Для детского сада такие выставки имеют свое значение – появляется возможность не только привлечь родителей к участию в мероприятиях детского учреждения, а и дать возможность многим родителям самим стать его участниками. Проведение такого рода мероприятий способствуют воспитанию у ребенка нравственных ценностей, приобщают к национальной культуре, русскому народному искусству, прививают уважение к талантливым русским мастерам.
В нашем детском саду в течение нескольких лет на основе плана работы кружка «Фольклорная азбука” было проведено несколько выставок народно- прикладного искусства. Это выставка самоваров «Мы за чаем не скучаем”, выставка гжельской керамики «Зимняя сказка Гжели”, выставка шкатулок «Ты, шкатулка, открывайся!”, выставка колокольчиков «Под дугой колокольчик звенит”, выставка плетеных корзин «В осеннем лукошке всего понемножку”, изделий изо льна «Ты расти, мой ленок ”.
Каждая выставка включает в себя: экскурсию – занятие для детей, экскурсию-консультацию для педагогов, а также посещение выставки родителями.
Форма выставки для детей может быть разной. Это и интегрированное занятие, занятие – беседа, беседа с чаепитием, игровое занятие, развлечение.
Экскурсии для педагогов проводятся в рамках педагогического ателье «Фольклорная школа для всех”, цель таких экскурсий — консультация с последующим внедрением знаний в работу и самостоятельным проведением экскурсии для детей своей группы.
Родители с удовольствием посещают такие выставки, т. к. для них дети часто выступают экскурсоводами или организуют небольшой тематический концерт.
Большую помощь при сборе экспонатов оказывают сотрудники детского сада, так как наш небольшой северный город сравнительно молодой, и в нем непросто найти музейные раритеты и семейные реликвии. Но к счастью, в коллективе много неравнодушных и увлеченных людей, которые приносят из дому и собирают по знакомым редкие предметы быта и экспонаты для выставок.
В детском саду оформлена «Веселая горница”,- помещение для проведения занятий кружка «Фольклорная азбука”, в оформлении которой также неоценимую помощь оказывают родители. Старинные вышитые скатерти, полотенца, домотканые половики и дорожки, глиняные горшки, деревянные бочонки и плошки, сплетенные из лыка несколько пар лаптей – вот далеко не полный перечень предметов обихода «горницы”. И многие из этих предметов подарены родителями воспитанников. На занятиях кружка дети имеют возможность прикоснуться к изделиям, хранящим тепло рук, создавших эти предметы старины и дошедшим до нас.
Большой фотоальбом знакомит с экспонатами прошедших выставок, ведь темы их не повторяются, а участники кружка обновляются. Так дети и родители имеют возможность увидеть прошедшие выставки в фотографиях.
Каждую осень, сменяя выпускников детского сада, очередные дошколята переступят порог «Веселой горницы”. Для них будут новые выставки, новые экскурсии, новые встречи со стариной. И уже их родители будут доставать, так кстати не отправленные в небытие, старинные вазы или шкатулки, вышивки или платки, — кто знает, что станет темой очередной
выставки. Ведь главное, что мы это храним, а значит – уважаем и помним тех, от кого нам достались в наследство эти дорогие сердцу предметы и постараемся, чтобы дети наши тоже не забыли своих предков, свои корни, а значит и нас.
«МЫ ЗА ЧАЕМ НЕ СКУЧАЕМ”
Выставка самоваров для детей и родителей с чаепитием.
Цель: формировать чувство уважения и гордости к талантливому мастеровому русскому народу, приобщая к русской национальной музыкальной культуре, искусству.
Дети и их родители проходят в музыкальную гостиную, где располагается выставка самоваров. Звучит русская народная музыка в исполнении оркестра народных инструментов.
Ведущая: Сверху пар, снизу пар – шипит наш русский самовар.
О традиционном русском чаепитии уже очень много сказано известными русскими поэтами и писателями. И недаром: ведь русские люди считаются чуть ли не самыми большими любителями чая в мире. Наши талантливые предки проявили себя и в этой области: не удовлетворившись обычным чайником, которым пользуются в других странах, в русском городе Тула более 300 лет назад изобрели самовар. Вода в нем закипала быстро и долго не остывала, а для растопки годились и щепки, и шишки.
