Внеклассное мероприятие «Доброта»
«Доброта начинается с детства»
Цель:
дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развивать самооценку учащихся.
Оборудование:
плакаты с пословицами: “Не одежда красит человека, а его добрые дела”, “Спешите делать добро”; чашечные весы; игрушки, рисунки сказочных героев (добрых и злых); фотоальбомы; тетрадь добрых дел; рисунки учащихся; планета “Земля”, рисунки кота Леопольда и запись его слов, компьютер для показа приложений, запись песни “Если добрый ты”, звук летящей ракеты, сказочные герои: Баба Яга и Фея, блокноты.
Ход урока.
- Организационный момент.
Звучит песня Кота Леопольда
Кот Леопольд. Помните, какие слова он всё время говорил, обращаясь к мышатам? (Дети отвечают: “Ребята, давайте жить дружно”)
На каз
Уч-ль
: Жить дружно- это хорошо или плохо? Дружба- это доброе дело? Я предлагаю поселить кота Леопольда в нашем классном уголке, чтобы мы в классе жили дружно, ведь только в дружбе рождаются добрые дела.
На каз. яз. На англ.яз
Добрым быть совсем-совсем непросто, Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета. Доброта- не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце светит, Радуются взрослые и дети.
2. Вступительная беседа.
Уч-ль
: сегодня у нас с вами необычный урок- урок доброты.
Наша сегодняшняя встреча посвящена добру, доброте (добрым словам и добрым поступкам), она так и называется “Спешите делать добро”.
Доброта… Что означает это слово? (Ответы детей).
Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: “Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим”.
“Азбука хороших слов”. Сегодня вспомним хорошие, добрые слова на букву “Д”.
Ученики. Добрый, дорогой, добросердечный, дружный, душевный, доброжелательный, добродетельный, добродушный, добронравный, добропорядочный, достойный.
Учитель. Приведите примеры доброго отношения людей.
Наверное, по – настоящему добрый человек, обладает всеми этими качествами.
— Есть одно очень важное правило: “Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе”.
— Ребята, пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый из нас, живущих на земле, хочет, чтобы окружающие люди любили нас, заботились о нас, относились к нам с пониманием и уважением.
Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро.
— Только к вежливому, воспитанному, доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят, уважают. И только у такого человека есть верные, надежные друзья.
— Ребята, скажите, пожалуйста, трудно ли быть внимательным, вежливым, добрым друг к другу? (Ответы детей). какие это могут быть поступки?
— Да, я думаю, что совсем не трудно уступить место в автобусе пожилому человеку или женщине с ребенком, первому поздороваться, быть вежливым с родителями и друзьями. Люди здороваются друг с другом, помогают в беде, выражают сочувствие, поздравляют с праздником, дарят цветы, помогают пожилым, помогают животным. . Какая радость отразиться в глазах матери, отца, если вы дети своевременно и по собственной инициативе возьмётесь выполнять часть общих домашних дел.
— Ребята, за 7 лет, вы подружились с добрыми, вежливыми словами, учились их применять в различных ситуациях, учили стихи о добрых словах.
Выступление детей:
- Если с другом разделил Ты свои конфеты- Хорошо ты поступил, Каждый скажет это.
- Ты узнал чужой секрет И разнёс сейчас же, Это плохо, хуже нет, Это подло даже!
- Если подал ты при всех Девочке пальтишко, Ты- культурный человек, Мировой мальчишка!
- Если ты, как дикий зверь, Сразу лезешь драться, Не достоин ты, поверь, Человеком зваться!
- Если ты пригрел кота, Кормишь птичек в стужу, Это- просто красота, Только так и нужно!
- Ты подбил собаке глаз, Бросил кошку в лужу. Будь уверен, в сорок раз Ты зверюшек хуже.
- Уважай людей вокруг, Старших, младших тоже. И тогда тебя, мой друг, Назовут хорошим.
Уч-ль
: А сейчас кот Леопольд приглашает вас посмотреть одну историю, которая произошла на планете Добра.
Дети показывают сценку по рассказу В. Осеевой “Просто старушка”:
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
-Подержи мои книжки! –крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
— Это твоя бабушка?
— Нет,- ответил мальчик.
— Мама?- удивилась подружка.
— Нет!
— Ну, тётя? Или знакомая?
— Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто милая старушка!
4. Беседа по содержанию рассказа.
