Предметно-развивающая среда в ДОУ. Уголок ПДД в старшей группе
Колосанова Наталья Дмитриевна
Предметно-развивающая среда в ДОУ. Уголок ПДД в старшей группе
Вопрос безопасности ребёнка на улицах города является очень актуальным.
Незнание детьми правил поведения на дороге часто приводит к беде. Поэтому, знакомство воспитанников с правилами дорожного движения, является одной из главных задач педагогов ДОУ. Частью этой важной работы является обязательное создание во всех группах зоны ПДД.
При создании любой развивающей зоны в группе, включая центр ПДД, воспитатель должен руководствоваться требованиями ФГОС.
Согласно положениям ФГОС дошкольного образования от педагогов требуется повышение качества образовательно — воспитательной работы с детьми через организацию предметно – пространственной развивающей среды в группе. Предметно-пространственная среда несёт в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребёнка — она воспитывает и развивает его.
Для уголков предъявляются требования в соответствии с их тематикой,однако выделяются общие положения для всех центров детской активности в детском саду:
удовлетворение интересов детей;
наполнение материальной базы с учётом возрастных особенностей воспитанников;
эстетичность, привлекательность и уютность — для создания хорошего настроения;
удобство и доступность материалов уголка каждому ребёнку- материал в центре ПДД следует располагать в свободном доступе детей;
многофункциональность игрового уголка; игровая среда должна легко видоизменяться в зависимости от обучающей ситуации;
оптимальное расположение в помещении группы (относительно источника света, остальных тематических уголков);
вариативность уголка;
учёт регионального компонента при оформлении уголка.
Содержание центра ПДД в старшей группе.
Представляю вашему вниманию оформление и атрибуты уголка «ПДД» в нашей группе.
В уголке есть всё необходимое для усвоения детьми правил дорожного движения.
Макет нашего района с проезжей частью и перекрёстком, имеющий съёмные детали: дети могут самостоятельно моделировать улицу.
Комплект дорожных знаков и светофор.Имеются красочно оформленные дорожные знаки: если они постоянно будут в центре детского внимания, дошкольники быстро их запомнят.
На стене висят яркие красочные плакаты по правилам дорожного движения, по безопасному поведению на дороге.
Художественная литература, загадки, кроссворды на тему дорожных правил.
Создана картотека дидактических игр, дидактические и настольные игры по ПДД.
Карточки с изображением опасных ситуаций, которые могут произойти на проезжей части.
В уголок часто помещаем детские творческие работы по ПДД. Дети рассматривают их, обсуждают.
Есть всё необходимое для сюжетно-ролевых игр.
В уголке представленывсе виды дорожного транспорта: автобусы, троллейбусы, легковые и грузовые машины.
Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Экзамен в автошколе»
: окошечко выдачи прав, водительские удостоверения, одежда инспектора ГИБДД.
Одна из любимых игр «Заправочная станция». В этом году мы изготовили заправочную станцию и автомойку.
В уголке для родителей так же имеется информационный материал и рекомендации по актуальным темам, касающихся ПДД.
Родители принимают активное участие в пополнении атрибутов для сюжетно-ролевых игр. Макет дороги был создан при их активном участии.
Наличие уголка по ПДД в группе поможет дошкольникам приобрести необходимые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.
Игровой макет по ПДД для детского сада своими руками
Мастер-класс изготовления игрового макета «Улица города»
Автор: Норкина Оксана Сергеевна Воспитатель МАДОУ детский сад №21 «Росинка» комбинированного вида городского округа город Кумертау Республики Башкортостан Мастер-класс рассчитан на воспитателей, но может пригодиться и родителям. Назначение: обучение игровому моделированию, формирование безопасного поведения на проезжей части. Цель: изготовление макета для игрового моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Задачи: — познакомить детей с правилами дорожного движения, назначением и сигналами светофора, с дорожными знаками, расширить знания о правилах безопасного поведения детей на улице; — активизировать детей на самостоятельную деятельность в уголке ПДД, Игровой макет можно использовать для развития мелкой моторики, зрительного восприятия, социально-бытовой ориентировки, ориентировки в пространстве.
Описание: I этап — основа для макета Для изготовления основы игрового макета «Улица города» нам понадобится: 2 кусочка от панели МДФ (у меня они по 53 см), шарнир рояльный, винтики и гайки для крепления.