Самовары на Руси получили большое распространение. Форму им придавали самую разную, фантазия умельцев не знала границ: самовары – шарики, рюмки, вазы, груши, бочонки и многое другое. Если вы посмотрите на экспонаты нашей выставки, то заметите многое из перечисленного здесь. Для украшения самоваров использовали серебро, ручки украшали резной костью, краники делали в виде ключа. Выпускали самовары на все случаи жизни: от пяти ведерных, трактирных до небольших на 1-1,5 стакана, метко прозванных в народе «самовар – эгоист” или «отрада холостяка”. Путешественники брали в дорогу специальный погребец: в нем была корзина для чаепития, состоящая из двух чашек, блюдец, сахарницы, двух ложек, спичек и самоварчика на спиртовке. (посетители рассматривают самовары)
Ведущая: Самовары украшали разными надписями, например: «Самовар кипит, уходить не велит” или «Где есть самовар, там и под елью рай”. На некоторых самоварах стоит надпись и герб города Тула. По красоте и украшению самовара судили о достатке семьи – чем богаче украшен самовар, тем зажиточней семья.
Став непременной принадлежностью русского быта, самовар занял центральное место во многих картинах русских художников. Здесь мы рассмотрим иллюстрации картин «Купчиха пьет чай”, «Голубой домик” Б. Кустодиева, «Алексеич” К. Маковского. (рассматривание репродукций картин)
Ведущая: Русский народ придумал про самовар и загадки, которые знают наши ребята и сейчас загадают друг другу и всем нам:
1. Стоит толстячок, подбоченивши бочок, Шипит и кипит, всем чай пить велит (самовар)
2. Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо (самовар)
3. Стоит Ваня, в брюхе баня, кипит, шипит, чай пить велит (самовар)
4. Сверху дыра, снизу дыра, а посреди огонь да вода (самовар)
Ведущая: На Руси чай приобрел статус национального напитка. Появилась специальная посуда для чая, а чайный стол ломился от всевозможных сладких пирогов, ватрушек, печенья, варенья, сушек.
Тары – бары, растабары, выпьем чай из самовара, С сухарями, с сушками, со сладкими ватрушками.
Несмотря на появление современной посуды, самовар сохранился, он стал электрическим. Еще делают самовары декоративные, фарфоровые, для подарка. Металлические самовары иногда расписывают. Здесь вы видите несколько образцов расписанных самоваров. В основном это растительный узор – цветы, ягоды, завитушки. К самоварам прилагаются маленькие заварные чайнички и подносы (рассматривание экспонатов)
Ведущая: Наряду с заграничными чайниками, применяемыми для чаепития, почти в каждой семье сохранился самовар. Мы это видим и по многочисленному количеству экспонатов, принесенных вами из дому для выставки. Ведь чаепитие из самовара это не просто еда, а особый ритуал, который объединяет семью, собирает ее за столом. Летом, особенно на даче или во дворе, вокруг самовара собирается вся семья и начинается неспешное чаепитие с неторопливыми разговорами.
Мы за чаем не скучаем, — разговор ведем за чаем, Самовар на стол несем, говорим о том, о сем…
Н. Бердникова.
Наши предки пили чай не из кружек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко. О чае придумано много поговорок, которые вы, ребята, подготовили специально для нашей сегодняшней встречи вместе со своими родителями. (Дети поочередно говорят)
1. «Выпей чайку – забудешь тоску”,
2. «Чаем на Руси никто не подавился”,
3.»С чая лиха не бывает”,
4.»Чай пить – не дрова рубить”.
Ведущая: На чайном столе среди плюшек, варенья почетное место занимают пряники, родиной которых является тот же славный город Тула. Недаром на них издавна писали: «Родом я из Тулы – самовару брат”, «Хочешь чаю хлебнуть – про меня не забудь”. Пряники получили свое название за пряный вкус и аромат, который им придают разные пряные добавки: корица, гвоздика, мускатный орех. Пряники украшали росписями, на них иногда изображали целые города, дома. Есть еще пряники печатные — их изготавливают с помощью специальных форм. Иногда пряники делают двухслойные, прослаивают мармеладом, вареньем. Таковы тульские или вяземские пряники. Пряники – одно из самых распространенных угощений. Им встречали гостей, отмечали праздники. Но существовали и «разгонные” пряники, получив которые, засидевшиеся гости обязаны были покинуть гостеприимный дом. Русские пряники на Всемирной выставке в Париже в 1898 году получили высшую награду.
А теперь милости просим на чашку чая,
Вот так мы живем, пряники жуем, чаем запиваем,
Всех в гости приглашаем!
Затем все усаживаются за стол, на котором стоит самовар, угощаются чаем с пряниками.
