Организация кружковой работы в ДОУметодическая разработка на тему
Консультация для педагогов
«Планирование и организация кружковой работы
педагога ДОУ»
подготовила:
воспитатель Юлбарисова Л.М.
В связи с изменениями в законе Российской Федерации «Об образовании» и определением Федеральных Государственных Требований к структуре основной образовательной программы, введением Федеральных государственных стандартов меняется работа по воспитанию детей в дошкольных учреждениях. В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное.
Вариативная часть программы, формируемая участниками образовательного процесса – кружковая работа. Кружковая работа в дошкольном образовательном учреждении давно уже стала нормой деятельности педагогического коллектива и вышла за рамки нововведения. Разнообразие кружков и содержания их работы поражает далекого от дошкольной педагогики человека. Однако, какими бы разными, на первый взгляд, не были кружки, у них много общего, а в организации и функционировании они подчиняются общим закономерностям.
Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога).
Необходимо обратить внимание педагогов на два момента, зафиксированных в этом определении.
Во-первых: кружок организуется, исходя из интересов и потребностей детей. При этом педагогу следует обратить внимание на пожелания родителей, которые можно выявить через различные формы работы с ними: беседы, консультации, родительские собрания и пр.
Во-вторых: Работа кружка строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта дошкольного образования. Таким образом, кружковая работа в ДОУ относится к дополнительному образованию детей.
Кружки в детском саду выполняют несколько функций:
— образовательную – каждый воспитанник ОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;
— социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться;
— коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;
— воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.
Кружки как форма дополнительного образования в ДОУ могут открываться с различными целями:
- Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии).
- Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми).
- Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.
Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми
документами:
— Уставом ДОУ,
— Образовательной программой ДОУ,
— Положением о кружке
— Программой кружка (цель и задачи, предполагаемый конечный результат)
— Планом работы кружка на год,
— Списком детей
— Расписанием занятий
— Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты)
Алгоритм деятельности педагога по созданию кружка (секции, студии):
- Изучение нормативно-правовой базы.
- Выявление потребностей ОУ, родителей, детей в дополнительных образовательных услугах.
- Анализ результативности работы по усвоению детьми государственной программы дошкольного образования.
- Разработка (подбор) программы кружка.
- Разработка плана кружка на учебный год.
- Утверждение программы, плана работы кружка заведующей ДОУ.
- Реализация плана работы кружка на практике.
- Анализ результативности работы кружка.
- Защита результатов работы перед родительской и педагогической общественностью. (уголки кружковой работы, выставки, участие в конкурсах, показах и т.д.)
Кружковая работа осуществляется в течение всего учебного года педагогическими работниками и специалистами.
Кружковая работа организуется в соответствии с направлением деятельности кружка, на основании выбранной программы дополнительного образования, которая не должна дублировать основную образовательную программу Учреждения.
Возраст детей, охваченных кружковой деятельностью – от 1,5 до 7 лет.
Деятельность кружков проводится в группе, исследовательской лаборатории, музыкально-физкультурном зале, в зависимости от темы и образовательных задач.
Руководители кружков предоставляют отчеты о результатах деятельности кружка на заседании итогового педагогического совета.
Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май). Занятия проводятся 4 раза в месяц во 2 половине дня.
Основной задачей педагога является нахождение правильной эмоциональной волны общения с детьми. Это должно быть лёгкое, непринуждённое общение, доставляющее взаимное удовольствие детям и взрослым.
Важно учесть, что организация кружков предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания существует ряд конкретных условий:
– организация рабочего пространства;
– возможность детей заниматься по своим силам и интересам.
– игровой характер подачи любого материала;
Руководители кружков организовывают свою деятельность посредством следующих форм:
- С детьми:
— Фронтальные занятия (групповые)
— Экскурсии
— Тематические прогулки
— Развлечения, досуги
— Участие в различного уровня конкурсах
- С педагогами:
— Консультации, мастер- классы, семинары для педагогов ДОУ
- С родителями:
— Консультации, мастер- классы, выступления на родительских собраниях, информация на сайте.
Кружки могут быть различной направленности:
Физическое развитие
Социально — личностное развитие
Познавательно-речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Тематика кружков может быть разнообразна.
При организации деятельности кружков педагоги должны учитывать:
— интересы детей и добровольность выбора ими кружка;
— возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;
— необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;
— понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;
— необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;
— нормы нагрузки на ребенка.
Кружковая работа в детском саду – одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников помимо реализуемой в дошкольных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Кружковая работа усиливает, обогащает ту или иную линию образовательной деятельности ДОУ.
Документация:
Программа кружковой работы (перспективно-тематическое планирование)
Диагностика.
Схема разработки программы кружковой работы.
- Титульный лист
- Пояснительная записка (актуальность, цели и задачи)
- Ожидаемые результаты (предполагаемый результат)
- Учебно-тематическое планирование
- Диагностические карты, методы проведения диагностики
- Список литературы
Кружки для детей с ОВЗ
По разным данным, в России более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и порядка 700 тысяч детей-инвалидов. Хотя далеко не везде существует доступная образовательная среда, ребята с особыми потребностями имеют возможности заниматься в различных кружках и секциях.
