План по самообразованию Тема: «Речевое развитие детей подготовительной группы с помощью дидактических игр»


Что такое самообразование педагога

Постоянный, целенаправленный и организованный процесс совершенствования и практического применения теоретических аспектов современной методики работы с детьми называется самообразованием. Безусловно, общая заинтересованность в педагогических новшествах является важным элементом самообразования, однако куда более значимыми и актуальными оказываются поиски педагогом ответов на время от времени возникающие вопросы, касающиеся работы с конкретными детьми. Именно этот фактор согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) и оказывается принципиальным при выборе темы по самообразованию.

Это интересно. Разработка проблемы по самообразованию — это обязательный элемент педагогической деятельности работника образования. Причём не только воспитателей, но и узких специалистов, работающих с детьми: логопеда, хореографа, инструктора по физкультуре, педагога по музыке, а также старшего воспитателя и методиста. Кроме того, результаты и процесс самообучения является неотъемлемой частью документации, необходимой для участия педагога в конкурсах педагогического мастерства.

Поиск нового, интересного в методике — обязательный элемент профессионального роста педагога

Цели и задачи работы по самообразованию

Миссия профессионального самосовершенствования педагога является универсальной вне зависимости от возраста детей, с которыми он работает. Отличаться будут лишь частные аспекты целевых компонентов:

  • освоение опыта коллег и современных педтехнологий (в контексте подготовительной группы особое внимание стоит уделить, например, проектным методикам, форма работы над которыми готовит будущих школьников к видам деятельности, практикуемым на этой ступени образования),
  • систематизация рассмотренного теоретического и практического опыта с целью его оптимизации под условия работы с конкретными детьми (например, рассматривая опыт сочетания приёмов взаимодействия с гиперактивными детьми, воспитатель, у которого в группе только один такой ребёнок, не использует всю методическую систему, а берёт 1–2 элемента, допустим, отдаёт малышу позицию ведущего в подвижных играх),
  • обеспечение условий для гармоничного умственного, физического, эмоционального, психического развития каждого ребёнка.

Реализовать поставленные цели помогает систематическая работа над решением таких задач самообразования, как:

  • мониторинг литературы с новаторскими подходами в методике и периодическое возвращение к прошлым наработкам,
  • умеренное, но систематическое внедрение элементов различных педагогических технологических инноваций в личную практику (не стоит вводить в работу с группой сразу все понравившиеся приёмы, даже если они вписываются в тему, новшества должны быть «десертом», а не «основным блюдом», иначе детям такое положение вещей быстро надоест),
  • обобщение и распространение среди коллег собственного педагогического опыта, основанного на творческом осмыслении практики психологов, педагогов и методистов (иными словами, переписывать пусть даже и удачные конспекты занятия из издания в издание не нужно, а вот делиться собственными педагогическими разработками необходимо),
  • наглядный пример постоянного совершенствования личности (новые приёмы в работе привлекают не только детей, но и их родителей, а учитывая «заразность» таких нововведений, мамы и папы также начинают интересоваться разными формами взаимодействия с детьми).

Самообразование даёт возможность найти наиболее эффективные способы взаимодействия с детьми

Принципы организации работы по самообучению

Самообучение эффективно только в том случае, если работа строится на базе следующих принципов:

  • непрерывность освещения выбранной тематики (в зависимости от темы работа может охватить один учебный год, а может и 2–4, то есть разрабатываться на протяжении всего периода работы с детьми — со второй младшей группы до подготовительной),
  • преемственность тематики (следующая тема так или иначе должна соприкасаться с предыдущей, отвечая при этом целям и задачам учебно-воспитательного процесса в ДОУ),
  • доступность практической реализации теории (когда, к примеру, педагог рассматривает тему, связанную с компьютерными технологиями на занятиях, то не стоит сразу же вводить элементы самостоятельной деятельности детей на интерактивной доске, особенно если ребята первый раз попали в кабинет информатики),
  • взаимосвязь профессиональной и общечеловеческой культуры (это требование касается в основном оценочных характеристик религиозных и семейных ценностей — это глубоко интимная область человеческих взаимоотношений).

Формы деятельности по самообразованию

Активность, связанная с профессиональным и личностным ростом, осуществляется в двух формах:

  • индивидуальной, то есть воспитатель посещает занятия, которые проводят коллеги, принимает участие в педагогических и методических советах и разрабатывает ту или иную тему самостоятельно,
  • групповой, когда несколько педагогов занимаются обобщением опыта своих коллег и на этой основе создают, к примеру, авторскую образовательную программу.