«В ОСЕННЕМ ЛУКОШКЕ ВСЕГО ПОНЕМНОЖКУ”
ВЫСТАВКА КОРЗИН И ПЛЕТЕНЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ЛОЗЫ.
Игровое занятие для детей кружка «Фольклорная азбука”.
Программное содержание: воспитывать уважительное отношение к труду талантливого русского народа; знакомить с изделиями русских народных промыслов; продолжать слушать музыкальные произведения в исполнении русского народного оркестра; активизировать детей в русских народных играх; овладевать приемами игры на ложках.
Музыкальный руководитель: Сегодня, ребята, мы с вами отправимся на выставку. Это выставка плетеных изделий, т.е. сплетенных из лозовых прутьев, травы, из тонких пластинок коры дерева.
(вход в зал, осмотр изделий) Звучит в грамзаписи русская народная мелодия «Светит месяц” в исполнении оркестра народных инструментов.
Ведущая: Щедра и богата земля русская на талантливых мастеровых людей. Издавна научились народные умельцы из природного материала, т.е. из того, что растет вокруг нас, что дает нам матушка – природа, создавать изделия или вещи, которые были необходимы в быту, в хозяйстве. От самых простых примитивных, до красивых, затейливо украшенных сложными переплетениями и разноцветными узорами (рассматривание экспонатов)
— Среди них и корзинки или лукошки разной формы, в которых можно держать много необходимого. Мы с вами посмотрим на корзины, расположенные на этих скамеечках (рассматривают). Отправляясь в лес, человек брал с собой корзинку, чтобы собирать в нее дары леса. А что дает нам лес? Что можно складывать в корзину в лесу? (ответы детей — ягоды, грибы, шишки).
— В саду или на огороде корзина тоже необходима. В нее собирали урожай: все, что выросло на деревьях и кустах. А вы, ребята, как считаете, что можно положить в корзинку в саду, а что в огороде? (ответы детей-овощи в огороде или фрукты в саду).
— А здесь, на этих столах расположены предметы посуды: хлебницы, сухарницы, тарелки, блюда. В них можно складывать хлебные изделия, различные сушки, сухари, можно хранить сувениры.
— Из деревянных прутьев умелые руки могли создать и настоящие кофры или чемоданы, даже мебель, сплетенная из прутьев лозы, украшает некоторые дома или веранды (рассматривание образцов).
Очень красиво и необычно смотрятся плетеные тарелки на стенах, они украшают любой интерьер, придают им особый колорит.
— А еще из коры липового дерева, которое назывались лыко, научились плести легкую обувь – лапти. Они, конечно, быстро снашивались, служили недолго, но ведь и новые лапти сплести было нетрудно. А вот эти тапочки сплетены из толстых стеблей травы. Там, где дерево было редким и дорогим, для плетения можно было использовать траву, солому, и здесь вы видите изделия из этих материалов. (ребенок примеряет лапти)
(переходят к отдельному столу, на нем располагаются 3 корзинки и плетеный чемодан.)
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите на эти корзины. На дворе осень. А осенью в лукошке всего понемножку. Сейчас мы заглянем в эту корзинку (заглядывает под крышку)
-В эту корзину осень положила нам загадки, и я сейчас вам их загадаю.
1. Он большой, как мяч футбольный, если спелый – все довольны! Так приятен он на вкус, что это за шар? (арбуз)
2. Желтый, а внутри он бел, даст пучок зеленых стрел. Лишь порежь его – тотчас слезы выступят из глаз. (лук
3. Всех круглее и краснее он в салате всех вкуснее. И ребята с давних пор очень любят…(Помидор)
4. Он совсем – совсем зеленый и овальный, удлиненный, Помидора верный брат, тоже просится в салат. Догадались, наконец? Что же это? (огурец).
(Каждый отгаданный овощ вынуть из корзинки и показать детям) Проводится музыкальная игра: «Чей кружок скорее соберется” (в центре каждого кружка разные по форме корзинки)
Ведущая: А в этой корзинке осень приготовила нам лесную загадку: Урожай в лесу созрел – все берут корзинки. Кто же может отгадать – что мы будем собирать? (грибы)
Ребенок: По лесочку мы гуляем и грибочки выбираем, Мы не все подряд берем — мухоморы не возьмем.
Дети исполняют песню: «Соберем грибочки”, муз. и сл. Е. Кошелевой.
