Интересные статьи
Конспект занятия по математике в детском саду по ФГОС
Все родители хотят, чтобы их малыш был умным и достиг успеха в жизни. В пять лет дети уже много что знают и могут поддержать небольшой разговор и сделать выводы. Некоторые дети даже умеют читать в этом возрасте. В настоящее время очень много разных кружков, секций и клубов по развитию дошкольника. Многие родители хотят подготовить ребенка к школе и отдают его на различные подготовительные курсы. Но не стоит забывать, что это ребенок, он хочет играть и веселится. Чтобы не навредить малышу и не отбить у него желание учится, нужно понять его желания и следовать им, немного направляя в сторону развития и обучения. Если ребёнку нравятся настольные игры, он усидчив, и вы заметили интерес к шахматам. То стоит отдать его в шахматную секцию или начать обучение дома. При условии, что ваши навыки игры вам это позволяют. Шахматы для ребенка в 5 лет это самый подходящий момент для начала обучения.
Польза шахмат для детей
«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь как один из элементов умственной культуры.» В.А Сухомлинский — талантливый советский педагог и писатель.
Если ваш малыш гиперактивный, и ему понравились шахматы, поддержите его желание, так как они развивают усидчивость и дисциплину. Если вы хотите развить интеллект ребенка обязательно попробуйте научить его играть в шахматы.
Первые шаги в обучении нужно начинать с близкими родственниками, если мама с папой не имеют соответствующих знаний, это могут быть бабушка или дедушка. После изучения фигур и начальных знаний можно отдать ребенка в секцию шахмат. Вы не пожалеете об этом так как польза от игры в шахматы очевидна:
- развивает мыслительный процесс;
- малыш становится усидчивым и внимательным;
- дает понимание о последствиях его действий, учит быть ответственным;
- развивает логическое мышление;
- учит нестандартно думать;
- учит анализировать действия противника и предугадывать его поведение.
Описание и суть игры в шахматы
По описанию, шахматы относятся к логическим настольным играм. В состязании в классическом варианте принимают участие два человека. В шахматах используют определённые фигуры. Бывают и командные игры, когда две группы играют одна против другой или одна команда – против одного игрока с противоположной стороны.
Игра в шахматы сочетает в себе научный подход (даже математика изучает отдельные нюансы шахматной игры), спортивный (состязание или соревнование между участниками) и аспекты искусства (это относится к шахматным композициям).
История шахмат берёт своё начало в V-VI веке до нашей эры в Индии. Затем игра распространилась в соседние страны Востока: Китай, Таиланд и другие. В IX веке нашей эры об игре в шахматы узнали в Европе. Но это уже была совсем не та игра, которую придумали индусы. В ней появились правила, которые полностью сформировались к XIX веку. С конца XIX века регулярно проводятся шахматные турниры международного уровня, победителю присваивается звание чемпиона мира.
C начала XX века организацией международных соревнований по шахматам занимается ФИДЕ – Международная шахматная федерация.
Суть игры в шахматы состоит в достижении главной цели этого состязания – поставить мат королю соперника. Это и есть победа для первого участника и поражение для второго.
Шахматы с 5 лет и старше
Вашему малышу уже почти пять, и вы хотите начать обучение, тогда нужно знать, что в таком возрасте он не может долго концентрироваться на чем-то одном. Первые занятия нужно делать очень короткими.
Достать доску с шахматными фигурами и просто дать их ребенку поиграть. Далее помаленьку знакомить с каждой фигурой в отдельности.
Можно рассказать сказку или показать мультфильм про шахматы. У Фиксиков есть хорошая серия про шахматы:
После изучения названия фигур и мест их расположения на шахматной доске, можно поиграть в игру, напоминающую лото. Положите в непрозрачный мешок фигуры и пусть ребенок опускает руку в мешок и на ощупь определяет название, и после этого ставит фигуру на ее место, на доске.
Опишите шахматную доску и фигуры в зависимости от предпочтений малыша. Если это мальчик и ему нравятся рыцари, то доска — это поле боя, фигуры это две армии которым нужно захватить короля. Если ему нравятся звездные войны, то опишите все в соответствии с этим сюжетом, можно даже купить шахматы в виде персонажей из звездных воинов.