Дрелью просверливаем отверстия в панелях МДФ в выбранных местах, крепим рояльный шарнир винтиками и гайками.
Чтобы наш макет стоял под углом 90 градусов и не падал назад, с одной стороны прикручиваем уголок ограничитель (у меня это часть крепления от старой гардины), закрашиваем нижнюю часть нашего макета черной краской.
Теперь будем оформлять верхнюю вертикальную часть макета. Для его оформления берем 2 картинки с изображением домов (я себе скомпоновала такие).
Распечатываем картинки в двойном экземпляре, ламинируем, если нет ламинатора то можно просто обклеить скотчем. Картинка становится ярче и легче ухаживать за макетом – вытирать пыль например. По одному экземпляру наших заламинированных картинок наклеиваем, стыкуя на макет, вот что у нас должно получится.
Теперь будем придавать картнке объем. Для этого со вторых экземпляров вырезаем здания по своему усмотрению, и наклеиваем их на заранее приготовленные заготовки из потолочной плитки — одинарные дальний план и двойные передний план, в своей работе я использовала клей для потолочной плитки «Мастер»
Вырезаем здания канцелярским ножом
Наклеиваем (использую все тот же «Мастер») на макет, у нашей улицы появилась «глубина».
Переходим к оформлению проезжей части. Берем строительный скотч выделяем пешеходный переход, разделительную полосу, т.е то что мы будем закрашивать белым, все остальное закрываем.
В работе использую обычные аэрозольные краски в баллончике, продаются в любом строительном магазине, быстро сохнут, удобны в использовании. Выделили все линии белым – снимаем скотч. Проезжая часть и переход готовы.
II этап — Бумажные машины. Теперь распечатывает шаблоны бумажных машин, на просторах интернета их огромное множество, для примера возьмем такие.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Распечатанные шаблоны ламинируем (1 лист ламинированной пленки- 2 листа шаблонов с автомобилями) листы складываем белыми сторонами внутрь. Ламинируем для того, чтобы машинки стали более жесткими, яркими и появилась возможность их протереть. Когда лист заламинирован, разрезаем его по контуру и у нас получается 2 листа заламинированных по цветной стороне, вторая сторона остается не заламинированной (бумажной) – бумага лучше склеивается, а ламинированные машинки блестят. Вот так выглядит разрезанный с 3-х сторон ламинированный лист с шаблонами.
Вырезаем шаблоны машин, склеиваем.
III этап — дорожные знаки. Теперь переходим к изготовлению дорожных знаков. Материалы: листы обычной офисной бумаги белой у меня ушло 2 шт, потолочная плитка (лучше моющаяся), канцелярский нож, зубочистки, клей мастер, мозаика 3 цветов (красная, желтая, зеленая), заламинированный лист с заготовками знаков, я использовала такой.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Вырезаем и наклеиваем 1 экземпляр на плитку, вырезаем канцелярским ножом по контуру, с другой стороны наклеиваем 2 экземпляр(по желанию можно вторую часть знака не наклеивать. Делаем подставочку для наших знаков. Берез лист белой бумаги и нарезаем полоски 4-5 мм по длинной стороне листа. Для одного знака, нужно 5 полосок.. Берем одну полоску и накручиваем ее на зубочистку формируя тугой «ролл» — это верхняя часть подставки. Склеиваем в длинную полоску 4 полосы, скручиваем в «ролл». На большой ролл ставим сверху маленький, склеиваем. Обмакиваем край зубочистки в клей, протыкаем наши «роллы», другим краем зубочистки протыкаем заготовку с дорожным знаком. Все наш знак готов.
Чтобы светофор был более объемным добавим в огоньки маленькой мозаики соответствующих цветов, проколов дырочки шилом, вставляем мозаику.
Наш автопарк
Наши знаки
Спасибо всем за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект игры-путешествия «Уроки осторожности» для старших дошкольников Дидактическая игра по ПДД для детского сада «Мой родной поселок» Познавательно-развлекательная игра по правилам дорожного движения для старших дошкольников Конкурсно-игровая программа по ПДД в старшей группе «Мой друг-велосипед»
Похожие статьи:
Сценарий детской олимпиады по ПДД в подготовительной группе
Перспективный план развития и руководства сюжетно-ролевой игрой
Сценарий родительского собрания по ПДД в ДОУ
Проект по ПДД в старшей группе
Конспект занятия по ОБЖ в подготовительной группе
Оформление участка в стиле ПДД
Наталья Глотова
Оформление участка в стиле ПДД
Вот и пришла пора летней оздоровительной работы. Тематикой этого года было выбрано ПДД.
