Технологии индивидуализации в образовательном процессе ДОУ


Технологии индивидуализации в образовательном процессе ДОУ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида №77 г.Томска

Технологии индивидуализации в образовательном процессе ДОУ

(педагогическая копилка из опыта работы)

Жаркова М.А.,

учитель-логопед

МАДОУ №77

Индивидуализация

– это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы.

В общих положениях ФГОС в пункте 1.4. — раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования:

-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования)

-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) .

Цель педагога:

создание условий индивидуализации образовательных отношений, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности.

Задачи педагога:

-формировать у детей адекватные представления о взаимосвязях в системе «человек-окружающий мир» и в самом окружающем мире, базирующихся на общечеловеческих принципах;

-индивидуализация образования каждого ребенка;

-формировать у ребенка ценностное отношение к окружающему миру, определяющему характер целей взаимодействия с ним, мотивов, готовности выбирать те или иные стратегии поведения с точки зрения нравственной целесообразности и его пониманий, принятий;

-формировать систему умений и навыков (технологий) и стратегий ценностного взаимодействия с миром;

-стимулировать творческое проявление себя миру и познание мира через креативные способы освоения окружающей действительности в специфических видах детской деятельности;

-создать условия для развития самостоятельности в планировании и реализации своих замыслов ребенком;

-своевременно выявлять, поддерживать и развивать детские способности, детские интересы;

-формирование и развитие у дошкольников качеств личности, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности;

-создать условия для развития самостоятельности в планировании, реализации замыслов;

-разработать систему ППС индивидуального сопровождения ребенка;

-развивать активность дошкольника в различных видах детской деятельности условий социализации и индивидуализации детей.

Условия для осуществления индивидуализации:

1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора ребенком деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия ребенком решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) ;

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее — зона ближайшего развития каждого ребенка, через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей;

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Воспитателю необходимо расширять у детей необходимые знания, актуализировать их личный опыт, создавать положительный эмоциональный настрой, побуждать к целесообразной полезной занятости.

Механизмы организация воспитателем индивидуализации детей:

1. Механизмы (обязательные требования) :

-диагностика способностей и склонностей ребенка;

-составление траектории успешности ребенка через создание ситуации выбора и ситуации успешности:

• целенаправленное использование метода проб и ошибок;

• расширение спектра материалов, способов деятельности;

• учет принципов развития ребенка как субъекта собственной деятельности (приемы планирования) ;

-алгоритмы последовательности действий:

• создание педагогических условий для развития волевых качеств – стремления довести дело до конца ребенком;

• определение технологии помощи и поддержки сопровождения развития ребенка:

• а) методы; б) средства; в) свободные и регламентированные формы взаимодействия (общение и деятельность).

2. Специально организованная деятельность в кружках,

3. Специальные образовательные ситуации.

4. Свободная деятельность детей творческого и продуктивного характера,

5. Совместная познавательная деятельность субъектов в системе «взрослый-педагог-ребенок» и соответствующих ей подсистемах «педагог-ребенок (дети) », «педагог-ребенок-родитель», «ребенок-ребенок (дети) ».

Результаты индивидуализации ребенка:

1. Диагностика траектории успешности

2. Детское портфолио

3. Детские проекты

4. Родительско – детские проекты

5. Презентация продуктов детской деятельности.

В ДОУ №82 представили индивидуальное портфолио

ребенка, которое формируется 3 года. Начиная со средней группы. Портфолио каждой группы отличается своей наполняемостью, но структура единая для всего сада: генеалогическое древо, мое окружение, индивидуальный образовательный маршрут на 1 учебный год, интересы ребенка, любимые игры, праздники, самый радостный день. Мои страшилки, пожелания и мечты на будущее, награды ребенка (грамоты). Само портфолио заполняется 1 раз в неделю в группе или дома. Все странички предлагаются детям в черно-белом варианте, картинки обобщенные, а детям предлагается разукрасить по своему усмотрению и желанию. В данном ДОУ, ведется и групповое портфолио, которое наполняют воспитатели совместно с детьми, достижения всей группы.

