Познавательные сказки о воде и воздухе для детей 4-6 лет


Познавательные сказки о воде и воздухе для детей 4-6 лет

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СКАЗКИ

О ВОДЕ

И ВОЗДУХЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ

Путешествие капельки.

В большом красивом озере жила капелька. Она радостно плавала и ныряла. Однажды капелька увидела яркое солнышко и поднялась поближе к поверхности озера, чтобы лучше его разглядеть. Она не заметила, как стала легкой паринкой и начала подниматься вверх. Наверху было холодно, и она снова превратилась в капельку.

В небе собрались и другие капельки, из них получилось белое пушистое облако. Оно поплыло по небу. Когда собралось много капелек, облако потемнело и стало тучей. Капельки не удержались в ней и посыпались на землю. Там они соединились в ручеек. Ручеек журчал, веселился, бежал все дальше, пока не влился в озеро. Капелька узнала свое озеро и обрадовалась – она вернулась домой!

Путешествие капельки мы назовем круговоротом воды в природе.

Как паринка в снежинку превратилась.

Из маленькой лужицы вылетела воздушная капелька – паринка. Надоело ей сидеть в луже, и решила она погулять по небу. Чем выше поднималась паринка в небо, тем холоднее ей становилось. Она замерзла и высоко-высоко в небе превратилась в палочку-кристаллик.

Тучка, гулявшая по небу, увидела одинокий кристаллик и пригласила его к себе в гости. Обрадовался кристаллик, опустился в тучку и в тот же миг превратился в легкую нежную красавицу-снежинку.

«Как же здесь одиноко», — подумала снежная красавица. Вдруг она услыхала веселый смех. Оказывается, она была не единственной гостьей тучки. Снежинка быстро нашла себе подруг.

Снежинка прожила у тучки две недели. За это время в тучке появилось еще много маленьких кристалликов. Как только они опускались в тучку, сразу же объединялись, превращались в легкие красивые снежинки.

Дни шли своим чередом, и каждый новый из них был похож на предыдущий. Однажды красавица-снежинка решила покинуть уютную гостеприимную тучку. Ее подружки-снежинки тоже решили попутешествовать вместе с красавицей-снежинкой. Тихим морозным вечером посыпались они с неба на землю. Падая, они слеплялись друг с другом, образовывали красивые, узорные, пушистые хлопья снега. Наша знакомая снежинка, падая с высоты, тоже находила себе подружек и соединялась с ними.

Слой за слоем ложился снег на землю, образовывая сугробы. Но они были рыхлыми, потому что снежинки неплотно прижимались друг к другу и между ними оставался воздух.

Прошла зима. Наступила весна, которую наша снежинка очень ждала. Она желала непременно вернуться в ту лужицу, из которой однажды вылетела и поднялась вверх. Весенние лучи солнца пригревали все теплее и теплее. Вскоре сугробы стали таять. Вместо них на земле появились лужи. Их с каждым днем становилось все больше и больше. И вот, наконец, все сугробы превратились в лужи, ручейки и целые озера. А красавица-снежинка вместе со своими подружками превратилась в маленькие капельки. Вот такая история приключилась с капелькой-паринкой.

Сказка о воде.

Жила-была Вода, и однажды надумала она сделать Природу красивой. Вода решила отправиться по свету и понаблюдать за Природой. Она превратилась в маленький Ручеек и потекла по Земле. Со временем Ручеек становился все шире и шире, все больше и сильнее. Вскоре Ручеек превратился в Реку и потек не быстро, как ручей, а медленно и важно, как течет настоящая река. Вдруг ярко засветило Солнце, Река высохла и стала Паром. Пар поднялся высоко-высоко и спросил у Солнца: — Солнце, зачем ты меня высушило? Солнце и отвечает: — Не бойся, я помогу тебе сделать всем добро! Пар спрашивает: — Солнце, скажи, как мне сделать Природу красивой? Солнце улыбнулось и ответило: — Ты сам догадайся, а я только подскажу. Растениям и деревьям нужен дождь! Пар воскликнул: — Точно! Спасибо тебе, Солнце! И обернулся Пар Дождиком. Полил он все вокруг и любуется: все деревья, и кусты вновь зацвели, птицы запели свои веселые песенки, даже в пустынях появились оазисы. Все люди и животные радостно закричали: — Спасибо тебе, Дождик! А Дождик собрался вновь в звонкий Ручеек и потек, весело побежал по земле. Ему было очень радостно и приятно, что он сделал что-то хорошее для Матушки-Природы. Ручеек был очень доволен. Дальше он побежал очищать Моря и Океаны от соли. Ручеек добрался до Моря и крикнул ему: — Здравствуй, Море! Море ответило: — Привет, звонкий Ручеек! Чего ты хочешь? Ручеек сказал: -Можно взять у тебя немного соли в пищу людям? Море задумалось: — Ладно, Ручеек, вот тебе моя соль. Используй ее, как хочешь. Ручеек обрадовано ответил: — Да, хорошо! Спасибо тебе, Море! Они попрощались, и Ручеек отдал соль в пищу людям, чтобы они были здоровыми, а потом принял свой первоначальный облик. Вода обратилась к Природе и сказала: — Природа, я сделала тебя красивой, я сделала людей здоровыми, я помогла Морю избавиться от лишней соли. Я выполнила свое предназначение. Природа отвечает: — Спасибо тебе, Вода, я тебе очень благодарна!