Большое внимание было уделено созданию предметно – развивающей среде. В группе оформлен уголок по безопасности, по ПДД куда вошли дидактические, развивающие, настольные игры; Атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Водители»
,
«Проезжая часть»
,
«Моя улица»
и т. д. (костюм полицейского, жезл, рули, свистки, Атрибуты для подвижных игр по ПДД
(рули, шапочки, накидки, коврики и т. д.)
; Макеты улицы с транспортными средствами, перекрестком, дорожными знаками; Альбомы сюжетных картинок отражающих дорожные ситуации; Демонстрационный материал
«Транспорт»
,
«Дорожные знаки»
, плакаты; Строительный конструктор
«Улица»
.
Развивающая среда создана в соответствии с возрастными особенностями детей, образовательными областями и программными требованиями.
Для закрепления физических качеств были изготовлены корова, кот Матроскин для метание мячей и колец,сделали из пластиковых труб лабиринт, из старых кубиков и конструктора придумали «тренажер» для ног и штанги с песком на утяжеления, качели для равновесия. Золотая цепь и кот ученый, русалка на ветвях сидит, следы невиданных зверей для ходьбы. Витязи для метания мешочков и скручивания. Основным видом деятельности является игра.
С целью реализации задач по обучению детей безопасному поведению на дорогах,на площадке старшей группы нами изготовлены пособия по направлениям:
Социально – коммуникативному развитию, оборудована площадка – улица с переносными знаками, светофорами, пешеходными переходами. Стационарными машинами, автобусом и машинами – коробками. Дети самостоятельно создают дорожную ситуацию. «Кресло»
стулья оборудованы ремнями безопасности. В зоне отдыха стоят диванчики спецмашин.
Дети с родителями изготовили макет дороги, игру на кубиках для закрепления знаний дорожных знаков. На веранде имеются напольные коврики для игр с машинками и знаками дорожного движения.
Речевое развитие — подготовлены альбомы для рассматривания, сюжетные картинки с ситуациями для проговаривания. Стена веранды оформлена сюжетом «Мой город»
. Один раз в неделю с детьми и родителями выпускаем газету
«Пешеход»
. Дети приносят журналы, книги по ПДД для рассматривания и чтения с воспитателем.
Познавательное развитие — изготовлены игры – лабиринты с дорожным движением, участок оформлен гирляндой и клумбами по цветам светофора. Дидактическая игра «Собери пазлы»
дорожных ситуаций и знаков дорожного движения.
Художественно – эстетическое развитие – подобраны раскраски по дорожным ситуациям и знаками дорожного движения. Для игр с песком изготовлены дорожные знаки, светофор и автомобили. Алгоритмы постройки улиц с дорожным движением.
Физическое развитие – изготовлена игра попади в цель «Светофор»
, схемы игр по ПДД.
На веранде оформлен информационный стенд «Уголок Безопасности»
для родителей, Схема безопасного маршрута до образовательной организации. Информация для родителей обучающего характера по ПДД, периодически сменятся.
Обучение ПДД должно быть в форме игры
Заинтересованность детей в обучении ПДД – ключ их безопасности на проезжей части в будущем. Поэтому для поддержания внимания и хорошего запоминания информации необходим игровой подход, особенно в дошкольный период. Уголок ПДД в детском саду поможет создать развлекательную и одновременно познавательную обстановку. Его функция должна заключаться в объяснении в игровой форме правил поведения на проезжей, пешеходной части и железнодорожных путях.
Как оформить уголок ПДД в детском саду в игровом плане? Существует два основных способа разыгрывания ситуаций на дороге:
- Костюмированное представление с участием самих детей. Для этого достаточно иметь некоторые атрибуты инспектора ДПС (жезл, фуражку и свисток), в качестве обозначения машины подойдет руль, зебру можно создать из белых полосок бумаги, а регулированием макета светофора пусть занимается кто-то из ребят.
- Настольные игры с использованием дорог, знаков, фигурок и/или конструктора. Некоторые элементы можно сделать своими руками, но лучше приобрести простейший крупных размеров макет улицы с пешеходной дорогой, переходом и проезжей частью. Выработать правильное поведение детей на Ж/Д путях позволит игра с использованием игрушечной железной дороги со знаками, мостами, переходами или даже вокзалом, станцией, перроном.
