Организация кружковой работы в ДОУметодическая разработка на тему


Организация кружковой работы в ДОУметодическая разработка на тему

Консультация для педагогов

«Планирование и организация кружковой работы

педагога ДОУ»

подготовила:

воспитатель Юлбарисова Л.М.

В связи с изменениями в законе Российской Федерации «Об образовании» и определением Федеральных Государственных Требований к структуре основной образовательной программы, введением Федеральных государственных стандартов меняется работа по воспитанию детей в дошкольных учреждениях. В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное.

Вариативная часть программы, формируемая участниками образовательного процесса – кружковая работа. Кружковая работа в дошкольном образовательном учреждении давно уже стала нормой деятельности педагогического коллектива и вышла за рамки нововведения. Разнообразие кружков и содержания их работы поражает далекого от дошкольной педагогики человека. Однако, какими бы разными, на первый взгляд, не были кружки, у них много общего, а в организации и функционировании они подчиняются общим закономерностям.

Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога).

Необходимо обратить внимание педагогов на два момента, зафиксированных в этом определении.

Во-первых: кружок организуется, исходя из интересов и потребностей детей. При этом педагогу следует обратить внимание на пожелания родителей, которые можно выявить через различные формы работы с ними: беседы, консультации, родительские собрания и пр.

Во-вторых: Работа кружка строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта дошкольного образования. Таким образом, кружковая работа в ДОУ относится к дополнительному образованию детей.

Кружки в детском саду выполняют несколько функций:

— образовательную – каждый воспитанник ОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;

— социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться;

— коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;

— воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.

Кружки как форма дополнительного образования в ДОУ могут открываться с различными целями:

  1. Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии).
  2. Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми).
  3. Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.

Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми

документами:

— Уставом ДОУ,

— Образовательной программой ДОУ,

— Положением о кружке

— Программой кружка (цель и задачи, предполагаемый конечный результат)

— Планом работы кружка на год,

— Списком детей

— Расписанием занятий

— Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты)

Алгоритм деятельности педагога по созданию кружка (секции, студии):

  1. Изучение нормативно-правовой базы.
  2. Выявление потребностей ОУ, родителей, детей в дополнительных образовательных услугах.
  3. Анализ результативности работы по усвоению детьми государственной программы дошкольного образования.
  4. Разработка (подбор) программы кружка.
  5. Разработка плана кружка на учебный год.
  6. Утверждение программы, плана работы кружка заведующей ДОУ.
  7. Реализация плана работы кружка на практике.
  8. Анализ результативности работы кружка.
  9. Защита результатов работы перед родительской и педагогической общественностью. (уголки кружковой работы, выставки, участие в конкурсах, показах и т.д.)

Кружковая работа осуществляется в течение всего учебного года педагогическими работниками и специалистами.

Кружковая работа организуется в соответствии с направлением деятельности кружка, на основании выбранной программы дополнительного образования, которая не должна дублировать основную образовательную программу Учреждения.

Возраст детей, охваченных кружковой деятельностью – от 1,5 до 7 лет.

Деятельность кружков проводится в группе, исследовательской лаборатории, музыкально-физкультурном зале, в зависимости от темы и образовательных задач.

Руководители кружков предоставляют отчеты о результатах деятельности кружка на заседании итогового педагогического совета.

Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май). Занятия проводятся 4 раза в месяц во 2 половине дня.

Основной задачей педагога является нахождение правильной эмоциональной волны общения с детьми. Это должно быть лёгкое, непринуждённое общение, доставляющее взаимное удовольствие детям и взрослым.

Важно учесть, что организация кружков предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания существует ряд конкретных условий:

– организация рабочего пространства;

– возможность детей заниматься по своим силам и интересам.

– игровой характер подачи любого материала;

Руководители кружков организовывают свою деятельность посредством следующих форм:

  • С детьми:

— Фронтальные занятия (групповые)

— Экскурсии

— Тематические прогулки

— Развлечения, досуги

— Участие в различного уровня конкурсах

  • С педагогами:

— Консультации, мастер- классы, семинары для педагогов ДОУ

  • С родителями:

— Консультации, мастер- классы, выступления на родительских собраниях, информация на сайте.

Кружки могут быть различной направленности:

Физическое развитие

Социально — личностное развитие

Познавательно-речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Тематика кружков может быть разнообразна.

При организации деятельности кружков педагоги должны учитывать:

— интересы детей и добровольность выбора ими кружка;

— возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;

— необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;

— понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;

— необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;

— нормы нагрузки на ребенка.

Кружковая работа в детском саду – одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников помимо реализуемой в дошкольных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Кружковая работа усиливает, обогащает ту или иную линию образовательной деятельности ДОУ.

Документация:

Программа кружковой работы (перспективно-тематическое планирование)

Диагностика.

Схема разработки программы кружковой работы.