На том и разошлись. Вода, выполнив свое предназначение, вернулась к себе домой и стала спокойно жить и делать добро всему миру.

Жила-была река.

Жила-была река. Сначала она была маленьким, веселым ручейком, который прятался с среди высоких, стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: какая чистая, какая в вкусная вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла у же не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.

Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.

Шли годы, люди привыкли к Реке, но уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах. В Реку бросали разные ненужные вещи: банки, бревна, в ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Река — тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди так плохо относятся ко мне? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя», — думала она.

Люди все больше загрязняли Реку, а она все терпела, ждала, когда они наконец опомнятся.

Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители — растения, животные — задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река. «Нет, — думает, — не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой».

Позвала она на помощь своих жителей: «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом люди разрушили, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей». Собрались речные жители: и растения, и рыбы, и улитки, и звери, — очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек — редкий гость.

А жители города на следующий день с удивлением обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов. Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали его жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было и неважно: все равно по вечерам не было света.

И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленьким, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней, как к врагу. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Мы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».

Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Реку. Долго искали, а когда нашли, то не сразу узнали: ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы жизни в городе привыкла.

Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода и даже выделили специальных ученых — следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно. А недавно Реку сделали почетным гражданином города, а День ее возвращения отмечают как самый главный праздник.

Глупый зайчик и ручеек.

Однажды задумалось зайчику убежать из дома. Он убежал далеко, но все равно знал дорогу обратно. Тут он видит – ручеек бежит. И говорит зайчонку ручеек: «Пойдем наперегонки бежать. Кто быстрее добежит до леса, тот и выиграл». Зайчик согласился. Вот они побежали к лесу.

Бегут, бегут, бегут, и тут зайчик не увидел ручейка и кричит: «Где ты, ручеек?» А ручеек отвечает: «Я испарился и превратился в туман. Ну, давай бежать дальше. Где туман, там я». И они побежали. Бегут, бегут, бегут, и тут зайчик не увидел тумана и закричал: «Где ты, ручеек, который туман?»

«Я тут, – говорит ручеек, – я превратился в облачко. Ну, побежали!»

Недоумевающий зайчик и ручеек продолжали свой путь. Бегут, бегут, и тут зайчик не увидел ручейка. Кричит зайчик: «Где ты, ручеек, который туман, которое облачко?» Ручеек отвечает: «Я превратился в дождь. Ну, побежали». И они побежали, но вдруг дождь кончился, и опять зайчик закричал: «Где ты, ручеек, который туман, которое облачко, который дождь?» Ручеек отвечает: «Я тут, под твоими лапами. Дождь кончился, и я обратно стал ручейком».

Глупый заяц и ручеек добежали вместе до леса. Но заяц так ничего и не понял.

«Добрый воздух»

В чистом царстве, в воздушном государстве стояла необычная школа. Лесная школа. На уроке в Лесной школе Мудрейшая Сова рассказывала зверятам про воздух.

— Всему живому на земле известно, что воздух необходим, — говорила Мудрейшая Сова. Он питает все клеточки нашего организма, поддерживает огонь. Люди, животные, растения дышат воздухом. Воздух – везде, он большой и всепроникающий. Воздух умеет поглощать влагу, переносить её, а потом, в другом месте отдавать. Воздух защищает землю от вредных для всего живого космических лучей, оказывает сопротивление падающим метеоритам.

Внимательно слушали зверята Мудрейшую Сову. А после уроков маленький Лисёнок вдруг сказал: «А мне не нужен воздух. Я его всё равно не вижу».

В этот момент налетела неведомая сила, закружилась-завертелась вокруг Лисёнка, и унесла его с собой. Не успел Лисёнок опомниться, как оказался на другой планете. Это была планета Марс. На Марсе практически нет воздуха, и воздушная оболочка не защищает эту планету. Вся поверхность Марса была разбомблена метеоритами.

