Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе начальной школы


Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе начальной школы

«Рука является вышедшим наружу головным мозгом», — это высказывание Иммануила Канта прозвучало еще до того, как была доказана физиологическая значимость развития тонкой моторики. Человек – универсальное «мыслящее тело», классический пример этой универсальности – движущая рука человека. Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в младшем школьном возрасте имеет особое значение.

Работая над развитием мелкой моторики пальцев рук, мы решаем такие задачи:

стимуляция развития речи у детей раннего возраста;

подготовка руки к письму у младших школьников;

тренировка внимания;

координация движений;

адаптация маленьких левшей в мире праворуких.

Комплекс упражнений гимнастики для пальчиков проводим в течение 6-8 минут. Он включает в себя 6-8 упражнений, выполняемых в такой последовательности:

кончики пальцев;

кисти рук;

предплечье;

плечо.

По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.

Для пальчиков есть много комплексов упражнений. (Приложение 6)

Еще я провожу самомассаж

пальцев рук,шеи, плеч, головы. (Приложение 7)

Большое внимание на уроках я уделяю гимнастике для глаз,

так как в классе есть дети, у которых наблюдается периодически снижение остроты зрения и есть дети, у которых есть болезнь глаз или его придаточного аппарата.

В классе есть офтальмологический тренажёр, разработанный профессором Базарным. Метод Базарного заключается в перемещении взгляда обучающихся по траекториям. Упражнения выполняются по команде учителя и только стоя. В соответствии с указанием стрелок, взгляд учащегося движется по траектории: вправо-влево, вверх-вниз, по и против часовой стрелки, по “восьмёрке”.

Задачи гимнастики для глаз:

способствовать оздоровительному эффекту в процессе использования предлагаемых упражнений;

предупредить зрительное утомление школьников.

Комплекс упражнений гимнастики для глаз проводим в течение 3-5 минут. Он включает в себя до 5упражнений:

упражнения массажа;

растираний;

снятия зрительного напряжения;

упражнений на внимание.

По мере привыкания к комплексу в него включаем новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.

Для улучшения и коррекции зрения мы делаем такие упражнения. (Приложение 8)

Оздоровительную функцию выполняют упражнения на релаксацию.

Упражнения на мышечное расслабление необходимо знать и применять на практике с целью уметь управлять процессами возбуждения детей при эмоциональном напряжении, когда у ребенка возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Для управления этими процессами стараюсь научить детей расслаблять мышцы, учу чувствовать напряжение мышц, снимать его, расслабляя определенные группы мышц. Упражнения на мышечное расслабление способствуют профилактике заболеваний органов кровообращения. Эти упражнения облегчают дыхание, способствуют нормальной жизнедеятельности органов пищеварения. Благодаря тормозному действию, упражнения в расслаблении мышц эффективны при повышенном возбуждении с целью профилактики неврозов и перевозбуждения нервной системы. Упражнения на релаксацию можно проводить на любом уроке в течение 3-5 минут. (Приложение 9).

Здоровьесберегающие технологии педагогического процесса

Здоровьесберегающие технологии педагогического

процесса

О неблагополучии здоровья населения страны и особенно подрастающего поколения с начала 90-х годов ХХ века стали говорить на всех уровнях. Ответственность за здоровье школьников приняла на себя и школа, основываясь на утверждении о том, что именно учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач. Установка на здоровье не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, поиска определенных здоровьесберегающих технологий.

Технология

в любой сфере – это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям ().

Здоровьеформирующие образовательные технологии

– это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни ().

Здоровьесберегающая образовательная технология

– система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.) ().

Здоровьесберегающая технология

– это:

· условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

· рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

· соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

· необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим ().

Здоровье как основополагающее понятие в здоровьесберегающих образовательных технологиях

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Физическое здоровье

это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение); это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).

Психическое здоровье

– это:

· высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение);

· это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).

Социальное здоровье

– это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

Нравственное здоровье

это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Духовное здоровье

– система ценностей и убеждений человека.