Главное, чтобы у ребенка были первоначальные ассоциации с чем-то ему знакомым и это напоминало ему какой-то сказочный сюжет.
Расскажите, как ходит каждая фигура и возможно придумайте какую-то историю почему она, так ходит, в зависимости от выбранного вами сюжета. Так юный шахматист лучше запомнит все фигуры и как они ходят.
Проведите сравнение фигур и выстройте шкалу ценностей каждой фигуры. Какая фигура более важная и почему.
Не переходите сразу к игре, закрепите знания создавая разные задачки, на шахматной доске. Например, расставьте пешки противника на доске и пусть малыш с помощью одной фигуры срубит все пешки за наименьшее количество ходов. Для изучения коня, расставьте пешки в виде забора, через который должен перепрыгивать конь, и достигнуть края доски. И главное помните, вы, обучаете ребенка и нужно все преподносить в виде сказочной игры, стараясь не перегружать его и не заставлять.
Шахматы: правила для начинающих детей
Первое занятие следует со знакомства с фигурами. Малышу требуется запомнить их названия. Возможно он захочет поиграть с шахматными фигурами, как ему хочется. Позвольте ему сделать это. Если ваш малыш любит фантазировать, то можно придумать сказку о шахматной стране.
Второе занятие посвятите с того, что расскажите ребенку о том, у каждой фигуры есть положение на доске и ходят фигуры по определённым правилам:
Пешка делает только один шаг на плоскости доски вперед, а съедает фигурку противника по диагонали. Также пешка превращается в любую фигуру, если ей удастся дойти до противоположного края доски.
На один шажок может ходить и король, правда, в любую сторону.
Ферзь — самая могущественная во всей игре. Передвигается и прямо, и в бок, и по диагонали.
У коня ход необычный: он подпрыгивает через остальные фигурки на две клетки и одну вбок. Его ход похож на букву «Г».
Слон продвигается по диагонали на нужное количество клеток.
Ладья вперед или в боковом направлении.
Все фигурки убираются с доски, а короля съесть нельзя. Можно только объявить мат.
Каждой можно посвятить отдельное занятие. Потом покажите, как они действуют в связке друг с другом. Если малыш устал, то не нужно настаивать на занятии. Так можно отбить интерес к игре навсегда.
Не торопитесь, сопровождайте освоение правил различными играми:
- Чудесный мешочек. B непрозрачном мешочке по очереди спрячьте все шахматные фигуры и попросите ребенка на ощупь определить, какую фигуру вы спрятали. Для большего эффекта позвольте и малышу прятать фигуры, a сами угадывайте, какая шахматная фигура в мешочке.
- «Найди отличия». Попросите ребёнка перечислить все отличия одной фигуры от другой.
- «Что пропало». Выставляете на стол всех представителей шахматных фигур и, когда ребёнок отворачивается, то убираете одну фигуру. Малыш должен отгадать, какую фигуру вы спрятали. Эта игра отлично развивает зрительную память.
- Лепка шахматных фигур из пластилина или глины.
- «Кубик». Возьмите один из старых кубиков, нарисуйте на бумаге каждую из шести шахматных фигур и приклейте рисунки к граням кубика. Или склейте кубик из ватмана. Бросайте кубик по очереди. Бросивший должен назвать фигуру, которая выпадет на верхней грани кубика.
- «Угадайка». Словесно опишите ребенку какую-нибудь шахматную фигуру и предложите догадаться, что это за фигура. Потом поменяйтесь ролями.
- «Запретная фигура». Поставьте шахматные фигуры перед ребенком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть все показываемые фигуры, кроме «запретной», которая выбирается заранее. Вместо названия запретной фигyры надо сказать: «Секрет».
- «Поигpаем — угадаем». Загадайте ребенку какую-нибудь шахматную фигуру. Малыш перечисляет фигуры, пока не назовет задуманную. Потом поменяйтесь ролями.
- «Буква». Спросите ребенка, названия каких шахматных фигур начинаются c букв K, Л, П, C, Ф.
- «Что общего?». Возьмите две любые шахматные фигуры и спросите ребенка: чем они похожи? Чем отличаются? (Цветом, формой).