Всего несколько минут побыл Лисёнок на другой планете. Ему не хватало воздуха. Но вот добрые силы сжалились над ним, и вернули его в чистое царстве, в воздушное государство.

Тогда-то и оценил Лисёнок всю ценность воздуха. Ничего, что он не видел воздух. Главное, что воздух существует. Добрый, всепроникающий воздух.

«Как медвежонок ловил воздух»

Как-то осенним деньком Паддингтон сидел на крылечке своего дома и читал книгу. Книга была настолько интересная, что Паддингтон не мог оторваться и забыл обо всём на свете. Когда же закончил читать, то обнаружил, что очень проголодался. Ну, ничего, ведь всегда в саквояже есть любимые бутерброды с джемом! Паддингтон открыл саквояж, но там не было ни одного бутерброда! Даже крошек не было!

Что же случилось? Кто мог украсть бутерброды?

В это время мимо проходил сэр Генри, и Паддингтон кинулся к нему.

— Сэр Генри, у меня бутерброды украли! – закричал он – В саквояже ничего нет!

— Совсем ничего?

— Да вы сами посмотрите, — сказал Паддингтон и открыл саквояж, — ничего нет!

— Ну, не совсем ничего. Там есть воздух, — улыбнулся сэр Генри.

— Где?!

— Он улетел! – засмеялся сэр Генри и пошёл дальше по своим делам.

А Паддингтон сел на ступеньку и задумался. Значит, это Воздух украл его бутерброды, а потом улетел. Надо его найти и поймать, пусть отдаёт то, что взял.

И Паддингтон отправился ловить воздух.

Шёл он шёл по тропинке, а подойдя к речке, увидел рыбку. Она беспомощно барахталась на берегу. Увидев медвежонка, она стала умолять его бросить её снова в воду, что Паддингтон с готовностью и сделал.

— Спасибо тебе, медвежонок! – поблагодарила его рыбка, — А то мне на берегу уже не хватало воздуха. Ещё немного и я бы совсем задохнулась.

— А разве Воздух живёт в воде? – удивился Паддингтон.

— И в воде он тоже есть. Он растворён в воде, а я через жабры им дышу, – подтвердила рыбка.

— Да, в воде мне его не поймать, я же плавать не умею, — подумал медвежонок, — наверное, это какой-то другой Воздух. У меня в саквояже сухо, и никакой воды нет.

Медвежонок шёл вдоль берега дальше. Вдруг он увидел мальчика, который надувал воздушные шарики. Было очень красиво.

— Что ты делаешь? – спросил медвежонок.

— Наполняю шары воздухом, — ответил мальчик.

— Значит, внутри шара он и спрятался! – воскликнул Паддингтон и попросил, — дай мне, пожалуйста один шарик.

— Держи, — и мальчик протянул ему красный шар.

Паддингтон немного отошёл в сторону.

— Вот ты и попался, Воздух! – завопил он. – Зачем ты украл мои бутерброды с джемом? Признавайся!

— Да ты что, — услышал он вдруг голос из шара, — я не могу есть бутерброды, а зачем тогда их красть? У меня и рта – то нет, рук и ног тоже нет. Я невидимый!

— А как ты говоришь тогда, если рта нет? – с сомнением спросил медвежонок.

— Ну, не знаю, так получается. Звук – это ведь что? Это сотрясение воздуха. Вот я сам и сотрясаюсь, получается мой голос!

— А что у тебя тогда есть? – уже с интересом начал расспрашивать Воздух Паддингтон.

— Что есть-то, — задумался Воздух, — есть моя легкость. Я очень легкий, легче камня и даже легче воды. Я улетел бы вверх, но этот тяжёлый шарик, внутри которого я сижу, меня держит.

— А если я тебя выпущу? – Паддингтон развязал шарик, и тот тут же сдулся. – где ты теперь, Воздух?

— Я везде! Я вокруг тебя! Ты меня вдыхаешь и выдыхаешь! – так щекотно, — засмеялся Воздух.

— С кем это ты разговариваешь? – услышал Паддингтон голос возвращающегося сэра Генри.

— С Воздухом. Мы с ним подружились! – радостно сообщил медвежонок, — и он не брал мои бутерброды, как я сначала подумал.

— Конечно, не брал, — засмеялся сэр Генри, — а ты на свой рот посмотри.

Паддингтон подошёл к стеклянной двери веранды и посмотрел на своё отражение. Весь рот его был в джеме!