Направление | Кому подойдёт, польза |
Плавание | Вид спорта с минимальным перечнем противопоказаний. Особенно полезен при ДЦП и нарушениях опорно-двигательного аппарата. |
Театральная студия | Дети с РАС, задержкой психо-речевого и умственного развития, ментальными особенностями, дети-инвалиды. ⠀ Развивает коммуникативные навыки, работает с заниженной самооценкой, страхами общения с другими людьми, |
ИЗО | Дети с РАС, задержкой психо-речевого и умственного развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, ментальными особенностями. ⠀ Вызывает положительные эмоции, помогает самовыразиться. |
Шахматы | Дети с умственной отсталостью, нарушениями слуха, речи, опорно-двигательного аппарата. ⠀ Помогают преодолеть трудности в развитии, замкнутость. |
Йога (оздоровительная гимнастика) | Дети с нарушением зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, ментальными особенностями. ⠀ Положительно воздействует на физическое и нервно-психическое развитие ребёнка. |
⠀ Возможность занятия спортом, танцами и другими направлениями, связанными с интенсивной физической активностью, лучше обсудить со специалистом по адаптивной физкультуре.
Как заказать проведение мастер-класса
Если интерес к увлечению терялся, то без лишних колебаний расставались с этим занятием и искали что-то новое. Хорошо это или плохо – однозначно сказать нельзя, но у ребенка всегда было право выбора.
Я сначала тоже думала, что кружок по танцам это для детей, которые будут показывать какие-то специальные танцевальные номера, но мне пояснили, что нет. В кружке разучиваются все танцы для утренника, но я , вроде как могу не переживать, мой сын какой-нибудь стишок расскажет. Ну раз уж танцевать не будет. Я имела в виду забирать в то время, когда они в саду гуляют. Я же выше написала, что нереально забирать после прогулки и идти ЕЩЕ гулять.
Секции и кружки: нужны ли они ребенку или нам их навязывает общество?
И помните о том, что секций и кружков не должно быть слишком много. Почему — смотрите в следующем видео.
Еще один момент, на который стоит обратить внимание, делая в выбор в пользу кружков – это общение со сверстниками. Если ваш малыш не имеет возможности контактировать с другими детьми дома или на детской площадке, Центр раннего развития – достойное решение проблемы.
Педагоги являются активными организаторами мастер – классов по совместной деятельности, организовывая площадки различной направленности на августовских конференциях, на различных районных мероприятиях, н-р: 1 июня, 12 июня.
Для полноценного развития ребенку уже недостаточно контакта с родителями, сверстниками. И те, и другие уже не могут удовлетворить его растущие потребности в деятельности и познании. А значит, пришло время выбрать крохе кружок раннего развития.
Выпускники, посещающие кружок «Нетрадиционные техники рисования», воспитателя первой категории Галузиной Н.А. – продолжили обучение в детской школе искусств. Вебер Алина – была приглашена на Губернаторскую елку, за отличное обучение в школе искусств.
С чтением думаю у меня получится дома научить+ в старшей группе их всех учат. Способностей к пению, танцам и рисованию я у нас не наблюдаю.
Онлайн-занятия и приложения для детей
В нашу цифровую эпоху существует огромное множество «развивашек», кружков и тематических курсов для детей в формате подкастов, аудиолекций, онлайн или в виде мобильного приложения.
Такие занятия можно проводить дома и с их помощью организовать полезный и интересный досуг для ребёнка, сэкономив время и деньги.
Полезные приложения-развивашки для детей 2–10 лет
Приложение | Возраст | Для чего? |
Математика и цифры для детей | 2–6 лет | Поможет выучить цифры и научит считать, в том числе на иностранном языке. |
«Очень голодная гусеница. Формы и цвета» | 2–4 лет | Вместе с персонажем популярной книги Эрика Карла ребёнок учится сортировать предметы по форме, размеру и цвету. |
Буковки: учимся читать весело | 5–6 лет | Знакомит с буквами, помогает научиться читать по слогам. |
Thinkrolls: Kings & Queens | 4–7 лет | В игровой форме знакомит ребёнка с законами логики и физики и учит их применять. |
«География мира» | 7–10 лет | В интерактивной и наглядной форме поможет запомнить названия стран, их флаги, положение на карте. |
⠀ Для детей постарше помимо вполне привычных занятий по предметам школьной программы, живописи или программирования сейчас в интернете можно найти предложения по онлайн-обучению танцам, гимнастике и даже футболу.
Мотивируем к самостоятельному развитию
Ещё один плюс интернет-технологий обучения в том, что для детей появились не только направления, связанные с интеллектуальным развитием, но помогающие формировать мотивацию, самоорганизацию и практические привычки, которые значительно облегчат жизнь ребёнку во взрослом возрасте. Например, приложение Pingo, работающее в тандеме с приложением «Где мои дети», сделано в концепции «развиваем и развлекаем».