Уч-ль
: Могла ли эта история произойти с кем-нибудь из вас? Чему научил вас этот случай? (Дети отвечают).
Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда.
И если кому-то, когда-то поможет Твоя доброта, улыбка твоя. Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, Что годы живёшь ты не зря!
Нужно быть очень внимательным по отношению к старшим
— А как относятся к своей бабушке девочки?
Уч-ль
: прочитайте пословицу на доске. “Добрые дела красят человека”.
— Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Игра называется “Собери пословицы и поговорки”. Объясни значение.
Без добрых дел | нет доброго имени |
Жизнь дана | на добрые дела |
Злой не верит | что есть добрые люди |
Учитель. Пословица – это краткое народное изречение, народная мудрость, а басня это краткий иносказательный, нравоучительный рассказ, стихотворение.
Высказывания детей.
Учитель. Послушайте ещё одну басню.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:
— Пусти меня.
Волк сказал:
— Хорошо, я пушу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
— Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
— Тебе оттого скучно? Что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Учитель. Кто из героев сказки вызывает ваши симпатии, а кто нет?
— Какой совет вы бы хотели дать волку?
Высказывания детей.
Учитель. В чем нравоучительный смысл басни? Чему учит басня?
Высказывания детей.
Вывод. Не делай зла, будь добрым.
Уч-ль
: Трудно ли быть добрым? (Ответы детей)
Уч-ль
: Для этого надо иметь доброе сердце, добрую душу; пусть ваша душа будет доброй, как у наших героев
Просмотр мультфильмов или каринок
чём секреты улыбки? Обобщение.
— Так в чём же секреты улыбки попробуем их разгадать. (Высказывания детей)
— Секрет 1. Когда люди улыбаются, они становятся красивыми. (Ренат)
— Секрет 2. Учёные подсчитали, что 80%успеха в жизни зависит от умения общаться с улыбкой. ( Юля Ф.)
— Секрет 3. Улыбка- сама есть способ общения. (Данил)
— Секрет 4. Важно уметь улыбаться, т.к. это помогает доброжелательно относиться друг к другу, добиваться расположения собеседника, помогает приобрести друзей. (Варя)
— Секрет 5. С помощью улыбки можно улучшить своё настроение и настроение окружающих. Когда человек улыбается, в кровь поступают особые вещества- гормоны, которые отвечают за хорошее настроение. (Даниель)
Даша- Секрет 6. Говорят, что 5 минут смеха продлевают жизнь человека на 1 год. А отрицательные эмоции (обида, злоба, недовольство) вызывают болезни. Разрешите мне дать вам один совет:
СТАНЬТЕ СЕБЕ ЛУЧШИМИ ДРУЗЬЯМИ, УЛЫБАЙТЕСЬ ЧАЩЕ!
_ Наши мальчики постараются сделать так. Чтобы каждый улыбнулся. Тем самым продлил свою жизнь.
— А как сделать, чтобы все люди стали сказочно добрыми и вежливыми?
— Дайте хороший совет сказочному герою
6. Продолжение темы.
Уч-ль
: Чего на земле больше: добра или зла? А наш класс ? Может быть, нам помогут узнать весы? На одну чашу весов мы будем класть “зло” (таблички- зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с “добром” (дети называют добрый поступок и кладут свою “капельку” (приготовленные заранее мелкие игрушки) на чашу весов).
Уч-ль
: Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки- в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
-А какие добрые дела мы успели совершить классом?
Просмотр презентации «Наши школьные дела»
Анкета. На мои вопросы вы отвечаете “ да” или “нет”.
- Можно ли человека заставить быть добрым?
- Можно ли стать добрым на время?
- Нужно ли быть добрым к любому человеку?
- Легко ли быть добрым?
- Есть ли у вас желание делать добрые дела?
Учитель. У вас получилось больше ответов “да” и я вижу, что вы стремитесь к добру. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде, вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми.Любите труд, который приносит большое наслаждение. И настанет время, когда вы сможете сказать: “Я делаю нужное дело, приношу пользу людям”.
У каждого у вас в руках лучик солнца.
ПЕСНЯ
Я хочу, чтоб все смеялись, Чтоб мечты всегда сбывались. Чтобы детям снились радостные сны, Чтобы утро добрым было, Чтобы мама не грустила, Чтобы в мире никогда не было войны
— Я хочу , что всё сбывалось, чтобы всем было хорошо
И чтоб солнце улыбаться детям всей земли могло.