В характеристике понятия «здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика. В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Признаки индивидуального здоровья

:

· специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;

· показатели роста и развития;

· текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности;

· наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;

· уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Учителю необходимо знать факторы,

влияющие на снижение здоровья учащихся (рис. 1):

Рис. 1.

Факторы, влияющие на снижение здоровья учащихся

Здоровьесберегающие образовательные технологии

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно ориентированного подхода. Благодаря им учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать, активно участвовать в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения; происходит становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Технология в любой сфере – это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям (). Следуя этому методологическому регулятиву, технологию, применительно к поставленной проблеме, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Здоровьесберегающая технология

– это:

§ условия обучения и воспитания ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

§ рациональная организация учебно-воспитательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

§ соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

§ необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим ().

Типы здоровьесберегающих образовательных технологий

(по ) (см. табл. 1).

Таблица 1

Классификации здоровьесберегающих образовательных технологий

Критерий для классификации Типы технологий
§ по

содержанию

§ по субъектной включенности

учащегося в образовательный процесс

§ по характеру деятельности

§ по направлению деятельности

§ здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания);

§ оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия);

§ технологии обучения здоровому образу жизни (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла);

§ воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т. д.)

§ внесубъектные: технологии рациональной организации образовательного процесса, технологии формирования здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового питания (включая диетическое) и т. п.;

§ предполагающие пассивную позицию учащегося: фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т. п.;

§ предполагающие активную субъектную позицию учащегося: различные виды гимнастики, технологии обучения здоровью, воспитание культуры здоровья

§ частные (узкоспециализированные);

§ комплексные (интегрированные)

§ Частные:

— медицинские (технологии профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации соматического здоровья, санитарно-гигиенической деятельности);

— образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные);

— социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни, профилактики и коррекции девиантного поведения);

— психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

§ Комплексные:

— технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические);

— педагогические технологии, содействующие здоровью;

— технологии, формирующие здоровый образ жизни

Направления здоровьетворческой концепции образования

В настоящее время речь идет, как утверждает , о новой концепции образования – здоровьетворческой, которая включает следующие направления

(рис. 2):

· физкультурно-оздоровительное;

· реабилитационно-профилактическое;

· культурно-просветительское;

· рекреационно-экологическое.

Предполагает признание огромного значения двигательной активности (закаливающие процедуры, утренняя зарядка, физкультминутки, занятия на уроках физкультуры, в спортивных секциях, спортивные часы в тренажерном зале, занятие хореографией, спортивные праздники)
Предполагает понимание и умение восстанавливать здоровье детей после болезни, включает понимание здорового стиля жизни (витаминизация детей, ароматотерапия, употребление экологически чистой воды; массаж, лечебная гимнастика, лечебное плавание, аквариумотрапия, музыкооздоровление, фонотерапия, натуротерапия)

Рис. 2.

Направления здоровьетворческой концепции образования (по )

Требования к организации учебно-воспитательного процесса в условиях здоровьесберегающей технологии:

· Построение образовательного процесса с учетом закономерностей и последних достижений педагогической практики по вопросам здоровьесбережения [смена видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. (норма – 4–7 видов за урок); учет продолжительности различных видов учебной и воспитательной деятельности (ориентировочная норма – 7–10 минут); смена видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т. д. (норма – не менее трех); чередование видов преподавания (норма – не позже чем через 10–15 минут)].

· Реализация в учебно-воспитательном процессе принципов и методов как общедидактических, так и специфических в оптимальном соотношении.

· Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной и внеучебной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, половозрастных и личностных особенностей, интересов, наклонностей, потребностей [использование на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся (методов свободного выбора): свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т. д.); активных методов (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки)].

· Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательного процесса (наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т. п.).

· Профилактика утомляемости на уроке, эффективное использование средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, релаксации, сказкотерапии и др.).

· Формирование практически необходимых умений и навыков, рациональных приемов мышления и деятельности; формирование умений учиться.

· Прогнозирование, диагностика, проектирование и планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.

Получить текст

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]