Индивидуализация процесса в ДОУ № 82 реализуется через уголки успешности.

Эти уголки помогают каждого ребенка оценить объективно и субъективно, как воспитателю, так и ребенку. Уголки успешности оформлены в каждой группе на усмотрение воспитателей. Сам уголок представляет экран с кармашками, над каждым кармашком фото или имя ребенка. В кармашек вставляется карточка, разлинованная на 5 частей по дням недели. Каждый цвет недели обозначен определенным цветом. Уголок успешности заполняется ежедневно во второй половине дня. В средней группе уголок заполняется совместно с воспитателем, а в старшей и подготовительной группе дети заполняют самостоятельно. Успешность ребенка оценивается по видам деятельности, которая изображена схематично или в виде картинки. Ребенок выбирает картинку с той деятельностью, в которой считает себя успешным за день и наклеивает картинку на карточку. Таким образом, педагог может отследить деятельность, которой ребенок занимается и при необходимости предложить другую деятельность, чтобы ребенок развивался всесторонне. В конце месяца воспитатель заполняет сводную таблицу, по которой видно, что нравится ребенку и чем он был заинтересован. Даются рекомендации родителям по развитию ребенка.

Таким образом, ребёнок в группе развивается по своему индивидуальному маршруту и педагогам легко отследить интересы и трудности ребенка.

Технологии дифференциации и индивидуализации обучения

Современная школа ориентирована на то, чтобы сделать принцип индивидуализации основой образовательного процесса. Технология индивидуализации обучения предполагает, что личностно-ориентированный подход к ребенку становится приоритетным. Классическими примерами методик индивидуализированного обучения можно считать:

  • адаптивную систему А.С. Границкой;
  • технологии продуктивного сотрудничества;
  • проектный метод;
  • обучение на базе индивидуального учебного плана В.Д. Шадрикова.

Часто они применяются совместно с дифференцированным подходом. Под дифференциацией понимается способ учета индивидуальных личностных особенностей при построении учебного процесса. Это может быть разделение учащихся на группы, содержание, цели и методы обучения которых будут различны. Каждый член команды при таком варианте достигает максимального для себя уровня в развитии и познании.

Индивидуальный подход в дошкольном образовании

Технология индивидуализации обучения в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) является одним из ключевых компонентов федерального стандарта. Это отражается в вариативности образовательных программ, видов детской деятельности. При выборе методов и форм взаимодействия педагога и воспитанника учитывается изначальный уровень интеллектуальных способностей, эмоциональных особенностей ребенка.

Индивидуализация происходит на нескольких уровнях.

В масштабе группы формируется своя микросистема (интересы, занятия, правила поведения), в рамках которой ребенок может выбирать партнера по игре, материал для творчества, темп работы.

На уровне подгруппы, если воспитатель определил склонность нескольких ребят к тому или иному виду деятельности. В этом случае могут быть подключены ресурсы дополнительного образования.

Индивидуальный подход бывает необходим при работе с конкретным ребенком в группе, в случае если уровень его способностей заметно отличается от принятой нормы.

Интернет-технологии в индивидуальном обучении

Информационные технологии стали неотъемлемой частью жизни, заняв особую нишу в образовательном процессе: доступ к информации, возможность заниматься дистанционно, осуществлять сетевые проекты. Информатизация является одной из самых эффективных технологий индивидуализации обучения на сегодняшний день, позволяя сформировать образовательную траекторию и для одаренных, и для отстающих учеников. В сфере интернет-обучения выделяют ряд основных моделей дистанционного взаимодействия:

  • «интернет – школа» (использование информационных ресурсов на очных занятиях);
  • «ученик – интернет – педагог» (сочетание очных занятий в школе и дистанционной работы с преподавателями);
  • «школа – учащийся – интернет» (школьные уроки дополняются сетевым самообразованием).

При работе с сетевыми ресурсами учащемуся задаются общие векторы поиска информации, а уровень ее сложности и творческого применения зависит от его способностей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]