Чтобы в поле пели птицы, а в лесу ревел медведь.
И чтобы наше поколение всё это могло сберечь.
8. Итог урока.
Уч-ль
: Наш урок подходит к концу. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде, вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Спешите делать добро! (Учитель обращается к плакату на доске). С сегодняшнего дня мы будем записывать все добрые дела в “Тетрадь добрых дел”. Постепенно она превратится в “Книгу добрых дел”. Ведь делать добро- это здорово! К сегодняшнему уроку вы приготовили рисунки, на которых вы нарисовали ваши добрые дела. Они и будут первыми страницами в нашей тетради.
Уч-ль
: Ребята, вам понравилось занятие? (Ответы детей) Что надо делать, чтобы наша тетрадь пополнялась? (Ответы детей) Ну, а теперь я предлагаю вам спеть песню кота Леопольда “Если добрый ты”. (Исполнение песни детьми)
Перед тем, как нам расстаться И уйти всем по домам, Хочется мне попрощаться, Пожелав при этом вам, Чтобы добрыми вы были, Слов волшебных не забыли, Чтобы добрыми словами Говорили вы с друзьями. Ведущий.
Продолжает нашу программу передача “Устами младенца”.
1 ребенок.
Она любит детей, добренькая. Покупает что-нибудь вкусненькое: что хочешь. Она заботливая, никогда не ругает. У нее есть любимый человек — дедушка. Кто она? (Бабушка)
2 ребенок.
Она бывает большая и маленькая. Когда фотографируются, она тоже нужна. Она появляется, когда рассказывают анекдоты или что-нибудь смешное, а потом исчезает. Что это? (Улыбка)
3 ребенок.
Это очень хорошее и сладкое. Когда становится тепло, это превращается из большой в маленькую. Это бывает разной формы, но чаще похоже на морковку. Висит вниз головой. Когда весна наступает, это капает. Что это? (Сосулька)
4 ребенок.
Это бывает и не бывает. Это бывает, когда не пускают гулять, когда уроки надо делать. Оно бывает веселое и грустное, хорошее и плохое. Что это? (Настроение)
5 ребенок.
Это дядя. Он сильный, он умеет готовить, может водить машину, он никогда не боится, никогда не плачет. Он любит женщин, у него есть сын и дочь. Он хороший, добрый, заботливый. Обещал маму всю жизнь на руках носить. Кто это? (Муж)
Звучит музыкальный фрагмент.
Учитель. И так, как на смену зиме приходит весна, так и внутри нас сменяют друг друга чувства и мысли, меняется внутреннее состояние. И обретя внутреннюю силу и спокойствие, вы сможете привести эту силу в ваш реальный сегодняшний день. Вы становитесь сильнее. И вы сможете удивиться, как легко быть свободным, сильным и уверенным, как легко знать, что вы способны на это.
Если с другом разделил Ты свои конфеты- Хорошо ты поступил, Каждый скажет это.
Ты узнал чужой секрет И разнёс сейчас же, Это плохо, хуже нет, Это подло даже!
Если подал ты при всех Девочке пальтишко, Ты- культурный человек, Мировой мальчишка!
Если ты, как дикий зверь, Сразу лезешь драться, Не достоин ты, поверь, Человеком зваться!
Если ты пригрел кота, Кормишь птичек в стужу, Это- просто красота, Только так и нужно!
Ты подбил собаке глаз, Бросил кошку в лужу. Будь уверен, в сорок раз Ты зверюшек хуже.
Уважай людей вокруг, Старших, младших тоже. И тогда тебя, мой друг, Назовут хорошим.
Добрым быть совсем-совсем непросто, Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета. Доброта- не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце светит, Радуются взрослые и дети.
Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет Твоя доброта, улыбка твоя. Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, Что годы живёшь ты не зря!
Я хочу, чтоб все смеялись, Чтоб мечты всегда сбывались. Чтобы детям снились радостные сны, Чтобы утро добрым было, Чтобы мама не грустила, Чтобы в мире никогда не было войны.
Внеклассное мероприятие в начальных классах по теме: «Практикум доброты и вежливости. Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений»
Воронова Лидия Аркадьевна, учитель начальных классов
Статья отнесена к разделу:
Внеклассная работа
Цель:
- Продолжить формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость. Учить учиться самостоятельному выполнению заданий.