- «Большая и маленькая». Поставьте перед ребенком шесть разных шахматных фигур, попросите выбрать самую высокую, назвать ее и отставить в сторону. Затем ребенок определит самую высокую из оставшихся фигур и т.д. B конце игpы все шахматные фигуры возвращаются на место, и начинается новая игра, в которой выбирается самая низкая шахматная фигура.
- «Шахматный теремок». Постройте из кубиков домик-теремок, в который будут по одной, от самой маленькой до самой большой, забегать шахматные фигуры. Ребенок должен назвать каждую из них.
- «Шахматная репка». Посадите «репку». Около нее ребенок по росту выстраивает шахматные фигуры, поясняя: «Дед — это король, бабка — ферзь, внучка — слон, жучка — конь, кошка —ладья, мышка — пешка».
- «Шахматный колобок». Дидактическую игру-инсценировку сказки «Колобок» можно провести так: дед — король, баба — ферзь, заяц — пешка, лиса — конь, волк — слон, медведь — ладья, а колобок — шарик или клубок. Ребенок должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. B конце сказки пусть лиса колобка не съест, колобок от нее убежит.
- «Белые и черные». B беспорядке поставьте на столе по шесть рaзных белых и черных шахматных фигур. Начиная дидактическую игру, отставьте одну из фигур в сторону, назвав ее и указав ее цвет, например: «Белый конь». Ребенок продолжает игру и выбирает шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие), обязательно называя ее, например: «Черный ферзь». Далее новую шахматную фигуру представляете вы и т.д.
- «Школа». Переверните деревянную шахматную доску клетками вниз, в углубления поставьте шахматные фигуры и скажите ребенку: «Это твои ученики. Как зовут этого ученика? А этого? A этого?. .»
- «Цвет». Попросите ребенка поставить в один ряд все белые или все черные шахматные фигуры. Когда ребенок выполнит задание, поменяйтесь ролями, и, к примеру, располагая друг около дружки белые фигуры, «по ошибке» поставьте там же одну-две черные шахматные фигуры. Ребенок должен заметить вашу ошибку и указать на нее.
- «Пирамида». Посоветуйте ребенку на белую ладью поставить черную, затем снова белую и черную, a на самый верх — белого короля. Спросите y ребенка, нельзя ли построить пирамиду из других шахматных фигур.
- «Догонялки». Выберите одну из белых фигур, к примеру ферзя, и имитируйте его бег по столу. После этого предложите ребенку выбрать и назвать какую-либо черную фигуру и пуститься ей вдогонку за вашим ферзем. Пусть ваша шахматная фигура «бежит» не очень быстро, и фигура ребенка ее догонит. Потом поменяйтесь ролями.
- «Прятки». Спрячьте в комнате несколько шахматных фигур. Ребенок должен найти и назвать их. B этой дидактической игре, в отличие от прочих, весьма опасно меняться ролями, так как вы рискуете остаться с неполным комплектом шахматных фигур.
- «Над головой». Назовите какую-нибудь шахматную фигуру. Ребенок должен ее выбрать и поднять над головой.
- «На стуле». Поставьте на стул одну из шахматных фигур. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаньте c ребенком. Досчитайте до трех и на счет «три» бегите к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать ее.
- «Убери такую же». Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Уберите одну из фигур в коробку. Попросите ребенка назвать эту фигуру и положить в коробку другую аналогичную шахматную фигуру и т.д.
- «Полна горница». Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом полями вниз лежит раскрытая деревянная шахматная доска или коробка для шахматных фигур. Предложите ребенку взять одну из шахматных фигур, назвать ее и уложить «спать» в коробку или в шахматную доску. Следующую фигуру укладываете вы. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. После этого ребенок закрывает коробку или защелкивает шахматную доску.
Последние две дидактические игры предназначены для того, чтобы сделать процесс сбора шахматных фигур после окончания занятия достаточно занимательным.
На третьем занятии отработайте с ребёнком правильную расстановку фигур и простейшие шаги каждой фигуры по памяти.
Как только он запомнит, где их место на доске, можно пошагово обучать правилам игры. Маленький шахматист должен понять основные принципы:
- Всегда обеспечивать прикрытием своего короля.
- Давать на съедение персонажей игры можно только, если их жертвуют в пользу удачного хода.