Ведущая: А в этом лукошке ягод немножко. Здесь осенние ягоды рябины. Про осеннюю рябину народ придумал поговорку: «В сентябре одна ягода, да и то горькая рябина”. Давайте повторим эту поговорку вместе (дети повторяют поговорку)
Звучит песня «Все от русских рябин” в исполнении Н. Кадышевой, аудиокассета «Золотое кольцо”, дети исполняют танец – хоровод.
Ведущая: А теперь посмотрите на этот стол: Вот плетеный чемодан, он прикрыт немножко, Мы сейчас его откроем – здесь под крышкой ложки.
Ребенок: Деревянная подружка, без нее мы как без рук. На досуге веселушка и накормит всех вокруг.
Музыкальный руководитель: А мы с вами продолжим осваивать приемы игры на ложках.
«Калинка” русская народная мелодия, дети исполняют на ложках.
Ведущая: Да, щедра осень на подарки, недаром говорят » Осень припасиха, а зима подбериха”. Все, чем щедрая осень наполняет наши корзины, долгой холодной зимой пригодится на столе, порадует нас своим вкусом.
Вот и закончилась наша экскурсия на выставку. Мы посмотрели на замечательные изделия, сплетенные русскими умельцами. Щедра земля русская на умелых и талантливых людей. Честь и хвала им.
Музыкальный руководитель:
Да, на Руси уж так идет, Что талантливый народ Сам себе и жнец, и швец, И на дудочке игрец. И блоху он подкует, Дом добротный возведет, Утварь всю по дому справит, Чашей полной дом тот станет.
Н.Бердникова.
Ведущая: А теперь заглянем в последнее лукошко: здесь осень – припасиха приготовила для нас угощение: осенние душистые яблоки (угощает детей).
При посещении выставки родителями дети устраивают небольшой концерт:
- Стихи про осень
- Исполнение песни «Соберем грибочки, муз. и сл. Е. Кошелевой
- Стихи и загадка про рябину
- Танец – хоровод «Все от русских рябин”
- «Чей кружок скорее соберется”, русская народная мелодия – музыкальная игра
- Стихи про ложки
- «Калинка”, русская народная мелодия – ансамбль ложкарей.
«Работа по организации тематической выставки книг в ДОУ»
«Работа по организации тематической выставки книг в ДОУ»
Тематическая выставка книг — это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате.
Оформление ее зависит от индивидуального вкуса и творчества воспитателя.
Тематическая выставка — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста детей. Книжный уголок должен располагаться так, чтобы любой, даже самый маленький ребенок мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему самому захочется это сделать. В книжном уголке должны быть выставлены разные книги: и новые, и красивые, и зачитанные, но аккуратные. Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель — не быть ярким, праздничным украшением группового помещения, а дать возможность ребенку общаться с книгой. Бывшие в употреблении книги порой привлекательнее для читателя уже потому, что ему кажется: часто читаемая книга должна быть интересной.
Основными целями книжного уголка являются:
-развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы;
-использование инновационных образовательных программ, методик и технологий воспитания и развития детей в соответствии с их психофизиологическими особенностями;
-создание психологически комфортных условий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей в группе;
обеспечение продуктивного взаимодействия с родителями в решении задач воспитания и развития детей.
Количество книг не должно быть регламентированным. Оно зависит от тех задач, которые ставит воспитатель в работе с детьми в течение дня или недели. Если воспитатель знакомит детей с творчеством одного автора и в его распоряжении имеются 2 — 3 книги писателя или поэта, надо выставить их и не гоняться за количеством. Меняя предмет разговора с детьми, меняем и книги. Если педагог говорит о жанре сказки, можно выставить 5 — 7 книг сказок, интересных, разнообразных, качественных и с точки зрения иллюстрирования, и с точки зрения полиграфического исполнения.
Периодичность книжного обмена также зависит от конкретных задач приобщения детей к чтению. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. Но, если смена книг произошла, детям надо указать на это или попросить заметить ее, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить у детей, что остановило их внимание, какую книгу им захотелось прочесть тут же. В книжном уголке можно помещать портреты писателей, иллюстраторов детской книги. Книжные выставки надо посвящать творчеству отдельных писателей, отдельным жанрам (сказка, юмористический рассказ, энциклопедия и т.д.) и даже одной книге, например той, где опубликовано произведение, проиллюстрированное разными художниками. Дети старшего возраста не только с удовольствием рассмотрят шедевры книжного искусства, но и обязательно заметят различия в творческой манере художников, выберут себе ту книгу, которая будет ближе их эстетическому вкусу, их представлениям о героях, персонажах произведения.