Ежедневно ребёнок получает различные задания, связанные с теми или иными активностями: интеллектуальными, бытовыми, физкультурными, развлекательными. Список вариантов обновляют разработчики приложения, а также сами пользователи и эксперты.
За выполнение задач начисляются баллы, которые помогают ребёнку достигнуть той или иной цели. Цель заранее обговаривается с родителями.
Выполняя задания, дети не только получают новый интерактивный формат взаимодействия с родителями, но и незаметно для себя вырабатывают полезные привычки, изучают новое, весело и с пользой проводят время. Подробнее об этом – здесь.
Скачайте приложения прямо сейчас и займите своего ребёнка интересными, полезными делами. А главное, освободите себе немного времени и смотивируйте ребёнка развиваться и самостоятельно.
Кружок физкультурно-спортивного направления
Физкультурно-спортивный кружок — это дополнительная нагрузка на все части тела детей посредством спортивных занятий, тренировок. В подобных группах дети не только изучают спорт определенного направления (к примеру, футбол, волейбол, гимнастику), но и оздоравливают организм. Занятия могут проводиться как после уроков, так и на выходных.
Спортивный кружок как форма внеклассной работы в школе, как правило, работает по инициативе педагога, оплата за его посещение не требуется. В школах частного типа кружковая работа физкультурно-спортивного направления такова, что предлагаются любые виды спорта, которые доступны для администрации. Здесь нет никаких ограничений — возможно даже обучение верховой езде.
Существуют и дополнительные спортивные школы, где воспитывают профессиональных спортсменов по выбранному виду спорта.
Кружок художественно-эстетического направления
Художественно-эстетическое направление — наиболее распространенная форма внеклассной работы. Сюда можно отнести занятия по рисованию, лепке, ручному труду, танцам и вокалу. Такие отделения развивают творческие способности ребят, прививают умение производить продукт собственными руками, направляют образовательную деятельность детей в мир культуры.
Художественно-эстетический кружок — это целый пласт знаний, которые нередко становятся приоритетом при выборе профессии школьниками старших классов. Имея в багаже знания и умения определенного плана, школьники, посещающие подобные организации, становятся хореографами, профессиональными певцами или художниками.
Какие дополнительные музыкальные кружки можно вести в детском саду
Поясню, чем вызван вопрос. Моя 5-летка посещает какие-то занятия 1-2 раза в день, но она в сад не ходит. При этом многие мамы, у которых дети-ровесники моей и в сад водят на полный день, и каждый вечер после сада стараются заполнить какими-то занятиями. Говорю о неработающих мамах. Причем это не спорт/музыкальная школа или что-то ещё, чего сад дать не может, а обычные развивалки, ОФП, ритмика.
И уточнила у нее, когда проводятся кружки, чему конкретно там обучают детей и как это соотносится с образованием бесплатным и утренниками.
Многие глянцевые журналы и популярные СМИ нам рассказывают, что у успешного человека не должно быть свободной минуты, все его дела должны быть запланированы на месяц вперед, и обязательно должно уделяться внимание саморазвитию. Не переносим ли мы эти взрослые правила на детей? В нашем садике тоже есть платные кружки — записались вчера на английский и в спортивный кружок. В рамках общеобразовательной программы тоже проводятся занятия, расписание вывесили в раздевалке — музыкальное занятие, спортивное, лепка, рисование и математика вроде, каждый день утром по 1 занятию. А платные кружки после тихого часа.
Кружок туристско-краеведческого направления
Туристско-краеведческий кружок — это организация для подростков или школьников средней школы. В таких группах дети изучают природу родного края, ее особенности. Основной целью таких объединений является подготовка ребят к туристической жизни. Они учатся правильно ставить палатку, находить ориентир на незнакомой местности, разводить костер, правильно пользоваться страховкой и помогать друзьям, попавшим в беду. Эти организации, как правило, практикуют частые пешие походы для ознакомления с растительностью и достопримечательностями родного края. Школьники узнают историю своего города, знакомятся с известными людьми своей родины.
Работа в таких студиях направлена на общее оздоровление детей, расширение кругозора, выработку внимания и навыков выживания в трудных условиях, что дает во взрослой жизни способность реально воспринимать существующую ситуацию.
Кружок эколого-биологического направления
Эколого-биологическое направление — это развитие творческого потенциала школьников посредством изучения природы. Секции, работающие по такому направлению, предлагают своим участникам различные мероприятия, опыты, экскурсии, наблюдения за природой, что вырабатывает в детях любовь к родному краю и его природе.
Посещение организации эколого-биологического направления формирует у подрастающего поколения чувство заботы о животных и птицах, об окружающей среде, нравственно развивает личность и дает желание грамотно подходить к намеченной цели.
Школьники, посещающие подобные детские группы, нередко становятся призерами олимпиад, легко поступают в вузы по выбранному профилю.