- Развватье адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
Оборудование:
- Плакаты: / Солнце с лучами и надписями /.
Доброта
— это стремление человека дать счастье всем людям, всему человечеству.
Вежливость
— это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Правила вежливости:
- Вежливость проявляется в отношениях с людьми.
- Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.
- Будь вежлив со своими товарищами, не давай прозвищ и кличек.
- В разговоре и игре всегда помогай слабому, заступайся за него, не обижай младших.
- Не отвечай на грубость грубостью.
- Приучи себя постоянно помнить об окружающих.
Ход урока. I. Орг. момент.
I. Остановка “Добрых улыбок”.
Рисунок 1
Сегодня мы совершим путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений. Мы с вами сделаем остановки на станциях
- “Добрых улыбок”.
- “Сказочных героев”.
- “Доброй Феи”.
- “Волшебных слов”.
- “Внимательных ребят”.
- “Фантазеров”.
И должны добраться до остановки “Доброты”.
— А на чем мы будем путешествовать, чтобы всё услышать и хорошенько всё разглядеть?
Возьмемся крепко за руки и улыбнёмся друг другу, подпевая, отправляемся в путешествие.
(Звучит песня сл. М.Пляцковского, муз. В.Шаинского “Улыбка”).
Много славных дел ждёт вас в будущем, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность и доброта делают их стойкими и весёлыми.
— А как вы думаете каких людей называют добрыми? Вежливыми?
(Чтение с плакатов: Доброта – это …. Вежливость – это…).
II. Остановка “Сказочных героев”
Мальвина: Здравствуйте, дети!
Буратино: (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к плакату) Здрасте!
Мальвина: Что ты такой невесёлый, Буратино?
Буратино: Невесёлый и всё. А тебе что от меня надо?
Мальвина: (обидчиво) Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь?
Буратино: А что я тебе такого сказал?
Мальвина: Ничего особенного ты мне не сказал, но так ты со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.
Буратино: Вот ещё, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!
Мальвина: Буратино, что у тебя за тон?
Буратино: Обыкновенный. Ведь я никого не ругаю.
Мальвина: Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже и с Папой Карло.
Буратино: Подумаешь – тон! Может быть, я иногда говорю немного громко и капризно, зато я хороший товарищ, весёлый, помогаю всем, люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: “Ну, как посадка прошла?” А он обиделся и ушёл. И что плохого я сказал?
Мальвина: (обращаясь к ребятам) Ребята, объясните Буратино, почему обиделся Пьеро. Почему ему неприятна “шутка” Буратино?
Буратино: А разве я один так разговариваю и шучу? Я учусь у ребят. Вон они как сами говорят. Есть такие, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся. А давайте не будем думать, кто хуже себя ведёт, мы просто станем все лучше. Хорошо я придумал?
Мальвина: Очень хорошо, Буратино. Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого – дружба может разрушиться.
Песня:
Друг всегда меня может выручить Если что-нибудь приключиться вдруг Нужным быть кому-то в трудную минуту Вот что значит настоящий, верный друг. Нужным быть кому-то в трудную минуту Вот что значит настоящий, верный друг.
Учитель: Ребята, а когда очень хочется сделать добро, оно всегда исполняется. Такова волшебная сила добра.
III. Остановка “Доброй Феи”.
(Входит Фея с коробкой с крестом и с волшебной палочкой)
— Ребята, здравствуйте. Я Добрая Фея. Я слышала, о чём вы тут говорили. Послушайте мои слова и запомните:
Добрым быть совсем, совсем непросто, Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета Доброта – не пряник, не конфета. Если доброта, как солнце светит, Радуются взрослые и дети.
Учитель: Скажите, ребята, легко ли быть добрым и вежливым? Почему?
Этому нужно учиться.
Фея: В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Как солнце доброта озаряет своими лучами и дарит людям теплоту, заботливость и внимание. Добрый человек всегда пользуется волшебными словами. А вы знаете волшебные слова? Я лучиком солнышка буду дотрагиваться до вас, а вы мне будите называть волшебные слова.
IV. Остановка “Волшебных слов”.
Учитель: А сейчас давайте поиграем.
Игра “Не ошибись, пожалуйста”
Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.