  1. Титульный лист
  2. Пояснительная записка (актуальность, цели и задачи)
  3. Ожидаемые результаты (предполагаемый результат)
  4. Учебно-тематическое планирование
  5. Диагностические карты, методы проведения диагностики
  6. Список литературы

Кружки для детей с ОВЗ

По разным данным, в России более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и порядка 700 тысяч детей-инвалидов. Хотя далеко не везде существует доступная образовательная среда, ребята с особыми потребностями имеют возможности заниматься в различных кружках и секциях.

НаправлениеКому подойдёт, польза
ПлаваниеВид спорта с минимальным перечнем противопоказаний. Особенно полезен при ДЦП и нарушениях опорно-двигательного аппарата.
Театральная студияДети с РАС, задержкой психо-речевого и умственного развития, ментальными особенностями, дети-инвалиды. ⠀ Развивает коммуникативные навыки, работает с заниженной самооценкой, страхами общения с другими людьми,
ИЗОДети с РАС, задержкой психо-речевого и умственного развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, ментальными особенностями. ⠀ Вызывает положительные эмоции, помогает самовыразиться.
ШахматыДети с умственной отсталостью, нарушениями слуха, речи, опорно-двигательного аппарата. ⠀ Помогают преодолеть трудности в развитии, замкнутость.
Йога (оздоровительная гимнастика)Дети с нарушением зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, ментальными особенностями. ⠀ Положительно воздействует на физическое и нервно-психическое развитие ребёнка.

⠀ Возможность занятия спортом, танцами и другими направлениями, связанными с интенсивной физической активностью, лучше обсудить со специалистом по адаптивной физкультуре.

Как заказать проведение мастер-класса

Если интерес к увлечению терялся, то без лишних колебаний расставались с этим занятием и искали что-то новое. Хорошо это или плохо – однозначно сказать нельзя, но у ребенка всегда было право выбора.

Я сначала тоже думала, что кружок по танцам это для детей, которые будут показывать какие-то специальные танцевальные номера, но мне пояснили, что нет. В кружке разучиваются все танцы для утренника, но я , вроде как могу не переживать, мой сын какой-нибудь стишок расскажет. Ну раз уж танцевать не будет. Я имела в виду забирать в то время, когда они в саду гуляют. Я же выше написала, что нереально забирать после прогулки и идти ЕЩЕ гулять.

Секции и кружки: нужны ли они ребенку или нам их навязывает общество?

И помните о том, что секций и кружков не должно быть слишком много. Почему — смотрите в следующем видео.

Еще один момент, на который стоит обратить внимание, делая в выбор в пользу кружков – это общение со сверстниками. Если ваш малыш не имеет возможности контактировать с другими детьми дома или на детской площадке, Центр раннего развития – достойное решение проблемы.

Педагоги являются активными организаторами мастер – классов по совместной деятельности, организовывая площадки различной направленности на августовских конференциях, на различных районных мероприятиях, н-р: 1 июня, 12 июня.

Для полноценного развития ребенку уже недостаточно контакта с родителями, сверстниками. И те, и другие уже не могут удовлетворить его растущие потребности в деятельности и познании. А значит, пришло время выбрать крохе кружок раннего развития.

Выпускники, посещающие кружок «Нетрадиционные техники рисования», воспитателя первой категории Галузиной Н.А. – продолжили обучение в детской школе искусств. Вебер Алина – была приглашена на Губернаторскую елку, за отличное обучение в школе искусств.

С чтением думаю у меня получится дома научить+ в старшей группе их всех учат. Способностей к пению, танцам и рисованию я у нас не наблюдаю.

Онлайн-занятия и приложения для детей

В нашу цифровую эпоху существует огромное множество «развивашек», кружков и тематических курсов для детей в формате подкастов, аудиолекций, онлайн или в виде мобильного приложения.

Такие занятия можно проводить дома и с их помощью организовать полезный и интересный досуг для ребёнка, сэкономив время и деньги.

Полезные приложения-развивашки для детей 2–10 лет

ПриложениеВозрастДля чего?
Математика и цифры для детей2–6 летПоможет выучить цифры и научит считать, в том числе на иностранном языке.
«Очень голодная гусеница. Формы и цвета»2–4 летВместе с персонажем популярной книги Эрика Карла ребёнок учится сортировать предметы по форме, размеру и цвету.
Буковки: учимся читать весело5–6 летЗнакомит с буквами, помогает научиться читать по слогам.
Thinkrolls: Kings & Queens4–7 летВ игровой форме знакомит ребёнка с законами логики и физики и учит их применять.
«География мира»7–10 летВ интерактивной и наглядной форме поможет запомнить названия стран, их флаги, положение на карте.

⠀ Для детей постарше помимо вполне привычных занятий по предметам школьной программы, живописи или программирования сейчас в интернете можно найти предложения по онлайн-обучению танцам, гимнастике и даже футболу.

Мотивируем к самостоятельному развитию

Ещё один плюс интернет-технологий обучения в том, что для детей появились не только направления, связанные с интеллектуальным развитием, но помогающие формировать мотивацию, самоорганизацию и практические привычки, которые значительно облегчат жизнь ребёнку во взрослом возрасте. Например, приложение Pingo, работающее в тандеме с приложением «Где мои дети», сделано в концепции «развиваем и развлекаем».