- Чем слабее фигура, тем ближе к центру она должна стоять.
- Ценность фигур – разная: ладья дороже, чем пешка, а король хоть и влиятелен, но беспомощен.
- Желательно первым нейтрализовать ферзя противника.
Чтобы сохранить интерес к игре и повышать мастерство малыша, существует несколько рекомендаций от преподавателей шахматных школ:
- Победа в игре будет стимулом, но часто поддаваться ребёнку не стоит, иначе он решит, что дальше обучаться нет необходимости.
- Играть только тогда, когда у ребёнка есть желание.
- Подготовительным этапом к игре в шахматы могут быть занятия шашками.
- Полезно после игры обсуждать ее ход, какие были совершены ошибки, а какие действия были удачными.
- Купите книгу с шахматными задачами для детей.
- Нужно отмечать успехи ребенка, хвалить за удачные ходы.
Учите своих детей играть в шахматы. Надеюсь, что советы, как провести с малышом первые шахматные уроки, помогут вам увлечь ребёнка этой замечательной и очень полезной игрой.
Также можете для себя замечательную иллюстрированную книгу для детей
Ф. Халас, З. Геци «Приключения в шахматном королевстве». Желаю удачи!
Основы стратегии
После изучения фигур можно переходить к стратегии. Главные моменты, которые должен знать юный шахматист:
- король — это главная фигура и ее нужно защищать;
- захватить контроль над большей частью доски;
- не подвергать опасности свои фигуры, каждая фигура должна быть под защитой;
- прежде чем сделать ход, просчитать все шаги противника, какие он может сделать после вашего хода.
Каждая фигура должна иметь свою ценность, и малыш должен это знать:
- Пешка — 1 очко;
- Конь – 3 очка;
- Слон – 3 очка;
- Ладья — 5 очков;
- Ферзь — 9 очков;
- Король не имеет цены, так как если его срубят игра закончится. Это самая важная фигура.
Ребёнку нужно дать ассоциацию, например, 1 очко это, одна конфета или один рубль, или то, что для него важно, и он хорошо это знает. Или пусть одно очко это одна пешка, тогда конь это три пешки.
Контроль центра доски.
Фигуры, находящиеся в центре, приобретают больший вес в отличии от тех, кто стоит на краю, в первоначальной позиции. У них появляется больше вариантов для нападения и отступления. Лучше всего для этого нужно использовать коней и пешек. А такие фигуры как слон, ладья и ферзь подойдут для контроля и нападения из далека.
Все фигуры должны быть задействованы.
Когда большинство фигур остается на своих изначальных местах, а все действия делает пара фигур, то в ключевой момент вам может не хватить сил для нанесения решающего удара или его отражения. А когда большое количество фигур контролируют поле, то победа неизбежна.
Консультация для родителей по занятиям
Конечно, не у всех детей есть тяга к шахматной игре. Но если все же родители хотят привить любовь своего ребенка к такому занятию, то здесь важно замотивировать сына или дочь. Еще до того, как познакомить свое чадо с шахматами, нужно периодически доставать доску и фигурки, расставлять их, потихоньку знакомить ребенка с их названиями, принципами ходов. Также можно при ребенке сыграть несколько партий с членами семьи или друзьями. Есть еще несколько правил и рекомендаций:
- первое занятие должно длиться не дольше десяти минут;
- отвечайте на все интересующие ребенка вопросы;
- второе занятие тоже должно быть непродолжительным, но побольше первого, достаточно 15 минут;
- перед началом занятий можно дать малышу посмотреть мультфильмы про шахматы.
Во многом и от родителей зависит заинтересованность их ребенка в шахматах. Поэтому обязательно показывайте сыну или дочери, что вам тоже интересна игра. После этого ребенок точно увлеченно начнет расспрашивать о разных аспектах. Как только почувствуете заинтересованность и мотивацию малыша, можно начать водить ребенка на специализированные курсы по шахматам в кружки или к репетитору. Здесь уже педагог будет заниматься с ребенком. Притом такие уроки будут очень полезными: они развивают творческое и логическое мышление, учат победе и проигрышам, малыши смогут овладеть навыками по созданию собственных стратегий и логических цепочек игры.