— Значит, это я сам его съел! – воскликнул медвежонок растерянно, — так зачитался, что и не заметил…

— Так что на Воздух ты зря думал. Еда – это не для него. Хотя силы ему не занимать. Воздух очень сильный и поднять может многое! А может и выстрелить.

С этими словами сэр Генри вновь заспешил по тропинке прочь от Паддингтона, оставив медвежока в раздумьях. И как это такой лёгкий Воздух может быть сильным? Он ещё и стрелять может. Но как?

«Сказка про Дракона и ветер»

Жил в то время на пустынном острове, затерянном где-то в океане, Великий дракон. Жил он там один одинешенек, и не было у него ни одного друга. Солнце, конечно, светило на остров, и луна со звездами дарили свой свет, но пообщаться и поговорить было не с кем. Плавать и летать дракон не умел, поэтому отправиться на поиски друзей он не мог. Но однажды на на остров приплыла маленькая лодочка. В ней сидел мальчик, такой же как ты. — Лукаво улыбнулся пузырек воздуха. — У мальчика сломалось весло, и он плыл туда, куда несло его водное течение, ветра-то в то время ещё не было. Он очень устал и проголодался, а кроме того ему хотелось домой, к маме.

Когда лодку выбросило на берег, мальчик очень испугался Великого дракона, но через какое-то время они стали настоящими друзьями, много разговаривали, играли, мальчик даже научил дракона петь. Но, конечно же, мальчику очень хотелось вернуться домой, к маме. Он пытался смастерить новое весло, но ничего не получалось. Как-то раз, когда дракон раздувал костер к ужину, а мальчик сидел и грустно смотрел на искорки огня, ему пришла в голову удивительная идея.

— Послушай, — обратился он к дракону, — вокруг нас полная тишина и покой, а когда ты дуешь на костер, то воздух уже не спокоен, он летит быстро-быстро, раздувая огонь. Что это?

— Не знаю, — ответил дракон, — я могу на дерево так дунуть, что оно сломается. Могу сдуть целую гору песка. Когда я дую, получается… получается… Давай назовём это ветер?

— Давай, — согласился мальчик, — а что такое ветер и почему он получается?

— Ну, наверное, потому, что перед тем, как дунуть, я вдыхаю очень много воздуха, набираю полный рот, полную грудь и даже полный живот. Воздуху становится там тесно, давление, с которым он давит на меня изнутри больше, чем снаружи, потому назад вылетает быстро. Вот и получается ветер. Воздух же из зоны высокого давления попадает в зону низкого давления!

— Как здорово! — захлопал в ладоши мальчик, — ты придумал ветер. А сможешь ты на мою лодку дуть так сильно, чтобы она поплыла по морю и доплыла до моего дома?

— Наверное, да, — вздохнул дракон, — но тогда мы с тобой больше никогда не увидимся! Я снова останусь здесь один. Но, ты прав, нужно попробовать. Ведь дома тебя ждёт мама.

Чтобы дракону было легче дуть на лодочку и толкать её. мальчик смастерил для лодочки парус. Потом он попрощался со своим другом и сел в лодочку.

— Я буду вспоминать о тебе! — закричал мальчик, — может, мы ещё с тобой когда-нибудь увидимся!

Дракон набрал побольше воздуха и дунул, потом ещё и ещё. Чем дальше уплывала лодочка, тем сильнее приходилось дракону дуть, чтобы она продолжала плыть. Скоро лодочка скрылась из виду, а дракон всё дул и дул. Ночь сменяла день, а он всё не прекращал дуть. Дракон очень волновался за своего друга, он остановился только через десять дней, когда совсем выдохся.

Но когда он перестал дуть, ветер не прекратился! Он дул сам! Что за чудо. Оказывается, Великий дракон так перемешал воздух за 10 дней, что теперь давление воздуха больше не было везде одинаковым. Где-то давление стало высоким, а где-то низким. И из мест с высоким давлением дул ветер. — Здорово! — восхитился дракон, — теперь мой друг точно доплывет до дому, и я не буду за него волноваться. И я теперь здесь на острове не один. Со мной ветер, такой разный, непостоянный и веселый! А ещё он гонит облака, всё время разные. Красота какая!

Получить текст

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи «Экологическая сказка про воду»включающий в себя опыты.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа) Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды — Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы.

Данный материал может быть использован воспитателем как часть НОД по экологии или эксериментированию.

Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации » Экологические сказки Фио.

Экологические сказки о воде.

>Один из основных принципов экологического образования – это принцип научности и достоверности фактов. Но как рассказать маленьким детям о том, как размножаются растения, о пользе и вреде нефти.

сказка о воде, самом чудесном чуде на земле.

Источник

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]