Встаньте, пожалуйста! Поднимите руки! Будьте добры, похлопайте в ладоши! Потопайте. Попрыгайте, пожалуйста. Руки вперед. Пожалуйста, добавьте строчки волшебными словами:
Если доброта, как солнце светит, Радуются взрослые и дети.
- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … /спасибо/.
- Зазеленеет старый пень, когда услышит … /добрый день/.
- Если больше есть не в силах, скажем маме мы … / спасибо/.
- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … /здравствуйте/.
- Когда нас бранят за шалости, говорим … /прости, пожалуйста/.
Уч-ль
: А знаете, кто самый главный на этой планете? Кот Леопольд. Помните, какие слова он всё время говорил, обращаясь к мышатам? (Дети отвечают: “Ребята, давайте жить дружно”)
Уч-ль
: Жить дружно- это хорошо или плохо? Дружба- это доброе дело? Я предлагаю поселить кота Леопольда в нашем классном уголке, чтобы мы в классе жили дружно, ведь только в дружбе рождаются добрые дела.
Уч-ль
: А сейчас кот Леопольд приглашает вас посмотреть одну историю, которая произошла на планете Добра.
Дети показывают сценку по рассказу В. Осеевой “Просто старушка”:
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
-Подержи мои книжки! –крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
— Это твоя бабушка?
— Нет,- ответил мальчик.
— Мама?- удивилась подружка.
— Нет!
— Ну, тётя? Или знакомая?
— Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка!
4. Беседа по содержанию рассказа.
Уч-ль
: Могла ли эта история произойти с кем-нибудь из вас? Чему научил вас этот случай? (Дети отвечают). А теперь вернёмся на родную планету, чтобы делать добрые дела.
Уч-ль
: А теперь прочитайте пословицу на доске. “Доброе слово человеку, как дождь в засуху”.
Как вы понимаете её смысл? Какие добрые слова знаете? (Дети отвечают)
Уч-ль
: Но не только слова, но и дела должны быть добрыми, ведь как гласит пословица “Не одежда красит человека, а его добрые дела”. (Пословица на доске)
Уч-ль
: Трудно ли быть добрым? (Ответы детей)
Уч-ль
: Для этого надо иметь доброе сердце, добрую душу; пусть ваша душа будет доброй, как у героя стихотворения А. Барто “Вовка- добрая душа”
Ученик читает отрывок из стихотворения:
Добрым быть совсем-совсем непросто, Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета. Доброта- не пряник, не конфета.
Появляются сказочные герои Баба Яга и Фея.
Б-Я
: Что я вижу? Все собрались, разговаривают, а почему меня никто не пригласил? Ну что ж, я вам устрою! Вы у меня попляшете! Сейчас я буду колдовать, и все хорошие дела испарятся. Ха- ха- ха! Я начинаю.
Фея
: Бабуся Ягуся, не надо колдовать! Мы приглашаем тебя к нам.
Б-Я
: Ну, ладно, уговорили. Но тогда помогите мне. У нас с Феей есть фотоальбомы. Но вот по дороге фотографии все выпали и перепутались.
Фея
: Мы вам будем показывать фотографии. Если на ней добрый герой, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой — закрываете лицо ладошками.
Дети играют.
Б-Я
: Ну, спасибо! А теперь прощайте, спешу в лес, там у меня дел невпроворот.
Баба Яга уходит.
Фея
: Ну, а я желаю вам быть добрыми, вежливыми и на память о нашей встрече хочу вам подарить блокноты, которые будут вам служить для добрых дел.
Фея уходит.
5. Физминутка
В тёмном лесу есть избушка, Стоит задом наперёд, В той избушке есть старушка, Бабушка Яга живёт. Нос крючком, Глаза большие, Словно угольки горят. Ух, сердитая какая! Дыбом волосы стоят!
6. Продолжение темы.
Уч-ль
: Чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут узнать старинные чашечные часы? На одну чашу весов мы будем класть “зло” (таблички- зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с “добром” (дети называют добрый поступок и кладут свою “капельку” (приготовленные заранее мелкие игрушки) на чашу весов).
7. Коллективное составление аппликации.
Уч-ль
: Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки- в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: “Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка”. Давайте и мы сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.
На чистый лист ватмана каждый ребёнок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей.
Уч-ль
: Как назовём нашу картину? Какое чувство испытали, делая добро? (Дети отвечают).