Можно также сшить или приобрести жилеты для детей с изображением различных типов транспорта. Занимательной игрой является вариант вопрос-ответ. Такая проверка знаний у детей продается в готовом виде или проводится в устном неформальном опросе, например, на тему «Что это за знак».
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Разработка различных методических материалов для дошкольных образовательных учреждений, в т. ч. по пропаганде безопасности дорожного движения, является одной из форм работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Правовой основой, регламентирующей эту деятельность, являются:
- Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
- приказ Минобразования России от 22.08.1996 № 448 «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений» (вместе с Временными (примерными)
требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении в части формирования у детей, начиная с младшего дошкольного возраста, навыков безопасного поведения на улице);
Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды – обязанность родителей и воспитателей. Поэтому обучение безопасному поведению на улице нужно проводить уже в младшем возрасте.
Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма во многом обусловлен недостатками в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улице.
Инновационный подход к организации дидактических занятий с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач:
- развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;
- обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;
- формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.
При переходе из одной возрастной группы в другую ребенок должен иметь определенные знания по основам безопасного поведения на улице. Начинать обучение необходимо уже с младшего дошкольного возраста, постепенно наращивая знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали правила дорожного движения.
Что должен знать воспитатель о ПДД Каждый воспитатель должен хорошо знать правила дорожного движения, для того, чтобы вести воспитательную работу с детьми и родителями, обеспечивать безопасность воспитанников.
- Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны;
- Там, где нет тротуаров, нужно ходить по краю проезжей части, по левому краю дороги, навстречу движению, чтобы видеть движущийся транспорт и вовремя отойти в сторону;
- Пешеходы обязаны переходить улицу только шагом по пешеходным переходам, с обозначенными линиями или указателем «пешеходный переход»
, а не на перекрёстках с необозначенными переходами – по линии тротуара; - Прежде чем сойти на проезжую часть при двустороннем движении, необходимо убедиться в полной безопасности;
- Запрещается пересекать путь движущимся транспортным средствам, выходить из-за транспорта на проезжую часть;
- В местах перехода, где движение регулируется, пешеходы должны переходить улицу только при зелёном сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика (когда он повернулся к нам боком)
; - В местах, где переходы не обозначены и где движение не регулируется, пешеходы должны во всех случаях пропускать приближающийся транспорт. Запрещается переходить улицу около кругового или крутого поворота;
- Группы детей разрешается водить только по тротуару, не более чем в два ряда (дети идут, взявшись за руки)
. Впереди и позади колонны должны находиться сопровождающие с красными флажками; - Перевозить детей разрешается только в автобусах, двери и окна которых должны быть закрыты. На лобовом стекле иметь опознавательный знак «Дети»
.
В первой младшей группе дети знакомятся с транспортными средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоят машины. Обучаться различать красный и зелёный цвета.
Следовательно, в игровом уголке должны быть:
Набор транспортных средств
Иллюстрации с изображением транспортных средств
Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.
Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт»
(разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.)
Атрибуты для игры в гараж — различные машины, набор инструментов (гаечный ключ, молоточек, отвёртки, насос, шланг)
.
Атрибуты для игры «Водитель и автомобиль»
,
«Автомобили и светофоры»
.
Строительный материал для постройки домиков, машин
Дидактические игры «Собери машину»
(из 4-х частей)
,
«Поставь машину в гараж»
,
«Светофор»
.
Так, в первой младшей группе детей учат различать красный и зелёный цвета. Детям при этом можно пояснить, что красный и зелёный цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зелёный разрешает (желательно показать им сначала светофоры с кружочками, а затем с человечками)
. При проведении игры
«Красный – зелёный»
воспитатель поясняет, что если он показывает красный кружок – надо стоять, а если – зелёный – повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Так закрепляется привычка осматриваться перед выходом на проезжую часть даже на зелёный сигнал светофора.
Во второй младшей группе дети продолжают работу по распознаванию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умение различать красный, жёлтый, зелёный цвета, знакомятся с понятиями «тротуар»
и
«проезжая часть»
.
Поэтому, к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы, следует добавить: Дорожный знак особых предписаний «место остановки автобуса или троллейбуса»
Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры»
,
«Найти такую же картинку»
.