Ежедневно ребёнок получает различные задания, связанные с теми или иными активностями: интеллектуальными, бытовыми, физкультурными, развлекательными. Список вариантов обновляют разработчики приложения, а также сами пользователи и эксперты.

За выполнение задач начисляются баллы, которые помогают ребёнку достигнуть той или иной цели. Цель заранее обговаривается с родителями.

Выполняя задания, дети не только получают новый интерактивный формат взаимодействия с родителями, но и незаметно для себя вырабатывают полезные привычки, изучают новое, весело и с пользой проводят время. Подробнее об этом – здесь.

Скачайте приложения прямо сейчас и займите своего ребёнка интересными, полезными делами. А главное, освободите себе немного времени и смотивируйте ребёнка развиваться и самостоятельно.

Кружок физкультурно-спортивного направления

Физкультурно-спортивный кружок — это дополнительная нагрузка на все части тела детей посредством спортивных занятий, тренировок. В подобных группах дети не только изучают спорт определенного направления (к примеру, футбол, волейбол, гимнастику), но и оздоравливают организм. Занятия могут проводиться как после уроков, так и на выходных.

Спортивный кружок как форма внеклассной работы в школе, как правило, работает по инициативе педагога, оплата за его посещение не требуется. В школах частного типа кружковая работа физкультурно-спортивного направления такова, что предлагаются любые виды спорта, которые доступны для администрации. Здесь нет никаких ограничений — возможно даже обучение верховой езде.

Существуют и дополнительные спортивные школы, где воспитывают профессиональных спортсменов по выбранному виду спорта.

Кружок художественно-эстетического направления

Художественно-эстетическое направление — наиболее распространенная форма внеклассной работы. Сюда можно отнести занятия по рисованию, лепке, ручному труду, танцам и вокалу. Такие отделения развивают творческие способности ребят, прививают умение производить продукт собственными руками, направляют образовательную деятельность детей в мир культуры.

Художественно-эстетический кружок — это целый пласт знаний, которые нередко становятся приоритетом при выборе профессии школьниками старших классов. Имея в багаже знания и умения определенного плана, школьники, посещающие подобные организации, становятся хореографами, профессиональными певцами или художниками.

Какие дополнительные музыкальные кружки можно вести в детском саду

Поясню, чем вызван вопрос. Моя 5-летка посещает какие-то занятия 1-2 раза в день, но она в сад не ходит. При этом многие мамы, у которых дети-ровесники моей и в сад водят на полный день, и каждый вечер после сада стараются заполнить какими-то занятиями. Говорю о неработающих мамах. Причем это не спорт/музыкальная школа или что-то ещё, чего сад дать не может, а обычные развивалки, ОФП, ритмика.

И уточнила у нее, когда проводятся кружки, чему конкретно там обучают детей и как это соотносится с образованием бесплатным и утренниками.

Многие глянцевые журналы и популярные СМИ нам рассказывают, что у успешного человека не должно быть свободной минуты, все его дела должны быть запланированы на месяц вперед, и обязательно должно уделяться внимание саморазвитию. Не переносим ли мы эти взрослые правила на детей? В нашем садике тоже есть платные кружки — записались вчера на английский и в спортивный кружок. В рамках общеобразовательной программы тоже проводятся занятия, расписание вывесили в раздевалке — музыкальное занятие, спортивное, лепка, рисование и математика вроде, каждый день утром по 1 занятию. А платные кружки после тихого часа.

Кружок туристско-краеведческого направления

Туристско-краеведческий кружок — это организация для подростков или школьников средней школы. В таких группах дети изучают природу родного края, ее особенности. Основной целью таких объединений является подготовка ребят к туристической жизни. Они учатся правильно ставить палатку, находить ориентир на незнакомой местности, разводить костер, правильно пользоваться страховкой и помогать друзьям, попавшим в беду. Эти организации, как правило, практикуют частые пешие походы для ознакомления с растительностью и достопримечательностями родного края. Школьники узнают историю своего города, знакомятся с известными людьми своей родины.

Работа в таких студиях направлена на общее оздоровление детей, расширение кругозора, выработку внимания и навыков выживания в трудных условиях, что дает во взрослой жизни способность реально воспринимать существующую ситуацию.

Кружок эколого-биологического направления

Эколого-биологическое направление — это развитие творческого потенциала школьников посредством изучения природы. Секции, работающие по такому направлению, предлагают своим участникам различные мероприятия, опыты, экскурсии, наблюдения за природой, что вырабатывает в детях любовь к родному краю и его природе.

Посещение организации эколого-биологического направления формирует у подрастающего поколения чувство заботы о животных и птицах, об окружающей среде, нравственно развивает личность и дает желание грамотно подходить к намеченной цели.

Школьники, посещающие подобные детские группы, нередко становятся призерами олимпиад, легко поступают в вузы по выбранному профилю.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]