Также на курсах ребенку будет интересно заниматься шахматами, так как он будет видеть примеры других детей. Даже чужие успехи могут стимулировать дошкольника к получению новых знаний и навыков. Обязательно поддерживайте и подогревайте интерес ребенка к таким занятиям. Отлично, если кто-то в семье любит и умеет играть в шахматы. Тогда тренировки можно продолжать и дома. Когда малыш сможет побеждать соперников, он будет радоваться и получать удовольствие. При проигрышах же дошкольник сам начнет понимать, что в процессе игры нужно быть более внимательным и осмотрительным.
Как играть с юным гроссмейстером
- Не стоит стараться обыграть малыша. Если он будет постоянно проигрывать, то быстро потеряет интерес к игре. Иногда проигрывайте если видите, что ваш маленький ученик делает хорошие ходы и выбрал правильную стратегию, а также можно устраивать ничью;
- Нельзя проигрывать постоянно или часто, т. к. после редкого поражения он будет сильно переживать;
- Каждую партию, сыгранную с малышом, разбирайте. Поощряйте хорошие ходы и обсуждайте не удачные;
- Играть нужно регулярно и не делать больших перерывов;
- Не нужно ждать от ребенка быстрых и серьезных результатов, не оказывайте на него давления;
- Не нужно давать малышу перехаживать, он должен осознавать ответственность за сделанный ход.
Значение шахмат для развития ребенка
Что развивают шахматы у младших детей:
- Ставить цель и усердно идти к ней – нужно строить связи, логические цепочки и просчитывать верный путь к победе. Детвора этого не умеет, а шахматная игра позволяет постепенно расширять рамки, увеличивать количество задач, преображать возможные пути их выполнения.
Шахматы
- Мышление, позволяющее принимать нестандартные решения в рамках системы своих действий – это также очень важно. Рамки, навязанные нам обществом, родителями, школой – это ограничитель наших возможностей. А шахматы позволяют разрушить границы, переступить через них и увидеть мир, который открывается снаружи.
Обратите внимание! Ребенок еще не имеет достаточного опыта, чтобы пользоваться стандартами. Он начинает учиться строить логические цепочки и не понимает, что где-то могут быть ограничения, поэтому его ум ищет способы решения своих задач там, где взрослый применяет стандарты.
- Сила воли и выдержка. Спортивный интерес и стремление к победе воспитывают силу воли. Малыш понимает, что если стараться и думать, то старания будут вознаграждены. Шахматы учат, что для достижения определенного результата иногда необходимо выждать время, выбрать холодный расчет, а не эмоции. Усидчивость также развивает силу воли и воспитывает характер.
- Просчитать в шахматах все ходы и схемы, чтобы определить наиболее выгодное решение – это тренировка логического мышления и математических способностей. Методика обучения шахматам как реальная жизнь: потеря некоторых активов (шахматных фигур) в жизни (шахматной партии) при рациональном расчете обеспечивает выгодное положение.
- Творческая жилка также развивается посредством игры в шахматы. Дети ведут партию, как спектакль: распределяют роли, игра белых и черных – как добро и зло, трагический финал для одного и триумфальный конец для другого. В любом случае, открытое занятие по шахматам в подготовительной группе будет иметь фурор, так как выступит в роли театрализованного спектакля.
- Тренировка концентрации и внимания с помощью шахмат позволит ребенку быть более собранным. Остановка на одном объекте и сдержанность для достижения цели имеют огромное значение, но дети этого еще не понимают. Шахматы воспитывают концентрацию, поскольку учат, что временная усидчивость приведет к победе.
- Проиграть – это не конец света, но дети зачастую именно так воспринимают поражение. Шахматные партии всегда заканчиваются либо проигрышем, либо победой – это факт. Приходит понимание, что это нормальная ситуация, когда не получается выиграть. Поэтому занятия по шахматам позволяют в детском саду принимать поражение с достоинством и не отчаиваться. А если проиграл – появляется стремление к реваншу.
Реванш
Нужно научиться смотреть неудачам в глаза и понять:
- Почему так случилось?
- Что сделать, чтобы это не повторилось?
- Как стать сильнее?
Аппликации в виде светофора в средних группах ДОУ, творчество на тему