Игрушки (мелкие машинки, макеты домов, строитель)
для игры
«Улица города»
.
Простейший макет улицы (желательно крупный)
, где обозначены тротуар и проезжая часть.
Макет транспортного светофора (плоскостной)
.
В средней группы новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны чётко представлять, что когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зелёный сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал.
В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть: Дорожный знак особых предписаний
«Пешеходный переход»
.
Дорожный знак сервиса «Автозаправочная станция»
.
Дидактические игры «Найди свой цвет»
,
«Собери светофор»
На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.
Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге.
В средней группе, закрепляя понятия «тротуар»
и
«проезжая часть»
, дети знакомятся с местами движения машин и людей, отрабатывают навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны. Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети должны научиться находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. После чего следует объяснить детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему
(остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа)
.
Работа с детьми дошкольного возраста по теме ПДД: 4-5 лет
Развивающая среда:
- Макет: перекрёсток, зебра, островок безопасности;
- Крупные и мелкие дорожные знаки;
- Картинки на классификацию видов транспорта;
- Информация для родителей «Что должны знать дети о правилах дорожного движения;
- Фланелеграф: машины, дорожные знаки.
Художественная литература:
- Н. Носов «Автомобиль»
- Дорохов «Заборчик вдоль тротуара»
В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового.
Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекрёсток»
,
«Дорожные знаки»
.
Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:
Макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке.
Желательно, чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу.
Также, необходим набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как:
информационно-указательные – «Пешеходный переход»
,
«Подземный пешеходный переход»
,
«Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»
;
предупреждающие знаки – «Дети»
;
запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено»
,
«Движение на велосипедах запрещено»
;
предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка»
,
«Велосипедная дорожка»
;
знаки приоритета – «Главная дорога»
,
«Уступи дорогу»
;
знаки сервиса – «Больница»
,
«Телефон»
,
«Пункт питания»
.
Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр.
Дидактические игры: «О чём говорят знаки?»
,
«Угадай знак»
,
«Где спрятался знак?»
,
«Перекрёсток»
,
«Наша улица»
Кроме того, детей старшей группы знакомят с работой регулировщика. Значит, в уголке БДД должны быть схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?»
, атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
Следующая > |
Элементы уголка, посвященного правилам дорожного движения
Какие следует использовать элементы для оформления данной композиции? Некоторые детали, входящие в уголок ПДД в детском саду, своими руками оформить несложно. Например, красочные плакаты с различными ситуациями на дороге, которых не должно быть много, чтобы не перегружать внимание детворы. В качестве героев таких зарисовок вполне подойдут мультипликационные, сказочные персонажи или животные. После того как дети уже чему-то научились, можно дать им возможность изобразить такие рисунки самим.
Список основных элементов, которые желательно включить в уголок ПДД в детском саду:
- Наряду с ситуационными изображениями на отдельном участке стены, стенде или другой подходящей поверхности должны находиться иллюстрации, демонстрирующие расположение пешеходных и транспортных дорог на улице, в частности на перекрестке, светофор и разметка зебры крупным планом, типы транспорта, виды машин с разных сторон.
- Карточки с дорожными знаками, куклы в форме инспекторов ДПС, игрушечные макеты машин, светофоров, дорожного полотна. Особое внимание стоит также уделить безопасным маршрутам от детского сада до дома.
- Цветная бумага и все, что необходимо для работы с ней, позволят создавать воспитателям и детям аппликации различной сложности, начиная от светофора с зелеными и красными кружками и заканчивая макетами проезжей части и железной дороги.
Правила дорожного движения для детей
Уголок ПДД в детском саду должен иметь несколько особенностей в зависимости от возраста детей. В младшей группе до детей должны быть донесены знания о самых распространенных знаках и видах транспорта с использованием осязаемых предметов, картин и ролевых игр. Не стоит сразу предлагать продвинутые электронные способы обучения, что может сделать неинтересным для ребенка вырезание предметов из цветной бумаги, лепку из пластилина и прочее. В старшем дошкольном возрасте количество мультимедийных способов обучения может быть увеличено.
Детям также следует показать информацию о сложных дорожных пересечениях, виды специализированных машин (скорой помощи, полицейского автомобиля), более широкий спектр знаков (дети, переход или проезд на велосипедах запрещены, а также подземный и пешеходный переход, обозначение установочного пункта и прочее).