Уч-ль
: А сейчас ребята расскажут нам ещё раз, что такое “хорошо” и что такое “плохо”.
Выступление детей:
- Если с другом разделил Ты свои конфеты- Хорошо ты поступил, Каждый скажет это.
- Ты узнал чужой секрет И разнёс сейчас же, Это плохо, хуже нет, Это подло даже!
- Если подал ты при всех Девочке пальтишко, Ты- культурный человек, Мировой мальчишка!
- Если ты, как дикий зверь, Сразу лезешь драться, Не достоин ты, поверь, Человеком зваться!
- Если ты пригрел кота, Кормишь птичек в стужу, Это- просто красота, Только так и нужно!
- Ты подбил собаке глаз, Бросил кошку в лужу. Будь уверен, в сорок раз Ты собаки хуже.
- Уважай людей вокруг, Старших, младших тоже. И тогда тебя, мой друг, Назовут хорошим.
8. Итог урока.
Уч-ль
: Наш урок подходит к концу. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде, вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Спешите делать добро! (Учитель обращается к плакату на доске). С сегодняшнего дня мы будем записывать все добрые дела в “Тетрадь добрых дел”. Постепенно она превратится в “Книгу добрых дел”. Ведь делать добро- это здорово! К сегодняшнему уроку вы приготовили рисунки, на которых вы нарисовали ваши добрые дела. Они и будут первыми страницами в нашей тетради.
Уч-ль
: Ребята, вам понравилось занятие? (Ответы детей) Что надо делать, чтобы наша тетрадь пополнялась? (Ответы детей) Ну, а теперь я предлагаю вам спеть песню кота Леопольда “Если добрый ты”. (Исполнение песни детьми)
Классный час, разработанный на основе нейро-лингвистического программирования. Тема урока: «Доброта начинается с детства»
Цели:
- Формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения.
- Развивать умения отличать плохое от хорошего.
Ход урока
Маркировка начала занятия.
Звучит музыкальный фрагмент. Чайковский “Времена года”.
Учитель. Метафора “Все в твоих руках”.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая? И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”.
Показ на плакат: “Добрые дела красят человека”.
Учитель. Ребята, сегодня мы будем говорить о доброте. Создаём хорошее настроение. Улыбнитесь.
Скажите добрые слова друг другу. Продолжаем создавать нашу “Азбуку хороших слов”. Сегодня вспомним хорошие, добрые слова на букву “Д”.
Ученики. Добрый, дорогой, добросердечный, дружный, душевный, доброжелательный, добродетельный, добродушный, добронравный, добропорядочный, достойный.
Учитель. Мы поговорим об уважительном и заботливом отношении к окружающим, об очень важном и нужном качестве для человека – о доброте.
Как вы понимаете это слово?
Ученики. Доброта проявляется в поступках.
Учитель. Приведите примеры доброго отношения людей.
Высказывания детей.
Ученики. Люди здороваются друг с другом, помогают в беде, выражают сочувствие, поздравляют с праздником, дарят цветы, помогают пожилым, помогают животным.
Учитель. Какие добрые поступки совершили вы?
Ученики. Помог донести тяжесть, ходил за хлебом для соседки, помог маленькому другу перейти дорогу, собирали макулатуру, собирали вещи для приюта, починил парту, ухаживаем за цветами.
Учитель. А кто самый добрый и заботливый человек для вас в семье?
Ученики. МАМА.
Учитель. Как она заботится о вас?
Высказывания детей.
Учитель. Почему говорят: “Около солнца — тепло, около матери – доброта”?
Высказывания детей.
Учитель. А как вы заботитесь о своей мама? Как помогаете ей в домашних делах?
Высказывания детей.
Учитель. До прихода родителей с работы можно выполнить очень много домашних дел: привести в порядок квартиру, вымыть посуду, купить в магазине продукты, постирать рубашку или кофточку, отгладить школьную форму, почистить ботинки, сходить в детский сад за младшим братом или сестрой. Какая радость отразиться в глазах матери, отца, если вы дети своевременно и по собственной инициативе возьмётесь выполнять часть общих домашних дел.
Вы должны помнить, что на все хорошее, что для вас делается людьми, нужно отвечать тоже добром, проявлять внимание, чуткость к взрослым и сверстникам, младшим, а так же быть добрым по отношению к животным.
А теперь поиграем. Игра называется “Собери пословицы и поговорки”. Объясни значение.