    Коллективная работа предполагает обмен опытом в изучении темы и составление на этой основе образовательных программ узкой направленности

Компоненты папки по самообразованию

Результативность работы по самообразованию во многом зависит от методически грамотного подхода к оформлению каждого из этапов исследования вопроса. Как показывает практика, материалы по самообразованию удобно организовывать в папку. В неё входят:

  • первый лист с названием разработки, именем педагога, наименованием ДОУ, сведениями о стаже и опыте педдеятельности, категории,
  • обоснование своевременности рассматриваемой темы (почему тема актуальна в принципе, и как она может помочь в работе с конкретной группой),
  • перечень целей и задач разработки,
  • список форм взаимодействия с ребятами, их семьями и коллегами в рамках рассмотрения вопроса,
  • указание источников с наработками,
  • описание видов практических занятий с воспитанниками (непосредственная образовательная деятельность, досуговые мероприятия, режимные моменты),
  • презентация итогов практической деятельности (в виде рисунков малышей, авторских методических наработок, то есть конспектов занятий, сценариев утренников и пр.),
  • письменный самоанализ хода изучения темы.

Это интересно. Сегодня материалы в папке по самообразованию обычно предоставляются в электронном варианте.

Папка по самообразованию может быть распечаткой электронной формы оформления работы

Формированием и развитием личности ребёнка может заниматься только тот, кто уделяет должное внимание самообучению. Самообразование — обязательный элемент профессиональной практики педагога детского сада. Оно основывается на повышении общего интеллектуального уровня, изучении аспектов психолого-педагогической работы с детьми, взаимодействии с родителями, коллегами. Эта работа помогает находить эффективные способы реализации целей и задач каждого элемента учебно-воспитательного процесса.

Что входит в индивидуальный план по самообразованию

Собственный план педагога по самообразованию (после выбора темы, обусловленного актуальностью вопроса в контексте работы с конкретными детьми) включает реализацию трёх этапов работы.

Индивидуальный план конкретизирует каждый из этапов работы по теме самообразования, включая и этап внедрения теории в практику

Этап теоретического осмысления вопроса

Этот уровень разработки темы предполагает активное изучение литературы и анализ опыта коллег. А также на этом этапе педагог:

  • формулирует конкретный аспект темы, который будет рассматриваться (например, в рамках проблемы «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» музыкальный работник разрабатывает тему через призму развития музыкальных способностей, а хореограф — с помощью формирования чувства ритма и плавности движений),
  • определяет направления практического воплощения теории (на каких занятиях будет апробация материала, к какому результату педагог планирует прийти и т. д.),
  • выбирает формат отчётности о проделанной работе (видеоролики, презентации, фотоотчёты и пр.).

Практический этап

Этот аспект разработки темы охватывает весь учебный год (или два в зависимости от сути вопроса) и предполагает:

  • систематизацию изученных материалов (в виде составления списка литературы, картотеки важных цитат и ссылок),
  • регулярную подготовку и проведение занятий и досуговых мероприятий с внедрением теоретических положений изучаемой темы,
  • работу с семьями воспитанников через организацию и анализ просветительских бесед, создание опросников, анкет,
  • коррекцию выбранного направления работы в зависимости от промежуточных результатов практического воплощения теории (поиск оптимальных способов взаимодействия со всеми участниками учебно-воспитательного процесса, опосредованно или непосредственно участвующими в разработке проблемы),
  • создание творческих отчётов по каждому этапу освоения вопроса самообразования.

Главным компонентом практического этапа является непосредственное взаимодействие с детьми

Самореализация

Этот этап можно назвать итоговым, так как он предполагает анализ результатов теоретического и практического этапов работы и может быть:

  • промежуточным (когда итоги анализируются после освоения определённого блока теории),
  • финальным, организуемым по окончании исследования темы.

Самореализация может быть представлена в формате:

  • презентации полученного опыта на педсоветах, семинарах и конференциях,
  • библиотеки статей по вопросу,
  • печатных работ педагога в периодике по профилю,
  • самоанализа, который проводится в утверждённой каждым ДОУ форме и обязательно включает описание каждого уровня работы.

Это интересно. На этапе самореализации педагог предварительно намечает направление следующей темы по самообразованию.

Видео: фотоотчёт воспитателя по теме самообразования «Формирование творческой личности ребёнка средствами театрального искусства»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]