.
Важно! Лучше всего сопровождать занятия присказками в стихотворной форме. Благодаря этому у детей будет развиваться речевой аппарат, память.
Многие из упражнений в дальнейшем пригодятся малышу в жизни (например, умение завязывать шнурки, застегивать пуговицы).
Пальчиковые рисунки
Рисунки пальчиками как элемент занятий рекомендуется выполнять в дообеденное время. В это период у детей особенно повышенная активность. Сперва проводить занятие стоит пару минут, постепенно увеличивая время до 20 мин без перерывов.
Для занятий нужно приобрести специальные краски, продающиеся в любом магазине. У них особая консистенция, не требующая добавления воды. Крышка должна плотно прилегать к банке.
Выбирать листы следует формата А3, чтобы ребенок мог смело рисовать, а цвета яркие. Наличие на коробке о, «СЕ» означает, что изделие соответствует стандартам мирового уровня.
Массаж ладоней и пальцев рук
Массаж является ключевым пунктом развития моторики детей. Массаж включает поглаживание рук с пальчиков до ладоней, включая кисти рук. Занятия сопровождаются скороговорками, стихотворениями.
Пальчиковый массаж
Обратите внимание! Перед массажем нужно разогреть ручки малыша. Продолжительность процедуры не должна быть больше 5 мин. Массаж нужно делать в течение 10 дней 1 раз в месяц.
От 1 года: первые навыки самообслуживания
- Ложка, зубная щетка, расческа. К году жизни обязательно оказываются в руке малыша. Не только позволяют отрабатывать навыки самообслуживания, но развивают координацию движений и мелкую моторику. К детскому саду учимся застегивать и расстегивать липучки и пуговицы на обуви или одежде, шнуровать обувь.
- Шнуровки, бусы. В магазинах много красивых шнуровок, от простых (можно пробовать уже в год) до сложных (не раньше 3 лет). Можно обойтись куском картона с проделанными в нем дырочками, главное — найти шнурок с толстым и прочным наконечником или деревянную иглу. Бусы тоже не обязательно покупать в виде готовых наборов — можно нарезать из фетра колечек и нанизывать их на ленты. В ход идет и такой простой и доступный материал, как сухие макароны-трубочки (пенне, ригатони, каннеллони — на упаковке обычно указано). Хорошо, если такие занятия будут ежедневными: они прекрасно развивают сенсомоторную координацию, глазомер, внимание, усидчивость, готовят руку к письму. Успешно применяются как любимый детьми рабочий материал в детских садах, работающих по системе Марии Монтессори.
- Домашние занятия: «месим тесто», подбираем пуговицы разного цвета и размера, перебираем крупу, занимаемся «сбором ягод» (собираем по одной горошине, удерживая уже собранные в ладони, до полной горсти), рассыпаем на подносе мелкую крупу и даем ребенку рисовать на ней пальчиком линии, предметы, буквы. Игры с бельевыми прищепками. Пересыпаем крупу — ложкой, руками, стаканчиками, ищем спрятанные в ней предметы, готовим суп куклам. Учимся собирать губкой воду со стола и отжимать губку. Достаем мелкие предметы ложкой из блюда (сначала столовой — это легче, — потом чайной). Вылавливаем мелкие предметы ложкой из воды. Переносим мелкие шарики в ложке по комнате. Переливаем воду стаканчиками (идеально — играть в ванной во время купания).
- Развивающие центры, доски, коврики — панели, на которых закреплены крючки, застежки, замки, кнопки, выключатели, молнии, защелки и др., — для тренировки точности и силы движений. Также из системы Марии Монтессори.