Добрые дела | красят человека |
Делать добро | спеши |
Без добрых дел | нет доброго имени |
Жизнь дана | на добрые дела |
Злой не верит | что есть добрые люди |
Скромность каждому | к лицу |
Скромность украшает | человека |
За добро добром и | платят |
Учитель. А если не заплатили, тогда как поступить?
Высказывания детей.
Учитель. Пословица – это краткое народное изречение, народная мудрость, а басня это краткий иносказательный, нравоучительный рассказ, стихотворение.
Инсценировка басни.
Автор. Спросила молния у солнца:
Молния. Скажи, почему люди любят тебя больше, чем меня, ведь я тоже очень яркая?
Солнце. Они любят тепло и ласку.
Молния. От моих пожаров, бушующих на Земле, много тепла, но это их не устраивает!
Солнце. Всё дело в том, что добра в твоей душе хватает лишь на короткую вспышку, которая приносит очень много бед.
Учитель. Кому из участников этого разговора вы больше симпатизируете: Молнии или Солнцу? Почему?
Высказывания детей.
Учитель. Послушайте ещё одну басню. Она записана на магнитофонной ленте.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:
— Пусти меня.
Волк сказал:
— Хорошо, я пушу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
— Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
— Тебе оттого скучно? Что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Учитель. Кто из героев сказки вызывает ваши симпатии, а кто нет?
Высказывания детей.
Учитель. В чем нравоучительный смысл сказки? Чему учит сказка?
Высказывания детей.
Вывод. Не делай зла, будь добрым.
Анкета. На мои вопросы вы отвечаете “ да” или “нет”.
- Можно ли человека заставить быть добрым?
- Можно ли стать добрым на время?
- Нужно ли быть добрым к любому человеку?
- Легко ли быть добрым?
- Есть ли у вас желание делать добрые дела?
Учитель. У вас получилось больше ответов “да” и я вижу, что вы стремитесь к добру, а стесняться доброты не надо. Доброта всегда приносит радость окружающим людям. Она, как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Люди стремятся к добру и ненавидят зло. Надо учиться быть добрыми ко всему окружающему. На все хорошее, что для нас делается людьми нужно отвечать добром.
Ученик. А. Барто. Как Вовка стал взрослым.
На глазах растут ребята! Жил в стихах моих когда-то Вовка – добрая душа. (Так прозвали малыша!) Дергал кошек за хвосты, А дождавшись темноты, Он просил у всех прощенья. За плохое обращенье.
А теперь он взрослый малый, Лет двенадцати на вид, И читателей, пожалуй, Взрослый Вовка удивит.
С добротой покончил Вовка, Он решил – ему неловко В зрелом возрасте таком Быть каким-то добряком!
Он краснел при этом слове, Стал стесняться доброты, Он, чтоб выглядеть суровей Дергал кошек за хвосты.
Знайте все, что он недобрый, Злее волка! Злее кобры! — Берегись, не то убью! — Пригрозил он воробью.
Целый час ходил с рогаткой Но расстроился потом, Закопал ее украдкой, В огороде под кустом.
Он теперь сидит на крыше Затаившись не дыша. Лишь бы только не услышать “Вовка – добрая душа”
Если добрым вырос ты, Злыднем быть не пробуй Не стесняйся доброты, А стесняйся злобы.
Учитель. Спешите делать добро! Во фразеологическом словаре я нашла это выражение. В словаре написано “Старайтесь каждый день приносить людям пользу”. Эти слова принадлежат врачу Ф. Газу (1780-1853). На постаменте памятника доктору Газу, установленного в Москве высечен призыв “Спешите делать доброе дело”.
Ребята! Будьте добрыми и щедрыми, и это воздастся вам сторицей. Любите труд, который приносит большое наслаждение. И настанет время, когда вы сможете сказать: “Я делаю нужное дело, приношу пользу людям”.
Рефлексия.
Звучит музыкальный фрагмент.
Учитель. И так, как на смену зиме приходит весна, так и внутри нас сменяют друг друга чувства и мысли, меняется внутреннее состояние. И обретя внутреннюю силу и спокойствие, вы сможете привести эту силу в ваш реальный сегодняшний день. Вы становитесь сильнее. И вы сможете удивиться, как легко быть свободным, сильным и уверенным, как легко знать, что вы способны на это.